Галерея на Котловке

Фотогалерея на сайте Котловка.ру


Домой Вход
Список альбомов Последние добавления Последние комментарии Часто просматриваемые Лучшие по рейтингу Избранные Поиск
Главная > Православие > Единоверчество
Нажмите, чтобы посмотреть в полный размер

Символ веры.

Вторая половина XVII в. Дерево (доска с ковчегом), темпера. 244х211 см.
Икона «Символ веры» принадлежит к числу так называемых богословско-дидактических икон, появившихся в русской иконописи в середине XVI в. Все известные ныне композиции «Символа веры» практически дословно повторяют друг друга. Композиция состоит из шести рядов изображений, иллюстрирующих двенадцать членов «Символа веры». Все они сопровождены соответствующими текстами. На верхнем поле иконы из Покровского собора крупная надпись: «ИЗОБРАЖЕНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ». Композиции верхнего яруса иллюстрируют первые два члена «Символа веры». Слева в круге изображен Господь Саваоф, окруженный десятью красными, зелеными и желтыми медальонами с ангелами (надпись: «Верую в[о] единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видим[ым]ъ же всемъ и невидим [ым]ъ»). В центре на фоне развернутого небесного свода сидящий на престоле Христос в окружении 10 кругов, солнца и луны. Сопроводительная надпись располагается на верхнем поле: «И во единаго Господа Icyca Христа Сына Божия Единороднаго, / иже о(т) Отца рожденнаго прежде все(х) век». В правой части яруса — Христос Эммануил, восседающий на престоле в окружении 10 аналогичных кругов (сопроводительная надпись начинается над изображением и продолжается под медальонами Саваофа и Эммануила: «Света о(т) света, Бога истинна о(т) Бога истинна, рождена / а не сотворена, единосущна О(т)цу, Имъ же вся быша)».
В следующем ярусе слева и справа изображены композиции из истории прародителей: «Сотворение Адама и сотворение Евы» и «Изгнание из рая». Третий и четвертый члены «Символа веры» проиллюстрированы в следующем ярусе композициями «Благовещение» (надпись: «Нас ради человекъ / [и] нашего ради / спасения сше/дшаго с небесъ и / воплотившаго/ся о(т) Духа Свята») и «Рождество Христово» (надпись: «И Марии Девы вочеловечшася»); «Распятие с разбойниками» (надпись: «Распятие Господне»; текст «Распятаго за ны» не сохранился), «Христос перед Пилатом» (надпись: «при Понтийстемъ Пилате») и «Положение во гроб» (надпись: «Страда[в]ша и погребена»). Четвертый ярус включает изображения, относящиеся к пятому, шестому и седьмому членам «Символа».
Слева «Сошествие во ад» (надпись: «[И] воскресшаго в третии день по писаниихъ») и «Вознесение» (надпись: «И возшедшаго на небеса»); в центре яруса — «Троица Новозаветная» (надпись: «И седяща одесную Отца»). Вся правая часть до нижнего поля иконы отведена композиции «Страшный суд», сопровожденной надписями, относящимися к седьмому и одиннадцатому членам «Символа». На правом поле — начало седьмого члена: «И паки грядушаго со славою судити живым и мертвым». Продолжение седьмого и восьмой член проиллюстрированы в следующем ярусе иконы. Слева — композиция «Предста Царица...» с предстоящими апостолами. Надпись на левом поле: «Его же ц(а)р(с)твию несть конца»; надпись над апостолами: «апо(с)толи Господни». В центре яруса — многосоставная композиция, иллюстрирующая восьмой член «Символа». Ее центр образован расположенными одно под другим изображениями Господа Саваофа и Иисуса Христа, сидящего на огненных херувимах; по сторонам — группы из шести святых, предстоящих Святому Духу в образе голубя и Богоматери типа Знамение. В группах предстоящих изображены: три святителя, в том числе Григорий и Игнатий, и русские князья Владимир, Борис и Глеб (левая группа); пророки: Давид, Захария, Соломон, неизвестный, Даниил и Иезекииль (правая группа). Надписи: над левой группой — «И в Духа Святаго Господа истиннаго и Животворящего, [иже] / о(т) Отца исходящаго, иже со Отцем / и Сыном спокланяема и [с]славима»; над правой группой — «глаголавшего пророки». Иллюстрация к девятому члену «Символа веры» размещена в середине второго верхнего яруса между изображениями из истории прародителей. В центре композиции представлен стоящий на подножии Христос в окружении святых, выше надпись: «И во едину святую соборную [и] апо(с)тольскую Церковь». В нижнем ярусе представлены иллюстрации к десятому, одиннадцатому и двенадцатому членам «Символа»: «Крещение» (на левом поле надпись: «Исповедую / едино крещение»), «Крещение народа» (на нижнем поле надпись: «во оставление греховъ»), «Воскрешение мертвых» (входит в состав композиции «Страшный суд»; надпись: «Чаю воскресения мертвым»). Композиция в центре яруса представляет Небесный Иерусалим с 12 вратами (надпись: «И жизни будущего века»).
Н.В. Пивоворова.

835_61.jpg 835_62.jpg 835_63.jpg 835_64.jpg 835_65.jpg
Оценить этот файл (Текущий рейтинг: 4.9 / 5 - Голосов: 24)
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент