Вход

Изображения в галерее

820_41.jpg
68_2.jpg
808_62.jpg

Главная

Память святого апостола Иуды, брата Господнего по плоти


      Святой апостол Иуда принадлежит к числу 12 учеников Господа. Он происходит из племени Давида и Соломона. Святой Иуда родился в галилейском городе Назарете от праведного Иосифа, которому потом была обручена Пречистая Дева Мария. С точностью неизвестно, кто была мать Иуды. По мнению некоторых, это была Саломия1, — дочь Аггея, сына Варахиина, брата святого Захарии, отца святого пророка и предтечи Господня Иоанна. Сей Иуда был братом святого апостола Иакова Праведного, предстоятеля Иерусалимской церкви2. Святой апостол Иуда называется обыкновенно Иудой Иаковлевым, то есть братом апостола Иакова3. Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним по плоти, тем более, что согрешил перед Господом, во-первых, своим маловерием, а во-вторых, небратолюбием, что Иуда согрешил маловерием, об этом свидетельствует святой Иоанн Богослов, говоря: Ибо и братья Его не веровали в Него (Ин 7,5).
     Объясняя это место Евангелия, святой Феофилакт4 разумеет здесь под братьями Христовыми детей Иосифа. Именно, он говорит:
     — Поношение доставляли Ему — т.е. Христу — и братья, дети Иосифа (среди которых был и сей Иуда); откуда же у них такое неверие к Нему? От своей собственной дурной воли и от зависти, ибо родственникам свойственно завидовать своим более, чем посторонним.
     Итак, отсюда ясно, что Иуда согрешил перед Господом своим маловерием.
     Но Иуда, кроме того, оказал Христу и небратолюбие, как о том пишется в житии Иакова, брата Божия. Когда Иосиф, по возвращении из Египта, стал делить землю свою между своими детьми, рожденными от первой жены, то он пожелал уделить часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно и нетленно от Пречистые Девы Марии, — тогда бывшему еще малым отроком. Но три сына Иосифовы не захотели принять Христа к себе в долю, как рожденного от другой матери; только четвертый сын — святой Иаков принял Его в совместное владение частью своей и оттого назван потом братом Божиим. Сознавая эти свои прежние грехи — маловерие и небратолюбие — Иуда и не осмеливался именовать себя братом Божиим, но только называл себя братом Иакова, как он и пишет в своем послании: Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова (Иуд 1,1).
     Кроме названия Иуда Иаковлев, апостол Иуда имеет еще и другие названия. Евангелист Матвей называет его Леввеем и Фаддеем. Названия эти даны апостолу Иуде не без причины, а именно: слово «Леввей» значит: «сердечен». По отношению к апостолу Иуде это название будет означать, что он — Иуда, после соделанных им по неведению прегрешений против Христа Бога, когда уверился в том, что Иисус есть истинный Мессия — Христос Бог, то соединился с Ним всем сердцем своим.
     Апостол Иуда называется еще Фаддеем, что значит: «хвалящий», ибо он прославлял и исповедал Христа Бога и возвестил Евангелие многим народам.
     О жизни и деятельности святого апостола Иуды нам известно очень немногое. Известно лишь, что в конце царствования Домициана5 два внука Иуды, занимавшиеся обработкой земли собственными руками, были приведены, по наветам еретиков, к сему императору, как потомки Давида и родственники Господа; но когда император убедился, что никакой политической опасности они для него не представляют, они были отпущены на свободу.
     Апостол Иуда, подобно другим «братьям Господа» по плоти понес многие благовестнические труды, распространяя Евангелие Христово. Вскоре же после вознесения Господа Иисуса Христа на небо, Апостол Иуда, как и все вообще апостолы Христовы отправился на проповедь Евангелия. По свидетельству церковного историка Никифора6, «божественный Иуда, не Искариотский, а иной, которому было двоякое наименование Фаддей и Леввей, сын Иосифа, брат же Иакова, сброшенного с крыши храма Иерусалимского, проповедовал Евангелие и распространял христианство сначала в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, потом в Аравии, Сирии и Месопотамии, наконец пришел в город Едессу, принадлежавший царю Авгарю7, где еще раньше его проповедовал Евангелие другой Фаддей, один из семидесяти апостолов. Здесь апостол Иуда докончил и исправил то, что не было окончено тем Фаддеем»8.
     Есть известие, что святой апостол Иуда проповедовал христианство и в Персии, откуда и написал на греческом языке свое соборное послание. Побуждением или поводом к написанию сего послания послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые обращали благодать Божию в случаи к беззаконию и под видом свободы христианской дозволяли себе всякие мерзкие дела. Это, краткое послание, заключает в себе много глубоких и назидательных мыслей. В нем содержится частью учение догматическое: о таинстве Святой Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; частью же учение нравственное: увещание избегать нечистоты греховной — плотской, хулы, гордости, непослушания, зависти, ненависти, коварства и лукавства; апостол советует всякому быть постоянным в должности своей, в вере, в молитве, в любви — советует заботиться об обращении заблудших, сохранять себя от еретиков, душевредные нравы которых он изобразил ясно и объявил, что еретики те погибнут, подобно жителям Содома (Иуд 1,7 и след.).
     Кроме того, в своем послании святой апостол Иуда говорит, что недостаточно для спасения быть только обращенным из язычества в христианство, но должно при вере делать добрые дела, приличные христианству и достойные спасения, и приводит в пример наказанных Богом ангелов и людей. Ангелов Бог связал вечными узами во мраке и хранит их на Страшный суд Свой за то, что они не сохранили своего достоинства (Иуд 1,6). Людей же, изведенных из Египта, Бог погубил в пустыне за то, что они впали в разврат, живя не по закону Божию (Иуд 1,5). Так, апостол Иуда краткими словами раскрывает нам в послании своем истины великие.
     Много различных стран посетил святой апостол Иуда, проповедуя Евангелие, обращая к Христовой вере народы и наставляя их на путь спасения. В таких трудах достиг он стран Араратских и здесь, отвратив множество людей от идолопоклонства, сделал их христианами. Этим апостол сильно вооружил против себя жрецов идольских: они схватили его и, после различных мучений, повесили на кресте и пронзили стрелами. Так окончил подвиг и жизнь свою святой апостол Иуда и отошел ко Христу Богу, дабы принять от Него венец вечного воздаяния на небе9.

Тропарь апостолу Иуде, брату Господню
Тропарь, глас 1:
      Христова тя сродника, о Иудо, ведуще, и мученика тверда, священно восхваляем, прелесть поправша, и веру соблюдша. Темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Ин тропарь, глас 1:
      Чистоту душевную и житие непорочно стяжав, Пречистаго Света, нам приближшагося, быв по плоти брат и ученик, благочестия проповедник и языком учитель истинный, Иудо всехвальне, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 2:
      Твердым умом избран ученик ты явился еси и столп необорим Церкве Христовы, языком проповедал еси слово Христово, веровати глаголя во едино Божество, от Негоже прославився, приял еси дар исцелений, целити недуги притекающим к тебе, апостоле Иудо всехвальне.

Ин кондак, глас 2:
      Павлу явлься собеседник, апостоле, с сим нам проповедь возвестил еси божественныя благодати, тайноглагольниче, Иудо блаженне; сего ради вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Величание
      Величаем тя, апостоле Христов Иудо, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

     Прим.
  • 1 От сей Саломии следует отличать еще старицу Саломию — жительницу Вифлеема (нареченную бабку Господа); эта Саломия была родственницей Пресв. Девы Марии и прав. Иосифа; см. о ней в Сказании о Рождестве Христове —  и в Житии св. Иосифа Обручника.^
  • 2 Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти, по преданию сопутствовал отцу своему Иосифу, Приснодеве Марии и Младенцу Иисусу, во время бегства их в Египет. По вознесении Спасителя, он был поставлен епископом церкви Иерусалимской; он первый составил Божественную литургию. Скончался, будучи свержен иудеями с крыла церковного, в 61 или 62 году по Р.Х., ему принадлежит соборное послание, носящее его имя. Память св. апостола Иакова празднуется 23 октября/5 ноября.^
  • 3 Впрочем некоторые отличают от Иуды, брата Господня, Иуду Иаковлева (упоминаемого в Евангелии от Лк 6,16 и Деян 1,13) и к сему апостолу относят следующее, сообщаемое в Евангелии обстоятельство. Во время последней Своей прощальной беседы с учениками, Господь, возвестив им о Своем отшествии к Богу Отцу, в утешение им сказал: Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня. Кто имеет заповеди мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен Будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин 14,18—21); тогда Иуда сказал Господу: Господи! что это, что ты хочешь явить Себя нам, а не миру (Ин 14,22). Из этого вопроса видно, что апостол Иуда еще не расстался с любимой мыслью иудеев о Мессии, как о земном царе, и понимал обещанное явление Господа в смысле видимого, чувственного явления, во славе земного царя и завоевателя. Господь ответом Своим дал ему понять, что Он — не земной царь, и явление Его в Царстве Своем не есть явление видимое, внешнее, телесное, но внутреннее, духовное, — таинственное общение Его с верующими (Ин 14,23).^
  • 4 Блаженный Феофалакт, архиепископ г. Ахриды в Болгарии, известен своим толкованием на четвероевангелие, в котором он следует во многом св. Иоанну Златоусту. Скончался около 1085 г.^
  • 5 Император римский Домициан царствовал с 81 по 96 г.^
  • 6 Никифор Каллист — греческий историк XIV века, оставивший нам «Историю Церкви».^
  • 7 Этому Авгарю, по преданию, Иисус Христос послал Свой нерукотворенный образ. Едесса — город в Месопотамии.^
  • 8 Память этого св. апостола Фаддея — 21 августа/3 сентября, а также и 4/17 января.^
  • 9 Св. aп. Иуда скончался около 80 г. по Р.Х. По месяцеслову имп. Василия ап. Иуда был в Месопотамии в Едессе, где уврачевал Авгаря, а после в городе Арате на кресте пронзен стрелой; по славянскому прологу ап. Иуда пострадал на Арадском острове. Есть город и остров Арад, но в Финикии, а не в Месопотамии. По армянскому преданию ап. Иуда прибыл в Армению около 60 года и встретился здесь с апостолом Варфоломеем в г. Арташате на Араксе; многих он просветил, и пригвожден ко кресту в 72 г. в Ормии в Великой Армении, — ныне Урмия. В таком случае Арат следует искать около гор Араратских. (Месяц, арх. Сергия, т. 2, зам. 19 июня).^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Июль 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    29 30 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31 1 2

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.