Вход

Изображения в галерее

S00000010.jpg
816_89.jpg
814_19.jpg

Главная

Житие преподобного отца нашего Николая исповедника, игумена Студийского


     Преподобный отец наш Николай родился1 на острове Крит2 в селении, называемом Кидонией, откуда был родом и святой мученик Василид, пострадавший в числе десяти мучеников на острове Крит3. Родители блаженного Николая были христиане. В раннем детстве он был отдан обучаться слову Божию. Когда же отроку исполнилось десять лет и он уже достаточно навык в чтении священных книг, родители отослали его в Константинополь, к дяде его, блаженному Феофану, который был иноком в Студийской обители4, Феофан любезно принял своего племянника и отвел его к игумену Студийской обители, преподобному Феодору5. Преподобный Феодор, провидя, что отрок имеет быть избранным сосудом Божиим, благословил его и велел ему до времени оставаться вне монастыря, в особом здании, где помещалось училище для юношей. Когда же Николай пришел в возраст, игумен, видя его благоразумие и равно кроткий и смиренный нрав, поместил его внутри монастыря и постриг в иноческий чин. После нескольких лет добродетельной жизни в монастыре игумен принудил Николая принять и священство. Сюда же в Студийскую обитель пришел к Николаю и родной его брат по имени Тит. Он бежал с острова Крит после нападения на остров сарацин6 и пришел к брату с печальной вестью, что родители их уведены в плен. Тит с великой скорбью и слезами передавал это известие брату. Николай, получив столь скорбную весть, хотя и болел сердцем о родителях, но старался утешить брата, увещевая его не скорбеть.
     «Так угодно было Богу, — говорил он брату, — ибо без воли Его не падает и волос с головы (Мф 10,30 и Лк 12,7). Он знает, что делать для пользы человека. Посему возложим на Него нашу печаль и промышление о наших родителях. Нам же нужно самим заботиться о том, чтобы не быть плененными похотью плотской и прелестями века сего, и чтобы рука невидимых врагов не отвела нас в землю тьмы и мрака непросветного».
     Тит умилился и утешился этими словами брата и по настоянию его был пострижен и сам сделался добрым иноком.
     В то время Церковь Христова, управляемая добрыми пастырями, пребывала в мире и тишине, но спокойствие ее внезапно было нарушено бурей возмущения, произведенного еретиками иконоборцами, во главе которых стал злочестивый царь Лев Армянин7. Лев Армянин был патрицием8 в царствование благочестивого царя Михаила, прозванного Рангавом9, но хитростью сместил Михаила с престола, заняв его сам. Для этой цели он воспользовался войной греков с болгарами. Царь, отправляясь на войну, начальником над восточными отрядами своего войска поставил Льва, не подозревая, что тот домогается обманом свергнуть его с престола. Когда произошла битва, греки начали побеждать и болгары готовы были обратиться в бегство. Но Лев, условившись заранее со своими, им же самим подкупленными, военачальниками, внезапно обратил свои отряды в бегство, хотя их никто не преследовал. Болгары, видя беспричинное отступление греков, сначала подозревали со стороны их обман, но потом, увидев, что греки не останавливаются в бегстве, ободрились и, выступив на них, долго преследовали их, уничтожив большое количество греческих воинов, так что царь Михаил потерпел полное поражение. Лев достиг своей цели, ибо войско и народ сочли царя трусливым и малодушным, не умеющим вести битву. Он поспешил воспользоваться таким настроением народа и войска против царя. Михаил после поражения вернулся в Константинополь. Лев же, оставшись с войсками в Вифинии10 для охраны границы, тотчас приступил к исполнению своего давно задуманного злого намерения против царя. Он распустил слух, что греки понесли поражение по причине лишь малодушия и совершенной неопытности царя в военном деле. Этим он возбудил против Михаила все свое войско, которое отказалось признавать Михаила царем и провозгласило царем самого Льва. Когда слух о таком поступке Льва дошел до Михаила, то царь, несмотря на советы окружающих, отказался противодействовать ему, говоря, что он не желает, чтобы ради него была пролита хотя бы одна капля христианской крови в междоусобной войне. Тайно от других послал он Льву царскую корону и порфиру, причем сказал ему: «Я уступаю тебе царство, приходи в Царьград безбоязненно, и царствуй».
     Но Лев весьма жестоко поступил с Михаилом, столь смиренно уступившим ему царствование. С великой пышностью вступив в Константинополь, он тотчас заточил Михаила и супругу его на один из островов; двоих же сыновей его — Феофилакта и Игнатия — приказал оскопить.
     Спустя несколько времени по воцарении нечестивый Лев восстал и на Самого Христа Бога и на Его святую Церковь. Он созвал нечестивое соборище против иконопочитания и приказал выбросить святые иконы из храмов Божиих. Святейший патриарх Никифор11 с собором благочестивых архиереев и архимандритов и всех богодухновенных отцов противостал такому злочестию царя, увещевая его не озлоблять и не смущать ересью Церковь Христову. Но нечестивый царь всех с бесчестием выгнал из палат, где происходило благочестивое собрание, и разослал в заточение в различные страны.
     Святому Феодору Студийскому с учеником его, блаженным Николаем, пришлось особенно много пострадать от руки злочестивого Льва, так как они особенно сильно и смело противодействовали злочестию царя. Сначала они оба вместе были сосланы царем в местность близ озера Аполлониадского, в крепость Метопу12. Оставаясь здесь в темничном заключении целый год, они все-таки продолжали проповедовать истинное учение о почитании святых икон и успели многих отвратить от ереси. Услыхав об этом, царь отослал их в восточные страны, в местечко Вонита13. Здесь они опять были заключены в темницу, где по приказу царя держали их под самым строгим надзором, так что вход к ним никому не был доступен, и они ни с кем не могли беседовать. Но исповедники, не имея возможности устно поучать людей благочестию, проповедовали свое учение письменно. Они посылали из темницы к верующим свои послания и таким образом как бы громогласными трубами разрушали еретические учения, как стены иерихонские, исправляя и восстановляя разрушаемые еретиками догматы благочестия. Узнав об этом, царь послал жестокого воина по имени Анастасий с целью наказания их. Анастасий, прибыв на место, подверг исповедников жестокому истязанию, нанеся им посредством побоев ужасные раны, от которых тело их разрывалось на части. Отправляясь обратно, мучитель опят запер блаженных в темницу, закрыв совершенно к ним вход, и приказал морить их голодом. Страшные муки пришлось испытывать святым узникам как от ужасных ран, так вместе и от голода и жажды, ибо стража подавала им хлеба и воды в самом малом количестве и то только через три, четыре дня, а иногда и через семь дней, причем бросала пищу им через окно с ругательством и издевательством. В этом заключении узники пробыли три года. Но не успели еще надлежащим образом закрыться раны на теле узников, как им пришлось испытать еще более ужасное мучение от нового мучителя, присланного царем.
     Этот посол пришел для разыскания о письме, перехваченном и доставленном царю. Письмо было написано к православным от лица Феодора рукой блаженного Николая. Послание это заключало в себе самое строгое обличение царского злочестия и душепагубной иконоборческой ереси и вместе содержало в себе прекрасное поучительное наставление в благочестии. Посол вызвал узников из темницы, показал им письмо и спросил, признают ли они его своим, на что исповедники открыто отвечали, что преподобный Феодор излагал устами, а блаженный Николай писал его своей рукой. Тогда разгневанный посол приступил к истязанию узников. Сначала он приступил к блаженному Николаю. По приказанию мучителя с Николая сорвали одежды и, обнажив его, распростерли на земле и били продолжительное время. Оставив избитого полумертвого Николая, он начал истязать Феодора, которого били по телу, едва не сокрушив костей. Оставив полуживым Феодора, мучитель снова обратился к Николаю, желая лаской склонить его к единомыслию с царем. Но блаженный не внял его словам и не склонился на его ласкательство, оставаясь непоколебимым в благочестии. Придя в сильнейший гнев, мучитель приказал истязать Николая самым жестоким образом. Его долгое время били по всему телу и, причинив ему многочисленные раны, оставили на всю ночь нагим, распростертым на земле; время же было зимнее, холодное, ибо был февраль. Но блаженный все муки терпел, благодаря Господа. После этого мучитель опять заключил обоих исповедников в темницу и, закрыв к ним вход, возвратился к царю. Преподобные же отцы испытывали ужасные страдания от многочисленных причиненных им ран, ибо язвы на теле их проникали до костей, а кожа была так истерзана, что висела на них, как рубище. Вид истерзанных страдальцев был столь ужасен, что возбуждал сострадание даже в грубых сердцах воинов, составлявших стражу их. Из жалости воины подавали им теплую воду и масло. Страдальцы омывали омоченной в воде губкой свои раны и помазывали их маслом, отчего раны их понемногу стали закрываться; кожу же, висевшую и не прираставшую к телу, они отрезали небольшим ножом.
     Но вот прошло девяносто дней как блаженные томились в темнице, и еще следы от ужасных ран оставались на их теле, как злочестивый царь вызвал их в смирнские пределы14 и там, опять немилосердно истязав их, приказал заключить в темницу, забив им ноги в колодки. Здесь блаженные томились в течение двадцати месяцев, среди скорбей и утеснений. И Бог услышал рабов Своих, вопиющих к Нему день и ночь и, промышляя о заключенных, благоизволил, дабы злочестивый царь погиб: Лев был убит своими воинами в храме.
     По смерти Льва скипетр греческого царства принял Михаил, называвшийся Валвос15. Этот царь, хотя сам склонялся на сторону иконоборцев, однако не преследовал верующих за почитание святых икон и позволял веровать каждому, кто как желает. Он даже издал повеление освободить всех, кто был заключен в темницы за иконопочитание. В это время блаженный Николай с великим Феодором, выпущенные из темницы, прибыли в Халкидон16 к патриарху Никифору, находившемуся здесь в заточении. Блаженный Никифор был весьма утешен их пришествием и, видя на теле их страдальческие раны, почитал их наравне со святыми мучениками. Пробыв в Халкидоне несколько времени, они вместе с патриархом Никифором отправились в Царьград с целью убедить самого царя оставить иконоборчество и склонить его к благочестию. Но святые исповедники благочестия не имели успеха в своем благом деле, ибо царь, по своему глубокому невежеству, не внял их увещанием и не склонился к почитанию святых икон, хотя по-прежнему другим не возбранял поклоняться им. Впрочем, не воспрещая в окрестностях и в предградии ставить святые иконы, царь строго воспретил делать это в самом царствующем граде. По этой причине святые отцы Феодор и Николай, простившись с патриархом, оставили Царьград, дабы иметь возможность свободно сохранять свое благочестие, в соединении с почитанием святых икон. Они поселились в Акрите17, близ храма святого мученика Трифона. Здесь святой Феодор, спустя несколько времени, окончил свое земное поприще и в мире преставился Богу18. Блаженный же Николай, оставшись при гробе своего духовного отца, проводил житие свое в иноческих подвигах.
     После смерти Михаила воцарился сын его Феофил19. Этот царь был ревностным иконоборцем и со всей жестокостью начал преследование верующих за почитание святых икон. Опять верующие стали терпеть гонения и мучения от иконоборцев. В это время много пострадали два брата по плоти и по духу, преподобные отцы Феодор и Феофан «Начертанные»20. Тогда и блаженный Николай оставил местопребывание при гробе духовного отца своего Феодора и скитался, переходя с места на место, пока не умер царь иконоборец Феофил.
     По смерти Феофила царская власть перешла к супруге его, благочестивой царице Феодоре, которая правила государством совместно с сыном своим Михаилом21. В церкви Христовой, управляемой в Царьграде патриархом святым Мефодием22, наступила опять тишина, и снова воссияло благочестие. Тогда и блаженный Николай пришел в Студийскую обитель. Здесь, по смерти Навкратия исповедника23, при патриархе святом Игнатии24, бывшем вслед за святым Мефодием, он был поставлен игуменом. Спустя три года блаженный Николай, предоставив игуменство свое блаженному Софронию, мужу добродетельному, сам удалился в уединение, где пребывал в безмолвии. Но по истечении четырех лет, как только Софроний преставился ко Господу25, братья пришли к преподобному Николаю и после многих просьб убедили его опять принять игуменство. После этого блаженный Николай игуменствовал несколько лет.
     Между тем царь Михаил, возмужав, стал весьма развратен нравом. По совету дяди своего, брата матери по имени Варда, он изгнал мать свою блаженную Феодору из царских палат и принудил ее постричься в одной из женских обителей, а сам пригласил к совместному царствованию дядю Варду. Такой поступок царя с матерью возбудил сильное волнение в народе. Соблазн был еще сильнее от того, что и соправитель царя — Варда позволил себе страшное беззаконие, оставив жену свою и взяв вместо нее жену своего сына. Святейший патриарх Игнатий, желая исправить такое развращение царей и прекратить беззаконие Варды, непрестанно увещевал их, но без всякого успеха. Однажды царь Варда явился в соборный храм в праздничный день с намерением причаститься Пречистых Таин; патриарх же не только не позволил ему причаститься, но пред всем народом изобличил в беззаконии и отлучил от Церкви. Варда воспылал сильнейшей злобой на патриарха и возбудил против него и Михаила: оба царя, согласившись, лишили патриарха престола, сослав его в изгнание, а вместо него поставили патриархом Фотия асинкрита26. Видя такое нестроение в церкви, блаженный Николай покинул монастырь свой и, взяв брата своего, ушел с ним в одно монастырское селение, на острове Прокониссе27 и там проводил жизнь в безмолвии, не желая ничего слышать о беззаконии царей. Но здесь он недолго прожил, будучи изгнан отсюда. Однажды оба царя плыли на корабле мимо того места, где имел свое пребывание святой. Зная, что Николай, как муж добродетельный, пользуется большой славой у людей, они свернули к нему, чтобы ласкательством склонить его к единомыслию с собой, чтобы он подтвердил своими словами справедливость изгнания патриарха, а равно признал бы и беззаконный брак Варды. Но он не только не одобрил их злодеяний, но и предрек им, что они погибнут внезапной и злой смертью, если не раскаются в своих злых делах, что и исполнилось впоследствии. Услышав это от святого, цари озлобились на него и изгнали его оттуда, а игуменом Студийской обители по их повелению был поставлен другой. И вот блаженный Николай опять в свои старческие годы принужден был скитаться с места на место28. Но и после этого беззаконные цари не оставили его в покое. По их повелению он опять был взят и в узах приведен в монастырь, где томился в темнице в течение двух лет29, пока оба царя действительно не погибли злой смертью: Варда был убит слугами Михаила во время ссоры между царями, когда они были в походе против сарацин на острове Крит, а Михаил был убит своими домашними в своем дворце.
     После Михаила царский престол занял благочестивый Василий30. Он тотчас возвратил на патриарший престол Игнатия31, и блаженный Николай был освобожден из темницы. Царь призвал его к себе и убеждал его опять принять в управление свой монастырь. Николай, по старости лет, сильно не желал этого, и только по настоятельной просьбе царя согласился принять управление монастырем. Царь часто призывал святого к себе, беседовал с ним, поучаясь добродетельной жизни от его наставлений, и воздавал святому большую почесть.
     Бог даровал Своему угоднику дар исцелять недуги в людях. Супругу царя Евдокию постигла тяжкая болезнь, так что она, не получая никакой помощи от врачей и совершенно отчаявшись в своем исцелении, ожидала близкой кончины. Но вот однажды, забывшись во сне, она увидела старца в иноческом одеянии, сиявшего светом славы. Приблизившись к ней, старец сказал: «Уповай на Бога, ибо ты не умрешь ныне, но получишь исцеление и будешь здрава».
     Проснувшись, она тотчас рассказала виденное во сне мужу и умоляла его призвать к ней из всех монастырей старцев, известных своей добродетельной жизнью. Вместе с другими старцами, приглашенными в палату к царице, явился и блаженный Николай, лицо которого сияло светом, как у Моисея32. Царица узнала в нем старца, виденного ею во сне, и, встав, поклонилась ему, и тотчас сделалась совершенно здоровой.
     Так же тяжко заболела другая женщина, по имени Елена, жена патриция Мануила. Она точно так же была близка к смерти и родственники приготовили уже для нее погребальные одежды; но блаженный Николай, придя поспешно к ней в дом, перекрестил рукой своей голову ее и все тело, и умирающая встала от одра болезни, совершенно исцелев от тяжкого недуга. Заболел тяжко и сам супруг ее Мануил. Отчаявшись в выздоровлении, ибо врачи не оказали никакой помощи, Мануил ожидал приближения смерти. Перед смертью он пожелал принять иноческий чин; с просьбой о пострижении он обратился к блаженному Николаю. Но Николай на этот раз отказался исполнить его желание и предрек ему, что Бог исцелит его и что он будет занимать высшее положение при дворе, проходя должным образом свое служение, и потом уже, приняв пострижение в иноческий чин, отойдет в другой мир с добрыми делами. Предсказание его сбылось. Мануил вскоре выздоровел, занимал высшие саны при дворе и потом уже под конец жизни, сильно разболевшись, будучи пострижен блаженным Николаем, отошел к Богу в иноческом чине.
     Другой патриций по имени Феофил Мелиссен со своей супругой были в большой скорби, потому что все дети их после рождения внезапно умирали. Когда однажды родилась у них дочь, они принесли новорожденную к святому и просили его быть восприемником ее от купели, веруя, что молитвы святого спасут ее от смерти. Блаженный отказался быть восприемником, но, возложив на младенца руку, помолился Богу и сказал патрицию: «Дух Святой говорит: жива будет дочь ваша, и вы увидите сынов сыновей ее».
     И все сбылось по его предречению: дочь их возросла в полном здоровье и, будучи красивой девицей, вскоре была отдана в замужество и имела добрых детей.
     Под конец своей жизни блаженный Николай разболелся.
     Когда все братия окружали его одр, блаженный обратился к инокам с вопросом:
     — Скажите, братие, в чем вы в настоящее время имеете недостаток?
     Они, удивившись такому вопросу, отвечали:
     — Не имеем жита.
     Блаженный сказал им на это:
     — Бог, питавший Израиля в пустыне, не оставит и вас: в третий день по моей кончине Он в изобилии даст вам пшеницы.
     Поставив игуменом Климента, бывшего экономом, преподобный Николай с миром почил в четвертый день февраля, прожив семьдесят пят лет, и был погребен с честью33. На третий же день, как предрек святой, в монастырь прибыл корабль с пшеницей, присланный царем Василием. Климент с радостью принял дар царя и сказал инокам: «Вот, отцы и братие, преподобный отец наш Николай исполнил свое обещание, прислав нам в изобилии пшеницы».
     В том же монастыре был инок по имени Антоний, много лет страдавший болезнью кровотечения. Потеряв надежду на врачей, он был близок к смерти. Игумен велел ему занять хижину преподобного отца Николая, в которой бы он и оставался до смерти. И вот, когда Антоний, войдя в хижину ту, лег и забылся во сне, ему явился преподобный Николай и спросил: «Чадо Антоний, чем ты болеешь?»
     Он назвал ему свою болезнь. Преподобный сказал: «Не бойся, от сего времени ты будешь здрав».
     Быстро пробудившись, Антоний не во сне, а уже наяву увидел преподобного выходящим из хижины, в которой осталось сильное благоухание. Он тотчас почувствовал исцеление и встал здоровым. После этого Антоний жил четырнадцать лет и не имел никакой болезни по молитвам преподобного Николая. Предстательством его да избавимся и мы от всяких болезней душевных и телесных о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки. Аминь.

     Прим.
  • 1 В 793 году.^
  • 2 Остров Крит (иначе Кандия) находится в восточной части Средиземного моря. По своей обширности и плодородию назывался прежде «царицей островов» Средиземного моря. Христианство здесь началось еще во времена апостольские; первые начала его положены были очевидцами события Сошествия Святого Духа на апостолов, ибо при этом были и критяне (Деян 2,11). Затем оно было здесь утверждено и распространено Апостолом Павлом, как это можно видеть из послания его к Титу, коего апостол поставил в Крите епископом (Тит 1,6). В XVII веке остров Крит перешел во владение турок.^
  • 3 Мученики, иже в Крите: Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид и Еварест (3 век). Эти мученики пострадали при императоре Декии; память их празднуется 23 декабря/5 января.^
  • 4 Студийская обитель — одна из древнейших и знаменитейших в Константинополе. Она построена (во имя святого Иоанна Крестителя) патрицием Студием, который при императоре Константине Великом переселился из Рима в Константинополь; от имени его и обитель получила свое наименование «Студийской». В этой обители иноки жили до царствования императора Копронима, соблюдая устав «неусыпающих». (Эти иноки назывались «неусыпающими» потому, что, будучи разделены на три отделения, поддерживали постоянное богослужение в церкви). Но злочестивый Копроним, возбудив иконоборством Церковь Божию, изгнал из Византии всех иноков, и Студийский монастырь опустел. После Копронима иноки снова стали жить при Студийской церкви, но — в небольшом количестве. Студийская обитель, во все время своего существования до падения Константинополя, пользовалась необыкновенной славой и преимуществами на услуги, оказанные ее неусыпающими и бесстрашными иноками государству и Церкви, особенно во времена иконоборчества, когда иноки студийские показали себя бесстрашными воинами Христовыми. Знаменитая в продолжение многих веков, Студийская обитель в настоящее время представляет развалины: сама обитель обращена в магометанский скит, а храм — в магометанскую мечеть.^
  • 5 Преподобный Феодор Студит — знаменитый настоятель Студийской обители, ревностно боролся за иконопочитание, за что претерпел множество гонений и истязаний. Он оставил после себя много сочинений аскетическо-назидательного и догматического содержания. Кроме того, святой Феодор писал для церковного употребления каноны и трипеснцы: со стихирами, вошедшие в состав Постной Триоди. Он также издал наставления для студийских иноков, как каждый должен выполнить поведанное, начиная с самого настоятеля. Память святого Феодора Студита 11/24 ноября.^
  • 6 Сарацины — жители Аравии. Первоначально этим именем называлось кочующее разбойническое племя, а затем христианские писатели перенесли это название на всех арабов и мусульман вообще.^
  • 7 Лев V Армянин — византийский император — иконоборец, царствовал с 813 по 820 год.^
  • 8 Патрициями назывались в Римской и Восточной, Византийской империи лица высшего сословия, соответствующего нашему родовитому дворянству.^
  • 9 Михаил I Рангов — император византийский — царствовал с 811 по 813 год.^
  • 10 Вифиния — северо-западная провинция Малой Азии, расположенная по берегам Черного моря, Босфора и Константинопольского пролива. В XIV в. Вифиния подчинена была туркам, под властью которых находится и теперь.^
  • 11 Святой Никифор (Исповедник) управлял патриаршей кафедрой с 806 по 815 г.; пробыл в заточении 13 лет, до самой кончины, последовавшей в 828 году. Оставил после себя сочинения исторические, догматические и канонические. Память его 2/15 июня и 13/26 марта (перенесение мощей).^
  • 12 Это озеро расположено около Аполлонии — древнего города в Иллирии. Мезопа или Метопа — крепость Аполлонии.^
  • 13 Вонита или Бонит — в Анатолии, иначе Малой Азии.^
  • 14 Это было в 819 году. — Смирна — древний знаменитый торговый город на западном берегу Малой Азии; в настоящее время представляет из себя один из самых цветущих городов Малой Азии, с населением свыше 120 000 жителей.^
  • 15 Михаил II Травлий или Валвос (Балба), т.е. косноязычный, царствовал с 820 по 829 г.^
  • 16 Халкидон — главный город Вифинии, на северо-западном берегу Малой Азии, на южном конце Константинопольского пролива, против Константинополя. Халкидон известен в истории Церкви тем, что в нем происходил IV Вселенский Собор (451 г.).^
  • 17 Акрит — мыс в Вифинии, близ Никомидии, против Константинополя.^
  • 18 Преподобный Феодор Студит скончался 67 лет 11 ноября 826 года.^
  • 19 Император Феофил царствовал с 829 по 812 г.^
  • 20 Феофан и Феодор, иноки иерусалимской лавры святого Саввы, прибыв в Константинополь при Льве Армянине, были заточены за обличение ереси иконоборцев; при Феофиле же иконоборце на их лицах была выжжена надпись, свидетельствовавшая об их поклонении святым иконам, отчего они и называются «Начертанными». После этого они были сосланы в заточение: Феодор в темнице отошел к вечному упокоению около 840 г., Феофан же освобожден при царице Феодоре и поставлен митрополитом Никейским. Память святого Феодора — 27 декабря/9 января, а святого Феофана — 11/24 октября.^
  • 21 Император Михаил III (842—867 г.) вступил на престол 4-х лет, а потому государством по 855 г. управляла мать его, святая царица Феодора.^
  • 22 Святой Мефодий был патриархом Цареградским с 842 по 846 г. Память святого Мефодия совершается 14/27 июня.^
  • 23 Навкратий Студит, исповедник, скончался 18 апреля 848 года. В греческой церкви память его вспоминается 8 июня.^
  • 24 Святой Игнатий был патриархом с 847 по 857 г. Память его 23 октября/5 ноября.^
  • 25 Софроний был игуменом Студийской обители с 851 по 854 г.^
  • 26 Святой Фотий патриаршествовал с 857 по 867 г.; (асинкрит — приближенный к царю придворный чин).^
  • 27 Этот остров находится около Кизика — города в северо-западной части Малой Азии, на южном берегу Мраморного моря.^
  • 28 Был он в это время и в Митилене (на острове Лесбос) и на полуострове Херсонес.^
  • 29 При игумене Студийском Савве.^
  • 30 Василий I Македонянин царствовал с 867 по 886 г.^
  • 31 Святой Игнатий был вторично патриархом с 867 по 877 г.^
  • 32 Святой пророк Моисей после созерцания славы Божией на горе Синай, сподобился особенного сияния на лице своем (Исх 32,30—33; 2 Кор 3,13). Память святого пророка Моисея 4/17 сентября.^
  • 33 Святой Николай скончался 4 февраля 868 года.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Апрель 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    26 27 28 29 30 31 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 1 2 3 4 5 6

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.