Галерея на Котловке

Фотогалерея на сайте Котловка.ру


Домой Вход
Список альбомов Последние добавления Последние комментарии Часто просматриваемые Лучшие по рейтингу Избранные Поиск
Главная > Православие > Сокровища ЦАК МПДА
Нажмите, чтобы посмотреть в полный размер

Святитель Николай Мирликийский (Можайский), с житием в 12 клеймах.

Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 69х45,5 см. Икона реставрирована. Крупные вставки грунта на боковых и нижнем полях с поздней живописью. Тонировки.
Состав клейм:
1. Рождество свт. Николая;
2. Крещение свт. Николая. Чудо в купели;
3. Приведение во учение;
4. Поставление в священники;
5. Явление во сне царю Константину;
6. Поставление в епископы;
7. Явление трем мужам в темнице;
8. Изгнание беса из кладезя;
9. Избавление попа Христофора от казни;
10. Спасение отрока Дмитра от потопа;
11. Возвращение Агрикова сына Василия;
12. Погребение свт. Николая.
Можайский образ свт. Николая Чудотворца является вариантом иконографического типа зарайского. В иконах этого извода святой представлен в рост, с мечом и градом в разведенных руках. Прототипом этого образа считается статуя свт. Николая, установленная на городских воротах или в соборе г. Можайска. Прославление святыни связано с преданием о чуде, послужившем спасению города.
Наибольшее распространение образы свт. Николая Можайского получили в XVI—XVII вв., причем как в скульптуре, так и в иконописи.
На публикуемой иконе святитель представлен с мечом в виде кривой сабли в руках; изображение Никейского чуда, распространенного в памятниках данной иконографии, отсутствует. Такие изводы известны в XVII в., в северных регионах, и в русской иконописи позднего времени, в том числе в старообрядческой.
В составе клейм художник следует житийной схеме, закрепившейся в русском искусстве XVI в., хотя с рядом довольно существенных отступлений. Небольшое количество клейм — двенадцать, не характерно для искусства XVII в. и почти не встречается в ростовых житийных иконах. Исключением являются древние памятники с еще не устоявшейся схемой, а также житийные иконы свт. Николая XVII в., бытующие в северной провинции, в которых заметны упрощение и архаизация художественного языка, и памятники XVIII—XIX вв., близкие к старообрядческой среде.
Среди распространенных и обязательных сюжетов клейм присутствует один — «Избавление попа Христофора от казни» (кл. 9), чрезвычайно редкий в ранних памятниках, но получивший распространение в XVII в., главным образом в северных регионах. Анахронизмом является отсутствие сюжета «Перенесение мощей свт. Николая», с XVI в. ставшего обязательным для всех регионов.
На верхнем поле помещен необычный по составу деисус. В центре — «Новозаветная Троица», ей предстоят Богоматерь и св. Иоанн Предтеча. Изображение Новозаветной Троицы известно в русском искусстве с середины XVI в. Однако данная композиция, в которой Господь Саваоф представлен благословляющим обеими руками, рядом с Духом Святым в виде ангела, не находит аналогий в русской иконописи.
Справа на поле находится ростовая фигура равноап. царя Константина, который помещен здесь, скорее всего, как патрональный святой заказчика. Однако возможно и другое объяснение. Сопоставление изображений равноап. царя Константина и Новозаветной Троицы могло напоминать о роли императора в установлении догмата о божественной природе Христа, по настоянию которого в 325 г. на первом Вселенском соборе в Никее в Символ веры было внесено понятие «Единосущный Отцу».
Северное происхождение иконы подтверждается архаическими чертами в ее иконографии, вместе с наличием иконографических новаций, популярных скорее в старообрядческой среде. В художественном строе иконы находим ряд черт северной живописи.
Т. Нечаева.

837_04.jpg 837_05.jpg 837_06.jpg 837_07.jpg 837_08.jpg
Оценить этот файл (Текущий рейтинг: 5 / 5 - Голосов: 2)
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент