Вход

Изображения в галерее

809_19.jpg
822_80.jpg
800_02.jpg

Главная

Начало времен


     Первый из числа всех месяцев есть месяц март1. У евреев он назывался до пленения вавилонского2 «первым месяцем»3, а после пленения — Нисаном4. Именно об этом месяце сказал Господь Моисею5 и Аарону6 во время пребывания евреев в Египте7: «Месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас и между месяцами года» (Исх 12,2). В этот месяц Господь создал видимый мир и владыку его — первого человека — Адама, для которого Он насадил рай на востоке. Сюда Господь ввел Адама, повелев ему господствовать над всею землею, — зверями, скотами, гадами, рыбами, плавающими в морях, и птицами, летающими под небесами.
     В этом месяце Господь заповедал израильтянам в Египте праздновать пасху и вывел их отсюда Своею крепкою рукою, осушив перед ними море и потопив в нем гнавшегося за израильтянами фараона со всем его воинством.
     В этот месяц снишел на землю и Сам Единородный Сын Божий, Слово Отчее вечнопребывающее, Которое, будучи Богом, вселилось в утробу Непорочной Отроковицы, Пресвятой Девы Марии во время наития на Нее Духа Святого при благовестии архангела.
     В этот месяц была принесена за нас в жертву наша Пасха — Христос, Который, будучи погребен, как человек смертный, воскрес со славою, как Бог бессмертный, и извел с Собою из ада, как некогда Израиля из Египта, Адама и с ним всех праотцов и вообще всех праведных людей, потопив князя адова в Чермном море8 Своих кровавых страданий.
     Итак, в этот месяц воссиял нам свет спасения; в этот месяц древний Адам с Евою был обновлен и получил новый рай, превосходящий рай древний; в этот месяц был побежден ад, отверзлось небо, уничтожена смерть, была дарована жизнь, упразднено тление, взамен которого наше бренное естество облеклось в нетление; в этот месяц род человеческий освободился от рабства греха и получил свободу и наследие царствия небесного.
     Потому-то этот месяц, — в который при начале времени был создан свет видимый, при конце же времен воссиял свет невидимый — святой веры, — есть начало всех месяцев и всякого времени, — по счету первый месяц. От первого числа этого месяца начинается исчисление кругов солнечного9 и лунного10, вруцелета11, високоса12, равноденствия13 и вообще с этого месяца начинается течение дней каждого нового года. Поэтому с этого именно месяца, а не с сентября, следовало бы начинать и летосчисление14. Сентябрь самым своим наименованием показывает, что он не первый по счету месяц, но седьмой15 от марта, а март — первый месяц от сотворения мира.
     Начало счисления индиктов16 с сентября месяца было положено Августом17, императором римским, в двенадцатый год его царствования, за тридцать лет до Рождества Христова. Это случилось потому, что император этот, как и все язычники, не ведавшие единого истинного Бога, Создателя всякой твари, не знал ничего ни о начале мира, ни о первом человеке — Адаме, и не вел летосчисления от создания мира, потому что предполагал, что мир не создан во времени, но существует от века, не имея начала своего бытия. Обыкновенно язычники вели счисление времени от тех или других славных, по их мнению, событий: одни вели летосчисление от основания некоторых царств и монархий, как например, ассирийской, мидийской, персидской; другие вели счисление времени от установления некоего греческого празднества, называвшегося олимпиадами18, это празднество, встречалось и проводилось язычниками с большим торжеством, причем во время олимпиад устраивались зрелища и конские состязания; празднество это установлено греками в древности, римляне же вели свое летосчисление от времени основания Рима19; другие народы вели свое летосчисление от других событий.
     Когда императором римским сделался Август, то он ввел свое новое летосчисление, назвав его индиктом; следовательно индикты не ведут свое начало от сотворения мира, так как до императора Августа совершенно не было никаких индиктов.
     Но современные индикты, начинающиеся с сентября, ведут свое начало не от Августа, а от первого христианского царя святого Константина Великого20. Этот последний, победив гонителя христиан Максенция21 и освободив от его тиранства Римскую империю, даровал христианам свободу вероисповедания и ввел свои новые индикты, которые были одобрены отцами I Вселенского Собора22 и были приняты как начало свободы христианской. Итак, настоящие индикты ведут свое начало не от Августа, а от Константина.
     Следует различать годы от бытия мира, исчисляющиеся с месяца марта, и годы от начала индикта, исчислявшиеся с месяца сентября и получившие начало свое от императора Константина. В месяце сентябре, как месяце по счету седьмом от марта, благодарственно вспоминается, что Бог, сотворив мир, имеющий начало свое с месяца марта, почил от дел Своих; поэтому и в Ветхом Завете Бог повелел праздновать седьмой год как время общего отдыха и покоя (Лев 25,3—5).
     Правда, в Ветхом Завете новый год иногда начинался с сентября месяца (а не с марта), согласно повелению Божию; но с сентября велось счисление не годам от сотворения мира, но годам праздника общего отдыха и покоя, повторявшегося каждые пятьдесят лет, как об этом повествуется в 25-ой главе книги Левит23. У евреев велось, начинавшееся с сентября месяца, исчисление годов покоя, повторявшихся через каждые пятьдесят лет, и совершенно независимо от этого велось также счисление лет, протекших от начала мира; это последнее счисление начиналось с марта месяца, а не с сентября.
     И ныне святая Церковь под осенением новозаветной благодати в сентябре совершает воспоминание сотворения мира, получившего начало свое в марте; в сентябре также получили свое начало индикты императора Константина, который положил ими начало обновления человечества, дарованною им от Бога, свободою христианскою. Что в сентябре месяце, седьмом от марта, положено начало обновления нашего, его видно и из того, что Сам Творец мира, почивший от дел Своих в день седьмой, обновляя Свое создание, пришел в седьмом от марта месяце (сентябре) в синагогу иудейскую и прочел здесь написанное о Себе пророчество именно, что Дух Господень послал его проповедовать лето Господне благоприятное (Лк 4,18—19)24, время для чего наступило тогда, когда исполнилась полнота лет бытия мира, созданного в первом месяце — марте. Индикты, введенные христианскими царями и начинавшиеся с сентября, только напоминают нам о начале лет со времени сотворения мира; самым же началом тех лет был месяц март.

     Прим.
  • 1 Наименование месяца марта — римского происхождения. Март у римлян был первым месяцем юлианского (т.е. введенного Юлием Цезарем в 46 г. до Р.Х.) года и был назван так в честь бога войны Марса, считавшегося отцом Ромула — основателя Рима и первого его царя.^
  • 2 Пленением вавилонским называется тот период истории народа иудейского, когда иудеи, потеряв свою политическую самостоятельность, были уведены в плен вавилонянами. Пребывание иудеев в плену продолжалось 70 лет (с 605 г. по 536 г. до Р.Х.).^
  • 3 Исх 40,2; Лев 23,5; Чис 9,1;28,16; 2 Пар 29,3; Иез 45,18. Этот месяц носил еще наименование Авива, — т.е. месяца колосьев (Исх 13,4. — см. по русск. переводу библии).^
  • 4 Нисан, т. е. месяц цветов.^
  • 5 Моисей — знаменитый вождь и законодатель народа еврейского и вместе с тем священный писатель, живший в конце XVI в. и нач. XV в. до Р.Х. Им написаны первые пять книг священного Писания Ветхого Завета: «Бытие», «Исход», «Левит», «Числ» и «Второзаконие» («Пятокнижие Моисеево»). Память его 4/17 сентября.^
  • 6 Аарон — брат и сподвижник пророка Моисея, бывший первым первосвященником народа Божия. Память его празднуется святою Церковью в неделю святых проотец (между 11/24 и 17/30 декабря).^
  • 7 Египет — страна, занимавшая северо-восточную часть Африки. Современное наименование этой страны греческого происхождения и, вероятно, было заимствовано греками от имени одного из действующих лиц греческой мифологии Египта — сына Бела и брата Даная, овладевшего, по сказаниям греческой мифологии, этой страной. Евреи переселились в Египет при Иосифе, сыне Иакова, и пробыли здесь 430 лет, размножившись в это время до двух миллионов. Память праведного Иосифа в начале страстной седмицы — в великий понедельник.^
  • 8 Чермное или Красное море представляет собою большой залив Индийского океана, отделяющий Аравию от Египта и Абиссинии. Чрез, это море чудесно перешли евреи при выходе из Египта (Исх 14).^
  • 9 Кругом солнечным или кругом солнца называется период в 28 лет, по прошествии которого дни недели приходятся постоянно на одни и те же числа. Так, например, если в 1906 г. 1 марта падает на среду, 2 на четверг и т. д., то то же самое будет и в 1934 г., 1962 г., 1990 г. и т. д. Объясняется это из следующего: простой год содержит в себе 52 седмицы и один день, а високосный год (см. ниже,) — 52 седмицы и два дня, вследствие этого дня седмицы в отношении к числам месяцев каждый год переменяются. Если бы все годы были простые, то каждый седмичный день приходился бы постоянно на одно и то же число месяца через каждые семь лет. Но так как високосный год имеет один лишний день против простого года, то сверх семи простых лет должно пройти еще семи високосным годам для того, чтобы этот избыточный день мог составить седмицу или, что тоже, обойти все дни седмичные. Итак, чтобы все дни седмицы возвратились на старые числа месяцев, должно пройти семи простым годам и семи годам високосным; високосные же годы бывают через три года на четвертый, следовательно, для того, чтобы все дни седмицы возвратились на старые числа, должно пройти семи простым годам, повторенным трижды, и семи високосным годам, что и составляет 28 лет. Из сказанного должно быть ясно, что «круг солнца» не имеет никакого отношения к Движению солнца.^
  • 10 Кругом луны называется период в 19 лет, по истечении которого фазы луны приходятся постоянно в одни и те же числа Так, например, в 1893 г. новолуние падало на 10-е марта; следовательно оно будет опять 10-го марта в 1912 г., 1931 г., 1950 г. и т. д. Объясняется это из того, что через каждые 19 лет уничтожается разница между принятым нами юлианским годом и лунным годом (юлианский год длиннее лунного на 10 дней, 21 час, 11 мин. и 24 сек.).^
  • 11 Вруцелетом в пасхалии называется буква, которой соответствуют в данном году воскресные дни. Всех «вруцелетних букв» семь и заимствованы они из славянского алфавита, эти буквы суть: А, в, г, д, е, ж, з; все они последовательно обозначают семь целых чисел и соответствуют тому или другому дню седмицы, причем буква «а» должна соответствовать первому воскресенью первого года творения. При расположении вруцелетных букв, за первый месяц творения принимается месяц март и счет дней ведется с пятницы, как дня сотворения Адама; первым воскресным днем первого года должен быть, следовательно, третий день или третье число марта, которое означается буквою «а». Это и будет вруцелето первого года.^
  • 12 Високос — испорченное латинское bissextilis — дважды шестой. Так назван был первоначально 46 год до Р.Х., потому что Юлий Цезарь, делая реформу современного ему календаря, прибавил в этом году после 6 марта второе 6-е число. Високосом или Високосным годом у нас называется год, содержащий в себе не 365, а 366 суток. Високосные годы повторяются через каждые три простых года.^
  • 13 Равноденствием называется тот момент в движении солнца, когда оно пересекает экватор, вследствие чего в это время день бывает равен ночи. В году бывает два равноденствия: весеннее (8 марта), когда солнце переходит из южного полушария в северное, и осеннее (10 сентября), когда оно переходит из северного полушария в южное.^
  • 14 В России первоначально первым месяцем гражданского года считался март, но в 1343 году у нас было постановлено считать начальным месяцем года сентябрь, по примеру александрийской Церкви. В конце же 1699 г. Петр Великий предписал начинать новый год вместе с другими европейскими народами — с января.^
  • 15 Наименование месяца сентября, так же как и марта, заимствовано нами от римлян. Римляне же дали ему такое название потому, что он был седьмым месяцем (September от septem — семь) от первого, т.е. марта.^
  • 16 Индиктом назывался у римлян пятнадцатилетний период сбора податей, разделявшийся на три срока по пяти лет в каждом. От индикта следует отличать индиктион — великий пасхальный круг в 532 года. По истечении каждых 532 лет все времена церковные, месяцы, дни и числа праздников, а также и фазы луны следуют в том же порядке, как и в предшествовавший период.^
  • 17 Октавиан Август, римский император, царствовал с 43 г. до Р.Х. по 14 г. по Р.Х.^
  • 18 Олимпиадами у греков называлась собственно единица времени, равнявшаяся четырем годам и составлявшая промежуток между празднованием олимпийских игр (игры же эти получили свое название от горы Олимпии — места, где они происходили). Древние греки вели летосчисление свое по этим олимпиадам, причем основанием или началом летосчисления была первая олимпиада, падавшая на 776 г. до Р.Х.^
  • 19 Годом основания Рима считается 753 г. до Р.Х.^
  • 20 Император римский, святой Константин Великий царствовал с 306 по 337 г. (но как единовластитель с 324 по 337 г.). Память его 21 мая/3 июня.^
  • 21 Максенций управлял римскою империею совместно с Константином с 307 по 312 г.^
  • 22 I Вселенский Собор происходил в 325 г. в городе Никее и был созван для обличения лжеучения александрийского пресвитера Ария, нечестиво учившего, что Сын Божий не равен Богу Отцу и есть Его творение.^
  • 23 Книга «Левит» — одна из пяти книг, написанных пророком Моисеем. Здесь содержатся постановления обрядово-богослужебного характера.^
  • 24 Пророчество это находится в книге пророка Исаия (61,1—2).^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Декабрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    26 27 28 29 30 1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31 1 2 3 4 5 6

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.