Вход

Изображения в галерее

77.jpg
806_19.jpg
818_20.jpg

Главная

Священномученик Николай (Казанский)


     Родился в 1874 году в селе Дмитровке Бердянского уезда в семье священнослужителя. После окончания Таврической духовной семинарии Николай Федорович женился на Елене Михайловне. Вскоре, влекомый внутренним призванием, он принимает священный сан. Хиротонию совершил владыка Николай (Зиоров)1.
     Нам неизвестны дореволюционные годы жизни отца Николая Казанского. Видимо, она была тихой и не особенно примечательной.
После революции служил отец Николай с перерывами между арестами в кафедральном Александро-Невском соборе в городе Симферополе. Во время изъятия властями церковных ценностей он во всем поддерживал архиепископа Никодима (Кроткова)2, боролся с обновленчеством.
     В 1922 году его арестовали вместе с владыкой Никодимом и группой других священнослужителей. Их обвинили в «сопротивлении изъятию церковных ценностей; расхищении и сокрытии их; небрежном хранении; симуляции кражи ценностей; ведении пассивной обороны против изъятия». 1 декабря 1922 года его приговорили к 3 годам тюремного заключения. На суде отец Николай держал себя твердо и уверенно, отстаивая церковную позицию и объясняя несправедливость изъятия богослужебной утвари. Отбывал срок в нижегородской тюрьме вместе с архиепископом Никодимом.
     В 1925 году вернулся домой. Отец Николай во всеуслышание говорил о неправдах, творимых в стране, обличал обновленцев. Власти пытались запугать священника и заставить его замолчать, но он смело стоял за веру. За выступления против обновленчества был вновь арестован в 1927 году и приговорен к тюремному заключению.
     По возвращении из тюрьмы священник с прежней ревностью приступил к служению. Отец Николай ведет переписку с бывшим Таврическим архиереем Димитрием (Абашидзе)3, получая от него ценные духовные советы и наставления. Служил отец Николай в Всехсвятской церкви Симферополя. Спокойный, приветливый, благодушный, в годы лютых гонений он пытается сохранить мир и порядок внутри церкви. Сам постоянно пребывая в молитве и страхе Божием, научает этому и ближних. Не выдерживая напряжения, некоторые из близких спрашивали у отца Николая: «Не наступает ли конец света в связи с трудными временами и оскудением веры в Бога?» На что он смиренно отвечал по Евангелию: «Этого никто не знает».
     На проповедях священник не перестает говорить о том, что «в последнее время отступят некоторые от веры, внимая духам обольщения и учениям бесовским...» Отец Николай, неотступно раскрывая обновленческое прельщение, нелицеприятно говорил о воинствующем атеизме и о тех, кто, оставив истинную веру своих предков, потянулся к болотным огонькам сомнительных социальных переустройств.
     С 1932 года становится ближайшим помощником епископа Порфирия (Гулевича)4, их объединяло совпадение взглядов на духовную и общественную жизнь.
     В 1932 году в церковь на работу устроился староста Николай Тайнов, секретный сотрудник НКВД, который доносил властям на священнослужителей и прихожан.
     В 1933 году отца Николая снова арестовали, но через три месяца выпустили. Вернувшись в церковь после третьего ареста, отец Николай рассказывал прихожанам о гонениях на Церковь и священнослужителей, о творящихся беззакониях и о помощи НКВД обновленцам. За каждым богослужением отец Николай призывал молиться о всех владыках, священнослужителях и мирянах, томящихся в лагерях и тюрьмах. Об этих беседах и проповедях церковный староста Николай Тайнов сообщал в НКВД.
     В октябре 1936 года отец Николай был арестован вместе с епископом Порфирием и еще десятью священнослужителями. Начались бесконечные допросы, бессонные ночи, издевательства, имеющие одну цель — сломить подследственного и заставить его оклеветать самого себя. Но священник в свои 62 года держится бодро, на вопросы отвечает без лукавства — просто и прямо. Его обвиняют в поминовении гонимых священнослужителей во время литургии, и он это подтверждает: «Да, при каждом богослужении я, как священнослужитель, призываю верующих молиться за заключенных в тюрьмах и находящихся в изгнании, подразумевая в последнем случае высланных советской властью людей».
     Его обвиняют и в том, что в беседах с верующими он говорил, что советская власть антихристова, потому что отрицает существование Бога. Протоиерей Николай без смущения и страха отвечает следователю: «Да, я заявляю, что советская власть, как распространяющая безбожие, является антихристианской властью».
     Из допроса:
     — К какой церковной ориентации вы принадлежите?
     — На протяжении всей своей религиозной деятельности я принадлежу к тихоновской ориентации.
     — Почему же вы примыкаете именно к этому реакционному течению?
     — Потому что считаю, что истинно Православная Церковь должна остаться нерушимой при любой власти, в том числе и при советской.
     — Вы также одобряете контрреволюционную деятельность представителей староцерковного течения, находящихся сейчас в белой эмиграции, таких как, например, Антония Храповицкого?5
     — Деятельность эмигрировавших за границу церковников Храповицкого и других я не одобряю, потому что религия не связана с образом правления государственной власти.
     Отец Николай виновным себя не признал.
     3 января 1937 года епископ Порфирий, протоиерей Николай и другие были осуждены по обвинению в участии в «нелегальной деятельности некоторых монашеских подпольных организаций». Приговор — 5 лет ссылки.
     Отца Николая выслали в Красноярский край на поселение в деревню Новоселово. Но и там старцу не давали покоя, так как он в любых обстоятельствах отказывался снять священническую одежду. В ноябре 1937 года его снова арестовывают. Обвинения все те же: ярый тихоновец и враг советской власти. Практически после собеседования, без суда и следствия его осуждают на десять лет. Здоровье батюшки пошатнулось, и его пометили в колонию для инвалидов.
     В 1939 году он пишет жалобу начальнику Управления НКВД из Красноярской колонии инвалидов о том, что его осудили без суда, и он не знает даже за что. Но это не изменило положения страдальца. Были вызваны несколько ложных свидетелей, оформлены необходимые показания, и протоиерей Николай Казанский теперь уже без грубых нарушений социалистической законности получил десять лет.
     Умер отец Николай, в возрасте 68 лет, 20 октября 1942 года в республике Коми, где располагался Устьвытлаг.
     В 1989 году прокуратура Красноярского края реабилитировала протоиерея Казанцева Николая. Священный синод УПЦ в 1998 году канонизировал отца Николая как местночтимого святого Крымской епархии, в которой он служил большую часть своей свободной от арестов и ссылок жизни. Спустя два года, Архиерейский Собор РПЦ в составе Собора новомучеников и исповедников Российских, канонизировал отца Николая как новомученика. Память 7/20 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Крымских святых.

     Прим.
  • 1 Николай (Зиоров Михаил Захарович; 21.05.1851, Новомиргород, Херсонская губ. — 20.12.1915) архиепископ Варшавский и Привисленский. Член Государственного Совета Российской империи. Род. в семье протоиерея, первоначальное образование получил в дворянской Златопольской гимназии, далее в Одесской ДС. В 1875 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия и 10.10 назначен учителем Рязанской ДС. 30.09.1883 г. и. д. инспектора Вологодской ДС. 8.11.1885 — инспектор Могилевской ДС. 25.09.1887 г. постриг, 27.09 иеродиакон, 1.10 иеромонах и 16.11 назначен ректором Могилевской ДС. 22.11.1887 г. архимандрит. 30.05.1889 — ректор Тифлисской ДС. С 29.09.1891 г. епископ Алеутский и Аляскинский. В 1897 г. вместе с иеромонахом Севастианом (Дабовичем) посетил Форт Росс, оставленный русскими к тому моменту уже около полувека. С 14.09.1898 г. еп. Таврический и Симферопольский. С 26.03.1905 г. архиепископ Тверской и Кашинский, но по болезни на кафедру не поехал. С 8.04.1905 по 1908 г. на покое в одном из м-рей Таврической епархии. С 15.07.1906 г. член Гос. Совета от монашествующего духовенства. С 5.04.1908 г. архиеп. Варшавский и Привисленский. В 1912 г. переизбран в члены Гос. Совета от монашества. Скончался 20.12.1915 г. в Петрограде.^
  • 2 Никодим (Кротков Николай Васильевич; 29.11.1868, с. Погрешино, Нерехтский у., Костромская губ. — 21.08.1938) архиепископ Костромской и Галичский. Род. в бедной семье сельского священника. Жена — Аполинария Андреевна Успенская. По окончании в 1889 г. Костромской ДС несколько лет учитель приходской школы в с. Олешь. После смерти малолетнего ребенка, а затем жены поступил в Киевскую ДА. 13.08.1899 г. постриг с именем Никодим. Был возведен в сан иеродиакона и иеромонаха. В 1900 г. окончил Киевскую ДА со степенью кандидата богословия. С 25.02.1890 г. священник Петропавловской церкви с. Тезино Кинешемского у. Завел в церкви духовные чтения, перед которыми обычно служил акафист. Был музыкально одаренным человеком. С 1900 г. смотритель Владикавказского ДУ. В 1902 г. и. о. инспектора Кутаисской ДС. 8.01.1903 г. архимандрит, ректор Ардонской ДС (в Осетии). С 1905 г. ректор Псковской ДС. С 11.11.1907 г. епископ Аккерманский, викарий Кишиневской епархии. С 16.11.1911 г. еп. Чигиринский, вик. Киевской епархии, настоятель Михайловского Златоверхого м-ря. В мае 1916 г. совершил поездку на Юго-Западный фронт с подарками для военнослужащих. В 1918 г. арестован петлюровцами и 9 месяцев провел в плену. После освобождения остался в Крыму, получил должность председателя комитета о беженцах духовного звания при ВВЦУ. 31.08.1920 г. назначен управляющим освобождающимися от большевиков частями Кубанской и Черноморской епархий. С 23.08.1921 г. архиепископ, управляющий Таврической епархией. В 1922 г. арест по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, приговор 8 лет лишения свободы. Заболел тифом и находился в тюремной больнице, в 1923 г. освобожден по амнистии и переехал в Москву, назначен членом Св. Синода. 14.01.1924 г. арестован и выслан в Туркестанский край в Красноводск, на 2 г. В 1926 г. освобожден и вскоре вновь арестован, отправлен в Туркестан в Кзыл-Орду, затем в Турткуль. После освобождения из ссылки в 1929 года был лишен права проживать в крупных городах и на Украине. Поселился в Вичуге. С 10.07.1932 г. архиеп. Костромской и Галичский. В ночь на 4.12.1936 г. арест, приговор. к высылке в Красноярский край на 5 лет. По сост. здоровья оставлен в тюрьме, предъявлено новое обвинение в проведении контррев. деятельности, подвергнут ночным допросам, которые окончательно подорвали его здоровье. Скончался 21.08.1938 г. в ярославской тюремной больнице. Память 8/21 августа и в Соборе Костромских святых.^
  • 3 Антоний (Абашидзе Давид Ильич, в мантии Димитрий, 12.10.1867 — 1.12.1942) схиархиепископ Таврический и Симферопольский, почетный председатель Таврического отдела Русского Собрания. Род. в фамильном имении под Тифлисом, принадлежал к грузинскому аристократическому роду: по отцу из князей Абашидзе, по матери из князей Багратиони. Окончил Тифлисскую гимназию. В 1891 г. окончил Новороссийский университет и поступил в Киевскую ДА. 16.11.1891 г. постриг с именем Димитрий; 21.11 иеродиакон. В 1896 г. окончил Киевскую ДА со степенью кандидата богословия за работу «Православная Иверская Церковь в борьбе с мусульманством в XVII веке». В том же году иеромонах. С 16.08.1896 г. преподавал Священное Писание в Тифлисской ДС. Среди его учеников был Иосиф Джугашвили. С 1897 г. инспектор Кутаисской ДС. С 1898 г. инспектор Тифлисской ДС. С 1900 г. ректор Александровской ДС, архимандрит. С 23.04.1902 г. епископ Алавердский, викарий Мцхето-Карталинской епархии. С 4.11.1903 г. еп. Гурийско-Мингрельский. С 16.06.1905 г. еп. Балтский, вик. Подольской епархии. С 20.01.1906 г. еп. Туркестанский и Ташкентский. С 25.06.1912 г. еп. Таврический и Симферопольский. С 6.05.1915 г. архиепископ. В мае 1919 г. на Соборе избран членом ВВЦУ юго-востока России. С 14.09.1921 г. на покое в Топловском монастыре. 11.04.1923 г. арест, выслан из Крыма органами ГПУ. После высылки переехал в Киев и поселился в Китаевской пустыни при Киево-Печерской Лавре, после ее закрытия жил на частных квартирах. В 1928 г. постриг в великую схиму с именем Антоний. В 1933 г. арест, приговор 5 лет заключения условно; жил на частн. квартире на Козловской ул., близ Лавры. Совершал тайные службы и рукоположения; почитался духовным главой киевской группы катакомбной церкви. В 1937 г. совершил тайное отпевание экзарха Украины митр. Киевского Константина (Дьякова), замученного в тюрьме. После открытия Лавры 27.09.1941 г, сразу после занятия Киева немцами, переселился в дом бывшего блюстителя Ближних пещер, где для него был восстановлен небольшой храм. Скончался в декабре 1942 г. (по др. данным 1943 или 1944), похоронен за алтарной стеной Крестовоздвиженского храма Лавры у входа в Ближние пещеры. Память в Соборе Киевских святых.^
  • 4 Порфирий (Гулевич Поликарп Васильевич; 26.02.1864, с. Токаревка, Литинский у., Подольская губ. — 2.12.1937) епископ Симферопольский и Крымский. Род. в семье священника. В 1885 году окончил Подольскую ДС. 22.10.1886 г. священник. В 1914—1928 гг. благочинный и настоятель собора в городе Ольгополе, некоторое время преподавал Закон Божий в местной гимназии. Овдовел. Выступал против обновленческого движения. Пользовался авторитетом среди верующих. В 1927 г. постриг. С 25.06.1928 г. епископ Криворожский, викарий Днепропетровской епархии. Совершал частые богослужения, на которых неизменно произносил проповеди, активно посещал приходы епархии. С 5.09.1930 г. еп. Зиновьевский, вик. Одесской епархии. С 11.09.1931 г. еп. Симферопольский и Крымский. В 1933 г. арест, 2 месяца провел в тюрьме, освобожден. 9.10.1936 г. арест, обвинен в «проявлении излишней ревности в борьбе с обновленцами» и др. 4 мес. в тюрьме в Симферополе. Виновным себя не признал. 3.01.1937 г. приговор 5 лет высылки в Казахстан. Отбывал на ст. Уш-Тобе Каратальского р-на Талды-Курганской обл. 20.11.1937 г. арест. Обвинен в том, что он «проводил антисоветскую пропаганду и дискредитировал Советскую власть…» 1.12.1937 г. постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской обл. приговорен к смертной казни. Расстрелян на полигоне НКВД «Жаналык» в 40 км от Алма-Аты. Похоронен там же, в братских могилах. В конце 2013 г. найдено место его захоронения. Память 19 ноября/2 декабря и в Соборе Крымских святых.^
  • 5 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863-1936), митрополит. С 1889 г. ректор Санкт-Петербургской Духовной Семинарии, архимандрит. С 1890 г. ректор Московской Духовной Академии. С 1895 г. ректор Казанской Духовной Академии. Епископ Чебоксарский (1897). С 1900 г. епископ Уфимский и Мензелинский. С 1902 г. епископ Житомирский и Волынский. Архиепископ (1906). С 1914 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский. Митрополит (1917). С 1918 г. митрополит Киевский и Галицкий. Первый из трех кандидатов на Патриарший Престол. Избран членом Св. Синода. В марте 1920 г. эмигрировал в Сербию, возглавил ВЦУ за границей. Председатель Карловацкого церковного собора 1921 г.^


  • Крымский патерик

    Православный календарь

    Октябрь 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    28 29 30 1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30 31 1

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.