Галерея на Котловке

Фотогалерея на сайте Котловка.ру


Домой Вход
Список альбомов Последние добавления Последние комментарии Часто просматриваемые Лучшие по рейтингу Избранные Поиск
Главная > Православие > Сокровища ЦАК МПДА
Нажмите, чтобы посмотреть в полный размер

Царские врата.

Конец XVII века. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Левая створка: 221х61 см. правая створка: 220,5х77 см. Происходит из храма Харитона Исповедника в Москве. В 80-е годы XIX в. Царские врата реставрировал Н.Н. Подключников, который снял с них два слоя записей. Позолота и серебрение фона врат относятся к более позднему времени. Известно, что Н.Н. Подключников открыл авторский фон листового серебра со звездами «творского золота». Имеются тонированные чинки левкаса, потертости авторского красочного слоя, золота, особенно на нимбах, тонировки и прописи. Надписи частично утрачены. Металлические вставки и рамки деформированы. «Распятие» (XIX в.) и фигуры предстоящих (XVIII в.) из другого ансамбля и более поздние.
Эти уникальные царские врата происходят из храма Харитона Исповедника в Огородниках. Иконография врат очень своеобразна. Вверху на створках представлены лики архангела Гавриила и Богоматери в сцене «Благовещение». На каждой створке по десять оглавных образов святых. Все изображения помещены в обрамленные флемованными дорожниками восьмигранные рамки, между которыми на металлических пластинах херувимы, написанные черной краской по золоту, с человеческими лицами в анфас и в профиль, а два из них имеют лики льва и орла. Вверху по центру врат поздний, XIX в., крест с предстоящими.
В древнерусском искусстве отклонения от двух традиционных для царских врат композиций («Благовещение» с двумя святителями или с евангелистами) очень редки. Во второй половине XVII в. появляются вариации, но и в их основе, как правило, лежит наиболее распространенный тип врат с «Благовещением» и евангелистами.
Состав изображений на царских вратах из Харитоньевского храма, помимо обязательного «Благовещения» (вверху), включает в себя образы верховных апостолов Петра и Павла, четырех евангелистов, двух отцов Церкви — творцов литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (два верхних ряда клейм). Третий ряд — это отцы Церкви Григорий Богослов и Григорий Двоеслов, а также два святых, чьи престолы были в храме Харитона Исповедника — Никола и Антипа. Следующий, четвертый, ряд — слева направо: прп. Харитон Исповедник, свт. Афанасий Александрийский, свт. Кирилл Александрийский и прп. Иоанн Дамаскин. Наконец, нижний ряд — архидиаконы. Читаются имена св. Лаврентия и Авива. Из двух других один, скорее всего, Стефан (юный, с длинными волосами), другой — Евпл. Таким образом, здесь присутствуют евангелисты, апостолы, отцы Церкви, в том числе и творцы литургии, и архидиаконы. Подбор святых указывает на желание автора программы этого произведения создать иконографический и смысловой аналог традиционному комплексу царских врат, состоявшему из врат и столбиков, на которых изображались святители и архидиаконы. В художественном отношении царские врата из церкви Харитона Исповедника представляют собой прекрасный образец живописи позднего XVII в., выполненной в традициях Оружейной палаты. Близость моделировки личного с характерными активными высветлениями, сделанными по одной и той же системе, похожий тип удлиненных ликов с крупными чертами, глубокими глазницами, недлинными прямыми сужающимися носами, заканчивающимися небольшим утолщением, с углублением на переносице, а также колорит позволяют предположить, что царские врата и икона «Сщмч. Антипа Пергамский» были написаны одним мастером.
Л. Тарасенко.

836_89.jpg 836_90.jpg 836_91.jpg 836_92.jpg 836_93.jpg
Оценить этот файл (Текущий рейтинг: 5 / 5 - Голосов: 7)
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент