Вход

Изображения в галерее

831_69.jpg
809_02.jpg
635.jpg

Борколабовская икона Божией Матери


Икона Божией Матери Борколабовская. 18х27 см. Доска, левкас, темпера, поталь. Автор А. М. Мельниченко.  2013 г.


      Празднование этой иконе установлено Церковью 11/24 июля. Чудотворный образ, получил название по своему местонахождению в Борколабовском в честь Вознесения Господня женском монастыре в селе Борколабове Быховского района Могилевской области1. Согласно преданию, записанному в XIX веке на табличке под иконой, она была помещена в монастыре в 1659 году 11 июля, в день памяти Евфимии и святой равноапостольной княгини Ольги. В 50-х годах XVII века, во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят русским войском под предводительством князя Пожарского, вероятно в одном из храмов Центральной или Западной Белоруссии. Когда войско в 1659 году подошло к стенам Борколабовского монастыря, обоз, в котором находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда русское войско оставило икону Божией Матери в монастыре у игумении Фотинии (Киркоровны).
     Эти сведения носят легендарный характер: в 1659 г. военных действий в белорусском Приднепровье не было; связь иконы с князем Пожарским, имя которого не указано2, вероятно, является аллюзией на чудесную помощь иконы Божией Матери князю Димитрию Пожарскому во время освободительного похода на Москву в 1612 г.
     Борколабовская икона первоначально была помещена игуменией Фотинией в центре Вознесенской церкви, но в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя святого Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса. В 1882 г. Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара.
     После 1920 г. Борколабовский монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону спрятали инокини монастыря3. В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в храм Святой Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 году Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы. Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 г., когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Борколабовского монастыря.
     Образ написан темперой на доске размером 125x88,5x3 см по левкасу, украшенному по фону орнаментальной резьбой и позолотой. По стилистическим признакам может быть причислен к выдающимся памятникам белорусской иконописи 1-й половины — середины XVII века и соотнесен с произведениями иконописи Слуцка (Слуцко-Полесской школы) — главного центра Православия Белоруссии в тот период. Борколабовская икона принадлежит к иконографическому типу «Богоматерь Одигитрия», напоминающему извод «Богоматерь Перивлепта»4. Иконография близка Иверской5 и Черниговско-Ильинской6 иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе которого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери — главной Богородичной святыни Белоруссии с середины XII века, был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в 1-й половине — середине XVII века, о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений.
     Борколабовская Одигитрия написана темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном. Особенности иконографии: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.
     Серебряный позолоченный оклад иконы, к сожалению не сохранился, был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей преподобной Евфросинии Полоцкой и мученика Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г.
     На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 года. В 1900 году прекратился падеж скота после крестного хода с образом. У крестьянок Могилевской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.
     Существовало несколько списков образа: в самом монастыре и в храмах близлежащих городов и сел. Список из Борколабовского монастыря, который также не сохранился, имел живописные клейма с изображением чудес иконы. В приходской Михайловской церкви села Борколабова особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и архистратига Михаила — на другой (не сохр.). По преданию, в середине XVII века эта икона была подарена неким князем Пожарским князю Сапеге, передавшему ее в Борколабовскую церковь. Список, выполненный в начале ХХ века художником Ореховым, находился в часовне на вокзале города Могилева. Сохранившиеся списки Борколабовский иконы можно увидеть в иконостасе Быховской церкви Святой Троицы, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе одноименного монастыря города Могилева.
     На иконе из Никольского монастыря сделана стихотворная надпись: «Въ Варкалабове стоитъ Богомати / тамо источаетъ реки Благодати сей дру-/гiй образъ какъ на месте зрети прибегай / те къ ней, отцы и дети / тамо въ молитвахъ успехъ получаютъ съ верою / молясъ за все то / дознаютъ». Этот образ, написанный в середине — 2-й половине XVIII века, имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 году могилевским ювелиром П. Слижиком. В церкви преподобного Онуфрия Великого того же Никольского монастыря находится еще один список, обретенный в 1992 году. Перед иконой теплятся 3 лампады, полученные в дар из Фессалоники; ежедневно совершается молебен7.

     Прим.
  • 1 Основание монастыря относится к 1648 году.^
  • 2 Князь Семен Романович Пожарский не мог возглавлять русское войско в Белоруссии, т. к. к этому времени погиб в крымском плену.^
  • 3 По другим устным сведениям, образ находился в часовне на местной железнодорожной станции Быхов.^
  • 4 Изображение Божией Матери поясное, относится к иконографическому типу Одигитрии. Богоматерь изображена почти фронтально, с чуть склоненной к Младенцу Христу головой, Ее взгляд обращен на молящихся. На левой руке Богоматерь держит Младенца, правая рука обращена к Сыну. Христос представлен сидящим вполоборота к Богоматери. Его правая рука благословляет, в левой – свернутый свиток. Ноги Младенца заложены одна за другую.^
  • 5 Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Значимая иконографическая деталь – изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь.^
  • 6 На иконе поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом на руках. Младенец сидит на левой руке Божией Матери, правой рукой Она указывает на Сына. Правая рука Христа сложена в благословение, в левой руке Он держит свернутый свиток. На головах Христа и Богоматери драгоценные короны. Одежды Божией Матери – туника и мафорий – расшиты узорами из цветов, Младенец одет в белую рубашечку и оранжевый гиматий.^
  • 7 Без-Корнилович М. О. Ист. сведения о примечательных местах в Белоруссии. СПб., 1855. С. 205; Жудро Ф. А. Заметки о Могилевской иконе копии Баркулабовской // Рус. паломник.1903. № 39; он же. Барколабовский Св.-Вознесенский жен. мон-рь // Могилевские ЕВ. 1906. № 7–9, 11–13, 16; Сергий [Соколов?], архим. Из истории православия и братской школы г. Могилева // Могилевские ЕВ. 1885. № 3. С. 57; Календарь для духовенства Могилевской епархии на 1899 г. Могилев, 1899. С. 133–134; Поселянин Е. Богоматерь. С. 462–463; Высоцкая Н. Ф. Аўтар ступнага артыкула // Жывапiс Беларусi XII–XVIII ст. Мiнск, 1980. Ил. 46; Православные монастыри Беларуси. Минск, 2003.^


  • Ю. А. Пискун

    Православный календарь

    Август 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    31 1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31 1 2 3

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.