Вход

Изображения в галерее

813_66.jpg
822_380.jpg
810_65.jpg

Главная

Преподобный Димитрий Прилуцкий


Пострижение прп. Димитрия в монахи. Поставление во иеромонахи. Клейма житийной иконы прп. Димитрия Прилуцкого. XVI век. Собрание Вологодского музея.

      Великий угодник Божий и чудотворец святой Димитрий родился в начале XIV века в Переяславле-Залесском от благочестивых и богатых родителей купеческого звания и под их бдительным присмотром провел юношеские годы. Родители его, естественно, смотрели на сына своего как на будущего купца, которому они передадут свои капиталы, а он будет продолжать их торговлю. Такими надеждами они могли утешаться тем более, что Димитрий еще мальчиком отличался благонравием, и отец с матерью, может быть, не один раз горячо благодарили в душе Бога за своего сына, за то, что собранный ими капитал — труд всей их жизни — перейдет в надежные руки и не изгибнет прахом. С этой целью они отдали его учиться грамоте, которой он выучился скоро, и старались передать ему познания, необходимые в их быту.
     По купеческому обычаю Димитрий, вероятно, рано стал знакомиться с торговлей под руководством отца, которому и помогал, как мальчик толковый и грамотный. Ожидания родителей, однако, не сбылись, хотя сын и не промотал отцовского состояния. Иной, высшей цели посвятил себя Димитрий. Достигнув юношеских лет, он настолько изменился в своих привычках и образе жизни, настолько охладел к торговле, что сами родители поняли несбыточность своих надежд.
     В цветущие годы жизни молодой человек отказывается от родительского наследства в пользу своего брата, оставляет отцовский дом и принимает пострижение в Нагорном Борисоглебском монастыре1.
     Удостоенный сана священства и влекомый постоянным желанием устроить общежительную обитель для иноков, преподобный Димитрий основал в родном городе своем Переяславле новый монастырь в честь святителя Николая и оттуда часто посещал другого великого подвижника, преподобного Сергия, который в шестидесяти верстах от него сиял святостью жизни посреди дремучего леса и с которым он познакомился, по всей вероятности, в 1354 году, когда смиренный Радонежский подвижник приходил в Переяславль для посвящения в сан игумена.
     Перенесемся мыслью в первоначальную обитель преподобного Сергия Радонежского. Там, на месте нынешних благолепных и величественных храмов, стояла малая деревянная церковь Живоначальной Троицы, а на месте обширных и красивых лаврских зданий были убогие келлии, воздвигнутые святыми руками самого Сергия и учеников его. Можно ли без умиления представить себе, как два чудные мужа, два друга, Сергий и Димитрий, совершали в церкви всенощное бдение, за неимением свеч, при свете и треске лучины, как они вместе с братией сливали свои голоса в один голос на славословие Пресвятой Троицы, как после продолжительных подвигов молитвы и поста садились они в убогой келлии за убогую трапезу! И между тем какой радостью светились лица постников от благодатного света, в душе их сокрытого! С каким смирением друг у друга испрашивали они советов для жизни иноческой и какое утешение доставляла им душеполезная дружеская беседа! О, если бы все друзья христианские приняли за образец себе дружбу сих подвижников, то есть так же дружно, как и они, стремились к цели вышнего звания о Христе Иисусе!
     Рассказывают, что одаренный необычайной красотой, любил он от юного возраста библейскую повесть о целомудрии Иосифа и даже предпринял суровое житие постническое, чтобы увяла сия тленная красота; но чем более подвизался, тем более просвещалось лицо его, процветая самим постом, как некогда у трех отроков Вавилонских; посему закрывал он лицо свое куколем иноческим и не позволял себе беседовать с мирянами, особенно с женщинами, так что немногие могли видеть лицо его. Одна из именитых жен переяславских, слышавшая о чрезвычайной красоте и целомудрии сего нового Иосифа, полюбопытствовала видеть сокровенный лик его, и ей это удалось однажды в церкви, когда он готовился к богослужению; но внезапно напал на нее ужас, и расслаблением изнемогло все ее тело; братия, увидев ее едва живую пред дверьми обители, молили преподобного подать ей разрешение; тронутый ее слезами, он только сказал: «Для чего ты хотела видеть грешника, уже умершего миру?» — и крестным знамением возвратил ей здравие.
     Избегая славы человеческой, подвижник, уже лично известный великому князю Димитрию, восприемник детей его, удалился в дубравы Вологодские. Здесь, на реке Великой, вблизи Авнежского селения, построил он храм Воскресения Христова, но окрестные жители, по привязанности к земному не желая лишиться участков земли, не дозволили ему строить здесь монастырь. «У людей этого края, — говорит древнее житие, — мало было духовной пищи божественного писания и назидания. Придя в эту страну, преподобный видел и слышал, что церквей Божиих еще мало в ней». Потому живо чувствовал, что надобно умножать в ней храмы. Не желая никому быть в тягость, преподобный удалился из Авнежского в Вологду; здесь были храмы, и знали о монастырях, но на всем севере не было общежития иноческого.
     За три версты от Вологды преподобный полюбил уединенное место при луке, образуемой коленом реки Вологды, и здесь решился основать общежительную обитель. Владельцы места (Илья и Исидор) оказались такими добрыми людьми, что не только с любовью уступили ему землю свою, но даже затоптали озимые нивы свои, лишь бы только немедленно построен был храм. Горячее усердие явилось и у граждан Вологды. Каждый спешил жертвовать преподобному, что мог, для сооружения храма. И скоро построился храм в честь Спасителя2. Когда узнали о водворении преподобного в Прилуках, многие из учеников перешли из Переяславля к любимому наставнику в Прилуки. Так составилась общежительная обитель, первая в Вологодском крае! Великий князь Димитрий Донской, узнав о том, прислал от себя пожертвования для новой обители преподобного Димитрия. Преподобный Димитрий так любил соименного ему князя Димитрия Иоанновича, что провидел и кончину его. Однажды, когда вместе с братией занимался во дворе монастырском устройством некоторых церковных вещей, внезапно воздохнув, сказал им: «Мы, братия, строим сии земные тленные вещи, а благоверный великий князь Димитрий Донской уже от сего дня не печется вместе с нами о суетном сем житии». Странными показались братии слова сии, однако преподобный начал поминать с того часа князя Димитрия между преставльшимися; через несколько же дней пришла из Москвы печальная весть, что действительно великий князь скончался в тот день и час, когда сие провидел святой Димитрий.
     Однажды прилуцкие братья сказали игумену своему:
     — Мало книг у нас.
     Преподобный отвечал:
     — Если без лености будем хвалить Бога, то довольно и обычных книг. И они, как труба Божия, поют днем и ночью, нужна только чистота сердечная, духовная любовь и смирение.
     Сам он любил беседовать с Господом в молитве; для того чтобы не видали другие слезной молитвы его, с левой стороны алтаря пристроено было им из досок место, и здесь он молился наедине. Обитель его стояла на дороге в великую Пермь — посетителей бывало много, но он никогда не оставлял молитвенного правила своего для посетителей. Не ища ничего от людей, он, по правилу Апостола, считал себя должником пред другими только по любви, потому в обители его находили себе пищу бедняки. Иногда подавал он им пособия тайно от братий, чтобы не возмутить покоя последних. Сам довольствуясь только просфорой с теплой водой (таков был пост его даже и в те дни, когда уставом разрешалось вкушать рыбу и вино), он обходил монастырские угодья и заботился о том, чтобы для трапезы братии вовремя доставлялось все нужное. Одежда у него зимой и летом была одна: овчинный закорузлый тулуп, под которым летом бывал он мокрым от жары, а зимой страдал от морозов. Для братии принимал он подаяние от мирских, но разборчиво. Одному из мнивших быть благотворителем сказал он: «Отнеси назад, что принес нам, и накорми слуг и сирот (крестьян), живущих у тебя, чтобы не страдали они от голода и наготы; когда останется от того что-нибудь, принеси нашей нищете». Принесший едва мог умолить преподобного, чтобы дозволил он братии взять что-нибудь из принесенного для благословения трудов его. Так врачевал он богатого купца и вместе предостерегал братию от участия в делах любви лицемерной, неискренней.
     У Димитрия был родной брат, который, занимаясь торговлей в Переяславле, обнищал и пришел к нему в монастырь просить благословения идти для купли в землю язычников Югры и самоедов. Преподобный разрешил ему дальний путь сей ради крайнего убожества; брат его ходил туда с данниками великого князя и возвратился с прибытком, так что мог уплатить долги свои. Вторично просил он благословения на это странствие и, получив опять, возвратился с большим богатством. Когда же пришел в третий раз просить о том же, старец не благословил ему, говоря: «Не ходи более к звероподобным людям, да не погибнешь от них, ибо довольно с тебя и того, что ты уже собрал». Но брат его, побуждаемый корыстолюбием, не послушался, и сбылось над ним предсказание.
     Достигнув глубокой старости и чувствуя близость кончины своей, преподобный назначил в преемники себе ученика своего Пахомия. Братия спрашивали, где похоронить его. «Бросьте, — отвечал он, — грешное тело мое в болото». Он уединился затем для молитв и скончался 11 февраля 1392 года. Никого не было при кончине уединенного молитвенника, но когда пришли в келлию его, то она исполнена была чудного благоухания, а он лежал, как заснувший. Благоговейные ученики похоронили святое тело его в храме, который построил он сам.
     Под Спасским соборным храмом Прилуцкого монастырь в нижней церкви преподобного Димитрия и ныне почивают под спудом мощи его.
     И по кончине своей чудотворец Димитрий не престал быть заступником обители своей и всей страны Вологодской. В 1417 году вятчане напали на Вологду и вошли в Прилуцкий монастырь, еще не огражденный стеной; самые наглые ворвались в храм, и один, сдирая пелены с икон, коснулся покрова, лежащего на гробе преподобного. Но лишь только коснулся последнего, как брошен был на пол и в муках умер. Это так устрашило вождей вятских, что они поспешили отпустить пленных обители, и в свою сторону возвратились немногие из грабителей. Вятчане долго памятовали это чудо, и раз с одним иноком обители, Закхеем, прислали богатую милостыню в обитель. Когда Шемяка, враждуя против великого князя Василия Темного, напал на Вологду, жители города, не довольно укрепленного, трепетали сильного врага. В то время одна благочестивая инокиня удостоилась чудного видения: город окружен был светом и святолепный старец шел к нему по дороге из Прилуцкой обители; к нему вышли навстречу, из скудельницы, где погребали странных, два световидные белоризца. Стены города колебались. Белоризцы и старец, которого они называли Димитрием, обошли город, укрепили стены его и скрылись. На другой день граждане города Вологды тучей стрел и камней отразили приступ Шемяки и побили множество врагов. Шемяка, простояв потом несколько дней, принужден был обратиться к Галичу, но и там потерпел поражение.
     Две церкви, одна после другой, сгорели над гробом преподобного, но гробовая его рака осталась невредимой. Скудное было время для обители; игумен с большой заботой начал строить третью церковь, недоумевая, где добудет дерево для ее строения и пищи для работников, числом более двухсот, но Господь, молитвами своего угодника, с избытком удовлетворил всем нуждам. Случилось одному болящему из братии в сильном жару лежать у себя в келлии; внезапно он видит себя как бы пред вратами монастырскими и благолепного старца, носящего на раменах своих целые дерева от реки на гору к церкви; стоявшие тут будто бы говорили между собой: «Посмотрите, сам преподобный Димитрий носит нам лес для церкви»; и с того дня успешно пошло дело строения.
     Тот же благоговейный инок среди явившегося ему сонма святых мужей искал преподобного Димитрия, и голос возвестил ему: « Ты Димитрия ищешь? Он теперь в Казани». Это было накануне покорения Казани царем Иоанном. И сам Иоанн Васильевич в час победы над татарами видел преподобного Димитрия, коего святая икона была прислана ему из Вологды с ополчением.
     В Актах Археографической Экспедиции (II, 196) помещено донесение Вологодского воеводы в 1609 году, среди самого разгара Смутного времени. «Чудотворец Димитрий явил нам свою милость, — пишет воевода, — обещался стоять с нами против врагов государевых. Он явился духовному старцу у своей гробницы и велел перенести чудотворный свой образ в Вологду. Мы встретили тот образ с великой честью, поставили его со слезами и с молебным пением в церковь Всемилостивого Спаса и решились смело стоять против врагов государя и всего православного христианства». На этот раз Вологда уцелела невредимой по молитвам чудотворца Димитрия.
     Спасский соборный храм Прилуцкой обители построен в 1537 году, а в недавнее время отделан заново. Здесь находится небольшая (1,5 аршина высоты и 1 аршин ширины), но прославленная многими чудотворениями икона преподобного Димитрия — произведение другого угодника Божия, преподобного Дионисия, Глушицкого чудотворца3. Как уроженец города Вологды и постриженник Спасо-Каменного монастыря, Дионисий мог лично знать Димитрия. На иконе чудотворец представлен в иноческой мантии и епитрахили, с головой непокрытой; выражение благообразного лика строгое и величественно-спокойное; персты правой руки сложены для благословения именословного. Образ окружен «деянием» из шестнадцати квадратов, в которых изображены разные события и чудеса из жизни преподобного Димитрия. Великий князь Иоанн III Васильевич эту самую икону и брал с собой в первый поход на Казань. Смирив гордость казанских татар и принудив их платить дань, державный властитель украсил икону и возвратил ее в монастырь, где она была торжественно встречена 3 июня. С того времени в этот день установлен праздник Сретения образа преподобного Димитрия, который и теперь ежегодно совершается с крестным ходом из городского Софийского собора в сопровождении многих тысяч народа. Благочестивые граждане Вологды, свято соблюдающие добрые обычаи предков, считают непременным и священным для себя долгом каждогодно, несмотря ни на какую погоду, сопровождать этот крестный ход вперед и обратно, в твердой надежде стяжать себе этим подвигом на весь последующий год благословение и заступление от преподобного Димитрия.
     В одном корпусе братских келлий 1812 года жили Златоустовский архимандрит Симеон (впоследствии архиепископ Ярославский) и Угрешский игумен Павел (скончавшийся на покое, в сане архиепископа). Они сопровождали сюда драгоценности ризниц и библиотек Московской патриаршей, Лаврской Троицкой и других монастырей и соборов.
     Монастырь огражден высокими стенами, под которыми красиво извивается река Вологда. Вероятно, от изгибов или излучин реки и самая местность прозвана Прилуками.
     Первый, основанный преподобным Димитрием монастырь Никольский на Болоте, заштатный (с 1764 года), находится при городе Переяславле Владимирской губернии, в одной версте от озера Плещеева.

Основание Никольского монастыря близ Переславля. Беседа прпп. отцов Сергия Радонежского и Димитрия Прилуцкого. Клейма житийной иконы прп. Димитрия Прилуцкого. XVI век. Собрание Вологодского музея.


     Прим.
  • 1 Списатель жития игумен Макарий говорит, что преподобный Димитрий пострижен был в Горицком Богородицком монастыре. Это же самое повторено и в Истории Российской Иерархии (III, 744) и других. Но Горицкий монастырь устроен супругой Димитрия Донского Евдокией в 1392 г. в благодарность за избавление от опасности быть захваченной татарами в сем городе при нашествии Тохтамыша на Москву. А в этот год преподобный Димитрий уже скончался, достигнув глубокой старости.^
  • 2 Строительство храма завершено было в 1371 году.^
  • 3 Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий (1437 г.). Память 1/14 июня.^


  • Троицкий патерик

    Православный календарь

    Июнь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    28 29 30 31 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 1

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.