Вход

Изображения в галерее

P8032207_0.jpg
826_60.jpg
825_20.jpg

Главная

Преподобный Никодим Кожеезерский


§ 1. Жизнь в мире.
     Преподобный Никодим1 родился2 в селе Иванькове, близ города Ростова, и в святом крещении был наречен Никитою3. Его родители были благочестивые и зажиточные поселяне4. Воспитанный в духе христианского благочестия, Никита, подрастая, стал заниматься со своим отцом полевыми работами и нередко пас его стадо в поле. Во время пребывания в поле он однажды услышал голос: «Никодим, Никодим!» Оглянувшись и никого не видя, Никита понял, что это был голос Божественный, обращенный притом именно к нему, и устрашился. Возвратившись же домой, рассказал о сем родителям. Те поняли, что голос означает божественное призвание их сына к иночеству, и так ему объяснили. Никите в то время было не более 12 лет. Поэтому он не оставил тотчас родителей, но, положившись во всем на волю Божию, остался при них и жил в послушании до самой их кончины, которая случилась вскоре.
     Похоронив родителей, Никита переселился в г. Ярославль, где прожил долго. В Ярославле он научился ковать гвозди, и этим занятием добывал себе средства для пропитания; ковка и продажа гвоздей доставляли труженику более средств, чем сколько ему было нужно для удовлетворения крайне ограниченных потребностей. Радуясь этому, будущий подвижник весь излишек употреблял на милостыню бедным и сиротам. Вообще жизнь он вел добродетельную, в неутомимом трудолюбии, усердно посещая храм Божий, горячо молился, помня голос в поле и прося его разъяснения, — что вскоре и случилось.
     Из Ярославля Никита переселился в Москву, здесь он стал работать с одним благочестивым Тверянином, жена которого была злая и блудница. Благочестивая жизнь друзей, их частые разговоры, чуждые всякой нескромности, почти постоянное времяпровождение за делом, были не по душе этой женщине. Чтобы избавиться от них, она решилась погубить своего мужа. Сварив однажды кисель и отравив его, подала за обедом мужу и, бывшему тогда у них, Никите. Те ничего не подозревали и поели. После обеда тверянин тотчас же умер, а Никита хотя и остался жив, однако стал страдать желудочными болями. Болезнь так изнурила Никиту, что он уже не мог более работать один и решился, продав изделия, идти в другое место.
     Когда же Никита вышел на торжище для распродажи своих пожитков, к нему подошел некто в рубище5, и спросил: «Никита! чем ты болен и что случилось с тобою? расскажи мне все, как было без всякого смущения». Никита рассказал все и тогда незнакомец, сказав: «Приди, чадо Никита, в шестый час дня на ров, в собор Покровский: там увидишь меня; я дам тебе нечто испить; молитвы Пресвятой Богородицы помогут тебе и ты будешь здоров» — стал невидим. Когда же Никита, в назначенный час, пришел к собору6, незнакомец выходил уже на встречу ему с небольшим сосудом. Подав сосуд, он велел Никите, «перекрестившись, выпить из онаго. Никита выпил из сосуда и тотчас почувствовал себя здоровым»; исцеливший между тем стал незрим. То был святой Василий Блаженный, московский чудотворец, мощи коего почивают в этом Покровском соборе.
     После чудесного исцеления7 в душе Никиты невольно возник вопрос: не настало ли ему время, с которого он должен свою жизнь, так дивно сохраненную Богом, посвятить всецело на служение Ему, и тем ответить на призвание в детстве? Чтобы решить этот вопрос, Никита пошел на Кулишки8, где тогда жил и давал полезные советы прозорливый старец Илия9. Но не успел еще подойти к келлии старца, как тот, окруженный большою толпою пророчески воскликнул, обращаясь к Никите: «откуда пришел сюда, Хозьюгский пустынник!» — и тем ответил на тайную думу будущего подвижника Никодима.

§ 2. Жизнь в Чудовой и Кожеозерской обителях.
     После посещения Илии в душе Никиты исчезли все сомнения и колебания. Никита тотчас продал, что имел, деньги раздал нищим, и, придя в Чудов монастырь, смиренно просил архимандрита Пафнутия принять его в число братии и утвердить его иноческие обеты. Пафнутий с любовью принял кроткого труженика, наложил на него сорокадневный пост и другие послушания. Когда же Никита все исполнил тщательно, с усердием, в то же время изучая «божественныя книги», — Пафнутий10 облек его в ангельский образ и назвал Никодимом в честь преподобного Никодима, просфорника Печерского11. Это произошло 31 октября 1595 года — тогда исполнился глас, пророчески назвавший Никиту Никодимом!
     Одиннадцать лет провел преподобный Никодим в Чудовой обители.12 По неисповедимым судьбам Божиим, заметим, в той же обители тогда жил, в числе братства, и будущий самозванец — Григорий Отрепьев. Чрез несколько времени последний был сделан диаконом13, а преподобный Никодим оставался только рясофорным монахом и нес послушание «кандиловжигания». Но тогда как тот вступал на скользкий путь преступлений, преподобный Никодим — быстро совершенствовался. Под руководством умного и любящего наставника архимандрита Пафнутия, он проходил одно за другим разные послушания. Борясь со страстями, Никодим в тоже время честно и усердно трудился на братию, был кроток, братолюбив, благочестив, целомудрен и мужествен. Братия удивлялась его подвигам и любила его, но преподобный избегал почета и горел желанием большего душевного совершенствования. Отрекшись от своей воли, он всецело предал себя Богу, очищая для Него свою душу подвигами.
     Заботливость же о нем его духовного отца архимандрита Пафнутия, благодетельно ускоряла душевное развитие будущего подвижника, ибо архимандрит Пафнутий, старец Павловой Обнорской пустыни, собрат и друг преподобного Адриана, Монзенского чудотворца, был муж, опытный в духовной жизни. Он, видя в преподобном Никодиме особенного избранника Божия, отнесся к нему с любовью, и заботливо своими беседами вводил его в понимание Св. Писания и отеческих творений, научив при том Никодима грамоте. Иноческое воспитание преподобного Никодима, умственное и деятельное шло, таким образом, одновременно; святой чрез чтение более и более проникался духом истинного подвижничества и приближался к нему своею жизнью.
     Когда же, в 1606 году, архимандрит Пафнутий был назначен митрополитом Сарским и Подонским и переехал на Крутицы, Никодим, находившийся с ним, стал проситься в пустыню: жизнь при митрополичьем дворе, с ее славой и суетой, не могла быть по душе тому, кто уже созрел для подвигов пустынножительства. К тому же его могли побудить и общественные нестроения того времени14. На священном престоле русских царей восседал недостойный самозванец. Митрополит Пафнутий не оказался настолько тверд, чтобы смело обличить в самозванце своего бывшего диакона — ибо царица сама признала в нем сына15, — но в ту трудную эпоху смут и нестроений покорно склонился пред его силою. Самозванец же, видя покорность митрополита Пафнутия, стал свободно распоряжаться в Москве и, чтобы избавить себя от всякой опасности быть узнанным, «велел удалить многих чудовских иноков в пустынные обители». Очень возможно, что это распоряжение, если и не коснулось преподобного Никодима, инока строгой жизни и неуклонной правдивости, то оно именно и явилось ближайшим побуждением, по которому он оставил Крутицы. Пафнутий долго уговаривал Никодима, не желая расстаться с любимым учеником, но видя его непреклонность, благословил в путь иконою Владимирской Божией Матери16.
     Ведомый Божиим Промыслом, Никодим пришел в Кожеозерскую пустынь в 1607 году17, и был с любовью принят преподобными Серапионом18 и Авраамием, строителями пустыни. Но и здесь он жил недолго: только полтора года пробыл он в обители, трудясь в просфорне. А затем избегая славы и почета, с благословения игумена Авраамия и Серапиона, летом 1609 года, удалился в пустыню — на реку Хозьюгу. Тогда сбылось и вещее слово блаженного Илии.

§ 3. Жизнь в Хозьюгской пустыни.
     В Хозьюгской пустыни19 преподобный Никодим своими руками устроил небольшую келлию; вскопал около нее землю, сажал картофель, собирал ягоды и коренья, ловил (удою) рыбу в реке Хозьюге, и тем питался. Рыбу впрочем он вкушал не прежде, как та начинала разлагаться, остаток же овощей отсылал на братию. В первое время из обители приносили еще молоко, но преподобный отказался вскоре и от него. Строгое воздержание, почти непрерывное бдение, преподобный Никодим, если спал, то немного и стоя, неустанная молитва, — часто со слезами, — и труд пополняли его время. В пустыне преподобный Никодим нашел то, чего так давно желала его душа. «О смиренный Никодим, — говорил он себе, — ты обрел себе место безмолвное для твоего спасения. Итак, воспрянь духом в это краткое время, хотя и в единонадесятый час, ибо вечер уже приблизился и Праведный Судия придет со славою, воздать каждому по его делам»20.
     Не сохранилось никаких известий, что преподобный Никодим носил вериги или, другими подобными сему, средствами умерщвлял бы плоть свою, кроме строгого воздержания. Он умерщвлял «плоть и плотские мудрования, скажем словами митрополита Филарета Московского, духовным законом, духовными рассуждениями, духовными правилами, духовным воззрением на образ жития и распятия Христова, и силою, почерпаемою из сих живых источников». На Хозьюгском пустыннике таким образом сбылось слово Ап. Павла «аще-ли духом дѣянія плотская умерщвляете, живи будете» (Рим 8,13).
     Но кроме борьбы с собою, преподобному Никодиму, как и каждому истинному подвижнику, привелось еще выдержать упорную, духовную брань с диаволом. Брань враг начал с того, что попытался возбудить в подвижнике «похоть плоти и похоть очес»21. Для этого он употребил такое средство. Однажды преподобный Никодим шел за водою. Вдруг его взору представляется женщина, лежащая на берегу речки, в красном одеянии. Умертвивший плоть и любовь к миру еще в обителях, святой не склонился на искушение. Он понял кознь бесов. Сотворил молитву с крестным знамением, ударил жезлом по женщине. Вместо женщины оказалось гнилое дерево! Попытка не удалась. Тогда диавол употребил другой путь — отрицательный, желая возбудить в преподобном уныние и отчаянием довести его до погибели. Он воспользовался силами природы и один раз, весною, затоплял келлию святого водою, а в другой раз, летом, зажигал ее, но и тут потерпел неудачу22. Оба раза преподобный с иконою Богоматери23 бесстрашно всходил на келлию, и молитва останавливала воду и прекращала течение огня: вода возвратилась в свои пределы, а огонь был залит обильным дождем, из быстро ставшей над горящей келлией темной тучи.
     Такова была сила молитвы святого, который, чтобы не склониться пред врагом из любви к плоти, готов был отдать и тело свое на сожжение. После этого диавол, с множеством своих слуг, в страшном виде, не раз представал пред умственным взором подвижника, и гнал его из пустыни: «уходи отсюда злой калугер, — говорили бесы, — иначе мы тебя погубим!»24 Но угроза не имела успеха, угодник Христов молитвою прогонял их и подвизался в глубоком смирении и строгой бдительности. Между тем отец лжи и гордости употребил последнее средство. Явившись в бесчисленном множестве, бесы стали уходить от преподобного, обещаясь более не возвращаться к нему. Они думали, что тот поверит им, самоусладится своим совершенством, ослабит молитву, возгордится и падет. Но, когда чрез несколько времени возвратились к нему и увидели тоже смирение пред Богом и бодрствование, принуждены были уже навсегда оставить святого, чуждого и всякой «гордости житейской».
     В воспоминание этой духовной брани преподобного Никодима сохранилась до нашего времени его «молитва от соблазна». Она читается так:
     «Владыко Господи, Иисусе Христе! Сыне Божий, Слово Отчее! не посрами мя грешнаго на Тя уповающаго и прибегающаго к Тебе. Человеколюбче Боже всякаго утешения! Щедрый и Милостивый Господи, прежде век и ныне и всегда Сый! отжени от мене, раба Твоего, возстающаго на мя и борющагося на мя диавола. Се бо, яко лев, ходяй, ищет кого поглотити. Такожде убо и на мене раба Твоего днесь вооружается и хощет мя пожрети. Но не предаждь мене, Господи, обидящим мя: яко благословен еси во веки веков. Аминь!»
     Не много слов в этой молитве, но много силы. Глубокая вера слышится в ней, вера во всемогущество Божие, уверенность в принадлежности себя к церкви Христовой и надежда на помощь Иисуса Христа, пред именем Которого, поэтому так часто призываемым в молитве, «преклоняется всякое колено небесных, и земных и преисподних».25
     После победы над искусителем снизошла на преподобного Никодима сугубая благодать Божия. Святой, очистив и укрепив свою душу в добре, принес ее в жертву Богу. Бог принял эту чистую жертву и удостоил преподобного сделать орудием Своей милости к грешным людям. Еще при жизни на земле Господь удостоил его даров: прозрения, исцеления недугов и силы духом являться на помощь его призывающим 26.
     Так, когда к преп. Никодиму, вместе с игуменом Авраамием, впервые пришел, его любимый впоследствии ученик, Иоанн Дятлев, — был встречен им, как лицо давно-давно известное, в тот же раз он исцелил Иоанна от глазной болезни, чрез год — от зубной и от угара, а в 1638, явившись ему во сне, от желудочных болей. Кириллу же Кононову и Максиму Пешкову, призвавшим с верою святого в минуту опасности, на Белом море, преподобный Никодим явился днем и спас их от явной смерти. Явившись этим страдальцам, ладья коих была затерта льдами, и сказав: «Знаете ли вы Хозьюгского пустынника Никодима, которого призываете в молитвах?», — стал на корму затопляемой ладьи. Льдины, невидимою силою движимые, образовали узкий проход. Лодка, быстро пройдя между ними, приблизилась благополучно к берегу. «Не бойтесь чада, но все упование возложите на Бога и Его Пречистую матерь», — сказал спасенным дивный кормчий и стал невидим. А иеромонаху Феодосию который просил на подвиг пустынножительства благословения строго отказал; когда же тот не послушался и удалился в пустыню — был введен в искушение и впоследствии навсегда покинул обитель: так было справедливо опасение преподобного. Много и других чудес сотворил преп. Никодим на спасение людей. Даже его ветхая, мантия источала исцеления, если кто с верою прикладывал ее к больной части тела, — так, Иоанн исцелился от зубной болезни, с верою приложив к больной десне часть этой мантии.
     Житель пустыни был уже «в тѣлеси ангел», дикие звери не боялись его и олени мирно паслись около преподобного, когда он молился.
     Толпы народа приходили к подвижнику и каждый получал то, за чем приходил; больные получали исцеления, измученные духом — утешение и наставление. Слава о Хозьюгском пустынножителе широко распространилась и дошла до Москвы. Сам первосвятитель русской церкви, патриарх св. Иоасаф I27 узнал о подвигах преподобного Никодима, радовался сему, и в знак своего уважения, прислал в 1639 году, преподобному свою шубу «под паволокою», прося его молитв. Преподобный принял с почтением высокий дар, но не взял шубу себе, а отослал ее в обитель для хранения, сказав: «для моей худости достаточно одного рубища»28. Преподобный Никодим чувствовал, что прошел уже свой путь неуклонно, и желал только одного — быть со Христом; для Него старец трудился целую жизнь.

§ 4. Кончина преподобного Никодима.
     Отослав шубу патриарха в обитель, преподобный Никодим стал молиться, говоря: «Владыко Господи, Иисусе Христе! сподоби мя сообщника быти Святых Твоих и с теми причаститися царствию Твоему и сопричти с теми во свете Твоем, его же уготовал еси праведником Твоим» Не успел он еще окончить своей молитвы, как ему явились два мужа: святитель и инок. Думая что это привидение, преподобный испугался; но святитель заговорил: «Не бойся, раб Христов, пустынный житель, и ревнитель преподобным! Господь послал нас возвестить тебе о скором твоем преставлении, ибо вскоре приимешь благое Иерусалима, уготованное от Бога любящим Его». Припав к ногам их, преп. Никодим спросил, кто они? На это святитель ответил: «Я — Алексий, митрополит Московский29, а со мною Дионисий, архимандрит Сергиева монастыря Святыя Троицы30. О, преподобный! о чем ты молился Господу, то будет по твоему прошению: причтен будешь со святыми и водворишься в царствии небесном»! С этими словами небесные вестники стали невидимы31. Преподобный Никодим, в духовной радости, славя Бога и чувствуя изнеможение тела, призвал игумена Иону и, рассказав о явлении, просил причастия Святых Христовых Таин. Это было за 7 месяцев до кончины преподобного Никодима, в начале декабря 1639 г.32
     Игумен Иона упросил преподобного оставить келлию33 и перейти в обитель. Со слезами расстался подвижник с любимою местностью и пошел в обитель, где был торжественно встречен братией 19 мая 1640 года34; но уже недолго ему привелось пожить в Кожеозерской обители, только 44 дня. Преподобный Никодим поселился здесь в одной пустой келлии, отклонил все братские приглашения, и в ней приготовился, молитвою и частым принятием Святых Таин Христовых, к своей кончине, которая последовала 3 июля 1640 г. в 1-м часу дня35.
     В этот день его ученик Иоанн, после обеда, шел на послушание. Проходя мимо келлии Никодима, он услышал голос его. Войдя в сени, он увидел учителя в изнеможении сидящим на пороге и помог ему перейти в келлию. «Иди, чадо Иоанне, с миром, Господь да благословит тебя во все дни живота твоего» — сказал при этом преподобный. Иоанн ушел на послушание. В это время и почил угодник Божий. Игумен и братия, выйдя из трапезы, почувствовали особенное благоухание, убедившись, что оно исходит из келлии Никодимовой, обрадовались и подошли туда, но келлия оказалась закрытою. Сотворив молитву и не получив ответа, они открыли келлию сами и нашли святого почившим: лице его было светлым и радостным, а келлия наполнялась благоухания. Опрятав святые мощи, игумен Иона и братия погребли их честно близ церкви Богоявления по южную сторону. Так закончилась жизнь одного из великих святых русских пустынножителей — преподобного Никодима, Кожеозерского чудотворца.

Молитва преподобному Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу
      О преподобне и Богоносне отче наш Никодиме! Велие имея к Богу дерзновение, молися выну о всех нас, зане буря многих бед и скорбей обдержит ны: недузи телеснии, болезни душевнии, приражения вражия обуревают ны. Ходит бо враг наш, иский кого поглотити, и ежечасно от того уловляемся; о спасении же своем нерадяще, несмы достойни воззрети на высоту небесную. Но ты буди нам помощник скорый и избавитель: яко сам искушен быв от врага, победив же сего доблественне, вразуми ны, да разумеем того ковы и приражения. Подаждь убо нам память смертную, слезы покаяния и надежду спасения: да не во отчаяние впадем, ниже дерзостным на милосердие Божие упованием, во гресех же пребыванием в конец, себе погубим, но да будет нам память грехов наших во источник теплых слез и сокрушения сердечного, милосердие же Божие и благодать Его, молитвами твоими, во спасение наше, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва иная
      О преподобне и Богоносне отче наш Никодиме! Предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, молися выну о епископе нашем (имярек), о всем священнем и иночестем чине, игумене же и братии обители твоея, о военачальницех и градоначальницех, и всех православных христианех: да ходим кийждо достойно звания нашего, в немже звани быхом, и да будет земля наша земля добрая, и вси живущии на ней, род избран, царское священие, язык свят, людие обновления, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Никодиму Кожеезерскому, Хозьюгскому пустыннику
Тропарь, глас 8:
      От царствующаго града и сущия в нем великия обители пресельник явился еси, и промышлением Божественнаго Разума наставляемь, к морским странам устремился еси, и тамо в пустыню вселился еси, уклоняяся мирския молвы, силою же Святаго Духа вооружився, крестным оружием враги твоя прогонял еси, постом и непрестанною молитвою жизнь твою совершая, ревнуя великим отцем Антонию и Онуфрию и Павлу Фивейскому; с нимиже Господеви молися, отче Никодиме, спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 4:
      Яко безплотен, отче, пожил еси на земли, смирением и в яме пребыванием с молитвами превозносящагося врага смирил еси, яко крин, воистину процвел еси, избранный кинамон, и высокий кипарис, и плодовитая маслина, и финикс сладкий, и кедр благоуханный, и валсам чистый, терние злострастия искоренил еси и жилище Всесвятаго Духа был еси, темже поминаем память твою днесь празднующе, Никодиме чудотворче, да вси радостными гласы воспеваем Христа Бога нашего, Иже тебе даровавшаго исцелений благодать.

Кондак, глас 2:
      Пустыню, яко царский чертог, усердно возлюбил еси, в нейже жестокое показа житие многолетным пребыванием, очистив свою душу и ум от страстей, и сего ради Святаго Духа предивно приятелище бысть, Никодиме преподобне, Егоже действием и чудесы обогатился еси; темже и мы почитаем подвиги твоя, всеблаженне, но, яко имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице, молися непрестанно о всех нас.

Ин кондак, глас 8:
      Укрепляемь силою Креста и благодатию, преобидев тленная и долу влекущая мудрования, отче, бесов посрамил еси, к Вышнему течение получил еси, устремился еси в Хозьюгу пустыню, Пресвятей Троице жилище был еси, Ейже предстоя, молися о нас, почитающих тя, да возопиим ти: радуйся, преблаженне Никодиме отче наш.

Величание
      Ублажаем тя, преподобне отче Никодиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

     Прим.
  • 1 Текст этой главы, сокращенно был напечатан в «Русском Паломнике» за 1804 г. №№ 21 и 23 и издан отдельно в брошюре «Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни Архангельской епархии» Исторический очерк с описанием жизни и чудес преп. Никодима, Кожеозерского чудотворца СПБ. 1894 г. (с 5 рис.).^
  • 2 Время рождения точно определить нет данных, вероятно между 1545—1550 гг.^
  • 3 Имя Никита указано в прологе 1662 г. л. 147, и полной редакции Жития напечатанного в Православном Собеседнике. Тоже и во всех печатных житиях; только в «Книге глаголемой»... гр. Толстого ошибочно сказано: «сын крестьянина Николай постриженный в чудове монастыре с именем Никодим» 176 стр. § 338, изд. 1887 г.^
  • 4 Имен их не сохранилось нигде.^
  • 5 Это был блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец († 1552 г., память 2/15 августа) — по преданию, за верность коего говорят подробности события (пролог 147 л.):
    1) явившийся был — «муж нося одѣяніе старовредное»;
    2) явившийся был с чашею, а с чашею в руках творил чудеса св. Василий еще при жизни (см. Филарет Русские святые т. II, 457—458 стр.);
    3) исцеление произошло у храма Покрова или у церкви Василия Блаженного, где и почивают его св. мощи. В Православном Собеседнике за 1859 г. II, стр. 506, где отпеч. полная редакция по списку 1741 г. слова: «собор Покровскій», пояснено «над(ъ) ров(ъ)», совершенно ошибочно заменено «на дворъ». «Над ров» есть в крат. ред. и в Прологе 147 л., чем еще точнее определено место, ибо св. Василий и был погребен «на рву» на Троицком кладбище, где в 1554 г. Иоанн Грозный приказал выстроить Покровский собор — в память взятия Казани (Филарет 459 стр.);
    4) и самое чудо случилось как раз в то время (1588—1594 г.), когда в Москве «…проявился блаж. Василій Московскій, и быша многа исцѣленія от мощей его…» (Филарет, 459 стр. прим. 7) — и Г. Ковалевский (Душеполезные Чтения 1896 г. III ч.) говорит, что преп. Никодим узнал явившегося по иконе; это вполне естественно, хотя списки житий не говорят этого.^
  • 6 Шестой час, это полдень — 12 часов дня. («…онже по словеси его едва прииде…»)^
  • 7 «Не по мнозе времене».^
  • 8 Где ныне церковь Всех святых, близ Варварских ворот (см. описание Москвы).^
  • 9 «…Святый и блаженный Илія иже Христа ради юродивый, иже в Даниловѣ слободѣ в монастырѣ, преставися лѣта 7100…» («книга глаголемая...» у Толстого III стр. 240); год едва ли точен. «…Над могилою его, за алтарем троицкой ц. (села Троицкого) стоит часовня с гробницею…», о чем в описи 1680 г. сказано: «…а у церкви часовня над Ильею юродивым, а на гробницѣ Ильи юродиваго одежда дороги зеленыя…». Память его и ныне чтится панихидами (Ibidem стр. 112).^
  • 10 Тот факт, что пострижение преподобный Никодим принял от Архимандрита Пафнутия (Филарет II, 335 стр., прим. 75) точно установлен, ибо об этом говорят все списки жития и Пролог 1661 года (148 л.), что, как увидим далее, важно для определения хронологических дат жития.^
  • 11 Так говорит предание обители. См. иконы: преподобных Никодима Кожеезерского и Никодима Печерского, просфорника, в Ближних пещерах († XII в.), память его 31 октября/13 ноября.^
  • 12 Эта дата вполне совпадает с годами управления Пафнутия, как указано у Строева и в соч. «Крутицкая митрополія» (1895 г.). А так как, согласно также всем спискам, преподобный Никодим переехал с Пафнутием на Крутицы — естеств. вывод — пострижение Никодима случилось 31 октября 1595 г.^
  • 13 Карамзин. История государства Российского, XI т. 222 стр.^
  • 14 Роль Пафнутия в эти годы прекрасно охарактеризована соч. «Крутицкая митрополия».^
  • 15 Карамзин XI, 222. Очень возможно, что под влиянием этого обстоятельства, тот и назначил Пафнутия митрополитом Подонским.^
  • 16 Полное житие икону не называет ее именем, только в списке 1741 г. (и в печатных изданиях) называется Владимирской (Прав. соб. 1859, II, 214 стр.), краткая же редакция 1-го списка жития называет икону Умиление, а г. Ковалевский (ошибочно) — Неопалимая купина (Душ. чт. 1869 г. III ч. 97—106 стр.)^
  • 17 У Толстого, Муравьева и в других печатных изданиях 1602 г. (по Филарету), но вернее дата 1607 г. По вопросу же о времени пребывания преподобного Никодима на Крутицах печатные жития гласят по-разному: одни (у Муравьева «Описание жизни и чудес преп. Никодима» 1886 г., 53 стр.) говорят, что преподобный Никодим на Крутицах жил 1 год и 6 мес., а в Кожеозерском монастыре 1 год, другие наоборот — в Кожеозерском 1 год и 6 мес., а на Крутицах только год. (Филарет, II 335 стр.) и 2-я дата верная; она согласна с рукописными житиями (по всем спискам), следовательно преподобный Никодим пришел не позже 1608 года начала, но и не ранее 1607 года, ибо Пафнутий на Крутицы был переведен в 1606 г.^
  • 18 Преподобный Серапион Кожеезерский († 1611 г.). Память 27 июня/10 июля.^
  • 19 Отстоящей от монастыря на 14 верст.^
  • 20 Очень возможно, что текст этой молитвы подлинен, как замечает биограф, преподобный Никодим часто повторял такие слова и их мог твердо запомнить Иоанн, ученик и самовидец преподобного.^
  • 21 Описания духовной брани, в основе тождественной с бранью Христа, искушаемого в пустыни (Мф 4,1—11), сделано со слов Иоанна и в достоверности фактов, правильности их освещения, с точки зрения православной аскетики, не может быть сомнения, как потому, что все здесь согласно с законами ее, так и потому еще, что Иоанн лишь только передал слышанное от Никодима, следовательно — так, как глядел на дело сам подвижник (§ 25: «сияж вся сам преподобні повѣда еще в житіи сем человѣку именем иоанну... аз же сия слышах от человѣка оного».^
  • 22 Ковалевский отрицает вмешательство злых духов, видя одно действие природы (Душеполезные чтения 1869 г. III, 102 стр.), но мы излагаем согласно взгляду биографа. Мысль, что дух злобы может естественными силами пользоваться для своих целей, кажется, не нуждается в доказательствах (ср. Иова I гл.).^
  • 23 Относительно сей иконы полная редакция жития по нашему списку № 1967 Сийского монастыря сообщает: «есть та икона Богородичина и донынѣ во обители тоі славима и поклоняема от всѣх» (§ 17), а по списку 1741 года — уже прибавляется: «Той убо святый образ Богоматере поставлен был в соборной церкви Богоявленія... в олтарѣ над жертвенником, и стоял многое время; а нынѣ убо того образа пресвятыя Богородицы, в той кожезерской обители в бытности не имѣется; понеже бо в 734 (1734) году, августа в 18 день оный монастырь... весь выгорѣл до основанія и тот образ... в том пожарѣ, вкупѣ с прочими... сгорѣл». (Православный собеседник 1859, II, 215 стр.).^
  • 24 Калогер или калугер (с греч. — добрый старец) — в древности так называли младшие старших монашествующих лиц; впоследствии стало применяться ко всем монахам.^
  • 25 Эта молитва в духе псалмов, может быть считаема подлинною: такой молитвы мы не находим более ни у кого из преподобных, следовательно биограф не мог ее внести извне, выдумать сам едва ли мог так выразительно, сохраниться же от преподобного Никодима могла чрез Иоанна.^
  • 26 Описание чудес, совершенных при жизни преподобного сделано на основании сказаний Иакова.^
  • 27 Патриарх Иоасаф I — четвертый Патриарх Московский и всея Руси (1634—1640), преемник Филарета, до этого архиепископ Пскова. По происхождению дворянин. Постриг в Соловецком Спасо-Преображенском м-ре, в самом конце XVI века, при игумене Исидоре (1597—1603). В 1603 году Исидор возведен в сан Новгородского митрополита (1603—1619), и рядом с ним был монах Иоасаф. Позднее Иоасаф архимандрит Псково-Печерского м-ря, откуда и был взят на Псковскую кафедру. Иоасафа избрал своим преемником сам патриарх Филарет. Избран в январе 1634 года. Большое внимание уделял вопросам приведения в порядок богослужения Русской Церкви. В 1636 году им издана обширная «память» поповским старостам о прекращении разных «нестроений», допускавшихся при богослужении и в жизни духовенства. Для прекращения споров о местах между иерархами Иоасаф издал «Лествицу властям», в которой указывается, в каком порядке епископы, а за ними и архимандриты, должны занимать места при богослужении и на соборах. При Иоасафе продолжалось исправление и издание богослужебных книг, которых им было напечатано 23 названия. За его короткое правление было основано три монастыря и восстановлено пять прежних, закрывшихся ранее. Скончался 28.11.1640 г., погребен в Успенском соборе Московского Кремля.^
  • 28 Шуба эта хранилась в обители до 1884 г. В 1882 г. мы имели счастье видеть ее: была уже ветха, поволока местами совсем изветшала, а мех повыпал. Хранилась шуба вместе с клобуком, посохом и епитрахилью преподобного Никодима за стеклом недалеко от раки преподобного Никодима, в киоте под стеклом. В 1884 г. во время пожара этот ковчег сгорел вместе с Богоявленской церковью.^
  • 29 Митрополит Алексий (Бяконт Елевферий Феодорович; между 1292—1305, Москва — 12.02.1378, Москва) — митрополит Киевский и всея Руси, государственный деятель, дипломат. В церковных текстах именуется митр. Московским и всея России чудотворцем. Сын боярина Феодора Бяконта. Воспитан митр. Феогностом; в 1354 поставлен ханом Джанибеком митр. Киевским и всея Руси. Обладая исключительным умом и способностями, был фактическим правителем Московского княжества при 3-х московских князьях; в 1366 г. начал строительство каменного Московского Кремля. Пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу; содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями. Через 50 л. по его смерти канонизирован в лике святителя. Мощи были обретены в 1431 (по др. дан., в 1439 или 1438 г.) в основанном им Чудовом м-ре в Кремле в результате восстановительных работ и положены в храме Архангела Михаила; в 1485 перенесены в Алексиевский храм Чудова м-ря; в 1686 — в новопостроенный храм Благовещения той же обители; с 1947 покоятся в Богоявленском, что в Елохове, соборе Москвы. Память 12/25 февраля — преставление; 20 мая/2 июня — обретение мощей; 5/18 октября — Собор Московских святителей.^
  • 30 Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры († 1633 г.). Память его 12/25 мая.^
  • 31 Об этом событии упоминают не только все списки жития и пролог (148 л.), но и 2 раза говорит Симон Азарьин в житии святого Дионисия (Ключевский, 335 стр.).^
  • 32 «За седмь мѣсяц отшествія преподобнаго…», а не за 7 дней, как у Филарета (336 стр.) до 3 июля 1640 г.^
  • 33 На месте ее ныне часовня с дверными косяками от самой келлии преподобного Никодима.^
  • 34 «…мсца майя в 19 день изнеможе, оставль пустыню от многаго воздержанія и старости пріиде в Кожеезерскую обитель…»^
  • 35 Рукопись № 1967 (нами открытая в 1894 году в Сийском монастыре) л. 2 «…преставися лѣта 1640 мсца июля в 3 число в среду, в 7-м (то есть 1-м) часу дня.^


  • Приложение.
         Хронологические заметки автора о жизни преподобного Никодима нами уже рассмотрены. Здесь нам остается сказать только следующее. Хотя все списки и говорят, что преподобный Никодим в пустыни пробыл 36 лет, это не может быть признано верным: 36 лет никаким образом не получается (Филарет, стр. 335, 35 лет; но 1609—1639 = 30 лет), по вероятному вычислению преподобный Никодим провел в пустыни 30 лет. И только однажды (в начале) выходил в обитель по уважительной причине (Православный собеседник 1859, II 241 стр.). Не на погребение ли преподобного Серапиона † 27 июня 1611 г. или преподобного Авраамия † 27 июня 1634 г.?! (Судьбы кожеозерских подвижников, 6 стр.).
         Вот текст краткого жития преподобного Никодима (нами открытая рук. № 1967).

    Історіа
    собранная вократцѣ, о преподобнѣмъ отцѣ Нікодімѣ чудотворцѣ
    (53—54 листы).
         § 1. Сей Никодимъ всеправедныі пресвятыя Троицы раб благоугодныі, родися от благочестивых родителеі, ростовских пределов жителеі. во святом крещениі Никитою наречеся, измладенства благонравию вдадеся. единое пасущу ему отчия скоты, слыша Никодімом и зовущь глас свысоты, іосем блаженныi отрокъ усумнѣся, но о нареченii чюдномъ недоумнѣся. По смерти же своихъ родителей дошед града Ярославля жителей и тамо коваль железа бываетъ. і по мале воград москву себе вселяетъ и прилѣпися нѣкоему (мужу?) единохудожну i той имяше кнему любовь множну. Бѣже у клеврета его супруга злонравна. тая вдаде ими ясти отравна. И тако друг нудно (?) жития лишися. і блаженныі от сего зелнѣ вредися. но явлениемь чюдне недуга соізвлечеся и отъ юродива хозюжскій пустынникъ наречеся. посем в чудов монастырь притече. архимандритже пафнутиі монахом и облече. Тогда никодим бысть наречен и божественнаго писанія и содержанія наученъ. 11 лѣтъ во обители потрудися. отець же его на архиерейство рукоположися блаженный лѣто 1 у него преживъ и видѣвъ себе славима стуживъ, наставнику моление приноситъ, и на безмолвие отпущенъ быти проситъ святитель же благоволивъ того отпущает и спутника образ Богоматере преподавает і тако преподобныі ко окияну уклонися, и дошед кожеозерския обители водворися, iпребысть збратиею лѣто и полъ пріиде на рѣку Хозюгу в пустынныі долъ. И тамо келейцу себѣ возгради і плотская чювствія воздержаніем возгради, многа іскушенья демонов подъятъ, сего ради от Бога даръ чюдотворенiй приятъ, живыі на мори влаемым явися, итѣм ладія от потопленія свободися. поживе святыі впустыни 36 лѣтъ, и явлениемъ святителя Алексѣя приятъ упокоениі отвѣтъ по прошенiю же вообитель изыде, и помалѣх днех святоi почив ко Господу взыде, мѣсяца июния въ 3 день 3147 лѣта от созданія чювственнаго свѣта. (Из Сийской рукописи № 1967).

    Другая редакция.
    Месяца іюля въ 3 день о отшельницѣ аввѣ Никодимѣ.
         § 1. Сей авва Никодимъ родися близь града ростова в веси нарицаемой иваньково и наречено бысть имя ему во святом крещениі Никита. I еще ему младу сущу, і изыде со скоты в пусто мѣсто, слышитъ гласъ свыше, Никодимъ, Никодимъ и по смерти отца своего преселися во градъ ярославль и тамо изучися ковати гвоздія малаго. И оставль ярославль, приіде въ царствующій градъ Москву. И бысть житель града того и имѣя близ себе живуща пришельца же единохудожна ему, от града Твери мужа, имуща жену блудницу и во единъ от дній свари блудница та ядь именуему кисель со отравою. Призва и никиту яде мужъ ея і умре злою смертiю. Яде и никита, пріятъ болѣзнь от того великую внутрь. Бысть в болѣзни той время не мало сѣдящу ему по обычаю на мѣстѣ идѣ же продаяше случившаяся ему приіде къ нему нѣкиі мужь, нося одѣяніе странное глагола ему Никита чимъ болиши онъ же сказа ему бывшая, глагола ему пришедый приіди въ шестый часъ дни ко пресвятыя Богородицы къ покрову над ров и ту мя узриши. Онже по словеси его едва приіде, немощiю одержимь, зря того держаща сосуд мал. И повелѣ ему знаменатися крестнымъ знамениемъ даетъ ему испити и от того часа бысть здравъ. И не по мнозѣ времени приходит никита на кулишки в то время на кулишках живяше нѣкиі мужъ въ наземной кучи именем Илия глагола ему хозьюской пустыниикъ пришелъ. Он же не разумѣ, что глагола ему по сихъ приходитъ никита во обитель великаго Божія архистратига Михаіла. Воспріемлетъ иноческій образъ и нарекоша имя ему Никодимъ нареченное прежде свыше и предаеться во ученичество обители тоя архимандриту Пафнутію, онже научи его божественному писанію и правилу иноческому вручи ему службу пономарьскую. Пребысть же во обители той 11 лѣтъ возведенъ бысть на святительскую степень в митрополиты архимандритъ Пафнутій старецъ его. Поемлетъ ссобою і ученика своего Никодима. Бысть же со старцемъ своимъ архимандритомъ Пафнутіемъ на крутицахъ лѣто едино. Начатъ молити старца своего, дабы отпустилъ его въ желаемыі ему путь старецъ же моливъ его пребыти ему снимъ неповину его никакоже отпусти его давъ ему в благословеніе икону пречистыя Богородицы умиления, рече ему Господь да есть и будетъ с тобою. Онже приімъ благословение нося ссобою образъ пречистыя Богородица с великою радостию приіде къ морю в кожеозерскую пустыню. тружался въ ней збратиею едино лѣто и шесть мѣсяцъ. Отъиде въ пустыню на рѣку именуѣму Хозьюга мѣсто же то неутѣшно, окрѣстъ имѣя блато, тогда сбысться пророчество иліию еже глагола ему Хозьюскоі пустынникъ пришелъ. Пребысть же впустыни той единъ живя и во святыхъ молитвах и во всякомъ воздержаніи паче человѣка труждаяся 36 лѣт за седмь мѣсяцъ до отшествія сказа мнѣ смиренному ніединожды и дважды, но многажды, овогда стоя на молитвѣ, иногда же сѣдя немощи ради видитъ приходяща ксебѣ великаго святителя Алексѣя, благословляюща его, и призывающа ксебѣ, токожде видитъ и пречистыя Троицы Сергиѣва монастыря Архимандрита Дионисия, благословляюща его многажды, его же жива суща нигдѣ же видѣ. 7148-го мсца маія въ 19 день изнемогъ оставль пустыню от многаго воздержания и старости приiде в кожеозерскую обитель, пробысть въ ней 47 днеі часты бываетъ причастникъ пречистых и животворящихъ таин Господа и Бога и спаса нашего Иса Христа и тако в добрѣ исповѣданиі преставися мсца іюлия в 3 день на память стаго мученика Іакинѳа.
         (Сийский сборник, полуустав XVII в. № 628, л. 546—548).

    Архангельский патерик

    Православный календарь

    Декабрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    26 27 28 29 30 1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31 1 2 3 4 5 6

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.