Вход

Изображения в галерее

115.jpg
807_76.jpg
471.jpg

Главная

Житие преподобного Антония Римлянина


Преподобный Антоний Римский. XVIII век. Икона из старообрядческой молельни на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

Публикуется по изданию: Памятники Древле-Русской духовной письменности: Житие преподобнаго Антония Римлянина. // Журналъ «Православный собеседникъ», Казань. — 1858 г.

     Житие преподобного Антония Римлянина написано учеником его Андреем, бывшим в 1147—1157 гг. игуменом основанного Антонием монастыря. Так значится во всех ныне известных списках жития. «Уведе преподобный свое отшествие к Богу, — говорит сам жизнеописатель, — призва мене священноинока Андрея, и нарече себе мене отца духовнаго, и добре исповедав со слезами, поведа моему окаянству преподобный свое пришествие из Рима, и о камени, и о сосуде древяном, о делви, сиречь о бочки, еже исперва писано, и повеле ми вся сия написати по преставлении своем и церкви Божии предати чтущим и послушающим на пользу души». В 1598 году, по открытии мощей преподобного Антония (в 1597 г.), Нифонт1 постриженник Антониева монастыря подверг это древнее жизнеописание новой редакции, описал в Сергиевой лавре чудеса преподобного с 1578 по 1597 год, присовокупил витиеватый приступ и многоречивое похвальное слово, сохранив, впрочем, за исключением двух вставок, первоначальный, основной состав древнего жития. Он, без сомнения, внес в житие анахронизм, будто преподобный построил и расписал каменную церковь в своем монастыре при епископе Никите2, тогда как, по достоверному свидетельству новгородской летописи, св. Никита скончался въ 1108 г., а каменная церковь заложена Антонием уже в 1117 г. и расписана в 1125 г.3 Точно также замечание относительно «гривеннаго слитка», предложенного Антонием рыболовам: «понеже в то время у новгородских людей не бысть денег, но лияша слитки серебряныя, ово в гривну, ово в полтину, ово в рубль», — это замечание принадлежит, конечно, редактору XVI века, когда в 1535 году царь Иоанн Василъевич «повеле делати деньги серебряныя новыя, и начаша въ Новгороде делати новыя деньги». Предлагаемое житие по списку XVI века, находящемуся в сборнике Соловецкой библиотеки под № 854.

Сказание о житии преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина и о пришествии от града Рима в Великий Новград
     Сей преподобный и богоносный отец наш Антоний родился во граде великом Риме, что в западной стране, в италийской земле, в латинском народе, от родителей христиан. И научен был вере христианской, которую держали его родители в тайне, скрываясь в доме своем, поскольку Рим отпал от веры христианской и предался в латинскую ересь. Окончательно отпал он от времен папы Формоса и до сего дня в отпадении пребывает. И иное многое поведал мне преподобный Антоний об отпадении римском и о богомерзкой их ереси, но об этом ныне умолчим.
     Отец и мать преподобного Антония в добром исповедании отошли к Богу. Преподобный же, будучи научен грамоте, изучил также и греческий язык и прилежно начал читать книги Ветхого и Нового Завета и предания Святых Отцов семи Вселенских соборов, изложивших и изъяснивших веру христианскую. И возжелал воспринять иноческий образ. Помолившись Богу, он раздал имение родителей своих нищим, а остаток вложил в сосуд – «дельву», то есть бочку, и, законопатив ее и всячески укрепив, скрыл, а затем предал морю. Сам же преподобный пошел в дальние пустыни искать монахов, живущих и трудящихся Бога ради, скрывающихся от еретиков в пещерах и расселинах земных. И Божиим промыслом обрел он монахов, в пустыне живущих. Среди них был один, имеющий пресвитерский чин. Преподобный Антоний много молился им со слезами, дабы и его причислили к своему Богом избранному стаду. Они же много и строго его вопрошали о вере христианской и о ереси римской, боясь искушения от еретиков. Он же исповедал себя христианином. Тогда они сказали ему: «Чадо, Андрее! Ты еще юн и не сможешь терпеть постнического жития и трудов иноческих». А было ему в то время всего 18 лет. И многими другими трудностями устрашали его, но он, неослабно кланяясь, молил о восприятии монашеского образа. И только таким образом едва смог, получить желаемое — постригли то в иноческий чин.
     Пребыл преподобный в пустыне той двадцать лет, трудясь, и постясь, и молясь Богу день и ночь. «Была же, — говорил он, — в тридцати поприщах от нас, в одной пустыне, живущими там монахами сооружена маленькая церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По обычаю, все монахи из пустынь сходились на Великой Субботе в церковь, где пресвитеры и диаконы совершали божественную литургию, и все, причастившись Божественных Тайн, весь день тот и ночь пели и молились. К утру же на Святую Пасху, пропев заутреню и святую божественную литургию, и снова, причастившись Святых и Пречистых, Божественных и Животворящих Христовых Тайн, отходили каждый в свою пустыню».
     Но ненавидящий добро дьявол воздвиг окончательное гонение на христиан в той земле. Князья града того и папа начали хватать по пустыням монахов православных и предавать их на мучение. Преподобные же отцы богоизбранного Христова стада от страха разошлись по пустыням так, что уже не могли более сообщаться друг с другом. Тогда преподобный Антоний начал жить при море в непроходных местах. И начал преподобный Антоний беспрестанно молиться, стоя на камне, не имея ни покрова, ни хижины. Пищу же, что принес из пустыни своей, преподобный вкушал помалу только по воскресным дням. И пробыл на том камне преподобный Антоний год и два месяца и столько трудился Богу в посте, во бдении и в молитвах, что ангелам стал подобен.
     «Тайну царскую подобает хранить» — это похвально, безбедно и полезно для хранящих ее. Пусть, кому не следует, она неведома будет, чтобы вышло не противно царскому повелению. Дела же Божии и чудеса преславные, творимые святыми Его, подобает везде и повсюду и различным образом возглашать и проповедовать, и ничто о них не скрывать, и не предавать забвению, но возвещать для общей пользы и спасения всем людям, именующим себя христианами. Поэтому и мы, возвращаясь к вышесказанному, возвестим о случившемся далее.
     В лето 1106-ое, месяца сентября в пятый день, на память святого пророка Захарии, отца Предтечи, восстали великие ветры и море взволновалось как никогда. Так что и волны морские до камня доходили, на котором преподобный стоя пребывал и беспрестанные молитвы воссылал к Богу. И вот внезапно одна волна напряглась и подняла камень, на котором стоял святой, и понесла его на камне, как на корабле легком, ничем не повредив и не устрашив его. Преподобный же стоял, беспрестанно молясь Богу, ибо возлюбил Бога всею душою своею. Ведь Бог — сладость, и просвещение, и радость вечная любящим Его. Кто возлюбил Его, в том и Бог вечно живет. Бог — Ревнитель, Пречистый, Святый и живет в душах боящихся Его и творит волю возлюбивших Его. Преподобный же постоянно имел образ Его в сердце своем — икону Божию преславную, не красками на доске изображенную или на ином чем, но ту, говорю, икону Божию, которая добрыми делами, постом, воздержанием, исправлениями добрыми, бдением и молитвами была написана — сокровенный в сердце образ небесного Владыки. И видел преподобный умными очами из облака Пресвятую Богородицу, держащую пречистыми своими руками Предвечного Младенца, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «И не ведал я, — говорил святой Антоний, — когда день, когда ночь, но Светом неприкосновенным объят был». Камень же тек по водам, не имея ни кормила, ни кормчего. Разум человеческий не может выразить сего. Ни скорбь, ни страх, ни печаль, ни голод, ни жажда не пришли к преподобному, но только пребывал он, молясь в уме своем Богу и веселясь душою.
     От Римской страны по Теплому морю, из него же в реку Неву, из Невы в Нево-озеро, а из Нево-озера вверх по реке Волхову, против быстрин неизреченных и даже до места сего камень, на котором преподобный стоял и молился, не пристал нигде, но только при береге великой реки, называемой Волхов, в третью стражу ночи, на месте сем, в сельце, именуемом Волховское, во время заутреннего пения. Начали в городе звонить к заутрене, и услышал преподобный звон великий по граду, и стоял в страхе большом и недоумении, и помыслил в ужасе великом, думая, что принесен на камне ко граду Риму. Когда же ночь миновала, дневной свет настал и солнце воссияло, стеклись к преподобному люди, там жившие, и, глядя на него, дивились. И подойдя к нему, начали вопрошать его о имени и роде, и от какой страны пришел. Преподобный же, совсем не зная русского языка, не смог дать никакого ответа, но только кланялся им. С камня же преподобный не смел сойти и пребыл три дня и три ночи, стоя на камне и молясь Богу.
     В четвертый же день преподобный много часов молился Богу, дабы Господь поведал ему о граде сем и о людях. И сошел преподобный с камня, и пошел в Великий Новград, и встретил там человека из греческой земли, гостя торгового, (из купеческого чина), который знал римский, греческий и русский язык. Он же, увидев преподобного, спросил его о имени и о вере. Преподобный поведал ему имя свое, христианином себя назвал и грешным иноком, недостойным ангельского образа. Купец же тот, пав к ногам святого, просил благословение от него. Преподобный благословение ему даровал и о Христе целование. И спросил о граде, о людях, о вере, о святых Божиих церквах. Купец же поведал преподобному все подряд, говоря: «Город сей —Великий Новград. Люди же в нем православную христианскую веру имеют, соборная церковь — Святая София Премудрость Божия, святитель же во граде сем — епископ Никита. Владеет же градом сим благочестивый великий князь Мстислав Владимирович Мономах, внук Всеволодов».
     Преподобный же, услышав от грека повесть сию, возрадовался душою и всесильному Богу великое благодарение воздал в уме своем. Спросил же преподобный еще, говоря: «Скажи мне, друг, какое расстояние от града Рима до града сего и за какое время проходят путь сей?» Он же поведал ему, сказав: «Дальняя страна та, и труден путь к ней по морю и по суше. Едва проходят его гости торговые за полгода, если кому Бог поможет». Преподобный же размышлял и дивился в себе величию Божию: «Как в два дня и в две ночи столь долгий путь пройден?» — и едва от слез удержался.
     И поклонился святой купцу до земли, мир и прощение ему даровав. И вошел преподобный во град помолиться Святой Софии Премудрости Божией и святителя Никиту увидеть. И, увидев церковное благолепие, и чин, и святительский сан, весьма возрадовался душою и, помолившись и обойдя всюду, снова отошел на место свое. Святителю же Никите в то время не явился преподобный, поскольку не знал славянского и русского языка и обычаев.
     И стал преподобный молиться, стоя на камне своем день и ночь, чтобы открыл ему Бог русский язык. И узрел Господь подвиги и труды преподобного. Стали приходить к нему близ живущие люди и горожане за молитвой и благословением, и Божиим Промыслом преподобный вскоре от них начал понимать и говорить русским языком. Люди же вопрошали его об отечестве, и какой он земли рождения и воспитания, и о пришествии его. Но преподобный не поведал им о себе, а только себя грешным называл.
     По малом же времени дошел слух о нем до святителя Никиты, епископа Великого Новаграда. Святитель же Никита послал за ним и повелел привести его. Преподобный в великом страхе, но в то же время и в радости, пошел в великом смирении к святителю. Святитель же ввел его в келию свою. По сотворении молитвы преподобный сказал «аминь» и принял благословение от святителя со страхом и любовию, как бы от руки Божией. Святитель же Никита, провидя Духом Святым о преподобном, начал вопрошать его об отечестве и о пришествии его в Великий Новград: откуда и как пришел. Преподобный же святителю не хотел поведать тайны, боясь человеческой славы. Святитель же Никита с великим прещением и даже с заклятием продолжал вопрошать преподобного к сказал: «Мне ли, брат, не поведаешь тайны своей? Знай же, что сам Бог может открыть нашему смирению о тебе, ты же тогда осуждение за ослушание примешь от Бога». Преподобный пал пред святителем на лицо свое и с плачем молил святителя: да не откроет тайны сей никому, доколе преподобный будет находиться в жизни сей. И поведал о себе тайну наедине святителю Никите: все подряд об отечестве своем, и о воспитании, и о прихождении из Рима в Великий Новград, то о чем вначале написано.
     Святитель же Никита, сие услышав, не как человека его воспринял, но как ангела Божия и, встав со своего места, отложил жезл пастырский и долгое время стоял, молясь и дивясь бывшему — как прославляет Бог рабов своих. После молитвы сказал преподобный «аминь». Святитель же Никита пал пред ним на землю, прося благословения и молитвы от него. Преподобный же тоже пал пред святителем на землю, молясь и прося благословения, недостойным и грешным себя называя. И оба долгое время лежали на земле и плакали, поливая землю слезами, прося друг от друга благословения и молитвы. Святитель Никита говорил: «Ты великого дара сподобился от Бога, равного древним чудесам. Уподобился Илие Фесвитянину и апостолам, что на Успение Пречистой Богородицы принесены были на облаках. Так и ныне Господь град наш тобою посетил, новопросвещенных людей своим угодником благословил. Преподобный же сказал святителю: «Ты — иерей Бога Вышнего! Ты — помазанник Божий! Тебе довлеет о нас молиться!» Святитель же, не преставая от слез, встал, и поднял преподобного с земли, и дал ему благословение и о Христе целование.
     И много беседовал святой Никита с преподобным и никак не мог насытиться сладких и медоточивых словес его. И желал прославить чудо, но не хотел мольбу преподобного презреть. Много молил святитель Никита преподобного, чтобы у него избрал он себе место и с ним пребывал до исхода души своей. Преподобный же никак не хотел сего сотворить и отвечал, сказав: «Господа ради, святитель Божий, не принуждай меня! Ведь нужно на том месте терпеть, где мне Бог повелел». Святитель же Никита, дав благословение, отпустил его с миром на богоизбранное место.
     Немногое время спустя, поехал епископ Никита к преподобному Антонию увидеть камень сей и место. Преподобный же стоял на камне как столп, не сходя с него, молясь Богу день и ночь. Но как увидел святителя идущего к нему, сошел с камня и пошел навстречу ему, приняв благословение и молитву от святителя. Подивился святитель чуду, обошел все место села того и сказал преподобному: «Изволили Бог и Пречистая Богородица избрать место сие. Хотят да воздвигнется твоим преподобием храм Пречистой Богородицы, честнаго и славнаго Ея Рождества и будет обитель великая на спасение людям. Ведь на предпразднество сего праздника поставил тебя Бог на месте сем». Преподобный же ответил: «Воля Божия да будет!» Святитель хотел поставить ему хижину близ камня. Преподобный же никак не хотел сего, но желал всякую скорбь терпеть Бога ради.
     Святитель же Никита, боясь искушения, желая более удостовериться о чуде, начал каждого из селян наедине спрашивать об явлении преподобного. Они же единодушно говорили ему: «Воистину, человек сей Божий по водам принесен был на камне». И все ему подряд, что было известно, достоверно рассказали о преподобном. Святитель же еще больше возгорелся любовию к преподобному, дал благословение ему и отъехал ко Святой Премудрости Божией Софии во двор свой.

О создании храма Пресвятой Богородицы Антониева монастыря, что в Великом Новеграде
     Тогда послал святитель Никита за посадниками Иваном и Прокофием Ивановыми, детьми посадничьими, и сказал им: «Чада мои, послушайте меня. Есть в отечестве вашем сельцо близ города, называемое Волховским. Бог изволил и Пречистая Богородица воздвигнуть на месте сем храм Пресвятой Богородицы, честнаго и славнаго Ее Рождества и устроить ее обитель через странника — преподобного Антония. Да воссылается молитва к Богу о спасении душ ваших и будет поминовение родителям вашим». Посадники же послушали святителя с любовью и отмерили под церковь и под монастырь земли по пятьдесят сажень на все стороны. И повелел епископ Никита соорудить церковку малую деревянную и освятить ее и одну келейку поставить монахам на прибежище.

Чудо преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина об обретении сосуда — дельвы, то есть бочки, с имением преподобного
     Год спустя по пришествии преподобного близ его камня рыбаки лов вели. Всю ночь трудясь, они не поймали ничего и вытащили мрежи свои на берег и в великой скорби были. Преподобный же, закончив молитву, подошел к ловцам и сказал им: «Чада мои! Я имею только гривну — слиток серебра4. И сию гривну, слиток, даю вам. Послушайте мою худость: закиньте мрежи свои в великую сию реку в Волхов, и если что поймаете, то будет дому Пречистой Богородицы». Они же не захотели сделать сего и отвечали, говоря: «Всю ночь трудились мы и ничего не поймали, только изнемогли». Преподобный же с прилежанием молил их, чтобы послушали его. И они по повелению преподобного закинули мрежу в Волхов и, молитвами святого, извлекли на берег великое множество рыб, так что едва не прорвалась мрежа. Никогда не было такого улова! Еще же извлекли сосуд деревянный, дельву, то есть бочку, окованную всюду обручами железными. Преподобный благословил рыболовов и сказал: «Чада мои! Зрите на милость Божию: как Бог промышляет о рабах своих. Я вас благословляю и отдаю вам рыбу, себе же беру только сосуд, поскольку Бог вручил его на создание монастыря».
     Ненавидящий же добро дьявол, желая пакость сотворить преподобному, поразил сердца рыбаков тех лукавством. И стали они рыбу отдавать преподобному, а бочку себе взять хотели. И сказали преподобному: «Мы нанимались к тебе рыбу ловить, а бочка наша». Еще же и жестокими словами досаждали и укоряли преподобного. Преподобный же отвечал, сказав: «Господа Мои! Я с вами спорить никак не буду о сем. Пойдем в город и поведаем дело наше городским судьям. Судья ведь поставлен от Бога рассудить людей Божиих». Рыбаки послушали преподобного, вложили бочку в лодку, взяли преподобного, прибыли во град и, придя к судье, начали состязаться с преподобным.
     Преподобный же сказал: «Сии рыболовы, всю ночь трудившись, ничего не поймали, и от труда изнемогли. Я долго умолял их, чтобы они нанялись ко мне за имевшуюся у меня — гривну — слиток серебряный. Они же не хотели слушать меня и едва повиновались нашей худости. И, нанявшись ко мне, закинули мрежи свои и извлекли множество рыб, еще же и сосуд, то есть бочку сию. Я же отказывался от рыбы, говоря, что бочку сию вручил мне Бог на создание монастыря Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Рыбаки же сказали: «Мы нанимались рыбу ловить — рыбу и отдаем ему, а бочка эта наша. Мы бросили ее в воду на сохранение». Старец же сказал судьям: «Господа мои! Спросите рыбаков сих, что вложено в бочку сию?» Рыбаки же недоумевали, не зная, что отвечать. Преподобный же сказал: «Сия бочка предана морской воде в Риме нашими грешными руками. Вложение же в бочку — сосуды церковные золотые, и серебряные, и хрустальные, потиры, и блюда, и иные многие священные вещи церковные, и золото, и серебро от имения родителей моих. Ввержено же в море сокровище было для того, чтобы не осквернились священные сосуды от богомерзких еретиков и от опресночных бесовских жертв. Надписи же на сосудах римским языком написаны». Судья же повелел разбить бочку — и обрелось в ней по слову преподобного. И дали преподобному бочку и отпустили его с миром, не смея больше ни о чем спрашивать его. Рыболовы же отошли посрамленные.
     Преподобный же Антоний пошел к святителю Никите, радуясь и благодаря Бога об обретении бочки, и поведал о том святителю. Святитель же о сем великую хвалу воздал Богу и, рассудив благорассудным своим рассуждением, сказал: «Отче Антоние! На то тебя Бог перенес по водам на камне из Рима в Великий Новград, еще же и бочку, вверженную в море, в Риме, вручил, — да воздвигнешь церковь каменную Пречистой Богородицы и устроишь обитель». Преподобный Антоний положил сокровище свое в святительской ризнице на сохранение, а сам, взяв благословение у святителя, начал строить обитель. И купил землю около монастыря у посадников градских с живущими на той земле людьми до скончания века, доколе Божиим устроением мир вселенной стоит. И при великой реке Волхове рыбную ловлю купил на потребу монастырю. И купленное, межами отметив, описал и в духовную свою грамоту записал. И начал трудиться беспрестанно, целыми днями труды к трудам прилагая, ночи же без сна проводя, стоя на камне и молясь.
     И, видя его богоподобное ангельское житие, князь великий Мстислав, и святитель Никита, и все старейшины града того, и люди стали почитать преподобного Антония и великую веру к нему иметь. Тайны же о пришествии его не знал никто, кроме епископа Никиты. И начали собираться братия к преподобному. Он же с любовию принимал их. Меня же, священноинока Андрея, Бог сподобил воспринять ангельский образ в обители сей. Был я в послушании и поучении у преподобного.

О создании церкви каменной во второе лето по пришествии преподобного
     Потом начал святитель Никита совет держать с преподобным о заложении церкви каменной. Ведь на это Богом сокровище было вручено. И стал преподобный рассчитывать обретенное в бочке серебро и золото на строительство храма и сказал: «Надеюсь на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на твои святые молитвы. Только ты нам благословение даруй». Святитель же Никита, размерив место церковное и сотворив молитву, начал подошву церковную своими честными руками копать. И заложили церковь каменную, и свершил ее Бог. И расписали чудно, и всяким украшением украсили ее: образами и сосудами церковными золотыми, и серебряными, и ризами, и книгами божественными во славу Христа Бога нашего и Пречистой Его Матери, — как и подобает церкви Божией. И потом обложили трапезную церковь во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и келии соорудили, и ограду построили, и все необходимое хорошо устроили.
     Имения же преподобный ни от кого не принял: ни от князя, ни от епископа, ни от вельмож градских, — но только благословение от епископа Никиты чудотворца. Строил же все то своими трудами и потом на средства из бочки сей, что из Рима Бог по водам доставил в Великий Новград. Если кто приносил Бога ради потребное от имения своего, преподобный тем братию кормил, а еще сирот и вдовиц, нищих и убогих питал. И потом преподобный с братиею и сиротами своими начал прилагать труды к трудам. Немного времени спустя святитель Христов Никита начал изнемогать, и призвал преподобного, и поведал ему отшествие свое от жизни сей, и, дав ему изрядное поучение, отошел ко Господу. Преподобный же был в великой скорби и в слезах о преставлении святителя Никиты, поскольку великий духовный совет имели они между собою.

О поставлении преподобного Антония в игумены
     Божиею помощью и Пречистой Богородицы и молитвами преподобного начала обитель распространяться, и стал преподобный с братиею совет держать, чтобы избрать игумена себе в обитель. Долго выбирали, но не обрели такого человека и начали братия молить преподобного Антония: «Отче Антоние, молим тебя, послушай нас нищих! Прими чин священнический и будь нам совершенным отцом-игуменом. Да принесешь честную, бескровную жертву Богу о нашем спасении. Да приятна будет жертва твоя к Богу в пренебесный жертвенник. Видели мы твои труды и подвиги в месте сем, каких трудов не может человек во плоти понести, если Господь не поможет ему». И сказал преподобный: «Добр совет ваш, братия, но я не достоин такого великого сана. Изберем себе от братии мужа добродетельного и достойного на такое великое дело». Братия же со слезами возопили к нему: «Отче святый! Не преслушай нас нищих, но спаси нас!» Преподобный же ответил: «Да будет воля Божия! Что восхочет Бог, то и сотворит». Пошли братия с преподобным Антонием к архиепископу Нифонту (в то время он святительский престол держал) и возвестили ему о деле своем. Святитель же Нифонт очень рад был благому их совету, так как любил преподобного за премногую его добродетель. И поставил преподобного в диаконы, потом в священники, также и в игумены.

О преставлении преподобного
     И жил преподобный в игуменском сане в добром исправлении шестнадцать лет и упас стадо Христово. И, предвидя свое отшествие к Богу, призвал меня, и нарек меня в отца духовного себе, и хорошо исповедался со слезами. И поведал преподобный моему окаянству свое пришествие из Рима, и о камне, и о сосуде деревянном, о дельве, то есть бочке, о чем сначала написано. И повелел мне все сие по преставлении своем написать и церкви Божией передать читающим, и слушающим на пользу души и на исправление добрыми делами, во славу и честь Святой, и Живоначальной, и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, и Пречистой Богородицы. Я же от услышанного в великом удивлении был.
     Преподобный же Антоний призвал братию и сказал им: «Братия мои и спостники! Молю вас. Вот ныне отхожу от жизни сей ко Господу Богу моему Иисусу Христу — молите за меня Бога и Пречистую Богородицу: да в преставлении моем возьмут милостивые ангелы душу мою, да избегну сетей вражиих и воздушных мытарств вашими молитвами, поскольку грешен я. Вы же изберите себе на игуменство из братии на мое место отца и учителя и пребудьте у него в посте и в молитве, и в трудах, и в ношениях, и во бдениях, и в слезах, а еще в любви между собою, и в послушании к игумену, и к отцам своим духовным, и к старейшим братиям. Написано ведь: Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущие, яко те утешатся. Блажени кротцыи, яко те наследуют землю. Блажени алчущие и жаждущие правды, яко те насытятся. Блажени чистые сердцем, яко те Бога узрят. Блажени миротворцы, яко те сынове Божии нарекутся. Блажени изгнаннии правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех!» И об ином многом дал преподобный наказ братии, поучая их ко спасению.
     Братия же, видя преподобного в последнем издыхании, были в великом умилении, и в сетовании, и в слезах многих и говорили: «О, добрый наш пастырь и учитель! Вот ныне видим тебя в последнем издыхании, на кончине века. И теперь к кому прибегнем и от кого насладимся медоточивых словес учения, и кто попечется о наших душах грешных? Но молим тебя, угодник Спасов! Если обрящешь пред Богом милость по отшествии своем от жизни сей, моли о нас неослабно Бога и пречистую Богородицу. И сейчас, господин, избери нам игумена от братии нашей, какого угодно твоей святыне, поскольку тебе все наши духовные тайны известны». Преподобный же Антоний избирает на игуменство и благословляет нашу худость, поскольку я был ему сначала учеником, а потом отцом духовным. И поучил меня о пастве духовной и как пасти христоименитое стадо.
     И на будущее установил преподобный заповедь для братии: «Если случится избирать игумена, то избирать из братии, которые на месте сем подвизались. А если князь или епископ пошлет своего игумена по насилию или по мзде, того преподобный проклятию предаст». То же и о земле утверждает и говорит: «О братия мои! Когда остановился на месте сем, купил село сие, и землю, и на реке рыбную ловлю на строение монастырское ценою из сосуда Пречистой. И если кто начнет обижать вас или отбирать землю сию, то судит им Матерь Божия».
     И, дав братии прощение о Христе и последнее целование и став на молитву, молился долгое время. Хоть и радостно ему было разрешиться от плоти и со Христом быть, но, показывая, что всем страшна чаша смертная и многих в воздухе истязателей встретим, а более того — по великому смирению, молился к Богу, так говоря: «Явись, Господи, помоги мне и избави меня от руки князя и власти миродержателя тьмы. Да не покроет меня темным тем воздухом, и дым тот да не помрачит душу мою. Укрепи меня, Господи мой, Господи! Да прейду огненные волны и глубины бездонные, да не потоплен буду в них, да не сможет враг оклеветать меня, но да прейду миродержателя и лукаваго вождя их и от темных князей и тартара избавлен да буду, и так да явлюсь пред Тобою чистым и непорочным, и сподоби меня одесную Тебя стать и восприять Тобою обещанные святым Твоим блага, когда приидешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его!»
     О, великое и богоподражательное неизреченное смиренномудрие! Богоносного отца нашего и апостолам подобного разве могут прикоснуться темные князи? Того, кого Господь по водам на камне, как ангела бесплотного управил и нарек не рабом себе, но другом, и кому обещал, где Сам будет, и ему вселиться зреть славу Его! Все сие ведая, преподобный изволил наипаче быть в смирении, которое не может повредить, но только укрепляет в спасении. Ради этого молился такими словами.
     И, помолившись, преподобный велел священноиноку Андрею кадить себе и отходную петь. И возлег на одр свой, и отошел к Богу в вечный покой. И погребен был святой честно архиепископом Нифонтом со священным собором и со множеством народа града того, со свечами и кадилами, со псалмами и пением песен духовных в лето 1147-ое, месяца августа в 3 день, на память преподобных отцов наших Исаакия Далматского и Фавста5. И положено было честное тело его в церкви Пречистой Богородицы, что сам создал. Жил же преподобный с пришествия своего до игуменства 14 лет, в игуменстве же был 16 лет и всего жил в обители 30 лет.
     По благословению преподобного архиепископ Нифонт поставил в игумены ученика преподобного Антония свяшенноинока Андрея. Сей Андрей и поведал архиепископу Нифонту, и князьям града того, и всем людям, что слышал от преподобного о чудесах сих. Архиепископ же и все люди, подивившись, воздали хвалу Богу и Пречистой Богородице и великому чудотворцу Антонию. И с тех пор стал преподобный Антоний называться Римлянином.
     И повелел архиепископ Нифонт это житие преподобного изложить, и написать, и церкви Божией предать на утверждение Веры Православной и — спасение душ наших; римлянам, которые отступили от Православной Веры и предались латинской ереси, на посрамление и в укор и проклятие; во славу же и честь Святой Живоначальной Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Антонию Римлянину
      Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты бо во плоти еще сый, божественным мановением управляемь, ветхий Рим, Отечество твое, и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель сию, еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их: сего ради нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и радуяся о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты и сердцем лобызающих, молишися. Ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честным твоим мощем кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей, молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе: не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегождо потребу исполняя: болящым здравие, путьшествующым в пути благопоспешество, плавающым скорое и безбедное плавание даруя; обитель же сию от всяких бед, внезапно находящих, сохрани, и в ней живущыя и труждающыяся, купно же и им благодеющыя, от всяких напастей свободи; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и Небеснаго Царствия наследницы будем, достойни славословити Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, в бесконечныя веки. Аминь.

Тропарь преподобному Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу
Тропарь, глас 4:
      Ветхий Рим отечество твое оставив, на камень, яко на легкий корабль, возшел еси и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, промышлением Божественнаго разума направляемь, Великаго Новаграда достигл еси и, обитель в нем сотворив, тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. Тем молим тя, отче Антоние: моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 8:
      Римское воспитание, великому же Новуграду благодатное процветение: многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси. Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси: и тело твое многими леты соблюде нетленно. Мы же сие лобызающе, радостно от души вопием ти: радуйся, отче Антоние.

Ин кондак, глас 2:
      Яко звезда, воссиял еси от Рима, и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда, ту в нем обитель сотворил еси, и, церковь поставив, созва инок множество. С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, преподобне отче Антоние.

Величание
      Ублажаем тя, преподобне отче Антоние, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

     Прим.
  • 1 Нифонт (ум. в 1156 г.) — епископ Новгородский, автор ответов на вопросы Кирика Новгородца («Вопрошание Кириково»). Канонизирован на втором Макарьевском соборе 1549 г. в лике святителей. Нифонт принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре. В 1130 (1131) г. был возведен на Новгородскую кафедру, епископская хиротония состоялась в Киеве. В 1135 г. Нифонт прекратил вражду между киевлянами и черниговцами, обратившись к князьям с увещеванием. Нифонт не признал Климента, поставленного в 1147 г. митр. Киевским, по инициативе великого князя Изяслава II Мстиславича без участия Константинопольского патриарха. За это он был сослан в Печерский монастырь и вернулся на свою кафедру при Юрии Долгоруком. За свою приверженность Константинополю Нифонт получил от патриарха Николая IV грамоту, в которой он сравнивает его со святыми отцами древности, отстаивавшими интересы Православия. В Пскове Нифонтом был основан Мирожский монастырь, в Новгороде он украсил Софийский собор, в Старой Ладоге построил церковь святого Климента. Поехав в 1156 г. встречать в Киев законного митрополита Константина Нифонт остановился в Киево-Печерском монастыре, где скончался после непродолжительной болезни. Был погребен в Феодосиевых пещерах, а затем его мощи перенесли в Ближние Антониевы пещеры. Память его совершается 8/21 апреля.^
  • 2 Никита (ум. 31.01.1108, Новгород) — епископ Новгородский, постриженник Киево-Печерского монастыря. В 1096 г. Никита был возведен митрополитом Киевским Ефремом в епископский сан и назначен на Новгородскую кафедру. В «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» Никита называется шестым Новгородским епископом. За время своего епископства Никита построил несколько храмов — Спасо-Преображенский храм на Ильине улице (перестроен в 1374 году), Благовещенский храм на Городище, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре. Никита скончался в 1108 г. и был погребен в Новгородском Софийском соборе. В 1547 г. на первом Макарьевском соборе он был канонизирован для общецерковного почитания. 30 апреля 1558 г. архиепископом Пименом были обретены мощи Никиты, объявленные нетленными. Память его совершается 31 января/13 февраля, 30 апреля/13 мая и 14/27 мая.^
  • 3 Полное Собрание Летописей. т. III, стр. 4-5.^
  • 4 В то время у новгородских людей не было денег, но лили слитки серебряные — или гривну, или полтину, или рубль — и ими торговлю вели.^
  • 5 Преподобные Исаакий, Далмат и Фавст (4-5 век). Память их 3/16 августа.^


  • Православный календарь

    Сентябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    28 29 30 31 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 1

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме

    Тема: health benefits of oregan...
    Написал: RogerGuath   22.09.2017

    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.