Галерея на Котловке

Фотогалерея на сайте Котловка.ру


Домой Вход
Список альбомов Последние добавления Последние комментарии Часто просматриваемые Лучшие по рейтингу Избранные Поиск
Главная > Православие > Сокровища ЦАК МПДА
Нажмите, чтобы посмотреть в полный размер

Икона Божией Матери «Иверская».

1880-е годы. Москва. Фирма О. Ф. Курлюкова. Дерево (кипарис), грунт, масло. Оклад: серебро, золочение, эмаль по скани и росписная, бархат. 34х29 см. Поступила из кабинета Патриарха Алексия I в резиденции Московской Патриархии в Чистом переулке в 1971 г. Не реставрирована. Сохранность полная.
Древняя чудотворная икона Иверского монастыря на Афоне, по одному из преданий, приплыла в обитель по морю, спущенная в воду благочестивой женщиной, спасшей ее от уничтожения во времена иконоборчества. В обители она сама выбрала для себя место, остановившись над воротами, поэтому ее называют Вратарница (грен. Портаитисса). В 1648 г. в Россию был привезен точный список с «Иверской» иконы, выполненный греческим иконописцем Ямвлихом Романовым (сейчас в Новодевичьем монастыре). В 1654 г. по указанию Патриарха Никона был сделан второй список, предназначенный для Иверского монастыря на Валдайском озере (не сохранился).
Богоматерь с Младенцем на «Иверской» иконе представлена в типе Одигитрии. Особенностью этого извода является легкий наклон головы Девы Марии и рана на Ее щеке — след от удара мечом, полученного во время нападения на монастырь персов. На копии 1648 г. были изображены поклоняющиеся Богородице ангелы в медальонах и фигуры двенадцати апостолов на боковых полях.
Широкое почитание афонской святыни в России устанавливается в XVII в., особенно усиливается оно в Москве в связи с возведением в конце XVII в. у Воскресенских ворот Московского Кремля часовни, посвященной «Иверской» иконе Богоматери, в которой был помещен список с чудотворного образа.
Празднования иконе установлены 12/25 февраля, 13/26 октября и во вторник Светлой седмицы.
Публикуемый памятник принадлежит к лучшим произведениям иконописного и ювелирного мастерства второй половины XIX — начала XX в. Богоматерь с Младенцем написаны в академической манере в технике масляной живописи. Одежды на окладе выполнены в высоком рельефе, с глубокими складками, украшенными гравированным орнаментом. Позолоченные поверхности мафория Богоматери и гиматия Младенца, контрастируя с открытыми участками серебра на рубашечке и платье, создают дополнительный живописный эффект, который усиливается благодаря обильному использованию эмали. Мастер применяет разнообразные техники, на фоне он создает сетчатый орнамент из перегородчатой эмали, в каймах, на нимбах и полях обращается к росписной. Цветовая палитра чрезвычайно богата, в нее входят синий, голубой, белый, розовый, красный цвета. Узоры росписной эмали заимствуются из произведений мастеров XVII в., работавших в Сольвычегодске и других усольских городах, известных своими эмальерными промыслами. Обращение к древнерусским художественным традициям становится определяющим в развитии ювелирного искусства второй половины XIX — начала XX в. В декоративных формах также используются мотивы стиля модерн, характерные для изделий фирмы О.Ф. Курлюкова.
На нижнем торце и на мафории внизу справа находятся клейма: именник фирмы Ореста Федоровича Курлюкова, владельца фабрики серебряных изделий, 1884—1916 гг. — «О. Курлюковъ»; знак Московского пробирного управления, относящийся к 1880-м годам, — на двух соединенных щитках проба серебра «84» и «Св. Георгий». Оборот закрыт «сорочкой» из красного бархата.
Т. Нечаева.

837_29.jpg 837_30.jpg 837_31.jpg 837_32.jpg 837_33.jpg
Оценить этот файл (Текущий рейтинг: 5 / 5 - Голосов: 19)
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент