Вход

Изображения в галерее

837_45.jpg
804_00.jpg
826_25.jpg

Главная

Преподобный Диодор, Юрьегорский Чудотворец


§ 1. В Соловецкой обители.
     Преподобный Диодор Юрьегорский в мире назывался Диомидом1. Он родился в последней четверти XVI века2 в деревне Матвеевской3, близ Турчасова4 в Онежском уезде Архангельской губернии; его родители были простые поселяне; отца звали Иерофеем, а мать Марией. Когда Диомиду было 15 лет5, он, с благословения родителей, отправился на богомолье в Соловецкий монастырь. Жизнь в обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа весьма понравилась юноше; он не возвратился к родителям, остался тут и три года трудился в разных послушаниях, с глубоким смирением, горячо и усердно молился в церкви Божией и хранил себя в полной чистоте душевной и телесной. Тех же, кто не отличался чистотою жизни, он избегал и, естественно, не мог относиться к ним сочувственно6. Чистая, созерцательно-трудовая жизнь развила и укрепила в Диомиде природное влечение к иноческой жизни. Когда настал ему 19 й год7, Диомид приходит к игумену, преподобному Антонию, и со слезами и смирением просит его облечь в иноческий образ. Игумен исполнил просьбу и Диомид был пострижен в монашество с именем Дамиана8.

§ 2. «Пустыни житель».
     По пострижении преподобный Дамиан, для лучшего усвоения правил иноческой жизни, был отдан под руководство опытному в духовной жизни старцу, иеромонаху Иосифу-Новгородцу. Дамиан всецело отдался на волю старца и стал жить в полном у него послушании, питая любовь и ко всей братии. Среди своих бесед с любимым учеником, старец Иосиф говорил однажды Дамиану о подвижнике Андрее. Простой рассказ старца о Великих трудах и крайнем воздержании «невѣдомаго міру подвижника» поразил Дамиана; впечатлительный молодой инок стал желать и самому изведать труды такой ангелоподобной жизни9, но осуществлению этого намерения не настало еще время10. По назначению настоятеля, Дамиан должен был потрудиться на братию в хлебне, поварне и квасоварне — и он добросовестно нес возлагаемые на него послушания, прекращая труд только на время молитвы и посещения богослужения; часто и ночами Дамиан не спал, но молился.
     По времени пришел в обитель отец Дамиана и постригся в монахи, к великой радости сына. Вскоре отец Дамиана скончался; сын погреб его своими руками и стал еще усерднее трудиться и подвизаться. Но мысль о пустынножительстве не покидала его, и росло все более и более твердое решение вступить на этот путь жизни. Настало и для этого время. Однажды Дамиан ушел из монастыря вглубь острова и, ища пустынножителей провел 40 дней и 40 ночей в молитве и полнейшем воздержании от какой бы то ни было пищи. Но такое воздержание изнурило Дамиана так что, когда братия, ходившая по острову, за сбором ягод, нашла его под деревом, все подумали, что он уже был мертв11 и, взяв его на носилки, принесли к монастырскому подворью; видя, однако, что он еще жив, и желая напутствовать, призвали его духовного отца Иосифа.
     — Что с тобою случилось, чадо мое?» — спросил больного Иосиф.
     — Прости меня, святой отец, ибо я по грехам моим весьма болезную: ибо с того времени, как я ушел в остров, питался только травою и росою; о хлебе же не было и думы.12
     Однако Дамиан скоро оправился и снова удалился в глубину острова. Найдя двух пустынников, он вблизи их келлий построил и себе келлию и стал тут подвизаться. В то время на Соловецком и Анзерском островах было много пустынников; наиболее известными были Ефрем Черный, мирянин Никифор Новгородец, Алексей Калужанин, Иоасаф, Тихон Москвитин, Фодул Рязанец, Порфирий, Трифон, Иоасаф младший, Севастиан и многие другие пустынники; кроме известнейших: Андрея и преподобного Елеазара Анзерского13 с учениками его.
     Дамиан всею душою полюбил их жизнь; он часто стал приходить к ним из монастыря и, принося все потребное, проводить с ними по несколько времени. Так он познакомился со многими из них, например, однажды встретился с Никифором мирянином, который, несмотря на зимнее время, был наг. «Посещай, посещай Дамиане, да и сам от Бога будешь посещен» — сказал он Дамиану и скрылся. Имел счастье Дамиан беседовать и с Андреем, Тимофеем и другими. А кто умирал из подвижников, Дамиан с благоговением погребал их останки.
     Между тем развитие пустынножительства вредно отзывалось на материальном благосостоянии монастыря и его внешних порядках. Не удивительно, отсюда, что и братия, — иноки общежительные относились недоброжелательно к пустынникам и особенно к преподобному Дамиану. «Он, — говорила братия, — разоряет монастырь: строит пустыни, пополняя их потребным из монастыря; из монастыря же уводит братию, которая и трудится уже не на монастырь. Если попустим ему, — он многих соблазнит и сделает монастырю убыток». Когда же к Дамиану ушел для уединенных подвигов любимый всеми больничный старец Кирик14, — негодованию братии не было границ. Со слезами приступила братия к игумену Иринарху, прося возвратить Кирика и вообще ушедших15. По распоряжению игумена Иринарха стрельцы и трудники обошли пустыни и возвратили в обитель пустынников, кого только могли найти. Дамиана же привезли в обитель в оковах и засадили в темницу, где он томился пять с половиной месяцев. Потом он тайно, освободившись из темницы, ушел на прежнее место пустынножительства. Оплакав развалины келлий пустынников, преподобный Дамиан еще 6 месяцев прожил на прежнем месте; хотя братия и разыскивала его, однако не нашли. В строгом воздержании, горячо и слезно молился тогда преподобный и просил Господа, Его Пречистую Матерь и преподобных Зосиму и Савватия показать ему место для уединенных подвигов: ибо очень любил он безмолвие16.

§ 3. Основание обители на Юрьевых горах.
     Господь услышал его молитву и вложил ему мысль оставить Соловецкий монастырь. На маленькой лодочке, Богом хранимый, преподобный Дамиан, безбедно переехал по Белому морю к устью р. Онеги. Воздав благодарение Богу, он пошел вверх по р. Онеге и, найдя удобное место, поселился было около Кеноозера, построив келлию, но окрестные жители прогнали святого старца17: они боялись, что, с основанием обители, их земли отойдут в пользу последней18. Старец кротко перенес обиды и, с молитвою за обидевших, оставил это место. Когда он шел, после этого, по берегу р. Онеги, ему встретился «Гость с Москвы, именем Надея Светечников». Узнав судьбу подвижника-изгнанника, этот гость, горячо сочувствуя ему, как человек влиятельный при Московском дворе, хотел, при посредстве царя, отомстить Кенозерам, но преподобный Дамиан упросил его не делать сего. Поэтому Надея Светечников только ограничился тем, что усовестил «судейку» и др. Кенозер, так что те стали упрашивать старца снова поселиться у них. Впрочем, старец не остался уже тут, но поселился несколько далее за Водлозером на Юрьевой горе19.
     Это было в 1620 году20, и жил несколько лет одиноким отшельником — именно 7 лет. Затем к нему пришел инок Прохор, который скоро стал любимым учеником преподобного Дамиана. Они вместе молились и вместе трудились. Во время молитвы они не раз слышали чудный звон на горе. Этот звон к тому же нередко слыхали и окрестные миряне, когда им приводилось бывать около сих мест21. А однажды, удивленному сим, Дамиану явился и светлый муж22, говоря: «Бог изволил быть на сем месте церкви во имя Живоначальной троицы, а другой в честь честнаго и славнаго Введения Пречистыя Богородицы и преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких. И соберется братия и умножится общежитие».
     Дамиан не придал на первый раз словам благовестника должного значения; последовало второе и третье явление; при чем в третий раз явившийся, — в ответ на думы подвижника о том, где достать средства на сооружение церквей, — прибавил: «зачем размышлять, как воздвигнуть церкви, и умножится общежитие?! но знай то: судьбы Божии не испытуемы — для Бога все возможно. Об остальном не думай, но иди скорее к царствующему граду Москве, расскажи обо всем этом келарю старцу Александру Булатникову23 о видении и сказанном мною, и все тебе Бог устроит к полезному, и чем строить монастырь, все тебе будет готово и другие строить будут на этом месте, и не наведи на себя гнева Божия сопротивлением», и стал невидим. Приход Прохора и явления свыше и были теми обстоятельствами, при которых получила свое начало Юрьегорская Троицкая обитель в 1626 году.

§ 4. Устроение обители и труды преподобного Дамиана.
     Обрадованный небесною вестью, преподобный Дамиан, оставив Прохора на месте обители, сам отправился в Москву, причем пред путешествием удостоился еще такого видения: на том месте, где построена была потом церковь Троицкая, как бы с неба, спустился большой крест, и множество воронов село около креста; каждый под деревом, и раздался глас: «на сем месте воздвигни церковь во имя Пресвятой Троицы, а сколько видишь птиц, столько соберется иноков на сем месте, и прославится имя Божие». Самое же путешествие состоялось следующим образом. Придя в Сергиеву лавру и поклонившись мощам преподобного Сергия и Никона, преподобный Дамиан отправился в Москву, где в это время находился старец Александр Булатников. Помолившись у мощей святителей и прочих чудотворцев Московских, Дамиан в Троицко-Богоявленском монастыре встретился с Александром Булатниковым и рассказал ему о своих нуждах24. Последний не только сам значительно помог ему, — он дал книги, ризы, колокола и часть денег на нужды братии25, но и расположить к нему старицу — царицу Марфу Ивановну. Лично повидав старца, она с радостью «велела дать ему сосуды церковные, образа, книги, ризы, колокола и 200 р. денег, и в свою очередь расположила к преподобному царя Михаила Феодоровича. Надея Светечников дал 2 колокола и книги26, и др. христолюбцы 300 руб.
     Из Москвы преподобный Дамиан отправился в Новгород к митрополиту Киприану с письмом от А. Булатникова. Прибыв в Новгород, преподобный прежде всего, по своему обычаю, посетил святые храмы и поклонился мощам Новгородских угодников Божиих. Благодаря письму келаря Александра, митрополит Киприан отнесся к преподобному весьма внимательно. Он дал благословенную грамоту на создание обители и церквей, св. антиминс, также «грамоту жалованную да не въезжают к нему десятники» и денег на разные потребности, дав ему дозволение приезжать когда нужно. Так как по смирению преподобный Дамиан уклонялся от принятия священства, Митр. Киприан послал еще с ним священника27.
     С радостью возвратившись из путешествия, преподобный Дамиан приступил к созданию обители. Сначала стали строить храм во имя Живоначальной Троицы. Когда положили первый венец, гора стала трястись28. Плотники со страхом бросили работу и прибежали сказать о происходящем преподобному, который в это время молился. Объяснив, что это действие злых духов, и успокоив их надеждой на Божию помощь, старец вышел из келлии; совершено было освящение места, старец сел на один сруб постройки и велел продолжать работу. Крики и злословие невидимых врагов на преподобного усилились, шум увеличился, но когда был положен 3-й венец29, крики духов стали раздаваться уже из озера, потом из леса, который вдруг стал с шумом ломаться, и, наконец, совсем затихли: злые духи оставили излюбленное жилище, тут водворилась слава Господня! Храм был благополучно достроен.30
     Затем был выстроен второй храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Устроены были келлии, обитель обнесена оградою. Служба совершалась ежедневно. Постепенно стала собираться братия; в 1628 г. было уже 14 братьев и 5 келлий31. А в 1633 г. число их возросло до 3032. Сам же преподобный Дамиан со всяким прилежанием и любовью трудился на братию в хлебне и поварне, мыл братскую одежду, вообще во всем заботился сам о братии. Прилагая труды к трудам, он не прекращал умной молитвы, своим примером уча всех, особенно новопостриженных, и избегал особенно празднословия.

§ 5. Терпение и прозрение преподобного Дамиана.
     Преподобный был однажды утешен таким видением: от неба до земли появился столп, белой как бы меди, с множеством ключей на нем. По этим ключам восходило много иноков, из коих иные падали с разной высоты, некоторые же всходили до верха столпа. Этим открывались небесные двери, они входили в небесные чертоги, и двери снова за ними закрывались. В этом видении образно преподобного Дамиана утешил Господь, показав сим, что и в его обители есть избранники достойные небесных венцев.
     Много и горестей перенес преподобный Дамиан.
     За отдаленностью от селений33, в обители не раз случался суровый голод. Однажды в такое время братия стала очень роптать на святого, обвиняя его в нерассудительной трате денег на одновременную постройку 3-х церквей. Старец же скорбел и молился, утешая братию. И Бог не посрамил надежду святого. Преподобному Дамиану трижды34 явился преподобный Александр Ошевенский чудотворец35, говоря: «Аз постриженик Кириллова монастыря, а игумен Ошевенского. Не скорби, Дамиане, укрепляй братию. Возложи упование на Бога, работайте Ему: пропитает вас Бог. Вспомни, сколько израильтян пропитал Бог в пустыни, вас ли не сможет пропитать немногих, работающих ему на этом месте день и ночь?! В последнее же время сюда соберется множество братии и имя Божие прославится. А ныне вели братии идти на озеро и ловить рыбу: от сего вас Бог пропитает». По слову святого так и случилось. Улов рыбы был так велик, что иноки не только сами питались этою рыбою, но еще продали ее на 60 р. В другой раз также случился голод, братия опять роптала на святого. И опять чудесно все были спасены от голода: когда старец Прохор стоял на молитве пред образом Божией Матери, раздался глас: «не скорбите, имейте между собою любовь, трудитесь! Бог вас на этом месте не оставит. Идите на озеро, ловите рыбу». И опять богатый улов дал средства пропитания, а в третий раз от голода избавились тем, что поймали черную лисицу и продали ее за 8 руб.
     Для прекращения случаев голода на будущее время, Дамиан еще дважды, в 1629 и в 1632 гг., путешествовал в Москву и успел там выхлопотать земельные владения36. Последнее дало возможность завести хозяйство и жизнь обители потекла уже вполне безбедно37.
     Тем не менее страдания святого старца не прекратились. Особенно много горя причинил ему монах Феодосий, которого, как опального, прислал сюда патриарх Филарет († 1633). Этот злонравный человек всячески досаждал преподобному и много его оскорблял. Однажды он заманил старца в лес, и, желая его убить, бил до бесчувствия и потом бросил. Когда же преподобный Дамиан пришел в себя и возвратился в обитель, Феодосий, пораженный этим, устрашился и просил у него прощения. Святой кротко простил его и, скрыв случившееся в лесу, еще с большею любовью стал к нему относиться. Но Феодосий не исправился. В другой раз также в лесу, где работало 15 иноков, он поступил не менее дерзко. Феодосий из дерева сделал изображение Дамианова лица и бил по нему и злословил старца. Речи его повлияли на слышавших. 17 иноков ограбили казну и вместе с самим Феодосием навсегда оставили обитель.
     Преподобный Дамиан кротко перенес и это испытание. Он радовался, что его обитель избавилась от беспокойных сожителей, а происшедший вследствие сего урон — исправил новыми, усиленными трудами для благоустроения обители. Между прочим, он сам ископал для братии колодец, около коего теперь устроена часовня. Много за эти годы испытал преподобный искушений и от бесов, но все перенес мужественно. Все враги старца были посрамлены его терпением, надеждою на Бога, трудолюбием и святостью жизни. Обитель его была благоустроена, а сам он достиг «в меру возраста исполнения Христова», скажем словами св. Апостола Павла.

§ 6. Кончина преподобного Диодора.
     В 1634 г. преподобный Дамиан собрался в г. Каргополь, по делам обители. Предчувствуя свою кончину, он особенно внимательно наставил своего любимого ученика Прохора и священноинока Иоасафа, как управлять обителью38, написал завещание, найденное после его смерти, в коем строго запрещает держать вино, а прощаясь с Прохором, сказал: «уже нам с тобою не видаться, но если Господь изволит, на том свете, — и оставил обитель. Действительно, в Каргополе он заболел, принял пред смертью схиму с именем Диодора39, приобщился Святых Таин от иерея Феодора и свято почил 27 ноября 1634 года.

Тропарь преподобному Диодору (Дамиану) Юрьегорскому, Каргопольскому
Тропарь, глас 2:
      Желанием духа распалився, мятеж мирский отринув, ко Единому Богу любовию прилепися и Того вседушне взыскуя, во внутреннюю пустыню отыде, при водах вселися, идеже в слезах и трудех пребывая многолетное время, в терпении мнозе житие ангельское проходил еси в наставлении Божественнаго Разума, стадо инок собра мудре, ихже посещая, не остави, Диодоре преподобне, отче наш, Пресвятей Троице моляся от зол всяческих избавити и спасти души наша.
Кондак, глас 2:
      От юности, преподобне, плотскую волю в постех и молитвах источил еси, крест свой взем, Христови последовал еси, темже и к Вышним течением радостно устремил себе, идеже со всеми святыми Святей Троице предстоиши, но и ныне стадо свое посещая, поминай чтущих пресвятую память твою, да вси благодарно вопием ти: радуйся, богомудре Диодоре, наставниче наш пустынный.
Величание
      Ублажаем тя, преподобне отче Диодоре, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
     Прим.
  • 1 Память мученика Диомида (II век) – 3/16 июля; мученика Диомида Тарсянина врача (298 г.) – 16/29 августа.^
  • 2 Точный год рождения неизвестен.^
  • 3 Ныне Городецкого прихода, который выделился из Турчасовского, В Юрьегорском списке (и в списке Баскова)сказано: «...Сей убо раб Божій родися близ студенаго моря...» (в 135 в. от моря). «...Каргопольскаго уѣзда...» (часть Каргопольского уезда от д. Дениславье до устья р. Онеги, 240 верст, — по течению — при Имп. Екатерине II была отделена и составила часть Онежского уезда с г. Онегою, на месте коего ранее было с. Устьянское) «...на Онегѣ рѣкѣ, в Турчасовском селѣ...» (174 л.) При чем на поле прибавлено: «в Городецком приходѣ — Матвіевкѣ» — разумеется по устному преданию; отсюда — Басков: «по др. источникам»; заметки свящ. Васильева (Арх. губ. вед. 1851 г. № 31) очевидно составлена по сему списку.^
  • 4 О Турчасове впервые упоминается в грамоте 1536 г. (Акты эксп. I, 152 стр.: «...А намѣстник наш держит у них во всей онежской землѣ тіуна да 4 доводчики, а станы и деревни своим доводчиком подѣлит: в Каргополѣ доводчик, на Усть-Моши доводчик, на Турчасовѣ доводчик, на Мехренгѣ и на Усть-Мехренгѣ, в сельцѣ, на погостѣ доводчик...» № 181), затем в грамоте 1549 г. (Акты ист. I, 218—219 стр.) и т. д. «...Мѣстом, гдѣ сосредоточивалось управленіе земскими дѣлами сих поселеній был Турчасовскій посад, едва ли не первое здѣсь поселеніе Новгородцев послѣ Каргополя...» — говорится и вполне справедливо в Арх. Сборнике 1865 г. (II т. 173 стр.). Преосв. Филарет (Русские святые, 27 июня) производит слово Турчасово от Туртаса — преподобный Серапиона Кожеезерского, но это имя встречается до 1557 г., когда пришел на Онегу Серапион. Но мы думаем, что Турчасово произошло от слов тур — башня и часовой — сторожевой, — сторожевая башня. Против с. Турчасова ныне, над высоким обрывом, за р. Онегою, есть д. Острог, вблизи с. Городок и т. д. — что может подтвердить наш взгляд. В Турчасове же были владения (двор) и Соловецкого монастыря уже в 1559 г. Соловецкие иноки соль своего варенья «...кладут на Колмогорах и на Турчасовѣ в два посады, а в посадѣх с тою солiю ходят... с Турчасова они Онегою к Каргополю и к Короткому... и на Онежскій порог...» (См. Досифей, Опис. Солов, мон. 1836 г. III ч. 26—27 стр.). Последнее и важно для нас в том отношении, что указываешь источник знакомства Диомида с жизнью Соловок. Диомид мог узнать о Соловецком монастыре от Турчасовского старца — управителя Соловецкого подворья и его помощников. С Соловецкими же монахами мог он уехать и в Соловки.^
  • 5 «...И еще млад сый лѣт яко пятнадесяти, и по благословенiю родителей своих пріиде въ Соловецкій мнстрь...» (Юрьег. 174 л.). Поэтому известие преосвященного Филарета: «...Діомид на 19 году возраста отправясь в Соловки для молитвы, остался здѣсь жить и по испытаніи в послушаніи, пострижен в иночество игум. Антоніем...» — («...игумен же Антоній... повелѣвает его пострище во иноческій образъ...» Юрьег. 174 — 175 л.) — не совсем точно, (русск. свв. 1882 г. III т. 470 стр.).^
  • 6 У Баскова (4 стр.) читаем: «...чистоту же тѣлесную зѣло любяще, яко сія все иноческое житіе украшает, на неимущих же чистоты зѣло гнѣвашеся...». В Юръегорском же списке (об. 174 л.) иначе, именно: «...от неимущих же чистоты зѣло бѣгаше...» Последнее чтение более правильно, хотя и первое психологически не ошибочно.^
  • 7 «...И в 19 лѣт от рожденія своего приходит ко игумену Антонiю и молит его со слезами и со смиреніем дабы сподобил его облещися во иноческій образ...» (Юрьег. спис. 174 л. об.). В дополнение следует указать еще, что в соч. «Мѣсяцеслов Святых» 1 вып. 199 стр. вкралась опечатка, якобы преподобного Дамиана постриг игум. Афанасий (здесь также ошибочно говорится, что в Соловки Диомид пришел 19 лет) игумена с этим именем в Соловках не было (список настоятелей до 1836 г. см. у Досифея 1 т. отд. II).^
  • 8 В честь какого св. Дамиана неизвестно; память свв. этого имени совершается: февр. 23, июля 1, окт. 5, 17 и ноября 1. Ни в житии, ни в «Соловецкой повести о пустынножителях Соловецких» (№ 1195) прямо не говорится о переименовании Диомида в Дамиана, но в этом нет сомнения, ибо Дамианом называет его преподобный Александр Ошевенский, и в сказаниях о пустынножителях повесть о преподобном отце нашем Дамиане, в коей преподобный называется везде сим именем. Если же в списках жития препод. называется Диодором (схимон. имя) (напр. Юрьегор. сб. л. 179), то это ошибка, тем более простительная, что схимонашеское имя почему то издавна вытеснило имя Дамиана (также см. Басков, 4 стр. 3-е примеч.).^
  • 9 «...Сіе же первое о пустынножителях слышаніе вниде Даміану, и возкипе сердце его еже водворитися с пустынножители: яко же елень желаше достигнути чуднаго сего и вышеестественнаго житiя...» (Юрьегор. ркп. № 3, 179 л.).^
  • 10 В житии (там же 179 л.) еще рассказывается такой случай: «...случися ему спрочими труждающимися збратiею зрѣти на езеро...» (вероятно Белое) «...зрящимже им, и глаголя Діодор к братіи, видите ли братія пустынножителя нага ходяща по водѣ яко по суху, онѣм же невидѣвшим никого же, и чюдящимся им его видѣнію...»^
  • 11 «...узрѣша его под древом лежаща, и мняще, яко мертва, видяще его точію вплотнѣй основѣ, за неисрѣченное умноженіе зѣлнаго поста его...» (Юрьегор. сбор. № 3, 180 л. и обор).^
  • 12 Вероятно из подражания пустынножителю Андрею.^
  • 13 Преподобный Елеазар Анзерский († 1656 г.). Память 13/26 января.^
  • 14 Старец Кирик ухаживал, за преподобным Елеазаром во время его предсмертной болѣзни.^
  • 15 «...Со слезами моляху игумена глаголюще: да повелит сыскати старца Кирика, яко сошел есть в пустыню ко отшельнику Доміану, и нам велику печаль сотворил своим отшествіем: никто же убо нас упокоил, яко сей Кирик, а нынѣ воистину скорбни есмы...» (Юрьег., 183 л. об.).^
  • 16 О внутренней стороне подвижнически-пустынной жизни Дамиана некоторое указание содержится в рассказе инока сотрудника Дамианова который повествовал, что раз он нашел брата в келлии избитым, при чем последний разъяснил дело так: «...Брате мой, сего ли не вѣси, яко брани бѣсоветѣй нашедши на мя, полк силен мрачных демон нападе на мя, хотяху погубити душу мою и, емше злѣ биша мя. Зришь ли якова пухота тѣло мое объя? аще не бы благодать Христа моего помилова мя, то бы злѣ окоянніи погубили, но благодарю Бога моего, избави душу мою от сѣти вражія...» (об. 184 л Юръег. сб.).^
  • 17 «...Желал было сначала поселиться близ Почезера — у озер Вонанеких, а потом у Кенозера, на Тыр Наволокѣ...», говорить свящ. о. Ал. Васильев, передавая местное предание. (Арх. губ. Вед. 1851 г. №31).^
  • 18 «...Поселяне бивше его и многи раны давше келію и карбас сожгоша; и паки влачивше за ноги, едва жива оставивше, наругающеся и глаголюще что ты вселяещися здѣ и монастырь хощеши устроити на нашей земли и угодіе наше и ловитву нашу рыбную умыслил ecи насильством своим у нас отъяти...» (л. 185 об. Юрьегор. Сбор.).^
  • 19 Откуда гора получила такое название — неизвестно.^
  • 20 Предполагаем, что Дамиан оставил Соловки в 1619 г. и в том же году переселился на Юрьевы горы, пожив у Кенозера очень недолго: из жития (см. Ю. с. 186—186 л.) нельзя извлечь данных для противоположного взгляда. С другой стороны если мы сопоставим слова жития: «...водрузи крест и постави кѣлію и ту пребывая един 7 (д) лет и потом прииде к нему инок некий Прохор именем...» (Юрьег. сб. 187 л.) с известием писцовых книг Кн. Ивана Долгорукова да подьячего Ракова 7136—37 гг.: «...а строит тот монастырь Соловецкаго монастыря постриженник старец Демьян со 134 году...» (см. грам. 7145 г. 150 кт., см. Арх. губ. Вед. 1851 г.) — получится также 1619 г., как год утверждения Дамиана на Юрьевых горах.^
  • 21 Место, где поселился Дамиан, не было совершенно пустынным. Тут прежде была деревня; в писцовой книге 1628 года так описывается это место: «...Вновгороцком уѣзде взаонѣжских погостех. в водьлозерском стану внаших в черных волостях пустошь, что была деревня, на Юрьевѣ горѣ июдка Васильева, а вней по приправочным книгам пожни перелогом и лѣсом поросло добрые земли три с половиной четверти в поле едву поэтому же, сѣно 30 копен впусте четверть и полчетверть выти, да под тою ж четвертью озяро Юрьево под Юрьевоскою горою, а рыба в нем ловитца мелкая, а нынѣ на той пустоши устроен монастырь вновь...» (Арх. губ. Вед. 1851 г. № 31) cм. там же выписку из писц. кн. 7129—7130 г.^
  • 22 По местному верованию это был Архангел Гавриил, явление коего и составляет изображение одной древней иконы Юрьегорской церкви, — сообщ. свящ. Михаила Кононова, от 12 февр. 1895 года.^
  • 23 Старец Александр Булатников жил на Соловках до 1621 года и естественно предполагать, был знаком с преподобным Дамианом, главою Соловецкого пустынножительства. Подробнее о сей личности см: Досифей. Описание Солов. мон. I т. 138—139 стр. Басков, Юрьегорской мон. 13 стр.^
  • 24 При этом в житии рассказывается еще следующее: «...и встрѣтѣ его в Богоявленском монастырѣ чернец, высок и черен, и учал его бити нещадно и говорити: почто ты блудивый шпынь (ценз.) пріиде сюда, прельщая люди? И клобук с него сдернув и бив его. покинул замертво. Старец же едва очутився и пріиде... повѣда случившаяся ему на монастырѣ. Александр посла такова старца изыскивати и необрѣтше, братія сказаша: у нас в монастырѣ такова старца нѣт и не бывало...», А клобук нашли вскинут на дровяной костер (л. 189 и об. Ю. с.)^
  • 25 В писцовых книгах 136—137 г. читаем: «...А евангелья и книги и сосуды данье Троицы-Сергіева монастыря келаря старца Александра Булатникова...» (Олон. губ. Вед. 1851 г. № 1)^
  • 26 Писцовая книга 138 г. дополняет: «...а двери царскіе, и сѣнь, и столбцы данье гостя Надѣй Светѣчнiков...» (Олон. губ. Вед. 1851 г. № 1).^
  • 27 Юрьегорский сборник 190—191 л. В писцовых книгах 1628 г. сказано: «...священник Семіон, да старец Прохор и вся братья сказали...» (Басков. 17 стр.; Олон. губ. Вед. 1851 г. № 7) очевидно здесь разумеется лицо посланное митрополитом Киприаном.^
  • 28 По преданно на сем месте прежде было языческое кладбище: «...Прежде того было на той горѣ идѣже церковь стоить Живоначальныя троицы совершена, кладбище идолопоклонников...» (л. 193 об. Юрьег. сб.)^
  • 29 Венцом при постройке, на севере, называется 4-х угольник из бревен «строены клѣтски» — четвероугольником (См. Арх. губ. Вед. 1851 г. № 21, гр. 1687 г.)^
  • 30 Более подробное описание внутренней, преимущественно, обстановки у Баскова 17 стр.^
  • 31 «...на монастырѣ 5 келлій брацких, а в них 14 братов, а слуг и дѣтенышей у них нѣт...» (Олон. губ. В. 4, 1849 г.)^
  • 32 «...А собралось при нем братьи 30 человѣк, да трудников 17 человѣк...» (Арх. губ. Вед. 1851 г. № 31, грам. 1637 г.).^
  • 33 «...А жилые деревни к тому монастырю не подошли, а от того монастыря жилые деревни верст семдесят и больши...» (см. Арх. губ. Вед. 1851 г. № 31).^
  • 34 «...И се явися старец святолепен, и рече ему: не малодушествуй и братію укрѣпляй! Воспомяни колико душ Бог препитал в пустыни. Вас ли не может на сем мѣстѣ препитати! Но токмо тружайтеся со благодареніем и ловите на озерах рыбу. И в другую нощь явися и такожде рече. И в третію нощь явися старец; старец же Даміан мня сему привидѣнію быти; явившийся старец рече: что ты малодушествуешь — мниши мя бѣсовским мечтаніем. Даміан же не мняше то быти истинно, но повеле ему сотворити молитву. Он же крестообразно простер руцѣ сотвори молитву Іисусову и вниде в сѣни. Глагола ему Даміан, глаголи: достойно. И видѣв его Даміан убояся и паде пред ногами его, не могій терпѣти свѣтлости лица его. Он же воздвиже Даміяна и Даміян же нача его вопрошати и рече к нему: Господи мой! ты кто еси, таково попеченіе о мѣстѣ сѣмъ имѣя и о братіи и о насъ грѣшных, зѣло бо свѣтъ сладок осія мое сердце в пришествіи твоем. Он рече ему...» и т. д. (см. текст Юрьегор. сб. л. 195—196 об.).^
  • 35 Преподобный Александр Ошевенский († 1479 г.). Память его 20 апреля/3 мая.^
  • 36 В грамоте 1637 г, о них говорится: «...А вотчины де ктой пустыни никакой нѣт, кромѣ нашего жалованья, что дано им двѣ пустоши на оброк Луза с Нельмоозером и Гонь порог. да пустошь Коркола. и стѣх пустошей платят они вкаргополь в нашу казну оброчных денег по 20 алтын на год, да в Каргопольском уѣздѣ на рѣчкѣ на водле починок Калгачиха, да оброку с него в нашу казну платят в Каргополѣ на год всего по алтыну, визстари де той Юрьевой горѣ с пустошьками и с угодьѣ межа от хапы порога круг Нельма озера до Выской верхотины а с выской верхотины на Вяхорьскій мох, а с Вяхорьскаго мох к Вешьлому, а от Вешьлома к югу что на густорѣкѣ, а от юга, что на Густарѣкѣ позади Кемь озера и позади Лузы к Гонь порогу же...» (Арх. губ. Вед. 1851 г. № 31, см. еще Басков 17 стр.)^
  • 37 «...И посем нача монастырь распространятися: Даміян же и братія начаша землю пахати, лѣс под пашню сѣщи и тѣм питатися...» (Юрьег. сб. 166 л. обор.)^
  • 38 «...Приказывает пустыни сея жительство священнонноку Iоасафу, да старцу Прохору, наказуя их, чтобы стое сіе мѣсто держати с великим радѣніем неослабно...» (Юрьег. сб. об. 198—199 л.)^
  • 39 Арх. губ. Вед. 1851 г., № 31. Предание подтверждается и тем, что в житиях имя Дамиана нередко заменяется Диодором.^


  • Архангельский патерик

    Православный календарь

    Декабрь 2019
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.