Вход

Изображения в галерее

447.jpg
824_74.jpg
824_97.jpg

Главная

Житие преподобного отца нашего Кириака


     Преподобный Кириак происходил из Коринфа1 и был сыном пресвитера соборной церкви Иоанна; мать его звали Евдоксией. Родился он в последние годы царствования Феодосия Младшего2. Родственник преподобного, Петр, епископ Коринфский, сделал его еще в отроческие годы чтецом соборной церкви. Упражняясь в чтении Божественных книг с утра до вечера и с вечера до утра, изучал Кириак Священное Писание, удивляясь тому, как Бог с самого начала мира все премудро устроил для спасения человеческого, как во всяком поколении Он сподоблял великой чести угодивших Ему и даровал им великую славу. Ибо Он Авеля прославил за жертву (Быт 4,4), Еноха же почтил перенесением в рай за то, что тот весьма угодил Ему3. Он сохранил от потопа за праведность Ноя, эту искру человеческого рода (Быт 7—8)4, явил Авраама, ради веры его, отцом многих народов (Быт 12,4—5)5, показал, что Ему приятно доброе священствование Мельхиседека (Быт 19,18—20)6, возвеличил Иосифа ради его целомудрия (Быт 41,39—51), дал всему человечеству в лице Иова пример терпения (Иов 1; Иак 5,10—11), сделал Моисея законодателем, допустил Иисуса Навина остановить течение солнца и луны (Нав 10,12—14), явил в Давиде пророка, царя и праотца Христа Спасителя и превратил для отроков пламень вавилонской пещи в росу (Дан З,50). Более же всего дивился Кириак, помышляя о бессемянном зачатии и неизъяснимом рождении Христа, — как Дева стала Матерью, соблюдши неповрежденным Свое девство и, как Бог-Слово, не изменяясь, сделался человеком, пленил Крестом ад и, поправ обольстителя-змия, снова ввел Адама в рай. Размышляя об этом и читая жития святых, Кириак возгорелся духом, и в сердце его проник страх Божий; стал он стремиться к подражанию угодникам Божиим и помышлял о том, как бы ему уйти во святой град Иерусалим и там, отрекшись от мира, служить одному Богу. Занятый такими размышлениями, однажды в воскресный день услышал он в церкви слова положенного на тот день Евангелия: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свои и следуй за Мною» (Мф 16,24). Кириак, уразумев, что эти слова относятся к нему, тотчас вышел из церкви и, не сказав никому о своем намерении, пошел на берег, где была пристань; найдя здесь корабль, отправлявшийся в Палестину, с упованием на Бога вошел он на этот корабль и отплыл на нем. Кириаку было восемнадцать лет от роду, когда он, как новый Иаков, вышел из дома отца своего (Быт 28,7—10), оставив все ради Бога. Вскоре он прибыл во святой град Иерусалим, где епископом был Анастасий; то было в восьмой год его епископства и в девятый год царствования императора Льва7.
     Посетив святые места, Кириак пришел к некоему человеку Божьему по имени Евсторгий, устроившему монастырь близ святого Сиона8 и, будучи им принят, провел там зиму. Взирая на подвиги иноков, Кириак и сам начал подвизаться в иноческой жизни и, как бы по лестнице — с одной ступени на другую, восходил на самую вершину добродетельной жизни. Проживая в обители Евсторгия, он слышал от многих о святом Евфимии9, устроившем лавру10 в пустыне, и о совершенной его жизни; поэтому он умолил блаженного Евсторгия отпустить его в Евфимиеву лавру, ибо он любил пустыню и хотел жить в ней. Преподав надлежащее наставление Кириаку, Евсторгий отпустил его с молитвой и благословением к преподобному Евфимию. Евфимий с любовью принял его, провидя в нем имеющие открыться дарования Божии; вскоре он своими руками постриг Кириака в иноки и послал на Иордан к святому Герасиму11, который заменил собой великого Феоктиста12, отшедшего к Господу. Видя, что Кириак еще слишком молод, святой Герасим повелел ему жить у себя в общежитии монастырском и трудиться в различных послушаниях13.
     Кириак показал себя готовым на всякие труды и пребывал на поварне, рубя дрова, нося воду и приготовляя кушанья; вообще всякое послушание исполнял он с благодарностью, не давая себе покоя, и тем самым утруждал свое тело. Днем он работал со всем усердием для монастыря, а ночь стоял на молитве, лишь иногда на некоторое время забываясь сном; постился же он так строго, что только через два дня вкушал хлеб и воду. Когда же, по обычаю, соблюдавшемуся в праздники, ему случалось вкусить немного вина, то он сначала разбавлял его водою, а равно и в елей вливал сок укропа.
     Видя такое воздержание в столь молодые годы, преподобный Герасим дивился сему и полюбил Кириака. У Герасима был обычай уходить на святую Четыредесятницу в глубокую пустыню, называемую Рува, куда иногда удалялся и преподобный Евфимий. Любя блаженного Кириака, Герасим брал его с собой в пустыню, чтобы и ему дать возможность упражняться в особом воздержании. Там Кириак каждую неделю причащался из рук Герасима Святых Христовых Таин; так пребывали они в пустынном безмолвии до недели Ваий и потом возвращались в обитель с великою пользою для души своей. Спустя некоторое время преставился преподобный Евфимий, о чем святой Герасим узнал, находясь в своей келии, ибо видел ангелов Божиих, с радостью возносивших на небо душу преподобного. Тотчас он взял с собой Кириака и пошел в лавру Евфимия, где нашел преподобного скончавшимся о Господе; предав погребению его честное тело, Герасим возвратился с возлюбленным учеником своим в свою келию.
     В девятый год по прибытии Кириака в Палестину великий угодник Божий Герасим перешел от земных обителей в вечные. Тогда Кириак, будучи двадцати семи лет от роду, снова возвратился в лавру преподобного Евфимия, где некогда принял из святых рук его ангельский образ14. Игуменом лавры в то время был Илия; испросив у него уединенную келию, Кириак стал жить в ней в безмолвии. В лавре обрел он себе и друга, инока по имени Фома, великого и совершенного в иноческом житии постника, и стал питать к нему великую любовь о Святом Духе: каждый из них получал пользу друг от друга, ибо оба они были исполнены благодати Божией. Но недолго они утешались своим дружеским совместным пребыванием, ибо воля Божия разлучила их. Так блаженный Фома был послан диаконом Фидом в Александрию купить некоторые предметы, потребные для монастыря. При этом ему вручено было епископом Мартирием15 послание к Тимофею, архиепископу Александрийскому16. Архиепископ Тимофей удержал пришедшего Фому у себя, прозрев пребывающую на нем благодать, и, рукоположив его, поставил епископом в Эфиопскую страну17. Пришедши туда, блаженный Фома просветил светом христианства все местности этой страны и, сотворив много знамений и чудес, был добрым пастырем порученного ему стада.
     Лишившись друга своего, инока Фомы, святой Кириак наложил на себя обет глубокого молчания и жил, затворившись в келии, как бы погребенный в гробе, беседуя только с Одним Богом. И оставался он в той обители, где был хиротонисан во диакона, десять лет. В то время оба монастыря, Евфимиев и Феоктистов, имели одинаковое общежитие и одно управление, держась устава великого Евфимия. Но враг произвел в этих монастырях возмущение и поселил между ними разделение и раздор. Опечаленный этим разделением между монастырями, святой Кириак удалился в монастырь Сукийский, который основал и устроил преподобный Харитон18. Будучи принят там, как новоначальный19, он стал проходить иноческие послушания. Пробыв четыре года в различных службах, в пекарне и в больнице, и заслужив одобрение всех отцов, он был допущен совершать диаконское служение; по истечении же трех лет после этого, на сороковом году от рождения, Кириак был поставлен пресвитером, а потом сделан канонархом20 и нес это послушание восемнадцать лет; всего же в Сукийском монастыре он прожил более тридцати лет. Сам он свидетельствовал, что в то время как он был канонархом, солнце не видело его вкушающим пишу или на кого-нибудь гневающимся. Говорил он также, что всякий вечер, став в келии на молитву, он совершал чтение и пение псалтири до удара в било21 на полуночное пение.
     Пожелав вести жизнь еще более строгую, Кириак на семидесятом году от рождения удалился в пустыню. Он взял с собою одного ученика и, путешествуя по пустыне много времени, дошел до той ее части, которая называлась Натуф, где и поселился. Не имея ничего для пропитания, ибо растительность той пустыни была чрезвычайно горька, он помолился Богу и, веруя в Его милосердие, сказал ученику:
     — Иди чадо, набери горького зелья и свари его. Благословен всемогущий Бог, — Он и тем зельем нас пропитает!
     Ученик исполнил то, что велел ему святой; Бог же, питающий всех, возложивших на Него упование, изменил горечь того зелья в сладость, и оно служило им пищей в продолжение четырех лет. В конце четвертого года о Кириаке услышал от пастухов, пасших в пустыне овец, старейшина комитов22 из Фекуи. Возложив на осла мешок с хлебами, он пришел к Кириаку, прося его благословения и молитв. Помолившись, Кириак беседовал с ним о душеполезных предметах, и затем с благословением отпустил его; с тех пор они стали питаться хлебами, привезенными старейшиной. Но однажды ученик Кириака сварил, без повеления блаженного старца, зелье и, когда вкусил его, то почувствовал такую горечь, что не мог произнести ни одного слова. Поняв причину его немоты, старец помолился над ним, причастил его Пречистых Таин и тем исцелил его недуг. При этом он сказал ему в наставление:
     — Не всегда Бог будет творить чудеса, но только во время наших бедствий и в крайней нужде нашей; когда мы не имели хлебов, Бог усладил для нас зелье, чтобы мы могли его есть; ныне же мы имеем хлеба, и есть ли необходимость в том чуде, чтобы горькое зелье превращалось в сладкое?
     Но вот хлебы кончились, и опять оказался недостаток в пище; тогда старец снова сказал ученику:
     — Благословен Бог, чадо, — набери и свари зелья.
     Ученик исполнил повеление, но когда наступил час принятия пищи, то не хотел вкусить ее, боясь опять причинить себе тем страдание; старец же, осенив кушанье крестным знамением, вкусил сначала сам, а потом, взирая на старца, осмелился вкусить и ученик, и оба они не потерпели никакого вреда, ибо нашли кушанье сладким, как и прежде, и с того времени стали питаться тем зельем.
     На пятый год пребывания Кириака в пустыне о блаженном услышал некий муж, родом из Фекуи, и, приведя к нему сына своего, которого в каждое новолуние мучил лютый бес, молил святого, чтобы он сжалился над его сыном и изгнал из него того злого мучителя. Сотворив молитву, Кириак помазал больного елеем, изображая на нем крестное знамение, и сим изгнал беса. И возвратился тот человек с выздоровевшим сыном в свой дом и всем рассказывал об этом чуде.
     Слух о святом прошел по всей стране той, и стало к нему стекаться много людей — один прося благословения, другой ради исцеления, а иной желая побеседовать с ним и получить пользу для души своей. Избегая славы человеческой, святой Кириак ушел во внутреннюю пустыню, называемую Рува, и пробыл в ней пять лет, питаясь корнями растения, называемого мелагрией, и свежими побегами тростника23. Но и там нашли его некоторые, приносили к нему своих больных и страждущих от нечистых духов; святой же исцелял всех крестным знамением и молитвой.
     Не находя и здесь себе покоя, святой ушел из Рувы и поселился в пустынной и сокровенной местности, где не было ни одного отшельника: это место именовалось Сусаким и отстояло от Сукийского монастыря на девяносто поприщ24. Здесь некогда стекались две глубокие реки, которые потом высохли, и осталось от них только глубокое и широкое русло. По словам некоторых, то были реки Ифамские, о которых Давид в псалмах говорил, обращаясь к Богу: «Ты иссушил сильные реки Ифамские» (Пс 73,15)25. И пробыл там Кириак семь лет, проходя равноангельское житие.
     По Божественному попущению, в тех странах наступил голод и мор. Убоявшись угрожающей напасти, отцы лавры Сукийской явились к святому Кириаку, умоляя его прийти в их монастырь; ибо они веровали, что если святой Кириак будет с ними, то от них отвратится гнев Божий. Так потом и случилось. Прибыв по просьбе братии в лавру, преподобный Кириак стал жить подле монастыря в отшельнической пещере, где прежде обитал преподобный Харитон.
     В то время усиливалась ересь Оригенова26, в искоренении которой святой Кириак много потрудился, противоборствуя безбожному еретическому учению, молитвой и словом обращая обольщенных на истинный путь, православных же укрепляя в вере. Об этом писатель этого жития, Кирилл, говорит так: «В то время, выйдя из лавры Евфимия Великого, пришел я в лавру Святого Саввы27 к преподобному епископу Иоанну Молчальнику28. Им я был послан с письмом к авве Кириаку, чтобы известить его о раздоре, произведенном еретиками во святом городе, и умолять его обратиться с неотступными молитвами к Богу о низвержении гордости вождей еретических, Нона и Леонтия, повторяющих Оригеновы хулы на Христа. Пришедши в Сукийскую обитель, я пошел в пещеру преподобного Харитона и, поклонившись блаженному Кириаку, отдал ему письмо, причем сказал и сам то, что было велено мне чудным Иоанном Молчальником. Святой же отвечал мне: «Пусть не скорбит пославший тебя отец, ибо вскоре, по милости Божией, мы увидим падение ереси».
     И предсказал он скорую смерть Нона и Леонтия, проповедников Оригенова учения. Продолжая свою поучительную беседу, Кириак выяснил мне безумие и обман оригенитов и сказал, как ему Божественным откровением показан был вред этой ереси и погибель прельщенных ею. Узнав из нашего разговора, что я — инок из лавры великого Евфимия, блаженный сказал: «Итак, брат, ты из одного монастыря со мною». И начал он многое говорить мне о Евфимии на пользу души моей и, напитав душу мою полезными рассказами и сладкой своей беседой, отпустил меня с миром. Вскоре сбылось пророчество блаженного Кириака, ибо ересеначальники внезапно умерли, еретическое общество распалось, и кончилось гонение на православных. Тогда Кириак, освободившись от заботы, ушел из пещеры преподобного Харитона опять в Сусаким, на девяносто девятом году своей жизни, и провел там в безмолвии восемь лет.
     Снова восхотев видеть святолепное лицо преподобного и насладиться сладкой беседой его, я отправился в обитель Сукийскую и найдя там ученика его Иоанна, пошел с ним в Сусаким к блаженному Кириаку. Когда мы приблизились к тому месту, нас встретил огромный и страшный лев. Увидев, что зверь привел меня в ужас, ученик святого Иоанн сказал мне:
     — Не бойся, брат Кирилл: этот лев — служитель отца нашего и не делает никакого вреда приходящим к нему братиям.
     Действительно, лев, видя, что мы идем к старцу, отошел с дороги. Увидав меня, авва Кириак сказал:
     — Вот и брат из моего монастыря, Кирилл, пришел ко мне.
     Сотворивши молитву, мы сели и стали беседовать. И сказал ему ученик его Иоанн:
     — Отче! Брат Кирилл, увидев льва, очень испугался.
     Старец же сказал мне:
     — Не бойся, чадо Кирилл, того льва, ибо он живет со мной и стережет эти скудные овощи от диких коз.
     Затем святой много рассказывал мне о великом Евфимии и о других пустынных отцах, проводивших добродетельную жизнь, а потом велел подать мне есть. Когда мы ели, пришел лев и стал пред нами; старец же, встав, дал ему кусок хлеба, говоря:
     — Иди, стереги овощи.
     А мне сказал:
     — Видишь ли, чадо, этого льва? Он не только стережет овощи, но и отгоняет отсюда разбойников и варваров: злые люди много раз нападали на это убогое место, но лев прогонял их.
     Услышав это, я дивился и прославил Бога, покорившего диких зверей, как овец, Своему угоднику. Пробыл я у него один день, но многому научился; на утро же, сотворив молитву, он преподал мне благословение и отпустил с миром, повелев ученику своему проводить меня. Выйдя от святого, мы встретили на дороге льва, который лежал и пожирал дикого козла; не смея идти мимо него, мы остановились, он же, увидев, что мы стоим, оставил свою добычу и, сойдя с дороги, дал нам пройти.
     Место, где жил преподобный, было сухо и безводно, и не было там колодца. Блаженный же, выдолбив в камне углубление, собирал в него зимою воду, и этой воды было довольно ему самому и для поливки овощей в течение всего лета. Но в один год, в июле месяце, вода собранная в камне, высохла от великого зноя. Скорбя о безволии, святой возвел очи на небо и помолился такими словами: «Боже, напоивший в пустыне жаждавшего Израиля (Исх 17,1—6; Чис 20,2—12), подай и мне в этой пустыне немного воды, нужной на потребу убогого моего тела».
     И тотчас над Сусакимом явилось небольшое облако, вокруг жилища святого пошел дождь и наполнил ему все углубления, находившиеся между камнями. Так скоро Бог услышал раба Своего.
     — Почитаю полезным, — говорит тот же писатель этого жития, Кирилл, — сказать здесь и о том, что поведал мне ученик блаженного Кириака, отец Иоанн. Когда мы ходили с ним по пустыне, он показал мне одно место, говоря:
     — Вот жилище блаженной Марии.
     Я молил его поведать мне о ней, и он начал рассказывать:
     — Несколько времени тому назад, — сказал он, — когда я шел вместе с другом моим братом, Парамоном, к отцу Кириаку, то мы издали увидели стоявшего человека и подумали, что то был какой-нибудь пустынник; мы поспешно пошли к нему, желая поклониться ему, но, когда мы приблизились к тому месту, он тотчас скрылся от нас. Полагая, что это — злой дух, мы впали в немалый страх и потому стали на молитву. По совершении молитвы, оглядевшись по сторонам, мы нашли в земле пещеру и поняли, что то был не злой дух, а какой-то раб Божий, который от нас скрылся. Подошедши к самой пещере, мы молили и заклинали его показаться нам и не лишить нас своих молитв и полезной беседы. И услышали мы из пещеры такой ответ:
     — Какой пользы вы от меня хотите? Я — грешная и простая женщина.
     И вопросила нас она:
     — Куда вы идете?
     Мы же отвечали:
     — Идем к отцу Кириаку, отшельнику; но скажи нам, Бога ради: как тебя зовут, как живешь ты, откуда ты и зачем пришла сюда?
     Она же отвечала:
     — Идите, куда намеревались, а когда будете возвращаться, я все расскажу вам.
     Мы же заверяли ее, говоря:
     — Не уйдем, доколе не услышим, как тебя зовут, и какова твоя жизнь.
     Видя, что мы не хотим уйти, она начала говорить о себе, не показываясь нам из пещеры:
     — Зовут меня Мария, была я псальтрией29 при церкви Христова Воскресения, и диавол многих соблазнял мной; во мне родился страх, чтобы не стать мне повинной в чьих-либо скверных помыслах и падении, и, чтобы не увеличить мне через то своих грехов, я усердно молилась Богу о том, чтобы Он избавил меня от такого соблазна. Итак, однажды, умилившись сердцем и проникшись страхом Божиим, я пошла в Силоам, почерпнула там в сосуд воды, взяла также с собой корзинку с мочеными бобами, и, поручивши себя Божественному заступлению, ушла ночью из святого города в пустыню. Бог же благоволил привести меня сюда, и вот уже восемнадцать лет я живу здесь, и, по милости Божией, до этих пор не оскудела у меня ни вода в сосуде, ни бобы в корзине не уменьшились. Теперь, прошу вас, идите к отцу Кириаку и окончите свое дело; когда же будете возвращаться, то посетите меня, убогую.
     Услышав это, мы пошли к отцу Кириаку и рассказали ему все, что слышали от блаженной Марии. Кириак удивился и сказал:
     — Слава Тебе, Боже наш! Сколько Ты имеешь сокровенных святых, не только мужей, но жен, служащих Тебе в тайне! Идите, чада мои, к угоднице Божией и то, что скажет она вам, сохраните в памяти.
     Возвращаясь от преподобного Кириака, мы пришли к пещере блаженной Марии и позвали ее, говоря:
     — Раба Божия Мария! Вот мы пришли по твоему повелению.
     Но ответа не было. Войдя во вход пещерный, мы сотворили молитву, но Мария нам не отвечала; когда же вошли мы во внутренность пещеры, то нашли Марию скончавшеюся о Господе, от святого же тела ее исходило великое благоухание. Мы не имели с собою ничего, во что бы могли одеть ее и в чем похоронить, посему отправились в обитель и принесли оттуда все, что было нужно. Одевши блаженную, мы погребли ее в пещере и загородили вход камнем.
     Так рассказывал мне отец Иоанн, я же, удивляясь таковому житию той рабы Божией, решил в уме своем предать это письменам в назидание слушающим и во славу Человеколюбца Бога, подающего терпение любящим Его.
     К концу восьмого года пребывания своего в Сусакиме преподобный Кириак достиг глубокой старости, ибо имел уже сто семь лет от роду. Отцы Сукийской обители, сойдясь вместе, советовались между собой: «Нельзя допустить, чтобы таковой отец, — говорили они, — преставился вдали от нашей обители; иначе мы не будем знать о честном преставлении и лишимся его последнего благословения».
     Отправившись к святому, они долго умоляли его, чтобы он перешел из Сусакима в пещеру преподобного Харитона, находившуюся близ монастыря, в которой жил он прежде, когда боролся с оригенитами. Согласившись, наконец, на их просьбы, Кириак поселился в Харитоновой пещере, за два года до своего отшествия к Богу.
     «Я же, убогий, — говорит писатель, — часто приходил туда, утешал его и получал большую пользу для души моей от святых его бесед и великих подвигов. Несмотря на свои преклонные годы, святой Кириак отличался крепостью тела, был трудолюбив и очень деятелен. Никогда не оставаясь праздным, он или молился или работал. Был он человеком, доступным для всех, прозорливым, учительным и правоверующим и исполнен был Духа Святого и благодати Божией. Когда же Господь наш благоизволил после многих трудов святого переселить его в небесный покой, преподобный впал в телесную болезнь, но пробыл в ней немного времени. Призвав к себе игумена той обители и братию, он сказал поучение о спасении души и, облобызав всех, благословил. Потом, воззрев на небо и простерши руки, он помолился о всех братьях и предал честную и святую душу свою в руки Господа, в двадцать девятый день сентября месяца30. Прожил он всего сто девять лет. Братия же, много плакавши о нем, погребли святое тело его с подобающими псалмами и пением, славя Бога и поминая многолетние труды Его угодника».
     Да будет же и от нас, грешных Богу, нашему слава и ныне и присно и во веки веков! Аминь.

Тропарь преподобному Кириаку отшельнику
Тропарь, глас 1:
      Пустынный житель, и в телеси ангел, и чудотворец показался еси Богоносе отче наш Кириаче, постом, бдением, молитвою, небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и души верою притекающих к тебе. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 8:
      Яко поборника крепкаго и заступника, чтущи тя священная Лавра всегда, празднует летне памяти, но, яко имея дерзновение ко Господу от врагов находящих соблюди ны, да зовем: радуйся, отче треблаженне.

Ин кондак, глас 8:
      Чистотою душевною божественно вооружився и непрестанную молитву яко копие вручив, крепко ссекл еси демонская ополчения, Кириаче отче наш, молися непрестанно о всех нас.

Величание
      Ублажаем тя, преподобне отче Кириаче, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

     Прим.
  • 1 Коринф — древнейший, знаменитый и богатый город древней Греции; лежал на Коринфском перешейке, соединяющем Пелопоннес (Южную Грецию) с остальною Грецией, в прекрасной и плодоносной равнине на юго-восточном углу Коринфского залива между Ионическим и Эгейским морями. Начало христианства в Коринфе положено было апостолом Павлом. В настоящее время развалины древнего Коринфа находятся близ нынешнего Коринфа, называемого Куронто и имеющего лишь около 5 000 жителей.^
  • 2 Около 448 года по Р.Х.^
  • 3 «И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусаила, триста лет, и родил сынов и дочерей» (Быт 5,24). Выражение это обыкновенно понимается в смысле взятия Еноха на небо. «Должно думать, — говорит митрополит Филарет, — что в Енохе, по достижении внутреннего человека его в предопределенную меру благодатного возраста, смертное поглощено было жизнью (2 Кор 5,4), некоторым благороднейшим образом, нежели тот, который мы называем смертью телесной».^
  • 4 Искрой человечества Ной может быть назван, как потому, что при всеобщем растлении рода человеческого перед потопом в нем одном лишь, как в искре среди пепла, сохранялось истинное Богопознание и праведность, так и потому, что после потопа от него произошло многочисленное потомство, подобно тому, как от одной искры разгорается большое пламя.^
  • 5 Само имя — «Авраам» означает: «Отец множества». Это наименование Господь дал Аврааму, до того времени называвшемуся Аврамом, перед рождением от Сарры Исаака.^
  • 6 Мельхиседек, царь Салимский, был в то же время священником Бога Всевышнего, соединяя в своем лице и царское и священническое достоинство, и прообразовал священство и царское служение Господа Иисуса Христа.^
  • 7 Св. Лев I, византийский император, царствовал с 457 по 474 г. Св. Анастасий I патриаршествовал в Иерусалиме с 458 по 478 г. Преп. Кириак тайно от родителей отправился в Иерусалим около 466 г.^
  • 8 Сион — юго-западная гора Иерусалима, при которой построен Иерусалим и на которой возвышается крепость Иерусалимская. В Свящ. Писании Сион называется горой святой, жилищем и домом Божьим и весьма часто принимается за сам Иерусалим, в каковом смысле это наименование употреблено и в настоящем случае.^
  • 9 Евфимий Великий умер в 473 г. (память его 20 января/2 февраля,) и считается отцом всех пустынножителей палестинских.^
  • 10 Лавра преп. Евфимия находилась недалеко от Иерусалима.^
  • 11 Преподобный Герасим, иже на Иордане, ум. в 475 г. Память его совершается 4/17 марта.^
  • 12 Прп. Феоктист, ум. в 467 г. Память его 3/16 сентября.^
  • 13 Евфимий Великий не принимал в свою лавру очень молодых монахов, как неподготовленных еще к суровой, лаврской, пустынной жизни и недостойных посвящения в «великую схиму», обязательного для отшельников лаврских, для которых в то же время был обязателен строгий затвор в монастыре; в общежительных же монастырях жизнь была в некоторых отношениях менее сурова.^
  • 14 Ангельский образ — посвящение в сан иноческий, в котором люди должны как бы уподобляться бесплотным ангелам, посвящая все свое время богомыслию, молитве и различным высоким подвигам духовным, направленным к препобеждению плоти.^
  • 15 Под епископом здесь должно подразумевать Иерусалимского патриарха Мартирия, патриаршествовавшего с 478 по 486 г.^
  • 16 Тимофей II Салофакиил — патриарх Александрийский с 460 но 482 г.^
  • 17 Эфиопия — древнее наименование обширной страны, лежавшей к югу от Египта. Здесь следует подразумевать главным образом Абиссинию, где христианство распространилось еще в IV в.^
  • 18 Прп. Харитон Иконийский, исповедник, ум. около 350 г. Память его 28 сентября/11 октября.^
  • 19 Монашествующие в обителях делились на 3 степени — новоначальных, малосхимников и великосхимников. Новоначальными назывались вновь принятые иноки, еще не удостоившиеся пострижения в мантию или в «малую схиму» и обязанные проходить монашеское послушание с самого начала.^
  • 20 Канонарх — значит: начинатель установленного пения. В древности, по причине бедности монастырей, не дозволявшей иметь богослужебные книги в нужном количестве экземпляров, а также по причине малого числа грамотных между певцами, вошло в обычай пение священных песнопений под диктовку. Один из монахов, имея в руках книгу, произносил громогласно фразу за фразой, а прочие клиросные пели эти фразы, по мере произнесения каждой из них. Канонаршество существует в монастырях до сих пор.^
  • 21 Било — металлическая или деревянная доска, которая в древности, а по местам и до сих пор заменяет колокола для призыва верующих к богослужению.^
  • 22 Комитами назывались царские телохранители. Впоследствии этот титул стал прилагаться к официальным лицам, составлявшим свиту вообще высших должностных лиц — проконсулов, областных начальников, губернаторов; на обязанности комитов стал впоследствии лежать и сбор податей в государственную казну.^
  • 23 Мелагрия — малоизвестное пустынное растение Палестины горьковатого вкуса. Под тростником здесь следует разуметь так называемый тростник благовонный — растение, отличающееся ароматическим и приятным, но горьким на вкус, корнем.^
  • 24 90 поприщ по нашему счету около 124 верст.^
  • 25 Ифамские — в переводе с еврейского значит: непроходимые, глубокие и быстрые.^
  • 26 Ориген — знаменитый христианский учитель Александрийской церкви (ум. 294 г.) — чудо своего века по громадности своего ума и глубине учености. Многие замечательнейшие из отцов Церкви с глубоким уважением относились к богословским трудам и заслугам Оригена; но впоследствии он, еще при своей жизни, на двух местных Александрийских соборах и, по кончине, на местном Константинопольском соборе 543 г., был осужден, как еретик. Не высказывая своих неправославных мнений, как непреложные истины, Ориген, тем не менее, неправильно мыслил о многих истинах христианской Церкви, почему некоторые считали сомнительною твердость его в главнейших христианских догматах. Развивая неправославное учение о предсуществовании душ, он неправомыслил о Христе, полагая, что Бог создал определенное число духовных существ равного достоинства, способных уразумевать Божество и уподобляться Ему; один из этих сотворенных духов с такою пламенной любовью устремился к Божеству, что неразрывно соединился с Божественным Словом, или стал его тварным носителем; это, по мнению Оригена, и есть та человеческая душа, посредством которой Бог-Слово мог воплотиться на земле, так как непосредственное воплощение Божества будто бы немыслимо. Держась еретического воззрения на воплощение Бога-Слова и сотворение мира и человека, Ориген в неправославном смысле понимал и крестную смерть Христову, представляя ее чем-то духовно повторяемым в духовном мире и имеющем там действия на освобождения ангелов и приписывая в деле спасения слишком многое действие обыкновенных сил, которыми одарена наша природа. Неправомыслил Ориген и в некоторых пунктах своего учения о воскресении и будущей жизни, например, о том, что диавол может спастись, и в толковании Св. Писания слишком многое преувеличенно понимал в мистическом, таинственном смысле, уничтожая через то истинный исторический смысл Писания.^
  • 27 Преподобный Савва, т.н. Освященный, великий пустынник Палестинский, (ум. 532 г., память его 5/18 декабря,) ученик и сподвижник преподобных Евфимия Великого, Феоктиста и Герасима. Впоследствии подвизался уединенно в пустыне близ Иордана, где в 484 году основал в 12 верстах на восток от Иерусалима монастырь, знаменитый после под именем лавры Саввы Освященного. Лавра существует до сих пор и пользуется широкой известностью на Востоке и славой строгой, подвижнической жизни своих иноков.^
  • 28 Преподобный Иоанн Молчальник, епископ Колонийский (в Римской Армении), впоследствии служил в лавре святого Саввы под видом простого монаха и затем большую часть жизни подвизался в безмолвии в уединенной пустыне, (ум. в 558 г. память его 3/16 декабря.)^
  • 29 На обязанности псальтрий лежало чтение псалмов при богослужебных собраниях христиан.^
  • 30 Преподобный Кириак преставился в 556 году.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Октябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.