Вход

Изображения в галерее

811_414.jpg
819_68.jpg
832_83.jpg

Главная

Страдание священномученика Никиты


память 4/17 апреля; ум. в 1808 г.
      Отечеством святого священномученика Никиты была Албания. История не оставила нам никаких фактов о его происхождении и родителях, и чем занимался в миру этот блаженный отец. Известно только то, что он подвизался на Святой Афонской Горе сначала в Русском монастыре святого великомученика Пантелеимона, проходя там очередное священнослужение, а спустя некоторое время удалился на безмолвие в скит святой Анны. Проводя там безмолвную и постническую жизнь, он усовершенствовал себя настолько, что сердце его переполнено было любовью к Искупителю нашему Иисусу Христу, и что он по любви к Нему и за ту драгоценную кровь, которую Он излил на Кресте за грехи рода человеческого, и сам желал излить свою кровь, приняв мученическую кончину. Запавшая и издавна тлевшая в его сердце искра наконец разгорелась в пламень так, что он, будучи уже не в состоянии больше переносить Божественного огня, пылающего в его сердце, оставил Святую Гору и, придя в город Серры (Серес), остановился в Серронском монастыре, где некоторое время готовил себя к мученическому подвигу. Потом отсюда пошел он к правителю города, мужественно исповедал перед ним Христа истинным Богом, а Магомета как прелестника и обманщика обличил и проклял, за что принял мученическую кончину.
     Настоятель этой обители иеромонах Константий счел долгом записать день кончины святого мученика и известить о ней Руссик, как первоначальное место его иноческих подвигов. Приводим здесь в дословном переводе с греческого письмо достопочтенного настоятеля, в котором он подробно изложил как обстоятельства предшествовавшие, так и саму доблестную кончину священномученика.

Письмо проигумена Константия из города Сереса (в Румилии) в Русский на Афоне монастырь святого Пантелеимона о мученической кончине преподобного Никиты, иеромонаха этой обители
     Священноинок Никита после прибытия в Серес в Великий Понедельник, 30 марта (1808 года), в час ночи (то есть от заката солнца) пришел на тамошнее подворье нашего монастыря Илиокалеос и встал на паперти церковной. Встретившись там с иеродиаконом, он спросил его:
     — Где настоятель подворья?
     Тот отвечал:
     — В келии своей.
     — Имеешь дело к нему? — спросил иеродиакон.
     — Имею нужду нечто сказать ему, — отвечал Никита.
     Иеродиакон дал знать проигумену, который, входя в церковь, взял за руку новоприбывшего и указал ему место возле себя. Тогда же начали и утреню, начинаемую у нас с вечера из-за стечения народа.
     Во время чтения кафизм настоятель подворья ввел приснопамятного в алтарь и спросил, откуда он.
     — Странник из Албании.
     — Ради чего пришел сюда?
     — Выслушать священную службу.
     — Иерей ты или иеромонах?
     — Иеромонах. Имя мое Никита, — отвечал он смиренно.
     Затем слушали службу до конца, а по окончании ее настоятель велел служащим дать пришедшему келию для отдыха и предложить трапезу, если не кушал. После отказа блаженного от ужина отправились все на отдых.
     В полночь проигумен обходил, по обычаю своему, метох и увидел при лунном свете стоящего на паперти человека. Подумав, не чужой ли, подошел к нему и увидел молящегося священноинока Никиту. Удивляясь этому, он сказал ему:
     — Заклинаю тебя, брат, именем великого Бога, скажи мне откровенно, что за человек ты?
     — Имею твердую решимость, — отвечал преподобный, — пролить кровь мою ради любви к сладчайшему Иисусу Христу, затем и прибыл в этот ваш город.
     — Откуда ты прибыл?
     — Со Святой Горы Афонской, — был его ответ.
     Когда оба присели, Никита исповедал проигумену помыслы свои и открыл сокровенное. По окончании исповеди обходивший возвратился в свою келию, оставив блаженного на паперти. Утром, на часах перед Литургией Преждеосвященных даров, преподобный попросил служащего позволить ему первым приобщиться Пречистых Таин, объясняя, что нужно ему поспешить. Настоятель дал позволение. После причастия он просил отслужить о нем молебен и хотел дать денег, но проигумен, отказываясь от вознаграждения, сказал:
     — Долг наш — сотворить прилежное моление о спасении твоем.
     И затем, простившись, Никита вышел из подворья. Настоятель послал человека наблюдать издали, куда пойдет преподобный. Тот видел, что он сначала вблизи платана немало времени размышлял о чем-то, потом пошел к церкви святого Георгия, и с таким известием наблюдавший возвратился.
     После этого Никита, как всем почти стало известно, пришел к мечети, находящейся вне города, которая называется по-гречески святая София, а по-турецки мечеть Ахмат-паши. При ней живет духовный магометанский учитель, имеющий при себе учеников. К одному из них, хромому, подошел преподобный и, сделав обычное приветствие, сел возле него и спросил, отчего он хромает и почему не старается быть уврачеванным.
     — Невозможно уврачевать меня, — отвечал тот, — ибо таким родился я.
     Преподобный сказал:
     — Очень легко исцеление твое, если только захочешь послушаться меня.
     Тот, с удивлением смотря на странного, спросил:
     — В чем тебя послушаться?
     — Веруй в Иисуса Христа — Единого истинного Бога. И тотчас, как крещен будешь в веру христианскую, обещаю тебе со всей верностью, что получишь во всем здоровье, и от хромоты твоей следа не останется.
     Когда выслушал это хромой, то ничего не отвечая, поспешно удалился к учителю своему с извещением, что пришел какой-то монах и сказал ему то и то. Господин позвал его к себе и расспрашивал, откуда он и зачем говорил так ученику его. Блаженный объяснил, что он из Албании и ходит для проповедания веры христианской, которая одна есть истинная, и кто примет ее, тот не только спасется и пойдет после смерти в Царство Небесное, но и здесь получит всякую благодать от Христа, Единого истинного Бога.
     — Поэтому-то я, видя ученика твоего в таком жалком положении, посоветовал ему веровать во Христа для получения и телесного здоровья, и по смерти Царства Небесного.
     После такого объяснения господин немедленно послал за человеком от начальника города и, передавая преподобного в руки его, сообщил, что он говорил против веры их, и велел доставить его господину своему. Градоначальник спросил, зачем он так открыто осуждает исповедание их и учит магометан веровать во Христа. Священноинок Никита так же уверенно отвечал, как и учителю. Тот дивился дерзновенному ответу его. Будучи же не в силах возражать ему, велел тотчас отвести на конак княжеский с извещением Исух-бея, сына Измаил-бея, господина места, который и присудил приведенного заключить в темницу. На другой день позвал его к себе и допрашивал, подобно учителю и правителю города. После такого же ответа, какой был дан двум первым, его снова отвели в темницу, а Исух-бей пригласил первого законоучителя магометан, к которому питали великое уважение не только простые турки в городе, но и начальники, и сообщил ему, чему учит Никита.
     Законоучитель, выслушав Исух-бея, на следующий день, 2 апреля (в Великий Четверг) пригласил всех знатных и образованных ревнителей веры своей. Приведя исповедника Христова, велели ему садиться. Подали, по восточному обычаю, кофе. Потом судья сказал:
     — Калогер (монах)! Зачем ты ходишь и учишь магометан оставлять веру их и веровать во Христа? При таком поведении ты кажешься вышедшим из ума.
     — Нет, — отвечал блаженный, — благодатью Христовой я не выходил из ума, но ревность к истинной вере, которую я исповедую, побудила меня выйти на проповедание ее и вам, чтобы вы оставили прелесть свою и уверовали во Христа, Который один есть истинный Бог, Создатель неба и земли и всего, что на них, Который сошел с небес на землю и стал человеком, родившись от Приснодевы Марии для спасения нашего, и научил нас через Священное Евангелие всем истинным догматам о Боге, как веровать в Него. Он даровал людям откровение о Божественных Его действиях и свойствах, и о том, какую славу мы будем иметь в будущей жизни и блаженство. Потом Он пострадал, был распят и умер за нас, чтобы освободить от прелести и власти диавольской, которой мы подлежали через грех праотца Адама. И в третий день воскрес и собрал снова Божественных Своих учеников и апостолов, рассеявшихся во время страдания Его. Утешал их и, уверив в Божественном Воскресении Своем, повелел им идти по всему миру проповедовать Бога истинного, говоря, что, кто поверит учению их и крестится, спасен будет, а кто не поверит — осужден будет на вечное мучение после смерти за свое неверие. Когда прошло сорок дней после Воскресения Его, Он вознесся опять на небеса на виду всех учеников и апостолов. И на десятый день после вознесения Своего послал Пресвятого Духа на апостолов и просветил их так, что они узнали все языки человеческие, поэтому пошли и проповедовали по всему миру. Итак, истину эту и я пришел проповедовать вам, чтобы вы уверовали и не мучились вечно после смерти.
     Судья спросил:
     — Эта ваша вера как проповедана и утверждена?
     Исповедник отвечал:
     — Проповедана одним изложением правых догматов двенадцатью безоружными бедными людьми, какими были апостолы Христовы, и утверждена чудесами. И несмотря на то, что гонима была столькими мучителями, которые старались уничтожить ее, она победила, наконец, всех силой Христовой, всех противившихся ей, распространилась во всем мире, сохранилась непобедимой и неистребимой доныне и будет храниться до конца мира, по определению Христа, Который основал и утвердил ее.
     Судья:
     — Но ты, который вышел на проповедь о Христе, имеешь богатство и силу неволить и побуждать людей к уверованию в Него?
     Исповедник:
     — Вера христианская не нуждается в богатстве и насилии, но более в бедности и безоружии, как я уже сказал; как она была проповедана, так и теперь проповедуется.
     Судья:
     — Можешь ли ты сотворить чудо, как Христос и апостолы?
     Исповедник:
     — Нет, я грешен и недостоин.
     — Как же ты вышел проповедовать о Христе, когда нет у тебя силы и чудес не можешь творить?
     — Вера наша теперь утверждена во всем мире, и чудеса, и истина догматов ее сияют явно для всех, кто не закрывает самовольно глаза свои для познания ее.
     Тогда некоторые из находившихся там турок сказали исповеднику:
     — Может быть, тебя, калогер, заставили говорить то, что говоришь. Кто-нибудь из здешних горожан заставил — или епископ, или монахи, священники или купцы?
     — Нет, — отвечал им священноинок Никита, — я никого не видел из них и вовсе незнаком с ними. От себя я подвигнулся на это, как сказал прежде, для проповедования вам веры Христовой.
     Судья:
     — Так как ты признаешь правой веру свою и исповедуешь Иисуса Богом, то о нашем пророке как думаешь?
     — Мы, христиане, не почитаем его за пророка. Знаем только, что он был вначале купцом, богатым человеком, а потом провозгласил себя пророком перед своими. И когда поверили некоторые, открыл войну вместе со своими последователями, и этим способом принудил и прочих принять его за пророка и веровать учению его. И таким образом мало-помалу утвердил веру свою насилием, войной.
     Судья:
     — Итак, поскольку ты не принимаешь его за пророка, то как иначе мыслишь, кто он?
     — Чистосердечно говорю вам: я считаю его обманщиком и чувственным диаволом.
     Судья:
     — Калогер! Видится, что ты невежа. Я стараюсь освободить тебя, а ты своими жестокими словами навлекаешь на себя смерть.
     — Я желаю этого и для этого самовольно пришел, чтобы принести себя в жертву за любовь Владыки и Бога моего Иисуса Христа. Только жалею вас, что находитесь в неверии, и особенно тебя, господин. Будучи столь стар и опытен, так что все почитают тебя за рассудительного, умного человека, — не познал столько времени истину, но находишься в прелести сам и другим сообщаешь это прелестное учение вашего верования.
     Когда преподобный сказал это, все постыдились и, полные гнева и мщения, удалились молча. Судья сообщил обо всем Исух-бею, который сразу же приказал посадить блаженного в темницу. Там он оставался до Великой Субботы: в этот день около полудня просил мученик, чтобы его представили Исух-бею для нескольких слов; тот согласился. Явившись к нему, Никита сказал:
     — Что держишь меня зря в темнице и теряешь время? Ты понял меня, поэтому делай одно из двух: или умертви меня, или освободи, чтобы я пошел и отпраздновал завтра с прочими братьями моими, христианами, великий праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
     Исух-бей, выслушав это, приказал вернуть его в темницу. Когда мученик входил через дверь, ведший толкнул его так сильно, что преподобный упал коленопреклоненно внутрь, причем тот всячески ругал его по своему варварскому обычаю. Таким образом, священноинок Никита пробыл в темнице до ночи Великой Субботы.
     От начала и до конца заключения он вытерпел жестокие мучения. Однажды вечером темничный страж принес зажженную сальную свечу и долго держал у ноздрей Никиты: ожоги видны были на носу его и после кончины. Еще точно узнали мы от знатного христианина, имеющего свободный вход к князю, а тот христианин узнал от искреннего своего друга-албанца, что тиранили мученика следующими пытками: на голову надевали железный венец, вонзали иглы под ногти пальцев, вешали за ноги вниз головой, опаляли тело. Все это великодушно претерпел мученик.
     В вечер Великой Субботы, около двух часов после заката солнца, Исух-бей приговорил страдальца к смерти через повешение. Итак, вывели его из темницы, и с биением и заушениями привели в часть города, называемую Черях-базар, и там надели ему петлю на шею. Между исполнителями казни был цыган, которому велели нагнуться, чтобы на его плечи ступил мученик для поднятия. Но святой счел себя недостойным ступать на человека, поэтому его, просящего у всех прощения и прощающего всех, поставили на стремя, затянули петлю и подняли. Такова была мученическая кончина священноинока Никиты!
     Близ места казни находилась церковь Архангела Михаила. Иеродиакон ее, выйдя из своей келии, увидел большой свет, освещающий всю окрестность. Также одна знатная старушка видела в ту ночь весь город освещенным. Тело священномученика оставалось на виселице три дня, до Вторника Святой Пасхи, без изменения лица его и других членов. После кончины тело было желтое, таким было и в следующие дни, и обращено было лицом на восток. Вешавшие взяли всю его одежду, оставив его совсем нагим, но на другой день, быть может, по просьбе некоторых христиан, прикрыли рогожей. В третий день Пасхи, утром, из язвы на больном пальце правой ноги начала течь кровь и текла весь день, залив немалый участок земли. Многие из христиан, по благоговению, собирали мученическую кровь с землей. В тот же день к вечеру дано позволение от Исух-бея — снять христианам Никиту для погребения, что и было сделано ими. Погребли страдальца на особом месте позади церкви святого Николая, возле городского странноприимного дома. Скончался священномученик 4 апреля 1808 года.
     Еще узнали мы о святом следующее, что, думаем, показывает, что его страдальческий подвиг приятен Богу.
     Один купец родом из Сереса, живущий в Солуни, зять местного именитого архонта, прибыв на свою родину во время заключения святого Никиты в темнице и услышав о дерзновении его и страдании, не хотел почитать его мучеником. «Нет необходимости, — говорил он, — выходить ныне на мученичество, когда нет никакого преследования христианской веры». Однажды он в таком помысле сомнения заснул и стал кричать как испуганный, так что бывшие в доме проснулись от крика. Утром он рассказал, что во сне видел, будто он находится в церкви перед иконой Владыки Христа, от Которого услышал громко произнесенные три раза слова: «Веруй несомненно, что Никита — истинный мученик Мой». Услышав это, он пал ниц и возглашал с трепетом: «Верую этому, верую», — и тотчас проснулся. Помещаю и об этом, как слышал.

19 февраля, в лето от спасительного
воплощения Христова 1809.
Иеромонах Константий, проигумен обители Илиокалеос,
удостоверяю истину вышерассказанного своей подписью.
Николай Сеианос, врач и искреннее чадо
Восточной Церкви, свидетельствую.



Тропарь священномученику Никите Славянину, Афонскому
Тропарь, глас 1:
      Плотская увядив двизания вся, молитвой и стоянием всенощным, воздержанием же и слезами, безстрастия достигл еси, славный Никито, и Христа со дерзновением проповедав, твердо за Него пострадал еси, священномучениче. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему Тя, слава Действующему тобой всем исцеления.

Тропарь, глас 4:
      Постнически подвизався и плоть покорив духу, вшел еси в тишину безстрастия, иерейством же украшен, за Христа пострадал еси твердейши, Емуже молися о чтущих тя, священномучениче Никито приснопамятне.

Кондак, глас 4:
      Подобен Вознесыйся на крест: Всеоружием креста огражден, к подвигом вольне изшел еси, не убоявся, Богогласе, вражиих прещений, с ревностию же веру исповедуя, не престал еси, дондеже мучения искус прошел еси весь, и почести победы, Никито, получил еси.

Ин кондак, глас 2:
      В преподобии и правде, отче, пожил еси и, страданьми усовершився, сокровиществовал еси себе богатство дарований. Долгов убо разрешение испроси нам, недугов свобождающи, всебогате Никито, и обители сея, в нейже Жертву Богу приносил еси, буди присное утверждение.

Величание
      Величаем тя, священномучениче Никито, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Икос:
      Добляго оружника и таинника Спасова, Никиту по достоянию священными песньми воспоим, братие. Сей бо непобедимый силой Божиею укреплен, мужески безстудных агарян посрами нечестие, и благодерзновенно Христа, превечного Бога, проповедуя не преста, дондеже мук вся виды прейде твердо, и почести победы получи.

     Молитвами святого священномученика Никиты, Христе Боже, управи и нашу жизнь во славу имени Твоего святаго ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святая гора Афон

Православный календарь

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

События календаря

Нет событий

Обсуждение на форуме


Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.