Вход

Изображения в галерее

182.jpg
816_12.jpg
808_92.jpg

Главная

Жизнеописание равноапостольной святой мироносицы Марии Магдалины. ч. 1


Св. равноап. Мария Магдалина. Апостольский ряд церкви Нерукотворенного образа Спасителя в г. Донской, Тульской обл.

      «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и, взирая на кончину их, подражайте вере их» (Евр 13,7).

     Великая равноапостольная святая мироносица Мария Магдалина1, особенно прославившаяся в Церкви христианской своею пламенною, непоколебимо самоотверженною любовью к Господу Иисусу Христу, была родом из богатого в то время города Магдалы2, который находился в Галилейской3 области Палестины, на берегу озера Геннисаретского, или иначе моря Галилейского4, между городами Капернаумом5 и Тивериадою6. По происхождению из города Магдалы святую равноапостольную Марию и называют Магдалиною, для отличия ее от прочих благочестивых жен, упоминаемых в Евангелии с именем Марии.
     Равноапостольная святая Мария Магдалина была истою галилеянкою. А галилеянин, галилеянка в проповеди и утверждении христианства означает очень много особенного. Галилеянином звали Самого Христа Спасителя (Мф 26,69), так как Он с младенчества рос и жил и потом много проповедовал в Галилее, и даже в четвертом веке греко-римский император Юлиан-отступник умер (в 363 г.) со словами, обращенными ко Христу: «Ты победил (меня) Галилеянин!»...
     Первозванные апостолы Христовы, которые навсегда оставались самыми близкими к Спасителю, все были галилеянами, исключая одного только Иуды Искариота-предателя, не галилеянина. При явлении, после Воскресения, Христа Спасителя на горе в Галилее многочисленному сонму (более 500) верующих, большинство их состояло из галилеян, ходивших за Господом во время Его проповеди по Галилее, слушавших Его учение, бывших свидетелями Его чудес и на себе испытавших благость милосердого Целителя-Иисуса7. И как вообще галилеяне воспринимали и распространяли учение Христово ревностнее иудеев прочих областей Палестины, поэтому вначале всех последователей Христа Спасителя называли «галилеянами». Так даже ангелы Божии, при вознесении Христа Спасителя, назвали всех верующих, бывших на горе Елеонской с апостолами, «Галилеянами» (Деян 1,11). Галилеяне же также много и резко отличались от иудеев прочих областей Палестины, как контрастно отличалась природа Галилеи от южной Палестины. В Галилее природа была жизнерадостна и население живое, простое; в Палестине южной — бесплодная пустыня и народ, не желающий признавать ничего, кроме буквы и формы правил. Жители Галилеи охотно воспринимали идеи духа закона; у иудеев же иерусалимских господствовала одна рутинная внешность. Галилея стала родиною и колыбелью христианства; Иудея была иссушена узким фарисейством и близоруким саддукейством. Галилеяне были пылки, отзывчивы, стремительны, благодарны, честны, храбры — были восторженно религиозны, любили слушать поучения о вере и о Боге — были откровенны, трудолюбивы, поэтичны и любили греческое мудрое образование8... И Мария Магдалина, исцеленная Христом Спасителем, проявила в своей жизни много прекрасных отличительных свойств своих родичей галилеян, первых и ревностнейших христиан.
     Относительно первой части жизни святой равноапостольной Марии Магдалины известно только то, что она была подвержена тяжкому, неизлечимому недугу, была одержима, по евангельским словам, «семью бесами»9. Причина и обстоятельства возникновения этого ее несчастия неизвестны. Но святое Евангелие и отцы Церкви Христовой поучают, что такие особенные тяжкие страдания Провидение Божие допускает для того, чтобы «явились дела Божии», т.е. чтобы явились особенные действия Божии в отношении к людям и особенные действия, совершаемые Богом через Мессию Христа, каково в настоящем случае исцеление от бесов, для славы Бога и Христа и для духовного просвещения, для спасения Марии Магдалины. По учению Христа Спасителя о подобных обстоятельствах следует полагать, что Мария Магдалина была одержима бесами не по причине грехов ее, или родителей ее, а Провидение Божие допустило это для того, чтобы Господь Иисус Христос явил дело Славы Божией (Ин 9,3 и объяснен. в толк. Еванг. арх. Михаила.), явил великое чудо исцеления Марии Магдалины, просветления ее ума, привлечения ее к вере в Христа Спасителя и к вечному спасению. Причина же тяжкого страдания Марии Магдалины от бесов, как причины и других неведомых, непостижимых для человека действий и попущений Божиих в отношении людей, заключается в мировых тайнах премудрости Божией, которых люди не могут постигнуть. Не страдая столь тяжко и неизлечимо, Мария Магдалина могла бы или вовсе оставаться в стороне от дела Христа Спасителя, или же относиться к чудесам Христа Богочеловека с любопытством и удивлением, но без живой и спасительной веры, и она не возвысилась бы до той высшей, ничем непоколебимой любви к Господу, за которую она была утешена явлением воскресшего Христа Спасителя прежде даже всех ближайших Его апостолов (Мк 16,9; Ин 20,16). Но беспомощная в страданиях, не могла галилеянка Мария Магдалина быть равнодушна к слуху о Чудотворце, «исцеляющем всякую болезнь и, всякую немощь в людях» (Мф 9,35). И вот она спешит найти этого Чудотворца, делается самовидицею, как «многих исцелил Он от болезней и недугов, и от злых духов, и глухих, и слепых, и хромых, и прокаженных, и мертвых воскресил» (Лк 7,21—22; Мф 11,5 и проч.), — и Мария пламенно верит в Его всемогущество, прибегает к Его Божественной силе, просит себе исцеления и, по вере, получает просимое: мучительная сила злых духов оставляет ее, она освобождается от порабощения бесам10, и жизнь ее освящается Божественным сиянием ее Исцелителя, Которому Мария Магдалина вполне себя и посвящает, как пылкая благодарная галилеянка.
     С тех пор душа Марии Магдалины воспылала самою чистою и возвышенною, самою благодарною и преданною любовью к ее Спасителю Христу, и она уже навсегда присоединилась к Избавителю Своему, всюду следовала за Ним, чтобы воспринимать Его спасительные наставления и пользоваться каждым случаем служить Божественному Исцелителю своему. А по тогдашним земным обстоятельствам, в которые поставил Себя Христос, как Сын Человеческий, Он нуждался в служении и материальном Ему и делу Его. Ведь Христос родился в бедности в пещере, в которую в Вифлееме загоняли домашний скот, и колыбелью Его там были простые ясли (Лк 2,7—16). Мать Его в жертву, полагавшуюся за новорожденного, могла принести в храм Божий только двух молодых голубей по семейной бедности (Лк 2,24). В маленьком Галилейском городке Назарете11 Христос до 29-ти лет жил так же в бедности, как усыновленный член семьи простого плотника. И во время проповеди Евангелия Царствия Божия, для того чтобы в деле исполнения великой миссии Богочеловека было возможно меньше препятствий, Христос оставил совсем в стороне отношения к семье Своего усыновителя Иосифа (Мф 12,46—50; Мк 3,31—35; Лк 8,19—21), в которой воспитывался, и всякие попечения о Своем материальном благополучии и личной собственности. Поэтому Христос не имел никакого имущества, кроме носильной одежды странствующего галилейского учителя веры, так что после трех лет Его общественного служения Христос оценен был только в тридцать сребреников, т.е. около 30 рублей (по ценам 1910 г.), что составляло тогда в Палестине цену за самого бедного неимущего из рабов (Мф 26,16)12. На земле, которую Он пришел спасти, Христос не владел никаким клочком земли, никаким домом.
     — Лисицы имеют норы и птицы гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову (Мф 8,20), — сказал Сам Христос.
     Без жилища и имущества и обыкновенная пища Спасителя состояла, как пища самого простого бедного галилеянина, из ячменного хлеба (Ин 6,9)13 да изловленной в Галилейском озере и сваренной в кипятке там же на берегу рыбы, а по временам из куска дикого меда, который жители свободно собирали. Укор же лукавых фарисеев, что Сын Человеческий «любит есть и пить вино» (Мф 11,19), относился к тому, что Христос не отказывал разделять трапезу приглашавших Его, как общественного учителя, так как учители там пользовались гостеприимством (Лк 5,7—10). И хотя апостолы и некоторые последователи Христа владели небольшим имуществом, — у апостола Петра был дом в Капернауме, у Иоанна в Иерусалиме, — а другие почитатели Христа занимались некоторыми промыслами, и имелся у них общий денежный ящик (Ин 12,6; 13,29) для оплаты расходов на насущные потребности, на помощь другим бедным и на милостыню нищим. Но даже небольшие суммы на крайние необходимости не всегда бывали там у них в наличности. Так что когда иудейские сборщики ничтожной подати на храм пришли к апостолу Петру и сказали: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы» (только около 40 копеек), — то ни у Христа-Учителя, ни у учеников Его не оказалось подобной ничтожной суммы! (Мф 17,24—27)14... А между тем о Христе и чудесах Его «шел слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф 4,25; Лк 6,17; Мк 3,7—8). И среди этого множества всякого народа из разных отдаленных местностей находилось много бедных, нуждающихся не только в пище, а даже и в одежде...
     Так вот по всему этому-то многие благочестивые жены, которые исцелены были Христом от тяжких болезней и имели достатки от своих имущественных средств, сопутствуя своему Благодетелю в хождении Его с проповедью Евангелия, «служили Ему имением своим» (Лк 8,3), т.е. в случаях нужды, уплачивая расходы по насущным потребностям бедных, сопутствовавших их Спасителю, и, по указанию Его, оказывали необходимые пособия нуждающимся в материальной помощи. Из таких благодарных жен евангелист Лука называет Марию Магдалину первою (Лк 8,2), потому что она первая подала другим пример такого признательного служения делу Богочеловека или же она преимуществовала перед всеми прочими усердием в этом святом деле. А бескорыстное, ревностное их служение Христу Спасителю в то время, когда «Он не имел, где головы преклонить» и от большинства людей видел холодность, удивление или вражду, — было отрадно Господу Иисусу, много утешало Его Среди постоянных трудов и частых оскорблений.
     Особенно замечательна при этом была чрезвычайная стойкость и необыкновенное мужество, с которыми относилась святая Мария Магдалина к своему Избавителю. И несмотря на всякие препятствия и страшные опасности, даже в тяжкие дни и часы жестоких страданий Христа, Мария Магдалина явила себя мужественнее и преданнее апостолов до того, что, когда почти все и апостолы, несмотря на обещания свои умереть с Господом, побеждены были страхом от врагов Господних, «бежали» (Мф 26,56) и скрылись, — Мария Магдалина любовью победила страх и непоколебимостью своего участия к Страдавшему старалась смягчить тернистый путь, каким Он шел для спасения мира. Жестокие страдания Спасителя, распятого на кресте15, усугубляли вызывающие наглые глумления иудейских первосвященников, книжников и старейшин, которые, не довольствуясь исполнением их гнусного мщения, находясь близ креста Распятого Христа, насмешливо высказывали бессовестные и дерзкие упреки Невинному Страдальцу, говоря: «Других спасал (от смерти), а Себя Самого не может спасти. Пусть спасет Себя, если Он Христос, Царь Израильский, пусть теперь сойдет со креста, чтобы мы видели, и уверуем в Него» (Мф 27,41—43; Мк 15,31—32; Лк 23,35)...
     Также и воины римские ругались над ним и, подходя, говорили:
     — Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя (Лк 23,36—37)...
     И разбойники, распятые с Ним, ругались над Ним и, злословя Его, один сказал:
     — Если Ты Христос, спаси Себя и нас (Мф 27,4; Лк 23,39)...
     И проходящие из толпы, злословили Его, кивая головами своими и говоря:
     — Э, разрушающий храм и в три дня созидающий, если Ты Сын Божий, сойди со креста (Мф 27,39—40; Мк 15,29—30)...
     И вот когда таким образом глупость и дикость толпы с низкой злобой иудейских старейшин окружали Распятого Христа, — мученический взор Его с утешением замечал слезы благочестивых женщин, между которыми Мария Магдалина была «из первых же» (Мф 27,55—66; Мк 15,40; Лк 23,27). В этих сострадательных слезах как бы блеснул для Сына Человеческого луч света среди мрачного царства греха, и этот луч от благодарных женщин утешил Невинного Страдальца свидетельством еще не в конец испорченной природы человеческой.
     День великого искупления Богочеловеком падшего человечества был ясный. Время было уже около полудня, а по еврейскому названию времен дня, был час шестой (Лк 23,44; Мф 27,45; Мк 15,33). Но вот в этот ясный полдень «меркнет солнце и делается тьма (Лк 23,48)16 до часа девятого, т.е. по современному названию часов дня, до третьего часа пополудни (Мф 27,45; Мк 15,33; Лк 23,44). Страшное, величественное, внушительное небесное знамение — угасание солнца, тьма, обнявшая все земное среди полуденного яркого света, тяжело сдавила хулителей Невинного Христа, привела их в ужас и молчание. Знакомые же почитатели Распятого, сначала стоявшие вдали и смотревшие (Лк 23,49; Мф 27,55; Мк 15,40), приблизились к Страдальцу, окружили крест Его, и из них евангелист называет Марию Магдалину опять первою (Мф 27,66; Мк 15,40). Таким образом Мария Магдалина — у ног Христа Спасителя, не только чудотворца, прославляемого и воспетого младенцами, но и у ног Иисуса Назарянина17, униженного, обесчещенного, позорно распятого, оставленного даже Его апостолами!..
     И после смерти Исцелителя Своего Мария Магдалина не покидает Его: она сопровождала перенесение тела Его Иосифом18 Аримафейским и Никодимом19 от креста ко гробу20, была при погребении Его, смотрела, где полагали Христа (Мф 27,61; Мк 15,47), и когда, чтобы отдать честь по закону Божию наступающему уже великому празднику Пасхи, оставила погребенное Его тело, то пламенная благодарная любовь Марии Магдалины в глубокой скорби открыла ей источник утешения. Любовь внушила ей желание оказать и с ее стороны возможную последнюю честь уничиженному иудеями ее Спасителю. Она покупает миро и ароматы (Лк 23,56), чтобы помазанием тела погребенного Христа воздать Ему, по еврейскому обычаю, возможную почесть.
     Предприятие это, давшее Марии Магдалине наименование еще и мироносицы, принадлежало ей, так как два евангелиста поставляют ее опять первою, между некоторыми другими женами, ей последовавшими в нем, а третий — только одну ее (Мф 28,1; Мк 18,1; Ин 20,1) и именует в этом благородном деле.
     И вот среди ночного еще сумрака (Ин 20,1) первого дня недели, после скорбной Субботы, среди опасности от озлобленных иудеев, уже покушавшихся наложить руки на учеников Христовых, и в то время, когда апостолы Распятого с разбитою душою заперлись в своем помещении, — Мария Магдалина с некоторыми благочестивыми женами, презирая угрожающую опасность, бесстрашно идет ко гробу Спасителя, неся ароматы и миро (Лк 23,56; Мк 16,1)21, приготовленные для помазания тела Христова, чтобы оказать Почившему последнюю дань любви и почитания. О страже, приставленной иудеями к пещере гроба Христова, и о запечатании первосвященниками входа в нее Мария Магдалина не знала, так как все это произошло уже после удаления всех почитателей Иисуса из сада (Мф 27,62—66) Иосифа Аримафейского. Но теперь, на пути из Иерусалима к пещере гроба Христова, Мария Магдалина вспомнила, что вход в ту пещеру был закрыт Иосифом и Никодимом таким большим, тяжелым камнем, которого не в силах отвалить от входа ни она, ни спутницы ее. И вот, в смущении об этом препятствии, мироносицы говорят между собою: «Кто отвалит нам камень от дверей гроба?» (Мк 16,3)...
     Размышляя об этом, Мария Магдалина, опередив прочих мироносиц и подойдя ближе к пещере гроба, взглянув, вдруг видит, что смущавший ее камень уже отвален от входа в пещеру (Ин 20,1; Мк 16,4)...
     У иудеев того времени камень, закрывавший доступ ко гробу умершего, считался неприкосновенным, как бы священным. И отваление камня от входа в пещеру гроба Христова показывало, что с телом Погребенного там произошло что-то особенное. Что же именно? Проще и прежде всего была мысль, что тело Иисуса взято кем-либо из этой пещеры Иосифа Аримафейского и могло быть положено в другом месте. И эта мысль — лишиться возможности воздать Ему последнюю честь — столь поразила Марию Магдалину, что она немедля же, не входя в пещеру, побежала назад в Иерусалим, чтобы известить апостолов Петра и Иоанна о случившемся при гробе Христовом. Она была уверена, что извещенные ею апостолы примут самое деятельное участие в разыскании тела Иисуса: «Унесли Господа из гроба и — не знаем, где положили Его», — говорит она апостолам (Ин 20,2).
     И действительно, ревностнейшие апостолы Петр и Иоанн тотчас пошли ко гробу22. Они побежали оба вместе; но Иоанн бежал скорее Петра и пришел ко гробу первым; наклонившись, он увидел лежащие пелены, но не вошел в пещеру гроба. Вслед за ним приходит Симон Петр, входит во гроб и видит пелены лежащие и плат, который был на главе Иисуса, не с пеленами лежащий, но особо, в другом месте, — и все сложенное в порядке. Тогда вошел и Иоанн, увидел, и молча уверовал, что Христос воскрес; так как если бы кто перенес тело Иисуса в другое место, то сделал бы это, не обнажая его, равно как если бы кто похитил его, то не стал бы заботиться о том, чтобы снять плат, свить его и положить на другом месте, но взял бы тело в том виде, в каком оно лежало; да и смирна с алое, употребленные Никодимом при погребении Христа, очень крепко приклеивают пелены к телу, — поясняет святой Иоанн Златоуст23... Но не с одинаковым чувством отошли апостолы от опустевшего гроба своего Учителя: Петр, вместо веры, только с удивлением «пошел назад, сам в себе дивясь происшедшему» (Лк 24,12)...
     Когда в таком еще смутном и слабом настроении апостолы ушли от опустелого Гроба Христова, к нему возвратилась опять Мария Магдалина. Дойдя до пещеры Гроба, она стала плакать и, безутешно скорбя, наклонилась (Ин 20,11) в низкий вход пещеры, чтобы еще взглянуть туда, где был погребен ее Спаситель. И там видит, в белом одеянии сидящих, двух ангелов24, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: «Жена, что ты плачешь?»...
     Мария отвечает им: «Унесли Господа моего и не знаю, где положили Его!»
     Горе Марии было столь велико, что она не сообразила, что с ней говорят не люди, а ангелы, принявшие вид людей для облегчения ее горя светлым торжественным праздничным своим видом на месте печального погребения Христа, и она отвечает им все теми же словами, какими говорила апостолам об исчезновении из Гроба тела Христова. А ангелы, торжественным светлым явлением своим подготовляя Марию Магдалину к возвещению дивного воскресения Христова, однако не говорят ей, как прочим мироносицам, что Тот, Кого она с такою ревностию разыскивает, славно воскрес, потому что Господу угодно было причислить саму Марию Магдалину к непосредственным вестникам Воскресения Христова.
     И вот в то время, когда Мария Магдалина в ответе своем ангелам поведала им причину своего плача, Христос Спаситель внезапно появился позади Марии, от чего ангелы приняли особо почтительное к Нему положение; Мария же Магдалина, заметя в них перемену, обратилась назад и увидела «Иисуса стоящего, но не узнала, что это Иисус» (Ин 20,14). Тягота горестных мыслей, обильные слезы мешали ей хорошо рассмотреть Стоявшего позади нее, да, очевидно, и Самому Христу Спасителю не угодно было, чтобы она сразу узнала Его, как не вдруг открыл Он Себя Эммаусским путникам (Лк 24,13—32), и теперь Мария Магдалина приняла Его за садовника (Ин 20,15) сада Иосифа Аримафейского, в котором помещалась эта пещера святого Гроба.
     Неузнанный же Мариею Магдалиною, Христос говорит ей: «Жена, что плачешь? Кого ищешь?» Слыша в этих словах сострадательное участие к ее скорби, Мария отвечает доверчивою просьбою: «Господин, если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» (Ин 20,15).
     Как много самоотверженной любви и глубочайшей преданности выразила Мария Магдалина в этих кратких и простых словах! Она не называет предполагаемому садовнику Иисуса Христа Его именем, а только говорит «Его»... Она столь высоко чтила своего Учителя сама, что полагает и другие должна знать Его и Им интересоваться. Она умоляет мнимого садовника открыть ей, куда унесено тело Иисуса, так как садовник этого сада должен был знать тайну исчезновения этого тела из гробницы Иосифа. Похищение не могло произойти без его ведома, потому что ему был поручен этот сад. А если бы сам Иосиф, владелец сада, переложил бы тело в другое место, то это также не могло бы совершиться без ведома садовника. И Мария Магдалина просит у этого садовника указания места нахождения тела Христова, чтобы ей взять Его: «Я возьму Его», — говорит она.
     При безмерной любви к Господу Мария совсем забывает о своих слабых силах и надеется взять и унести сама тело своего Спасителя. Усердие и любовь ее так велики и пламенны, что она считает себя чрезмерно сильною. И не получая быстрого ответа на свой живой вопрос, Мария Магдалина, как свойственно очень обеспокоенному человеку, опять обратилась в сторону ангелов, желая, может быть, от них слышать что-нибудь об Иисусе или чтобы узнать причину, побудившую их принять особенно благоговейное положение. Господь же, тронутый высотою и силой ее любви, уже знакомым Марии благодатным голосом называет ее по имени: «Мария!» (Ин 20,16)
     Теперь Мария Магдалина услышала тот памятный на всю жизнь голос ее Спасителя, силою которого Он изгнал из нее толпу бесов, — тот небесный голос, который проникал и оживлял всякую душу, — тот дивный голос, который услаждал души слушателей Его небесным блаженством. И Мария почувствовала теперь близкое присутствие Божественного Учителя, в Котором заключались все блага ее, все ее счастье, и несказанная радость наполнила всю душу Марии. От полноты счастья она не могла говорить и, опять обратясь к Господу, просветленным взором узнала Его, и с восторгом воскликнув только одно слово: «Учитель!» (Ин 20,16), — бросилась к ногам Христа Спасителя....
     В радостном восхищении Мария Магдалина еще не могла себе представить и осознать всего величия Христа Воскресшего. И потому Господь, чтобы просветлить ее помышления и научить об изменении через воскресение уже и плоти Его, кротко сказал ей:
     — Не прикасайся ко Мне (Ин 20,17)25, ибо Я еще не возшел к Отцу Моему.
     Мария Магдалина восторженно выразила поклонение человечеству своего и Спасителя и Учителя, а Христос запрещением ей прикасаться возвышает, освящает ее помышления, научает более благоговейному обращению и дает разуметь Марии Магдалине, что время для теснейшего духовного общения с ним настанет тогда, когда Он совсем скроется от чувственных очей Своих учеников и взойдет на небо к Богу Отцу Своему. А так как и прочие ученики Христовы при вести о воскресении Его могли подумать, что теперь Он уже навсегда с ними на земле и, быть может, осуществит народные мечты о великом иудейском земном царстве, то Христос Спаситель посылает Марию Магдалину предостеречь их от таких мыслей и мечтаний. Удостоверяя теперь апостолам Воскресение Христово ясным созерцанием ею Воскресшего и Его речью, она посылается Господом возвестить им, что Христос уже недолго будет на земле, что Ему с самым прославленным телом надлежит вскоре взойти к Богу Отцу. Но, чтобы весть об этом удалении не привела их в смущение и скорбь, Господь повелевает Марии Магдалине сказать ученикам Его, что Отец Его, к Которому Он восходит, есть вместе и их Отец, милостиво называя их при этом Своими братиями:
     — Иди к братиям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему (Ин 20,17)26...
     Сказав так, Христос стал невидим. А обрадованная, осчастливленная Мария Магдалина идет и возвещает все (Ин 20,18), случившееся с нею, апостолам Христовым и с восторгом утешает их скорбь дивными словами:
     — Христос воскрес!
     Вот поэтому-то, как первая посланная от Самого Господа благовестница совершившегося Христова Воскресения, Мария Магдалина Церковью христианскою признана — «Равноапостольною».
     Здесь светлейшая черта всего дивного служения Марии Магдалины Церкви Христовой. В утро Воскресения Христова она удостоена была видеть Господа воскресшего первая из всех учеников и учениц Его (Мк 16,9; Ин 20,14—17)27 и первая же по непосредственному повелению Господа сделана вестницею, проповедницею для них Воскресения Его. Апостолы проповедовали Воскресение Христово всему миру; Мария Магдалина проповедовала Воскресение Христово самим апостолам: она была апостолом для апостолов... Святые отцы Церкви провидят в этом обстоятельстве особенную тайну и премудрость провидения Божия.
     «Жена, — учит святой Григорий Богослов, — из уст змия приняла первую ложь, и жена же из уст Самого Воскресшего Господа первая услышала радостную истину, дабы чья рука растворила смертное питье, та же самая подала и чашу жизни»....


     Прим.
  • 1 В православной христианской Церкви «равноапостольными» называются сотрудники и сотрудницы апостолов Христовых и еще те праведные христиане, которые, подобно апостолам, особенно ревностно проповедовали и утверждали веру христианскую. За такие особые заслуги они и сравнены почитанием с апостолами. Слово же апостол значит «посланник», которому дано исполнить известное поручение. Избрав из учеников Своих двенадцать, Иисус Христос назвал их «апостолами» (Лк 6,13), чтобы посылать их на проповедь (Мк 3,14) и чтобы врачевать всякую болезнь и всякую немощь.... (Мф 10,1—42).
         Святыми в Церкви христианской первоначально называли всех христиан, всех верующих во Христа, как, например, в посланиях апостола Павла. А при личном упоминании праведника древние христиане избегали ставить именование «святой», потому что слово это часто употреблялось в надписях языческих, чему подражать христиане не хотели. И в календарях древних слово «святой» при имени праведника, чтимого Церковью, начали употреблять только с третьего и следующих веков. А в Евангелиях святость представляется как свойство христианина во всех его проявлениях: «да святится Имя Твое»... «Отче Святой»... «Святи их во истине Твоей»...
         Мироносицею Мария Магдалина названа потому, что евангелисты именуют ее первою из благочестивых жен, кои приходили ко гробу Христову для помазывания Его тела благоуханными составами по благочестивому обычаю иудеев того времени. Эти составы были из смолистых веществ мирра нардового или смирны, ладана, алое и прочих благоуханных растений в смеси также и с чистым оливковым маслом. Умащением или же осыпанием тела умершего такими ароматными составами выражали любовь и почесть к лицу умершего.
         Имя Мария от еврейского Мариам означает: «высокая, возвышенная, стойкая, превосходная, превознесенная»; а Магдалиною называют эту Марию по происхождению ее из города Магдалы, подобно как благочестивого члена синедриона Иосифа называют Аримафейским, по его происхождению из Палестинского города Аримафеи. И прозвание Магдалины присоединяют к имени этой Марии для отличия ее от других благочестивых жен, также, как она, служивших Иисусу Христу (Лк 8,3) и имевших то же имя Марии, как, например, Мария, сестра Лазаря, и Мария, жена Клеопы.^
  • 2 Магдала — от еврейского слова магделайя, означающего башню, была городом на западном берегу Геннисаретского озера, недалеко от городов Капернаума и Тивериады. Магдала славилась красильным производством и изделиями тонких шерстяных материй; кроме того в ней велась обширная торговля горлицами и голубями для жертв очищений; предание приписывает Магдале триста голубиных лавок и вблизи целую долину «голубей». Богатство Магдалы было в то время столь значительно, что о подати, вносимой от города, упоминается, что она была столь велика, что отсылалась в Иерусалим целою повозкою. Нравственная испорченность жителей была также велика. Из множества городов и деревень, коими усеяны были берега Геннисаретского озера, все исчезли, кроме одной Магдалы, которая теперь называется Медждель и представляет группу грязных лачуг, сложенных из береговых камней, а на плоских крышах домов сделаны верхние этажи в виде шалашей из тростника и хвороста. Но остатки древней сторожевой башни и теперь существуют, и местоположение доныне прекрасно: красоты природы также торжественны и пробуждают святые восторги чудес и проповеди Христовой на дивном озере Геннисаретском, или Галилейском.^
  • 3 Галилейская область на севере Палестины, или Галилея (от еврейского слова «галил», означающего «область», «округ») во времена жизни Марии Магдалины составляла третью область Палестины, и сама Галилея делилась на северную, верхнюю, «языческую», и на южную, нижнюю. Галилея занимает видное место в мировой истории, как родина и место проповеди Христа Спасителя. Галилея имела около 120 верст от востока к западу и 40 верст от севера к югу. На севере она соприкасалась с Сириею и горами Ливанскими, на западе с Финикиею, на юге с Самариею, а на востоке границею ее была река Иордан. Городов и больших селений в Галилее насчитывалось более 200 и народонаселения до четырех миллионов, состоявшего не только из иудеев, а также из смешения израильтян с сирийцами, финикийцами, арабами и прочими инородцами, из коих многие приняли иудейскую веру. По чудному климату, плодородию и богатству Галилея была самою лучшею областию Палестины. Мягкий, живительный климат, самая разнообразная дивная красота природы, неистощимое обилие плодородия почвы — все было в Галилее. И географическое положение и масса путей сообщения также благоприятствовали Галилее: ее пересекали несколько торговых римских дорог с востока на запад в Дамаск, к финикийским берегам, Средиземному морю, в Египет и Ассирию; другие пути перерезывали ее с юга на север. Промышленность и жизнь кипели в Галилее... Весьма много страниц Евангелия отражают природу и жизнь Галилеи. По родине Христа Спасителя городу Назарету, детству, юности и преимущественно там проповеди Его Галилея была колыбелью христианской веры. А притчи, чудеса, события повседневной земной жизни Иисуса Христа — все это образы, воспроизводящие богатства и красоты природы и нравы жизни Галилейской. Небо, земля, море, хлебные поля, сады, цветы, виноградники, трава лугов, рыбы и птицы — все служило там Спасителю основой и образом дивных поучений Его Божественной проповеди...^
  • 4 Галилейское море, озеро Геннисаретское и Тивериадское море — это названия одного и того же обширного озера в Галилее Палестинской. В книгах Чисел (34,11) и Навина (12,3) оно называется Киннерефским по внешней овальной форме. Тивериадским оно называется от имени, находящегося у его берега города Тивериады; а Геннисаретским по имени прибрежного же города Гениссар, или Геннисарета, по красоте окружающей его природы. Простиралось это озеро в длину на 30, а в ширину на 8 верст. На северном конце его входит река Иордан, а на южном она вытекает. Кругом озера этого сосредоточен был богатый промышленный центр Палестины; по берегам озера почти непрерывной линиею тянулись города и деревни с очень многочисленным населением. Вода в озере прозрачна, приятна на вкус и прохладна; ее рассекали до четырех тысяч судов разного вида: военных кораблей римлян, грубых лодок рыбаков Вафсаиды и позолоченных шлюпок Ирода. Обыкновенно тихое и спокойное озеро Геннисаретское иногда от ветров с гор делалось бурным и опасным. Оно славилось чрезвычайным обилием всякой рыбы, так что ловить ее было дозволено всем, и рыба была любимым там кушаньем до того, что на обеде для одного великого раввина было подано триста разных сортов рыб. Рыбу ели свежую, соленую, сушеную; из нее приготовляли лакомства; советами ее приготовления и какую есть, в какое время, занимались даже раввины, наставляющие мыть рыбу лучше пивом и вином. Ловлею и продажею рыбы занимались очень многие; одни из иерусалимских ворот назывались «рыбными», потому что туда доставлялась масса рыбы из Галилеи, и рыбною торговлею занимались даже члены синедриона, нагружая рыбою целые корабли. Занятие рыбным промыслом было не только очень выгодным, но и почетным. У западного берега озера находилась «земля Геннисаретская» (Мф 11,34; Мк 6,63), которая была первым и главным местом проповеди Христа Спасителя. Самое слово Геннисарет означает «сады изобилия», и нигде не было таких красот природы и обилия всяких растений и плодов самых разных климатов, как в «земле Геннисаретской». Плоды на деревьях были в продолжение десяти месяцев. Еврейский историк того времени Иосиф Флавий, с восторгом описывая красоты озера Геннисаретского, дивный климат, пальмы, виноградники, фиги, померанцы, миндальные деревья, гранаты,— говорит, что времена года, по-видимому, там спорят за честь владения этою райскою местностию... А еврейский Талмуд учит, что ожидаемый Мессия явится некогда из этого озера Тивериадского, или Геннисаретского...^
  • 5 Капернаум с еврейского значит «селение Наума» — город, находившийся на западном берегу озера Геннисаретского. В Ветхом Завете о нем не упоминается потому, что он сравнительно позднейшего происхождения и вырос в город из рыбачьего селения, благодаря подъему торгово-промышленной деятельности. Он имел очень крепкое местоположение. Ироды имели в нем дворец; римляне имели военный постой и таможню. В Евангелиях говорится о Капернауме, как о главном местопребывании Христа Спасителя после того, как Он оставил Назарет, так что Капернаум стал называться «Его городом» (Мф 9,7). В Капернауме и его окрестностях Христос совершил множество чудес, произнес много притчей и поучений, но, несмотря на все Его вразумления, жители остались глухи к новому благовестию, не соответствовавшему их торгово-промышленной суете, не уверовали, и Христос произнес над Капернаумом грозный суд: «И ты Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергаешься» (Мф 11,23). И ныне от Капернаума не осталось никаких следов....^
  • 6 Тивериада — город на том же западном берегу Геннисаретского озера, несколько южнее Капернаума; построен был в 17 г. по Р.Х. правителем Галилеи Иродом Антипою и назван в честь тогдашнего римского императора Тиверия. Ирод сделал Тивериаду своею столицою, построил великолепный дворец, храм, синагогу, амфитеатр и окружил город стеною. Близ города был целебный теплый горный ручей. Так как при постройке Тивериады были срыты древние гробницы, то евреи считали город нечистым, боялись селиться в нем, и в первое время он имел вполне языческий характер. В окрестностях Тивериады Христос Спаситель проповедовал и насытил пять тысяч слушателей пятью хлебами (Ин 6). После разрушения римлянами Иерусалима в 70 г. иудеи устроили в Тивериаде 13 синагог и высшую школу, а Тивериадский синедрион стал высшею религиозною инстанциею. Греческая императрица Елена воздвигла в Тивериаде храм с 12-тью престолами; а с половины V до половины VI в. здесь было епископство, восстановленное пoтом во время первого крестового похода. На развалинах Тивериады был построен городок Табарийе, а в 1837 г. он был разрушен землетрясением и ныне видны только бедные хижины, но евреи питают к этой местности одинаково глубокое уважение, как к Иерусалиму.^
  • 7 Явления Господа Иисуса Христа по Его Воскресении. В Житие Святых на русском языке, книга восьмая (м. Апрель).^
  • 8 Даже иерусалимский Талмуд свидетельствует, что галилеяне заботились более о славе, а жители Иудеи о деньгах. У галилеян вдова оставлялась в доме покойного ее мужа, а у иудеев наследники удаляли ее. Отзывчивость галилеян к чужой нужде простиралась до того, что, например, обедневшего старика односельчане заботливо снабжали ежедневно той живностью, которую он имел обыкновение употреблять во время своего благосостояния. Но ученых школ галилеяне не заводили, и потому гордые книжники и фарисеи иудеи называли галилеян невежами и глупцами; за неясное, неотчетливое различение и произношение галилеянами некоторых еврейских гортанных букв раввины иудейские не допускали их читать вслух молитвы от лица собрания и осмеивали их....^
  • 9 Слово «бес» есть перевод греческого слова «демон» — диавол. В Священном Писании Нового Завета «бес» обычно означает злого духа или диавола (Лк 8,2). Бесы, хотя веруют и трепещут, и признают Иисуса Христа Сыном Божиим, но являются слугами сатаны. Среди чудес Христа Спасителя особенно поразительны были исцеления одержимых бесами. Люди, подпавшие под власть бесов, называются бесноватыми, страждущими от нечистых духов(Мф 4,24; Лк 6,18). Исцеление бесноватых по отношению к бесам называется «изгнанием» (Мф 8,16), а по отношению к самим страдающим называется исцелением. Влияние бесов на одержимых ими людей обнаруживается всегда через влияние их на тело; душа человека теряет при этом свою власть над телом, между телом и душою вторгается какая-то чуждая сила, которая пагубно действует на телесные органы души. Бес сначала поражает нервную систему тела и действует через нее, производя те же самые симптомы, какие производятся и другими влияниями, нарушающими правильную жизнь тела. Бесовская сила действует не через духовную и нравственную природу, а через физическую и умственную природу, В Иуду Искариота-предателя вошел диавол, то есть подвел на предательство, но Иуда не был одержим бесом. Бесноватость обнаруживается в ясновидении, когда одержимые бесами признавали Христа Сыном Божиим (Лк 4,34), также в безумстве, в эпилепсии, немоте, скорченности, в слепоте (Мк 5,3; Лк 8,27; Мф 9,32 и мног. др.). Это дало повод рационалистам (людям отрицающим чудеса) утверждать, что беснование есть только телесная болезнь. Но то, что беснование сопровождается болезнями, нисколько не уясняет страшных неестественных, не физических особенностей беснования, в котором слабый физически человек, например, разрывает железные цепи или прорицает. (Мк8,4). Сходство некоторых признаков беснования с естественными болезнями тела только внешнее, обусловливаемое лишь общими законами жизни, нарушения которых всегда могут обнаруживаться одинаково, от каких бы разных причин они ни происходили. И такое учение Евангелия о бесновании нисколько не противоречит данным физиологии и психологии. Так как душа человека может подлежать влиянию даже вещественных сил через посредство тела, то тем сильнее она может подпасть под влияние сил духовных, при неспособности души противодействовать таким влияниям; это ясно подтверждается многочисленными фактами гипнотизма. И как в гипнотизме один человек, с более сильною волею, через внушение может влиять на другого до степени полного обладания им и лишения его способности самоопределения, так в силу того же психологического закона и злой дух, бес, может всецело овладеть душой слабого человека, который по своей личной греховности, или иной причине, делается жертвою страшного бесовского влияния. И замечательно, что бесноватых было особенно много именно перед пришествием Христа Спасителя. Это была особенность того века, и она отчасти объясняется именно тем, что к тому времени достигло высшей степени напряжения то душевное беспокойство и слабость, которые были результатом духовной неудовлетворенности и нетерпеливо тревожного ожидания перемены в этом невыносимо тяжком состоянии. Такое душевное состояние охватило в то время как еврейское, так и языческое население востока. И темные силы злых духов спешили раскинуть сети своего злобного разрушительного владычества, предвидя, предчувствуя скорое свое поражение Христом Спасителем.^
  • 10 Некоторые толковники св. Писания и составители житий и даже Отцы западной церкви, объединяющие Марию Магдалину с известною грешницею, которая в доме Симона фарисея покаялась и получила прощение грехов, — полагают, что евангелисты Лука и Марк не точно выразили положение Марии Магдалины, говоря, что Христос бесов изгнал из Марии Магдалины; такие писатели полагают, что Мария Магдалина не была одержима бесами, а лишь была только грешницею и будто слова евангелистов «семь бесов» означают много грехов и пороков (так полагают, например, блаж. Иероним, Августин, Григорий Велик. и проч.). Но так перетолковывать прямые слова двух евангелистов можно на основании только еврейской демонологии, по которой все самые обыкновенные страсти человеческие и все болезни раввины приписывают злым духам. И Талмуд еврейский много приписывает бесстыдных пороков, толкует о необыкновенной красоте и плетении волос Марии Магдалины и о ее богатстве. Но православная восточная Церковь не смешивает грешницу неизвестного имени, прощенную в доме Симона фарисея, с Мариею Магдалиною и не перетолковывает прямых слов двух евангелистов об изгнании именно бесов из Марии Магдалины. А св. Димитрий, митрополит ростовский, основательно пишет: «Аще бы Магдалина оною была блудницею, то вслед Христа и Его учеников явно грешнице, долгое время ходящей, что бы рекли ненавистницы Христовы жидове, ищуще на Него каковые либо вины, — да Его охулят и осудят. Аще ученицы Христовы, единожды узревшие Господа с Самарянынею беседующа, чудахуся, яко с женою глаголаше, кольми паче враждебницы не умолчали бы, егда бы видели явно грешницу по вся дни Ему последующую и служащую»...^
  • 11 Назарет (слово означает отпрыск, по другим — страж, охранитель) был городком в Галилее, находился на юго-западе от Капернаума и горы Фавор. Расположен был на горе, возвышавшейся на 600 футов над уровнем моря. Вид с вершины горы по красоте и разнообразию был прекрасен на долины, горы и Средиземное море. Население было бедно, немногочисленно и не пользовалось уважением у иудеев (Ин 1,46). Назарет получил всемирную известность, как место Благовещения Пресвятой Деве о рождении Сына Божия Спасителя мира. В Назарете прошло детство, юность и жизнь Иисуса Христа до самого Его выступления в открытое служение спасению человеков (Лк 2,39—51). От этого Его называли Назарянином, Назареем (Ин 19,19) и даже долго христиан называли на востоке «Назарянами». Назарет, разрушенный в XIII в. турками, потом был построен вновь и ныне имеет несколько тысяч жителей из греков, мусульман, римских католиков и других; состоя под покровительством христианских консулов, служит местом паломничества со всех стран христианского мира.^
  • 12 Жизнь Иисуса Христа профес. Фаррара, изд. 1887 г.^
  • 13 Ячменный хлеб был хлебом бедняков и римским солдатам давался только в виде наказания, например, за утрату знамен. Евреи считали ячмень пищею лошадей и ослов.^
  • 14 «Да, — сказал Иисус Петру, — хотя Я свободен от уплаты дидрахмы, ибо Я — Сын Божий, а дидрахмы берутся для храма Отца Моего. Но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море (озеро Геннисаретское), брось уду в первую рыбу, которая попадется, возьми и, открыв у нее рот, найдешь статир (монета серебряная ценностию в 4 драхмы), возьми его и отдай им за Меня и за себя»....^
  • 15 Распятие на кресте, то есть крестная казнь, с древних времен и у римлян служила рабскою, самою позорною, самою жестокою казнью, которою предавались смерти только изменники, убийцы и величайшие злодеи. У иудеев эта казнь признавалась «проклятою» (Втор 21,22—23; 1 Кор 1,23 и проч.). По римскому обычаю преступление распятого писалось кратко на дощечке, прикрепленной сверху к кресту. Смерть на кресте заключала в себе все, что только есть самого ужасного и самого мучительного в пытках и в смерти без лишения сознания и чувств: противоестественность висения тела на гвоздях делала мучительным всякое малейшее движение; воспаленные и постоянно все более разрываемые раны близ гвоздей разъедала гангрена; артерии особенно на голове и животе распухали и наливались кровью, производя страшный жар и невыносимую жажду. Страдания распятых были столь велики и ужасны, продолжаясь иногда по несколько дней, что у римлян обычно ускоряли приближение смерти ударами и пронзением копьем. Иудеям же, в силу закона Моисея (Втор 21), дозволено было оканчивать страдания распятых прежде солнечного заката и было в обычае давать пить распятому вино, смешанное со смирною (Мк 15,23) или с желчью (Мф 27,34), которое отуманивало сознание, чтобы несколько облегчить страдания; но Иисус Христос не принял, не пил такого напитка, облегчающего страдания. Богатые иерусалимские женщины доставляли такое одурманивающее питье за свой счет, не обращая внимания на личности распинаемых. Возмутительную казнь распятием на кресте уничтожил в римской империи только император Константин Великий, а в римской республике распинали даже и детей...^
  • 16 Тьма эта не была обыкновенным солнечным затмением, по известным естественным законам движения солнца и луны. Это было явление сверхъестественное, которое вместе с последующими особыми знамениями в природе свидетельствовало об исключительном величайшем значении события Искупления. Необычайность и достоверность этой тьмы засвидетельствована была тремя языческими писателями того времени: римским историком и астрономом Флегонтом, Юлием Африканом, историком Фаллом и еще непоименованным у историка Евсевия четвертым языческим историком. В их записях вполне совпадают и часы этой тьмы с апостольскими указаниями, что были видны звезды на небе. Св. Иоанн Златоуст, Феофилакт и Евфимий полагают, что тьма эта произведена была массовым сгущением облаков между землею и солнцем действием силы сверхъестественной, как знамение гнева Божия на нечестие людей (подробн. у проф. Буткевича «Жизнь Господа нашего ИисусаХрисга». Историко-критическое изд. 1887 г., стр. 746—748). Суточный день считался с шести часов вечера до шести вечера другого дня. Собственно же свет дня считался с шести часов утра. От шести часов утра до девяти считалась первая часть дня, которую называли третьим часом дня; от девяти до двенадцати часов была вторая часть дня, называвшаяся шестым часом; от полудня до трех часов была третья часть дня, называвшаяся девятым часом; от трех до шести часов вечера считалась четвертая часть, которая называлась двенадцатым часом дня. Ночь также разделялась на четыре стражи, каждая по три часа.^
  • 17 Надпись над крестом вины Христовой была: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Назарей значило Назарянин — местность откуда был распятый Иисус; так называли Иисуса Христа по Его происхождению из Назарета.^
  • 18 Иосиф, из города Аримафея, или Рамафаима, человек богатый, твердого характера, безукоризненной жизни, был почетным членом Иерусалимского синедриона; по робости нрава ранее не решался объявить себя почитателем Христа, но и не принимал участия в приговоре против Иисуса. В негодовании за распятие Его хотел почетным погребением Христа выразить свою преданность, как к мученику и жертве злоумышлений.^
  • 19 Никодим был знаменитым фарисеем и членом синедриона. Он посетил Христа Спасителя в Иерусалиме ночью с целию подробнее и свободнее узнать учение Христово, и Господь открыл ему главные основы учения Евангельского (Ин З). Он был очень богат, почтил Христа погребением, принеся 100 фунтов состава из смирны и алое для помазания Тела Христова. Впоследствии принял крещение от апостолов.^
  • 20 Гробом называли тогда гробницы Иудейские, или пещеры, вырытые, высеченные в скалистых холмах, внутри которых устраивали ложе для погребаемого. Близ места распятия Христа Спасителя был сад Иосифа Аримафейского и в скале новая гробница, которую приготовил он для себя. Иудеи благоговели перед своими гробницами, но Иосиф без колебания отдал ее Невинному Страдальцу, торопясь окончить погребение, так как наступала пасхальная Суббота.^
  • 21 Мирра, смирна, есть благоуханная смола из бальзамного дерева, растущего в Аравии, Египте и Абиссинии. Смола эта отчасти сама собою истекала из дерева, отчасти добывалась посредством надрезывания коры дерева. Она масляниста, сгущаясь получала бело-желтый цвет; отвердев же, становилась красноватою; вкус этой смолы острогорький, запах особенно ароматичный до того, что производил кружение в голове и потерю сознания. Мирра, или смола эта, по способности ее противостоять всякому гниению у Иудеев и египтян употреблялась на мазание и бальзамирование тел умерших (Ин 19,39). В Ветхом Завете миро для священного помазания составлялось из смирны, т.е. смолы самотечной, корицы и тростника пахучих, из кассии и оливкового масла (Исх 30,23—25). Этим миром, по повелению Божию, были помазаны Скиния Завета, потом Аарон и сыновья его для священного служения Богу, а после помазывались миром цари и пророки. Помазание миром есть внешний, видимый знак освящения предмета и сообщения помазуемому человеку даров и сил Духа Божия. И в православной христианской Церкви от времен апостолов существует таинство миропомазания, через которое верующему при помазании освященным миром его головы, персей, глаз, ушей, губ, рук и ног во имя Св. Духа подаются дары Св. Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. Священным миром помазуются христианские храмы и цари при короновании на великое царственное их служение... Кроме мирры, евреи при погребении умерших употребляли еще ароматические порошки, которыми осыпали пелены и самое ложе, на которое полагалось тело. Такие ароматы в порошке, кроме мира, были приготовлены для гроба Христова и мироносицами.^
  • 22 В описании осады Иерусалима в 70 г. Титом Флавием Веспасианом, провозглашенным тогда же римским императором, гробница Иосифа Аримафейского была упомянута, устроенной по типу обыкновенных одиночных пещерных еврейских гробниц. Это и со стороны подтверждает, что Гроб, где погребен был Христос, был высечен в природной скале, внутри невысокого холма в виде двух камер, или частей: входной и еще собственно погребальной. Вход в пещеру устроен был по обыкновению на восток и задвигался, закрывался большим камнем. Место погребения во второй части пещеры высечено было в виде ложа, или прилавка к стене, или лежанки, по правую сторону от входа. Высота усыпальницы была несколько выше роста человеческого, а высота входа около трети роста человека. Расстояние гробницы Иосифа от Голгофы было около 17 саженей (или 120 фут.)... В середине второго века римский император Адриан, решив эллиннизировать иудеев, приказал засыпать все неровности местности и холмы Иерусалимские, где потом на месте христианских святынь воздвигнуты были языческие капища для Юпитера и Венеры. Но в 333 г. по повелению императора Константина Великого, капища эти были срыты, насыпи свезены и тогда пещера с Гробом Христовом была открыта в неприкосновенности. Великолепный богатейший храм окружил эту христианскую святыню, но внешность пещеры Св. Гроба была изменена: чтобы удобнее поместить ее в храм, самую гробницу отделили от скалы и входной (вестибюльной) части, так что сохранена была только погребальная часть пещеры... Затем с седьмого столетия персы, евреи, арабы и турки, побеждая греков, употребляли все средства, чтобы стереть с лица земли погребальное ложе Богочеловека, и хотя большая часть стен и верх пещеры были уничтожены, но самое ложе и нижняя часть стен пещеры несокрушимо устояли до настоящих дней, как подлинные и несомненные памятники, освященные пребыванием в них Христа Спасителя. И до конца дней многогрешной земли это освященное каменное ложе будет привлекать к себе верующих, давать им отраду, успокоение и отпускать с примиренной душой припадающих к нему... Точные измерения Правосл. Палестинск. Рус. Общества в 1886 г. дают следующее о месте сооружений при Св. Гробе Христовом: толщина двери пещеры Св. Гроба — 1 арш. и 1 верш., высота двери — 1 арш. и 14 верш., так как после пожара 1808 г. она была увеличена в высоту, но на старинных рисунках, как и первоначально, она имела квадратную форму и входить можно было только на коленах и наклоняться, чтобы заглянуть внутрь пещеры, а ширина этой двери и теперь только 13 вершков; длина пещеры Св. Гроба — 2 аршина и 14 вершк., ширина вместе с ложем — 2 аршина; ширина святого ложа 1 арш. и 5 вершк., высота ложа от пола 13 вершков, толщина мраморной на нем доски — 1 верш., высота пещеры внутри около 4 аршин. (Примеч.: 1 сажень = 3 аршина = 48 вершков = 2,13 м).^
  • 23 Ин 20,3—9. Жития святых на русск. яз. кн. 8, м. апр., стр. 490. Беседы св. Иоанна Златоуста на Еванг. Иоанна Богосл., т. 8, изд. 1902 г., стр. 580.^
  • 24 Ин 20,12 и след. Слово «ангел» означает: вестник, посланник и употребляется в Свящ. Писании в различных значениях. Но в собственном узком смысле слово «ангелы» в Библии означает личные, духовные существа, совершеннее человека и сотворенные Богом, которые возвещают людям волю Божию и исполняют на земле Его веления. Ангелы сотворены Богом прежде творения видимого мира, они духовны и если не бестелесны, то имеют некое особенно легкое эфирное тело. Для ангелов не существуют человеческие пространственные условия, но они не вездесущи. В совершенстве они ограничены и, несмотря на быстроту и глубину разумения, они невсесведущи; несмотря на чистоту и святость, ангелы могут подвергаться искушениям, потому что сотворены свободными, почему могли свободно устоять в добре, как светлые ангелы, и пасть, как ангелы, злые духи. Ангелы предстоят перед Лицом Божиим, непрестанно славят Его, исполняют Его волю и наслаждаются блаженством. Ангелов — неисчислимое множество, и между ними имеются разные достоинства и степени совершенства... Вся история человечества и народа Божия совершается при служении ангелов, и они являются в важные моменты в истории ветхого и нового Завета Божия, служа Иисусу Христу и Его Церкви, для чего ангелы принимают видимый, доступный для человеков образ. По этому евангелисты Марк и Лука, повествуя о явлении мироносицам ангелов, называют их «мужами» (Лк 24,4) и «юношей» (Мк 16,5) по форме, по образу явления, в которой созерцали этих ангелов мироносицы. Церковью православною ангелы почитаются как приближенные к Богу слуги и исполнители Его воли.^
  • 25 В тот же день, через некоторое время после первого явления Марии Магдалине, Христос Спаситель не воспретил Марии Магдалине с прочими мироносицами ухватиться за ноги Его, Христа Спасителя (Мф 28,9 и проч.; Лк 24,10 и проч.); также вечером того же дня Христос предлагал ученикам осязать Себя, показал им раны на руках и ногах Своих (Лк 24,39 и проч.). Из этих обстоятельств следует заключить, — полагают отцы Церкви и толковники, — что запрещение прикосновения при первом явлении Марии имело основанием простоту тогдашних ее мыслей, с коими она устремилась к Господу. Подобно прочим ученикам, она не ожидала и не понимала воскресения Христа Спасителя и вдруг видит Его перед Собою живым. Какое смятение мыслей и возбуждение душевное должно было произойти в ней при этом явлении умершего живым, — и она устремляется ко Христу, чтобы осязанием увериться в том, что видят ее глаза, чтобы удержать Его, столь пламенно искомого... Христос же, зная, что происходило тогда в мыслях и душе Марии Магдалины, кротко устраняет искреннейшее, но неуместное в ее мыслях, а законному желанию ее удостовериться — Он ли перед нею — удовлетворяет удостоверением слова и поручением возвестить о воскресении Его апостолам. (Толковое Евангелие, издан, еписк. Михаила, кн. 8, с подроб. объясн., изд. 1887 г., стр. 636—637).^
  • 26 Из таких слов Воскресшего ученики должны были понять, что Царство Иисуса Христа не земного мира, что его должно отличать от земных царств и в Христе воскресшем видеть не земного Царя, а небесного; но апостолы даже и после разъяснения этого и предупреждения Господа все-таки еще не оставляли своих народных несбыточных надежд и спрашивали Его даже перед вознесением: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян 1.6. Толков. Апостол, кн. 1; Деян. Апост., изд. еп. Михаила, 1886 г., стр. 21—22).^
  • 27 Св. Евангелисты умалчивают о явлении Воскресшего Матери Божией, но Церковь содержит в своем предании то верование, что Божией Матери прежде жен мироносиц сообщено было ангелом о воскресении Христовом и что Ей, восстав из гроба, Христос явился прежде всех людей. Выражение этого верования Церкви находится в пасхальных богослужебных песнопениях.^


  • Свт. Димитрий Ростовский


    Православный календарь

    Август 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 29 30 31 1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31 1 2 3 4 5 6

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.