Вход

Изображения в галерее

823_94.jpg
803_24.jpg
815_07.jpg

Главная

Житие святого пророка Моисея Боговидца


Моисей и Ковчег Завета. Из ветхозаветного ряда иконостаса церкви села Верховье. 1776 год. Солигалич.

      По смерти Иосифа потомство Иакова, отца его, в продолжение нескольких сот лет1 настолько размножилось в земле Египетской, что вся она переполнилась израильтянами, и во время войны они одни могли выставить до шестисот тысяч человек войска. Тогда царь египетский стал опасаться, как бы народ израильский не соединился с неприятелями Египта и, желая свободы, не вооружился бы против него. Он приставил к израильтянам особых надзирателей, коим было вменено в обязанность изнурять их тяжкими работами. С особенной жестокостью мучили они израильтян, принуждая обрабатывать землю, делать кирпичи и строить города, как ради тщеславия, так, в особенности, для того, чтобы скорее истребить еврейский народ. Но чем более они озлоблялись против израильтян и изнуряли их, тем более те размножались: ибо они не могли сократить числа людей, коих размножить и возвеличить угодно было Самому Богу. И хотя царь дал тайное повеление повивальным бабкам, чтобы они при самом рождении умерщвляли еврейских младенцев мужеского пола; но те, боясь Бога, щадили их. Тогда царь издал по всей Египетской земле бесчеловечное повеление, по которому всякий, заметивший еврейского младенца мужеского пола, должен был бросать его в реку (Исх 1).
     В то время жил там некий муж по имени Амрам из колена Левиина, имевший жену из того же колена по имени Иохаведа; у них до этого времени родились сын Аарон и дочь Мариам2. В то самое лютое время, когда новорожденные младенцы еврейские были истребляемы, у них родился второй сын; дитя было так прекрасно, что мать, зная зверский закон об умерщвлении всех новорожденных еврейских младенцев, скорбела о младенце и решилась скрыть его у себя, что и делала в продолжение трех месяцев. Но потом, так как она не могла больше скрывать младенца, то взяла корзинку и осмолила ее, положила в нее дитя и поставила в тростнике у берега реки. Сестра младенца стала в отдалении наблюдать, что с ним будет (Исх 2,2). И вышла дочь фараонова на реку3 купаться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника, и послала рабыню свою взять ее. Открыв корзинку и видя в ней плачущего младенца, она сжалилась над ним и сказала: «это из еврейских детей». Царевна захотела усыновить младенца и найти ему кормилицу из евреек. По сказаниям Иосифа Флавия4, приводили к найденному младенцу много кормилиц еврейских, но тот не принимал от них молока. Тогда Мариам, сестра Моисеева, осмелилась подойти к дочери фараоновой и сказала ей:
     — Не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из евреек, чтобы она вскормила тебе младенца?
     Дочь фараонова отвечала ей: «сходи», — и та привела к ней свою мать. И сказала ей дочь фараона:
     — Возьми младенца и вскорми его: я дам тебе за это плату.
     Иохаведа взяла младенца, и тот прильнул к ней, чувствуя в ней свою мать. Она кормила его в своем доме; когда же младенец вырос, она привела его к дочери фараоновой, которая усыновила его и нарекла имя ему: «Моисей, потому что», говорила она, «я из воды взяла его» (имя это по-египетски означает воду (Исх 2,7—10).
     В некоторых древних сказаниях5 повествуется, будто однажды дочь фараонова принесла Моисея к своему отцу, и тот, играя с ним, возложил на его голову венец царский, на котором было небольшое изваяние идола; Моисей же, сорвав венец с головы, бросил его на землю и попрал его своими ногами. Языческий жрец, который получил предсказание от волхвов6, что когда родится у израильтян вождь, то Египет претерпит много казней, советовал фараону убить младенца, чтобы он, возросши, не причинил какого-либо бедствия их стране. Но, по благоизволению и устроению Божьему, другие восстали против этого, говоря, что младенец сделал это неумышленно, по неведению. Для испытания его младенческого неведения принесли горячих угольев, и он брал их и влагал в свои уста, отчего опалил свой язык и, вследствие этого, сделался косноязычным.
     Когда Моисей пришел в возраст, дочь царская приставила к нему избраннейших мудрецов египетских для обучения его всей премудрости египетской, и он был силен в словах и делах, превзошедши в непродолжительное время своих учителей и сделавшись любимцем царя и всех ближайших его сановников (Деян 7,21—22). Когда же он узнал о своем происхождении, что он — израильтянин, и познал Единого Бога, сущего на небесах, Создателя вселенной, в Которого веровал его народ, то стал гнушаться египетского языческого нечестия (Евр 11,24—26).
     Некоторые историки пишут7, что когда эфиопяне воевали против Египта, то Моисей, достигший уже зрелого возраста, был избран египтянами в военачальники и, благодаря своему мужеству, поразил неприятелей. Однако царь египетский вместо благодарности возненавидел его, потому что некоторые из египетских жрецов в своем волхвовании пророчествовали, что Моисей в будущем наведет бедствия на Египет, и советовали царю убить его. Под влиянием их внушений царь действительно замыслил убить Моисея, но не приступал к этому тотчас же, не желая оскорбить свою дочь и надеясь найти за ним какую-либо вину или дождаться более удобного времени.
     Случилось, что Моисей пошел к своим соотечественникам, сынам Израилевым, и, осматривая тяжкие работы их, увидел, что египтянин бьет одного еврея. Заметив, что около того места нет никого постороннего, он убил египтянина и скрыл тело его в песке. На другой день он опять вышел и, увидев двух ссорящихся евреев, сказал тому, кто начал ссору:
     — Зачем ты бьешь ближнего своего?
     А тот сказал:
     — Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? Не думаешь ли ты убить и меня, как убил вчера египтянина?
     Моисей, услыхав это, испугался и сказал себе:
     — Вероятно, все узнали об этом деле.
     Фараон же, услышав об этом, хотел убить Моисея; но Моисей бежал от фараона и остановился в земле Мадиамской (Исх 2,11—16).
     Утомившись от дальнего пути, Моисей сел у колодезя. И вот пришли к колодезю семь дочерей священника Мадиамского Иофора8, которые пасли стада отца своего. Они стали наполнять корыта водой, чтобы напоить овец. Но пришли пастухи других стад и отогнали их. Тогда Моисей встал и защитил девиц, начерпал им воды и напоил овец их.
     Девицы, возвратившись домой, рассказали отцу своему, что какой-то египтянин защитил их от пастухов и даже начерпал им воды и напоил овец их. Иофор поспешил пригласить к себе Моисея, принял его в дом и потом отдал в замужество ему дочь Сепфору, от которой Моисей имел двух сыновей. Первого он назвал Гирсамом, «потому что, — говорил он, — я стал пришельцем в чужой земле», а второго — Элиезером, сказав:
     — Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона (Исх 2,16—22).
     Спустя долгое время умер царь Египетский. И восстенали сыны Израилевы от работы, и вопль их о тяжком иге восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И призрел Бог на сынов человеческих, и восхотел освободить их (Исх 2,23—25).
     Моисей пас овец у Иофора, тестя своего. Однажды он провел стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божьей Хориву9. И вот явился ему Ангел Господень в огненном пламени из среды тернового куста10, и увидел Моисей, что терновый куст горит огнем, но не сгорает.
     Моисей сказал:
     — Пойду, посмотрю на это великое явление, отчего куст не сгорает?
     Господь же воззвал к нему из среды куста:
     — Моисей, Моисей!
     Он отвечал:
     — Вот я, Господи!
     И сказал ему Бог:
     — Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. — И прибавил при этом: — Я — Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.
     Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога.
     — Я, — говорил Господь Моисею, — увидел страдание народа Моего в Египте, вопль от приставников его, и знаю скорби его. И иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли этой и ввести его в землю плодоносную и пространную, в землю хананеев, хеттеев, аморреев, гергесеев, ферезеев, евеев и иевусеев, в землю, текущую млеком и медом11. И вот, уже дошел до Меня вопль сынов Израилевых, и Я вижу угнетение, каким угнетают их египтяне. Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону, и ты выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.
     Моисей сказал Богу:
     — Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?
     — Я буду с тобой, — отвечал ему Бог, — и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ Мой из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.
     Моисей сказал Богу:
     — Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?
     — Я есмь Сущий12, — отвечал Бог Моисею, — так скажи сынам Израилевым: Господь Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака, и Бог Иакова13, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки и памятование о Мне из рода в род. Пойди, собери старейшин Израилевых, и скажи им: Господь Бог отцов ваших явился мне и сказал: Я посетил вас... И выведу вас от угнетения египетского, и они послушают тебя, и вы пойдете к царю египетскому, и скажете ему: Иегова, Бог еврейский, призвал нас, и так отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу Богу нашему. — Но Я знаю, что царь египетский не позволит вам идти. Тогда Я поражу Египет чудесами: и фараон принужден будет отпустить вас.
     — А если они не поверят мне, — возразил Моисей, — и не послушают голоса моего и скажут: Господь не являлся тебе?
     Господь сказал:
     — Что это у тебя в руке?
     Он отвечал:
     — Посох.
     Господь сказал:
     — Брось его на землю.
     Моисей бросил, и посох превратился в змею. Моисей побежал от него, но Бог повелел ему взять змею за хвост, и змей стал снова жезлом в его руках.
     Господь сказал:
     — Вот тебе знамение для того, чтобы поверили тебе, что явился тебе Господь, Бог отцов их. А если не поверят и этому, то сделай еще вот что: положи себе руку за пазуху.
     Моисей положил руку за пазуху, потом вынул и увидал , что она побелела от проказы14, как снег. Господь велел положить ему опять руку за пазуху, и она снова стала здоровой.
     — Если не поверят и этому чуду, — сказал Господь, — то возьми воды из реки и вылей на сушу, и вода сделается на суше кровью.
     Моисей опять стал просить, чтобы Бог не посылал его, ибо он не речист и косноязычен.
     Господь сказал:
     — А кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым ? Не Я ли, Господь Бог? Итак, пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить.
     Моисей продолжал отказываться и просил послать вместо него кого-либо более способного. Тогда Господь разгневался на Моисея и сказал:
     — Разве нет у тебя Аарона брата? Я знаю, что он может говорить вместо тебя. И вот он выйдет навстречу к тебе, и свидание с тобою обрадует его. Ты будешь ему говорить и влагать слова Мои в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать. И будет говорить он вместо тебя к народу и будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога. И жезл этот (который был обращен в змия) возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения.15
     После этого Моисей возвратился к Иофору и сказал ему: — «я пойду в Египет к братьям своим, посмотрю, живы ли еще они.
     — Иди с миром, — отвечал Иофор.
     И пошел Моисей в Египет без страха, ибо тот царь, который хотел его убить, и все, искавшие его погибели, уже умерли. Навстречу Моисею, по повелению Божьему, вышел Аарон, который с радостью облобызал его. Моисей передал Аарону все слова Господни. Пришедши в Египет, они собрали всех старейшин Израилевых и поведали им все слова, которые говорил Господь Моисею, а Моисей сотворил пред глазами их знамения и чудеса. Израильтяне поверили им и возрадовались, что Бог посетил сынов Израилевых и призрел на их страдание.
     После этого Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему:
     — Так говорит Господь Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне.
     Но фараон сказал:
     — Кто такой Бог Израилев, чтобы я послушался голоса Его? Не знаю я Господа, и израильтян я не отпущу. И вы, Моисей и Аарон, к чему отвлекаете народ от работ? Ступайте каждый на свою работу.
     И немедленно дал повеление приставникам над евреями еще более угнетать их тяжкой работой и не давать им впредь соломы для делания кирпичей, которую с той поры они должны собирать сами, но при этом урочного числа кирпичей у них не убавляли.
     — Евреи, — говорил царь, — праздны; потому и кричат: мы пойдем, принесем жертву Богу нашему.
     После этого евреев стали угнетать еще более. Отыскивая сами себе материал, они не успевали приготовить положенного для них на каждый день числа кирпичей; за это били еврейских надзирателей и не принимали от них никаких объяснений, и те возопили против Моисея и Аарона, говоря: «суди вас Господь за то, что вы сделали нас ненавистными пред фараоном и рабами его и дали в руки им оружие, чтобы убить нас».
     Моисей обратился к Господу и сказал:
     — Господи! Для чего Ты подвергнул такому бедствию народ этот, для чего послал меня? Ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом.
     Господь отвечал Моисею:
     — Теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном: по действию руки крепкой, он отпустит сынов Израилевых, даже выгонит их из земли своей. Скажи им: Я, Господь, выведу вас из-под ига египтян и спасу вас, соделаю вас Своим народом, и буду вам Богом, и введу вас в ту землю, которую Я клялся дать Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие.
     Моисей пересказал слова эти сынам Израилевым, но они, по своему малодушию и тяжести работ, не поверили Моисею. Тогда Господь повелел Моисею идти к фараону и сказать, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей. Моисей отвечал, что если уже сыны Израилевы не слушают его, то как же послушает его фараон, когда и речь у него, Моисея, невнятна.
     На это Господь отвечал ему:
     — Я поставил тебя как бы божеством фараону, а Аарон, брат твой, будет у тебя пророком. Ты будешь говорить ему все, что Я повелю тебе, а брат твой будет говорить фараону, чтобы он отпустил израильтян. Но Я допущу, чтобы фараон выказал свое упорство во всей силе, и не слушал вас. За это Я простру руку Мою на Египет и произведу над ним грозный суд посредством чудесных казней; тогда узнают все египтяне, что Я — Бог! И выведу сынов Израилевых из среды их. А если фараон потребует от вас доказательства, то ты вели Аарону бросить жезл, — и жезл сделается змеем.
     Ободренные Самим Богом, Моисей с Аароном снова предстали пред фараоном и его слугами и сделали, как повелел им Господь. Аарон поверг пред фараоном жезл свой, и жезл сделался змеем. Фараон призвал мудрецов египетских и чародеев, и те сделали то же своими чарами16; но жезл Ааронов поглотил их жезлы. И ожесточилось сердце фараона, и он не послушал их, как и предрекал Господь, и не восхотел отпустить евреев17. Тогда, по повелению Божьему, Моисей и Аарон начали наводить казни на землю Египетскую18.
     На другой день Аарон, по повелению Моисееву взяв жезл свой, ударил им по воде речной в присутствии фараона и рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь; рыба в реке вымерла, и засмердела река, и египтяне не могли пить воды из реки. Второй казнью были жабы19: Аарон простер руку на воды египетские и извел из них жаб, которые проникли в дома, в спальни, на постели, в печи и квашни, и на царя, и на рабов, и на людей его, и нигде никому не давали покоя. И покрылась вся земля египетская жабами, а когда они по повелению Моисееву вымерли, египтяне собрали их в груды, и засмердела вся земля от вымерших и сгнивших жаб. Третьей казнью были скнипы на людях и на скоте, на фараоне и доме его, и на рабах его, и почва земли египетской вся стала наполненной скнипами20. Четвертой казнью были песьи мухи21. Пятой казнью была весьма тяжкая язва на скоте по всей земле египетской. Шестой казнью были гнойные воспалительные нарывы на людях и на скоте. Седьмой казнью был град и огонь между градом22, и град тот побил все, что только было под открытым небом: и траву, и деревья, и скот, и людей. Восьмой казнью были саранча и гусеницы23, которые пожрали всю египетскую растительность. Девятой казнью была трехдневная тьма по всей земле египетской, настолько густая, что и при огне не было света, так что никто не мог видеть друг друга в продолжение трех дней, и никто в это время не вставал со своего одра. Десятой и последней казнью была смерть первенцев египетских.
     И все казни эти, из которых ни одна нисколько не вредила израильтянам, а только египтянам, были наводимы Богом через Моисея и Аарона за то, что фараон не хотел отпустить людей Божьих в пустыню для служения Богу; ибо, хотя он и несколько раз обещался отпустить их из страха пред казнью, но когда казнь ослабевала, то снова ожесточался и таким образом не отпускал их до десятой казни. Перед десятою же казнью сыны Израилевы, сообразно с тем, как заповедал им Моисей, выпросили у египтян серебряные и золотые сосуды и дорогие одежды, сколько могли унести с собой.
     Потом Моисей установил сынам Израилевым, в память исхода их из Египта, праздник Пасхи, по повелению Господню. Господь сказал Моисею и Аарону:
     — Этот месяц24 пусть будет у вас первым в году. Скажите всему обществу сынов Израилевых, чтобы в девятый день этого месяца каждое семейство отделило у себя из стада по одному агнцу. Агнец должен быть без порока, мужеского пола, однолетний. И пусть хранят его у вас до четырнадцатого дня этого месяца. Тогда вечером пусть заколют агнца в каждом семействе. Потом пусть кровью его помажут оба косяка и перекладину в тех домах, в которых соберутся есть агнца. Есть же мясо его надобно не сваренным в воде, а испеченным на огне, с пресным хлебом и горькими травами. До утра не оставляйте ничего от него и костей не раздробляйте, а что останется, сожгите огнем. Ешьте с поспешностью, препоясавшись и обувшись, и с посохами в руках. Это — пасха Господня25. Я пройду в ночь эту по земле египетской, и поражу всякого первенца у египтян, от человека до скота, а когда у вас увижу кровь на домах, — пройду мимо вас и не дам губителю войти в дома ваши для поражения. И да будет день этот памятен, и празднуйте в этот праздник Господу во все роды ваши, как установление вечное.26
     Согласно повелению Божьему в каждом семействе Израиля был отделен и приготовлен к назначенному времени агнец. У всех сынов Израилевых двери были помазаны кровью и заперты; никто не выходил из них до утра. В полночь ангел губящий прошел по Египту и поразил всех первенцев египетских, от первенца фараонова до первенца узника, заключенного в темнице, и всех первородных до скота. У евреев же все было цело.
     Ночью встал фараон, и все его рабы, и все египтяне, и раздался великий вопль по всей земле египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. Тотчас же фараон призвал к себе Моисея и Аарона и сказал: «Встаньте, выйдите из среды народа моего, вы и все сыны Израилевы, и пойдите совершите служение Господу Богу вашему, как говорили вы; возьмите мелкий и крупный скот. Идите, и благословите меня».
     Египтяне стали понуждать израильтян, чтобы они скорее вышли из земли их, ибо, говорили они, мы иначе умрем все из-за них.
     И понес народ израильский тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах, были на плечах их, ибо они, понуждаемые египтянами, не могли успеть приготовить в путь брашна. Они вышли с серебром, золотом и драгоценностями; с ними вышло также много пришельцев, мелкого и крупного скота. Число всех пеших мужей, кроме домочадцев и других пришельцев, достигло 600 000 человек. Моисей взял с собой кости Иосифа, который умер в Египте и пред смертью, пророчественным духом провидя будущее, заклял сынов Израилевых, говоря: «посетит вас Бог, и вы с собой вынесите кости мои отсюда» (Быт 50,24—25).
     Господь Бог шел пред израильтянами: указывая им путь днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, дабы идти им днем и ночью. Не отлучался столп днем и столп огненный ночью от лица всего народа (Исх 13,16—27).
     Когда царю египетскому было возвещено, что народ израильский бежал, — обратилось сердце его и рабов его против народа этого, и они сказали: «что мы сделали? зачем отпустили израильтян, чтобы они не работали нам?» Фараон запряг колесницу свою, и народ свой взял с собою, шестьсот колесниц отборных и все прочие колесницы египетские, и начальников над всеми ими. Они погнались за израильтянами и настигли их, когда они стояли станом при море27, но не могли напасть на них: Ангел Божий, шедший перед станом сынов Израилевых, пошел позади их, вошел в средину между станом египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не приблизились они друг к другу. Моисей простер руку свою на море, и Господь погнал море сильным восточным ветром, продолжавшимся всю ночь, и сделал море сушей, и воды расступились. Израильтяне пошли через море по суше; воды же были им стеной по правую и по левую сторону. Египтяне погнались за ними, и вошли в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. После того как Израильтяне были проведены через море, Моисей по повелению Божию простер руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место, а египтяне бежали на встречу воде. И потопил Господь египтян среди моря: возвратившаяся вода покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море, так что не осталось ни одного из них. И избавил Господь в день тот израильтян из рук египтян, которых увидели они мертвыми на берегу моря, выбросившего их тела на сушу. Тогда израильтяне увидели в происшедшем руку великую, которую явил Господь над египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Ему и рабу Его Моисею (Исх 14). Моисей и сыны Израилевы, радуясь и торжествуя, воспели благодарственную песнь Господу:
     — «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море...» (Ис 15,1—18)28.
     И Мариам, сестра Моисея и Аарона, собравши жен израильских, водила с ними хоры, взяв в руку свою тимпан29; все они ударили в тимпаны и под ее руководством пели ту же песнь.
     После этого Моисей повел израильтян от Чермного моря30, и они вступили в пустыню Сур31; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. Когда же пришли они в Мерру и нашли там источник, то не могли пить воды из него, ибо вода была горька. И возроптал народ на Моисея, говоря: «что нам пить?» Моисей возопил к Господу, и Господь указал ему дерево; он бросил его в воду, — и вода сделалась сладкой (Исх 15,22—25)32. И руководил Моисей израильтянами во время их путешествия по различным пустыням в продолжение сорока лет, испрашивая им от Бога все благопотребное. Когда они возроптали на Моисея и Аарона из-за пищи, вспоминая мясо, которое ели в Египте, — Моисей умолил Бога, и Господь одождил их манной и послал им перепелов досыта (Исх 16)33. Эту манну ели израильтяне сорок лет в Аравийской пустыне, пока не вошли в пределы обетованной им Ханаанской земли. Когда они возроптали из-за жажды, Моисей извел им воду из камня: он ударил жезлом в камень, и истек источник воды (Исх 17,1—7)34. Когда на израильтян сделали нападение амаликитяне, Моисей воздвиг на молитве руки свои к Богу, и израильтяне стали одолевать и побеждать врагов, войска которых и истребили мечом совершенно (Исх 17,8—16)35. И сколько раз они ни прогневили Бога в пустыне, — всякий раз Моисей умолял за них Господа, Который хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним, чтобы отвратить ярость Его, да не погубить их!
     Между тем Иофор, тесть Моисеев, услышав, что сделал Бог для Моисея и народа израильского при исходе их из Египта, взял Сепфору, жену Моисееву, и обоих сыновей его и отправился с ними к горе Хориву, у которой израильтяне расположились своими шатрами. Моисей вышел к нему навстречу и после взаимного приветствия рассказал ему о всем, что сделал Господь с фараоном и со всеми египтянами за Израиля, и о всех трудностях, которые встретили их на пути. Иофор радовался, слыша о благодеяниях, которые Бог явил Израилю, прославил Бога, избавившего свой народ из-под власти египтян, исповедал пред всеми, что Господь велик, паче всех богов, и принес Ему жертвы.
     На другой день Моисей сел судить народ, и народ стоял пред ним с утра до вечера.
     Видя это, Иофор заметил Моисею, что он напрасно утруждает так себя и народ, ибо ему одному слишком тяжело это дело.
     — Послушай слов моих, — говорил Иофор, — будь для народа посредником перед Богом и представляй Богу дела его; научай сынов Израилевых уставам Божиим и законам Его, указывай им путь Его, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; и выбери себе людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над народом тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятоначальниками и письмоводителями; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они вместе с тобой понесут бремя.
     Моисей послушался тестя своего, после чего Иофор вскоре простился с ним и возвратился в землю свою (Исх 18).
     В самое новолуние третьего месяца по исходе израильтян из Египта пришли они в пустыню Синайскую и расположились станом против горы. Моисей взошел на Синай36, и Господь воззвал к нему с горы, повелев возвестить израильтянам от Своего Имени: «вы видели, что Я сделал с египтянами, и как Я носил вас, как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим избранным народом перед всеми другими, и будете у Меня царством священным и народом святым».
     Народ изъявил готовность исполнить все, что ни повелит Бог. Тогда Господь повелел Моисею освятить народ и двухдневным очищением приготовить его к третьему дню. На третий день, с утра послышались громы, стали сверкать молнии, и густая тьма обложила гору; раздавался трубный звук, который становился сильнее и сильнее. Весь народ трепетал. И повел его Моисей из стана в сретение Господу; все остановились у подошвы горы. Гора со всех сторон окружена была чертой, переступать которую было запрещено под страхом смерти. Народ видел, что гора Синай с самых оснований своих колеблется, и от него восходит дым, как бы от печи; потому что на него в густом облаке и в огне сошел Господь. Моисей же и Аарон по повелению Божьему стали на горе ввиду народа (Исх 19,3—25).
     Тогда весь народ услышал голос Иеговы:
     — Я Господь Бог твой: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им. Не произноси имени Господа твоего напрасно. Помни день субботний, чтобы святить: шесть дней работай и делай всякие дела свои; день седьмой — суббота, Господу Богу твоему. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. Не убивай: Не прелюбодействуй. Не укради. Не произноси ложного свидетельства. Не желай жены ближнего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх 20,2—17; Втор 5,5).
     После этого старейшины Израилевы выступили пред Моисеем и сказали:
     — Вот, Бог показал нам славу Свою, мы слышали и голос Его из среды огня... Мы чувствуем, что невозможно никакому смертному существу слышать Бога присноживущего, как слышим мы, и остаться в живых. Лучше приступи ты, и слушай все, что скажет тебе Бог наш, и пересказывай нам; мы будем слушать и исполнять.
     — Не бойтесь, — сказал Моисей, — Бог испытывает вас, чтобы, наведя на вас страх Свой, удержать вас от преступления заповедей Своих.
     Потом Моисей вступил в мрак, ознаменованный ближайшим присутствием Иеговы, и там принял от Него различные законы, относившиеся к церковному и гражданскому благоустройству народа Божиего и, сошедши с горы, передал все, сказанное Господом, народу и записал все это в книгу.
     На другой день утром Моисей соорудил под горою жертвенник из земли и поставил около него двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых, и принес Богу всесожжения и благодарственные жертвы из закланных тельцов и козлов от лица всего народа, который обещал при этом исполнять все, что повелел Господь (Втор 5,23—31; Исх 20,18—21; 24,1—11).
     Потом Господь сказал Моисею: «Взойди ко Мне на гору и будь там, и дам тебе скрижали каменные37, и закон, и заповеди, которые Я написал для научения народа».
     Моисей с помощником своим в деле служения, Иисусом, сыном Навина38, взошел на Синай, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила ее, и покрывало Синай облако в продолжение шести дней, а в седьмой Господь воззвал к Моисею, и тот взошел на самую вершину, где пребывал сорок дней и сорок ночей. В это время он получил наставление, каким образом устроить скинию или походный храм, в котором народ должен приносить жертвы и возносить молитвы к Богу. По окончании сорока дней Господь дал ему две скрижали, на которых перстом Божиим начертаны были все те десять заповедей, которые Господь изрек в слух всего народа (Исх 24,12—18,31; Втор 9,9—11).
     Между тем народ, видя, что Моисей долго не сходит с горы, собрался к Аарону и потребовал, чтобы он сделал им бога, который бы шел перед ними, «потому что, — говорили они, — с Моисеем что-нибудь случилось». Они принесли ему золотые серьги своих жен и дочерей, и Аарон сделал им из золота изображение тельца. Народ говорил: «вот бог, который вывел нас из земли Египетской», и на другой день на жертвеннике пред тельцом евреи принесли жертвы, стали пить, есть и играть39. И разгневался на них Бог, и сказал Он Моисею, что этот жестоковыйный народ, которого извел Он из Египта, совратился с пути, преступил заповеди Божии и поклоняется ложному богу. Моисей стал молиться за народ, и Бог внял его ходатайству. Спустившись к подошве горы, Моисей и Иисус Навин увидали тельца и пляски. Моисей воспламенился гневом и, бросив скрижали, разбил их под горой ввиду всего народа. Потом взял тельца, которого они сделали, разбил его и стер в пыль, которую высыпал в текущий с горы поток, и, в посрамление рукотворенному божеству, заставил израильтян пить ту воду. Аарон, в ответ на упреки Моисея, извинял себя необузданностью и упорством буйного народа, и Моисей увидел, что народу нечем оправдать себя. Он стал в воротах стана и воскликнул: «Кто остался верным Господу, — иди ко мне!»
     И собрались к нему все сыны Левиины. Моисей повелел каждому из них пройти с мечом по стану и обратно, и убивать всякого, кто встретится. И пали до трех тысяч человек из числа виновных (Исх 32,1—29; Втор 9,12—17).
     На другой день Моисей опять взошел на гору, повергся пред Богом и, постясь сорок дней и ночей, умолял за грех народа, говоря:
     — Если Ты не простишь греха их, то изгладь и меня из Твоей книги, в которую вписаны у Тебя предназначенные для вечного блаженства.
     Господь отвечал, что изгладит из книги Своей согрешивших перед Ним, и, повелевая Моисею вести народ в обетованную землю, дал знать, что не будет уже сопутствовать ему особенным благоволением. Народ, услышав эту угрозу, зарыдал, и все возложили на себя покаянные одежды. Моисей усугубил молитвы, и Бог возвратил израильтянам Свое благоволение.
     После этого Моисей был удостоен на Синае видеть славу Господню.
     — Лица Моего, — сказал ему Господь, — нельзя тебе видеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Но Я проведу перед тобою всю славу Мою и возглашу имя: Иегова... Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а Лицо Мое не будет видимо тебе.
     При этом Моисей получил повеление написать слова завета в книгу и принял опять скрижали, на которых начертал те же десять заповедей, которые были записаны на прежних Самим Богом.
     Созерцание славы Божией оставило след на лице Моисея. Когда он сошел с горы, Аарон и все израильтяне боялись подойти к нему, видя, как сияет лицо его. Моисей подозвал их и сообщил им все, что заповедал ему Бог. После этого он положил себе на лицо покрывало, которое снимал только тогда, когда предстоял перед Богом (Исх 32,30—33; 33,1—6,12—23; 34,1—35; Втор 9,18—19; 10,1—4; 2 Кор З,13).
     Моисей объявил сынам Израилевым волю Божью о скинии и приступил к ее сооружению, поручив это дело указанным Богом художникам, по образцу, виденному им на Синае, во время сорокадневного на нем пребывания. Израильтяне же приносили щедрые пожертвования золотом, серебром, медью, шерстью, виссоном, кожами, деревьями, ароматами, драгоценными камнями и всем, кто чем мог. Когда скиния была готова и освящена со всеми принадлежностями елеем помазания, облако покрыло ее и наполнило всю скинию, так что сам Моисей не мог войти в нее. И поставил Моисей внутри скинии кивот завета, окованный золотом40, в который вложил золотую стамну с манной41, жезл Ааронов процветший42 и скрижали завета, а над кивотом поставил изображение двух золотых херувимов43 и устроил все необходимое для жертвоприношений и всесожжений. Потом Моисей установил для израильтян праздники и новомесячия44 и поставил им священников и левитов, избрав для служения Богу, по Его повелению, все колено Левиино и отдав его в распоряжение Аарона и сыновей его45.
     Много иных знамений и чудес сотворил раб Божий Моисей, много приложил попечений об израильтянах, много дал им законов и разумных распоряжений; обо всем этом сообщается в написанных им священных книгах: в книге Исхода, Левит, Числ и Второзакония; в этих книгах подробно описывается его житие и труды, которые он подъял на себя во время управления сынами Израилевыми.
     Когда израильтяне пришли к горе Аморрейской в Кадис-Варни46, Моисей сказал им, что земля, которую Господь отдал им в наследие, теперь перед ними; но израильтяне пожелали послать прежде соглядатаев осмотреть землю, и по повелению Божьему Моисей выбрал из начальников Израилевых по одному человеку от каждого колена, в том числе и Иисуса Навина, для обозрения земли Ханаанской. Возвратившись, посланные рассказали, что земля та обильна плодами, пажитями, скотом и пчелами, но некоторые из них испугались жителей той страны, отличавшихся необыкновенным ростом и силою, и советовали израильтянам возвратиться в Египет, чтобы не погибнуть от аморреев; Иисуса же Навина и других, которые убеждали идти в ту прекрасную землю, израильтяне хотели побить камнями. Но Бог, по молитве Моисея, простил израильтянам грех их, а виновные в возмущении были поражены внезапно смертью (Чис 13—14; Втор 1,19—46).
дальные орехи. Тогда Моисей положил жезл Ааронов пред ковчегом завета на сохранение, в свидетельство будущим поколениям о Божественном избрании в священство Аарона и потомков его.
     В дальнейшем пути сыны Израилевы показали опять малодушие свое и стали жаловаться и роптать на Бога. Тогда Господь послал ядовитых змей, жала которых были смертоносны, и умерло от них много сынов Израилевых. Народ смирился и каялся в том, что согрешил против Бога и возроптал на Моисея. Тогда Моисей помолился, чтобы Господь отогнал от них змей, и Господь сказал ему: «сделай змея и повесь его на шест: тогда, кто бы ни был уязвлен, пусть только взглянет на него — и останется жив». Моисей повесил на шесте медное изображение змея, после чего все уязвленные, кто с верою взирал на это изображение, оставались невредимыми47 (Чис 21,4—9).
     Так руководил Моисей народом израильским по пути в землю Ханаанскую, спасая его своими молитвами и чудесами от различных бедствий и наказами Божьими.
     Моисею самому было определено умереть вне земли обетованной. Когда приблизилось время его кончины, Господь предвозвестил ему о скором его преставлении и сказал:
     — Взойди на гору Аварим48, которая находится в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую Я даю во владение сынам Израилевым, и умри на горе той, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор49, и приложился к народу своему, за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадисе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых; пред собою ты увидишь землю, которую Я даю сынам Израилевым, но сам не войдешь туда. (Втор 31,14—33).
     Перед своей смертью Моисей благословил сынов Израилевых, каждое колено особо, пророчествуя о будущих судьбах их (Втор 3,23—28; Чис 27,12—23). После этого по повелению Божьему он взошел на гору, и показал ему Господь всю землю Галаадскую до Дана, и всю землю Нефалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого Западного моря и полуденной страны и равнины долины Иерихона, города пальм, до Сигора50. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню. Тело его погребли в долине земли Моавитской против Веф-Фегора51, и никто никогда не узнал места погребения его. Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась. Израильтяне почтили кончину Моисея тридцатидневным плачем. И не было более у израильтян пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, совершенным им перед глазами всего Израиля (Втор 34,1—12).
     Молитвами святого пророка Моисея да избавит Господь и нас от всякой скорби, и да вселит нас в вечные селения, изведя из Египта — многобедственного мира этого! Аминь.

Тропарь пророку Боговидцу Моисею
Тропарь, глас 2:
      Пророка Твоего Моисея память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Ин тропарь, глас 2:
      На высоту добродетелей возшел еси, пророче Моисее, и сего ради сподобился еси видети славу Божию. Скрижали благодатныя Закона прият, и начертаний благодать в себе нося, и пророков был еси честная похвала и благочестия великое таинство.

Кондак, глас 2:
      Лик пророческий с Моисеем и Аароном веселием днесь веселится, яко конец пророчествия их на нас исполнися: днесь сияет Крест, имже нас спасл еси. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Величание
      Величаем тя, пророче Божий Моисее, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     Прим.
  • 1 Смерть патриарха Иосифа следует относить приблизительно к 1923 году до Р.Х. Пребывание израильтян в Египте продолжалось около 398 лет, начиная с переселения туда Иакова с его семейством.^
  • 2 Амрам происходил из колена Левия (сына патриарха Иакова) и был сыном Каафа, сына Левия (Исх 6,20; Чис З,29; 26,58—59). Иохаведа была дочь Левия (Исх 6,20; Чис 26,59).^
  • 3 Здесь разумеется Нил — величайшая река земного шара. Длину Нила полагают в 6 000 верст; протекает он на северо-востоке Африки, начиная от Эфиопии и впадает в Средиземное море.^
  • 4 Иосиф Флавий, еврейский историк (родился в 37 году по Р.Х.), автор «Иудейских древностей», где он передает некоторые сказания о Моисее, которых нет в священных, библейских книгах.^
  • 5 Сказание об этом передается Георгием Кедрином, византийским писателем конца XI или начала XII в., автором так называемого «Исторического синопсиса», или собрания летописных сказаний от сотворения мира до 1059 года по Р.Х.^
  • 6 Под именем волхвов в древности разумелись люди мудрые, обладавшие высокими и обширными знаниями, особенно знаниями о тайных силах природы, светилах небесных, священных письменах и т.п. Они наблюдали естественные явления, толковали сны, предсказывали будущее; они были большей частью вместе с тем и жрецами и пользовались великим уважением при дворах царских и в народе. Таковы были в особенности волхвы египетские.^
  • 7 Иосиф Флавий в «Древностях Иудейских», кн. 2, гл. 10.^
  • 8 Мадианитяне, или Мадиамитяне, были потомками Мадиама, четвертого сына Авраама от Хеттуры; это был многочисленный народ разных аравийских племен, который вел кочующий образ жизни. Мадиамская земля, где они имели главное местопребывание, представляла из себя пустынную местность при Еланитском заливе Чермного (Красного) моря, по восточной стороне его, в Аравии. Как потомки Мадиама, сына Авраама, Иофор и его семейство были чтителями истинного Бога.^
  • 9 Хорив — гора в пустыне Аравийской, западная возвышенность того же горного хребта, восточную часть которой составляет Синай.^
  • 10 По-славянски: Купина — тернистая акация Арабского полуострова, особенно обильно растущая при горах Хориве и Синае, представляющая собою небольшой кустарник с острыми колючками. Явившаяся Моисею горящая, но несгораемая купина прообразовала собой, по учению св. Церкви, Богоматерь — Деву, пребывшую нетленною по воплощении и рождении от Нее Сына Божьего.^
  • 11 Под землей Ханаанской в некоторых местах разумеются обширные земли, лежащие на западе Азии по восточному побережью Средиземного моря, в частности, земля по эту сторону Иордана, т.е. Финикия и земля филистимлян; при этом от земли Ханаанской отличается страна заиорданская. В новейшее время под землей Ханаанской разумеется обыкновенно вся обетованная земля, — все земли, занимаемые израильтянами по обе стороны Иордана. Ханаанская земля отличалась необыкновенным плодородием, обилием пастбищ, удобных для скотоводства, и в этом смысле называется в Писании землей текущей, млеком и медом. Хананеи — это первоначальные жители земли Ханаанской, потомки Ханаана, сына Хамова, разделившиеся на 11 колен, из которых пять: евеи, иевусеи, аморреи, гергесеи и хеттеи — жили в той стране, которую после заняли израильтяне, или в собственном смысле землю обетованную. Евеи, многочисленное племя Ханаанское, обитали в средине земли Ханаанской и частью на юге; аморреи, — наиболее сильное при Моисее племя Ханаанское, — широко распространились и в самой земле Ханаанской, по эту сторону Иордана, занимали средину этой земли и гору Аморрейскую и распространились далеко, и на север и на юг; хеттеи обитали в нагорных странах около аморреев и были также племенем сильным и многочисленным; иевусеи во времена Моисея занимали южную часть земли обетованной; гергесеи обитали на западе Иордана. Ферезеи были народом, принадлежавшим к древним, природным обитателям Палестины, и не происходили из Ханаанского племени; жили, главным образом, в средине Палестины, или земли Ханаанской.^
  • 12 Сущий, или, по-еврейски, Иегова, — одно из имен Божьих, которым выражается самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божьего.^
  • 13 Избрав Авраама для сохранения веры на земле и заключив завет Свой с ним, Бог повторил потом обетования Свои Исааку и Иакову. Отсюда патриархи эти часто поставляются в Св. Писании вместе, не только как родоначальники народа еврейского, но и как преемники и хранители Божественных заветов и обетований, как великие подвижники веры и благочестия, и как ходатаи и заступники пред Богом, своею верой и добродетелями приобретшие особенную благодать у Бога. Поэтому имена их повторяются и упоминаются в Св. Писании и при явлениях и откровениях людям Божьим, причем Бог в этом смысле называется Богом Авраама, Исаака и Иакова.^
  • 14 Проказа — это самая страшная и отвратительная, заразительная болезнь; она господствует преимущественно в странах с жарким климатом, особенно в Египте, Палестине, Сирии, Аравии, Индии и вообще на Востоке. При развитии этой болезни кожа делается белой, потом пухнет, сохнет, покрывается струпами и язвами с отвратительным запахом, далее отпадают члены тела, и по большей части в конце концов пораженные этой болезнью умирают в страшных мучениях.^
  • 15 О явлении Бога Моисею и о призвании последнего см. Исх З, 4,1—17.^
  • 16 Чарования египетских волхвов, по наиболее общепринятым толкованиям, состояли из действий, лишь казавшихся сверхъестественными, но в существе своем основанных на знании естественных, неизвестных большинству, явлений природы. Некоторые авторитетнейшие толкователи Св. Писания, а в числе их выдающиеся отцы Церкви, приписывают силу чар волхвов египетских участию диавола.^
  • 17 О ходатайстве Моисея и Аарона за народ Израильский перед фараоном и событиях, предшествовавших казням египетским, подробно говорится в кн. Исх 5,6 и 7,1—13.^
  • 18 О казнях египетских см. кн. Исх 7—12.^
  • 19 Род больших бесхвостых лягушек. Сами по себе жабы безвредны и неопасные, но очень гадки и отвратительны; мириадами покрывая нередко землю Египетскую и наполняя болота, каналы Нила, поля и дворы и вползая в дома, спальни, на постели, в печи и квашни, они делались настоящею язвой для жителей.^
  • 20 Под скнипами большинство толкователей разумеет здесь комаров, которых на Востоке и вообще в теплых странах, особенно близ рек, бывает бесчисленное множество, так что они нередко являются бичом страны. По другим толкованиям, это — разного рода паразиты человеческие и скотские.^
  • 21 Песьи мухи — род язвительных мух или насекомых, будто бы особенно вредных для собак. Но здесь еврейское слово, заменяющее это выражение, означает собственно смесь, множество, и потому здесь нужно разуметь множество вредных насекомых вообще.^
  • 22 Некоторые разумеют под седьмой казнью — хамсин, южный палящий ветер, приносящий на Египет из пустыни целые груды песка, нередко соединяющийся с опустошительными грозами и в то же время сильным градом. Хамсин сопровождается страшными бедствиями для обитателей Египта.^
  • 23 Саранча — насекомое, принадлежащее к разряду прыгающих и травоядных. Отличается своей прожорливостью, и потому считается одним из самых ужаснейших бичей Божиих на Востоке. Она прилетает всегда тучами с восточным ветром, на своем пути пожирает всю растительность, и ничто не может противостоять ей, пока тот же ветер не загонит ее в море, где она и гибнет. Писание часто указывает на саранчу, как на особенное орудие Божьего гнева. — Гусеница — один из видов саранчи в своей личинке, до развития у нее крыльев.^
  • 24 По-еврейски — месяц авин, или нисан, соответствующий второй половине нашего марта и первой — апреля.^
  • 25 Пасха — в переводе с еврейского — значит прехождение, прохождение чего-либо, избавление, и отсюда жертва прехождения, избавления. Пасха — величайший из ветхозаветных иудейских праздников, установленный в память чудесного избавления евреев от рабства египетского. Ветхозаветная Пасха служила прообразом искупления рода человеческого от греха страданиями и смертью Божественного Агнца — Христа, и была великим таинством веры для евреев (Евр 11,28).^
  • 26 Об установлении праздника Пасхи см. Исх 12 и 13,1—16.^
  • 27 Израильтяне в это время стояли станом при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном (Исх 14,9). Ваал-Цефон — египетский город при Чермном, или Красном море, по западной стороне северного края его. Пи-Гахироф — местность при конце северного (Иерополитанского) залива Чермного моря, к востоку от Ваал-Цефона, так называемая Агируд, или Агруд.^
  • 28 Слова всей этой благодарственной, хвалебной песни преисполнены благоговейного восторга и носят печать священного величия. Эта торжественная песнь израильтян Господу в нашей Православной Церкви занимает первое место в числе 9 священных песней, служащих основанием известных песенных канонов, ежедневно воспеваемых Церковью во славу Бога и святых Его.^
  • 29 Тимпан — один из древнейших музыкальных инструментов, который и в настоящее время в большом употреблении на всем востоке, отчасти и на западе. Это — деревянный или металлический круг шириною в ладонь, обтянутый кожей, по краям которого, обыкновенно, навешиваются разные металлические кружки, кольца, бубны. И теперь, как в древности, инструмент этот преимущественно есть инструмент женщин, которые при пении и танцах, держа его в левой руке, потрясают им, а правой рукой ударяют в него в такт.^
  • 30 Чермное, или так называемое Красное, море представляет собой длинный, узкий пролив Индейского моря, отделяющий Аравийский полуостров от Египта и Азию от Африки. Чермное море весьма глубоко, даже на самом незначительном расстоянии от берега.^
  • 31 Сур — пустыня между Палестиной и Египтом, между заливом Чермного моря и Средиземным морем, до юго-западной границы Палестины. Сейчас так называемая пустыня Ед-Джифар.^
  • 32 Мерра (в переводе значит — горечь) — место в пустыне Сур, на восточном берегу Чермного моря. Ныне полагают эту местность на пути от Айюн-Муза к Синаю в минеральном источнике Говаре, или Гаворе, где вода столь неприятна, горька и солена, что считается кочующими арабами самым дурным источником.^
  • 33 Это было в пустыне Син в Аравии близ Синая. Манна — в переводе с еврейского значит: «что это такое?», ибо евреи, в первый раз увидев ее сходящею с неба вроде чего-то мелкого, снеговидного, с недоумением вопрошали друг друга: «что это такое?» Под манною здесь нельзя разуметь ни одного из всех известных родов манны натуральной, выделываемой из маленьких зерен особого злачного растения. Это была особенная чудесная пища, которую Бог с неба посылал израильтянам. Вкус манны Моисей уподобляет вкусу муки, смешанной с медом или елеем; она была при этом удобна и к составлению разных снедей.^
  • 34 Это было в Рефидиме, в пустыне Аравийской, при горе Хориве (см. с. 48). После чудесного изведения воды из скалы Моисей нарек имя месту тому: Масса и Мерива (т.е. «искушение и укорение»), по причине укорения сынов Израилевых, и потому что они искушали Господа, говоря: «есть ли Господь среди нас или нет?»^
  • 35 Амаликитяне — кочевой народ, живший на юге Палестины в каменистой Аравии, между Идумеей и Египтом, в пустынях Син и Фаран, на севере Синайского полуострова.^
  • 36 Гора Синай представляет собой собственно группу гор, состоящих из гранитных скал, прорезана и окружена крутыми и шероховатыми долинами; у арабов сейчас называется горой Тур или Джебель-Тур-Сина; лежит почти посредине известных рукавов Чермного моря, образующих собой Синайский полуостров. Она состоит из трех горных хребтов. Собственно гора Синай, при которой израильтяне вступили в завет с Богом и получили от Него заповеди закона, представляет самую высшую юго-восточную вершину среднего хребта, низшую же северо-западную вершину представляет собою гора Хорив.^
  • 37 Т.е. каменные доски.^
  • 38 Иисус Навин — преемник Моисея, вождь израильский, введший евреев в землю обетованную. Память его 1/14 сентября.^
  • 39 Нельзя, конечно, полагать, что израильтяне из металла думали сделать бога и ему приписать свое избавление из Египта, тогда как недавно Бог изрекал им закон Свой; нет, они хотели служить Иегове (Исх 32,5), но, в противность ясному запрещению Божьему (гл. 20, ст. 4), увлеклись примером язычников, поклонявшихся божествам в чувственных образах, ближайший пример чего представляли им египтяне, почитавшие черного быка Аписа, изображавшего собой божество Озириса, и отливавшее из металла его изображение. При всем том преступление их являлось идолослужением и заслуживало строгого наказания.^
  • 40 Кивот или, с греческого, ковчег завета, — величайшая святыня скинии, представлял собой ящик, сделанный из дерева ситтим (лучший род кедра).^
  • 41 Стамна, в переводе с греческого, — кувшин или вообще сосуд. В этой золотой стамне хранилась часть манны, которою израильтяне чудесно питались в продолжение сорокалетнего странствования своего по пустыне Аравийской.^
  • 42 О происхождении этого жезла Ааронова повествуется в книге Числ. Однажды против Моисея и Аарона открылось опасное возмущение, во главе которого был левит Корей и двое рувимлян Даоан и Авирон, к которыми присоединились еще 250 начальников общества. Корей, завидуя Аарону, сам домогался верховного священства и вместе со своими сообщниками стал говорить, что все общество свято, и напрасно Моисей и Аарон ставят себя выше всех. Виновные были судом Божьим наказаны: их поглотила рассевшаяся земля; но возмущение продолжалось, и гнев Божий поразил еще 14 700 человек. Для предотвращения споров о том, кому должно принадлежать право священства, Бог повелел взять у каждого из двенадцати начальников колен Израильских по жезлу и положить в скинии, обещая, что у избранного Им жезл расцветет. На другой день Моисей нашел, что жезл Ааронов дал цветы и принес миндальные орехи. Тогда Моисей положил жезл Ааронов пред ковчегом завета на сохранение, в свидетельство будущим поколениям о Божественном избрании в священство Аарона и потомков его.^
  • 43 Изображение херувимов в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений над ковчегом завета выражали, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его и благоговейно служат Ему, проникая в тайны нашего спасения.^
  • 44 Праздники эти были следующие: Субботы, Пасха и праздник опресноков, Пятидесятница (установлен в память Синайского законодательства и для принесения благодарения Богу за новые плоды земные), Праздник труб (1-й день, начало нового года), День очищения (10-й день), Праздник кущей (15-й день, установленный в воспоминание покровительства Божия во время странствования евреев по пустыне, когда они жили в шатрах и палатках). Новамесячия — начало каждого нового месяца, освящавшееся жертвоприношениями. Кроме того, особенными празднествами для израильтян были: Субботний год, или седьмой, и Юбилейный, или 50-й год.^
  • 45 Чис З,5—13; 8,5—22; 1,50—53. Сначала Аарон и его сыновья получили особенное посвящение для священного служения пред Богом в скинии; после к ним присоединено все колено Левиино. Священное служение собственно принадлежало Аарону и сыновьям его и их потомству; первосвященство принадлежало старшему в роде его; прочие потомки его были священниками, а прочие из колена Левия назывались вообще левитами, которые служили при скинии, исполняя низшие обязанности: носили скинию и ее принадлежности, охраняли их, помогали священникам при богослужении, некоторые из них были певцами и музыкантами, книгочиями и судиями по гражданским делам и т.д.^
  • 46 Кадись, или Кадис-Варни — местность на границе земли обетованной, близ горы Сеир, на юге Палестины.^
  • 47 Вознесенный в пустыне змей, по выражению св. Григория Нисского, есть знамения крестного таинства, чему ясно учит Слово Божие, когда говорит: «якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому» (Ин З,14).^
  • 48 Аварим представляет собой собственно цепь гор, идущих против Иерихона по ту сторону Иордана, в земле Моавитской. Моисей видел землю обетованную с вершины горы Нево; вершина эта носила наименование Фазги.^
  • 49 Гора Ор находилась на границе Идумеи и Палестины, близ Кадиса, к югу от Мертвого моря. — Аарон умер еще за год до кончины Моисея.^
  • 50 Галаадской страной называется страна Заиорданская — от горы Ермона до реки Арнона. Город Дан — на севере Палестины и был северным пределом земли обетованной. Земля Неффалимова занимала самую северную часть земли Ханаанской. Колено Ефремово при разделении земли обетованной заняло самую средину ее. Манассиино — северную ее часть рядом с Галаадом, который впоследствии был занят им же. Иудино колено заняло обширнейшую и важнейшую часть Ханаанской земли от Средиземного моря до Мертвого, и от потока Египетского до пределов Ефремовых. — Под Западным морем разумеется здесь Средиземное. — Полуденная страна, т.е. южная. Сигор — город в долине Сиддим, на юге пустыни Иудейской, по восточной стороне Мертвого моря. Таким образом Моисею была показана вся страна, которую по воле Божьей должны были занять евреи.^
  • 51 Веф-Фегор — один из городов Сигона, царя аморрейского, на восточной стороне, против Иерихона.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Сентябрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 29 30 31 1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.