Вход

Изображения в галерее

223.jpg
823_05.jpg
297.jpg

Главная

Блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый


Блаженный Косма Верхотурский. Икона написана сестрами Ново-Тихвинского женского монастыря. ХХ век.

     В XVI — XVII веках православное христианство распространилось по всей Руси, проникнув на восток до самой сибирской тайги. Истинных христолюбцев на Руси было несметное число, и многие удостоились славы Небесной за свои земные богоугодные труды и подвиги веры. Став святыми, одни были прославлены Церковью на всю Россию, другие почитались как местночтимые, а кто-то и вовсе оставался никому не известен.
     По своему нелицемерному благочестию истинные рабы Божии тщательно старались скрывать от людских глаз свои христианские подвиги во избежание земной человеческой славы; может быть, поэтому и не дошли до нас многие и многие имена подвижников. О богоугодной жизни лишь некоторых из них сохранились краткие устные сказания.
     Таковым простолюдином был и блаженный Косма. Краткие сведения о его житии сохранились в виде устного предания, с благоговейным чувством передававшегося из рода в род и записанного в конце XIX — начале XX века.
     Косма Верхотурский был родственником одного из жителей города Верхотурья — Федора Павловича Немтинова, почившего в 1882 году в возрасте девяноста лет. С его слов известно, что родился блаженный Косма в середине XVII века и жил со своими родителями в Заречной части города Верхотурья, на Набережной улице, в их собственном доме. Родители его были обывателями1 и, вероятно, также носили фамилию Немтиновы. Отец, выходец из Великого Устюга Вологодской губернии, занимался торговлей, а мать, дочь священника, вела домашнее хозяйство и воспитывала детей.
     Согласно преданию, Косма с самого рождения страдал болезнью ног и передвигался лишь при помощи костылей. Может быть, блаженный получил эту болезнь в дар по преблагому Промыслу Божию для своего по Богу жительства. В святом Евангелии повествуется о том, как Господь, шествуя со Своими учениками, встретил некоего слепорожденного человека. И спросили Господа: «Кто согреши, сей ли, или родителя его?» И Господь ответил: «Ни сей согреши, ни родителя его, но да явятся дела Божия на нем» [Ин. 9,3].
     Больше всего Косма любил ходить в церковь, чтобы молиться Богу. Это он делал и в ночное время, чем удивлял своих родителей. Днем он посещал службы в Свято-Николаевском монастыре и в Троицком соборе, стараясь не пропускать ни одной, а ночью молился у храма. Особенно милостив он был к бедным.
     Жительство, при котором человек не только добровольно отказывается от удобств и преимуществ общественной жизни, но даже принимает на себя вид безумного, не знающего правил приличия и готового нести любое унижение, на Руси называли юродством Христа ради. Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных, избегали мирского почета, молились за всех людей, сострадали нищим, подавая милостыню втайне, по заповеди Божией.
     К таким «юродцам» относился и блаженный Косма. Зимой и летом он ходил в одной рубашке, босым. Приходя зимой в храм, он отогревал свои ноги на каленых углях и милостью Божией не получал от того никакого вреда. Господь слышал его горячие, исходившие из сердца молитвы и помогал ему в самых трудных обстоятельствах. Свидетельством этому является случай из его детства. Однажды в летнюю пору городские мальчишки по злой привычке посмеяться над блаженным стали для развлечения преследовать его и забрасывать камешками. Бедняга вынужден был, насколько хватало сил, убегать от них. Но вот перед ним оказалась преграда — река. Косма взмолился Богу — и совершилось чудо: на глазах у изумленных людей и преследовавших его мальчишек он по воде, «аки по суху», перешел на другой берег.
     Более же всего блаженный Косма прославился тем, что, как говорит предание, участвовал 12 сентября 1704 года в перенесении святых мощей праведного Симеона из села Меркушино в Верхотурье. Когда он совершенно изнемогал, то взывал от сердца: «Брате Симеоне! Давай отдохнем!». И тогда никакая сила не могла сдвинуть гроб с места. Шествие останавливалось, и совершались молебны. Позже на местах этих необычных остановок крестного хода были построены несколько небольших часовен и храмов.
     Устное сказание о блаженном Косме подтверждается тем, что на некоторых древних изображениях перенесения святых мощей праведного Симеона был запечатлен юродивый на костылях.
     Скончался блаженный Косма в 1706 году и был похоронен возле Троицкого собора, близ места первого сгоревшего храма, на скалистом берегу Туры, называемом Троицким камнем. После его кончины на могиле служились панихиды, ее посещали богомольцы. Рядом с ней установили столб с кружкой, в которую богомольцы клали свою лепту на храм. В начале XIX века одной благочестивой вдовой преклонного возраста на ее собственные средства была устроена над местом погребения угодника Божия деревянная часовня. Намерение построить эту часовню появилось у женщины после некоего видения. Однажды во сне перед ней предстал молодой человек, лет двадцати пяти — тридцати, в одной рубашке, босой, среднего роста и пригожий лицом. Явившийся назвал себя Космой юродивым и просил укрыть его могилу от скотины, которая ее попирает. Вдова с усердием исполнила повеление.
     Около 1882 года причтом собора было решено заменить пришедшую в ветхость деревянную часовню новой. Освящена она была 28 августа 1883 года протоиереем Александром Удинцевым в честь Святых Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана Римских2. Часовню обнесли деревянной оградой с решеткой. Сама могила блаженного находилась посредине часовни, под полом. Над ней был устроен деревянный рундук3 в форме гроба, прикрепленный к полу на шарнирах. Во время служения литий крышка его откидывалась, так что каждый из присутствовавших мог видеть находившийся на могиле камень. Около рундука был сделан спуск вниз: богомольцы могли спуститься по лестнице к самой могиле и взять с нее земли, «как это с издревле заведено среди посещающих могилу Космы».
     На рубеже XIX — XX веков место захоронения блаженного Космы было весьма почитаемо богомольцами, часовню посещали все, кто приезжал в Верхотурье на поклонение мощам святого Симеона. Из самой скалы, недалеко от могилы юродивого, истекал источник чистой воды, прозванный в народе «слезы Космы юродивого». Богомольцы служили в часовне панихиды, брали землю с могилы, воду из источника, от которой, по вере страждущих, совершались исцеления различных болезней, особенно детских. «Сравнительно против прежних лет число богомольцев, посещающих часовню... за последнее время весьма значительно увеличилось, — писал в 1908 году уральский краевед В. С. Баранов. — Это последнее объясняется, бессомненно, тем, что и число бывающих на поклонении честным мощам святого праведного Симеона, почивающим в Верхотурском Николаевском мужском монастыре, время от времени тоже увеличивается, а последние считают непременным долгом, бывши в Верхотурье, отслужить панихиду и на могиле Космы юродивого. Для служения здесь панихид многие прибывают и по обетам, а некоторые же обращаются с просьбою о сем и письменно».
     Известно несколько чудесных случаев, произошедших по молитвам к блаженному Косме. Так, в 1840-х годах Верхотурье посещала некая купчиха Анисья Федоровна из города Владимира. Она рассказывала, что в течение нескольких лет находилась в расслаблении. Однажды ночью явился ей во сне какой-то праведник и, обличив в немилосердии к бедным, сказал, что если она впредь не будет пренебрегать бедными и убогими и даст обещание побывать в Верхотурье и отслужить там молебен святому праведному Симеону и панихиду на могиле Космы юродивого, то выздоровеет. Она дала это обещание и действительно исцелилась.
     В 1845-1846 годах была в Верхотурье одна монахиня, которая рассказала следующее. Казначея их монастыря сильно болела, ей не помогали никакие врачебные средства. Однажды ночью явился ей какой-то человек в одной рубашке и посоветовал сходить в Верхотурье, поклониться мощам праведного Симеона, а также отслужить панихиду на могиле блаженного Космы юродивого. Проснувшись, она дала обещание исполнить совет и получила исцеление. Для исполнения обета она пришла в Верхотурье и тут узнала, что являлся ей Косма юродивый, однако о своем сновидении никому не сказала. Об этих двух случаях рассказывал сам Ф. П. Немтинов, который лично принимал у себя дома купчиху и монахиню и слышал от них эти повествования. По словам Федора Павловича, и сам он неоднократно удостаивался видеть во сне юродивого.
     В 1902 году было решено переустроить часовню ввиду ее маловместительности в небольшую церковь. Был создан особый строительный комитет под председательством настоятеля Троицкого собора протоиерея Петра Арефьева. На призыв комитета о пожертвованиях одним из первых откликнулся известный в то время по всей России чудотворец и молитвенник протоиерей Андреевского собора в городе Кронштадте отец Иоанн Сергиев4, пожертвовавший на переустройство часовни сто рублей. Сохранились сведения, что в 1912—1913 годах на могиле блаженного Космы был заложен небольшой каменный храм.
     В 1920 году из-за начавшихся гонений на Церковь монахини Свято-Покровского монастыря перезахоронили честные останки блаженного Космы возле алтаря Верхотурской кладбищенской церкви.
     На протяжении семидесяти лет благочестивые прихожане и паломники брали землю с могилы блаженного, заказывали о его упокоении панихиды.
     В 1984 году имя блаженного Космы Верхотурского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, было включено в Собор Сибирских святых. В 1993 году были обретены мощи блаженного Космы и первоначально помещены в особой раке в Свято-Николаевском мужском монастыре. Через два года, 28 апреля 1995 года, святые мощи с честью перенесли из Свято-Николаевского монастыря в храм Покровского женского монастыря, где они почивают и поныне.
     В селе Костылева на месте часовни, воздвигнутой в память о крестном ходе из Меркушино в Верхотурье и разрушенной в послереволюционные годы, построен храм во имя Блаженного Космы. Вновь возвышается над селом маленькая белоснежная церковь с небольшой колоколенкой, ставшая душой аккуратного, напоминающего крепость монастыря — в Костылева разместилась Свято-Косьминская мужская пустынь. В алтаре храма в специально изготовленном ковчежце находится часть мощей блаженного Космы.5
     Память блаженного Космы празднуется 1/14 ноября — в день преставления и 10/23 июня — в день Собора Сибирских святых.

Тропарь блаженному Косме, Христа ради юродивому
Тропарь, глас 1:
      Глас апостола Твоего Павла услышав, глаголющ: мы юроди Христа ради, раб Твой, Христе Боже, Космо юрод бысть на земли Тебе ради; темже память его почитающе, Тебе молимся: Господи, спаси души наша.

Кондак, глас 8:
      Вышния красоты желая, нижния сласти телесныя тощно оставил еси, нестяжанием суетнаго мира, ангельское житие проходя, скончався, Космо блаженне; с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Ин кондак, глас 2:
      Ангельски на земли поживших и со ангельскими чинми на Небеси ныне светло ликующих святых, в земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся, Христа ради юродивый Космо, в Сибири подвизавшийся и Богу угодивший. Ты моли о нас Предвечнаго Бога.

Величание
      Ублажаем тя, святый праведный Космо, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     Прим.
  • 1 Принадлежали к сословию горожан.^
  • 2 Бессребреники Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие (284 г.). Память их празднуется Церковью 1/14 июля.^
  • 3 Большой ларь с поднимающейся крышкой.^
  • 4 Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иоанн Ильич; 1829 – 1908), протоиерей. Память 20 декабря/2 января.^
  • 5 Использованы материалы: Верхотурский край в истории России. Екатеринбург, 1997.
    Древний Кремль города Верхотурья (Пермской губернии). Свято-Троицкий Собор и часовня / сост. В. С. Баранов. Н. Новгород, 1908.
    Житие Христа ради юродивого блаженного Космы Верхотурского. Екатеринбург, 2003.
    Золотов Е. К. Архитектурное наследие Верхотурья XVIII — начала XX века // Очерки истории и культуры города Верхотурья и Верхотурского края. Екатеринбург, 1998.
    Минея. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.
    Памятники Верхотурья. Екатеринбург, 1998.
    Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915.
    Верхотурье 12 сентября 1883 года // Пермские епархиальные ведомости. 1883. №47.
    Жизнеописание Христа ради юродивого Космы Верхотурского // Православная газета. 1994. № 10.^


  • Екатеринбургский патерик

    Православный календарь

    Ноябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    30 31 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 1 2 3

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме

    Тема: ????? ???????? ??????
    Написал: Georgesnats   22.11.2017
    Тема: assist
    Написал: TstarkPheMa   22.11.2017

    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.