Галерея на Котловке

Фотогалерея на сайте Котловка.ру


Домой Вход
Список альбомов Последние добавления Последние комментарии Часто просматриваемые Лучшие по рейтингу Избранные Поиск
Главная > Православие > Единоверчество
Нажмите, чтобы посмотреть в полный размер

Иконостас.

Палех. Середина — третья четверть XIX в. Дерево, левкас, темпера. 53,7х44 см.
В плоскость ковчега иконы вписано изображение иконостаса или даже храма, представленного очень условно — в разрезе, с видом на иконостас, над которым возвышаются барабаны и главы здания, показанные как бы с западного фасада. Иконостас о шести ярусах. В местном ряду справа от Царских врат находятся иконы: «Спас Смоленский», «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни», «Богоматерь Всех скорбящих радость»; слева: «Богоматерь Неопалимая Купина», «Богоматерь с Младенцем на престоле», «Покров Богоматери». На Царских вратах изображены Благовещение и четыре евангелиста, на боковых дверях иконостаса — архидиаконы Стефан и Лаврентий. Над Царскими вратами помещена икона «Тайная вечеря», над боковыми дверьми — «Евхаристия» в двух видах. Под местными иконами — разноцветные подвесные пелены. По сторонам от Царских врат — пара резных витых колонн (или полуколонн), тянущихся до самого верха иконостаса и выделяющих его осевую линию, с самыми значительными иконами каждого из верхних ярусов. В праздничном ряду тринадцать икон, с иконой «Воскресение. Сошествие во ад» в центре. В деисусном ряду — столько же икон, в центре — «Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечей и архангелами Михаилом и Гавриилом», по сторонам — иконы двенадцати апостолов. В следующем ярусе — «Спас в силах» и двенадцать икон пророков, выше — «Отечество» и столько же икон праотцев. Завершающий ярус составляют пять икон полуциркульной формы (либо это изображение настенной живописи в люнетах восточной стены): в центре — «Распятие», по сторонам от него — «Снятие со креста», «Положение во гроб и оплакивание Христа», дальше, к краям композиции — «Поцелуй Иуды» и «Моление о чаше». Храм венчают семь луковичных главок на розово-красных барабанах. Пара главок по сторонам от центральной главы стоит на сводиках, в которые вписаны огненно-красные херувим и серафим (как они названы в надписях). Иконостас, представленный на данной иконе, имеет следующие особенности. Праздничный ряд размещен не над деисусным чином, как в древности, а под ним, как было принято со второй половины XVII в. Икона «Спас в силах», обычно являвшаяся средником Деисуса, находится в центре пророческого ряда. Очевидно, с точки зрения поздних иконописцев такое ее расположение было вполне оправданным, ведь на этой иконе Христос представлен в видении пророка Иезекииля. И наконец, первое лицо Святой Троицы в композиции «Отечество» в надписи названо «Господь Саваоф» — отличие от древности, когда Бога Отца можно было представить только в образе Иисуса Христа Ветхого Деньми. Но в русской иконописи подобные надписания не были редкостью уже с середины XVI в., а в XVII в. вошли в обычай. Таким образом, с точки зрения людей XIX в., как иконописцев, так и заказчиков, иконография и сюжетный состав иконостаса, изображенного в публикуемом произведении, ни в чем не отступали от канона. Декоративное решение иконостаса на этой иконе и на всех подобных ей иконах XIX в. для того времени было весьма архаичным — на них не изображается обильная позолоченная резьба в барочном, рокайльном или классицистическом стиле, которая в действительности служила обычным оформлением иконостасов, создававшихся вновь или подвергавшихся переделкам в XVIII—XIX вв. Возможно, иконы данного типа в XIX в. создавались в расчете на любителей древностей, прежде всего из старообрядческой среды. На указанной иконе, как и на множестве ей подобных, представлен скорее традиционный тябловый иконостас с весьма умеренным резным декором — с позолоченными накладками на тяблах и с узкими столбиками, тоже с позолотой, отделяющими иконы друг от друга в горизонтальных рядах. Однако изображенная на ней резьба при всей ее простоте все-таки напоминает о декоре иконостасов середины — третьей четверти XIX в. в стиле так называемого второго рококо.
В.М Сорокатый.

835_94.jpg 835_95.jpg 835_96.jpg 835_97.jpg 835_98.jpg
Оценить этот файл (Текущий рейтинг: 5 / 5 - Голосов: 8)
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент