Вход

Изображения в галерее

823_15.jpg
806_29.jpg
130.jpg

Главная

Житие преподобного отца нашего Зосимы, епископа Вавилонского


     Преподобный Зосима, прозванный Киликсом (так как был родом из Киликии1), от юности своей возлюбил Бога. Отвергшись мира, он пришел на Синайскую гору2, облекся здесь в иноческий чин и начал подвизаться в посте и молитвах. Однако он не долго пробыл на Синае. Стремясь к тишине и безмолвию, Зосима еще в молодых летах отошел с Синайской горы в пустыни Ливии3, и там поселился в одном пустынном месте, называемом Аммониак. Здесь он стал жить в полном уединении, заботясь об угождении единому Богу. Однажды он увидал в пустыне той старца, одетого в колючую власяницу. Приблизившись к нему, Зосима хотел поклониться старцу и по обычаю испросить у него благословения. Но старец предупредил его, сказав:
     — Зачем ты пришел сюда, Зосима? Иди отсюда, ибо тебе не должно здесь оставаться.
     Думая, что старец знает его издавна, Зосима, поклонившись ему и испросив благословения, сказал:
     — Молю тебя, отче, окажи мне благоволение! Скажи мне, как ты знаешь меня?
     Старец ответил:
     — Раньше двух дней тому назад явился ко мне муж, чудный видом, и сказал мне: вот придет к тебе один инок с Синайской горы, по имени Зосима; не давай ему благословения на пребывание в этой пустыне. Я хочу поручить ему церковь Вавилонскую, что в Египте4.
     Сказав это, пустынник отошел от Зосимы на расстояние брошенного камня и стал на молитву, воздев руки свои к Богу. Молился он около двух часов; потом, окончив молитву, старец снова подошел к Зосиме и, отечески обняв его, облобызал его и сказал:
     — Чадо мое любезное, хорошо, что ты пришел сюда. Поистине, тебя привел ко мне Бог, чтобы ты предал тело мое земле, так как я отхожу к Господу.
     Тогда Зосима спросил старца:
     — Много ли лет пребываешь ты, отче, на этом месте?
     И старец ответил:
     — Вот уже исполнилось сорок пять лет моего пребывания здесь.
     При этих словах подвижника лицо его просияло, как огонь. Обратившись снова к Зосиме, старец промолвил:
     — Мир тебе, чадо, помолись о мне.
     И после таких слов лег на землю и тихо отошел к Господу Богу.
     Блаженный Зосима, выкопав могилу, похоронил честное тело великого подвижника и, пробыв на месте том два дня, возвратился на гору Синай, славя Бога.
     Во время вторичного пребывания его на Синае к нему пришел один разбойник и умолял его такими словами: «Умилосердись ко мне, авва5, сподобь меня иноческого пострижения, чтобы мне в безмолвии сокрушаться о грехах своих. Я сотворил много убийств, и вот теперь раскаялся в своей преступной и многогрешной жизни, и хочу остаток дней своих провести в плаче и сердечном сокрушении о бесчисленных моих злодеяниях».
     Преподобный Зосима, наставив этого человека, облек его в иноческий чин; но по прошествии некоторого времени, призвав к себе раскаявшегося разбойника, сказал ему:
     — Чадо, поверь мне, что тебе оставаться здесь невозможно. Если узнает кто-нибудь из сановников, что ты спасаешься у нас, то он тебя схватит. Кроме того, тебя может признать кто-нибудь из обиженных тобою и донести на тебя. Посему послушай меня, и я отведу тебя в более отдаленный монастырь.
     Инок согласился на увещание преподобного, и святой старец отвел его в киновию аввы Дорофея6, находившуюся близ Газы7. Поместив его в этой обители, Зосима воротился на Синайскую гору.
     Брат же тот прожил в киновии аввы Дорофея девять лет. Но потом, изучив псалтирь и искусившись в трудах иноческих, он снова возвратился к преподобному Зосиме и сказал ему:
     — Сотвори милость ко мне, отче, — дай мне назад мои мирские одежды, а иноческие возьми от меня.
     Преподобный спросил его с печалию:
     — Зачем, чадо?
     Тогда инок сказал ему:
     — В продолжение девяти лет пребывал я, отче, как ты сам знаешь, в киновии, упражняясь в посте и всяком воздержании, трудясь с кротостью, молчанием и страхом Божиим и повинуясь всем, в надежде на бесконечное милосердие Божие и на прощение бесчисленных грехов моих. И все же, несмотря на постоянные подвиги и труды мои, я всегда вижу пред собою дитя, которое говорит мне: «За что ты убил меня?» Это видение я вижу не только во сне, но и наяву: и когда стою в церкви, и когда приступаю к Божественным Тайнам, и когда вкушаю что-либо с братией на трапезе. Ни на один час я не знаю покоя: даже когда я иду, и тогда я вижу пред собою дитя, говорящее мне всегда одно и тоже: «За что ты убил меня?» Вот я и решил, отче, идти туда, где я совершил свои разбои, чтобы меня схватили и предали суду. Мне необходимо умереть за убиение того дитяти.
     Итак, взяв у преподобного отца мирские одежды, инок тот ушел в мир. Когда он пришел в город Диосполь8, он был схвачен, и на другой же день восприял казнь, будучи усекнут мечом. Так отошел он к Господу Богу, омыв своей кровью грехи свои.
     Вскоре после этого события преподобный Зосима, томимый непреодолимым желанием жить в тишине и безмолвии пустыни, снова задумал оставить Синайскую гору. И вот. взяв с собой ученика своего Иоанна, преподобный отправился с ним в пустыню, носившую название Порфирион9. Проходя по этой пустыне, они встретили двух отшельников: один из них был родом из Галатии10 и носил имя Павла, а другой происходил из Мелетинской области11 и назывался Феодором, иноческое же пострижение принял в монастыре аввы Евфимия Великого12. Тот и другой подвижник носили одежды из кожи буйвола. Преподобный Зосима поселился со своим учеником вблизи тех пустынников на расстоянии около двух поприщ13 и прожил там два года.
     Но потом ученика преподобного Зосимы, Иоанна ужалила змея: все тело его пропиталось ядом; кровь хлынула из глаз, ноздрей, ушей и изо всех кожных отверстий и пор, и Иоанн скончался.
     Блаженный Зосима сильно опечалился и пошел к упомянутым выше двум пустынникам. Те, увидав его в сильной скорби, прежде чем Зосима что-нибудь сказал им, предупреждая его, промолвили:
     — Что авва Зосима, умер брат твой?
     Зосима, изумившись их прозорливости, возвестил им об обстоятельствах смерти своего ученика, которые и без того были известны старцам.
     Тогда оба подвижника, восстав, пошли вместе с Зосимою к брату Иоанну. Увидав на земле умершего, они сказали:
     — Не скорби, авва Зосима, — Бог поможет тебе.
     И после этих слов громко возгласили, обратившись к умершему:
     — Брат Иоанн, встань, ибо тебя зовет твой авва.
     Мертвый тотчас же ожил и встал с земли. Тогда старцы отыскали змею и разорвали ее надвое; потом сказали преподобному Зосиме:
     — Авва, мы неложно возвещаем тебе волю Божию: иди на Синайскую гору, потому что Бог хочет поручить тебе епископство в Вавилонской церкви, что в Египте».
     Услышав это, преподобный Зосима принял благословение от святых пустынников и, взяв с собой ученика своего Иоанна, снова возвратился на Синай.
     По прошествии некоторого времени авва Синайской горы14 послал блаженного Зосиму, вместе с двумя другими иноками, из-за нужд Синайских монастырей, в Александрию15. Александрийский патриарх полюбил блаженных старцев и, удержав в городе, рукоположил их, одного епископом в Илиополь16, другого епископом в Леонтополь17, а Зосиму в Вавилон Египетский. Ибо в древности было два Вавилона: первый — знаменитейший и древнейший — находился в Халдейской земле18, и в нем царствовали Навуходоносор и все халдейские цари, а другой — менее известный и меньший по объему и количеству жителей находился в Египте. Этот город основали на берегу реки Нила переселенцы из древнего Вавилона, назвавшие новое место поселения своего по имени своей оставленной родины.
     В этом-то Вавилоне Египетском преподобный Зосима, по изволению Божию и согласно пророчеству пустынников, принял престол архиерейский и начал пасти стадо Христово. Он добре управлял святою Церковью, образ бывая стаду словом, действием и чистотою (1 Тим 4,12). Довольно долго пробыл он во главе Вавилонской церкви и многих наставил на путь спасения. Когда же святой достиг глубокой старости, то, видя свою телесную немощь и ожидая близкую смерть, оставил епископский престол и снова возвратился на гору Синай, место своего прежнего жительства. Здесь, пожив немного, святой скончался о Господе19 и в лике святых иерархов предстоит теперь пред Владыкою нашим, Господом Иисусом Христом, Ему слава во веки. Аминь.

     Прим.
  • 1 Киликия — область Малой Азии, расположенная в юго-восточной части ее, на границах с Сириею и по южному берегу Средиземного моря.^
  • 2 Гора Синай представляет собою, собственно, группу гор, состоящих из гранитных скал, прорезанных и окруженных крутыми и шероховатыми долинами. Лежит почти посредине известных рукавов Чермного (Красного) моря, образующих собою Синайский полуостров. Они состоят из трех горных хребтов. Юго-восточная вершина среднего хребта и была местом известного Синайского законодательства. С IV в. по Р.Х. Синайская гора стала излюбленным местом подвижников и была вся усеяна монастырями.^
  • 3 Ливия — провинция в северной Африке, к западу от Египта. Прилегающая к Средиземному морю, часть Ливии была обитаема, другая же, уходящая в глубь материка, представляла пустыню с несколькими оазисами. Это самая восточная оконечность известной пустыни Сахары, простирающейся от Египта почти до самых берегов Атлантического океана.^
  • 4 О Вавилоне Египетском см. ниже в самом тексте жития.^
  • 5 Авва — сирское слово, значит «отец». Это наименование давалось обыкновенно начальникам монастырей, а также и старшей братии. Новоначальный инок, отданный для искуса под руководство какому-нибудь опытному старцу, также обращался к нему с этим словом — авва.^
  • 6 Преп. Дорофей жил и подвизался в конце VI и начале VII века. Прежде чем удалиться в пустыню для иноческих подвигов, он в молодых летах много занимался науками. Потом, сделавшись иноком, он с тою же любовью и неутомимостью предался упражнению в добродетели. Обитель, в которой он подвизался, была основана собственно Серидом, жившим в VI в., но авва Дорофей пользовался среди современного монашества такою известностью, что эта обитель часто называлась его именем. Обитель эта представляла собой такой вид общежительного монастыря, в котором братия не только стол, но и одежду и т.п. получает от монастыря, по распоряжению настоятеля, а со своей стороны весь свой труд и его плоды представляют обязательно на общую потребу монастыря. Такие обители и назывались киновиями (от греч. слов — кинос — общий, и виос — жизнь). Память преподобного Дорофея (по месяцеслову Сергия архиепископа Владимирского) 5/18 июня.^
  • 7 Город Газа расположен на восточном берегу Средиземного моря, в самой южной оконечности Палестины, недалеко от Египта; некогда он был южным пределом хананеев. Во время могущества римлян Газа был значительный торговый город Палестины; это значение поддерживалось за ним некоторое время и позднее во время Византийской империи. Но с течением времени этот цветущий город потерял все свое значение, и теперь только песчаные холмы и жалкие развалины служат свидетельством, что здесь существовал великий город.^
  • 8 Диосполь — Палестинский город на северной дороге от Иерусалима к Иоппии (Яффе).^
  • 9 Разумеется, по-видимому, пустыня, находившаяся около города Порфириона, что в Финикии, близ Кармильской горы (к югу от Птолемаиды). Пустыня эта и в особенности Кармильская гора были наполнены иноками.^
  • 10 Галатия — небольшая гористая, но плодородная провинция Малой Азии, лежавшая между Вифинией, Понтом и Каппадокией. Название получила от галатов — воинственных племен Гальского или Кельтического происхождения.^
  • 11 Мелетина — область в северной части Малой Армении, недалеко от р. Евфрат. При императоре Траяне (98— 117 гг.) здесь разрослось до размеров значительного города селение того же имени, что и область.^
  • 12 Преп. Евфимий Великий был родом также из Мелетины. Подвизался он в Палестине, где основал две обители: одну — в пределах Иерихонских, в 14-ти верстах от Иерусалима на северо-восток, а другую — в 4-х верстах от первой, на горе. Он собрал вокруг себя много славных подвижников, из которых некоторые положили начало многим обителям. Скончался на 97 году от рождения, в 473 году. Память его празднуется 20 января/2 февраля.^
  • 13 Поприще — мера расстояния; оно равнялось нашим 690 саженях. Два поприща, таким образом, составляют 1380 саженей или около 3-х верст.^
  • 14 Монастыри Синайской горы находились под ведением одного общего начальника — аввы Синайской горы.^
  • 15 Александрия была главным городом Египта и северо-африканских провинций. Основана была Александром Македонским в Нижнем (Северном) Египте, при устье Нила. После Рима Александрия считалась первым городом в мире и служила центром торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а в первые века христианства рассадником христианского просвещения. С V в. епископ Александрии пользовался титулом патриарха и ему были подчинены все церкви Египта, Ливии и Северной Африки: Синайский полуостров, с его монастырями, также находился в ведении Александрийского патриарха. В настоящее время Александрия (по-турецки и по-арабски Искандеры) принадлежит к числу важнейших торговых пунктов при Средиземном море, с населением до 230 000 жителей.^
  • 16 Илиополь — город в Африке; находится на правом берегу Нила, на одном из его восточных рукавов, — на юге Нижнего Египта.^
  • 17 Леонтополь — город в среднем Египте.^
  • 18 Халдея находилась в Месопотамии по pекам Тигр и Евфрат.^
  • 19 Скончался в конце VI века.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Декабрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    26 27 28 29 30 1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31 1 2 3 4 5 6

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.