Вход

Изображения в галерее

144.jpg
820_98.jpg
836_34.jpg

Главная

Прмчч. Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и мч. Борис (Козлов)


     В 1937 году наступил последний период уничтожения Русской Православной Церкви правительством воинствующих безбожников, период обильной жатвы Господней. Это коснулось и еще остававшихся тогда на свободе монахов Оптиной Пустыни, живших после ее закрытия в ближайшем к любимой обители городе Козельске.

     Преподобномученик Евтихий родился в 1870 году в селе Николаевском Курьинской волости Змеиногорского уезда Томской губернии в семье крестьянина Ивана Диденко и в крещении был наречен Емельяном. Он приходился двоюродным братом оптинскому иеромонаху Лаврентию (Левченко), был женат, но овдовел и ушел в монастырь. Некоторое время Емельян находился в Киево-Печерской Лавре, а затем 10 ноября 1901 года поступил в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной Пустыни. 20 ноября 1901 года он был одет в подрясник, 4 июня 1905 года — пострижен в рясофор. Послушанием его стали работы на монастырской даче. Он был небольшого роста, его все любили за простоту и доброту.
     24 июня 1911 года литургия по случаю скитского праздника Рождества святого Иоанна Предтечи совершалась соборно, возглавлял богослужение и молебен скитоначальник игумен Варсонофий (Плиханков)1. В этот день послушник Емельян был пострижен в мантию с именем Евтихий.
     На всенощной под Вербное воскресенье, 14 апреля 1917 года, с ним случилось искушение, которое можно понять и как предвозвестие всего того, что произошло впоследствии. В это время отец Евтихий проходил послушание на монастырской даче. На двор, когда он был уже заперт, забежал волк и произвел большой переполох. На шум вышел отец Евтихий и с вилами бросился на виновника переполоха, но голодный зверь не испугался, кинулся на монаха, и между ними завязалась ожесточенная борьба. В конце концов, волк бежал, но отец Евтихий был сильно изранен, и его срочно пришлось отправлять в больницу в Москву.
     После закрытия безбожниками в 1923 году монастыря, отец Евтихий сначала жил в Козельске вместе с келейниками старца Нектария Петром (Швыревым) и иеродиаконом Севастианом (Фоминым), а в тридцатых годах он поселился в одном доме с оптинскими монахами Авениром (Синицыным) и Саввой (Сусловым). Зарабатывал он тем, что помогал по хозяйству кому что требовалось и прислуживал в церкви.
     Монах Евтихий был арестован 30 октября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Сухиничи.
     4 ноября были допрошены дежурные свидетели, сосед и хозяйка дома, где жили монахи Евтихий, Авенир и Савва. Сосед показал, что домохозяйка держала монахов «на квартире специально, потому что они молились Богу. За квартиру все они платили только 12 рублей, а я, как рабочий, платил 18 рублей один. Монахи Суслов, Синицын, Махров и Диденко ничем полезным не занимались, ходили по домам, распространяли церковный дурман, церковную службу они посещали группой и жили группой в одной квартире, имея каждый свою оборудованную иконами келью... В октябре состоялось предвыборное собрание в здании школы, были приглашены и монахи, но все они категорически отказались и на собрание не пошли, чем действовали на остальных граждан. Монах Махров... монашествовал, ничем полезным не занимался, все время молился Богу и ждал перемены... посещал... монахов, проживающих на квартирах в городе Козельске».
     Хозяйка дома, в котором жили монахи, показала: «Монахи Оптинского монастыря Савва Суслов, Евтихий Диденко и Авенир Синицын жили в моем доме, каждый в своей келье, ничем полезным не занимались и монашествовали... Летом 1937 года к монаху Евтихию Диденко приходил монах Викентий Никольский, в данное время арестованный, отслужил церковную службу и ушел, после ухода Викентия Никольского монах Евтихий Диденко стал поправляться. Монах Авенир Синицын в моем присутствии доказывал, "что раньше в монастыре жилось лучше, чем теперь при советской власти..." Монах Евтихий Диденко говорил, что "теперь всех сажают в тюрьму, потому что будут выборы советов и уже арестованы попы"».
     На допросе отец Евтихий подтвердил, что раньше, когда был монастырь, жилось лучше, тогда все монахи во время церковных служб собирались в церкви. Но и до последнего времени все монахи соблюдают монашеский образ жизни.
     — Следствие располагает данными, что вы тесно связаны с бывшим благочинным Григорием Никольским, в данное время арестованным органами НКВД за контрреволюционную деятельность. Требуем от вас правдивого показания по данному вопросу, — заявил монаху Евтихию следователь.
     — Григория Никольского я хорошо знаю, бывал у него и встречался с ним в церкви, он был хорошим человеком, защищал монахов...
     16 ноября следователь еще раз допросил монаха.
     — Следствие располагает достаточными данными, что вы, не имея определенных занятий, проводили контрреволюционную работу, будучи тесно связаны с попом Григорием Никольским, — сказал следователь.
     — Я Григория Никольского часто встречал в церкви, он там служил церковную службу, но никакой работы против советской власти я не проводил.

     Преподобномученик Авенир родился в 1879 году в семье мещанина города Болхова Орловской губернии Матвея Синицына и в крещении наречен был Андреем. Он женился, но овдовел и поступил в 1908 году в Оптину Пустынь. 11 октября 1911 года Андрей был определен в число братии, а затем пострижен в мантию с именем Авенир; в монастыре проходил послушание звонаря.
     Монах Авенир был арестован 30 октября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Сухиничи. В тот же день он был допрошен.
     «В Оптинский монастырь поступил в 1908 году лично сам по добровольному желанию, — отвечая на вопросы следователя, сказал отец Авенир, — и пробыл в монастыре до 1923 года... Монах Макарий и я организовали группу монахов и жили вместе: Макарий, я и отец Евтихий, в 1936 году Макарий уехал к себе домой в Могилевскую губернию к племянникам, а к нам снова пришел на место Макария Савва, и снова продолжали жить вместе, я и монахи Евтихий и Савва. Определенной работы не имели, ходили по домам и выполняли случайные работы. А по дням церковной службы собирались в Благовещенской церкви... Все монахи до настоящего времени ведут монашеский образ жизни».
     — Следствие располагает данными, что вы часто тайно посещали монашку Анну Самойлову, где устраивали сборище и проводили контрреволюционную деятельность; просим правдивого показания по этому вопросу, — сказал следователь.
     — Да, действительно, послушницу Шамординского монастыря Анну Самойлову посещал несколько раз, работал у нее; последняя купила дом, держит корову и свиней, с ней живет монахиня Марфа, помогает ей работать по хозяйству, ее дом посещал иногда огородом, но контрреволюционную работу я не вел.

     Преподобномученик Савва родился 20 сентября 1873 года в деревне Каменевой Успенской волости Ливенского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Андрея Суслова и в крещении был наречен Сергием. Образование он получил в сельской школе. В 1900 году Сергий поступил в Оптину Пустынь и первое время проходил послушание закройщика в рухольной. 19 декабря 1910 года он был пострижен в монашество и поставлен на послушание за свечной ящик, затем был определен помощником пономаря, а в 1916 году снова переведен в рухольную.
     После закрытия безбожниками Оптиной Пустыни отец Савва поселился в Козельске, зарабатывал на жизнь шитьем, подвизался в молитве и посещал вместе с оставшейся в Козельске братией городской храм. Монах Савва был арестован вместе с монахами Оптиной Пустыни 30 октября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Сухиничи. В тот же день следователь допросил его.
     — Следствие располагает данными, что вы продолжительное время состояли монахом Оптинского монастыря и после ликвидации монастыря ничем полезным не занимались, проводили по домам церковную службу и брали от колхозников бесплатно продукты. Требуем показать правду! — заявил следователь.
     — В Оптином монастыре я прослужил монахом двадцать семь лет. После ликвидации монастыря в 1923 году я переехал на квартиру в город Козельск, ходил по домам и занимался портняжным ремеслом, права голоса был лишен до последнего времени. Монашество в государственной политической жизни не участвовало, почему я ничего и не знаю, что делается; на квартире я жил вместе с монахами Авениром Синицыным и Евтихием Диденко. За неуплату государственных налогов у меня было изъято имущество, но в каком году, я не помню. В последнее время я... хожу по домам и выполняю портняжную работу, посещаю церковь. Но теперь стало плохо, все церкви закрыли и негде побывать.
     — Следствие располагает данными, что вы участвовали в монашеских сборищах и распространяли контрреволюционную агитацию против советской власти. Требуем показать правду.
     — Работая по домам колхозников, я говорил, что «всякая власть от Бога». Мне власть всякая хорошая, которая не делает мне вреда. Я везде говорил, что есть Бог и нужно веровать в Бога. Бог есть будущая наша жизнь. Против советской власти я не выступал, а держусь крепко за Божественные убеждения и призывал всех веровать. Из монастырских и скитских старцев я хорошо знал Иосифа, Нектария, Феодосия и Варсонофия. Все они уже умерли, они служили при мне в монастыре, в Оптине.
     — Следствие располагает данными, что вы саботировали уплату государственных налогов. Просим показать правду.
     — Я средств для уплаты налогов не имел, поэтому государственные налоги не платил, я жил, не имея хлеба.

     Преподобномученик Марк родился 3 октября 1875 года в деревне Зайцево Бабичевской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье крестьянина Емельяна Махрова и в крещении наречен был Михаилом. В Оптину Пустынь Михаил поступил в 1899 году, и проходил послушание садовника, а 24 июня 1911 года на престольный праздник святого Иоанна Предтечи, в тот же день, что и монах Евтихий, он был пострижен в мантию с именем Марк. Духовником его был иеромонах Нектарий (Тихонов)2.
     С 1923 года, после закрытия обители, монах Марк поселился в Козельске, зарабатывая тем, что помогал жителям в тех или иных работах, остальное время посвящая молитве на службах в храме или в келье. 30 октября 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в Сухиничах. На допросах он показал, что монахи сохранили монашеские традиции, участвовали в церковных службах, а зарабатывали случайными работами, что конечно раньше в монастыре жилось лучше, они были обеспечены хлебом и квартирой, а после закрытия обители, когда их отказывались принять на работу, жизнь ухудшилась, а теперь и совсем стало плохо.

     Мученик Борис родился 23 июля 1886 года в деревне Слепцово Козельского уезда Калужской губернии в семье крестьянина Антона Козлова. Как многие тогда крестьянские дети, он в поисках заработка ушел в Санкт-Петербург и устроился на Путиловский завод. Но безбожная в то время рабочая среда была нравственно тяжела для религиозного деревенского юноши, он ушел с завода и с 1909-го по 1911 год был трудником в одном из монастырей Санкт-Петербурга, затем служил у помещика в Малоярославце, работал в Калуге, а в 1920 году вернулся в родную деревню и стал заниматься крестьянством.
     В 1926 году Борис Антонович был избран церковным старостой в Покровский храм в селе Покровском недалеко от Слепцова. Вероятно, весьма ревностно исполняя свои обязанности, он стал раздражать безбожников и, желая закрыть и разорить храм, они обязали его заданием по дровозаготовкам, которое он исполнить не смог, и суд приговорил его к одному году принудительных работ и тремстам рублям штрафа. После отбытия наказания Борис Антонович поселился в Козельске, работать он устроился конюхом в городской больнице, где и жил, а все свое свободное время отдавал церкви, он пел на клиросе в Благовещенском храме. Ближайшими его друзьями и единомышленниками стали жившие в Козельске монахи Оптиной Пустыни.
     Вместе с ними Борис Антонович и был арестован 28 октября 1937 года и заключен в тюрьму в Сухиничах.
     Допрошенные следователем свидетели показали, что Борис Антонович, «будучи враждебно настроен против советской власти, в августе 1937 года доказывал, что Бог спасет людей от варваров, которые закрывают церкви. Тайно посещал церковь в выходные дни, где встречался с монахами». «Живя вместе с Борисом Козловым на квартире мне известно, что Козлов частенько... посещал монашеское сборище в церкви, но все это укрывал от посторонних граждан, дома читал церковные книги и доказывал, что только Бог избавит людей от мучений и призывал веровать в Бога».
     — Следствие располагает данными, что вы при больнице организовывали монахов, устроили монаха Тихона сторожем, чем вызвали недовольство служащих, и проводили контрреволюционную пропаганду против советской власти. Требуем правильного показания по этому вопросу! — заявил следователь.
     — Сторожем больницы в городе Козельске был принят монах Тихон, кто его рекомендовал, я не знаю, принял его завхоз... пропаганду против советской власти я не проводил и ничего по этому вопросу показать не могу.
     — Следствие располагает данными, что вы тайно посещали сборище монахов Оптинского монастыря. Требуем показать правду!
     — Сборища монахов я не посещал, но церковь я посещал и пел на клиросе вместе с монахинями.

     21 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила монахов Евтихия (Диденко), Авенира (Синицына), Савву (Суслова), Марка (Махрова) и мирянина Бориса Козлова к расстрелу.
     Господу угодно было, чтобы в самый день праздника Введения Пресвятой Богородицы, 4 декабря, они пробыли в молитве, хотя и в тюрьме, но на земле. Монахи Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и церковный староста Борис Козлов были расстреляны на следующий день, 5 декабря 1937 года, и погребены в общей безвестной могиле.3

     Прим.
  • 1 Варсонофий (Плиханков Павел Иванович; 1845-01.04.1913), схиархимандрит, прп. Оптинский старец. В 1892 г. поступил в Оптину пустынь. В 1900 г. принял монашеский постриг. Иеромонах (1903). Во время русско-японской войны — фронтовой священник. Игумен (1907), скитоначальник. В 1912 г. назначен настоят. Старо-Голутвина Богоявленского м-ря, архимандрит. Похоронен в Оптиной пустыни. Память 1/14 апреля.^
  • 2 Нектарий (Тихонов Николай Васильевич; 1853 – 1928 г., с. Холмищи Брянской обл.), Иеросхимонах, прп. Оптинский старец. Память 29 апреля/12 мая.^
  • 3 Использованы материалы: «Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни». Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. 2008 год.
    УФСБ России по Калужской обл. Д. П-13976; П-12918.
    ОР РГБ. Ф. 213. К. 1. Д. 3.; Ф. 214. Оп. 367.
    ГАКО. Ф. 903. Оп. 1. Д. 339.^


  • Игумен Дамаскин (Орловский)

    Православный календарь

    Декабрь 2019
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.