Вход

Изображения в галерее

46.jpg
Uspenye.jpg
835_12.jpg

Главная

Житие преподобного Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита


§ 1. Происхождение преподобного Иисуса; жизнь в мире; черты его пастырской деятельности; жизнь при дворе Императора Петра І-го.
     Ряд Соловецких подвижников святых мужей мы заканчиваем преподобным Иисусом иеросхимонахом1, который был верным преемником в иноческих заветах преподобного Елеазара2. В то время как преподобные Иов Ущельский, Диодор Юрьегорский3 вышли из Соловок и свет иночества распространили далее по северу, преподобный Иисус, прибыв на Соловки спустя только 45 лет по кончине Анзерского пустынножителя, явился носителем пустынножительских заветов последнего и собеседником его учеников. Личность преподобного Иисуса в высшей степени замечательна.
     Этот редкий подвижник родился в Москве в 1635 г.4; во святом крещении был назван Иоанном. Кто были его родители — неизвестно. «Старцы, — говорит Соловецкий архимандрит Порфирий, — вероятно не любопытствовали знать ни о роде его, ни о воспитании, а смотрели на дела, коими отличался среди них богоугодный пришлец из мира.» Известно, впрочем, что отца его звали также Иоанном; можно думать, что Иоанн был сын священника и происходил из духовного звания5; был воспитан в добрых нравах и получил хорошее по тому времени образование. По достижении зрелого возраста, благочестивый Иоанн был рукоположен священником одной Московской приходской церкви и проходил свое служение с таким вниманием и любовью, что скоро имя его стало широко известным по Москве.
     Отец Иоанн особенно любил литургию и в совершении ее находил истинное утешение. Совершал он ее с таким вниманием, благоговением и воодушевлением, что все молились невольно усерднее обыкновенного. А когда ему почему либо не приводилось служить самому, он приходил в церковь, становился на клирос и пел; голос у него был прекрасный; глубокая вера слышалась в его пении и это пение привлекало многочисленных слушателей — богомольцев. Многие из них пред литургией заходили к нему за словом назидания. Отец Иоанн с любовью принимал всех, но охотнее после обедни, так как ранние посетители своим приходом нарушали его молитвенную настроенность. Молитва же для отца Иоанна была почти постоянным занятием. Часто — заходило солнце, наступала темная ночь, ночь сменялась утром, снова всходило солнце, отец Иoанн без перерыва проводил все время в молитве. После молитвы его любимым делом было — творить милостыню.
     Исполняя обязанности своего служения, отец Иоанн не ограничивался исполнением только треб, но всегда входил в положение своих прихожан, узнавал их нужды, радости, горести и, чем мог, каждому помогал. Часто для бедняков устраивал трапезу у себя и, угощая их с радушием, наставлял во спасение. У него было не мало влиятельных знакомых и этим отец Иоанн пользовался нередко для облегчения участи несчастных. Знакомых своих отец Иоанн не избегал, он нередко посещал их и старался о развитии в них доброй настроенности; случалось, что он приезжал неожиданно, но это никого не огорчало, а радовало: отца Иоанна все любили. У себя отец Иоанн принимал всех. Ворота его дома были постоянно открыты и всякий свободно приходил к любимому пастырю. А он, после беседы, при прощании одарял еще каждого, чем мог.
     Молва о его богоугодной жизни, любви ко всем и смирении распространялась все далее и далее, и это было причиною того, что отец Иоанн, избегая мирской славы, на некоторое время перестал принимать посетителей, впрочем не на долго. Благотворя бедным и содействуя всем в добром по силе, он проводил время неизменно в подвигах поста и молитвы. Но «не может укрыться град, стоящий на верху горы». О добром пастыре узнал скоро и Петр Великий. Государь сделал отца Иоанна сначала придворным священником, а потом и духовником всего Царственного Дома.
     Изменилось внешнее положение отца Иоанна, но не изменилось его внутреннее настроение. Сделавшись лицом важным, отец Иоанн еще более и шире, чем прежде, стал благотворить ближним, ни в чем остальном не изменяя своего прежнего скромного образа жизни. Особенно любовью его стали пользоваться тогда богадельни и тюрьмы, насельников коих пастырь часто навещал, скрывая свое высокое положение, и всем приносил свою посильную помощь. Но нашлись люди, которые в этом, истинно христианском, деле нашли что то подозрительное, особенно, когда отец Иоанн, во избежание славы, стал ездить к узникам ночью. Чтобы не смущать таких людей, отец Иоанн сам ездить туда перестал, но не перестал благотворить чрез поверенных. С тою же целью прекратил он и выезды и прием посетителей, с кем нужно — переписывался, помогал и жил в строгом воздержании. Наконец, опасно заболел (малокровие и обмороки), но чрез 3 месяца поправился и, как бы предчувствуя приближавшуюся беду, стал всех опять принимать и со всеми прощаться, горько печалясь. И предчувствие не обмануло святого старца-иерея.

§ 2. Заточение в Соловки; пострижение в монашество; иноческие труды; благоволение царя; отход на Анзерский остров; труды его как строителя и руководителя пустынников.
     Началось «дело вора Гришки Талицына». К этому делу примешали, каким то образом, отца Иоанна и донесли Петру Великому.6 Император счел доклад справедливым и приказал отправить своего духовника к архиепископу Холмогорскому Афанасию для пострижения в монахи на Соловках. Мужественно перенес о. Иоанн это испытание; безропотно отправился он в далекий Архангельск, в 1701 году. Благополучно прибыл к месту; архиепископ Афанасий с любовью отнесся к нему и, успокаивая, продержал у себя несколько дней. Также с любовью принял отца Иоанна и Соловецкий настоятель, архимандрит Фирс и вскоре же постриг его в монашество с именем Иова в главном Преображенском соборе.
     По пострижении Иов был отдан под руководство старца Ионы и быстро восходил по ступеням нравственно-аскетического «делания». С удивлением смотрели суровые иноки, как бывший придворный священник трудился вместе с другими и всех превосходил терпением, усердием и смирением. Сожительствовавший ему инок поведал братии, что Иов ничего не вкушает, кроме хлеба и воды. Тогда все признали преп. Иова мужем совершенным, прозвали постником и освободили от послушаний. Преп. Иов стал проводить время в подвигах молитвы, поста и поучения в слове Божием. Опять слава о нем пошла всюду и дошла до царя.
     Царь вспомнил про духовника, убедился в его невинности и снова звал к себе, но, изнуренный летами и подвигами, старец отказался от такого предложения и стал просить у архимандрита Фирса разрешения удалиться в Анзеры на безмолвие. Просьба его была немедленно уважена, а когда скончался Анзерский строитель Амфилохий, преосвещенный Варнава, согласно предложению архимандрита Фирса, назначил на эту должность преподобного Иова. С молитвою и со словом увещания к братии вступил преподобный Иов в отправление новой должности и 8 лет с честью управлял Анзерском скитом. При нем число насельников скита возросло до 30; в управлении братией преподобный Иов был подобен преподобному Феодосию Печерскому7.
     Из его учеников наиболее замечательны: схимонах Матфий и монах Макарий. Особым подвигом, который сверх всего принял на себя преподобный Иов, был уход за больными. Часто подвижник удалялся в совершенное безмолвие; особенно он любил посещать пустынника Паисия, одного из младших учеников преподобного Елеазара Анзерского, который жил на Секирной горе (на том же острове), где несколько времени подвизался преподобный Елеазар. В 1710 году преподобный Иов, по его желанию, был пострижен в схиму с именем Иисуса, в честь праведного Иисуса — сына Навина8. Но не судил Господь преподобному Иисусу скончать жизнь в звании строителя Анзерского скита. Он дал ему высокий жребий — на склоне дней своих быть основателем новой обители!

§ 3. Основание Голгофского скита; частные обстоятельства; труды по устроению.9
     Дивное знамение было началом в истории Голгофского скита10. Однажды, во время подвигов уединения и молитвы, преподобный Иисус, после продолжительного богомыслия легко вздремнул (на Секирной горе). В его келлию вошла Пресвятая Дева с преподобным Елеазаром. Воспрянув, старец в благоговейном трепете преклонился пред небесными посетителями. «Эта гора отныне назовется второю Голгофою, на ней будет построена каменная церковь во имя Сына Моего и Господа и устроится скит на вселение твое с учениками. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки», — сказала Царица Небесная. И тотчас же с неба раздался глас: «Освяти гору Голгофу и поставь на ней крест».
     В духовной радости преподобный Иисус с другом своим Паисием не замедлили исполнить небесное повеление. Гора была освящена.11 Преподобный Иисус был уволен от исправления должности строителя Анзерского скита. А преосвященный Варнава, грамотою от 15 июля 1713 г., благословил строение скита. По грамоте его от 18 сент. 1714 г., была выстроена и освящена церковь в честь Распятия Господня и освящена в 1715 году архимандритом Фирсом. Устроились келлии и мало по малу собралось братии 20 человек. Государь Петр I, узнав обо всем, дал скиту право пользоваться продовольствием от казны. Вдовствовавшая царица Параскева Феодоровна дала 100 р. Князь Меньшиков тоже. Но особенно много скиту помогала царевна Мария Алексеевна. Она прислала много драгоценных сосудов, дорогих одежд и книг (с метками Голгофо-Распятского скита) и, кроме того, икону Успения Пресвятой Богородицы в драгоценной ризе с разными камнями.12 Правда, раз на скит напали разбойники, и кое-что разграбили, но скит скоро вновь оправился.
     Маститый старец строго следил за его благосостоянием и энергично руководил братией на пути к вечному спасению. В основу братской иноческой жизни, преподобный Иисус положил те же начала, какие были положены преподобным Елеазаром в Анзерском ските, но с течением времени там ослабли. Святой во всем подавал пример братии. Когда иноки ленились взносить на высоту горы воду, старец, молча делал это сам, — также рубил и носил дрова; пристыженная братия не позволяла себе вторично такой небрежности. Великий смирением старец был велик и по дарованным ему благодатным силам. По его молитве, после явления ему Пресвятой Богородицы с первоверховными Апостолами, на вершине горы открылся родник. Воры не могли обокрасть обители его и даже, по его советам, исправились. Были и др. случаи, ясно говорящие верующему сердцу, что схимонах Иисус угодник Божий и помощник людям в их болезнях и трудах.

§ 4. Кончина святого старца; значение его личности в истории Соловецкого подвижничества нового времени (XVIII—XIX столетий).
     Предчувствуя свою кончину, старец выкопал сам себе могилу и нередко близ нее проводил время в молитве, приготовляясь к переходу в вечную жизнь. Пред смертью он заболел горячкою, 3 дня лежал в бессознательном состоянии, но потом, вдруг, так поправился, что смог даже отслужить литургию. После литургии старец снова возлег на одре, назначил преемником по управлению скитом ученика Макария и в ночь на 6-е марта 1720 года — на неделю православия свято почил в Господе. Два раза пред самою смертью, — как видел один из учеников, (после прощания с ним разошедшихся по келлиям), — старец вставал и молился. Наконец возлег. Лицо его просияло; тихо сказал: «Благословен Бог отец наших! если так есть, я уже не боюсь, но в радости отхожу от мира сего»! Небесный свет осиял келлию, раздалось дивное пение, старец крестообразно сложил руки, склонилась на грудь его седая глава, — старец уснул сном смерти: многострадальный странник юдоли земной кончил тернистый свой путь и достиг беспечальных селений.
     Разбуженная ангельским пением, братия, горько оплакав потерю любимого наставника, с честью погребла его тело в предуготованной могиле. Над могилою был выстроен храм и рака и положена доска с надписью о летах и обстоятельствах жизни праведника, заключавшеюся словами: «Иисус... преподобный... показавший образ добродетелей словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою сердечною». Этими словами братия кратко, но верно выразила свое, замечательно правильное, понимание личности преподобного Иисуса. Действительно, это был истинный христианин, никакие житейские потрясения не могли сломить его твердости духа и заставить его сердце разлюбить людей. Он любил людей до последнего вздоха и бодро перенес, все от них огорчения и испытания. И тогда, когда другой на его месте впал бы в отчаяние, в вере во Христа он нашел силы для новой жизни и деятельности и является пред нами великим в своем смирении подвижником благочестия.
     Преподобный Иисус есть связующее звено древне-Соловецкого подвижничества с новым. Он первый Соловецкий подвижник нового периода и последний древнего; он последний еще и в том отношении, что из его преемников еще ничья память не сделалась чтимою, как память угодника Христова и Чудотворца.
     Поэтому и мы ряд житий Соловецких святых мужей заканчиваем его жизнеописанием.13
     Из всего вышеизложенного нельзя не видеть, что все, кого народное сознание сделало святыми, — документальным выражением коего являются: Книга о святых, Соловецкое исчисление и Соловецкий патерик, — действительно по жизни своей были люди истинно святые.

     Прим.
  • 1 Текст этой главы (полнее) нами впервые был напечатан в статье «Соловецкие подвижники благочестия в XVIII и XIX ст.» (см. Странник, 1895 г. № 10, 177—201 стр., О преп. Иисусе — 181—192 стр.) В 1900 г. изд. отдельно эта статья под тем же заглавием. Источниками нам служили из рукописей: № 1014 Каз. Дух. Акад. (Соловецк. библ.) где находится: «Житие преподобного отца нашего Иисуса иже на горе голгофе.... (66—71 л.)». «Краткая летопись» (73—88 л.) «Опись документам касательно распятского скита» (88—106 л.). Из печатных: «Священноинок Иов» Арх. Досифея (Странник 1861 г. — сгруппированы предания) и Соловецкий патерик изд. 1871 г.^
  • 2 Преподобный Елеазар Анзерский (1656 г.), основатель Анзерского монастыря. Память 13/26 января.^
  • 3 Преподобный Иов Ущельский († 1628 г.), память 5/18 августа; преподобный Диодор Юрьегорский († 1633 г.), память 20 ноября/3 декабря.^
  • 4 Хронологические даты приводятся по надписи на гробнице преп. Иисуса; текст ее полностью нами отпечатан в Страннике 1895 г. № 10, 191 стр.^
  • 5 В грамоте Преосв. Афанасия, от 14 марта 1701 г. на имя Архимандрита Фирса, он назван: «поп Распятскій Іоанн Иванов» (см. у о. Порфирия, 91 стр. 1-е прилож.) В синодике Голгофо-Распятского скита читаем: «Род священноинока Иова: Иеросхимонахов: Иосифа, Питирима, священноиереев: Михаила, Григория, схимонахини Евдокии, монахинь Евгении и Марфы» (там же 91 стр. 1-е примеч.).^
  • 6 В житии объяснение дается такое: «…оклеветан по дѣлу гришки Талицына, который во время исповѣди открывал ему свое злоумышленіе, но он яко духовник прежде не открыл начальству, потом при допросе (Талицкий) объявил, что он исповѣдывался пред духовником... За то (и был отец Иоанн) осужден…» Тоже в «вѣрном изчисленіи». Не этим ли фактом вызван указ, (Нечаев, Практ. Руков. 185 стр.) требующий, чтобы духовник из грехов исповедников замысел против Государя открывал начальству. Много света могла бы пролить грамота Петра Великого Афанасию, при котором был прислан невинный заточник, — но текста ее до нас не дошло.^
  • 7 Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский († 1074 г.). Память его 3/16 мая и 14/27 августа, а также совместно с преподобным Антонием († 1073 г.) 2/15 сентября.^
  • 8 Праведный Иисус Навин (16 век до Р. X.). Память его 1/14 сентября.^
  • 9 Все документы (копия сохранилась от первой половины XIX столетия) по истории Голгофо-Распятского скита отпечатаны у Досифея II т. I ч. 362—388 стр.^
  • 10 Чудеса описаны в рукописи № 1014, 68 и 75-й.^
  • 11 Паисием же был сделан крест и на нем вырезаны слова Пресвятой Богородицы; ныне этот крест находится под стеклом, на стене у раки преподобного Иисуса.^
  • 12 Перечень ее даров см. в рукописи 1014 (об. 70 л.). Примечательно: В двух верстах от Соловецкого монастыря есть ныне часовня «Іисуса сѣдящаго». В этой часовне есть фигура Спасителя в терновом венце и сидящего (в момент глумления воинов), на поклонение коей считают долгом сходить все богомольцы. Ранее особою машинкой фигура (она восковая) поднималась и рука благословляла, но так как многие стали от этого падать в обморок, то машинку попортили и фигура ныне уже не движется (стоит в нише). Откуда явилась эта группа — сведений нет. Нам кажется, что эта фигура Спасителя-Страждущего не была ли кем либо пожертвована в Голгофо-Распятский скит, а оттуда при общем разборе скитского имущества в 1721 году (о сем у Досифея подробнее) не была ли перевезена на настоящее ее местонахождение?! По структуре это — произведение западно-европейского, даже католического характера XVIII в. (сравнительно слабейший в художественности исполнения подобный экземпляр можно видеть в Новгородском музее).^
  • 13 Небезынтересна опись личного имущества преподобного Иисуса; по смерти его найдено: «образ складни Деисус, на другой дскѣ Ап. Кодрата, Николая Чуд., Тихона Чуд., Муч. Параскевиі. Евфиміи, Сергія Чудотворца, Кирилла Бѣлозер., да 2 книги — книга Брашна духовная, каноник Кіевской печати. Платья: ряса черная кострушная, а на нем шуба баранья нагольная, другая под стамендом черныя мерлушки: шапка черная суконная священническая с пухом бобровым, рукав песцовый под китайкой, опушен пухом бобровым. Две свитки черныя суконныя, шапка ветхая с куницей, верх камчатой. Руковицы на бѣлках под сукном гвоздишным. Чернилица медная с трубкой. Чашка древянка. 12 платков рукотерных. Оленина, да подушка, одѣяло волчье держано не покрыто. Сапоги на нем телятнины» (№ 1014, 93 — 94 л.).^


  • Архангельский патерик

    Православный календарь

    Март 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31 1 2

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.