Вход

Изображения в галерее

P72106930.jpg
626.jpg
828_57.jpg

Главная

Память преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского


     В те дни, когда Церковь была смущаема ересью иконоборства1, пришел из восточных стран в Царьград благочестивый муж Феофилакт и стал близок к светилу церковному, святому Тарасию — тогда еще мирянину и сенатору, главному в царских палатах правителю тайных дел. По смерти царя — иконоборца Константина Копронима2, воцарился сын его Лев3 с матерью Ириною; патриарх Павел, прозванный милостивым, по доброй воле оставил престол свой, вместо же его на патриаршество возведен был святой Тарасий, который собрал VII Вселенский собор и проклял ересь иконоборства4. Тогда блаженный Феофилакт и вместе с ним Михаил Синадский оставили мир, приняли иночество и были посланы святейшим Тарасием в монастырь, построенный на берегу Черного моря; там, подвизаясь в трудах иноческих, преуспели они в добродетелях и получили к Богу в молитвах своим дерзновение.
     Было время жатвенное, и стоял сильный зной, люди изнемогали от великой жажды. Святые помолились Богу, и сосуд медный сухой стал источать воду в количестве достаточном для потребностей. Так творит Господь волю боящихся его и внимает молитвам их! Чудо это было подобно тому древнему чуду, бывшему в пустыне, когда Бог извел воду из камня для жаждущего Израиля (Исх 17,6) и другому, когда для Сампсона, умиравшего от жажды, сухие кости ослиной челюсти стали источником живой воды (Суд 15,19). Когда преподобные отцы Феофилакт и Михаил просияли, как звезды светом, добродетельным житием своим, святейший патриарх Тарасий нашел их достойными высокого архиерейского сана и, посвятив обоих, Михаила послал в Синад, а блаженного Феофилакта поставил епископом в Никомидии. Какие заботы о словесном Христовом стаде показал святой Феофилакт в Никомидии, какое попечение о нищих, сиротах и вдовицах, — о том свидетельствовали созданные им божественные храмы, больницы, странноприимные дома и неисчетная, ежедневно творимая им милостыня. Он сам служил больным, слепым, хромым и немощным; обходя богадельни и городские площади с сосудом теплой воды, он своими руками омывал и очищал встречавшихся прокаженных, ничем не гнушаясь при служении им.
     По отшествии из мира святейшего Тарасия, Никифор премудрый принял после него престол Константинопольской церкви; тогда опять настала буря иконоборной ереси, возбуждаемая нечестивым царем Львом Армянином. Святейший патриарх Никифор, созвав избранных архиереев Емилиана Кизикского, Евфимия Сардийского, Иосифа Фессалоникийского, Евдоксия Амморийского, Михаила Синадского и блаженного Феофилакта, епископа Никомидийского, отправился с ними к злочестивому царю; много поучали царя от божественных книг святые отцы, увещевая его не поселять смуты в Церкви Христовой той ересью, которую проклял VII Вселенский Собор. Но не могли они убедить неистового царя, исполненного яда змеиного и дышавшего на них яростью и гневом. Когда же умолкли святые отцы, блаженный Феофилакт сказал царю:
     — Я знаю, что, оскорбляя Божие долготерпение и пренебрегая своим спасением, ты противишься древнему преданию святых отцов и смущаешь Церковь; но, подобно буре, настигнут тебя внезапно лютая пагуба и нежданная беда, и не найдешь ты избавителя себе.
     Слыша это, царь еще более исполнился ярости и удалил епископов от себя с бесчестием, осудив их на заточение в различные места: святейшего патриарха Никифора на остров Проконнис5, святого Михаила, епископа Синадского, в Евдокиаду, других в иные места, а святого Феофилакта Никомидийского в приморский город Стровул, что в Киверреотах6. Там Христов исповедник и великий поборник благочестия в утеснении и скорбях многих провел остальное время жизни своей, около тридцати лет, и преставился ко Господу.
     Царь Лев Армянин погиб, как и было предсказано святым, злою и нечаянною смертью: он был усечен мечами воинов своих в день Рождества Христова, в церкви во время утрени (820 г.) После него жили и скончались Михаил, названный Косноязычным, (829 г.) и сын Михаилов Феофил (842 г.), цари иконоборцы. Когда же царица Феодора (842—855 гг.) с сыном своим Михаилом (855—867 гг.) (это был третий царь с именем Михаила) приняла скипетр царства, святой Мефодий был возведен на патриаршество (842 г.), и беззаконная ересь уничтожилась, а православие воссияло, — тогда честное тело преподобного отца нашего Феофилакта из изгнания было перенесено в Никомидию и положено в созданной им церкви на защищение городу Никомидии, в честь же и силу Христу Богу нашему.

Тропарь преподобному Феофилакту, исповеднику, епископу Никомидийскому
Тропарь, глас 8:
      Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение, Феофилакте премудре, ученьми твоими, вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 6:
      Таяся, пожил еси, прехвальне, но Христос тя показа, яко светило на свещнице мысленнем, и скрижали ти вручи учений духовных, имиже, святителю Феофилакте, и нас озари.

Кондак, глас 2:
      Светильник светел показался еси в концех, святителю Феофилакте, единосущна Отцу и Духу Слова ты проповедав, Божественных отец Собор уяснил еси, Троице угодник явился еси. Ейже предстоя, моли непрестанно о всех нас.

Величание
      Величаем тя, святителю отче Феофилакте, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     Прим.
  • 1 Иконоборство в Греческой империи началось при Льве III Исаврянине (717—741гг.) и окончилось при императрице Феодоре (842 г.). За это время царствовали: Константин V (по 775 г.), Лев IV (по 780 г.), Константии VI и Ирина (по 802 г.), Никифор I (по 811), Ставрикий и Михаил I (по 813 г.), Лев V армянин (по 820 г.), Михаил II (по 821 г.), Феофил (по 840 г.), Феодора и Михаил III (по 867 г.). Патриарший Константинопольский престол при этих императорах занимали: Анастасий иконоборец (753 г.), Константин II иконоборец (766), Никита иконоборец (780), св. Павел, память его празднуется 30 августа/12 сентября, св. Тарасий, память его празднуется 25 февраля/10 марта, при нем VII Вселенский собор 787 г. (806 г.), св. Никифор (815 г.), Феодор иконоборец (821 г.), Антоний иконоборец (832 г.), Иоанн VII иконоборец (842 г.) и св. Мефодий (846 г.).^
  • 2 Прозвание Копроним производят от греческого слова навоз.^
  • 3 Царствовал с 775—780 г. Лев IV — Хозар, хотя и был приверженец иконоборства, но относился уступчивее к его противникам: он разрешил возвратиться бежавшим при его отце монахам — заступникам иконопочитания и даже допускал их до занятия епископских кафедр; так на патриарший престол был возведен тайный приверженец иконопочитания Павел Кипрский. Иконы оказались даже во дворце в комнатах императрицы Ирины, тайно от мужа поддерживавшей иконопочитаталей. Когда это открылось, Лев удалил Ирину из дворца, но вскоре умер.^
  • 4 Этот собор происходил в 787 г. Подвергнув анафеме иконоборцев, собор установил иконопочитание в том смысле, что не должно оказывать иконам поклонения, приличествующего только Богу, но их должно чтить также, как и святой животворящий крест, почитания которого не отвергали иконоборцы.^
  • 5 Проконнис — остров в Проконниде (ныне Мраморное море) к северо-западу от Кизики, был известен своими мраморными ломками.^
  • 6 Киверреоты или Кария — юго-западная область Малой Азии.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Март 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31 1 2

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.