Вход

Изображения в галерее

807_17.jpg
504_1.jpg
822_04.jpg

Главная

Слово святого Иоанна Златоустого на Богоявление Господне


Крещение Господне. Современная икона.

      Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святой день просвещения есть печать праздника и день торжества. Он запечатлевает Вифлеемский вертеп, где Ветхий деньми, как младенец у груди матери, лежал в яслях; он же отверзает иорданские источники, где Тот же Ветхий деньми крещается ныне с грешниками, даруя миру Своим пречистым телом оставление грехов. В первом случае происшедший из утробы Пречистой Девы явился для младенцев как младенец, для матери — сыном, волхвам — как царь, пастырям — как добрый пастырь, полагающий, по слову Божественного Писания, душу Свою за овец (Ин 10,11). Во втором случае, именно при крещении Своем, Он приходит на Иорданские воды с тем, чтобы омыть грехи мытарей и грешников. Говоря о необычайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков (Тит 2,11). Ибо ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется прежде всего небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только диавол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества.
     Что же еще сообщает Евангелие? Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну — креститься от Него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, н Ты ли приходишь ко мне? (Мф 3,13—14) Кто видел Владыку, стоящего пред рабом? Кто видел царя, преклонившего голову перед своим воином? Кто видел пастыря, которому бы овца указывала путь? Кто видел начальника ристаний, который бы получал награду от упражняющегося в бегах?1 Мне надобно креститься от Тебя — т.е. преподай, Владыка, Ты Сам мне то крещение, какое Ты хочешь преподать миру. Я нуждаюсь в том, чтобы Ты окрестил меня, так как я нахожусь под бременем прародительского греха и ношу в себе змииный яд. Я нуждаюсь в омытии скверны древнего преступления, а Ты ради каких грехов пришел креститься? О Тебе и пророк свидетельствовал, говоря: Не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис 53,9). Как же, Сам подавая избавление, Ты ищешь очищения? Крещаемые, по обычаю, исповедуют грехи свои; Ты же что имеешь исповедать, когда Ты вовсе безгрешен? Зачем Ты требуешь от меня того, чему я не научен? Не отваживаюсь сделать то, что превышает мои силы; не знаю я, как омывать свет, не умею осветить солнце правды. Ночь не освещает дня, золото не может быть чище олова, глина не может исправить горшечника, море не заимствует струи у источника, река не нуждается в капле воды, чистота не освящается скверною, и осужденный не отпускает на свободу судию. Мне надобно креститься от Тебя. Мертвец не может поднять живого, больной не исцеляет врача, и я знаю немощь моего естества! Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего (Мф 10,24). Ко мне не приступают херувимы со страхом, мне серафимы не поклоняются и не возглашают трисвятое2. Я не имею престолом небо, меня не предуказывала волхвам звезда, Моисей, угодник Твой, едва сподобился видеть сзади Тебя (Исх 33,23), как же я дерзну прикоснуться ко пресвятой главе Твоей? Зачем повелеваешь Ты мне совершать то, что превосходит мои силы? Не имею я длани, которою бы мог окрестить Бога: Мне надобно креститься от Тебя. Я родился от престарелой, ибо Твоему повелению не могла противоречить природа. Находясь в утробе моей матери и не имея возможности говорить сам, я воспользовался тогда ее устами, а теперь сам, своими устами, прославлю Тебя Невместимого, Которого вместил девический ковчег3. Я не слеп, как иудеи, ибо знаю, что Ты — Владыка, Который только на время принял вид раба, чтобы уврачевать человека; знаю, что Ты явился для того, чтобы спасти нас; знаю, что Ты — камень, отсеченный от горы без посредства рук, — камень, верующий в который не будет обманут. Меня не приведут в заблуждение видимые знаки Твоего смирения, и я духом разумеваю величие Твоего Божества. Я — смертен, ты же — бессмертен; я — от бесплодной, а Ты — от Девы. Я родился раньше Тебя, но не выше Тебя. Я мог только раньше Тебя выступить на проповедь, но не смею крестить Тебя: я знаю, что Ты — секира, лежащая у дерева (Мф 3,10), та секира, которая посекает бесплодные деревья иудейского сада. Я видел серп, готовый отсекать страсти, и возвещал, что скоро повсюду откроются источники исцелений; ибо какое место останется недоступным для Твоих иудеев? Ты будешь очищать одним словом прокаженных, течение крови прекратится чрез одно прикосновение к краю риз Твоих, от одного Твоего повеления расслабленный снова укрепится силами. Ты напитываешь дочь хананеянки крупинками Твоих чудес, брением отверзаешь очи слепому. Как же Ты просишь, чтобы я возложил на Тебя руки? Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Призирает на землю, и она трясется (Мф 3,14; Пс 103,32), по водам как по земле ходяй, — Ты, о Ком я много раз восклицал во время проповеди: Идет за Мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин наклонившись развязать ремень обуви Его (Мк 1,7), — и Только на Твою неизреченную благость полагаюсь и надеюсь на Твое безмерное человеколюбие, по которому Ты и блудницу допускаешь отереть пречистые Твои ноги и прикоснуться к Твоей пресвятой главе.
     Что же говорит ему Господь? Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф З,16). Послужи Слову, как глас человеческий, поработай, как раб — Владыке, как воин — царю, как глина — горшечнику. Не бойся, но смело крести Меня, потому что Я спасу мир; Я отдаю Себя на смерть, дабы оживить умерщвленное естество человеческое. Ты, несмотря на Мое повеление, все-таки медлишь простереть руку свою, иудеи же скоро не постыдятся простереть на Меня свои нечистые руки для того, чтобы предать Меня на смерть. Oставь теперь, ибо так надлежит. По Своему человеколюбию, Я прежде всех веков решил спасти род человеческий. Ради людей Я стал человеком. Что может быть удивительнее того, что Я как простой человек прихожу креститься? Это делаю Я потому, что не презираю создание моих рук, не стыжусь земного естества. Я остался таким же, каким был от века, и принял новое естество, причем однако Мое существо осталось неизменным: Oставь теперь! Ибо враг человеческого рода, будучи свержен с неба и изгнан с земли, гнездится в естестве водном, а Я и оттуда пришел изгнать Его, как возвещал обо Мне пророк: Ты сокрушил головы змиев в воде (Пс 73,13). Оставь теперь! Ибо сей враг хочет искусить Меня как человека, и Я претерпеваю это для того, чтобы доказать его бессилие, ибо скажу ему: Не искушай Господа Бога твоего (Мф 4,7; Втор 6,16)
     О новое чудо! О неизреченная благодать! Христос совершает подвиг, а я получаю почесть; Он воюет с диаволом, а я оказываюсь победителем; Он змеиную голову сокрушает в воде, а я как бы настоящий борец увенчиваюсь4: Он крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божиим ради Него; Ему отверзились небеса, а я вхожу в них; пред Ним, Крещаемым, является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение: к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь; Отец благоволит к Нему, и меня также не отвергает. Со своей же стороны я прославляю Отца, с небеси давшего глас Свой, Сына, крещающегося на земле, и Духа сшедшего как голубя, Бога Единого в Троице, Которому я и буду всегда поклоняться. Аминь.


     Прим.
  • 1 Ристания — это состязания в бегах, которые публично совершались в Греции, на каких-либо празднествах, во время общественных игр. Победившему в этом состязании давалась награда от особых старшин, которые присуждали награды.^
  • 2 Указание на видение пророка Исаии, который удостоился лицезреть Бога, сидящего на престоле, причем окружающие престол Херувимы и Серафимы воспевали: Свят, свят, свят Господь Саваоф: вся земля полна славы Его! (Ис 6,3).^
  • 3 Разумеется девическая утроба Пречистой Богоматери.^
  • 4 Выражение взято из древнего обычая — на общественных состязаниях борцов увенчивать победителей лавровыми венками.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Январь 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    30 31 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31 1 2

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.