Вход

Изображения в галерее

803_23.jpg
808_15.jpg
829_39.jpg

Главная

Святитель Иоасаф, митрополит Московский и Всея России


     Древняя Русь знает трех Предстоятелей Русской Церкви с именем Иоасаф: два возглавляли ее в XVII веке в Патриаршем сане и еще один был Митрополитом в XVI веке. Митрополит Иоасаф относится к числу тех Первоиерархов, кто был недолго на Московском престоле и в трудах по истории Русской Церкви ему уделено мало внимания.
     Активная деятельность святителя Иоасафа приходится на конец правления Василия III1 и начало Иоанна IV2. Он происходил из рода Скрипицыных3, его рождение, очевидно, следует датировать последней четвертью XV века. Известно предположение, что это бывший священник Георгий Скрипица из Ростова, который писал возражения на решения Собора 1503 года о вдовом духовенстве. Актовый материал свидетельствует о том, что некоторые родовые вотчины Скрипицыных в виде вкладов в течение времени отходят к Троицкому монастырю. Поэтому вполне логично, что будущий Митрополит из рода Скрипицыных принял постриг в Троице-Сергиевой обители с именем Иоасаф, став затем ее настоятелем. Его служение Церкви можно разделить на три периода: настоятельство в Троице-Сергиевом монастыре (1529–1539), Первосвятительство (1539–1542) и, наконец, пребывание на покое (1542–1555).
     В игумены Троице-Сергиева монастыря он был поставлен, очевидно, Митрополитом Даниилом4. Летописи и актовый материал донесли до нас свидетельства о его трудах времени настоятельства. Еще ранее «старецъ Асафъ Скрипицинъ» участвует в межевании монастырских земель в Переславском уезде и Московском5. Спустя год после посвящения его в настоятели в Троице-Сергиевом монастыре было совершено крещение сына Великого князя Василия, Иоанна, будущего первого Русского царя, «священнодействием настоятеля обители тоя, игуменом Иоасафом мужем добродетельным, иже последи бысть Митрополит всея Русии». Восприемниками будущего Грозного царя были преподобный Даниил Переяславский6 и подвижник Волоколамского монастыря старец Кассиан Босой (ум. 1532 г.).
     Княжеский младенец родился от второго брака Василия III, женившегося на Елене Глинской7. Таким образом, Иоанн Грозный имел особое положение в Православном мире, оказавшись наследником Византийского царственного дома последних Палеологов через свою бабку Софию Палеолог и одновременно в родстве с Сербскими деспотами и Молдавскими господарями через мать — Елену Глинскую.
     Второго сына князя Василия III, Юрия, в 1533 году «крестил... у Богоявления на Троецком дворе в славном царствующем граде Москве Троецкий игумен Асаф Скрыпицын, да старецъ Данил ис Переславля, ноября в 3 день, в неделю8.
     Согласно одной из последних жалованных грамот, данной Московским князем Василием III Троицкой обители при игумене Иоасафе, монастырские власти полностью распоряжались по своему усмотрению монастырскими вотчинами в Суздальском, Юрьевском и Боровском уездах.
     В 1533 году незадолго до своей кончины Великий князь обращался к Троицкому игумену Иоасафу: «Помолись, отче, о земском строении и о сыне моем Иване, и о моем согрешении. Дал Бог и великий чудотворец Сергий мне вашим молением и прошением у Бога сына Ивана. И аз крестил его у чудотворца и дал есмь его чудотворцу, и на раку чудотворцеву его положил. И вам еси, отче, своего сына на руки дал. И все молите Бога и Пречистую Его Матерь и великих чудотворцев о Иване о сыне и о моей жене горчици. Да чтоб еси игумен прочь не ездил, ни из города не выезжал». Затем игумен Иоасаф участвует в монашеском пострижении Великого князя Василия III перед его кончиной, совершенном митрополитом Даниилом.
     После кончины Василия III на Московский престол взошел его сын Иоанн Грозный, будущий первый царь на Руси. С началом нового правления вскоре, 9 февраля 1534 года, был пересмотрен и подтвержден целый ряд льготных монастырских грамот. При этом была подтверждена грамота о невзимании «туковых» денег9 с некоторых принадлежащих монастырю сел, отменялась пошлина при провозке монастырских товаров. Великий князь подтвердил грамоту судебного характера, другой грамотой обитель преподобного Сергия освобождалась от пошлин, были даны также грамоты: «о дозволении держать клеймо»; чтобы в монастырских селах не брались корма, о монастырских льготах в Переславле и другие. В целом было подтверждено не менее 24 грамот, которые были скреплены подписью дьяка Афанасия Курицына. Кроме подтверждения ранее данных грамот, Иоанн IV дал жалованную грамоту «на судные сроки крестьянам Кашинской отчины» Троице-Сергиева монастыря. Через 18 дней был подтвержден еще ряд грамот, предоставляющих пошлинные льготы монастырю. В 1536 году Великий князь своей грамотой воспретил отягощать излишними работами троицких крестьян в Переславском уезде.
     В 1537 году Троицкий игумен Иоасаф обратился с просьбой к Великому князю о запрете торга у Киржачского монастыря, так как «...под... манастырем у Пречистой на Киржачи… на манастырской земле, торгуют в год на три праздника, а съезжаются торговать многие люди, а торгуют всяким товаром». В связи с возникавшими при этом нестроениями торг при Киржачском монастыре был отменен. Монастырским казначеем при игумене Иоасафе был старец Серапион (Курцов), впоследствии — настоятель обители (1549–1551), а затем архиепископ Великого Новгорода (1551–1552)10.
     Настоятели обители преподобного Сергия нередко были возводимы на Московский Первосвятительский престол. Первым был Митрополит Симон (1495–1511), вторым — святитель Иоасаф. Никоновская летопись довольно подробно говорит о его поставлении: «Тоя же зимы Великий государь и самодержец Иван Васильевич всея Русии послал по всех архиепископов и епископов, иже под его государством; сшедшимся архиепископом и епископом в преименитый и царствующий град Москву, и бывшу взысканию довольну о Митрополите, и Божественным судьбам, по благодати Святаго Духа, и Великаго государя и самодержца изволением и светом архиепископским и епископским и всего священнаго Собора Великия Росия, избран и наречен на Митрополию Иоасаф Скрыпицын, игумен Сергиева монастыря Живоначальныя Троицы. А возведен на двор митрополичь месяца февраля 6 в четверток Мясопустныя недели; а свершен бысть Митрополитом на превысокий престол Великия Росия того же месяца 9, в неделю Мясопустную; а на поставлении его бяше Макарий, архиепископ Великаго Новаграда и Пскова и епископы Акакий Тферский, Иона Рязанский, Васьян Коломенский, Досифей Сарский, Алексий Вологотский». В «Актах Археографической экспедиции» опубликован довольно подробный Чин поставления Митрополита Иоасафа. Возглавивший интронизацию Новгородский владыка Макарий дал при этом «повольную» грамоту Митрополиту Иоасафу.
     Интронизация Митрополита Иоасафа была в феврале, а в первые три воскресенья марта он поставил трех новых иерархов: Ростовского архиепископа Досифея11, настоятеля Ферапонтова монастыря игумена Ферапонта возвел во епископа Суздальского12, наконец, 16 марта посвятил во Смоленского епископа Гурия (Заболоцкого).13
     К области литургической иерархической деятельности Митрополита Иоасафа следует отнести поставление им в диаконы, затем в священники и возведение в настоятели Симонова монастыря «Исака Собаку», который ранее, при Митрополите Данииле, был осужден на Соборе вместе с преподобным Максимом Греком14. Перед этим святитель Иоасаф писал к бывшему Митрополиту Даниилу, находившемуся на покое в Волоколамском монастыре: «Отпиши де мне, что есть Исакова ересь». Как отмечается, «заинтересованное отношение Иоасафа к судьбе Исаака Собаки объясняется, по всей видимости, библиофильскими наклонностями. Личность Исаака Собаки более всего привлекала его как непревзойденного мастера книгописного дела».
     Одним из первых актов, рассмотренных святителем Иоасафом, является подтверждение им прежних льгот Иосифо-Волоколамскому монастырю при игумене Нифонте (1522–1543). «А подписана лета 7047-го июня в 12 день. И подписал митрополичий дъяк Матвей Корятнев».
     При Митрополите Иоасафе в Москву в 1540 году для поклонения приносились из Ржева «образ Пречистые Царицы Богородицы Девицы Марии Одигитриа, да на поле у Пречистыя образ святитель Христов Никола, да другая икона Крест честный. И всретоша чудотворныя иконы с кресты Пресвященный Митрополит Иоасаф со всем освященным Собором». Перед этим Митрополит Иоасаф соборно рассмотрел сведения о чудесах, происшедших от новоявленных икон. Позже на этом месте в память сретения чудотворного образа был построен храм. С этих образов затем писались копии; в честь Оковецкой, или Ржевской, иконы была установлена память 8 июля. Традиционно в Москве в дни сретения чудотворных икон совершались крестные ходы. «К храмам, поставленным у западного края города, направлялись крестные ходы в дни празднований ржевским иконам 29 ноября, “к Пятнице Ржевской в Чертолье” и 11 июля».
     Следующее летописное сообщение, где упоминается имя Митрополита Иоасафа, относится к тому же году: «Того же месяца 25, в неделю, пожаловал князь Великий Иван Васильевич всея Русии, по отца своего Пресвященнаго Иоасафа Митрополита печалованию, князя Ивана Феодоровича Бельскаго из нятства выпустил и опалу свою отдал и гнев свой ему отложил и очи свои ему дал видети. И о том взнегодовал князь Иван Васильевич Шуйский, на Митрополита и на бояр учал гнев держати и к Великому князю не ездити, ни боляры советовати о государских делах, ни о земских, а на князя на Ивана на Бельскаго великое враждование имети и зло на него мыслити; и промеж бояр велик мятеж бысть». Под 1541 годом в летописи говорится еще об одном печаловании Митрополита Иоасафа. Их успешность свидетельствует об авторитете Святителя.
     Летом 1541 года было нашествие на Москву Крымского хана. Митрополит Иоасаф в это время творил молебные пения в Успенском соборе об избавлении от бедствия и разорения. Великий князь «иде в церковь и нача со слезами молитися и прикладыватися ко святым иконам. И благословение взем у отца своего Иасафа Митрополита и поиде на свой двор, а отцу своему Иасафу Митрополиту повеле с собою идти». Здесь, на совете, Первосвятитель высказывался за необходимость присутствия государя в Москве во время ожидаемой осады для поддержания мужества москвичей.
     В том же 1541 году Иоанн IV дал жалованную грамоту протопопу в Балахне на право освящения храмов и взимания за это пошлин. В грамоте он ссылается при этом на главу Русской Церкви: «Да и отец наш Иасаф, Митрополит всея Русии, нам о том говорил, что пригоже быти церковному священью и знамена давати на Балахне Вознесенскому протопопу з братьею».
     Будучи Первосвятителем, Митрополит Иоасаф давал вклады «на память своей души», о чем сохранились некоторые сведения. В 1542 году он дал вклад в Успенский собор — Устав церковный, рукопись конца XV–XVI века. В том же году незадолго до своего низведения с престола он дал вклад в Троицкий монастырь. «7050-го (1542) году февраля в 12 день Преосвященный Иасаф Митрополит Московский и всея Русии дал вкладу санник сер.»
     19 марта был поставлен новый Московский Митрополит — святитель Макарий15. А чуть позднее, «марта в 28 день Иасаф же Митрополит дал вкладу 3 чарки серебряны гладкие, а третья с образцы, венцы золочены. Иасафа ж Митрополита вкладу написано в ризных отписных книгах 83-го (1574/75) году: Евангелие в десть на бумазе, поволочено бархатом рытым, верхняя дска чеканная серебрена позолочена, на ней 4 камени: 2 яхонты лазоревы, камень лал, камень бирюза. Кругом жемчугом сажено. Евангелисты серебряные чернью наведены, застенки на червчатом бархате жемчугом сажены з дробницею, застежки и спни серебряны, писано в книгах Евангелие 2-е».
     Но недолго Иоасаф занимал Первосвятительский престол: он был сведен с престола, как и его предшественник Митрополит Даниил. Говоря о низведении Митрополита Иоасафа, следует вспомнить некоторые сведения из Жития преподобного Даниила Переяславского чудотворца. В 1540 году в Переславле произошло открытие мощей благоверного князя Андрея Смоленского16. На это было получено благословение Митрополита, но затем, когда от него прибыла комиссия, преподобный Даниил был обвинен в проявлении самовольства, что очень огорчило старца, и он предрек, что Митрополит Иоасаф недолго пребудет на Первосвятительском престоле.
     В «Царственной книге» так говорится о низведении Митрополита Иоасафа: «Пойман бысть Великаго князя боярин, князь Иван Федорович Бельский, без Великаго князя ведома, советом боярским, того ради, что его государь у себя в приближении держал, и в первосоветниках, да Митрополита Иоасафа; и бояре о том вознегодоваша на князя Ивана, и на Митрополита; и начаша зло советовати с своими советники. А Митрополиту Иоасафу начаше безчестие и срамоту чинити великую, и по келии шибати. Иоасаф Митрополит не возможе того терпети, соиде своего двора на Троицкое подворье». Здесь его едва не убили, и «бысть мятеж велик в то время на Москве; и государя в страховании учиниша». По взятии князя Бельского «бояря пришли к государю в постельныя хоромы не по времени, за три часы до света, и пети у крестов заставили. А Митрополит Иоасаф в те поры пришел к государю в комнату; и бояря пришли за ним к государю в комнату с шумом. И сослаша бояря Митрополита на Белоозеро в Кирилов монастырь»17. Об этом событии вспоминал впоследствии царь Иоанн в своем послании к князю А. Курбскому: «...да и Митрополита Иосафа с великим бесчестьем с Митрополии согнаша». Святитель Макарий писал об этом в своей духовной грамоте: «...в лето 7050-е Первопрестольник Великий господин Преосвященный Иоасаф, Митрополит всея Русии, остави Митрополию Рускую и отойде в Кирилов монастырь, в молчальное житие». Таким образом, Первосвятительство Митрополита Иоасафа пришлось на время малолетства Иоанна Грозного, отличавшееся борьбой боярских группировок, в результате которой, как и Митрополит Даниил, святитель Иоасаф был сведен с престола.
     Пребывая в Кирилло-Белозерском монастыре, он дал в обитель вклады, и память о нем молитвенно творилась в день его кончины, о чем свидетельствуют записи в Кормовой монастырской книге18 и Синодике. Возвратился святитель Иоасаф в обитель своего пострижения, как отмечают исследователи, в 1547 году. Однако это произошло несколько ранее, так как уже на одной вкладной грамоте 1545/46 года Троицкому монастырю Митрополит Иоасаф назван в числе послухов. Можно говорить о высоком уровне умственной жизни в Троицкой обители в середине XVI века, когда в ней находился также преподобный Максим Грек, трудился энергичный келарь старец Адриан (Ангелов) и др.
     Сохранились некоторые сведения о святителе Иоасафе, относящиеся ко времени его пребывания на покое. В 1548 году возникла переписка Митрополитов Макария и Иоасафа в связи с Исааком Собакой, которого Митрополит Иоасаф в свое время возвратил из заключения и возвел в настоятели Симонова монастыря. В феврале 1549 года Исаак Собака был соборне осужден. В 1551 году в Троицкий монастырь привозили на отзыв постановления Стоглавого Собора. Сотая глава соборных материалов является ответом Митрополита Иоасафа. Он дает оценку некоторым постановлениям либо оговаривает некоторые исключительные случаи, выходящие за рамки соборных решений. В 1552 году в обители преподобного Сергия бывший Митрополит Московский Иоасаф встретил возвращавшегося из победного похода царя — покорителя Казани.
     Однако в послании царя Иоанна в Кирилло-Белозерский монастырь, написанном в 1578 году, находятся нелицеприятные слова автора в адрес своего крестного отца: «...а Асаф, что был Митрополит, снялся (то есть спорил.— Архим. М.) с Коровиным, да меж себя бранятся». В другом месте того же послания мы читаем: «...а Асаф Митрополит не мог уговорить Арсения Айгустова, чтобы поваров прибавить перед Чудотворцем». Ниже он добавляет: «Пригоже ли так в Кирилове быти, как Иосаф Митрополит у Троицы с крылошаны пировал».
     На сегодняшний день известно 29 книг, принадлежавших Митрополиту Иоасафу. Предполагается, что они были переписаны в скриптории Митрополита Даниила и потом попали к Митрополиту Иоасафу, когда он взошел на Митрополичий престол. Они находятся ныне по преимуществу в Российской государственной библиотеке: в собраниях Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии. В Троицком собрании из его книг сохранились два Апостола, толкование на Священное Писание: две книги святителя Иоанна Златоуста — на евангелиста Матфея, а также Учительное Евангелие. Из его богослужебных книг сохранились Следованная Псалтирь, ноябрьская Минея и Трефологион. Аскетический раздел библиотеки содержит «Слова святителя Василия Великого о постничестве», «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, Поучения аввы Дорофея. К агиологии относятся два сборника Житий святых и Киево-Печерский Патерик, а также два Тактикона инока Никона Черногорца и его же Пандекты. В фонде МДА сохранилась его рукопись, содержащая «Мерило праведное», и др. В книжном собрании Святителя находились также книги с произведениями его современников, это: «Миротворный круг» новгородского священника Агафона; рукопись с трудами преподобного Максима Грека, составленная им самим и им же правленная. Святителю «Иоасафу принадлежала рукопись с текстом так называемой Иоасафовской летописи (ГБЛ, собр. МДА, IV, 83). Эту рукопись обнаружил А.А. Шахматов, он же установил принадлежность ее бывшему Митрополиту Иоасафу... Поэтому и летопись... А.А. Шахматов назвал Иоасафовской». Предполагается, что Митрополит Иоасаф имел отношение к созданию третьей редакции Воскресенской летописи.
     Библиотека Митрополита Иоасафа разнообразна по своему составу и весьма ценна. «Судя по сохранившейся библиотеке Иоасафа, он был не просто большим любителем книжности, но и ценителем художественного оформления рукописей». Часть рукописей для Митрополита переписал Симоновский игумен Исаак Собака. Одно Евангелие, начатое по благословению Митрополита Иоасафа, он не успел закончить, как Первосвятитель был сведен с престола. Собиранием книг святитель Иоасаф занимался даже будучи в Кирилло-Белозерской обители, о чем свидетельствует сравнение содержания его книги с кирилло-белозерскими сборниками. Благодаря этому в митрополичьей библиотеке имеются автографы известных кирилло-белозерских иноков Нила (Полева) и Гурия (Тушина).
     Святитель Иоасаф, как считает архиепископ Филарет Черниговский19, и сам усердно занимался исправлением книг. Он приводит такую выдержку из одной митрополичьей рукописи: «Божиею благодатию и Пречистыя Богородицы помощию переписал житие святых преподобных отец. Писал же с разных списков, тщася обрести правый. И обретох в списках много неисправлена. И елика возможна моему худому разуму, сия исправлял; а яже невозможна, сия оставих, да имущии разум больший нас, тии исправят неисправленная и пополнят недостаточная».20
     В середине XVI века настоятель Антониева монастыря в Великом Новгороде игумен Маркелл Безбородый написал Службу святым Иоасафу и Варлааму Индийским21, поводом для чего предположительно могла послужить личность Митрополита Иоасафа, получившего в монашестве имя индийского подвижника. В Архангельском соборе Кремля, как указывается, находилась чудотворная икона Смоленской Богоматери, называвшаяся «Иоасафовская», которую связывали с именем Патриарха Иоасафа I (1634–1640). Однако в последнее время было высказано сомнение в правильности этой традиции: поскольку икона более древняя, а также в силу других обстоятельств она скорее может быть связана с Митрополитом Иоасафом.
     Скончался Митрополит Иоасаф на покое 27 июля 1555 года в обители своего пострижения — в Троице-Сергиевом монастыре — и был погребен в «келии преподобного Сергия»22. Память его отмечена в Лаврском месяцеслове. Его имя входит в состав соборов Радонежских и Московских святых.

     Прим.
  • 1 Василий III (25.03.1479 — 3.12.1533) — Великий князь Владимирский и Московский в 1505 — 1533 гг., сын Ивана III Великого и Софии Палеолог, отец Ивана IV Грозного. В договоре от 1514 г. с императором Священной Римской империи Максимилианом I впервые в истории Руси назван царем (цезарем).^
  • 2 Иоонн IV (прозвание Иван Грозный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва) — великий князь Московский и всея Руси с 1533, первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович). Старший сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. Иван IV правил дольше всех стоявших во главе Российского государства — 50 лет и 105 дней.^
  • 3 Род Скрипицыных известен по актовому материалу начиная с конца XV в.^
  • 4 Митрополит Даниил (ок. 1492 — 22.05.1547) — митрополит Московский и всея Руси (1522 — 1539). Ученик Иосифа Волоцкого, после смерти которого стал главой иосифлян.^
  • 5 Акты Русского государства 1505–1526 гг. / Сост. С.Б. Веселовский. М., 1975.^
  • 6 Даниил Переславский (? — 7.04.1540) прп., родился в Переславле, учился в Никитском м-ре при своем родственнике старце Ионе. Отсюда тайно ушел в Пафнутьево-Боровский м-рь, где постригся с именем Даниила. 10 лет жил в Пафнутьевом м-ре и два года в Левкиевой пустыни. В 1491 г. возвратился в Никитский м-рь, потом перешел в Горицкий. Здесь в течение 30 лет был монахом, иеромонахом и архимандритом. Даниил выбрал себе особый подвиг. Он разыскивал скончавшихся в пути и устраивал им христианское погребение. Он уходил из монастыря для этих поисков и днем и ночью, подбирал по дорогам тела усопших, приносил их к скудельницам и совершал погребение, а после поминал их за литургией. Со временем он решил устроить здесь церковь во имя Всех святых, чтобы молиться за безымянных покойников. Попав на прием к великому князю Василию Ивановичу, он получил грамоту на владение тем местом, где планировал ставить церковь. Вскоре митр. Симон дал свою благословенную грамоту. 15.07.1508 г. церковь Всех святых была освящена. Прп. Даниил погребен возле жертвенника Троицкого собора. 18.11.1653 г. его мощи обретены, а 30.12 свидетельствованы митр. Ионой Ростовским и Ярославским. Память его 7/20 апреля, а также поместно празднуют 16/29 октября (переложение мощей в новую раку) и 30 декабря/12 января (обретение мощей).^
  • 7 Интересна родословная Иоанна Грозного. 10/23 декабря совершается память Стефана и Ангелины, правителей Сербских. Святая Ангелина была дочерью Албанского князя Аранита, или Арианита, Комнина. Одна из его дочерей, т. е. сестра Ангелины, была замужем за албанским народным вождем и героем Скандербергом. В 1509 г. князь Василий III оказал помощь Ангелине в связи со строительством храма через прибывшее от нее посольство. Строительство храма было задумано для устроения места упокоения ее супруга. Сын святой Ангелины, деспот Иован, был женат на Елене Якшич. От этого брака родились три дочери: одна из них вышла замуж за волошского воеводу Петра, другая — за князя Ивана Вишневецкого. Сестра Елены Якшич, Анна, вышла замуж за князя Василия Львовича Глинского. От этого брака родилась Елена Глинская, мать первого Русского царя Иоанна Грозного.^
  • 8 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией. Т. 1: (1294–1598). СПб., 1836.^
  • 9 Туковые деньги — пошлина за продажу скота.^
  • 10 Архиепископ Серапион (Курцев или Курцов; ум. 29.10.1552). С 1533 г. — келарь Троице-Сергиева м-ря. В начале 1549 г. возведен в сан игумена. В августе он вызван был для крещения дочери Иоанна IV Васильевича Грозного Анны, совершенное в Новодевичьем м-ре. В 1551 г. присутствовал на Стоглавом Соборе. 14.06.1551 г. хиротонисан во еп. Новгородского и Псковского с возведением в сан архиеп. Скончался 29.10.1552 г. в Новгороде от сильного мора.^
  • 11 Архиепископ Досифей (ум. в 1542 г.) С 1533 г. игумен Кирилло-Белозерского м-ря. В марте 1539 г. хиротонисан во еп. Ростовского и Ярославского с возведением в сан архиеп. Пожертвовал иконостас в Успенский собор Кирилло-Белозерского м-ря. Скончался 14.08.1542 г. Погребен в Ростовском соборе.^
  • 12 Епископ Ферапонт (ум. в 1542 г.). Биографические сведения о нём очень скудны и притом разноречивы. С 1530 г. он встречается в списках игуменов Ферапонтова м-ря Новгородской епархии. Время хиротонии его на епископию Суздальскую одни указывают 9.03.1533 г., а другие 1539 г. Присутствовал 19.03.1542 г. на поставлении митрополита Московского и всея Руси Макария. Скончался в 1543 г., по одним источникам, 25.02, по другим — 7.03. Погребен в Суздальском кафедральном соборе, по другим источникам — в Ферапонтовом м-ре.^
  • 13 Епископ Гурий Заболоцкий (XVI век) Потомок родовитых смоленских бояр Заболоцких — их родовое имение было в селе Заболотье Ельнинского уезда. В 1539 г. он упоминается игуменом Николаевского Пешношского м-ря. Затем — архимандрит Симонова м-ря. 16.03.1539 г. хиротонисан во еп. Смоленского и Брянского. В 1551 г. был участником Стоглавого собора. В марте 1555 г., по болезни, оставил епархию. Год кончины его неизвестен. Погребен, по его желанию, в Пешношском монастыре.^
  • 14 Максим Грек (Михаил Триволис, 1470, Арта, Греция — 21.01.1556, Троицкий монастырь, Сергиев Посад) — русский религиозный публицист, автор и переводчик. Родился в 1470 г. в греческом селении Арта, происходил из аристократической семьи. Получил прекрасное образование. Около 1490 г. уехал в Италию, изучать древние языки, священнослужение и философские работы. После возвращения в 1507 г. из Италии принял монашество в Ватопедском монастыре на Афоне. В 1515 г. отправлен в Москву для перевода духовных книг. Первой работой был перевод Псалтири, позже создал княжескую библиотеку и исправил книги для богослужения. Наблюдая «дефекты» и социальную несправедливость русской жизни, которая была в прямой оппозиции его христианским идеалам, Максим Грек начал критиковать власти, привлекая различных людей с подобными представлениями, как Ивана Берсень-Беклемишева, Вассиана Патрикеева, Феодора Жарено́го и других. Стал на сторону Нила Сорского и его старцев. Это сделало его одним из худших врагов иосифлян, которые поддерживали право монастырей иметь землю. Максим Грек и его последователи, осуждая недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни части русского духовенства («стяжателей»), систему поддержки местных властей, «дойку» крестьян. Отношения Максима Грека с Вассианом Патрикеевым, Иваном Берсень-Беклемишевым и турецким послом Скиндером, враждебность митрополита Даниила к нему и отрицательное отношение Грека к намерению Василия разводиться со своей женой решили его судьбу. Собор 1525 г. обвинил Максима Грека в ереси, он был отлучен от причастия и заточен в Иосифо-Волоцкий м-рь. В 1531 г. вторично вызван на Собор: ему были предъявлены обвинения в «порче» богослужебных книг. Сослан в Тверской Отроч м-рь под надзор Тверского еп. Акакия, который уважал его («яко и на трапезу ему седети вкупе со Святителем и ясти с единаго блюда») и позволил читать и писать; в 1541 г. ему было разрешено причащаться Святых Тайн. В 1551 или 1547 г., после обращений Восточных Патриархов и митр. Макария, переведен на покой в Троице-Сергиев м-рь. Свт. Макарий внес часть его поучений в Великие Четьи-Минеи (всего перу прп. принадлежит до 365 текстов). Скончался в Троицком м-ре в день памяти своего небесного покровителя прп. Максима Исповедника. Погребен в Троицком м-ре, у северо-западной стены церкви Сошествия Святого Духа. Прославлен в лике преподобных на Поместном соборе 1988 г. 3.07.1996 г. обретены мощи, которые ныне пребывают в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры. Память совершается 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля (обретение мощей в 1996 г.).^
  • 15 Митрополит Макарий (в миру — Михаил; ок. 1482, Москва — 31.12.1563, Москва), сторонник иосифлянства, ученик Иосифа Волоцкого. Родился около 1482 г. в Москве, при крещении наречен Михаилом. Отец Михаила, Леонтий, вскоре после рождения сына, скончался. Мать его приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. Около 1500 г. поступил послушником в Рождества Богородицы Пафнутиево-Боровский м-рь. При постриге был назван в честь прп. Макария Египетского. В 1506 г. стал игуменом Лужецкого Богородицкого м-ря в Можайске. В 1526 г. рукоположен во архиеп. Новгородского и Псковского. При нем открыта была первая типография для печатания священных книг; по его желанию и при его непосредственном участии составлены, так называемые, «Великие Минеи Четии». Возведен на митрополичий престол 19.03.1542 г. боярской группировкой князей Шуйских, при малолетнем Иване Грозном. Макарий сменил низложенного Шуйскими митр. Иоасафа. Однако вскоре он, как и прежде Иоасаф, стал выступать против Шуйских. Обладая большим могуществом и влиянием, он способствовал отстранению Шуйских от власти, которое произошло в декабре 1543 г. Макарий оказывал большое влияние на политику Иоанна Грозного, входя в так называемую «Избранную Раду»; венчал Иоанна Грозного на царство (1547 г.), способствовал его браку с Анастасией Захарьиной. При нем, в 1551 г., состоялся Стоглавый Поместный Собор Русской православной церкви. Сочувствуя иосифлянам, доминировавшим на Стоглавом Соборе, он не допустил принятия закона о секуляризации монастырских земель. После уничтожения Избранной Рады (1560 г.) Макарий, единственный из ее членов, не был подвергнут преследованиям и умер своей смертью примерно в 1563 г. Канонизирован в лике святителей на Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 году. Память 30 декабря/12 января.^
  • 16 Андрей Смоленский (?—1390). Происходил от потомков кн. Ростислава Мстиславича, отечество и княжение имел в г. Смоленске: год рождения и время княжения неизвестны. Отец его кн. Феодор слепой Фоминский, современник вел. Кн. Симеона Гордого. Странником пришел в г. Переяславль-Залесский, поселился у церкви Николая Чудотворца, был принят пономарем и в такой должности подвизался 30 лет. После многих трудов и подвигов мирно скончался около 1390 г. На теле его нашли золотую цепь и перстень — знаки княжеского достоинства и тяжелые железные вериги — знак его подвижничества, а также малую хартию, которая была написана рукою почившего. Погребен у той же церкви. Память 27 октября/9 ноября.^
  • 17 Кирилло-Белозерский монастырь в г. Кириллове Новгородской губернии, к югу от Белого озера, основан в 1397 г. преподобным Кириллом (ум. 1427 г.; память 9/22 июня).^
  • 18 «Того же месяца (июня.— Архим. М.) в 26 день: по Митрополите Иоасафе Московском дачи: обложил по Деисусу икону Пречистыя Богородицы образ, окладу 11 рублев, да денег 100 рублев, да 30 золотых больших по 40 алтын, да 10 золотых Угорских по 20 алтын, два кубка серебряные, шуба соболья, опашень, 2 камки на ризы, да наряду на ризы денег 12 рублев, 20 ширинок, 10 рублев на келью, две книги Евангельския Беседы в десять, да на Пролог 3 рубля; и всего дачи его денег, опричь кубков серебряных, и шубы собольи, и опашня, и камок, и ширинок, и книг, на 165 рублев». В целом же его вклад оценивается «более чем на 200 рублей».^
  • 19 Архиепископ Филарет (Гумилевский Дмитрий Григорьевич, при рождении Конобеевский; 23.10.1805, д. Лесное Конобеево, Шацкий у-д, Тамбовская губ. — 9.08.1866, Конотоп) историк церкви, богослов, патролог, библеист. Родился в семье свящ. Григория Конобеевского. Фамилия Гумилевский ему была дана в семинарии в связи с его малым ростом и смиренным нравом. В юности Дмитрий посетил Саровскую пустынь, где Серафим Саровский сказал про него: «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как ученый муж». Окончил Шацкое ДУ, Тамбовскую ДС, МДА, по окончании которой был оставлен при ней для подготовки к преподавательской деятельности. Доктор богословия (1860). 19.08.1829 постриг. При пострижении митр. Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) дал ему свое имя — беспрецедентный случай в истории академии. С 3.02.1830 г. иеродиакон. С 29.06.1830 г. иеромонах. С 6.06.1831 г. бакалавр по кафедре церковной истории МДА, член собора иеромонахов московского Донского м-ря, цензор. С 1832 г. профессор по кафедре Священного Писания. С 1.05.1833 г. инспектор МДА, профессор по кафедре нравственного и пастырского богословия. С 27.01.1835 г. архимандрит. С 14.12.1835 г. ректор МДА. Основал академический журнал «Творения святых Отцев в русском переводе с прибавлениями духовного содержания». С 9.03.1837 г. одновременно, настоятель московского Богоявленского м-ря. С 21.12.1841 г. еп. Рижский, викарий Псковской епархии. Деятельность вл. Филарета подготовила преобразование в 1850 г. викариатства в самостоятельную Рижскую епархию. С 6.11.1848 г. еп. Харьковский и Ахтырский. 7.04.1857 г. архиепископ. С 2.05.1859 г. архиеп. Черниговский и Нежинский. Во время холерной эпидемии 1866 г. вл. Филарет предпринял объезд Черниговской епархии, чтобы ободрить павших духом прихожан. В пути сам заболел холерой и скончался в Конотопе. Погребен в крипте Троицкого собора Чернигова. 14.04.2009 г. прославлен УПЦ МП в лике местночтимых святых как святитель.^
  • 20 Есть предположение, что святитель Иоасаф написал Житие Новгородского архиепископа Серапиона (†1516; память 16/29 марта), сведенного в 1509 г. со своей кафедры и проживавшего, как и Митрополит Иоасаф, на покое в Троицком монастыре.^
  • 21 Преподобные Варлаам и Иоасаф, царевич Индийский (4 век). Память их 19 ноября/2 декабря. Ученый историк-гимнограф Ф. Г. Спасский говорит о Службе индийским святым: «Причину написания Службы этим необычным, нерусским святым надо искать прежде всего в посвящении канона и всей Службы св. Иоасафу. Это редкое имя встречалось у нас чаще, чем у греков. В нашей церковной истории, современной Маркеллу, встречается это имя, во-первых, в упоминании игумена новгородского Иоасафа, открывшего мощи преподобного Никиты Новгородского в 1558 г.; кроме того, Митрополитом в Москве с 1539 г. по 1542 г. был также Иоасаф».^
  • 22 Это был второй Предстоятель Русской Церкви, погребенный в Троицком монастыре, т. к. ранее здесь был погребен скончавшийся Митрополит Феодосий (1461–1464; †1475). В наше время в Лавре были погребены Святейшие Патриархи Алексий I (1945–1970) и Пимен (1971–1990).^


  • Архимандрит Макарий (Веретенников)
    Из истории русской иерархии XVI века

    Православный календарь

    Август 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    30 31 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31 1 2

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме

    Тема: Earning money at home!
    Написал: ReginaLAM   19.08.2018
    Тема: Earning money at home!
    Написал: ReginaLAM   19.08.2018
    Тема: ??? ?????????? ? ???????...
    Написал: ReginaLAM   19.08.2018
    Тема: ????????? ????? ????!
    Написал: ReginaLAM   19.08.2018
    Тема: ????????? ????? ????!
    Написал: ReginaLAM   19.08.2018

    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.