Вход

Изображения в галерее

837_98.jpg
416.jpg
822_78.jpg

Главная

Страдание святого мученика Евдоксия


     Святой Евдоксий жил в царствование Диоклетиана, жестокого гонителя Церкви Божией. Этот император издал нечестивое повеление, запрещающее в его империи поклоняться Единому Истинному Богу и требующее воздавать честь, подобающую Богу, немым бездушным идолам. По обнародовании этого повеления многие из верующих бежали в пустыни и горы, предпочитая лучше жить там со зверями, нежели в городах с беззаконными людьми. Точно так же множество из сановных и знатных людей оставили свои должности и жилища и скрывались в неизвестных местах. Одним из таких был и воинский начальник Евдоксий, верный раб Иисуса Христа; он, оставив свою должность, скрылся с женой и детьми от нечестивых, чтобы избежать царского гнева. Между тем его всюду искали воины, посланные правителем Мелитины, пред которым святой Евдоксий был оклеветан. В одном месте воины, встретив Евдоксия, одетого в бедную одежду, спросили, не знает ли он, где находится начальник войска Евдоксий.
     Святой, уразумев, что его ищут для предания на мучение, сказал им:
     — Пойдемте ко мне в дом, вкусите моего хлеба и отдохните от дороги, — и тогда я покажу вам Евдоксия, ибо я знаю, где он скрывается со своими домашними.
     Воины согласились и пошли к святому мученику.
     Евдоксий, приняв их, хорошо угостил и потом объявил им, что он — тот самый, кого они ищут.
     Воины, удивленные таким поступком святого, отвечали:
     — Ради твоего благодеяния не возьмем тебя, а пославшему нас скажем, что долго искали, но не нашли тебя; ты же скройся, чтобы кто другой не узнал и не объявил о тебе.
     Воины уже собирались уйти, но святой удержал их, говоря:
     — Подождите меня, братия, и я пойду с вами; не подобает мне больше скрываться, ибо Сам Бог зовет меня на мученический подвиг, чтобы и я был исповедником и свидетельствовал о Его святом имени. А если бы хотел Бог, чтобы я не был открыт, то не только вы не встретили бы меня на пути, но даже и не были бы посланы искать меня и мне бы не пришлось встретиться с вами: все случившееся есть знамение Божьего благоволения, чтобы я пострадал за Него даже до пролития крови.
     Потом, призвав свою супругу по имени Василисса, детей, домашних и друзей, Евдоксий сказал им:
     — Было время, когда я скрывался, теперь же время открыться и добровольно отдаться в руки мучителей за Иисуса Христа, Который Сам отдал Себя на страдания за нас; и вот я иду, и как восхотел Господь мой, так и устроит со мной и поможет мне, вас же я оставляю под Его защитой.
     Затем сделав разные распоряжения по дому, святой дал наставления детям своим и рабам, как им жить без него добродетельно, в страхе и любви Божьей, а супруге своей завещал не плакать и не сетовать, когда она услышит о его смерти, но проводить тот день в большой радости и веселье, благодаря Бога, что Он сподобил Своего раба мученического венца.
     Простившись с домашними и надев приличную своему сану одежду, оружие и воинский пояс, как подобало одеваться начальнику войска, святой оставил свой дом, жену и детей, рабов, друзей и все свое имение, покидая все ради любви к Господу своему.
     Трогательна была эта разлука, когда жена мужа, дети отца, друзья любимого друга лишались! Горько все плакали, расставаясь с ним, ибо знали, что ему уже к ним не вернуться. Одно лишь служило утешением в их печали — это то, что Евдоксий хочет страдать за Христа, быть победоносным мучеником и в мученическом венце предстать перед Христом, Господом своим.
     Так распростившись со всеми своими, блаженный Евдоксий отправился в путь с воинами, Василисса же, супруга его, следовала за ним издалека, желая видеть его страдания. С ней шли и два любимых друга Евдоксия Зинон и Макарий, которым также уготован был от Господа мученический венец.
     Когда блаженный Евдоксий был приведен к правителю, этот последний, благосклонно приветствовав его, сказал:
     — Мы призвали тебя, чтобы ты исполнил царское повеление и принес жертвы богам, которым подобает кланяться, более же всего отцу всех богов великому Зевсу и солнцеподобному Аполлону и возлюбленной богине Артемиде1.
     Святой Евдоксий отвечал:
     — Я знаю, что надо приносить жертву Единому, в трех Лицах прославляемому, Богу, создавшему мир и дарующему жизнь и спасение. Ему я и принесу жертву хвалы, а не тем, коих ты называешь богами, тогда как они — деревья и камни и нисколько не отличаются от какой бы то ни было бездушной вещи.
     Правитель снова сказал Евдоксию:
     — Я повелеваю тебе воздать должную честь богам; ты же, как я вижу, не только Богов презираешь, но самого царя считаешь ни во что. Слышал я, что ты какую-то новую веру вводишь и многих совращаешь в нее.
     Говоря так, правитель посмотрел на множество стоящих около воинов и с гневом сказал:
     — Всякий, кто не исполняет царского повеления, будет лишен воинской одежды, как недостойный носить ее; и пусть он знает, что от него будет отнята честь воинского звания.
     Так говорил беззаконный правитель, желая пристыдить святого Евдоксия, ибо он надеялся, что еще не найдется никого противящегося царскому повелению, и Евдоксий один останется непокорным, а посему из стыда послушается царского повеления, чтобы не лишиться чести своего звания. Но вместо этого мучитель сам был посрамлен. Еще во время его речи святой Евдоксий снял с себя пояс, бывший знаком начальнической власти, и бросил его в лицо правителю. Видя это, многие воины, в числе тысячи ста четырех, бывшие тайными христианами, возгоревшись ревностью о Боге, сделали то же самое, что и начальник Евдоксий: снявши воинские знаки, бросили их к правителю, будучи готовы лишиться и самого тела, положив души свои за имя Иисуса Христа.
     Мучитель, увидав такое множество исповедников Христовых, неожиданно открывшихся, пришел в смущение и, прекратив испытание их, тотчас послал к царю Диоклетиану известие о случившемся, прося распоряжения, как ему поступить. Царь вскоре прислал ему в ответ такой приказ: начальников подвергнуть жестоким пыткам, низших же оставить в покое.
     Получив царское повеление, правитель сел на судилище, велел привести к себе Евдоксия, как главного военачальника, и стал опять говорить ему:
     — Советую тебе, Евдоксий, оставить твое злое прекословие и безумное сопротивление и добровольно принести жертву богам; если же ты не согласишься, то должен будешь сделать это против воли, принужденный к тому сильными муками.
     При этом правитель начал пересчитывать заточения, страшные темницы, раны, строгание тела, пытку огнем и прочие жестокие мучения, наводившие ужас при одном только упоминании.
     Мученик отвечал:
     — Ты насмехаешься, правитель, говоря мне это. Я считаю твои муки детским пугалом, ибо я надеюсь на будущее воздаяние, которое получу от щедрого подвигоположника Христа. Боюсь я не того огня, о котором ты упомянул, но того, который никогда не угасает, и скрежета зубов и прочих лютых мук, которые уготованы ослушникам Бога истинного и отвергающим Его. Твои же мучения в сравнении с ними — детские игрушки, а огонь, которым ты мне угрожаешь, холоднее воды по сравнению с огнем геенским...— Меч твой, — продолжал святой, — будет мне ключом от дверей желанного края, где вместо этого видимого, скоро заходящего солнца я увижу свет незаходимый и немерцающий и вместо временных благ наследую блага вечные. Да будет тебе известно, что я не поклонюсь вашим богам, так как великое безумие — почитать за богов деревья, камни, золото и серебро, обделанные рукою художника.
     Слыша такой ответ святого, правитель сказал ему:
     — В безумном ответе твоем виновата моя снисходительность, с которой я позволяю тебе так дерзко бесчестить богов, царя и меня; свое бесчестие я еще могу перенести, но бесчестие богов и царя больше невозможно терпеть.
     После этого правитель велел растянуть святого за руки и за ноги и бить немилосердно твердым ремнем, потом повесить и строгать его тело острыми железными орудиями. После этих мучений святого бросили в темницу.
     По прошествии нескольких дней снова привели его на допрос, причем мучитель нашел Евдоксия столь же непоколебимым в вере, как и раньше, подобно несокрушимому столбу и неприступному городу; посему он повелел бить мученика железными прутьями по шее и вывернуть из суставов все его члены, каковое мучение было тяжелее самой смерти. После этого мучитель осудил Евдоксия на усечение мечом.
     В то время, когда вели святого на место казни, святой мученик так молился: «Боже, призревший на жертвы Авеля и Авраама, милостиво принявший долготерпение многих мучеников, призри милосердым Твоим оком и на мою жертву и не отвергни моей крови, которую я с теплотою душевною от любящего сердца приношу Тебе.
     Молясь так, Евдоксий увидал свою супругу, которая с плачем следовала за ним, и спросил ее, сделано ли все так, как он заповедал, и велел ей только по усекновении его взять его тело и похоронить на месте называемом Амимна; потом снова дал ей наставление — не плакать о его смерти, но почтить день тот светлой одеждой и украситься разными драгоценностями.
     Увидав затем друга своего Зинона, плачущего о нем, Евдоксий и ему сказал:
     — Возлюбленный Зинон, не плачь: Бог, Которому мы служим, не разлучит нас, но как бы в одной ладье мы переплывем вместе в жизнь вечную.
     Эти слова так сильно подействовали на Зинона, что он начал громко восклицать:
     — И я — христианин, и я исповедую Христа и хочу умереть за Него.
     Тотчас он был схвачен нечестивыми слугами, и о нем было доложено правителю. Последний повелел и его вместе с Евдоксием казнить мечом. Когда их привели на место казни, то сначала был усечен мечом Зинон, в то время как Евдоксий молился о нем; так предпослав друга своего на небо, Евдоксий преклонил голову под меч и принял блаженную кончину.
     Вместе с ними были усечены и другие мученики, с дерзновением исповедавшие Христа, и тела их брошены были без погребения. Василисса же, супруга Евдоксия, взяв безбоязненно тело его, с честью погребла на том месте, на каком он сам указал.
     За такой поступок она была схвачена и приведена к правителю, пред которым ясно исповедовала Бога и ругала идолов и почитателей их, желая тем же путем мучения скорее последовать за мужем к Господу.
     Однако мучитель сказал ей:
     — Знаю, что ты желала бы пойти за твоим мужем, чтобы иметь похвалу от галилеян (т.е. христиан), но хотя ты и достойна смерти, я не умерщвлю тебя.
     Василисса на это сказала мучителю:
     — Господь мой Иисус Христос ведает это мое желание и примет его вместо самого дела; если я и не буду замучена тобою, все же не лишусь блаженства с мужем моим у Господа Бога.
     После таких слов правитель прогнал ее от себя. Спустя семь дней явился ей во сне святой Евдоксий и сказал:
     — Скажи нашему другу и домоправителю Макарию, чтобы он шел на судилище и последовал нашему примеру; мы его ждем.
     Лишь только Василисса сказала об этом видении Макарию, он тотчас отправился к правителю и объявил себя христианином и учеником Евдоксия. Правитель, увидав его и услыхав от него столь смелое исповедание, повелел и ему отрубить голову мечом2.
     Так и Макарий отошел за Евдоксием и Зиноном к доброму подвигоположнику Христу, Господу нашему. Угодила Ему и Василисса, скончавшись в истинной вере, и предстала среди сонма святых перед престолом славы Божьей, прославляя Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.

     Прим.
  • 1 Зевс или Юпитер почитался у греков и римлян главным божеством, отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей.^
  • 2 Мученическая кончина святого Евдоксия, Зинона и Макария последовала в 311 году. В Константинополе префектом (начальником города), в царствование Константина Великого, был построен храм в честь святого мученика Евдоксия.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Октябрь 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    28 29 30 1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30 31 1

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.