Галерея на Котловке

Фотогалерея на сайте Котловка.ру


Домой Вход
Список альбомов Последние добавления Последние комментарии Часто просматриваемые Лучшие по рейтингу Избранные Поиск
Главная > Православие > Сокровища ЦАК МПДА
Нажмите, чтобы посмотреть в полный размер

Эскиз антиминса.

Середина XIX века. Санкт-Петербург. Ф.А. Бруни. Бумага, акварель, золото. 39х44,7 см.; паспарту 48,3х59,8 см. Поступил от заведующего ЦАК МДА доцента А.Д. Остапова в 1958 г.
Лист наклеен на картон, обрезан по краю изображения. У нижнего края в центре разрыв листа. Заломы бумаги по углам. Утраты и потертости живописи. Пятна, следы воздействия воды. Справа внизу в рамке изображения — подпись художника акварелью: «Ф. Бруни.».
Композиция эскиза традиционна для изображений на антиминсах XIX в.: в центральной части помещено «Положение во Гроб», в круглых клеймах в углах — евангелисты и их символы, по сторонам — характерные рисунки орудий Страстей Христовых, вверху и внизу оставлено место для надписей. Расположение сюжетов и фигур, фон центрального изображения, некоторые иконографические детали восходят к антиминсам александровского и николаевского времени. В данном случае рисунок, который обычно предназначался для перевода в гравюру, представлен в цвете. Богородица в синем мафории и белом плате, что типично для западной традиции, стоит в центре под крестом (в древнерусских памятниках она склоняется к голове Сына). Справа от Нее — апостол Иоанн Богослов, слева — святая Мария Магдалина, по сторонам — жены-мироносицы и ангелы. Тело Иисуса Христа полагают во Гроб: у главы — праведный Никодим, у ног — праведный Иосиф Аримафейский. В ликах передано напряженное состояние глубокой скорби. Предстоящие не имеют нимбов, у главы Спасителя — небольшое сияние в виде лучей, нимбы евангелистов, католического типа, исполнены тонкой золотой полосой. Написание текста в книгах евангелистов напоминает иврит. Иконографические особенности и стилистический строй произведения принадлежат петербургской художественной культуре.
Остается неясным, когда и для каких целей Ф.А. Бруни мог выполнить этот эскиз. В посвященных его творчеству монографиях, каталоге произведений указаний на подобную работу не содержится. Известно, что в конце 1840-х — начале 1850-х годов, В.К. Шебуев занимался «сочинением рисунка антиминса для Святейшего Правительствующего Синода», эскизы были написаны маслом на холсте. Работа могла быть связана также с подготовкой к освящению Исаакиевского собора (1858 г.). Ф.А. Бруни принимал участие и в украшении Храма Христа Спасителя, для которого в конце 1850-х — 1870-е годы, сделал несколько эскизов. Не исключено и то, что композиция антиминса была взята им за основу при создании эскиза Плащаницы.
Характер рисунка, типология ликов (особенно ангелов), моделировка формы и драпировок, безупречное владение техникой акварели вполне соответствуют стилистике работ Ф.А. Бруни. Таким образом, произведение из собрания ЦАК МДА открывает до сих пор неизвестную область его творческой деятельности.
Федор Антонович Бруни (1801—1875), уроженец Милана, «исповедания римско-католического». Обучался в Императорской Академии художеств в 1809—1818 гг. у В.К. Шебуева. Возведен в звание академика в 1834 г. В 1836 г. назначен на должность профессора. С 1849 г. — начальник отделения живописи Эрмитажа. В 1855 г. утвержден ректором живописи и ваяния. Действительный статский советник (1857 г.). С 1866 г. возглавлял мозаичное заведение Академии художеств. Награжден орденами Святого Станислава I степени, Святой Анны I степени, Святого Владимира III степени. Автор картин «Моление о чаше» (середина 1830-х годов), «Медный змий» (1841 г.), монументальных композиций на сводах Исаакиевского собора.
Я. Зеленина.

838_14.jpg 838_15.jpg 838_16.jpg 838_17.jpg 838_18.jpg
Оценить этот файл (Текущий рейтинг: 5 / 5 - Голосов: 13)
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент