Вход

Изображения в галерее

813_80.jpg
799_5.jpg
829_82.jpg

Главная

История Браиловской обители


Икона Божией Матери Браиловская. Список 18 в. Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь.

      В XVII века на территории юго-западной Руси распространялась уния, введенная в 1596 году. Болью отозвалось это в сердцах православных людей.
     В 1635 г. подсудок Брацлавский и королевский секретарь, а впоследствии сенатор польский Михаил Сигизмундович Кропивницкий решил ходатайствовать о создании в г. Виннице девичьего монастыря. Он подал прошение Владиславу VI. Высочайшее разрешение было получено. Главным мотивом для устроения монастыря было, как говорится в королевской грамоте: «старание об увековечении и распространении славы святаго Величия Божия, поелику всякая помощь получается от Бога, Который есть Верховный Распорядитель всего».
     Желание М.С. Кропивницкого исполнилось и он устроил в Виннице православный женский монастырь. Соседние землевладельцы и винницкие мещане наделили обитель землей и разными угодьями. Обеспеченный материально, монастырь стал крепнуть и возрастать. В обители было введено общежитие. Была построена деревянная трехкупольная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
     Впоследствии, неизвестно в каком именно году, Винницкий девичий монастырь захватили униаты, и новую монастырскую церковь освящал в 1723 году уже униатский епископ Афанасий Шептицкий.
     Произвол и насилие, царившие в то время в Польше подорвали чувство всякой законности. Земли и угодья, когда-то дарованные винницкому православному девичьему монастырю сделались предметом насильственного захвата любителей наживы. Поэтому стал постепенно приходить в упадок и униатский женский монастырь. В 1780 году униатские монахини покинули опустошенный и расстроенный ими, некогда цветущий монастырь. Шесть лет находился монастырь в полном запустении. В 1786 году в нем поселились четыре монахини-базилианки.
     В 1793 году Подолия вошла в состав государства Российского, а в 1795 году и Винницкий униатский женский монастырь был воссоединен с Православием.
     На долю архиепископа Иоанникия (Полонского) — первого Подольского архипастыря выпала нелегкая задача: в ополяченном, окатоличенном крае воскресить Православие, в запущенные, разрушенные храмы вдохнуть новую жизнь, воспитать активных борцов за прадедовскую веру. Четверть века он нес людям слово Христово, обращая в лоно Русской Церкви заблудшие души, стоял на страже интересов своей многострадальной паствы. За годы служения на Брацлавско-Подольской кафедре (1795—1819 гг.) трудами архипастыря были открыты Шаргородская, а затем Подольская духовные семинарии, два духовных училища. Архиепископ Иоанникий почитается, как первый просветитель Подолии.
     Первой игуменией монастыря была назначена насельница Чигиринской обители Палладия. Она управляла монастырем до 1798 года, после чего ходатайствовала о удалении на покой, обратно в Чигирин. Но преосвященный Иоанникий оставил ее в монастыре, предложив избрать себе помощницу — монахиню Елену.
     В том же 1798 году была назначена в винницкую обитель новая игумения — Вера. Дворянка по происхождению она была пострижена в рясофор в 1766 году в Киевском Богословском монастыре архимандритом Тарасием, а в 1768 году была пострижена в мантию архимандритом Амфилохием. С 1766 по 1790 гг. несла клиросное послушание в Богословском монастыре, затем митрополит Самуил перевел ее во Флоровский монастырь. Здесь матушка Вера пребывала до 1798 года, пока не была назначена игуменией в Винницу.
     Материальное положение Винницкой обители немного улучшилось. После прибавки сделанной императором Павлом I, годовой бюджет монастыря увеличился от 701 р. 80 коп до 1200 р. Также материальной поддержкой для обители послужило присоединение к ней упраздненного Рожецкого монастыря. Монастырская утварь также несколько пополнилась благодаря Высочайшему пожертвованию в 1799 году.
     Однако насельницы жили очень бедно. По штату, например, ничего не полагалось на общую трапезу и монахини уделяли для этого из своего крохотного содержания по 3 рубля в год. Понятно, на такую сумму нельзя было прокормиться, поэтому игумения Вера просила в 1800 году разрешения взять на эти нужды денег из других монастырских сумм.
     В конце XVIII века монастырский штат состоял из игумении, 15 штатных монахинь, 3 заштатных и 5 послушниц. Насельницы были разных национальностей: 12 — польской, 8 — российской, 4 — украинской. Многие из них были пострижены православными священнослужителями еще во время унии — большей частью в Молдавии.
     Энергичная и деятельная, игумения Вера управляла монастырем до 1814 года. Затем до 1832 года монастырь не имел игумении и делами обители правили казначеи: Серафима (1815 — 1821 гг.), Антония (1822 — 1825 гг.), Досифея (1826 — 1827 гг.), Поликсения (1828 — 1832 гг.).
В 30-е годы игуменией была назначена очень деятельная монахиня Анфиса, призванная из Чигиринского монастыря епископом Подольским Кириллом (Богословским-Платоновым). Ее трудами в обители были воздвигнуты дом с игуменскими кельями, корпус для сестер, а также заложена церковь. Особенно содействовала игумения поднятию материального благосостояния монастыря тем, что выиграла судебный процесс у помещика с. Вороновицы гр. Грохольского и взыскала с него 15 тыс. рублей, составивших основной капитал монастыря.
     После игумении Анфисы настоятельницей Винницкого монастыря стала игумения Таисия. При ней и произошло перемещение монастыря из Винницы в Браилов.
     Мысль о перенесении монастыря всецело принадлежала правящему архиерею, архиепископу Арсению, впоследствии митрополиту Киевскому и Галицкому. Преосвященный Арсений был стойкого нрава, непреклонной воли, высокой мудрости, крепко державший бразды правления в своих руках. При преосвященном Арсении улучшилось положение православного духовенства. Владыка обратил внимание и на трудное положение монастыря в Виннице. Он предложил игумении монастыря Таисии ходатайствовать перед Священным Синодом о перемещении монастыря из Винницы в монастырские здания в Браилове, которые оставались пустыми после выселения отсюда в 1832 году католических монахов-тринитариев.
     Ходатайство игуменьи было удовлетворено; 30 сентября 1845 года в Винницкой монастырской церкви была совершена в последний раз Божественная литургия и напутственный молебен, после которого сестры обители с крестным ходом с чтимыми святынями вышли из Винницы в местечко Браилов.
     Утром 1 октября монастырский крестный ход прибыл в Браилов. На заставе местечка его встречало местное духовенство и множество народа с крестами и хоругвями. Отсюда все вместе проследовали к отведенным для монастыря зданиям. В воротах обители встретил будущих насельниц сам архиепископ Арсений и после каждения и архипастырского благословения отслужил торжественный молебен перед чтимой с древности в обители иконой Божией Матери. Затем крестный ход проследовал в большую монастырскую церковь, где была совершена Божественная литургия с благодарственным молебном, и лишь после этого сестры стали устраиваться на новом месте.
     Монастырские здания были величественны и вместительны, но много нужно было приложить усилий, чтобы привести их в надлежащий вид после тринадцатилетнего запустения. Вместо иконостаса, алтарь от средней части храма отделяла небольшая каменная стена; штукатурка обваливалась вместе с некогда украшавшими храм живописными изображениями; разрушались церковные стены снаружи. В монастырских корпусах кое-где не было крыши, окон и дверей. Но монахини трудились неустанно над обновлением и украшением монастырских зданий, придавая своей обители благолепный вид.
     Впоследствии, в главном монастырском храме были восстановлены три придела: центральный — в честь Пресвятой Троицы; правый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, левый — в честь великомученицы Варвары. Установлен великолепной работы иконостас, над царскими вратами центрального придела помещена Ченстоховская икона Божией Матери, которую в свое время подарил для новосозданной Винницкой обители М.С. Кропивницкий.
     Зимой в большом храме бывало очень холодно и игумения Таисия приняла решение строить теплую церковь под помещениями главного храма. В 1847 году закончилось строительство нижнего храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Темные краски иконостаса, массивные столбы, низкие своды и полумрак напоминают о жизни и подвигах первых христиан.
     Спустя 13 лет после открытия монастыря, в северной части монастырского корпуса была построена еще одна теплая церковь — в честь святителя Николая. Небольшой по размерам уютный храм украшен простым деревянным, но весьма изящным позолоченным с резьбой иконостасом.
     С 1864 года при монастыре существовала богадельня для престарелых женщин духовного звания, а в двух домах в особом дворе расположилось училище для девиц-сирот, где девочек обучали закону Божию, письму; географии, русскому и церковно-славянскому языку, арифметике, истории и черчению, а также рукоделию и церковному пению. Через некоторое время при монастыре была открыта воскресная школа для взрослых женщин. Занятия проходили по воскресным и праздничным дням в монастырской столовой.
     Во время Первой Мировой войны в Браиловской обители был открыт военный лазарет на 50 коек. Правящий епископ Митрофан лично посещал раненых. В мае 1915 г. император Николай II за помощь фронту наградил игумению Екатерину золотым крестом.
     В январе 1915 года настоятельница Браиловского монастыря игумения Екатерина обратилась в Земское управление с просьбой открыть приют для девочек-сирот погибших на фронтах воинов. На заседании просьба была рассмотрена, разрешение получено, и, кроме того, Земское управление обязалось выплачивать на содержание приюта ежемесячно 200 рублей.
     В конце 20-х в начале 30-х гг. повсеместно началось закрытие храмов и монастырей. Один за другим принимались антирелигиозные законы: декрет «об отделении церкви от государства и школы от церкви», декрет «о земле», по которому у церквей и монастырей отбирались все земельные наделы. Теперь основная прибыль монастыря состояла из заработка самих насельниц. Сестрам приходилось наниматься на поденную работу к жителям Браилова и в совхоз. Кроме этого они сами шили одеяла, ткали ковры, вязали рукавички, изготавливали пряжу.
     В это время в монастыре служил протоиерей Иван Шипович — отличный педагог, человек большого ума и глубокой веры. Под духовным окормлением отца Иоанна находилась 161 монахиня. С июня 1893 года он преподавал Закон Божий в Винницком реальном училище. Всю свою жизнь изучал историю края, оставил много публикаций по истории Подолья. Был награжден как церковными, так и светскими наградами. В декабре 1932 года священника осудили по статье 54-10 (контрреволюционная пропаганда и агитация) и в возрасте 75 лет сослали в Сибирь. По возвращении из Сибири, он вскоре скончался.
     Несмотря на то, что все священники Браиловского монастыря были арестованы, обитель еще некоторое время существовала. Но повод для закрытия монастыря нашелся очень скоро.
     Во время коллективизации и искусственного голода люди приходили тайком в монастырь, чтобы спрятать там часть урожая. После обыска из монастыря был вынесен весь спрятанный урожай и в декабре 1932 г. по постановлению Винницкого областного исполкома монастырь в Браилове закрыли. На десять лет умолк звон монастырских колоколов и перестала возноситься молитва в стенах обители. И только во время немецкой оккупации в 1942 г. Свято-Троицкий женский монастырь снова был открыт.
     Однако уже в 50-м году закрыли Немировский женский монастырь, а монастырские помещения были отобраны для размещения в них детского дома. Немировских монахинь перевели в Браиловскою обитель. Оставляя монастырь, монахини подарили детскому дому две коровы, пару лошадей и телегу. При переезде у каждой монахини на телеге, кроме небогатых пожитков, обязательно был гроб. Никто из них больше не вернулся в родную обитель.
     С 1953 по 1955 гг. невзирая на все трудности и препятствия со стороны властей, был проведен капитальный ремонт монастыря, на который было потрачено почти 100 тыс. рублей. Часть денег выделил Священный Синод Московского Патриархата. Храм внутри и снаружи был полностью отреставрирован. В церкви Святой Троицы настелили деревянный пол. Со временем была заменена стропильная система и отремонтировано перекрытие. Восстановлена ограда вокруг монастыря, отремонтированы въездные ворота.
     Все эти нелегкие труды по устройству обители несла игумения Глафира. В августе 1957 года, так как матушка Глафира по состоянию здоровья больше не могла управлять монастырскими делами, настоятельницей становится игумения Зоя. Ей пришлось управлять обителью в самый трудный период жизни монастыря.
     Архиепископ Симон (Ивановский) любил совершать богослужения в Браиловском монастыре. На них стекалось множество народа. Так на Пасхальную заутреню в 1956 году собралось около двух тысяч человек.
     1 июня 1956 года владыка Симон назначил на служение в Браиловский монастырь священника Михаила Иваськова. Отца Михаила, твердого борца за Православие, владыка знал еще с 1936 года, когда архиерей посетил приход на Волыни, где батюшка был настоятелем. Тогда отец Михаил произвел на Владыку неизгладимое впечатление. «Самоотверженно преданный святому Православию, усердный и красноречивый проповедник прекрасного характера», — так Владыка охарактеризовал батюшку. В то время на Волыни начался процесс украинизации Церкви, раздавались требования о создании «самостийной» церкви или о переходе в унию, с последующим подчинением папе Римскому. В такой обстановке довелось жить и трудиться батюшке. Кроме совершения богослужений и треб, он обращался к людям с миссионерской проповедью.
     В Браиловском монастыре начался новый подвиг о. Михаила — ежедневное служение и исполнение многочисленных треб.
     В 1961 году владыка Симон отказался подписать постановление, передающее власть в приходах их старостам, назначенным местным исполкомом. «Я не могу подписать Православной Церкви смертный приговор», — сказал он. Архиепископ был отправлен на покой.
     Со стороны властей начались гонения и на отца Михаила. Последний от переживаний все больше терял здоровье. 15 ноября 1962 г. чувствуя слабость и недомогание он обратился владыке Иоасафу (Лелюхину) с просьбой о назначении пенсии «…за 45 лет моего священнического сана». Предвидя то, что некому будет окормлять монахинь в случае гонений, отец Михаил перешел на винницкий приход Малые Хутора, а получив долгожданную пенсию, купил там дом и переделал его в общежитие для монахинь. С этой же целью недалеко от Иоанно-Богословского храма на тех же Малых Хуторах г. Винницы было куплено еще несколько домов.
     13 октября 1962 года Браиловский монастырь закрыли, насельниц разогнали, однако купленные дома, «скиты», как называл их батюшка, вместили около пятнадцати монахинь. Отец Михаил окормлял Браиловских сестер до самой смерти, 2 февраля 1967 года.
     После закрытия Браиловской обители монастырские строения стали приходить в упадок. Уже в 1970 году железная крыша монастыря находилась в ужасном состоянии, значительная ее часть была сорвана ветром. Внутри Свято-Трицкого храма все настенные фрески постепенно разрушились. Средств на реставрацию памятника архитектуры XVIII столетия не нашлось, монастырь постепенно разрушался.
     В кельях было устроено общежитие Браиловского профтехучилища, оборудованы учебные классы. В 1987 году решением исполкома областного совета на территории монастыря была размещена туристическая база, а в нижнем храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, устроили тир.
     Благодаря многочисленным обращениям верующих Браилова и Винницкой области, а также просьбам митрополита Винницкого и Брацлавского Агафангела (Саввина) и духовенства Винницкой епархии, 4 сентября 1989 года монастырь был передан Православной Церкви.
     19 марта 1990 года митрополит Винницкий и Брацлавский Агафангел, в сослужении епархиального духовенства, при огромном стечении народа, совершил освящение и первую Божественную литургию в монастырском храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
     Из Пюхтицкого монастыря была переведена монахиня Неонилла (Ярешко). Возведенная в сан игуменьи, она стала настоятельницей Браиловской обители. Матушке предстояла огромная работа по восстановлению монастыря. После закрытия монастыря в помещении, где располагалась просфорня, держали скот. От этого фундамент здания осел и оно почти разрушилось. Настенные фрески были уничтожены.
     Монастырские помещения постепенно ремонтировались, появилось подсобное хозяйство и необходимый инвентарь. Митрополит Агафангел приобрел для обители грузовой автомобиль. Свято-Успенская Почаевская лавра подарила монастырю еще один грузовик. Винницкий завод радиотехнической аппаратуры изготовил два больших накупольных креста. Руководство объединения «Терминал» пожертвовало для реставрационных работ 50 тыс. руб.
     Монахиня Неонилла была настоятельницей до 1991 года. Некоторое время (с 1992 по 1994 года) сестрами управляла схимонахиня Георгия (Василец).
     С 1994 года монастырем управляет игумения Антония, которая живет в обители с первых дней ее открытия.
     13 июня 1995 г. в стены родной обители вернулась Браилово-Ченстоховская икона Божией Матери. Эта икона после закрытия монастыря в 1962 г. бесследно исчезла и вот более чем через три десятка лет ее снова встречали в обители.
     На третий день Пятидесятницы, после совершения Божественной литургии и водосвятного молебна в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Винницы, в Браилов вышел крестный ход с иконой Пресвятой Богородицы. Его возглавил архиепископ Винницкий и Могилев-Подольский Макарий.
     Множество верующих с пением акафиста, составленного в 1931 г. игуменьей Софией (Рачинской), направилось в Браилов. В десятом часу вечера крестный ход подошел к монастырю. Из ворот обители со свечами в руках вышли монахини встречать свою Заступницу и Покровительницу.
     Браилово-Ченстоховская икона Божией Матери находится в монастыре с давних пор. Этот образ подарил Винницкой обители ее основатель Михаил Кропивницкий. Предполагают, что это один из древнейших списков Ченстоховской иконы. В 1860 году на образ была возложена серебряная позолоченная риза, а по бокам были приделаны металлические привески, представляющие отдельные члены человеческого тела или всего человека: знак благодарности тех, кто получал от нее благодатное исцеление. Риза и привески не сохранились.
     Знаменательна история другой чтимой в монастыре иконы Божией Матери — Браилово-Почаевской. В 1672 году при взятии Подолии турки осадили местечко Браилов. Халил-паша, забирая все драгоценности, разграбил и уничтожил православный храм. Тогда исчезла и особо чтимая икона Божией Матери. В 1887 году в Почаевской Лавре профессор Нежинского историко-филологического лицея протоиерей А. Ф. Хойнацкий обнаружил в одной из лаврских церквей образ с надписью: «Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской». Заинтересовавшись этой иконой, он пришел к выводу, что это копия чудотворной иконы, бывшая некогда в Браилове. Тогда же он сообщил это игумении женской обители и по благословению лаврского начальства передал образ в Браиловский женский монастырь 1 июня 1888 года. В 1890 году на нее была возложена серебряная позолоченная риза, которая в первоначальном виде не сохранилась.
     В монастыре собраны и записаны многие случаи чудесных исцелений, совершившихся от икон Божией Матери как ранее, так и в настоящее время.

Молитва пред святою иконою Богоматери Браилово-Ченстоховской
      Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, всеми даровании Святаго Духа облагодатствованная; паче всякаго создания превысочайшая Святыня! пред чудною иконою Твоею умильно припадающе молим Тя: приклони матерний слух Твой к сердечному воплю нашему. Ты едина веси вся потребы наши. Зриши скорби и беды обуревающия нас и искушения отвсюду облежащия достояние Твое. Тебе единой возможно сие преложити на радость и даровати вся потребная ко временней жизни и к вечному спасению. Всяка бо надежда на смертных тща и несть помогающаго: Ты же вся можеши, аще токмо восхощеши ущедрити нас, просящих Твоего Матерняго покрова в сем житии и в преставлении в страну Горняго Отечества, идеже Ты в неизреченной славе прославляешися от всех святых предстоящих Престолу Святыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва пред иконою Богоматери нарицаемой Браилово-Почаевская
      Богопревознесенная Госпоже Богородице Дево, простри Твой божественный Покров над нами недостойными. Яко же утешила еси нас пришествием от горы Почаевския сея чтимыя иконы Твоя, юже имамы яко похвалу и несокрушимую твердыню Православия, тако и всегда не лиши нас благодати и милости Твоея: буди свет очей наших, здравие тела, крепость сил духовных, победою и воеводою на враги видимыя и невидимыя. Отри всяку слезу от очей наших, утоли болезни души и тела, очисти грехи истинным покаянием и приведи ны в Горняя селения, идеже есть веселящихся жилище, созерцающих славу Твою, еюже прослави и увенча Тя, неизреченно воплотивыйся от Тебе Господь, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает честь, слава и поклонение во веки веков. Аминь.

Величание
      Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.


Православный календарь

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

События календаря

Нет событий

Обсуждение на форуме


Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.