Вход

Изображения в галерее

827_83.jpg
803_76.jpg
476.jpg

Главная

Страдание святого мученика Зосимы воина


      В то время, как Римским государством управлял император Траян1, еллины, как известно, еще объяты были идолослужением и великой духовной слепотой, — и потому на Церковь Божию, в его царствование, вскоре же воздвигнуто было лютое гонение.
     В эту пору среди еллинов жил некий знаменитый муж, по имени Домитиан — игемон Антиохии Писидийской2; придя однажды к царю Траяну, он просил дать ему власть над христианами, дабы всех, кто не пожелает принести жертву богам, принуждать к тому тяжкими муками. Получив от царя такую власть и облекшись в диавольскую броню, он, подобно льву, воспылал гневом на тех, кто решался твердо до конца сохранять свою веру во Христа. Проходя как-то через страну Созопольскую, он раз приблизился к городу, называемому Аполлония3. В этом городе жил некий еллин, воин, по имени Зосима, который все время стремился стать последователем Христовой веры. Услышав о приближении игемона и о наступающем гонении, он, сняв с себя воинское оружие, решил присоединиться ко святой церкви и, научившись вере во Христа и приняв святое крещение, стал стремиться к христианским добродетелям и упражняться в чистоте и целомудрии, в посте и молитвах.
     Спустя несколько дней, после того так игемон Домитиан пришел в тот город, приступил к нему один из идолослужителей и сказал:
     — В этом городе проживает некий воин, по имени Зосима, который презирает царя и твою власть: он отвергся воинского чина, которым был облечен от царя Траяна, и сбросил с себя оружие свое; он называет себя христианином и за ничто считает наших богов; гнушается он также царских законов и презирает царскую власть.
     Услышав это, игемон сказал:
     — Приведите этого Зосиму сюда, на судилище.
     Тогда стражи царские, по повелению игемона, отправившись к Зосиме, схватили его и привели на суд.
     Игемон увидев его, спросил:
     — Ты Зосима?
     Воин Христов отвечал:
     — Я — Зосима, раб Господа моего Иисуса Христа.
     После этого игемон сказал:
     — Прежде всего поведай, в каком ты чине, а потом скажешь — и чей раб.
     Святой на это ответил:
     — По чину я был воином вашего царя земного, но отвергся ваших пагубнейших богов и стал воином Царя небесного, Христа, истинного Бога.
     — О пребеззаконный, — сказал тогда Домитиан, — имя Христово тебе не поможет, но принеси лучше жертву богам, и тебе простится твой грех против царя нашего Траяна, от которого ты почтен воинским чином.
     Тогда святой сказал:
     — Ни за что я не принесу жертвы вашим богам.
     После этого Домитиан приказал отвести воина Христова в темницу.
     Наутро святой, со связанными назад руками, снова приведен был на судилище, и игемон повелел повесить его на мучилищном дереве. Когда мученик был повешен, Домитиан сказал ему:
     — Нечестивый Зосима, принеси жертву богам, а то все члены твои сейчас подвергнутся жестоким мукам.
     На это святой отвечал:
     — Не только словами, но даже и ранами не убедить меня, чтобы я принес жертву твоим богам.
     Тогда игемон приказал жестоким воинам нещадно бить святого мученика. Когда начали мучить святого Зосиму, он сказал игемону:
     — Напрасно трудятся слуги твои, ибо меня укрепляет Господь, и я не ощущаю наносимых мне ран.
     И долго мучили святого, так что и земля обагрилась уже кровию его. Наконец мученик велегласно возопил ко Господу: «Господи Боже всесильный, седящий на престоле славы Своей, создавший небо, основавший землю и собравший воды воедино место, — надежда наша и упование рабов Своих, услышь меня, молящегося Тебе, и недопусти, чтобы я был побежден угрозами мук или самыми муками, дабы все неверующие имени Твоему через меня познали Тебя, Единого истинного Бога!»
     Когда святой молился, вдруг послышался голос с неба: «Мужайся, Зосима, ибо Я с тобой, и ничто тебя не одолеет». И этот голос слышали Домитиан и все бывшие с ним, и некоторые при этом даже воскликнули: «Велик этот волхв!»
     А другие говорили: «Это не волхв, но раб Христа, Бога его, и поистине велик Бог христианский, от Коего сейчас был ниспослан голос сей!»
     Тогда игемон приказал четырем воинам растянуть святого крестообразно на земле; страдалец же Христов, и без того уже измученный, возвел очи к небу и сказал: «Господи Боже мой, разумевающий помышления человеческие, надежда христиан, прибежище и покой находящихся в бедах, избавь меня от пагубного коварства бесослужителя Домитиана, дабы все предстоящие познали Тебя, что Ты есть Бог живый сущий прежде всех веков, — что Ты существуешь от века».
     И в то время многие из предстоявшего народа, удивляясь великому терпению мученика, уверовали во Христа; игемон же, видя все это и боясь, как бы все не обратились к христианской вере, пристыженный, ярясь и даже скрежеща зубами, стал размышлять, какой бы лютой смертью погубить раба Христова. Наконец он повелел принести медный одр и разложив под ним сильный огонь, чтобы сжечь мученика. Когда этот одр был сильно раскален, он приказал положить на него нагим святого страстотерпца. И лишь только Зосима, сотворив на себе крестное знамение, взошел на одр, как тотчас же Господь претворил огонь в росу; ибо через ангелов Своих Он снизошел на помощь к мученику. И в то время, как все предстоящие думали, что мученик скончался от лютого огня, ангелы Господни, подъяв святого с одра, на виду у всех, поставили его около одра живым и нисколько не поврежденным. Народ, видя такое чудо, прославил истинного Бога, Который, послав святых ангелов Своих, избавил раба Своего от огня; и многие тогда обратились ко Христовой вере. Игемон же, восстав с своего судейского места, со стыдом отправился домой, а мученика приказал взять и держать под стражей.
     Вскоре после этого игемон Домитиан, отправляясь в город Кононейский4, приказал вести за собой связанным и мученика Зосиму, чтобы там в мучениях умертвить его. Придя в этот город и воссев на судилищное место, он приказал обуть мученика в железные сандалии, в которых были набиты острые гвозди, и привязать его железной цепью к молодым необъезженным коням, чтобы он шел за ними. Святой же, будучи привязан к тем коням, в железных с гвоздями сандалиях, так быстро бежал, что, казалось, перегонял даже коней, ибо с ним был Господь, помогавший ему. При этом святой так говорил: «Господи Боже, дающий ногам моим быстроту оленя, даруй мне терпение до конца!»
     Игемон, видя такое терпение мученика, повелел заключить его в темницу и отнюдь не давать ему ни пищи, ни питья, чтобы он погиб от голода и жажды. Через три дня, в продолжение которых святой пребывал без пищи и питья, двое прекрасных юношей вошли в темницу; из них один нес чистый хлеб, а другой — воду в сосуде; и сказали они святому: «Прими сей драгоценный дар, посланный тебе от Господа Бога твоего». Мученик же Христов, взяв его, ел и пил, и, укрепившись телом, так воззвал ко Господу: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты умилосердился надо мной и не презрел меня, но насытил небесным Твоим хлебом и питием; хвалю и славлю величие Твое во веки, аминь».
     На следующий день игемон, снова воссев на судилищное место, повелел привести к себе мученика Христова. Святой предстал со светлым лицом: ум же его в то время был всецело устремленным ко Господу. Игемон удивился, увидев мученика нисколько не изменившимся в лице после таких мук и сказал ему:
     — О Зосима, так как ты теперь, по-видимому, пришел в себя, то принеси жертву богам, чтобы более не подвергаться ранам и не умереть лютой смертью.
     На это святой отвечал:
     — Ты, если хочешь, принеси жертву подобным тебе бесам, а я, как и прежде говорил, служу одному Богу моему.
     После этого разгневанный игемон повелел снова повесить мученика на дерево и при этом сказал ему:
     — Видишь ли, окаянный, сколь многим мукам подвергаешься ты? Неужели ты все-таки еще не послушаешься меня и не принесешь жертвы богам?
     Святой на это ответил:
     — Любящий Бога живого ни во что вменяет эти муки.
     И повелел игемон строгать тело мученика железными гребнями. Святой же мученик, претерпевая все эти страдания, громким голосом воззвал к Богу:
     «Ныне я особенно познаю милосердие Твоего благоутробия, Христе, Творец света, так как Ты укрепил меня мужественно все претерпеть и даже словом не обнаружить страданий, дабы в моих муках еще более уразумели силу Твоего Божества».
     Когда святой произнес это, правитель приказал снять его с мучилищного дерева и снова поставить его перед собой; когда это было исполнено, он сказал ему:
     — Много мучений ты перенес ради Христа своего, и все же никакого облегчения не получил; итак, приступи и принеси хотя теперь жертву богам.
     Святой на это ответил:
     — О Домитиан, лютейший, бесчеловечный и исполненный всякого нечестия мучитель! Убойся небесного Бога, оставь свое заблуждение и не называй идолов богами: ведь, они бесы, а не боги.
     Тогда игемон сказал:
     — Ты ли, пребеззаконнейший человек, дерзаешь наших богов называть бесами, — богов, которым в известные дни празднует весь мир?
     На это мученик сказал:
     — Те праздничные ликование, которые теперь приносятся твоим богам, во аде пусть будут после возданы и тебе, и царю твоему, и всем верующим в них.
     После этого правитель снова приказал повесить святого Зосиму на мучилищное дерево и опалять чрево мученика зажженными свечами.
     Тогда страдалец сказал правителю:
     — Не только чрево мое, но и все тело мое сожги, — и все-таки никогда не победишь меня, ибо со мной укрепляющий меня Христос: и даже желаю быть умерщвленным тобой, так как ведь это слава моя перед Христом, если я умру за Него.
     Не зная, что бы еще сделать с мучеником, правитель, наконец, осудил его на смерть, именно — на усечение главы его секирой. Когда святого Зосиму вели на место казни, он так молился Господу: «Господи Боже мой! Призри на меня, грешного, и приими душу мою с угодившими Тебе от века, так как Ты слава моя и похвала от ныне и во веки вечные».
     Когда мученик подошел к тому месту, где обыкновенно казнили, он был усечен мечом, и таким образом положил честную главу свою за Христа своего. Это произошло 19 июня, в городе Кононейском, во время господства в Риме Траяна, а над нами, христианами, в царствование Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава во веки веков, аминь.

     Прим.
  • 1 Царствовал с 89 по 117 г.^
  • 2 Писидия — область на юге Малой Азии, рядом с Киликией.^
  • 3 Во Фракии, у Понта; в этом городе, между прочим, находился храм в честь Аполлона, с колоссальной его статуей. В Византийскую эпоху он был известен под названием Содзополис. Ныне это — незначительное Сидзеболи.^
  • 4 В Писидии, на пути в Персию.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Июль 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    29 30 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31 1 2

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.