Вход

Изображения в галерее

827_71.jpg
803_94.jpg
833_47.jpg

Главная

Святитель Филофей, в схиме Феодор, митрополит Тобольский и всея Сибири


      Преосвященный Филофей был одним из тех святителей Тобольских, чья память и доныне свято почитается теми, кто сохраняет предание о их подвижнической жизни и о ревностной и благоплодной архипастырской деятельности.
     Родился будущий святитель в 1650 году в Малороссии, в небогатой дворянской семье Лещинских. Обучался в Киево-Могилянской Коллегии, затем женился и служил приходским священником. Недолго он пробыл священником на приходе и, овдовев, принял постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Филофей. Вскоре братия избрала священноинока Филофея экономом Лавры, а затем последовало его возведение на должность строителя Брянского Свенского монастыря. Оттуда будущий святитель и был призван на архипастырское служение в Сибирь.
     Петр Великий еще в 1700 году подписал указ относительно вдовствующей в то время Сибирской митрополии: «Назначить пастыря не только доброго и благого, и непорочного жития, но и ученого, который привел бы с собою добрых и ученых не престарелых иноков, двух или трех человек, которые могли бы научиться китайскому и монгольскому языку».
     4 января 1702 года в Москве Филофей был посвящен в сан митрополита Сибирского и Тобольского. Через восемь месяцев, по прибытии в Тобольск, 6 декабря 1702 года, он собрал из духовенства Западной Сибири Церковный Собор. Из материалов и решений Собора составилось целое «деяние» под названием «Соборных статей». Именно «Соборные статьи» стали руководственными правилами для всех сибирских храмов. 11 ноября 1703 года митрополит Филофей высылает этот церковный документ доверенному лицу по управлению Восточной частью митрополии — архимандриту Мисаилу в форме «наказной грамоты».
     31 декабря 1702 года митрополит Филофей отправил челобитную (из 25 статей) царю Петру I относительно церковных дел Сибири. Кстати, челобитная, по важности своего содержания, заслуживает не меньшего внимания, чем 51-я статья Соборного деяния. Святитель, с соизволения царя, в 1703-1704 годах открыл при Тобольском архиерейском доме Славяно-латинскую школу для обучения детей из семей сибирского духовенства, а также и детей новокрещеных; в 1707 году испросил себе викария для управления Восточной Сибирью.
     Митрополиту Филофею обязана Сибирь созданием в 1704 году первого церковного хора из сосланных казаков. В 1705 году для привлечения умов духовной молодежи ко благочестию ввел представление духовных драм. Таким образом он стал родоначальником Сибирского театра. При нем с особым тщанием велось каменное церковное строительство, которым руководили зодчие из Киева. В 1710 году киевские художники создали в Софийском соборе резной иконостас для сибиряков, вызвавший всеобщее изумление. На устройство этого иконостаса митрополит Филофей исходатайствовал у Петра I огромную по тому времени сумму — 1000 рублей.
     Он выхлопотал для обеспечения сибирского духовенства часть земельных угодий под пашни и установил определенную ругу с прихожан. Святитель собрал первые сведения о сибирском буддизме и снарядил в 1705 году на Камчатку первую духовную миссию под руководством архимандрита Мартиниана.
     В 1711 году митрополит Филофей, по причине болезни, был уволен от управления епархией и удалился в Тюменский Троицкий монастырь, где принял схиму с именем Феодор, но, почувствовав облегчение, принялся за новые труды. Апостольская деятельность митрополита-схимника Филофея во дни правления его преемника — митрополита Иоанна (Максимовича) — внесла много замечательных страниц в историю православного просвещения Сибири.
     С июля 1712 года по 1715 год митрополит Филофей со своей миссией совершил пять миссионерских путешествий к инородцам Западной Сибири. Уже в 1712 году после личной проповеди в городе Самарове, остяки сами сжигают своего идола; на место идола миссионеры водрузили крест. В 1713 году миссионеры совершили второе путешествие по Иртышу и обратили до трех с половиной тысяч язычников. Третье путешествие митрополит совершил в 1714 году и крестил до шестисот вогулов-язычников. Четвертое имело целью крещение остяков, живших по берегам Оби, вблизи Березова, где уже распространили свое влияние мусульманские проповедники. Невзирая на упорство фанатиков, которые стреляли в святителя, река Сосва сделалась купелью остяков; здесь были устроены четыре храма. Весной 1715 года святитель совершил пятое миссионерское путешествие к кондинским вогулам и обратил их вместе с шаманом Нахрагеем.
     Много помогали делу святительской проповеди чудеса, происходившие иногда при крещении. Так, крестили однажды «слабую девочку», до реки ее пришлось нести на руках; выйдя же из воды, она вдруг стала «сильной», сама пошла домой и принялась там за тяжелую работу. Один десятилетний мальчик, у которого сильно болела нога, во время крещения внезапно выздоровел и побежал домой.
     Митрополит Филофей (Лещинский), бесспорно, может быть назван апостолом Западной Сибири. «Сей архиерей, — писал о скончавшемся преемник, митрополит Антоний Стаховский, — труды Евангельской проповеди отправлял по смерть свою; окрестил в Сибири до сорока тысяч язычников и построил для них до тридцати семи церквей. Все инородцы призваны им в христианство не принуждением, не страхом, не иными какими-либо прещениями, но точию Евангельскою проповедью и своими трудами. Он объехал с проповедью Евангелия не только Западную, но и Восточную Сибирь.
     По смерти митрополита Иоанна, в 1715 году, митрополит Филофей вторично управлял епархией до 1721 года. В 1716 году святитель благословил Омск, основанный для защиты от набега киргизов. За время управления епархией он увеличил число церквей со 160 до 443, так как считал, что значительным средством борьбы с расколом является умножение храмов. Благодаря челобитной, поданной царю, вышел указ от 28 февраля 1703 года: «чинить строгий суд всем чиновникам, притесняющим духовенство».
     С 1721 по 1727 годы он проживал в Тюменском монастыре. Хотя ему была назначена пенсия царем, но до самой кончины он не мог ее получить и остаток своих дней «коротал впроголодь».
     По сохранившимся портретам видно, что «святитель Филофей имел довольно высокий рост, слегка согбенный стан, на бледном лице его были как бы написаны кротость и одушевление; нос имел длинный, волосы седые. Нравом был тих, весьма снисходителен ко всем и тщеславия весьма не имел». Память о нем с любовью хранится жителями Сибири: «Добрый был старик, народ в обиду не давал, комиссары и воеводы боялись его; остяков сильно любил; верный слуга Божий был; святой был человек».
     31 мая 1727 года семидесятишести летний старец-митрополит в схиме тихо почил в Троицком монастыре в Тюмени, где и был погребен. Святитель Филофей, митрополит Тобольский, известен как гимнограф: им составлены тропарь и кондак святому Симеону Верхотурскому, канон мученику Василию Мангазейскому.
     Память святителя празднуется 31 мая/13 июня — в день кончины и 10/23 июня — в день Собора Сибирских святых.
     Ангельски на земли поживших и со ангельскими чинми на Небеси ныне светло ликующих святых, в земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся, святителю Филофее, града Тобольска и всея Сибири просветителю. Ты моли о нас Предвечнаго Бога.

Сибирский патерик

Православный календарь

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

События календаря

Нет событий

Обсуждение на форуме


Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.