Вход

Изображения в галерее

826_28.jpg
817_94.jpg
806_73.jpg

Главная

Святой Варсонофий, епископ Тверской


     Святитель Варсонофий был уроженец города Серпухова, сын иерея; в миру назывался Василий. В детстве он обучился чтению и церковному пению, так что мог не только сам исполнять должность чтеца и певца, но и управлять другими. В 1512 году, еще юношей, в числе многих, он был взят в плен татарами, опустошавшими берега Оки. Горько было положение пленника, но молитва и богомыслие облегчали скорбь его и доставляли сердцу его такое утешение, какого не чувствовал он в доме родительском. В нем росла любовь к Богу, а с ней и преданность святой воле Его. В таком расположении души молодой Василий работал неверным со всем усердием и обучался безответному послушанию, терпению и незлобию. Пост, сперва невольный, обратился в дело его доброго произволения.
     Утомительные работы невольника занимали у него все время дня, и только ночь он посвящал молитве, которая стала потребностью души его. Василий изучил разговорный язык татарский; по своей даровитости он узнал его столько, что мог излагать мысли свои на письме татарском. Своей услужливостью и кротостью он расположил к себе грубых варваров, которые обходились с ним гораздо снисходительнее, нежели с другими пленниками. Имея иногда более свободы, он изучил магометанскую веру так, что мог отчетливо говорить как о содержании этой веры, так и о заблуждениях ее. Основательным познанием языка и веры татар исполнилась премудрая цель, для которой Господь попустил рабу Своему быть в плену.
     Спустя три года плена отец нашел средство выкупить дорогого сына из неволи татарской. Василий возвратился на родину, но сердце его уже не могло увлечься земными радостями. Раб Божий покорил себя сам игу Христову в Московской Андрониевой обители1 и принял там монашество с именем Варсонофия. Три года плена заменили для него послушнический искус. После того жил он при Тверском епископе Акакии в сане иеродиакона. Сам Варсонофий впоследствии рассказывал, как еще за много лет до своей кончины блаженный Акакий предсказывал ему, что он некогда заступит его место на кафедре Тверской. Вероятно, от Акакия узнал о его духовной жизни митрополит Макарий2, и в 1544 году посвятил его в игумена Пешношской обители3. В этом звании его узнал и царь Иоанн Васильевич, который при нем посетил Пешношу и оказал сей обители свое царское благоволение грамотой с пожалованием ей имений.
     Когда в Казани открывали в 1555 году новую епархию, блаженный Варсонофий, как опытный наставник в иноческой жизни и знакомый с татарским языком и нравами, отправлен был в Казань в сане архимандрита для основания там новой обители. Варсонофий взял с собой добрых иноков, постриженцев Пешноши. Так, с Пешноши пришли с ним Тихон, Феодорит, Иов, Андроник и Сильвестр, а из Андрониева — Симеон. Чрез несколько лет число иноков простиралось уже до ста человек. Храм в честь Преображения Господня и братские келлии скоро были построены; новая обитель, по примеру Пешношской, устроена общежительная. Еще цел устав, писанный самим Варсонофием, который называет себя в приписке «многогрешным чернецом, что был игумен на Пешноше».
     Удручая свое тело, тайно от всех он носил тяжелые вериги. По воле святителя Гурия4, к которому сохранял он полное послушание и сыновнюю любовь, ревностно занимался он обращением магометан к вере христианской. Знание татарского языка позволяло ему входить в близкое сношение с татарами, а основательное знание учения Магометова, при его глубоком уме, делало обличения его магометанству неотразимыми. Умение лечить болезни привлекало к нему больных всякого рода, тогда как болезнь сама располагает душу для всего лучшего и, следовательно, для принятия учения христианского.
     По смерти блаженного епископа Акакия преподобный Варсонофий посвящен был святым митрополитом Филиппом5 в сан епископа Тверского. Но и в сане святительском он оставался тем же смиренным подвижником, каким был на Пешноше и в Казани. По-прежнему он проводил ночи в молитве; по-прежнему шил клобуки и дарил инокам и епископам; по-прежнему занимался с любовью врачеванием недугов телесных, врачуя в то же время и души своих пасомых. О земных стяжаниях он говорил: «Какая нужда нам приобретать то, чего мы не можем взять с собой?»
     Тяжелое было время, в которое Господь судил ему управлять паствой Тверской. Это было время мрачной душевной болезни грозного царя, время страшной опричины, к которой не принадлежала Тверь и потому не пользовалась милостями царя. Чего не видел он за четыре года управления своей паствой? Довольно сказать, что именно в Твери, в виду его палат, через Волгу, был задушен в Отроче монастыре его святой рукоположитель, митрополит Филипп, задушен и погребен, и никто не посмел дать известие о сем святителю Варсонофию: такой ужас навела на всех опричина! В то же время страшная моровая язва опустошала Тверь и Москву. В одной обители Иосифа Волоколамского6, на рубеже Тверском, умерло до трехсот человек братий, не считая мирян. Многие селения и города опустели; церкви стояли без священников и без службы, некому было погребать умерших; голод и засуха довершали бедствия. Люди скитались как тени, умирая на улицах и дорогах. Все это глубоко сокрушало чадолюбивого пастыря и подрывало остаток его старческих сил: ему было в то время более восьмидесяти лет. Чувствуя полное ослабление, он, после четырехлетнего управления, в 1571 году отказался от епархии и возвратился в Казанский Преображенский монастырь. Еще пять лет провел он здесь в уединении, облекшись в великий ангельский образ; когда не мог ходить в церковь, то любящие ученики возили его туда на тележке: так любил он молитву церковную! Блаженная кончина его последовала 11 апреля 1576 года на восемьдесят шестом году его труженической жизни. Мощи, обретенные в 1596 году нетленными в одно время с мощами святителя Гурия, почивают открыто в Спасской церкви основанного им монастыря. Память празднуется 11/24 апреля и 4/17 октября (обретение мощей).
     Спасо-Преображенский, или Спасо-Казанский, 2-го класса (с 1764 года) монастырь в городе Казани, внутри Кремлевских стен, у ворот Спасских. Здесь прежде покоились и мощи святителя Гурия, первого епископа Казанского, в 1640 году перенесенные в городской соборный храм. Здесь же погребены ученики святителя Гурия — Нектарий и Иона. При монастыре находится миссионерский приют, учрежденный в 1875 году братством святителя Гурия.

Тропарь святителю Варсонофию, епископу Тверскому
Тропарь, глас 3:
      Возвестителю пути спасительнаго, истинный хранителю апостольских преданий, столпе непоколебимый, благочестия учителю и Православия наставниче, святителю Варсонофие, Владыку всех моли мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Ин тропарь, глас 4:
      Тихостию нрава направляемый, святителю Варсонофие, в тихое пристанище достигл еси, смиренномудрия ради удобно избежав сопротивных сетей, святою душею твоею на Небеса возлетел еси, идеже Христу предстоя, моли спастися нам, почитающим память твою.

Ин тропарь, глас 8:
      По Божием законе ревнителю, лютый разрушителю неприязненныя лести, яко миром, потом своим во трудех и бдениих подвизася посреде Казанскаго царствия, обитель строя боголепнаго Преображения и великому своему учителю Гурию последуя, с нимже великий соуз имея духовный, якоже в животе, такоже и по преставлении, обретением честных мощей ваших во едино время и многими чудесы вас Бог прослави; и, радостию восходя в Небесныя обители, твердый камене веры, от иноплеменник многи скорби претерпел еси, добрый вводниче в вечную жизнь, в нюже, молим тя, введи ны, преподобне отче наш Варсонофие и моли Христа Бога спастися душим нашим.

Кондак, глас 6:
      Воздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворил еси, сего ради святительства саном почтеся, чисте, Чистейшему предстоиши. Моли Христа Бога, святителю, спасти люди твоя, святе, да вси вопием ти: радуйся, отче преподобне Варсонофие, граду нашему Казани похвало и утверждение.

Кондак, глас 5:
      Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси, обогатив себе молитвою и постом, и тело свое веригами удручая, в полоне же от иноплеменник много пострадал еси. Непоколебим верою многая лета, ангелом купно соединим, бесовская ополчения огорчаваше. Последуя безмездником Косме и Дамиану, врачебною хитростию многия исцелил еси. Темже ныне честное и боготрудное тело твое, от земных недр обретенное, чудесы Господь прослави, исцеляеши бо многонедужныя не токмо у гроба, но и от честных вериг подаеши неоскудно целебныя дары приходящим с верою.

Величание
      Величаем тя, святителю отче Варсонофие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     Прим.
  • 1 Андроников или иначе — «Спасо-Андрониев» монастырь находится на берегу р. Яузы в Москве. Основан около 1360 г. иждивением св. митрополита Алексия и трудами преп. Андроника, ученика преп. Сергия.^
  • 2 Митрополит Макарий (в миру — Михаил; ок. 1482, Москва — 31.12.1563, Москва), сторонник иосифлянства, ученик Иосифа Волоцкого. Родился около 1482 г. в Москве, при крещении наречен Михаилом. Отец Михаила, Леонтий, вскоре после рождения сына, скончался. Мать его приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. Около 1500 г. поступил послушником в Рождества Богородицы Пафнутиево-Боровский м-рь. При постриге был назван в честь прп. Макария Египетского. В 1506 г. стал игуменом Лужецкого Богородицкого м-ря в Можайске. В 1526 г. рукоположен во архиеп. Новгородского и Псковского. При нем открыта была первая типография для печатания священных книг; по его желанию и при его непосредственном участии составлены, так называемые, «Великие Минеи Четии». Возведен на митрополичий престол 19.03.1542 г. боярской группировкой князей Шуйских, при малолетнем Иване Грозном. Макарий сменил низложенного Шуйскими митр. Иоасафа. Однако вскоре он, как и прежде Иоасаф, стал выступать против Шуйских. Обладая большим могуществом и влиянием, он способствовал отстранению Шуйских от власти, которое произошло в декабре 1543 г. Макарий оказывал большое влияние на политику Иоанна Грозного, входя в так называемую «Избранную Раду»; венчал Иоанна Грозного на царство (1547 г.), способствовал его браку с Анастасией Захарьиной. При нем, в 1551 г., состоялся Стоглавый Поместный Собор Русской православной церкви. Сочувствуя иосифлянам, доминировавшим на Стоглавом Соборе, он не допустил принятия закона о секуляризации монастырских земель. После уничтожения Избранной Рады (1560 г.) Макарий, единственный из ее членов, не был подвергнут преследованиям и умер своей смертью примерно в 1563 г. Канонизирован в лике святителей на Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 году. Память 30 декабря/12 января.^
  • 3 Песношский (или Пешношский) Николаевский-Мефодиев монастырь находится в 26 вер. от г. Дмитрова, Моск. губ., — при впадении речки Пешноши в р. Яхрому. Основан в 1301 г. учеником св. Сергия Радонежского преп. Мефодием, который и был здесь первым игуменом. Память его 4/17 июня.^
  • 4 Святитель Гурий, архиепископ Казанский (1563 г.). Память 5/18 декабря и 4/17 октября обретение мощей.^
  • 5 Святитель Филипп митрополит Московский ум. в 1569 г. Память 9/22 января, 3/16 июля (перенесение мощей), а так же 5/18 октября в соборе 5 святителей.^
  • 6 Преподобный Иосиф Волоцкий, Волоколамский чудотворец (1515 г.). Память 9/22 сентября и 18/31 октября.^


  • Троицкий патерик


    Православный календарь

    Ноябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    30 31 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 1 2 3

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме

    Тема: ????588
    Написал: RobertTharo   24.11.2017

    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.