Вход

Изображения в галерее

810_58.jpg
617.jpg
68_3.jpg

Преподобный Симеон Псково-Печерский


Образ преподобного Симеона Псково-Печерского. Современная икона.

     Преподобный Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии в крестьянской семье от родителей Иоанна и Наталии. Вскоре он был крещен в погосте Вехново и во святом крещении назван Василием. Родители его были глубоко верующими богобоязненными и благочестивыми и воспитывали Василия в повиновении и послушании родительской воле.
     В своей духовной биографии, написанной преподобным Симеоном уже в зрелые годы, он вспоминает, как в родительский дом не раз приезжал Корнилий1, монах Крыпецкого монастыря. Иногда тот оставался ночевать в их доме, и всегда ложась спать с отроком Василием, часто говорил ему: «Будешь ты монахом, будешь старец великий». Иногда брал отрока с собою по сбору для монастыря и при этом говорил: «Вася, вот здесь не дадут, а вот здесь – подадут нам». Так всегда и бывало.
     В десять лет Василий, помогая родителям, пас своих лошадей. В этот же год он услышал от людей рассказы о жизни старца Серафима, Саровского чудотворца, и, желая подражать великому подвижнику, нашел в поле большой камень и стал на нем молиться. В 12 лет вместе с родителями ходил в Псково-Печерский монастырь, чтобы поклониться древним святыням и помолиться перед чудотворными иконами обители. В обители отроку Василию так понравилось, что он задумал остаться здесь навсегда, и эта мысль не оставляла его, пока не исполнилось его желание.
     В 20 лет Василий стал просить отца, чтобы тот отпустил его в монастырь, но отец и слушать об этом не хотел и заявил юноше: «Женить тебя надо, а не в монахи». Но юноша стоял на своем, твердо заявив отцу, что не будет жениться никогда. Так продолжалось несколько лет, пока отец не убедился в серьезности намерения сына стать монахом. Тогда он разрешил Василию выстроить в усадьбе домик, где будущий подвижник жил и молился в уединении до 25-летнего возраста.
     Но через пять лет Бог чудесным образом изводит Василия из родительского дома. В то время в их селе жил некий старец Симеон, которого деревенские жители почитали за блаженного. Этот старец любил приходить в дом к родителям Василия, а иногда оставался ночевать. Василий как-то спросил у блаженного совета и благословения идти в монастырь, но ответа не получил. И вот однажды блаженный явился в их дом сам и заявил отцу, что «пришел сюда умирать». И тогда Василий при всех стал просить блаженного: «Батюшка, благословите меня в монастырь». А тот неожиданно взял веревку, свернул ее жгутом и давай бить просителя и гнать из дома во двор, со двора на улицу, – и гнал вдоль улицы за деревню, а потом вернулся в дом, лег на лавку – и умер. Все, видевшие это, поняли, что блаженный выгонял Василия из дома в монастырь. Но даже и после этого случая отец не хотел отпускать сына, но потом смирился и с миром отпустил Василия в Печерскую обитель.
     В 1896 году Василий поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. Архимандрит Мефодий2, бывший тогда наместником монастыря, взял его к себе келейником в настоятельские покои. Кроме этого, Василий ходил и на общие послушания с братией, особенно на постройку гостиницы для богомольцев. Часто приходилось работать с 5 часов утра и до позднего вечера. В редкие свободные часы, когда молодые послушники и иноки собирались отдыхать на свежем воздухе на Святой горке, в саду, он всегда отговаривался от такого праздного общения и под видом послушания, данного от наместника, шел в столярку и, будучи опытным столяром-краснодеревщиком, вытачивал там разные полезные вещи.
     В 1900 году послушник Василий был пострижен в монахи с именем Вассиан, а в 1901 году рукоположен во иеродиакона и получил отдельную келью для жительства.
     В 1903 году отец Вассиан был посвящен в сан иеромонаха и вскоре назначен в Снетогорский монастырь3 во Псков экономом для восстановления монастырского хозяйства, а через 4 года вернулся в Печоры. Вскоре его вновь направляют из обители для укрепления монастырского хозяйства на сей раз в имение Мустищево в 25 километрах от монастыря в сторону Латвии.
     — Было очень много трудностей, — вспоминал потом старец, — из лаптей не вылезал.
     Надо было восстанавливать почти вновь все хозяйство, в первую очередь выстроить храм во имя Иоанна Крестителя Господня, церковный дом, хозяйственные постройки, сараи, скотный двор и прочее. Наладить землепашество, чтобы оно давало пользу монастырю. На это ушло много лет, и, когда дело пошло на лад, он возвратился в родную обитель в возрасте 46 лет.
     Началась революция, и настоятель обители епископ Иоанн4 хотел поставить опытного подвижника отца Вассиана наместником монастыря. Но тот по смирению своему, видя, что это послушание ему не под силу, стал отказываться и просил постричь его в схиму, так как чувствовал «внутренне внушение принять схиму». Так, 3 февраля 1927 года он был пострижен с именем Симеон и назначен духовником братии и паломников Псково-Печерского монастыря. Настоятель обители привел его в убогую, сырую, темную келью, по сути дела пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: «Вот тебе келья, здесь и умрешь». Так и вышло потом.
     Таким образом, начался молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся 33 года. Теперь главным содержанием жизни будущего старца стала молитва. Он положил себе за правило ежедневно молиться за ранней литургией в пещерном Успенском храме и там у жертвенника Господня усердно поминал всех своих духовных чад. По ночам исполнял келейное правило схимника, а днем принимал братию и многочисленных паломников в своей келье. Не оставлял старец и телесные труды — большей частью в столярной мастерской. Немало искушений претерпел старец в своей келье от бесов. В первую же ночь, как он поселился в ней, явились ему зримым образом злые духи и наполнили келью. Страшные, каких ему раньше не приходилось и видеть. Испугался поначалу старец и не знал, что делать. А они начали на него кричать, дергать и гнать: «Зачем ты пришел? Уходи отсюда, все равно мы не дадим тебе здесь жить», — и многое другое. «Думал я, — рассказывал старец, — что не переживу этой страсти, от которой даже не мог перекреститься, а только говорил: “Господи, прими дух мой”.» Такие страхи продолжались много раз, но потом не были уже так страшны, как впервые, и он научился с помощью Божией отражать их силою креста и молитвы.
     За великую любовь старца Симеона к Богу и людям и за великое смирение его открылись в нем редкие дарования Божии: дар врачевания душ, прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов. Об этом сохранились многие письменные свидетельства людей, получивших чудесные исцеления по молитвам старца.
     По своему смирению старец Симеон всячески старался скрыть дар своей необыкновенной прозорливости. «Да совсем я не прозорливец, — с легким смущением и мягкой досадой в голосе говорил он одному из пытливых посетителей монастыря, — великий дар прозрения дает Господь избранным его, а тут просто долголетие мне помогает, — зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю. Приходят ко мне люди с горестями и сомнениями, а взволнованный человек подобен ребенку, он весь на ладони... Случилось с человеком несчастье, вот он и точность душевных очей теряет, впадает либо в уныние, либо в дерзость и ожесточение. А я и мирской круг хорошо знаю, и жизнь прожил долгую, и сам Господней силой огражден от бед и соблазнов, и как же мне в меру малых сил моих не поддержать брата моего, спутника на земной дороге, когда он притомился раньше, чем я…»
     «Труден путь монашеский, — записал старец Симеон в своей биографии, — но труднее подвиг схимнический, если идти так, как указал нам Подвигоположник наш Господь Иисус Христос. При посещении Его Всесвятаго Духа все возможно победить, перенести, перетерпеть и достигнуть вожделенного, обетованного нам Им неизглаголанного вечного наследия в Его Царствии Небесном».
     Шестьдесят четыре года такого монашеского подвига соделали иеросхимонаха Симеона сосудом благодати Божией, которой лучились его глаза и весь облик старца.
     «Всяческой малостью, суетой, неведением, слепотою люди омрачают чудо, — говорил старец одному посетителю. — Дивный дар Господень — человеческая жизнь! Не купишь ее, не заработаешь. На, человек, приими награду бесценную!.. Радость, радость, великая радость!..»
     Последние дни перед своим преставлением старец очень ослабел, но людей продолжал принимать. На вопрос духовных чад своих, на кого он их покидает, ответил: «На Матерь Божию». И наставлял всех любить друг друга, прощать все обиды, так как ненависть хотя бы к одному человеку ведет к смертному греху, и надо так прощать, чтобы человек знал, что ты ему простил.
     Последний урок смирения и послушания явил старец даже в своем преставлении ко Господу.
     По откровению от Господа он ждал смерти 15 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий5, навестивший больного старца, забеспокоился, что тот может умереть и сделать переполох в самый день праздника Крещения Господня, и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке кончины его. «Хорошо, — ответил ему смиренный старец, — ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему.» Так и вышло: почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после праздника Крещения.
     Ко дню его погребения в монастырь с разных мест прибыло много духовных его чад. Отпевали почившего наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) и сорок священнослужителей. А после отпевания гроб с честными мощами старца был поставлен в Богом зданных пещерах монастыря на месте, указанным им еще при жизни.
     Память о старце схииеромонахе Симеоне свято чтут в Псково-Печерской обители, где он 64 года подвигом добрым подвизался. 1 апреля 2003 года состоялось прославление иеросхимонаха Симеона в лике святых Псково-Печерских. Отныне его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря.
     Cвоим молитвенным предстательством пред Господом старец Симеон подает и ныне свою чудесную помощь притекающим к нему с верою, и многие, как и при жизни старца, обретают душевный покой и исцеление недугов.

Молитва преподобному Симеону Псково-Печерскому
      О, всечестный и богоблаженный отче наш Симеоне! Приими ныне тебе с любовию и верою прилежно молящихся и сохрани нас от всякаго зла, дана бо тебе от Бога велия благодать: недужныя исцеляти, скорбящия утешати, в беду впавшия свобождати. Ты бо аще и миру себе умертвил еси, но любовь Христову к людем являяй, нечужд их нуждам показался еси. Темже молим тя, буди нам заступник от враг спасения нашего, души наша, грехом уловленныя, к истинному покаянию приведи, телес наших болезни уврачуй, юныя благочестию научи, старыя поддержи, сирых и обездоленных препитай. Обитель убо твою, в нейже усердно многая лета подвизался еси, в мирном благоустроении и благолепии сохрани, и вся, яже монашествующия и добре труждающияся, во благих желаниих утверди и в подвизех иноческих укрепи. Ей, святый отче, испроси нам у Премилостиваго Спаса коемуждо ко спасению благопотребная, да исправивше житие наше, от части шуия отлученни будем и вечное спасение во Царствии Небеснем молитвами твоими улучим, идеже с тобою и всеми святыми сподобимся прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Симеону Псково-Печерскому
Тропарь, глас 1:
      Любовию Христовою сердце твое уязвивый, евангельски Тому последовал еси: яко древний подвижник преподобием украсивыйся, славный насельник обители Богоматери у пещер Богом зданных явился еси, и, благодать духовную свыше приемый, подаеши верным исцеления, Симеоне богоблаженне, не престай молитися о чтущих тя.

Кондак, глас 4:
      Яко Божия любве зерцало, во обители Печерстей благодатно просветился еси, образ иноческаго жития показуя, трудолюбием и послушанием на высоту добродетелей востекл еси, темже, дары Духа Святаго от Господа почтенный, чудеса многа щедро источаеши, преподобне отче наш Симеоне, помози спастися душам нашим.

Величание
      Ублажаем тя, преподобне отче наш Симеоне, и чтем святую память твою, наставниче монахов, и собеседниче ангелов.

     Прим.
  • 1 Преподобный Корнилий Крыпецкий, Псковский († 1903 г.) Память 28 декабря/10 января и 9/22 июля. Монастырь Крыпцы, или Крыпецкий, находится в 20 верстах от города Пскова; основан преп. Саввою в XV столетии; существует и в настоящее время.^
  • 2 Мефодий (в миру протоиерей Матфей Петрович Холмский, 1831 — 1906), архимандрит. Сын священника погоста Данькова Холмского уезда Псковской губернии — принял управление монастырем 25.031894 г. При нем начата постройка двухэтажного кирпичного здания братской трапезы с келиями для братии в нижнем этаже и с трапезной залой во втором этаже; вызолочены купола Успенского собора; устроен на кирпичных столпах новый крытый ход от Настоятельского дома к Михайловскому собору и отремонтирован Настоятельский дом; поправлена внутренняя штукатурка Михайловского собора, Никольского храма и других; выстроена на монастырском конном дворе новая конюшня; надстроен второй деревянный этаж над первым каменным этажом столярной мастерской. В 1906 г. заболел крупозным воспалением легких. Находился на лечении в Петербургской Военно-Медицинской Академии, где и скончался.^
  • 3 Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь — один из древнейших из ныне существующих Псковских монастырей. Первоначально был мужским. Монастырь находится в 3,5 км от центра современного г. Псков, на высоком правом берегу излучины реки Великой. Снятная гора, на которой стоит монастырь, зовется так по названию местной промысловой рыбы — снети. Впервые монастырь упоминается в псковской летописи конца XIII века, согласно которой 4.03.1299 года уже существовавшая к тому времени обитель была сожжена при нападении на Псков ливонских рыцарей. При этом погибли настоятель монастыря преподобный мученик Иоасаф и 17 иноков. С 1993 г. действующий женский монастырь.^
  • 4 Иоанн (Николай Александрович Булин; 16.02.1893, пос. Выпсу, Ряпинский приход — 30.07.1941, Ленинград) епископ Печерский. С 1905 г. обучение в Рижской ДС, в 1915 г. С-ПДА, в 1916 г. перешел в Петергофскую школу прапорщиков. Успешно окончив, отправился в действующую армию, где участвовал в нескольких сражениях. В 1918 г. возвратился в С-ПДА. 21.05 постриг в монашество с именем Иоанн, с 23.05 иеродиакон, с сентября иеромонах. Опасаясь ареста, в январе 1919 г. бежал в Эстонию, назначен настоятелем храма в Саатсе. С октября 1920 г. наместник Псково-Печерского м-ря, позднее его настоятель. С 25.04.1926 г. епископ Печерский. С 1929 г. до 1932 г. одновременно управлял и Нарвской епархией. 30.12.1932 г. уволен на покой. В 1940 г. признан патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием в «звании епископа Печерского» (письмо от 13.XII.1940). Но митрополит Сергий не знал, что уже 18.11.1940 г владыка Иоанн был арестован НКВД в Печерах, а в ноябре он был переведен в Ленинград. 8.04.1941 г. приговор — расстрел, 30.07.1941 расстрелян в Ленинграде. Реабилитирован прокуратурой Псковской области 22.04.1992 г.^
  • 5 Алипий (Иван Михайлович Воронов; 28.07.1914 — 12.03.1975), архимандрит, иконописец, художник, коллекционер. В 1926 г. окончил сельскую школу, 1930 г. окончил школу в Москве. 1930—1932 г. жил в Тарчихе, работал в колхозе. 1932—1936 г. учился в студии-мастерской Сурикова. 1932—1935 г. проходчик на строительстве первой очереди Московского метрополитена. С 10.07.1935 г. член сектора изо-самодеятельного искусства при Московском Союзе советских художников. 1935—1936 г. кассир, контролер, пом. дежурного по станции Московского метрополитена. С 15.02.1936 по 15.05.1941 г. учился на отделении живописи и рисунка Изостудии ВЦСПС. С 15.10.1936 по 13.11.1938 г. служба в рядах РККА. C 13.11.1938 по 21.02.1942 г. диспетчер трансп. цеха военного завода. С 21.02.1942 по 25.09.1945 г. на фронтах ВОВ. В 1943 г. работы И. М. Воронова экспонировались в Можайском краеведческом музее. 1946—1950 г. художник, работа по разовым трудовым договорам с госучреждениями г. Москвы. С 5.06.1947 г. член Московского товарищества художников. С 12.03.1950 г. послушник Троице-Сергиевой лавры (Загорск). 1950—1959 г. послушания по реставрации живописи Троицкого, Успенского соборов, Трапезной и Академической церкви, руководил работой иконописцев, участие в реставрации храмов Москвы и Подмосковья. 28.08.1950 г. постриг в монашество с именем Алипий. С 25.09.1950 г. иеродиакон; с 14.10 иеромонах, ризничий Троице-Сергиевой лавры. С апреля 1953 г. игумен. С 28.10.1953 по 1.12.1953 г. послушание художника по реставрации Патриаршего подворья в Лукино, восстанавливал теремок св. Филиппа. С 15.01.1955 г. член Художественной комиссии по восстановлению храма МДА. С марта 1955 по январь 1956 г. художник по восстановлению церкви Всех Святых в Лавре. В апреле 1957 г. возглавлял группу по перенесению мощей митр. Макария (Невского) с Котельнического кладбища в Лавру. С 6.10.1959 г. наместник Псково-Печерского м-ря. С 11.02.1960 г. архимандрит. Умер 12.03.1975 г. после третьего инфаркта, 15.03 погребен в монастырском пещерном некрополе.^


  • Православный календарь

    Июль 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    29 30 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31 1 2

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.