Вход

Изображения в галерее

837_34.jpg
701.jpg
819_10.jpg

Главная

Житие и страдание святого мученика Каллистрата


     Видя, что избранное стадо Христово умножается день ото дня, завистливый враг — диавол восстал против него с великою яростью, намереваясь расхитить и погубить всех словесных овец1. Орудиями для этого избрал он Диоклитиана и Максимиана, нечестивых царей римских, которые по жестокости своей уподобились бесчеловечным зверям. Он навел их, как хищных волков, на стадо Христово и через них люто и без милосердия растерзал его: ибо он вложил им в сердце столь сильную ярость против христиан, что эти цари, отложивши все прочие заботы о своем царстве, употребили силы свои только на то, чтобы погубить всех христиан до конца. Это злое свое намерение и дело они вменяли себе в большую и высшую заслугу, чем все другие великие царские дела, славные победы и торжество над врагами своими. По этой причине они послали во все концы земли игемонов и мучителей, равных и даже превосходивших их своей злобой, чтобы повсюду принуждать христиан к жертвоприношениям идолам, непослушных же — мучить, убивать и губить разными смертными казнями. Когда это повеление стало исполняться, многие из верных и преданных Христу от всего сердца, украсившись венцом мученическим, перешли из Церкви воинствующей в Церковь торжествующую2, воспевая победную песнь над врагами. Между многими другими таковым явился и доблестный воин Христов Каллистрат; не только сам, но и вместе с многочисленною своею дружиной, прошел он славным путем мученичества и, поправши врага, предстал победителю мира Христу, нося на себе полученные за Него раны и приемля почесть за свой подвиг.
     Отечеством этого страдальца Христова был Карфаген3; отсюда он был взят на воинское служение и причислен к полку воеводы Персентина; в этом полку только один Каллистрат, как звезда в темную ночь, сиял своим благочестием, ибо все его товарищи по оружию были помрачены тьмой идолопоклонства. Он один только был просвещен светом святой веры, которой научился у отца своего, бывшего христианином; отец же его был научен вере его дедом по имени Неокор, который во время вольного страдания Господа нашего Иисуса Христа был в Иерусалиме при Понтии Пилате в числе воинов. Увидев все бывшие при смерти и воскресении Господа чудеса, он уверовал в Него и, приняв крещение от апостолов, возвратился домой; сюда принес он драгоценный бисер — веру в Христа, которым обогатил сына своего, отца Каллистрата, и всех домашних своих, передавая им о Христе Иисусе все, что видел своими очами и что слышал от апостолов. Получив в наследство от деда и отца духовное богатство веры, которого нельзя похитить, святой Каллистрат обогащал им кого мог, тайно научая познанию истины и обращая к Богу души человеческие. По этой причине он находился в подозрении у товарищей своих, и те внимательно наблюдали за ним, чтобы убедиться, христианин он или нет.
     Когда он с воеводой своим находился в Риме4, его христианское благочестие было узнано таким образом. Блаженный имел обычай каждую ночь вставать на молитву и долго молиться тайно. Однажды, когда он, встав по обычаю, молился, это заметили, проснувшись, некоторые спавшие около него воины; услышавши, что он часто призывает имя Иисуса Христа, они убедились в том, что он — настоящий христианин. Выбрав удобное время, они сообщили воеводе Персентину о том, что слышали. Воевода же, тотчас призвав Каллистрата, спросил его:
     — Правда ли, Каллистрат, то, что говорят о тебе твои товарищи?
     Святой ответил:
     — Не знаю, что им можно было о мне сказать, ибо я за собою не ведаю никакого дурного поступка.
     Когда Персентин повелел воинам говорить, не скрываясь, то воины сказали воеводе:
     — Владыка, повели ему только принести жертву богам, и ты тотчас узнаешь его мысли и веру.
     Воевода повелел Каллистрату принести жертву богам и поклониться им; святой же Каллистрат ответил:
     — Я не научился приносить жертвы многим богам, а только Единому истинному и живому Богу, всевызвавшему из небытия к бытию и создавшему из земли человека; богов же, почитаемых вами, которых сотворили руки человеческие, я называю не богами, а бесами, как узнал я это из Святого Писания, говорящего: «все боги народов — идолы» (Пс 95,5) — и: «идолы их — серебро и золото, дело рук человеческих» (Пс 113,12). Из Писания же я научился знать живущего на небесах Бога, приносить жертву хваления и воздавать обеты Вышнему. Итак, в том ли обвиняют меня эти люди, что я почитаю Единого истинного Бога, а не многих ложных богов? Им бы следовало донести на меня лишь в том случае, когда бы узнали они, что я дурно исправляю свои воинские обязанности, что я труслив и бегал от лица врагов; вот о таких поступках они могли бы говорить пред тобою против меня, и такие донесения тебе, воевода, было бы прилично слушать. Зная, что я ни в чем подобном не виновен, зачем ты слушаешь клеветников и приводишь меня на суд из-за того только, что учение веры, которому я следую, не согласно с вашим?
     В ответ на эти слова воевода сказал с гневом:
     — Теперь не время ораторского многоглаголания, а время тяжких мук и лютых казней, которые ты вскоре и примешь, если не покоришься мне и не принесешь жертвы богам, которым и сам царь поклоняется. Разве ты не знаешь, как я жесток, ибо имею силу еще раньше мучений устрашить всякого одним взглядом и голосом?
     Святой же Каллистрат отвечал:
     — Ярость твоя и скрежет зубов твоих, если и наводят страх, то только временный, а есть страх и скрежет зубов — вечный, впасть в который я боюсь больше всего; и одно воспоминание о нем ужасает меня.
     Не будучи в состоянии сдержать свою ярость, воевода повелел бросить святого на землю и бить; тот же во все время долгого истязания не выказал никакого нетерпения, но обращался к Богу, говоря: «я клялся хранить праведные суды5 Твои и исполню свою клятву» (Пс 117,106—107). И еще: «ослабел я, о Господи, оживи меня по слову Твоему (Пс 118,25) и не допусти поругания этого нечестивого человека надо мной; укрепи меня, Господи, понести эти мучения, подавая силы моему смиренному и немощному телу и возбуждая во мне дух мужества».
     Видя кровь, струившуюся потоком из ран мученика, воевода повелел освободить его от мук и сказал ему:
     — Это только начало наказаний за твое непослушание, Каллистрат; поэтому даю тебе добрый совет — исполнить мое повеление, чтобы избавиться от больших мук. Если же ты не покоришься, то, клянусь богами, руки мучителей раздробят твое тело на части, и псы будут лизать кровь твою, а мясо твое съедят львы. Так погибнешь ты страшной смертью.
     Но мужественный Каллистрат отвечал:
     — Надеюсь на Бога крепкого, Бога живого, что Он избавит меня от уст льва и отнимет «от псов душу одинокую мою» (Пс 21,21), которая одна только среди всех этих воинов знает истинного Бога, от Коего я ожидаю, что Он не только мою одну душу, но и многие другие души возьмет к Себе, удостоив их познать пресвятое Его имя!6
     Еще более разгневанный этими словами, воевода повелел обнажить Каллистрата и влачить его по острым черепкам, разбросанным по земле, причиняя этим еще сильнейшую боль его израненному телу. Когда же святой претерпел и эти муки, то мучитель повелел лить ему в уста через воронку воду, как бы в кожаный мех. Во время этого мучения воевода сказал святому:
     — Каллистрат, если ты не принесешь жертвы богам, то я тотчас ввергну тебя в море: ибо опасаюсь, как бы ты не прельстил и других воинов, если я вскоре не предам тебя смерти.
     — О, беззаконник великий, — отвечал мученик, — ты заботишься, чтобы не умалилось стадо, находящееся под властью отца твоего, диавола, а я уповаю на Бога, что приобрету это стадо Христу моему, утвержу его в истинной вере и созижду Господу Богу моему посреди этого града церковь7.
     Распалившись яростью, воевода сказал:
     — Нечестивый и окаянный человек, смерть уже над головой твоей, а ты думаешь созидать церковь и многих обращать к твоему Богу!
     Сказав это, воевода тотчас повелел принести кожаный мех, заключить в него мученика и бросить в глубину морскую, а сам остановился на берегу, желая видеть гибель святого. Но мех, в котором находился святой Каллистрат, молящийся как Иона во чреве китовом, по воле Божией прибит был водным течением к острому морскому камню и разорвался, святого же Каллистрата приняли на хребты два дельфина и тихо вынесли его на берега. Мученик с весельем воспевал: «я брошен в глубокое море» (Пс 67,3), но не потопила меня водная буря и не утомился я от молитвенных призываний к Тебе, Господи; Ты скоро услышал молитву мою и чудесно избавил меня от неразрешимых уз и глубины морской, когда уже не было на это никакой надежды: «снял с меня вретище и перепоясал меня веселием» (Пс 29,12)8. Когда святой воспевал это радостным голосом, множество воинов дивилось, и некоторые из них припали к ногам святого, прося, чтобы он избавил их от обольщения бесовского и привел ко Христу, Богу своему. Таковых было сорок девять, и все они говорили: «Мы познали, что Бог твой велик и истинен, ибо Он избавил тебя чудесно из глубины моря».
     Блаженный же мученик сказал:
     — Господь мой, Иисус Христос, не отгонит приходящих к Нему, ибо говорит: «приидите ко Мне, все нуждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11,28).
     Произнеся эти слова, он простер к небу руки свои и, возведя очи, молился: «Господи, в вышних живый и на смиренных призирающий! Призри на это малое Твое стадо, сохрани его от всякого зла и соблюди неповрежденным от зверя видимого — мучителя Персентина, и от невидимого — диавола, ибо ты Един славимый во веки».
     Увидев происходившее, воевода удивился и сказал:
     — Клянусь пресветлым солнцем9, — этот человек владеет великой волшебной силой, ибо из моря он вышел невредимым и, согласно своему обещанию, обольстил волшебством моих воинов.
     В то же время он сказал святому:
     — Я скоро разрушу твое волшебство, Каллистрат, и ты узнаешь, кто такой Персентин, великих богов служитель, и кто Распятый, Которого ты чтишь и на Которого ты напрасно уповаешь.
     Затем он сел на судейское место и повелел всех уверовавших во Христа воинов сильно бить, сокрушая суставы их. Подвергаясь истязанию, эти воины говорили как бы едиными устами: «Господи Иисусе Христе, будь помощником рабам Твоим и дай нам силы терпеть до конца, ибо ради Тебя мы пошли на такое страдание. Сохрани нашего учителя и пастыря Каллистрата, чтобы от него мы еще более научились исповедовать Тебя Единого Бога, ибо ныне мы пред Тобою, Господи, как погибшие овцы».
     Когда же ярость Персентина несколько утихла, он повелел прекратить истязания и увести мучеников в темницу, доколе не придумает, что делать с ними; ибо его немало опечалило то, что полк его убавился на пятьдесят воинов.
     Когда они были брошены со святым Каллистратом в темницу, то стали учиться у него познанию Бога со всей обстоятельностью; ибо святой, отверзши уста свои, разъяснил им все, начиная от сотворения мира и преступления, совершенного первыми людьми в раю, до Христова воплощения, вольного страдания и воскресения. Он возвестил им о суде, и о душе, и о будущей жизни, о воздаянии праведным и о наказании грешников в аду, и, разъяснив им все святые тайны веры, он укрепил их к мученическому подвигу.
     На другой день воевода, окруженный множеством воинов, сел на судейском месте, велел привести из темницы святого Каллистрата с дружиною и обратился к нему с такими словами:
     — Скажи мне, Каллистрат, принесете ли вы жертву богам, чтобы освободиться от тяжких мук, или пребудете в прежнем своем упорстве?
     Святой же Каллистрат сказал:
     — За себя я отвечаю, что не отступлю от Господа моего до смерти; эти же пусть сами скажут о себе; спрашивай их и услышишь, что они тебе скажут.
     Тогда воевода сказал им:
     — Вы, обольщенные, что скажете?
     Те отвечали:
     — Мы — христиане, исповедуем Единого Бога, создавшего небо и землю, и веруем в Него, в Единородного Его Сына, Господа Иисуса Христа, и во Святого Духа, как научил нас добрый наш учитель Каллистрат.
     Когда святые единогласно сказали это, воевода повелел жестоко бить их, одного за другим. Потом он велел, связавши им руки и ноги, бросить их в пруд, находившийся недалеко оттуда.
     Прежде, чем повеление это было исполнено, святой Каллистрат молился Богу, говоря: «Господи, в вышних живый и на смиренных призирающий, обрати милостивые очи Твои на это Твое малое стадо и благоволи омыть его в этих водах, как в купели возрождения и усыновления10, наитием Святого Твоего Духа, дабы они, омывши все скверны ветхого человека11, стали причастниками наследия (Кол 1,12) тех, которые издревле Тебе угодили».
     Когда же мученики были связаны и брошены в воду, то их узы тотчас распались, и они стояли в воде с лицом светлым, радуясь своему крещению. И виден был в то время прекрасный венец, спускавшийся на них с неба, и слышен был голос, говоривший: «Будь мужествен, Каллистрат, со стадом своим, и иди почить с ними в вечных обителях».
     И тотчас за этими словами произошло сильное землетрясение, от которого упал и рассыпался в прах стоявший недалеко оттуда истукан некоего скверного языческого бога. Видя это, сто тридцать пять других воинов, которые слышали бывший к Каллистрату с неба голос, уверовали в Господа нашего. Боясь молвы и смущения в полку, воевода ничего не сказал им; первых же сорок девять воинов вместе с Каллистратом повелел он опять бросить в темницу. Там святой Каллистрат сказал своей дружине:
     — Вот, братия, по благодати Христовой вы сподобились святого крещения, за которое подобает вам достойно возблагодарить Бога; итак, восстанем и помолимся Ему!
     Когда все встали и подняли руки и очи к небу, Каллистрат молился такими словами: «Господи Боже, «который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2,4), исторгший это стадо из уст льва и призвавший в вечное спасение! Сподобь нас скончаться во святой вере в Тебя, Бога нашего, и дай нам непорочными и чистыми явиться перед святым лицом Твоим и поклониться Тебе, благословенному во веки».
     Молились прилежно со святым Каллистратом и все святые мученики. Когда наступила ночь, в темницу вошли, по повелению мучителя, воины с обнаженными мечами, и всех рассекли на части12. Так доблестно подвизался с дружиной своей святой Каллистрат, «стоя даже до крови» (Евр 12,14)13 за Господа своего. Святые мощи их были собраны и с почетом погребены теми ста тридцатью пятью воинами, которые уверовали во Христа; теми же воинами после создана была и церковь над святыми их мощами. Так сбылось слово, которое сказал святой Каллистрат Персентину: «посреди этого града созижду церковь», хотя она создалась не при жизни его, а после мученической его смерти; и прославлялось в ней имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же и от нас да будет слава во веки веков. Аминь.

Тропарь мученику Каллистрату и дружине его
Тропарь, глас 4:
      Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего, имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 4:
      Всяк труд днесь Церковь ныне совершающи, святии, восхваляет таинственно, яко за ню страдальчествовавшия, мученицы Божественнии, добропобеднии, всемудрии.

Ин кондак, глас 4:
      Многообразныя раны претерпевше, и венцы от Бога яве приимше, о нас молитеся, блаженнии, Христу, память всепразднственную вашу совершающих, величайший Каллистрате со страдавшими с тобою, еже умирити паству и люди, Той бо есть верных утверждение.

Величание
      Величаем вас, страстотерпцы святии, Каллистрате со страдавшими с тобою, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

     Прим.
  • 1 Т.е. разумных существ — людей, которых Христос охраняет, как пастырь охраняет овец.^
  • 2 Церковь воинствующая — это Церковь, заключающая в себе Христиан, живущих на земле, а торжествующая — это общество прославленных верующих, обитающих на небе.^
  • 3 Карфаген — город в северной Африке.^
  • 4 Здесь следует разуметь Византию, которая, сделавшись восточною столицею римского царства, стала именоваться Новым Римом. В старом Риме почитание св. Каллистрата не имело места. Кроме того, упоминаемый здесь Рим, как видно из последующего, стоял на самом берегу моря, тогда как от старого Рима море находилось в далеком расстоянии (около 4 верст).^
  • 5 Постановления.^
  • 6 Познать имя Божье — значит познать Божественные свойства и совершенства, открывающиеся в управлении миром и жизнью человека.^
  • 7 Т.е. храм, в котором мученики воины будут почитаемы верующими.^
  • 8 Т.е. «ты снял с меня вретище (худую, грубую одежду, которую носили древние евреи в дни постигавших их бедствий) и препоясал меня весельем (одел меня в одежду радости)».^
  • 9 Солнце язычники почитали за бога, именуя его Аполлоном.^
  • 10 Указывается на крещение, которое совершалось в древности в особых купелях или купальнях. В крещении человек возрождается в новую, святую жизнь и делается чадом Божиим.^
  • 11 Ветхий человек — человек, не получивший христианского крещения и состоящий еще под грехом Адамовым. См. Кол 3,9.^
  • 12 Св. Каллистрат и дружина его пострадали около 304 года по Р.Х.^
  • 13 Т.е. пролив за Христа даже кровь свою.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Декабрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    26 27 28 29 30 1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31 1 2 3 4 5 6

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.