Галерея на Котловке

Фотогалерея на сайте Котловка.ру


Домой Вход
Список альбомов Последние добавления Последние комментарии Часто просматриваемые Лучшие по рейтингу Избранные Поиск
Главная > Православие > Сокровища ЦАК МПДА
Нажмите, чтобы посмотреть в полный размер

Собор всех святых.

XIX век. Греция. Дерево, ковчег, левкас, темпера. 31,4х23 см. Икона реставрирована. Небольшие выпады левкаса.
Сюжет «Собор всех святых» выкристаллизовался из сцены Страшного суда и представляет торжество всех праведников в Раю. На иконе представлен наиболее распространенный вариант иконографии. Большую часть композиции традиционно занимает двойная сфера, в центре которой — изображение Христа. По сторонам — Богоматерь и Иоанн Креститель. Вокруг — во внешней сфере — хор святых, представленных по чинам святости. Реже встречается изображение святых в арочных проемах, размещенных несколькими рядами в нижней части композиции, как на иконе XVIII (?) в. из музея Метрополитен в Нью-Йорке. Существуют различные варианты изображения Христа в центральной сфере: в рост, восседающим на троне (как на рассматриваемой иконе, а также многочисленных афонских гравюрах), на радуге (икона XVIII в. из ГМИИ), ангелах (икона из Нового Скита на Афоне, 1770 г.), или может быть представлен образ Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух (икона XVIII в. из монастыря Павла Ксиропотамского на Афоне).
Вокруг сфер обычно изображаются ангелы, евангелисты или символы евангелистов. На фоне вне сфер часто встречаются фигуры пророков Соломона и Даниила или Исайи и Иезекииля. Отличительной особенностью этой иконы является размещение символов евангелистов по краям внутреннего круга и изображение двух херувимов по углам. Образ Рая в нижней части иконы традиционен — на фоне зеленых кущ представлены три праотца — Авраам, Исаак, Иаков и благоразумный разбойник.
Иконография «Собор всех святых» получила особое распространение на Афоне: такие иконы часто включались в иконостасы скитов; их можно видеть в монастырях Павла Ксиропотамского, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита. В качестве наиболее близких иконографических аналогий можно назвать икону второй половины XVII в. из музея в Реклинхаузене; «Все святые» из Нового Скита на Афоне, 1770 г.; «Все святые» XVIII в. из афонского монастыря Павла Ксиропотамского.
Манера живописи характерна для XIX в. Тип изображения херувимов в верхних углах композиции подтверждает эту датировку. Живопись личного исполнена контрастно, в ее основе — темный санкирь, по которому для создания объема положен чуть розоватый тон и белила. Рисунок по золоту нанесен тонкими линиями зеленого и красного цветов. Цветовые сочетания и общий характер оформления иконы с двойными золотыми и киноварными полями позволяют высказать предположение о создании этой иконы на Афоне.
Н.Герасименко.

836_50.jpg 836_51.jpg 836_52.jpg 836_53.jpg 836_54.jpg
Оценить этот файл (Текущий рейтинг: 4.7 / 5 - Голосов: 36)
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент