Галерея на Котловке

Фотогалерея на сайте Котловка.ру


Домой Вход
Список альбомов Последние добавления Последние комментарии Часто просматриваемые Лучшие по рейтингу Избранные Поиск
Главная > Православие > Единоверчество
Нажмите, чтобы посмотреть в полный размер

«Да молчит всяка плоть человеча...»

1580-1590-е гг. Дерево, левкас, темпера. 231х157 см. (врезок 195,5х161,2 см.). Древняя икона врезана в новую доску. Происходит из местного ряда иконостаса Благовещенского собора г. Сольвычегодска. Поставление Никиты Григорьевича Строганова. В 1822 г. куплена в Сольвычегодске купцом Н.А. Папулиным для федосеевских моленных в г. Судиславле Костромской губернии. Впоследствии передана на Рогожское кладбище.
Икона иллюстрирует текст Херувимской песни, которая поется на литургии в Великую субботу при Великом Входе: «Да молчит всяка плоть человеча и да стоит страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным, предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Впервые эта сложная иконография появилась в древнерусском искусстве в середине XVI в., в годы пребывания на московской кафедре митрополита Макария и, подобно другим богословско-дидактическим сюжетам, была подвергнута современниками сомнению. Самой ранней из известных композиций, аналогичной по иконографии к публикуемой иконе, является фреска в алтаре Успенского собора в г. Свияжске (1561 г.). В правой части композиции, на фоне храма, под киворием изображены три святителя, стоящие позади престола. Слева к престолу направляется процессия, возглавляемая диаконом-свещеносцем. За ним следуют диакон с потиром и кадилом, святитель, несущий на поднятых руках дискос, на котором под звездицей лежит младенец Иисус Христос. Заключает шествие святитель с воздухом. Композиция в символической форме иллюстрирует конкретный момент богослужебного действа — перенесение Святых Даров с жертвенника на престол. В соответствии с текстом молитвы процессии предшествуют небесные силы: «Предходят же сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии херувими и шестокрилатии Серафими...».
Слова о предстоянии «всякой плоти человечей» переданы изображениями ликов святых и богомольцев, представленных в два яруса в нижней части иконы. На первом плане в отдельных киотцах — фигуры царя Ивана Васильевича (Грозного) и московского митрополита Макария. Подобные изображения на иконах персонажей «живых суще» вызвали особые нарекания дьяка И.М. Висковатова, однако были узаконены на церковном соборе 1554 г.
Икона из Благовещенского собора г. Сольвычегодска, написанная в 1580—1590-е гг., повторяла аналогичный, не дошедший до наших дней образ из Благовещенского собора Московского Кремля. В местном ряду сольвычегодского храма она находилась рядом и составляла единый комплекс с другой иконой, изображавшей церемонию Великого Входа — «Иже херувими...», на которой среди «живых суще» представлены заказчик местных икон сольвычегодского Благовещенского собора Н.Г. Строганов и его ближайшие родственники.
Н.В. Пивоварова.

835_20.jpg 835_21.jpg 835_22.jpg 835_23.jpg 835_24.jpg
Оценить этот файл (Текущий рейтинг: 5 / 5 - Голосов: 7)
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент