Вход

Изображения в галерее

824_38.jpg
835_42.jpg
808_21.jpg

Главная

Жизнеописание равноапостольной святой мироносицы Марии Магдалины. ч. 2


Монастырь Симонопетра. Главный соборный храм посвящен Рождеству Христову. Здесь хранятся: чудотворные мощи руки Марии Магдалины, которые чудесно сохраняют тепло человеческого тела: это ощущает каждый, прикладывающийся к ним.

     Освященная созерцанием Воскресшего, восторжествовавшего над смертию, победоносного Христа, пламенная Мария Магдалина и без слов была полным, решительным свидетелем Воскресения Христова. Но благодатной ее вести о Воскресении Иисуса Учителя апостолы и все, бывшие с ними в доме Иоанна Богослова1, не поверили. Они «печалились, плакали и, услышав, что Христос жив и что она видела Его, не поверили» (Мк 16,10—11; Ин 20,18). Почему же?..
     Мария Магдалина пользовалась полным несомненным доверием апостолов. Кроме того и между прочими мироносицами, которые также известили учеников Христовых о сообщенном им при Гробе Господнем ангелами восстании из мертвых их Учителя (Лк 24,9; 11,4—8; Мф 28,5—7; Мк 16), — были мать апостола Иоанна Богослова и мать апостола Иакова, и Марфа и Мария, сестры Лазаря, с прочими благочестивыми женами, которые все пользовались также полным доверием апостолов; но они «не поверили им, почтя рассказ их за мечтание» (Лк 24,9—11; Мк 16,1; Мф 28,1)... Столь велико было тогда уныние небольшого общества учеников Христовых... После того как первосвященники иудейские взяли и распяли их Учителя-Иисуса, а апостолы разбежались и скрылись, они внезапно лишились всего, всех своих личных и народных надежд; в них затмилась вера в Иисуса-Мессию, в Его силу и славу; с потерею веры, потерялось и мужество духа; угнетало их и сознание не исполненного долга перед Христом-Учителем, Которого они малодушно оставили одного в руках врагов и разбежались (Мф 28,56; Мк 14,50), и, не имея никакой поддержки ни в себе, ни вне себя, они думали больше уже о сохранении своей собственной безопасности «страха ради от иудеев» (Ин 20,19)2... До смерти Христовой они все «надеялись, что Он — Учитель их — есть Мессия, Который избавит Израиля» (Лк 24,21)3, откроет славное земное царство Израильское, но позорная Его смерть на кресте совсем разрушила эти их надежды и мечты. В глазах всех людей того времени распятие было самою ужасною и позорною смертию, оно было знаком страшного «проклятия» по закону Моисея (Втор 21,23; 1 Кор 1,23), и в душах учеников Иисуса после распятия Его осталась вера в Него только как в Пророка, «Который был сильный в деле и слове перед Богом и всем народом» (Лк 24,19)... В тяжко угнетенном сознании учеников Христовых не укладывалась мысль о том, что истинный Мессия, Христос, Сын Божий может умереть как человек и так, как Иисус действительно умер на кресте. И хотя они видели чудотворное воскрешение Иисусом дочери Иаира (Мк 5,41), сына вдовы Наинской (Лк 5,11—17) и Лазаря (Ин 11,44 и проч.), — но вот Сам Иисус умер, как и прочие пророки, то и воскреснуть может Он только со всеми людьми в последний день; а чтобы ранее этого чудотворцы пророки сами воскресали, не было примера никогда... Петр же и Иоанн, видевшие гроб Христов, ничего не могли сообщить, как только то, что он был пуст. О видении ангелов и Воскресшего сообщали только все женщины.... Томительное, глубоко тяжкое положение... И вот более пылкий апостол Петр опять идет к святому Гробу, не давая себе отчета, не зная, — зачем пошел, так как сам уже видел пустое место, где был погребен Христос. Но теперь он скоро возвратился и с восторгом возвестил ученикам:
     — Воистину воскрес Христос!... Я сам видел Его: Он и мне явился на пути (Лк 24,33; 1 Кор 15,5).
     Теперь, казалось, довольно было свидетелей очевидцев Воскресшего для уверения истины Воскресения Христова, и многие ученики радостно поверили, но все-таки еще не все4. А Мария Магдалина с прочими мироносицами, сияющие счастьем и презирая все опасности от неистовых врагов Иисуса Христа, не могли оставаться спокойными на одном месте и, переходя из дома в дом, от одних учеников Христовых к другим5, в чистоте, простоте, глубине и крепости любви к Своему Исцелителю и Учителю, восторженно повторяли несчетное число раз отрадное благовестие: «Христос Воскрес! Во истину воскрес!»...
     И благодатно, быстро стало расти из семени самого меньшего из всех зерновых семян огромнейшее дерево Церкви Христовой6. Малая горсть искренне преданных Христу Спасителю учеников и учениц, из коих самою ревностнейшею была святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина, восторжествовали над надменным суемудрием язычества, овладели целыми царствами с их царями и Божественное учение Христово пронесли из края в край — во всю вселенную земли7, повторяя торжественные слова первого благовестия святой Марии Магдалины: «Христос Воскрес! Во истину воскрес!»...
     Вот, христиане, важнейшие черты жизни святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины, не подлежащие никакому сомнению, так как они засвидетельствованы самим словом Божиим в святом Евангелии. Для чего же они сохранены и предлагаются Церковью, для чего читают их? Не для прославления ли святой Марии Магдалины? О нет! Святые, живущие во славе небесной, в высокой и вечной славе Божией, не имеют нужды в славе земной, в ничтожной славе от человеков. Но таким воспоминанием их земного жития, подвигов и добродетелей дается нам самим наставление и побуждение к богоугодной жизни и к душеспасительным подвигам. Через святого апостола Христова Павла Господь повелевает нам: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр 13,7).
     И вот святая Церковь Христова сохраняет нам и предлагает нашему вниманию очерки жизни святых людей для нашего самоиспытания, самоусовершенствования и спасения через подражание вере и духу этих Божиих святых, дабы мы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования Божии (Евр 6,12)...
     Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина самоотверженно исполнила первую и главную заповедь Христа Спасителя: «возлюбила Господа всем сердцем своим, всею душою своею, всем разумением своим и всею крепостию своею» (Мк 12,30—33; Мф 22,37—40). Осуществление святою Мариею Магдалиною при всяких обстоятельствах такой истинной всецелой любви к Господу служит жизненным образцом для любви каждого христианина к Богу Спасителю нашему. И по примеру святой Марии Магдалины все мы, христиане, должны иметь и проявлять самоотверженную любовь к Богу, всем сердцем своим, всеми желаниями, стремлениями и силами души своей и всем разумением, всеми познавательными способностями своими должны мы всецело прилепляться к Господу Спасителю нашему. Сила любви нашей к Богу должна быть такова, чтобы никто и ничто не могло отлучить нас от этой любви: «ни жизнь, ни смерть, ни высота, ни глубина, ни какая тварь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее» (Рим 8,38—39).
     Со времени описанных святыми Евангелистами явлений Воскресшего Христа Спасителя и вызванной этими явлениями пламенной проповеди святой Марии Магдалины о Воскресении сохранившиеся новозаветные книги не сообщают более подробностей о деятельности равноапостольной святой Марии Магдалины, и сведения о дальнейшей жизни ее составляют теперь предмет предания8. Предания же о последующей ее жизни нескольких местных христианских церквей много разнятся по местности, откуда исходят; по существу, однако, везде предания эти сообщают о ревностной равноапостольной деятельности святой Марии Магдалины. И разность этих преданий зависит от того, кого или каких именно из святых евангельских жен разумеют эти церкви под именем святой равноапостольной Марии Магдалины? Некоторые христианские церкви запада и также отцы Церкви с учеными богословами объединяют в одну или в две личности трех евангельских жен: грешницу, которая в доме Симона фарисея покаялась, обливала ноги Христа Спасителя своими слезами, отирала своими волосами и помазала драгоценным миром (Лк 7,37—38 и проч.; Мк 14; Мф 26), — потом еще Марию из Вифании, сестру Лазаря (Лк 10,39; Ин 11,28 и проч.), — и еще Марию Магдалину, которая была освобождена Христом Спасителем от семи бесов9. Но Восточная Греко-Российская православная Церковь ныне, как и прежде, признает все эти, упоминаемые Евангелиями с разными признаками, три личности за различные, особые, не желая основывать исторические сведения на произвольных, только вероятных толкованиях. Вследствие этого предание Восточной греко-русской православной Церкви сообщает, что после Евангельских явлений Воскресшего Христа до Вознесения Его и после святая равноапостольная Мария Магдалина пребывала с Пресвятою Богородицею и апостолами и была деятельною споспешницею первых успехов распространения христианской веры сначала в Иерусалиме. Но, полная усердия, пылкой веры и ревностной любви к благовестию Божию, она затем проповедовала и по другим странам, всюду возвещая небесную благодать, радость и спасение всем, уверовавшим в Спасителя мира Христа Воскресшего.
     Посетив, между прочим, Италию10, святая равноапостольная Мария Магдалина изыскала случай явиться к царствовавшему в то время императору Тиверию I11 и поднесла ему, по общепринятому восточному обычаю, яйцо, окрашенное в красный цвет, сказав при этом: «Христос воскрес!» Не удивила императора бедность подношения святой Марии Магдалины, впервые явившейся к нему, потому что он знал древнее обыкновение, вообще на Востоке и также у иудеев, являясь в первый раз к высшим, или в торжественном случае к знакомым или покровителям, подносить в знак почтения дар с каким-либо известным или с особым, специальным, символическим значением. Примеры этого находятся в иудейской ветхозаветной истории12, и также представляют дары, поднесенные богатыми волхвами13, родившемуся Иисусу Христу в Вифлееме иудейском14. А люди бедные в подобных обстоятельствах приносили в дар разные плоды своей местности или яйца птиц. Так, следуя отчасти этому древнему обычаю и с целию красным цветом поднесенного яйца и неслыханными до того словами «Христос Воскрес!» возбудить любопытство подозрительного императора Тиверия, святая равноапостольная Мария Магдалина с разъяснения значения такого ее поднесения начала свою горячую проповедь о Воскресении и учении Христа Спасителя. Она с большим вдохновением и убеждением рассказала императору о жизни, чудесах распятии и воскресении Иисуса Христа и прямым, простодушным изложением чрезвычайно несправедливого, пристрастного суда над Иисусом Христом озлобленных членов иерусалимского Синедриона15 и попустительства при этом малодушного римского правителя Иудеи Пилата Понтийского16 к осуждению на распятие Иисуса Христа навлекла на них гнев императора. Тиверий предал их суду, которым Пилат лишен был власти и сослан в Галлию, в город Виенну где, по одному преданию, удрученный угрызениями совести и отчаянием, сам лишил себя жизни. По другому же преданию, приговоренный судом к смертной казни, Пилат раскаялся, обратился с молитвою ко Христу, и был Спасителем прощен, в знак чего, по отсечении головы его, она была принята ангелом17.
     Вместе со святою равноапостольною Мариею Магдалиною отправились, по преданию, в Италию сестры Лазаря, Марфа и Мария18; а Пилат, узнав об этом и боясь разоблачений христианами его противозаконных действий, сам отправил императору Тиверию донесение об Иисусе Христе19, в котором он свидетельствовал о благодетельной жизни Христа, об исцелении Им всяких болезней, увечий, даже воскрешении умерших и о прочих великих чудесах Его. Пилат утверждал, что, проверя обвинения иудеев, он не нашел в Иисусе Христе никакой вины; много подвизался избавить Его от рук крамольных иудеев, но не мог достигнуть Его избавления и отдал Иисуса на их волю, ради народного крика и крамольного обвинения иудеями самого Пилата... А по распятии иудеями Иисуса совершились страшные знамения в природе, и много людей умерших воскресло, когда на третий день воскрес Иисус, и Пилат, как свидетель, одержимый великим страхом, доносил державному кесарю о всем содеянном с Иисусом Христом, Который стал предметом веры, как Бог20....
     После таких свидетельств со стороны римского правителя Иудеи и со стороны почитателей Христа Спасителя, император Тиверий, по преданию, сам уверовав во Христа Спасителя, предложил причислить Иисуса Христа к лику богов римских и даже тогда, когда Римский Сенат21 отверг такое его предложение, Тиверий царским указом грозил наказывать всякого, кто осмелился бы оскорблять верующих во Иисуса Христа.
     Таким образом, ревностною бесстрашною проповедью о Христе Спасителе святая равноапостольная Мария Магдалина, с прочими благочестивыми христианами, побудила и языческого правителя Иудеи письменно засвидетельствовать всемирное событие Воскресения Христова перед миром языческим и самого языческого императора, всемирной тогда империи Римской побудила признать величие и Божественное могущество Христа Спасителя, облегчив всем этим распространение христианства.
     Христиане же того времени, узнав о значении и силе впечатления, произведенного подношением святою Мариею Магдалиною императору Тиверию красного яйца со словами: «Христос Воскрес!» — начали подражать ей в этом и, при воспоминании Воскресения Христова, стали дарить красные яйца и говорить: «Христос Воскрес!.. Воистину воскрес!»... Так мало-помалу обычай этот распространился повсюду, сделался всеобщим между христианами всего мира22. И яйцо при этом служит символом, или видимым знаком, воскресения Христова и воскресения мертвых и нашего возрождения в жизнь будущую, которого залог имеем мы в Христовом Воскресении. Как из яйца рождается птенец и начинает жить полною жизнию, по освобождении от скорлупы, и ему открывается обширнейший круг жизни, — так и мы, при втором пришествии Христа на землю, сбросив с себя с телом земным все тленное на земле, силою Христова Воскресения воскреснем и возродимся для другой, высшей, вечной, бессмертной жизни. Красный же цвет пасхального яйца напоминает нам то, что искупление человечества и наша будущая новая жизнь приобретены излиянием на кресте пречистой крови Христа Спасителя. Таким образом красное яйцо служит напоминанием нам одного из важнейших догматов нашей Божественной веры.
     Святая равноапостольная Мария Магдалина долго продолжала проповедовать благовестие Христа Воскресшего в Италии и в городе Риме, и при первом посещении Рима апостолом Павлом и после отбытия его через два года оттуда. Кроме предания, свидетельство об этом можно видеть в характерном привете святой Марии апостолом Павлом в послании его из торгового греческого города Коринфа к христианам, находившимся тогда в Риме (Рим 28,6). Святой Иоанн Златоустый поучает об этом, что, воздавая каждому верующему соответствующую ему похвалу, апостол Павел приветствует святую равноапостольную Марию, как уже много потрудившуюся и посвятившую себя апостольским подвигам. Труды ее, упоминаемые здесь апостолом, были подвигами апостолов и евангелистов — следовательно равноапостольными; она служила, — добавляет святой Златоуст, — и деньгами, и неустрашимо подвергалась опасностям и совершала тяжкие путешествия, разделяя с апостолами всякие труды проповедничества23.
     Из Рима, по преданию Церкви, святая равноапостольная Мария Магдалина прибыла в город Ефес24, тогда особенно знаменитый в Малой Азии. В Ефесе, по преданию и свидетельству многих святых отцов и церковных писателей, святая равноапостольная Мария Магдалина помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в благовестнических трудах, оставаясь там до мирной своей кончины, и в Ефесе же она была похоронена.
     Нетленные прославленные мощи святой равноапостольной Марии Магдалины в IX в. при императоре Льве VI, философе25, торжественно перенесены были из Ефеса в Константинополь и помещены были в храме монастыря святого Лазаря. Таково предание православной Восточной христианской Церкви.
     Но нельзя решительно утверждать, что мощи святой равноапостольной Марии Магдалины навсегда всецело остались в Константинополе, они могли быть перенесены самими верующими в другое место из опасения победоносных нападений турок; они легко могли быть взяты и на запад в Рим, из Константинополя, когда им овладели в начале XIII в. итальянцы с крестоносцами четвертого похода26, так как тогда мощи святых многих юго-восточных областей были уносимы и разделяемы по разным городам западных стран Европы.
     Римско-католическая церковь утверждает, что мощи святой равноапостольной Марии Магдалины, за исключением ее главы27, покоятся в Риме, около Латеранского дворца римских пап в главном храме святого Иоанна Латеранского28, под алтарем, который папа29 Гонорий III30, сам там похоронивший ее мощи, освятил в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. И кроме того открытыми мощами этой святой римско-католическая церковь почитает с 1280 г. мощи, разделенные на части, во Франции в Проваже близ города Марселя31, где над теми мощами в уединенной долине, у подошвы крутых гор, воздвигнут величественный храм во имя святой Марии Магдалины32.
     Православная греко-российская восточная христианская Церковь и западная римско-католическая, равно как и англиканская церкви празднуют память святой равноапостольной Марии Магдалины 22 июля; в некоторых местных церквах это самый заповедный праздник.
     Вот все, что известно до сих пор о святой равноапостольной мироносице Марии Магдалине несомненно истинного, переданного нам святым Евангелием и вероятного по преданиям местных церквей христианских, для которых, равно как и для всех, святая равноапостольная Мария Магдалина была, по непосредственному от Христа Спасителя повелению, первою из людей проповедницею спасительного Христова Воскресения. «Воскресение же Христово есть для всех нас, — поучает великий святитель Церкви33, — источник размышления, созерцания, удивления, радости, благодарности, надежды, всегда полный, всегда новый, сколь ни давно, сколь ни часто из него почерпаем; оно есть вечная новость!... И надобно ли основать веру, возбудить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, воскрылить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечта, но существенность, слава — не призрак, но вечная молния вечного света, все озаряющая и никого не поражающая?... На все сие найдется довольно силы в одном чудодейственном слове: «Христос воскресе!»
     Откликнемся же и мы, христиане, на такое чудодейственное благовестив великой посланницы Самого Спасителя нашего святой равноапостольной Марии Магдалины восторженным: воистину, воистину Христос воскрес!


     Прим.
  • 1 В Иерусалиме у апостола Иоанна Богослова был собственный дом на горе Сионе. Там находились и все прочие апостолы. И по вознесении Спасителя там было средоточие новой христианской жизни. В этот новый Сион обращались все христиане за разрешением своих недоумений... (Св. Апост. Иоанн Богослов, его жизнь и труды, иеромон. Евдокима, издан. 1898 г., стр. 195).^
  • 2 История Еванг. А. В. Горского, изд. 1883 г. стр. 338—359.^
  • 3 Толк. Апостол. Кн. 1, Деян. Ап., изд. еп. Михаила, 1886 г., стр. 21-22.^
  • 4 Даже после явления Воскресшего Христа в Эммаусе, засвидетельствованного еще двумя учениками, многие «не поверили» и им, пока в тот же вечер в самом доме апостола Иоанна, где собрались ученики и не смотря на затворенные двери, явился Христос и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего «не поверили» (Мк 16,13 и 14). Это обстоятельство имеет величайшую важность в повествованиях о воскресении Господа, именно как неопровержимое доказательство истинности Его воскресения. Видно, что апостолы не ошиблись в этой истине, не могли обмануться, и что это не мечта их, не плод восторженности или расстроенного воображения. Апостолы не верили и нужны были упреки им Самого Воскресшего и дозволение осязать себя и есть с ними, чтобы победить это неверие, и если потом апостолы поверили и проповедовали о действительном воскресении их Учителя и Господа, то это воскресение — истина несомненная, и никто уже не может упрекнуть учеников в легковерии. (Толковое Евангелие, изд. арх. Михаила, 1871 г., кн. 2-я, стр. 199—200).^
  • 5 Священ. Истор. Нового Завета сост. докт. Богосл. и профес. М. И. Богословским, изд. 1869 г., стр. 236. — Светл. Христово Воскресение. Профес. Царевского. изд. 1897 г., стр. 19.^
  • 6 Христос Спаситель сказал: Царство небесное, Божие подобно зерну горчичному, которое посеяно, и хотя меньшее из всех семян но, когда вырастает, становится деревом, так что прилетают птицы и укрываются в тени ветвей его... (Мф 13,31— 32; Мк 4,31; Лк 13,19). Здесь Христос говорил о зерне горчицы не обыкновенной, нетравяной, не нашей однолетней (синапис), но об особой восточной многолетней, изобильно растущей в Палестине и называемой в ботанике — «фитолакка додекандра», семя которой малейшее, а химические элементы те же, что и однолетней горчицы, и употребляются на те же потребности, как обыкновенная травяная горчица; в северной Америке древесная многолетняя горчица фитолакка называется лесною горчицею... Евреи, когда хотели обозначить какую-либо самую малую вещь, говорили, что она, как горчичное зернышко величиною. Вышеупомянутою краткою притчею Господь показал образ распространения евангельской проповеди. Хотя ученики и ученицы Его были всех бессильнее, всех уничиженнее, но как сила в них сокровенная была велика, то проповедь их распространилась во всю вселенную. И Церковь Христова, вначале малая, для мира не приметная, распространилась на земле так, что множество народов, как птицы в ветвях дерева горчичного, укрываются под сению ее. То же бывает с царством Божиим и в душе человека: веяние благодати Божией, вначале едва приметное, при рачительности человека, более и более охватывает его душу, которая и делается потом храмом Божиим, вместилищем разнообразных добродетелей... (Толковое Евангелие, издан. арх. Михаила 1870г., книга 1-я, стр. 245—246 под строк. текста. Библейск. естествен. история ботан. и зоолог. М. Сибирцева, изд. 1867г., стр. 133—137).^
  • 7 Деян 1, 8 и Объясн. в Толков. Апостоле арх. Михаила, изд. 1886 г.^
  • 8 Слово предание означает рассказ, повествование, память о событии, перешедшие устно от предков к потомкам; также поученья, наставления, правила житейские, переданные одним поколением другому, — голос древности, преданья старины. Книжники и фарисеи говорят Иисусу: «Зачем ученики Твои преступают предание старцев?» (Мф 15,2). «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и держите предания так, как передал вам», — пишет св. апостол Павел (1 Кор 11,2). «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим», — поучает он же (Фес 2,15). «И преданием, — поучает святитель Филарет Московский, — можно бы было пользоваться наравне с священ. Писанием только в том случае, если бы, подобно непосредственным ученикам апостолов, мы имели перед глазами непосредственное апостольское истинное предание... Но и христианские предания уже прошли через многие страны, народы, языки и через многие века. К первоначальным преданиям апостольским присоединились предания отеческие разных степеней древности, и оказалось разнообразие до противоречия. Поэтому, чтобы пользоваться преданием, как источником, нужно исследование подлинности и достоинства преданий, чтобы устранить из них неправые изменения и чуждые примешения. И Церковь православная признает предание не самостоятельным, а вспомогательным источником учения христианского.» (Догматическое Богословие по Филарету митроп. Московск., изд. Городкова, 1887 г., стр. 19 и проч.).^
  • 9 Ин 11,12,19 и 20; Мк 16,3; Мф 27,7. Некоторые отцы Церкви и ученые полагают и учат, что св. Евангелисты во всех повествованиях о вышеупомянутых трех женах разумеют все только одну личность, которая в молодости, вероятно, была предана разврату и за ее порочный образ жизни была одержима семью бесами. Услыхав о чудесах Христа, она идет к Нему в дом Симона фарисея: за живость ее сокрушения о своих грехах она заслужила и получила от Спасителя прощение, и вследствие этого освободилась от семи, мучивших ее, злых духов; тогда она могла оставить, с родными своими, Лазарем и Марфою, Галилею и избрать своим жилищем Вифанию, где Иисус часто удостаивал посещениями их дом. Такого мнения были, например, Климент александрийский, св. Августин и св. Григорий Великий и другие. Таково было до настоящего времени мнение и западной римско-католической церкви. Но большая часть новейших и западных ученых писателей отличают уже Марию Магдалину от Марии-сестры Лазаря. Они говорят, что Магдалина не оставляла Спасителя в последние годы Его жизни и следовала за Ним из Галилеи в Иерусалим, когда Он пришел туда к последнему празднику пасхи Иудейской, тогда как сестра Лазаря, Мария, оставалась в это время с братом и Марфою в Вифании, потому что ни один из Евангелистов не упоминает ее имени, перечисляя жен, последовавших тогда за Иисусом, прибывших с ним в Иерусалим. И в самом деле, эти две благочестивые жены являются в св. Писании носящими совершенно различные признаки: одна всегда именуется Магдалиною и исчисляется между женами, которые следовали за Христом из Галилеи; другая, напротив, — именем сестры Лазаря из Вифании. Такое постоянное различие их в отличительном прозвании не могло быть без значения у св. Евангелистов, и без сомнения ведет к мысли, что их не должно смешивать. Святой Ириней, знаменитый Ориген, св. Иоанн Златоуст и многие другие отцы Церкви и ученые отличают св. Марию Магдалину от св. Марии, сестры Лазаря, но признают кающуюся грешницу, упоминаемую св. Лукою в конце седьмой главы, за одно лицо со св. Магдалиной. Но и это мнение положительно ничем не доказывается... Святой же Григорий Великий и некоторые другие толкователи св. Писания, которые признают св. Марию Магдалину за одно лицо с кающейся грешницей в доме фарисея Симона (в Наине), понимают под семью бесами, изгнанными Христом из Магдалины, разные грехи, которые она прижила себе худою жизнию и которые после ее покаяния перед Спасителем будто оставили ее. Но такое толкование слов св. Евангелия совершенно произвольно и противоречит общему значению, в котором употребляются эти выражения в Евангелии, где под ними везде прямо и определенно разумеется вселение в человека нечистых духов, которые, по допущению Божию, вторгались в тела несчастных не только в числе одного, но даже и целого легиона. Многие и позднейшие западные толкователи св. Писания принимают, согласно с восточной православной Церковью, слова Евангелистов Луки и Марка об изгнании семи бесов буквально.^
  • 10 Италия (Деян 18,27—28; Евр 13) — общеизвестная европейская страна с городом Римом, столицою государства. В Новом Завете Италиею означается полуостров Италийский от Альпийских гор с севера до острова Сицилии на юге. Уже с глубокой древности Италия славилась своею просвещенностью, художествами, искусствами. Италия была одною из первых европейских стран, в которых благовествовалась евангельская проповедь. Во времена Спасителя и апостолов в Италии находилось множество иудеев, хотя незадолго перед тем издан был императорский указ Клавдия об изгнании их из Рима. И еще до посещения Италии апостолом Павлом учение Христа Спасителя уже было там проповедано учениками Христовыми.^
  • 11 Тиверий кесарь (Лк З,1) был римским императором, преемником Октавия Августа, который усыновил его, женясь на матери его Ливии Друзилы; царствовал с 14 по 37 г. по Р.Х. Был хитер, действия свои маскировал (прикрывал) решениями Сената, был притворен, жесток и деспотичен; задушен был в постели по повелению начальника его телохранителей. В царствование Тиверия с 14 лет протекала вся последующая земная жизнь Христа Спасителя. С 16 года царствования Тиверия, по крещении от Иоанна, Христос начал открытое служение Свое спасению человечества и умер и воскрес из мертвых. Римским правителем Иудеи при Тиверий был (с 26 по 36 г. по Р.Х.) Понтий Пилат. Замечательны так называемые Акты Пилата или донесение этого Пилата императору Тиверию о жизни, осуждении на смерть и воскресении Христа Спасителя и о чудесах Его. Иустин, Тертуллиан, Евсевий и другие древние историки пишут, что Тиверий, прочитав донесение Пилата о чудесах Христовых, предложил Римскому Сенату включить Иисуса Христа в число богов римских, но Сенат не согласился на это только потому, что сам не исследовал этого дела и не сам одобрил Христа. Акты Пилата составляют первую часть так называемого евангелия Никодима. На русском яз. напечатаны в Памятниках Старин. русск. литературы, изд. гр. Кушедева-Безбородко, в вып. трет. 1862. г., стр. 96—106, и также еще «Послание Пилата к Тиверию кесарю», стр. 106—109. Еще в Апокриф. Новозавевтн., проф. Порфирьева, изд. 1890 г., стр.21—30 и 164—197.^
  • 12 Быт 43,11; 3 Цар 10,2. В древнем и даже современном Востоке явление подчиненных к властителю, и вообще низших к высшему, без подарка признается выражением невежливости и даже непочтительности. Так, например, сказано, что при избрании Саула только «негодные люди презрели его и не поднесли ему даров»... 1 Цар 10,27.^
  • 13 Волхв — слово персидского происхождения, и волхвами назывались люди мудрые, обладавшие высокими, обширными и даже тайными знаниями, в особенности астрономическими и медицинскими. Они пользовались великим уважением и были большею частию служителями религии, жрецами.^
  • 14 Вифлеем иудейский был небольшим городком к югу около 10-ти верст от Иерусалима. Слово Вифлеем значит «Дом хлеба» — название данное этому месту по необыкновенному плодородию окружающей почвы. Он назывался в древности Вифлеемом Евфрафа, а в отличие от Вифлеема в Галилее, его называли Иудейским; по рождению же в нем царя-пророка Давида именовался и «градом Давидовым» (Лк 2,4). Вифлеем расположен был на возвышенной горе в виде амфитеатра и окружен плодородными полями и холмами, представляя очень живописную местность. Шагах в двухстах от города на одном из холмов указывают, по преданию, пещеру, в которой родился Христос Спаситель. В IV в. императрица греческая Елена над пещерою Рождества Христова воздвигла храм, средний алтарь которого находится над этой пещерою Рождества. Из него, по 15-ти мраморным ступеням, — вход в подземную церковь, которая и есть самая Пещера-Вертеп Рождества Христова... Во все времена христианские Вифлеем посещался и доныне посещается множеством богомольцев.^
  • 15 Синедрион Иерусалимский был верховным судилищем иудеев, состоял из 72 членов, преимущественно фарисеев и саддукеев, избираемых подачею голосов и отчасти жребием. Собирался Синедрион при иерусалимском храме, но в особенных случаях и в доме первосвященника, его председателя (Мф 26,3; Ин 18,24). Решению Синедриона обязаны были повиноваться безусловно все. По покорении Иудеи римлянами власть Синедриона была ограничена и на исполнение произнесенных и смертных приговоров требовалось согласие римского правителя. По разрушении Иерусалима Синедрион был уже не судилищем, а только училищем Закона иудейского.^
  • 16 Пилат назван Понтийским от болотистой итальянской Понтийской провинции, в которой он был ранее правителем. С 27 г. по Р.Х. Пилат был правителем Иудеи, но ненавидел свободу, обычаи и религию иудеев; он не колебался продавать правосудие и предавал мучениям и смерти невинных без судебного разбирательства, почему десятилетнее его правление было крайне неприязненно иудеям и вызывало народные возмущения; раз он не постеснялся предать смерти целую толпу Галилеян в самом храме иерусалимском даже во время жертвоприношения, так что кровь их смешалась с жертвами их (Лк 13,1).^
  • 17 Так значится по одной из редакций «Послания Пилата к Тиверию Кесарю», составляющего часть апокрифического так называемого Евангелия Никодима, с добавлением, что по отсечении головы Пилату, осудивших Иисуса Христа первосвященников Анну зашили в воловью кожу и повесили, а Каиафу убили стрелою в сердце. (Подроб. текст в Апокриф. Новозавет. Порфирьева, изд. 1890 г., стр. 30 и проч. Пасха Господня, Лаврентьева, изд. 1869 г., стр. 102 и проч.).^
  • 18 Марфа и Мария — две сестры, жившие с братом своим безбрачным Лазарем при подошве горы Елеонской в Вифании. Это было благочестивое семейство, с которым был в дружбе Христос Спаситель, заходя отдыхать в их дом при посещении Иерусалима (Лк 10; Ин 11,12; Мф 26; Мк 14). Когда Лазарь умер, Христос Спаситель воскресил его на четвертый день, проявив полное могущество Свое над смертию, после чего члены Синедриона положили убить и Лазаря. Но по преданию он прожил еще 30 лет и был епископом на острове Кипре, где и скончался. Память его совершается Церковью в Лазареву субботу и 17/30 октября.^
  • 19 Под заглавием: «Возношение», или «Послание Пилата к Тиверию кесарю», это донесение помещено в славянских редакциях так называемого «Евангелия Никодима», непосредственно после первой части этого Евангелия, и составляет заключение ее; но, кроме того, оно в виде отдельной и более подробной статьи встречается еще чаще в рукописях, чем Евангелие Никодима; также донесение это вставляется вполне в книгу, называемую «Страсти Христовы», или «Страсти Господни», распространенную во множестве списков и с раскрашенными изображениями. Несколько раз книга эта была и напечатана в Супрасле, во Львове и в Почаеве; она описывает страдания, смерть, погребение и воскресение Спасителя с большими заимствованиями из Евангелия Никодима. Первая же часть Евангелия Никодима в древних списках называлась «Актами Пилата, или записками о Господе Иисусе Христе», в коих описано осуждение Пилатом Спасителя, Его смерть и воскресение. В главных чертах эта часть согласна с каноническими 4-мя Евангелиями только с украшением Евангельского рассказа разными подробностями, коих нет в 4-х канонических Евангелиях. Вторая часть Евангелия Никодима содержит рассказ двух воскресших при Воскресении Христовом сыновей Симеона Богоприимца, о сошествии Спасителя в ад, основываясь на словах 1-го Послания ап. Петра (8,18—19). В известном слове, приписываемом епископу Евсевию александрийскому, это Сошествие изображено уже ораторским слогом и в широкой драматической форме. Евангелие Никодима — самого древнего происхождения, на него указывают писатели II в.; оно пользовалось большим уважением и сохранилось в греческих и латинских списках; влияние его отразилось во многих произведениях византийской и западной литератур и в церковных проповедях и песнопениях. На русском языке напечатана полностью только вторая часть в приложении к Мартовск. кн. Православного Обозрения, 1860 г. В старом же славянском переводе находится только первая часть и напечатана в «Памятниках старинной Русской литературы», изд. Кушелевым-Безбородко, вып. 3, стр. 91—109, и в Апокриф. Новозаветн. Порфирьева, изд. 1890 г., стр. 164 и проч.^
  • 20 Писание Пилата императору Тиверию о чудесах, смерти и воскресении Христа Спасителя неоспоримо и свидетельствуется древнейшими писателями, как долго бывшим язычником Иустином, философом начала II в.; Тертуллианом, юрисконсультом римским во II в. и историком Евсевием Памфилом; им доступны были архивы дел государственных. Св. Иустин, отец и учитель Церкви начала II в., называемый философом, не занимал в церкви иерархического положения, а простым мирянином был ревностным проповедником истины Христовой в Азии и Европе; в Риме он основал школу христианского вероучения; двумя особыми апологиями защищал христианство перед судом римского правительства с изяществом речи и глубиною философского анализа. Был казнен за распространение христианства в 166 г. Память его празднуется 1 июня... Тертуллиан Флоренс, знаменитый богослов и отличный юрист, был пресвитером; сочинения его очень важны для истории Церкви, имеют практическое бытовое значение, делясь на исторические, апологетические и догматические. Епископ Евсевий Памфил был ученейшим епископом III и IV в. Влияние Оригена очень отразилось в его догматических воззрениях, так что его проект символа веры I Вселенским собором в 326 г. был отвергнут. Пристрастие его к арианам несомненно, а влияние на императора Константина было очень большое. Зато, как историк, он имел огромную эрудицию, массу материалов и пользовался такими писателями, сочинения которых сохранились только в Евсевиевых сочинениях, так как он их выписывал почти буквально целыми отделами. По близости к императору Евсевий пользовался и государственными архивами. Его называют отцом церковной истории.^
  • 21 Сенат римский признавался учрежденным самим основателем римского государства Ромулом. Сенат считался носителем народного разума и хранителем государственных традиций, был зависим от царя назначением сенаторов царем. Всякое решение народа в республиканский и царский периоды римской истории нуждалось в авторитетном подтверждении его Сенатом (auctoritas partum), свидетельствующем о соответствии решения основным религиозным и политическим устоям государства. Особенно при императоре Тиверий влияние народа на Сенат прекратилось, и Сенату предоставлена была даже судебная и законодательная власть наряду с императорскою, теоретически оказалась «диархия», но фактически вся власть находилась в руках императора, издававшего эдикты, указы, конституции, так что за Сенатом вскоре оставалась роль только узаконения совершившихся фактов, и он оказался только местом публикации императорских узаконений...^
  • 22 Что обычай этот принят от подношения Тиверию св. равноапостольной Марии Магдалины, подтверждением того служит, кроме одинаковости предания во всех христианских церквах, еще и то, например, что в древнем рукописном на пергаменте греческом уставе, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоники (Солуня), после молитв на день св. Пасхи написано следующее: «читается также молитва на благословение яиц и сыра, и игумен, целуя братию, раздает им яйца и говорит: «Христос воскресе»... Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного дароприношения»...^
  • 23 Творения св. Иоанна Златоуста в русск. переводе, изд. Акад., 1897 г., том 3, кн. 1,стр. 186, 181 и проч. Еще Толков, на посл. к Римлян., изд. 1855 г., стр. 690—691, 689 и проч.^
  • 24 Ефес (Деян 19) был известнейшим городом в Малой Азии на реке Канстре (ныне Кучук-Мендерец), служил средоточием торговли и особенно славился знаменитым храмом Артемиды-Дианы, языческой богини, служение которой евнухами отправлялось с особенным блеском и великолепием. Храм этот был столь красив и обширен (около 100 саженей длины и 60 ширины), что признавался в числе семи чудес древнего мира. Над построением его трудились более 200 лет лучшие художники и, хотя в 356 г. по Р.Х. злой безумец Герострат, чтобы сделаться известным, сжег этот храм, его вновь построили греки еще с большим великолепием. Маленькие серебряные модели этого храма продавались в таком громадном количестве, что составляли очень выгодное ремесло многих ефесян и потому проповедь апостола Павла в Ефесе против языческих богов вызывала упадок этой торговли и возмущение черни, усмиренное блюстителем порядка (Деян 19). Апостол Павел проповедовал с большим успехом в Ефесе несколько лет с проявлением многих чудес. Апостол и евангелист Иоанн Богослов также подвизался много лет в Ефесе до и после ссылки его на остров Патмос, и в Ефесе же он скончался. Близ города была пещера, в коей, по преданию, спокойно проспали семь святых отроков Ефесских 187 лет, от жестокого гонения христиан при Декие до благочестивого императора Феодосия. В 431 г. в Ефесе был собран III Вселенский Собор против учения патриарха константинопольского Нестория. В Ефесе были и поместные соборы. В откровениях апостола Иоанна Богослова находится грозное предсказание церкви Ефесской за ее холодность, и ныне от прежнего величия Ефеса не осталось никаких следов — бедная турецкая деревушка Айя-Солук (Святой Богослов) занимает теперь место древнего славного Ефеса.^
  • 25 Лев VI — греческий император (с 886 по 912 г.), прозванный философом, или мудрым, за любовь его к наукам и познанию в астрологии; был учеником патриарха Фотия; но вопреки церковным правилам четыре раза вступал в брак; вел неудачную политику и войны. Особенно известен изданием «Базилик», т.е. всех греко-римских законов в 60-ти книгах, из коих к церкви относятся I, III, IV и V книги.^
  • 26 Крестовые походы — это военные экспедиции, предпринимавшиеся христианскими народами западной Европы с конца XI до конца XIII в. для отвоевания у магометан Гроба Христова и Палестины; участники крестовых походов носили нашитый на правой стороне одежды красный крест и принимались Церковью под особое покровительство; кредиторы не могли требовать с них долгов во все время крестового похода, и церковью им прощались грехи. Во главе этого движения стояли римские папы со всею церковью. Крестовые походы были не случайностью, а проявились неизбежно, как столкновение двух крайних миров: христианского и мусульманского, из коих каждый одинаково считал себя призванным господствовать над всем миром. Бедственное положение Греческой империи, у которой турки уже завоевали всю Малую Азию и грозили Константинополю, а также внутреннее религиозное и гражданское состояние Западной Европы способствовали возникновению борьбы, а толчок был дан просьбою о помощи греческим императором Алексеем Комненом и проповедью папы Урбана II на Клермонском соборе 1096 г. об освобождении от неверных Святой земли и Гроба Христова. Всех настоящих крестовых походов было семь. Первый поход окончился завоеванием Иерусалима в 1099 г. и учреждением Иерусалимского королевства, но почти через столетие турки снова завоевали Иерусалим, и все крестовые походы не достигли цели освобождения Святой земли. Четвертый же крестовый поход, вместо Палестины, ограничился отнятием Константинополя у греков в 1204 г. и образованием смешанной Латинской империи, просуществовавшей лишь 56 лет. В это время разрушено было много прекрасных зданий, погибло множество памятников искусства, древнегреческие знаменитые изваяния бронзовых коней вместе с другими драгоценностями были увезены в Италию, в Венеции ими был украшен собор св. Марка. Добыча, доставшаяся этим крестоносцам в Константинополе, была во всех видах громадная, тогда и могли быть унесены в Рим мощи св. равноапостольной Марии Магдалины.^
  • 27 Под именем мощей в св. Церкви в обширном смысле разумеется тело каждого умершего христианина. Так в чине погребения усопших говорится: «Взявше мощи усопшего, отходит (с ними) во храм». Но собственно под св. мощами разумеются «честные останки святых угодников Божиих». Однако и здесь слово «мощи» имеет разное значение. Мощами называются прежде всего «кости» свв. угодников. Так, древние христиане почитали «кости» свв. мучеников Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского. Церковный историк Евсевий, говоря о перенесении в IV в. мощей св. ап. Луки и Тимофея, добавляет, что патриарх держал их у себя на коленах в небольших ковчежцах, или ящиках. Очевидно в этих ковчежцах могли уместиться только кости свв. апостолов. Слово «мощи» и у наших предков означало главным образом «кости»... Некоторые же мощи святых представляют целые тела усопших и сохраняют настолько натуральный вид, что отличаются даже мягкостью и гибкостью членов, например на о. Корфу мощи св. Спиридона Тримифунтского свыше тысячи лет лежат в сыром и жарком климате, сохраняя гибкость членов...^
  • 28 Древний храм имени св. Иоанна в Латеране «san giovanni in Laterani» близ Латеранского дворца пап в Риме существует со времен императора Константина Великого и называют его «матерью и главою всех церквей», разумеется Римских. Внутри его много драгоценных древностей из мрамора и мозаики, работы известнейших художников... Латеран —дворец пап в Риме, законом 1871 г. объявлен экстерриториальным, как и Ватикан. Он принадлежал римскому роду Латерани, а с III в., сделавшись императорскою собственностью, был подарен женою императора Константина Великого римскому епископу и служил резиденциею пап до переселения их в принадлежащий папам во Франции город Авиньон. В Латеранском дворце до XVIII в. происходило одиннадцать соборов западной Церкви, из коих несколько считаются вселенскими в римско-католической церкви. В 1843 г. в Латеране устроен богатый музей языческих и христианских древностей.^
  • 29 Папа (с греческ. — отец) — титул, который до конца V в. употреблялся, как почетное наименование епископов, затем относился преимущественно к римскому архиепископу, а с 1076 г. — исключительно к римскому, как верховному главе всей западной Церкви; хотя Церковь вселенская не давала папе особых преимуществ, все духовные лица католического мира обязывались безусловно подчиняться воле римского папы. Верховенство пап опиралось на политическое обаяние «вечного» Рима, столицы мира, и на преемство от апостола Петра. Особенно после распада Западной Римской империи весь авторитет, который имел Рим в течение веков, сосредоточился на римском папе, оставшимся первым лицом в Риме, а с другой стороны, как преемнике апостола Петра, проповедуемого на Западе, как глава всего христианского мира. Римские папы приписали себе и руководительство всем миром и безусловное подчинение всех христиан, всех церквей... Но это противно и священному Писанию, и священному преданию, и учению, и истории Церкви Христовой.^
  • 30 Гонорий III, папа римский с 1216 г., проповедовал, но без успеха, крестовый поход после неудачного четвертого; короновал Фридриха II императором Рима, а императором Латинской Константинопольской империи — Петра Куртенэ, внука Людовика Толстого французского. Гонорий III был миролюбивого характера, очень покровительствовал нищенским монашеским общинам и утвердил Доминиканскую и затем Францисканскую монашеские общины.^
  • 31 Марсель — приморский город в древней обширной Прованской области юго-западной Франции. Во всей Европе важнее его были только три города: Лондон, Гамбург и Ливерпуль. Расположен при восточной бухте Лионского залива у подножия скалистых гор. Славится морскими купаньями и многими достопримечательностями. Имеет укрепленные форты и цитадель. В древности Марсель назывался Массилией и был греческою республиканскою колониею, покоренною римлянами. Отсюда христианство распространилось по всей южной Галлии, ныне Франции.^
  • 32 Утверждали еще западные христиане, что св. мощи Марии Магдалины покоятся в Бургундии, в аббатстве Вёзле, и совершали им там поклонение, пока переменили они это мнение на открытые в южной Франции, в Провансе, мощи некоторой святой, выдаваемые прованским преданием и некоторыми церковными писателями, сливающими Марию из Вифании, сестру Лазаря, и Наинскую грешницу в доме фарисея со св. Мариею Магдалиной, за св. мощи Марии Магдалины. Но эти и подобные сведения западной римско-католической Церкви о жизни и почитании мощей св. Марии Магдалины и все истинное и подлинное в этих преданиях западных церквей вероятнее всего относится собственно к одной из прочих святых Марий, упоминаемых во св. Евангелии, о последующей за Вознесением Христовым деятельности которых Восточная Церковь не имеет никаких несомненных сведений.^
  • 33 Слова и Речи Филарета, митрополита Московского, издан. 1848 г., часть I, стр. 35,36 и 44.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Август 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 29 30 31 1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31 1 2 3 4 5 6

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.