Вход

Изображения в галерее

Feodor.jpg
823_88.jpg
815_21.jpg

Главная

Святые Киево-Печерские из числа новомучеников Черкасских

     Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 28 октября 1997 г. к лику местночтимых святых были причислены 104 новомученика и исповедника, пострадавших за веру Христову на Черкасчине в 20-30-х гг. XX в. Чин прославления этих угодников Божиих был совершен 26 мая 1998 г. Из них 12 до вынужденного переселения на Черкасчину являлись насельниками Киево-Печерской Лавры1.

Святой преподобномученик Зинон (Беда)
     Святой преподобномученик Зинон, в миру Захария Яковлевич Беда, родился 12 мая 1867 г. в с. Мойсенцы Золотоношского уезда Полтавской губернии2 (в советское время вошло в зону затопления одного из днепровских водохранилищ). В 1890 г. Захария стал послушником Китаевской пустыни, подчиненной Киево-Печерской Лавре. В документах обители отмечено, что он «исполняет послушание... весьма усердно, честно и при скромном характере». 19 ноября 1898 г. Захария принял монашеский постриг с именем Зинон, с мая 1900 г. был свечником Китаевской пустыни, с 21 июля того же года — сторожем Ближних пещер Лавры, с февраля 1908 г. по сентябрь 1914 г. — подзаписчиком и записчиком Дальних пещер. 8 сентября 1914 г. монах Зинон рукоположен в иеродиакона и введен в число священнослужителей Дальних пещер. Позже рукоположен в иеромонаха. В 1920-х гг. был ризничим Дальних пещер. По состоянию на се-редину 1929 г. продолжал жить в Лавре на территории Дальних пещер3.
     В середине 1930-х гг. о. Зинон переехал в Черкассы, где ходил по городу и проповедовал веру Христову.
     17 октября 1937 г. о. Зинона арестовали сотрудники Черкасского районного отдела НКВД . 18 октября уже было готово обвинительное заключение, гласившее: «Из поступивших в РОНКВД сведений, в Черкассах бродячий монах проводит среди жителей агитацию, направленную на срыв выборов в Верховный Совет и мероприятий партии и правительства... Виновным себя не признал... Направить дело на рассмотрение Особой Тройки НКВД». Судебная Тройка Киевского облполитуправления НКВД приговорила о. Зинона к расстрелу. В ноябре приговор привели в исполнение. Согласно документам, на момент мученической кончины о. Зинон имел сан игумена.

Святой преподобномученик Иаков (Таценко)
     Накануне канонизации подвижника было известно только его мирское имя, и лишь в том виде, в каком оно записано в следственном деле — Иаков Ананьевич Таценко. С этим именем подвижник и был прославлен в лике святых. Позже, на основании дополнительных изысканий в архивах, удалось выяснить монашеское имя подвижника — Иустин.
     Родился угодник Божий в 1888 г. в с. Шабельник Чигиринского уезда Киевской губернии. 22 октября 1908 г. Иакова приняли в число братии Киево-Печерской Лавры на испытательный срок, а 26 января 1909 г. — на постоянное послушание. В связи с Первой мировой войной, 30 декабря 1914 г. послушник Иаков был мобилизован в действующую армию, откуда вернулся в Лавру 17 августа 1918 г. и затем нес послушание в ведомстве екклесиарха. 16 декабря 1921 г. Иаков принял монашеский постриг с именем Иустин. 23 ноября 1923 г. в киевской Железной церкви свт. Иоанна Златоуста монах Иустин был рукоположен в иеродиакона. После закрытия Лавры он жил в Киеве на разных квартирах. В 1932 г. иеродиакон Иустин принял рукоположение в иеромонаха. В 1933 г. при обыске у о. Иустина нашли деньги дореволюционного выпуска, из-за которых подвижник был на короткое время арестован, а затем выслан из Киева. В дальнейшем о. Иустин жил в киевском пригороде Ирпене. За тайное изготовление и продажу погребальных венчиков и листов с разрешительной молитвой об усопших, в 1934 г. иеромонах Иустин был подвергнут следствию и осужден на три года пребывания в исправительно-трудовом лагере. После освобождения о. Иустин поселился в Черкассах4.
     В декабре 1937 г. иеромонаха Иустина арестовали сотрудники Черкасского районного отдела НКВД. В заполненной после ареста анкете сказано, что в тот момент о. Иустин жил «без определенных занятий», т. е. не был официально трудоустроен. При этом, в собранных следствием свидетельствах говорилось: «Является бродячим монахом... Ходит по людным местам... На базаре собирает старух и, читая Евангелие, ведет антисоветскую агитацию... Говорит: “Не слушайте этих безбожников-коммунистов! Настанет время, власти антихриста придет конец. Грядет Страшный Суд, умершие восстанут, и Бог отделит праведных для Царствия Небесного, грешников же отправит в ад... Не верьте Конституции: новая Конституция, несмотря на статью о свободе совести, нас не спасает от преследования... Не голосуйте за безбожников”». Невзирая на то, что узник не признал за собой ведения антисоветской агитации, обвинительное заключение, подписанное через несколько дней после ареста, гласило, что о. Иустин, «бродячий монах, под видом чтения божественных книг, вел антисоветскую агитацию, высказывался в контрреволюционно-повстанческой форме о режиме... дискредитировал мероприятия партии, правительства». 29 декабря судебная Тройка Киевского облполитуправления НКВД приговорила подвижника к расстрелу. 14 января 1938 г. приговор привели в исполнение.

Святой преподобномученик Иннокентий (Логвинов)
     Святой преподобномученик Иннокентий, в миру Игнатий Прокофьевич Логвинов, родился в 1888 г. в с. Ново-Константиновка Бердянского уезда Таврической губернии. В 1913 г. Игнатий стал послушником Киево-Печерской Лавры. Его послушанием стала работа слесаря в экономическом ведомстве обители. 23 мая 1920 г. Игнатий принял монашеский постриг с именем Иннокентий. В 1920-х гг. монах Иннокентий заведовал лаврской слесарной мастерской. 12 марта 1924 г. он был рукоположен в иеродиакона. К середине 1929 г. о. Иннокентий проживал на Верхней территории Лавры. В октябре того же года, с очередной акцией выселения иноков — на сей раз удалили 138 человек — за пределами обители оказался и иеродиакон Иннокентий. Прожив некоторое время в Каменце-Подольском, он переехал в 1930-х гг. в Черкассы5.
     К концу 1937 г. о. Иннокентий проживал в Черкассах на одной квартире с другим иноком Лавры — прпмч. Кассианом (Кузыком), и работал сторожем. В связи с проведением 18 декабря формальных выборов в гражданские советы народных депутатов, о. Иннокентий говорил простым людям: «Молитесь! Кайтесь! Эта власть попущена нам за большие грехи... Церкви закрыты. Работа в колхозах — новая барщина. Выборы — это лишь имитация свободы, все заранее решено. Если идете на выборы — выбирайте людей верующих, которым вы доверяете».
     24 декабря 1937 г. о. Иннокентия арестовали сотрудники местного отдела НКВД. Иноку вменялись в вину высказывания против закрытия храмов, организации колхозов и лицемерия декларативной советской Конституции. На допросе о. Иннокентия упрекнули также и в религиозности как таковой. В ответ инок спокойно возразил, что глубоко убежден в бытии Божием. 25 декабря уже было готово обвинительное заключение, где говорилось: «Следствием установлено, что монах Логвинов систематически проводил... антисоветскую агитацию, агитировал выбирать в Советы своих людей, говорил в контрреволюционной форме: “В Священном Писании сказано, что власть не от Бога долго существовать не может...”». 28 декабря судебная Тройка Киевского облполитуправлении НКВД приговорила о. Иннокентия к расстрелу. 14 января 1938 г. приговор был приведен в исполнение. Уцелевшие документы свидетельствуют, что на момент кончины о. Иннокентий носил сан иеромонаха.

Святой преподобномученик Иоанн (Ларионов)
     Святой преподобномученик Иоанн, в миру Павел Алексеевич Ларионов, родился 22 марта 1876 г. в с. Полууспенское Ливенского уезда Орловской губернии. После длительного пребывания на послушании в Киево-Печерской Лавре, 21 декабря 1917 г. Павел принял монашеский постриг с именем Иоанн. Потрудившись в келарском ведомстве обители, о. Иоанн был затем переведен в принадлежавшую Лавре Преображенскую пустынь. Со временем монах Иоанн удостоился рукоположения в иеродиакона, затем — в иеромонаха. В 1920-х гг. иеромонах Иоанн подвизался в священническом служении на сельских приходах.
     В 1930-х гг. подвижник проживал в Черкассах. 7 октября 1937 г. о. Иоанна арестовали. В бумагах следственного дела есть запись: «В РО НКВД поступили сведения, что священник Ларионов... систематически занимается проведением контрреволюционной агитации среди населения... Известен в городе как бродячий поп, который ходит по базарам и молится, читает Евангелие, в том числе на Конном базаре возле Пречистенской церкви». По словам одного из допрошенных свидетелей, о. Иоанн говорил: «Огромный грех — отступление от Бога. Молитесь! В молитве искупите свои грехи за то, что отошли от Церкви, доверившись советской власти, которая говорит, что Бога нет. А Бог есть: всегда был и всегда будет». 9 октября было готово обвинительное заключение, где сказано: «Обвиняется бесприходный священник Ларионов И. А. в том, что под видом своих религиозных убеждений проводил среди населения контрреволюционную агитацию... в отношении руководителей партии и советской власти... Виновным себя не признал». Судебная Тройка Киевского облполитуправления НКВД при-говорила подвижника к расстрелу. 24 октября приговор привели в исполнение.

Святой преподобномученик Ипполит (Семенов)
     Святой преподобномученик Ипполит, в миру Иоанн Агеевич Семенов, родился в 1884 г. в Киеве. 29 сентября 1907 г. Иоанн поступил в число братии Киево-Печерской Лавры на испытательный срок, который окончился принятием в 1909 г. на постоянное послушание. Состоя в экономическом ведомстве Лавры, послушник Иоанн трудился в ее угодьях на Жуковом острове Днепра. 23 сентября 1919 г. Иоанна перевели на послушание клирошанина в принадлежавшую Лавре Голосеевскую пустынь. 14 июня 1920 г. Иоанн принял монашеский постриг с именем Ипполит. 19 августа 1923 г. архиепископ Димитрий (Абашидзе)6 совершил в Свято-Троицком храме Китаевской пустыни, подчиненной Лавре, рукоположение монаха Ипполита в иеродиакона. В середине 1920-х гг. иеродиакон Ипполит был рукоположен в иеромонаха.
     С 1935 г. о. Ипполит жил в Черкассах. 26 декабря 1937 г. его арестовали сотрудники Черкасского районного отдела НКВД. 28 декабря судебная Тройка Киевского облполитуправления НКВД приговорила узника к расстрелу. 14 января 1938 г. приговор привели в исполнение.

Святой преподобномученик Каллист (Левченко)
     Святой преподобномученик Каллист, в миру Киприан Филимонович Левченко, родился 20 сентября 1864 г. в с. Коржевое Уманского уезда Киевской губернии.
     23 июня 1882 г. Киприан стал насельником Киево-Печерской Лавры. До октября 1885 г. он служил келейником при схииеромонахе Исихии, затем поочередно нес послушание на Ближних пещерах Лавры, в ее экономическом ведомстве и фотомастерской, а 3 апреля 1897 г. был переведен в лаврский Больничный монастырь7. 25 февраля 1898 г. Киприан принял монашеский постриг с именем Каллист. С июня 1899 г. подвижник нес в Больничном монастыре послушание записчика. 21 ноября 1899 г. монах Каллист был рукоположен в иеродиакона, 13 июня 1904 г. — в иеромонаха. Продолжая служить в Больничном монастыре, 10 июня 1907 г. иеромонах Каллист награждается правом ношения набедренника8. 31 февраля 1913 г. о. Каллисту вручили памятную медаль в честь 300-летия правления в России династии Романовых. 20 декабря 1913 г. подвижник назначается на служение в подчиненную Лавре Преображенскую пустынь.
     Во время Первой мировой войны о. Каллист несколько лет был священником в действующих войсках и постоянно находился со своим полком на боевых позициях. 18 января 1917 г. подвижника ранило осколком снаряда и контузило. Военное командование наградило о. Каллиста медалями св. Анны II степени с мечами и III степени, св. Владимира IV степени с мечами, а Святейший Синод — наперсным крестом.
     С сентября 1917 г. о. Каллист вновь подвизался в Лавре и в том же году был возведен в сан игумена, а в 1918 г. — в сан архимандрита. Некоторое время подвижник занимал должность настоятеля лаврской Преображенской пустыни. С ноября 1922 г. архимандрит Каллист служил на приходах.
     В 1930-х гг. о. Каллист жил в своем родном селе Коржевое, которое тогда относилось к Бабанскому району Киевской области, ныне Уманский район Черкасской области. Пока не были закрыты храмы в соседних селах Коржевой Кут и Репетухи, подвижник совершал в них богослужения.
     22 октября 1937 г. о. Каллиста арестовали сотрудники Бабанского районного отдела НКВД. 14 ноября судебная Тройка Киевского облполитуправления НКВД приговорила подвижника к расстрелу. 27 ноября приговор привели в исполнение.

Святой преподобномученик Кассиан (Кузык)
     Святой преподобномученик Кассиан, в миру Климент Андреевич Кузык, родился в 1882 г. в с. Гнездично Волынской губернии. С 1907 г. он был насельником Киево-Печерской Лавры. В течение первых 10-ти лет своего пребывания здесь, Климент трудился поочередно на трех послушаниях: в странноприимнице, лаврской Голосеевской пустыни и лаврской Преображенской пустыни. С 24 сентября 1918 г. работал в сапожной мастерской в экономическом ведомстве Лавры, в 1919 г. находился на послушании певчего, в 1921 г. окончил лаврские пастырские курсы. 9 марта 1922 г. принял монашеский постриг с именем Кассиан, 2 декабря 1923 г. — рукоположение в иеродиакона, состоявшееся в киевской Вознесенской церкви на Демиевке в иеродиакона. В 1920-х гг. получил от обители на хранение золотые монеты, из-за которых в 1932 г. временно находился под арестом. В 1933 г. был выслан из Киева, в середине 1930-х гг. переехал на Черкасчину.
     К концу 1937 г. о. Кассиан жил в Черкассах и работал сапожником в артели «Трудшвець». 17 декабря артель направила в НКВД характеристику-донос на о. Кассиана: «Сапожник Кузык К. А. работает в артели... Бывший монах... В монастыре находился до 1926 или 1927 года, всего лет 25... Очень вредный тип... Сюда прибыл из Белой Церкви. Делает много браку, не сомневаемся, что с целью вредительства. Занимается контрреволюционной агитацией. Относится исключительно отрицательно к советской власти... Говорит, что выборы — не демократия, а простой обман трудящихся. Считаем, что его место не в артели, а в тюрьме. Просим принять соответствующие меры». После этого на о. Кассиана завели уголовное дело, для которого собрали свидетельства работников артели: «Был бесприходным бродячим попом... Говорил: “Советская власть издевается не только надо мной, но и над всеми верующими. Скоро Бог смилуется над нами. Настанет время, в церквах будут опять молиться Богу, а духовенство будет опять учить народ миру и любви... Стахановское движение — ненормальное явление, это высшая форма эксплуатации людей, выжимание последних соков за бесценок... Демократические выборы в Верховный Совет — это только на бумаге, а на деле, кому надо, тот и будет избран... Я голосовать не буду и никому не советую”»9.
     20 декабря 1937 г. о. Кассиан был арестован и допрошен сотрудниками Черкасского районного отдела НКВД, но обвинение в контрреволюционной агитации отверг. Через несколько дней судебная Тройка Киевского облполитуправления НКВД приговорила о. Кассиана к расстрелу. 14 января 1938 г. приговор привели в исполнение. Согласно документам, на момент мученической кончины о. Кассиан имел сан иеромонаха.

Святой преподобномученик Неофит (Соболенко)
     Святой преподобномученик Неофит, в миру Николай Маркович Соболенко, родился 6 декабря 1870 г. в с. Туркенцы Каневского уезда Киевской губернии10.
     20 ноября 1894 г. Николая приняли в число братии Киево-Печерской Лавры на испытательный срок, дав послушание на монастырском свечном заводе, который находился при лаврской Китаевской пустыни, а 1 февраля 1895 г. — на постоянное послушание в Китаево. 1 февраля 1907 г. Николай принял монашеский постриг с именем Неофит, 23 июля был переведен на послушание пономаря в престольный храм Лавры — Великую церковь Успения Пресвятой Богородицы, но уже 27 июля, как специалист по выделке свечей, возвращен в Китаевскую пустынь в качестве помощника смотрителя свечного завода.
     В связи с событиями Первой мировой войны, с 10 сентября 1915 г. о. Неофит занимался вывозом из Киева и сопровождением «в разные города и селения Российской империи» имущества Лавры. В декабре 1917 г. он сумел, несмотря на плохое железнодорожное сообщение, организовать доставку из Москвы бумажной пряжи для лаврского свечного завода. 16 марта 1918 г. в Великой церкви Лавры монах Неофит был рукоположен в иеродиакона, а 19 апреля — направлен на храмовое служение в Китаевскую пустынь. В январе 1920 г. иеродиакона Неофита освободили от должности при свечном заводе ради нужд храмового служения. В 1920-х гг. о. Неофит занимал должность ризничего пустыни. 23 августа 1923 г. архиепископ Димитрий (Абашидзе) совершил в Свято-Троицком храме пустыни рукоположение иеродиакона Неофита в иеромонаха. После закрытия пустыни в 1929 г. иеромонах Неофит жил рядом с нею на частной квартире. 7 апреля 1933 г. о. Неофита арестовали и обвинили в действиях против советской власти, но за недоказанностью вины освободили 29 мая.
     С 1934 г. о. Неофит жил у одного из своих братьев в родном с. Туркенцы. Сюда он привез четыре десятка церковных книг, позже изъятых при обыске. Здесь же он служил в приходском храме, который закрыли в следующем 1935 г. В октябре 1937 г. подвижника вновь арестовали. Тогда же судебная Тройка Киевского облполитуправления НКВД приговорила о. Неофита к расстрелу. 12 ноября приговор привели в исполнение.

Святой преподобномученик Пионий (Мартыненко)
     Святой преподобномученик Пионий, в миру Прохор Павлович Мартыненко, родился в с. Ядлово Козелецкого уезда Черниговской губернии 29 июля 1888 г. — в день памяти св. ап. от 70-ти Прохора, в честь которого и был наречен во святом Крещении. В марте 1913 г. Прохора приняли в число братии Киево-Печерской Лавры на испытательный срок, а в июле назначили на послушание кровельщика в экономическом ведомстве обители. В годы Первой мировой войны Прохор служил в действующей армии как рядовой драгунского Финляндского полка, в марте 1918 г. вернулся в Лавру на послушание кровельщика, в 1921 г. принял монашеский постриг с именем Пионий. 22 декабря 1923 г. схиархиепископ Антоний (Абашидзе) совершил в принадлежащей Лавре киевской Свято-Троицкой Китаевской пустыни рукоположение о. Пиония в иеродиакона. В 1933 г. беспаспортный иеродиакон Пионий был выслан из Киева, но продолжал бывать в городе. 29 апреля 1934 г. св. сщмч. Александр (Петровский)11, тогда епископ Винницкий, впоследствии архиепископ Харьковский, совершил в Богоявленском соборе Киево-Братского монастыря рукоположение иеродиакона Пиония в иеромонаха. Скорее всего, именно нелегальные визиты о. Пиония в Киев послужили причиной того, что, по словам архивных документов, в 1935 г. подвижник «за нарушение паспортного режима находился 2 месяца под стражей, после чего проживание в Киеве было запрещено». В связи с новым изгнанием из Киева, о. Пионий поселился в Черкассах, в доме причта закрытой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Как иеромонах, о. Пионий совершал богослужения и требы в сельских домах верующих.
     4 сентября 1937 г. судебная Тройка Киевского облполитуправления НКВД заочно приговорила иеромонаха Пиония к расстрелу. Основанием для приговора послужили данные, сохранившиеся в следственном деле: «В Черкасский райотдел НКВД поступили сведения, что Мартыненко Пионий Павлович, будучи бродячим священником, ходил по базарам города Черкасс, собирал толпы, вел антисоветскую агитацию». 10 сентября 1937 г. о. Пиония арестовали. Предъявленные ему обвинения подвижник отверг. Невзирая на это, в первом часу ночи 22 октября 1937 г. приговор был приведен в исполнение.

Святой преподобномученик Феодор (Юзвюк)
     Накануне канонизации подвижника было известно только его мирское имя, и лишь в том виде, в каком оно записано в следственном деле — Феодор Иванович Юзвик. С этим именем подвижник и был прославлен в лике святых. Позже, на основании материалов Центрального государственного исторического архива Украины в г. Киеве удалось уточнить фамилию (Юзвюк) и выяснить монашеское имя подвижника — Феофил.
     Родился будущий преподобномученик на белорусской земле, в с. Новоберезовка (по другим данным — с. Корытельск) Вельского уезда Гродненской губернии, 16 мая 1876 г. Уцелевшие документы сообщают, что с 18 октября 1907 г. Феодор трудился в Киево-Печерской Лавре в качестве маляра. 4 апреля 1918 г. он принял монашеский постриг с именем Феофил. После закрытия Лавры о. Феофил трудился на разных поденных работах, некоторое время жил в киевском пригороде Буче, а в 1930-х гг. переехал в Черкассы, где работал сторожем коммунхоза. 28 декабря 1937 г. подвижника арестовали сотрудники Черкасского районного отделения НКВД. 29 декабря 1937 г. судебная Тройка Киевского облполитуправления НКВД приговорила узника к расстрелу. 14 января 1938 г. приговор привели в исполнение.

Святой преподобномученик Феодосий (Димиденко)
     Накануне канонизации подвижника, его имя было известно только по материалам следственного дела — Феодосий Павлович Димиденко. С этим именем подвижник и был прославлен в лике святых. Предполагается, что Феодосий — мирское имя священномученика, поскольку он родился накануне дня воспоминания об обретении и перенесении мощей прп. Феодосия Печерского.
     Родился будущий подвижник 13 августа 1873 г. в с. Ташлык Ротмистровского уезда Киевской губернии, в многодетной крестьянской семье, имел семь братьев, из которых еще один, Игнатий, тоже принял монашество. В следственном деле упоминается также, что брат Феодосия Макарий12 «был доверенным лицом митрополита Киевского Флавиана» (Городецкого).13
     В 20-летнем возрасте Феодосий стал насельником Киево-Печерской Лавры. В этой обители он, по собственному признанию, «служил, пел на клиросе, принял постриг в монахи». После закрытия Лавры о. Феодосий священствовал в Лебединском монастыре на Черкасчине. Это отмечено в протоколе допроса одного из свидетелей по делу священномученика: «Димиденко Феодосий долгое время был монахом-попом в Лебединском монастыре. После его закрытия он перешел в Ташлык».
     В октябре 1937 г. Ротмистровский районный отдел НКВД запросил у сельсовета характеристику на о. Феодосия. В ней говорится: «До революции с братьями и отцом объединяли 50 десятин земли, которую позже Димиденки поделили между пятью братьями, которые имели кулацкие хозяйства, а Димиденко Феодосий и его братья Игнатий и Василий не хозяйствовали, ибо двое были монахами и затем попами, а Василий — офицер, капитан старой армии, во время разгрома белогвардейцев бежал за границу, с которым Феодосий и другие братья поддерживают связь. До 1930 года Феодосий поповствовал в других селах, а затем, до апреля 1936 года, в Ташлыке, после чего церковь перестала функционировать из-за отсутствия 50-тки (обязательного по закону минимума прихожан — ред.). Но Димиденко нарушал правила и у себя на квартире совершал религиозные требы, а также осуществлял крестные хода, за что трижды привлекался к административному наказанию — штрафу. Собирал подписи за открытие церкви (1937 год). Враждебный элемент, как и все братья, которых раскулачили, а Игнатий умер в 1934 году». 23 октября о. Феодосий был арестован. В обвинительном заключении по его делу говорилось: «В Ротмистровское отделение НКВД поступили данные о том, что поп без прихода Димиденко Ф. П. происходит из крестьян кулаков с. Ташлыка Ротмистровского района, — родные братья которого Димиденко Макар был завприемной у митрополита, Василий, офицер царской и деникинской армий сейчас за границей, Петр раскулачен, Иван политбандит расстрелян, — проводит контрреволюционную работу наряду с работой по вовлечению населения в члены верующих, против выборов, таким образом, обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ст. 54-10 УК УССР. Дело передать на рассмотрение Тройки». Судебная Тройка Киевского облполитуправления НКВД вынесла приговор о расстреле, который привели в исполнение 12 ноября 1937 г.

Святой преподобномученик Филипп (Безулгый)
     Святой преподобномученик Филипп, в миру Филимон Павлович Безуглый, родился 14декабря 1873 г. в с. Снегурки Таращанского уезда Киевской губернии14. 14 июня 1891 г. Филимон стал насельником Киево-Печерской Лавры. Здесь он трудился на послушании в келарском ведомстве, а затем — в лаврской Голосеевской пустыни. С 6 ноября 1896 г. Филимон отбывал воинскую повинность, с 17 апреля 1900 г. он — послушник лаврского подворья в Санкт-Петербурге, с 21 июля 1903 г. — клирошанин Дальних пещер Лавры, 20 июня 1905 г. был мобилизован в армию, с 26 мая 1906 г. вновь трудился в Лавре на клиросном послушании. В июне 1908 г. послушник Филимон совершил паломничество в подмосковную Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и в Саровскую обитель. 23 декабря 1909 г. он был облачен в рясофор, 3 декабря 1911 г. принял монашеский постриг с именем Филипп, 26 сентября 1914 г. рукоположен в иеродиакона для служения в престольном храме Лавры — Великой церкви Успения Пресвятой Богородицы, а позже рукоположен в иеромонаха.
     В 1930-х гг. о. Филипп жил в Черкассах, совершал богослужения в домах верующих жителей города и окрестных сел. В августе 1937 г. в органы НКВД на подвижника поступил донос, в котором сообщалось, что за богослужением о. Филипп говорил: «Коммунисты издеваются над народом. Большевики позакрывали церкви и лишили нас общения с Богом в Божием храме... Но, рано или поздно, а придет конец». 18 октября 1937 г. о. Филиппа арестовали сотрудники Черкасского районного отдела НКВД. Обвинительное заключение гласило: «Бродячий поп... проводит среди населения антисоветскую агитацию». 19 октября судебная Тройка Киевского облполитуправления НКВД приговорила подвижника к расстрелу. 15 ноября приговор привели в исполнение.

     Прим.
  • 1 Сведения об этих подвижниках изложены во взаимодополняющих друг друга изданиях: Святые новомученики и исповедники Черкасские: жития, подвиги, страдания. — Черкассы, 2001 (далее — и СНИЧ); Рылкова Л. П. Биографические сведения о братии Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 столетии. — Киев, 2008 (далее — БСОБКПЛ). Даты синодального решения о канонизации и чина прославления указанных подвижников приведены в: СНИЧ.^
  • 2 БСОБКПЛ. В СНИЧ мирское имя о. Зинона названо гипотетически: Захария или Зиновий. Датой рождения о. Зинона названо 25 мая 1867 г. Вероятно, здесь имел место перевод даты 12 мая Юлианского календаря на Григорианский календарь, но при этом было упущено из виду, что в XIX в. разница между календарями составляла 12 дней, а не 13, как в ХХ-м.^
  • 3 БСОБКПЛ. В СНИЧ высказывается лишь предположение, что о. Зинон был насельником Лавры.^
  • 4 БСОБКПЛ. А СНИЧ приводит сжатые и не вполне точные сведения: «Когда ему исполнилось 20 лет, он получил возможность исполнить свою мечту — быть с Богом, служить Ему, покинув свет. Это произошло в 1908 году, а уже в 1909-м он принял постриг с именем Иаков... Когда произошли трагические изменения в жизни Святой Руси, он уже был в сане иеромонаха. Закрытие родной обители стало и для него, и для таких же, как он, насельников Лавры не меньшей трагедией... По закрытии Лавры он остался в Киеве. Здесь его знали и оказывали возможность служить и зарабатывать на кусок хлеба. Жил по чужим углам, но имел главное — возможность продолжать монашескую жизнь, пусть даже и в миру. Но всему приходит конец: ему было приказано выехать в 24 часа из Киева до места его рождения, а он не сделал этого и тайком остался. Это стоило ему трех лет лишения свободы с отбытием срока в лагерях исправительно-трудовых работ — с 1933 по 1936 год. Паспорт нового образца он получил уже по выходе. Это был 1936 год, и он отправился на родину. Поселился и жил в Черкассах».^
  • 5 В СНИЧ уточняется, что причиной оставления Киева о. Иннокентием послужило требование властей к выселенным из Лавры инокам покинуть город в суточный срок, а причиной переезда в Черкассы (датой переезда назван 1933 г.) — запрет на проживание политически неблагонадежных граждан вблизи границ и в больших городах.^
  • 6 Димитрий (Абашидзе Давид Ильич, князь, в схиме Антоний; 1867 – 1942), архиепископ. Епископ с 1902 г. С 1912 года еп. Симферопольский и Таврический. Архиепископ с 1915 г. В мае 1919 года на Юго-Восточном Русском церковном соборе избран членом Высшего временного церковного управления Юго-Востока России. В 1921 году уволен на покой. В 1923 году выслан из пределов Крыма, проживал в Киеве. В 1928/29 году пострижен в схиму с именем Антоний. Погребен в Киево-Печерской Лавре.^
  • 7 После октябрьской революции 1917 г. эта автономная обитель в составе Лавры упразднена. Ныне так называется один из храмов Киево-Печерской Лавры, имеющий своего особого настоятеля, подчиняющегося непосредственно Духовному Собору Лавры.^
  • 8 Набедренник — прямоугольный плат, символизирующий «меч духовный», т. е. оружие Слова Божия, и присовокупляемый к богослужебным облачениям священника за долгую и усердную службу.^
  • 9 СНИЧ так же приводит и другие свидетельства членов артели: «Ненавидит советскую власть... Говорил: “Коммунистов будут сжигать на кострах... Скоро наступит священная война и Бог поможет уничтожить советскую власть... Скоро наступит Страшный Суд, будет новый свет, не будет колхозов и советской власти”».^
  • 10 В СНИЧ не указаны уезд и губерния, к которым принадлежало родное село подвижника, фамилия сщмч. Неофита передана как «Соболь», а датой рождения названо — в заглавии биографической справки — 22 мая 1870 г. В тексте той же биографической справки СНИЧ-2001 читаем: «Народився на день святителя Миколая». Память свт. Николая Мирликийского празднуется дважды в году — 6/19 декабря (преставление) и 9/22 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари). Таким образом, СНИЧ приурочивает рождение сщмч. Неофита к весеннему празднованию, а БСОБКПЛ — к зимнему.^
  • 11 Александр (Петровский Александр Феофилович; 23.08.1851, Луцк — 24.05.1940) архиепископ. Родился в семье диакона. Окончил 4 класса Волынской ДС, учитель в народных школах. В 1900 г. постриг в Донском м-ре, иеромонах, затем архимандрит, наместник этого м-ря. С 1903 г. эконом и казначей Туркестанского архиерейского дома. С 1906 г. казначей Успенского м-ря в м. Жировичи Гродненской епархии. С 1910 г. настоятель Лубенского Спасо-Преображенского м-ря. С декабря 1917 г. настоятель Псково-Печерского м-ря. В 1918 г. переехал в Полтаву, жил при архиеп Феофане (Быстрове). С 1919 г. настоятель скитской церкви Козельщанского Рождества Богородицы жен. м-ря. В 1932 г. наместник Киево-Николаевского м-ря. С 30.10.1932 г. епископа Уманский, викарий Киевской епархии. С 25.08.1933 г. еп. Винницкий. В 1934 г. член Врем. Патр. Св. Синода. С 20.05.1937 г. архиепископ Харьковский. 28.07.1938 г. арест. 17.06.1939 г. осужден к 10 г. заключения, содержался в тюрьме. 5.01.1940 г. приговор отменен, освобожден не был. Находился в корпусе для неизлечимо больных. Умер 24.05.1940 г. в больнице тюрьмы № 1 Харькова на 89-м году жизни. В наст. время мощи свт. Александра находятся в кафедральном Благовещенском соборе Харькова. Память его 11/24 мая^
  • 12 Сообщая об этом, составитель биографической справки в СНИЧ делает оговорку. В характеристике на о. Феодосия, составленной сельсоветом по его месту проживания в год ареста и приобщенной к следственному делу, подчеркиваются все «контрреволюционные» связи подвижника, включая родство с монашествующим братом Игнатием, однако не упоминается о брате Макарии. В обвинительном заключении, напротив, упоминается о Макарии как служителе при митрополите, но умалчивается об Игнатии. Ввиду этого, нельзя исключать, что Игнатий и Макарий — одно лицо, упоминаемое в одном случае под мирским именем, в другом — под монашеским.^
  • 13 Флавиан (Городецкий Николай, 26.07.1841 — 4.11.1915), митрополит Киевский и Галицкий. Духовный писатель. На 4-м году от рождения он лишился отца, а на 10-м — матери. Домашнее воспитание получил в доме тетки. Среднее образование — в Орловской гимназии, куда поступил прямо в четвертый класс в 1853 г. Обучался с 1856 г. на юридическом факультете Московского университета, затем принял монашество. Был начальником пекинской миссии. Изучив китайский язык, Флавиан перевел на него «Объяснение православного богослужения», им самим составленное, «Указание пути в царство небесное» митр. Московского Иннокентия, «Краткое изложение христианской веры» прот. Н. Волобуева и др. В 1884 году по возвращении в Россию был зачислен в число братии Александро-Невской Лавры. С 2.02.1885 г. епископ Аксайский, викарий Донской епархии, 29.06.1885 г. еп. Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии. С 1891 г. еп. Холмско-Варшавский. С 1892 г. архиепископ, с 1898 г. по 1901 г. экзарх Грузии. С 10.11.1901 г. архиеп. Харьковский и Ахтырский. С 8.12.1902 г. — почетный член Киевской ДА. С 1.02.1903 г. — митрополит Киевский и Галицкий и священно-архимандрит Киево-Печерской Успенской Лавры. 29.08.1911 г. награжден правом предношения креста за богослужением. Скончался 4 ноября 1915 года от астмы в Киевско-Печерской лавре.^
  • 14 БСОБКПЛ говорит о происхождении св. сщмч. Филиппа из крестьянской семьи, СНИЧ утверждает, что отец подвижника, Павел, был протоиереем и называет местом рождения Филимона Безуглого с. Теклино на Чигиринщине.^

    Киево-Печерский патерик
  • Православный календарь

    Май 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 29 30 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.