Вход

Изображения в галерее

810_90.jpg
804_24.jpg
100.jpg

Главная

Житие святого пророка Захарии


     Святой пророк Захария, священник из потомства Ифамара, сына Ааронова, имел жену Елисавету, которая также была из рода Ааронова. Святое Евангелие свидетельствует о Захарии и Елисавете, что они были украшены всеми добродетелями, непорочно проходя свое жизненное поприще. Святой апостол и евангелист Лука говорит о них: «Были праведны оба пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк 1,6). Что житие их было действительно благочестиво об этом свидетельствует также и святая их отрасль, честный и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Писании сказано: «По плодам их узнаете их» (Мф 7,16) плод от доброго дерева действительно не может быть дурным, ибо, как говорит то же Писание: «И если корень свет, то и ветви» (Рим 11,16). Поэтому и святая ветвь — Иоанн могла произойти только от святого корня.
     Святой Захария, отец Предтечи, священствовал в Иерусалиме в царствование Ирода1. Он был из дневной чреды Авиевой, то есть из рода Авии, очередь которого приходилась в восьмую седмицу.
     Об этих чредах повествуется следующее. Царь Давид, видя, что род Аарона стал очень многочислен, так что не было никакой возможности всем вместе совершать служение в храме, разделил потомков Аарона на двадцать четыре чреды или лика, чтобы они, один за другим, справляя каждый свою седмицу, совершали службы в храме. Во всякой отдельной чреде царь избрал одного честнейшего мужа и сделал его начальником лика, так что каждая чреда имела своего главного священника, в чреде же было более пяти тысяч священников. Для того чтобы не было между главными священниками спора о том, кому из них со своим ликом служить первую седмицу, кому вторую, кому третью и т.д. до двадцать четвертой, они бросили жребий и по жребию сделали распределение и такой раз установленной очереди они держались до наступления новой благодати, так что потомки каждого священника соблюдали свою очередь по жребию, который выпал их предку. Восьмой жребий выпал священнику Авии (1 Пар 24,10), в числе потомков которого был также и святой Захария; поэтому-то он и отправлял в течение восьмой седмицы службу в храме вместе со всей своей чредой, ибо он был главным над остальными священниками своего ряда.
     Однажды Захарии, когда он, соблюдая очередь свою, служил пред Богом, по обычаю священников, нужно было войти в храм Господень для каждения; было же в то время на молитве множество народа. Войдя во святилище, Захария заметил ангела Господня, стоящего по правую сторону кадильного алтаря. При виде ангела Захарию объял страх; но посланник Божий успокоил его, сказав: «не бойся, Захария». И утешил он праведного священника, возвестив, что молитва его благоприятна Богу; внимая ей, Господь дарует ему милость: Он благословил жену его Елисавету, разрешая, несмотря на ее престарелый возраст, узы ее бесплодия, и она родит сына, соименного благодати Иоанна2, который своим рождением принесет радость не только родителям, но и множеству людей: «многие, — прибавил ангел, — возрадуются рождению его». Возвестил ангел Захарии также и о том, что сын его будет велик пред Господом не телом, но духом; он будет постником и будет вести такую воздержную жизнь, как никто другой; и действительно, таково же о нем было и свидетельство Самого Сына Божия: «Ибо пришел Иоанн Криститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьет» (Лк 7, 33). Ангел предсказал, что еще во чреве матери Иоанн исполнится Духа Святого и многих из сыновей израильских обратит к истинному Господу Богу, что он будет Христовым Предтечей в духе и силе пророка Илии3 и приготовит народ к принятию Господа Спасителя.
     Услышав все это, Захария был удивлен и поражен, так что не решался верить сказанному; странным казалось ему это потому, что Елисавета была неплодная, и оба они были уже преклонного возраста. И сказал он ангелу:
     — Как мне поверить этому: ведь я уже стар, состарилась также и жена моя, которая никогда не имела детей?
     Тогда ангел ответил ему:
     — Я — Гавриил, предстоящий перед Богом; я послан сказать и благовестить тебе это. И за то, что не поверил ты моим словам, ты будешь нем и не скажешь ни одного слова до тех пор, пока все это исполнится.
     Так как Захария в беседе с ангелом замедлил в алтаре, то народ, бывший в церкви, дивился этому. Выйдя к народу, Захария принужден был знаками показывать, что он стал нем; тогда присутствовавшие поняли, что ему в алтаре было видение.
     Окончив свою очередь, Захария возвратился в дом свой, находившийся в горной стране, в Хевроне, городе Иудове. Этот город был одним из тех, которые даны были по жребию потомкам Иуды и предназначены для жительства священникам4.
     Когда исполнилось возвещенное ангелом и бывшая дотоле неплодной Елисавета родила Иоанна,— имя это Захария написал на поданной ему дощечке, — отверзлись уста Захарии, язык его разрешился, и он стал говорить, благословляя Бога. Исполнившись Святого Духа, он начал пророчествовать, говоря: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил и сотворил избавление народу Своему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих... И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь, пред лицем Господа, приготовить пути Ему» (Лк 1,68—79).
     Но вот наступило время, когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме, и волхвы, пришедшие с востока по видению чудесной звезды, возвестили Ироду о новорожденном Царе. Тогда Ирод, послав в Вифлеем воинов, чтобы они избили всех детей, приказал умертвить и сына Захария, о котором много слышал. Ироду известно было все случившееся во время рождения Иоанна; так как все события, которыми сопровождалось рождение Иоанново, вызывали страх и изумление среди окрестных жителей. Все иудеи говорили об этих чудесных событиях; молва дошла и до Ирода. Все слушавшие слагали в сердце своем происшедшее и говорили: «что будет младенец сей?» (Лк 1,66). Ирод, вспомнив теперь об Иоанне, подумал: «не сей ли будет царем Иудейским?» Задумав умертвить его, царь отдельно послал в дом Захарии убийц, но посланные не нашли святого Иоанна. Ибо, когда началось безбожное избиение детей в Вифлееме, стоны и вопль были услышаны в Хевроне, городе Иудове, где жили священники, так как он находился на недалеком расстоянии от Вифлеема; скоро узнали в Хевроне, конечно, и о причине такого вопля. Тогда святая Елисавета, взяв сына своего, отрока Иоанна, которому тогда было уже полтора года, бежала с ним в горы. А святой Захария в то время находился в Иерусалиме, отправляя обычную службу по порядку чреды своей. Скрываясь в горах, Елисавета со слезами молилась Богу, чтобы Он защитил ее и ее сына. Увидав с горы воинов, которые тщательно разыскивали беглецов и уже были недалеко, она в ужасе возопила к ближайшей каменной горе: «гора Божия, прими мать с сыном!» Гора тотчас расступилась, заключила их в себе, и таким образом они укрылись от настигавших их убийц. Не найдя тех, кого искали, посланные ни с чем возвратились к царю. Тогда Ирод послал к Захарии в храм приказание, чтобы он отдал ему сына своего Иоанна.
     — Я служу ныне Господу Богу Израилеву, — отвечал на это святой Захария, — и не знаю, где теперь находится сын мой.
     Разгневанный Ирод вторично послал к нему и приказал убить самого Захарию, если он не отдаст своего сына. Свирепые убийцы устремились, как звери, стараясь немедленно исполнить повеление царя, и с яростью закричали священнику Божьему:
     — Где скрыл ты своего сына? отдай нам его, ибо так повелел царь; если же не дашь сына своего, то сам погибнешь лютою смертью.
     На это святой Захария отвечал:
     — Тело мое вы убьете, а душу мою воспримет Господь.
     Тогда убийцы бросились на Захарию и между церковью и алтарем убили его, как повелел им царь; пролившаяся же кровь святого сгустилась на мраморе и отвердела, как камень, во свидетельство и вечное осуждение Ироду; а Елисавета, хранимая Богом, со своим сыном пребывала в расступившейся горе. Божиим повелением устроилась для них там пещера, открылся источник воды, а над пещерой выросла финиковая пальма, на которой появились плоды в изобилии. Когда мать с сыном хотели есть, дерево склонялось, подавая в пищу плоды свои, и снова выпрямлялось. Спустя сорок дней после убиения Захарии святая Елисавета, мать Предтечи, преставилась в той пещере, а святой Иоанн был питаем ангелом до совершенного возраста и храним в пустынях до дня явления своего к израильтянам.

Молитва пророку Захарии и праведной Елисавете, родителям святого Иоанна Предтечи
      О святии угодницы Божии, пророче Захарие и праведная Елисавето! Подвигом добрым подвизавшася на земли, восприяли еста на Небесех венец правды, его же уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый ваш образ, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесите, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведным Захарии и Елисавете, родителям святого Иоанна Предтечи
Тропарь пророку Захарии, глас 4:
      Священства одеждою обложен премудре, по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно всемудре. И мечем убиен был в храме Божии, Христов пророче, с Предтечею моли спастися душам нашим.

Тропарь пророку Захарии и праведной Елисавете, глас 2:
      Праведных Твоих, Захарии и Елисаветы, Господи, память празднующе, теми молим Тя: спаси души наша.

Кондак пророку Захарии, глас 3:
      Пророк днесь и священник Вышняго, Захария, предложи Предтечев родитель трапезу своей памяти, верныя питая, питие бо правды всем растворив; сего ради скончавается, яко Божественный таинник Божия благодати.

Кондак праведной Елисавете, глас 4:
      Яко луна полна, Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси, и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето. Достойными убо тя песньми ублажающе, Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем.

Величание
      Величаем вас, святии праведнии Захарие и Елисавето, и чтим святую память вашу вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

     Прим.
  • 1 Ирод, называемый в истории Великим, сын Антипатра, царя иудеев, сначала был правителем Галилеи, но при первом римском императоре Октавии Августе, еще до воцарения его, в 40 г. до Р.Х., получил титул иудейского царя и управлял всей Иудеей, которая тогда была подчинена Римскому государству.^
  • 2 Слово Иоанн с греч. означает «благодать Божья».^
  • 3 Т.е. с той же несокрушимой ревностью и нравственным могуществом, с какими некогда действовал великий ревнитель по Богу пророк Илия.^
  • 4 Нав 21,13. 1 Пар 6,65. Хеврон был одним из древнейших городов земли Ханаанской. Он существует и до сих пор и имеет до десяти тысяч жителей, которые занимаются торговлей, хлебопашеством, разведением фруктовых садов и виноделием. Город лежит на тысячу футов выше Иерусалима, в глубокой и узкой долине, с обеих сторон окруженной горами, в богато возделанной и плодоносной местности. Все окрестности города покрыты масличными, гранатовыми, фиговыми, фисташковыми деревьями; особенно же славится Хеврон большими и превосходными виноградниками.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Сентябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    28 29 30 31 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 1

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.