Вход

Изображения в галерее

803_32.jpg
837_62.jpg
831_35.jpg

Главная

Житие преподобного Симона Мироточивого


Монастырь Симонопетра. Главный соборный храм посвящен Рождеству Христову. Здесь хранятся: чудотворные мощи руки Марии Магдалины, которые чудесно сохраняют тепло человеческого тела: это ощущает каждый, прикладывающийся к ним.

память 28 декабря/10 января; ум. в 1287
     Святость и особое достоинство аскетической жизни своей преподобный Симон проявил дивными подвигами и чудесами, которые совершил как при жизни, так и по смерти, а особенно течением мира, подобно великомученику Димитрию Солунскому. Но откуда был он родом, кто были его родители, как воспитан и, наконец, где совершал начальные иноческие свои подвиги — об этом нет ни исторических сведений, ни даже местного предания. Что же касается прекрасной его жизни на Святой Афонской Горе, об этом расскажет следующее повествование.
     Помня старческое изречение, что без послушания невозможно спастись, преподобный Симон прежде всего постарался после прихода на Святую Гору найти духовного старца, которому мог бы подчинить себя безусловно, чтобы он был не только верным водителем ко спасению и светлым образцом совершенного подвижничества, но и строгим судией его немощей. Поэтому, подобно оленю, жаждущему животворных струй источника, он проходил по всем монастырям и скитам Святой Горы, надеясь найти себе желаемого руководителя. При каждой встрече с иноками пришелец вступал с ними в подробные расспросы и рассуждения о добродетелях иноческих; и наконец, среди множества их, нашел искомого старца, совершенного во всех отношениях подвижничества. Единственным правилом всех своих действий после открытия старцу всех обстоятельств минувшей жизни поставил он безусловную покорность всему, что бы ни повелевал ему старец, положил исполнять в точности и безо всякого размышления каждое из отеческих его слов, будто эти слова исходили не из уст старца, а от Самого Бога. Такая покорность ученика радовала учителя.
     Впрочем, чтобы не подать ему случая к тщеславным помыслам и вместе с тем укрепить его в опытах крестной жизни и безусловного послушания, старец вместо хвалы и снисхождения не только постоянно бранил его, но даже нередко и бил. А блаженный принимал это с великой радостью и благодарением. Следствием было то, что, когда старец вместо побоев и унижения начинал оказывать ему внимание, он скорбел и считал это важным ущербом в деле спасения. Таким образом, между ними воцарилась такая взаимность сердечной любви, которая составляет счастье и радость как родителей, так и детей и которой, к сожалению, иногда не пользуются ни те, ни другие. Сладкие плоды подобной любви преподобный очевидно проявлял, со своей стороны, в неподражаемом благоговении и привязанности к своему старцу. Эта привязанность простиралась до того, что он, когда старец спал, лобызал ноги его и даже место, где тот обыкновенно отдыхал после трудов своих или молитвенно беседовал с Богом. Все это он делал по чистым побуждениям сердца, что объяснялось его же словами. Он говорил другим, что сколько, с одной стороны, должны мы любить Бога, приведшего нас из небытия в бытие, столько же, с другой — и старца, ибо и этот последний при помощи Божией преобразует в нас внутреннего человека, некоторым образом восстанавливает и обновляет образ Божий, падший и сокрушенный нашим небрежением и тяжкими грехами. Так глубоко преподобный был проникнут чувством важности и необходимости безусловного повиновения старческой, а не собственной воле. Этим образом мыслей о добродетельной жизни преподобный Симон скоро прославился по всей Горе, так что равные с ним по возрасту благоговели перед ним, а старшие любили его. Потому что те и другие в юном его возрасте видели старческий разум, в подвигах — неподражаемое терпение, в разуме — совершенство, в слове — назидание, строгую рассудительность и, наконец, искреннюю ко всем любовь, составляющую венец всех добродетелей. Одним словом, святой Симон сделался на Святой Горе украшением своего времени и светлым образцом испытанного послушания, которое является незыблемым основанием смирения и прочих подвигов иночества. Наконец и старец, убедившись в истинно безусловном послушании Симона, совершенно изменился в обхождении с ним, так что с отеческой внимательностью он руководил им как послушником, а обходился с ним, как с братом, и даже в некоторых случаях просил его советов и рассуждений. Какие же были следствия такой перемены старческого отношения для смиренного Симона? Вместо того чтобы радоваться внимательности старца он чрезвычайно огорчался и решил оставить его под тем предлогом, что ищет себе совершенное безмолвие.
     Когда передал он это своему старцу и, заливаясь слезами, начал просить его благословения, тот, хотя и с сердечным прискорбием, однако, изъявил старческое свое соизволение. Таким образом святой Симон расстался со своим старцем, для которого в последнее время был уже не столько учеником, сколько другом и дивным сподвижником.
     Святой Симон долго искал на Святой Горе такую сокровенную пустынь, где бы никто не мог ни знать, ни найти его, пока, наконец, с Божией помощью не обрел пустынную скалу, а при ней пещеру на южной стороне Святой Горы, где ныне существует монастырь Симонопетр, основанный, как увидим ниже, этим самым преподобным. Поселяясь в пещере, он, зная, что ему предстоит бороться с невидимыми врагами, облекся при содействии Святого Духа в духовное оружие, облобызал крест, молитву, веру, терпение, пост и все, что уничтожает демонские козни и возвышает человека до ангельской чистоты и младенческого бесстрастия. Трудно представить крепость и тайные сети и брань сатаны против святого Симона, который, впрочем, царственно наступил и попрал его гордыню и низложил все козни. Из множества таких случаев представим следующий.
     Однажды ночью святой молился — вдруг является перед ним демон в виде страшного дракона. Зевнув пастью, он хотел проглотить святого. Но так как не было на то соизволения свыше, не мог умертвить его, хотя одним ударом своего хвоста поверг преподобного наземь так сильно, что святой Симон в совершенном изнеможении чувств едва смог собраться с духом и воспеть с пророком: приближатися на мя злобнующым, еже снести плоти моя (Пс. 26:2); Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих (Пс. 37:14). Между тем страшный дракон не преставал бить его хвостом с намерением, если не совсем умертвить, то, по крайней мере, навести страх, и таким образом выгнать из пустыни. Но вместо страха, несмотря на невыносимую боль, святой Симон обратился к Богу с молитвенным воплем страдальческой души, и, зная, что не чувственный дракон напал на него, а под видом его вооружился сатана, противопоставил ему имя Господа Саваофа, и дракон, как дым, исчез на виду у него. Следствием этого подвига и непостыдной надежды на помощь Господа было то, что едва только исчез демон, тихий Божественный свет разлился в пещере, повеял райский аромат, и святой Симон, исполненный сердечного веселия и мира, услышал свыше голос: «Мужайся и крепись, послушный и верный раб Сына Моего!»
     Святой Симон остался по-прежнему в пещере и провел в ней много лет, несмотря на постоянную борьбу с невидимым врагом своего спасения и на чрезвычайные скорби и лишения с внешней стороны.
     Между тем, узнав о строгой его жизни и особенном духе ведения и рассудительности, многие из иноков Святой Горы начали приходить к нему; ибо, по Слову Божию, не может укрыться город, стоящий на верху горы (МФ. 5:14), — и получали великую пользу душе своей от его советов. Вместе с тем он удостоился получить от Господа дар прозорливости и предведения. Впрочем, по своему смиренномудрию, не терпя, с одной стороны, славы, а с другой, — избегая докучливости людской, он тяготился своим положением, особенно когда увидел, что посещение братии служило препятствием его безмолвию, и потому хотел было перейти в место более пустынное. Но Бог, промышляющий и пекущийся о пользе и спасении всех и каждого, воспрепятствовал такому его намерению. А как это было — послушаем.
     Однажды ночью, упражняясь в молитве, преподобный увидел в пещере, как и прежде, Божественный свет; неизъяснимое благоухание разливалось вокруг него, и вот послышался ему свыше голос: «Симон, Симон, верный друг и служитель Сына Моего! Не удаляйся отсюда. Я решила прославить это место, ты будешь для него светом, и имя твое будет славно». Сначала Симон из предосторожности не поверил видению: не сети ли это лукавого, зная, что, по словам апостола, сатана преобразуется и в Ангела светла. Поэтому он все-таки не переставал думать, куда ему удалиться на безмолвие. Это было перед Рождеством Христовым. И вот однажды ночью, выйдя из пещеры, он увидел страшное явление: ему представилось, что с неба опустилась звезда и стала над скалой, где впоследствии создан им честный монастырь. Это видение повторялось несколько ночей подряд, но преподобный Симон все-таки боялся — не действие ли это вражеское, а потому и не доверял ему. Когда же наступила ночь на Рождество Христово, он увидел снова светлую звезду, и услышал Божественный голос: «Симон! Ты должен здесь основать иноческое общежитие. Оставь твое сомнение, Я Сама буду тебе Помощницей; а иначе за твое неверие будешь наказан!» Голос этот слышал он трижды. И в это время (как говорил он впоследствии ученикам своим) ему представилось, что он находится в Вифлееме Иудейском на месте пастырей и слышит сладкие звуки ангельского пения: Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:10—14).
     «После этого, — говорил святой, — страх и исступление оставили меня, и я веселился духовно, таинственно созерцал события Вифлеемские, когда там, в яслях, Владычица Богородица и праведный Иосиф благоговейно предстояли Божественному Младенцу, повитому пеленами». Затем прошло несколько дней после Рождества Христова. И вот приходят к преподобному трое мирян, братия по плоти и люди очень богатые; припав к нему, они исповедались ему во всех грехах и потом стали убедительно упрашивать его о принятии их к себе в послушание. Это было следствием того, что слава добродетельной жизни преподобного пронеслась уже по Македонии и Фессалии. Не сразу склонился на прошение их святой Симон под предлогом великих трудностей, какие сопряжены с обетами иноческой жизни и безусловного послушания. Однако они, как свыше посланные в помощь преподобному при созидании киновии, не преставали умолять его, чтобы он оставил их при себе, по крайней мере, на несколько дней. «А если будешь не доволен нами, — говорили они, — тогда вышлешь нас отсюда». Такая усиленная их мольба тронула преподобного: он принял их, облек в ангельский образ, приобщил на Литургии Пречистых Таин1. Тогда-то уже, как своим детям по духу, он открыл им о Божественном видении, повторявшемся неоднократно над соседней скалой, прося никому не говорить об этом до тех пор, пока он жив.
     Братья, выслушав его, с любовью предложили преподобному все свое богатство для устроения киновии и, по желанию и благословению его, занялись немедленным приготовлением всего нужного к этому столь важному и богоугодному делу. Явились мастера, были подготовлены материалы, оставалось только назначить место, где положить основной камень возникающей обители. Но когда преподобный Симон указал им, где строить церковь и прочие здания, строители ужаснулись, видя отвесную скалу, которая должна была, по его указанию, служить основанием обители. «Шутишь ты, авва, — говорили ему, — или говоришь правду? Посмотри, можно ли приняться за дело, когда эта скала может быть опасна для строителей, а тем более для тех, кто будет жить здесь? Как хочешь, а мы против». И дело, таким образом, осталось нерешенным. Между тем святой Симон, видя, что не может убедить их приступить к постройке, велел приготовить трапезу.
     Когда они кушали, один из учеников преподобного, поднося вино, по зависти демонской, запнулся и упал со скалы вниз, в страшную пропасть, держа в одной руке сосуд, а в другой — налитый стакан вина. Пораженные несчастным случаем, мастера строго заметили преподобному: «Видишь, авва, начатки убийственных следствий твоего неосновательного предприятия! Сколько бы могло быть подобных случаев смертоубийства, если бы мы решились строить здесь обитель!» Святой ничего не отвечал им, а между тем втайне молился Владычице Богородице, да не постыдится он, ожидая Ее заступление. И что же? Сколь неизреченны чудеса Твои, Владычица, и кто может восхвалить величие Твое! Не прошло и получаса, как брат, неосторожно упавший в пропасть, вышел из нее с противоположной стороны не только совершенно здоровый и невредимый заступлением Пресвятой Богородицы, но и с неразбившимися стаканом и сосудом в руках, так что и вина не было пролито ни одной капли.
     Такое чудо привело мастеров в трепет и ужас; они пали к ногам святого и, прося прощения, говорили: «Теперь мы узнали, отче, что ты точно человек Божий». И по усердному их желанию все они были приняты преподобным в число учеников, и вскоре удостоены ангельского образа. Тогда-то под непосредственным наблюдением и по распоряжениям самого преподобного Симона ученики его, бывшие ранее мастеровыми, приступили к возведению монастыря. Но так как им нужно было прежде всего положить в основание огромной величины камень, то святой указал им на один, находившийся вблизи, и велел перенести его. А они, забыв чудо преподобного и видя, что нельзя не только донести эту тяжесть общими силами до назначенного места, но и сдвинуть ее, стояли в недоумении и не знали, что делать. Видя это, святой подошел к ним, и, напечатлев на том камне знамение животворящего креста, без посторонней помощи поднял его на свои плечи, и, принеся, положил там, где нужно. Таким образом он на деле показал истину слов, которые сказал Господь апостолам: Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: „перейди отсюда туда", и она перейдет (Мф. 17:20). Человек, совершенно иссохший от постнических трудов и подвижнической жизни, поднимает тяжесть, превышающую человеческие силы. Не видно ли из этого, что преподобный стал очевидным орудием всемогущей десницы Вышнего, что подтверждается и следующим чудом.
     Когда монастырь, которому преподобный из-за явившейся над ним звезды дал имя Нового Вифлеема, был устроен, и братство его умножилось, у монастырской пристани показались хищные сарацины, желающие разграбить обитель. Заметив неприязненные их действия, святой в сопровождении некоторых своих учеников, спустился к пристани и поднес им хлеб и плоды. Сарацины взяли приношение, но, желая расхитить монастырские сокровища, приступили к преподобному и требовали, чтобы он показал им начальника обители. Святой кротко отвечал им, что смиренный настоятель ее — он сам и что, кроме вынесенных к ним даров, у них ничего нет. Разбойники, недовольные таким ответом, бросились с неистовством на святого, как дикие звери, а один даже обнажил меч, чтобы убить его. Но Бог не допустил этого: рука дерзкого убийцы внезапно иссохла, а прочие сарацины поражены были слепотой. Вразумленные таким Небесным гневом, злодеи в один голос закричали: «Аллах, аллах», — и, заливаясь слезами, смиренно начали просить святого об исцелении. «Умилосердись над нами, авва, — вопияли они, — и исцели нас; мы даем слово быть христианами!» Незлобивый старец, подражая незлобивому Учителю Христу, тронулся несчастием врагов и, послав одного из учеников за елеем от лампады Спасителя, помолился о них, потом помазал крестообразно глаза сарацинам, а также иссохшую руку их товарищу. Все они, пораженные чудом исцеления, не только по обещанию приняли Крещение, но и остались в этой обители в братстве.
     Наконец дивный Симон достиг глубокой старости и, узнав, что приблизилось уже время и час отшествия ко Господу, призвал всех своих учеников и дал им прощальный завет. «Вот, братья мои и чада возлюбленные о Господе, — говорил он, — я отхожу от вас, но не скорбите об этом, потому что все мы скоро опять увидимся. Если же я получу дерзновение перед Богом, то буду всегда посещать вас и хранить от всякого искушения видимого и невидимого, впрочем с тем, если и вы сохраните Устав общежития, благочиние церковное и все, чему я научил вас словом и делом. Вот единственное, с моей и с вашей стороны, условие! Не любите временного богатства, избегайте тщеславия, не прельщайтесь, не принимайте в киновию детей. Вы знаете, что сделал великий Евфимий со святым Саввой в детстве его: хотя и знал, что святой Савва был освящен от чрева матери, однако ж не принял его в киновию. И в старчестве замечено, что в древнее время опустели четыре Лавры — именно оттого, что приняты были туда дети». И богоносный отец наш Афанасий, основатель здешней Лавры, заклял учеников своих не принимать детей, хотя бы они были и царской крови. «Будьте миролюбивы, страннолюбивы, отправляйте праздники духовно, а не по-мирскому, то есть не занимайтесь в такие дни празднословием, шутками и смехом: праздник есть освящение и просвещение души, которое должно происходить от молчания, молитвы и чтения священных книг. На службе церковной пойте с благоговением, а не с бесчинным криком, и, наконец, от души любите игумена. Если это соблюдете после смерти моей, как исполняли при жизни, то духом я всегда буду с вами. В противном случае придется нам судиться на страшном и всемирном суде!»
     Когда святой так поучал, ученики, окружив его, безутешно плакали о разлуке с ним. Наконец, помолившись о них Единому Богу в Пресвятой Троице славимому, да соблюдет их и по смерти его под покровом Богоматери и всех святых, преподобный умолк и в следующую за тем ночь предал святую свою душу Богу. Это было 28 декабря 1287 года. На другой день утром лицо почившего праведника просветилось дивным светом в присутствии всего братства. Совершив над ним погребальное пение, они с благоговением и слезами опустили его в могилу.
     Преподобный Симон, сияя в своей жизни, как светозарная звезда, и творя бесчисленные чудеса, не переставал исцелять различные болезни и после своей смерти. От него получила исцеление дочь царя Иоанна Углешского. Углешский Иоанн царствовал в 1294 году в западной части Сербии (в Боснии). У него была беснующаяся дочь. Скорбя о ее болезни, он часто молился о ней Богу и некоторым из великих святых, прося их быть ходатаями перед Ним. Но Бог, желая исполнить прошение отца не тогда, когда он хотел, а после, как бы не внимал его молитвам. Это чрезвычайно трогало и печалило царя. Наконец однажды вдруг он услышал от демона, который мучил его дочь: «Напрасно ты, царь, трудишься. Если не придет с Афонской Горы Симон, я не выйду». Удивленный этим, царь немедленно отыскал некоторых афонских монахов, расспросил их о святом Симоне и, узнав, что хотя он и давно уже отошел ко Господу, но постоянно творит чудеса, источая из гроба миро, весьма возрадовался этому, и тогда же, войдя в домашнюю церковь, припал ко Господу, и просил у Него во имя святого Симона милости своей дочери. Когда таким образом царь молился, с верой и благоговением испрашивая у Бога предстательством Симона исцеления своей дочери, демон завопил и, бросив девицу на землю, зарыкал, привел в сотрясение все ее тело и тут же вышел из нее. С той поры она по благодати Христовой сохранила свое здоровье все дни и лета своей жизни, за что премного славила Бога и прославленного Им божественного Симона. А царь, отец ее, видя чудо столь скорого исцеления с помощью преподобного, убедился в великом его дерзновении перед Богом и немедленно связался со Святогорским Протатом, прося дозволения устроить обитель святого Симона с царским великолепием, как благодарность дивному благотворителю преподобному Симону и заявление всем, что он сотворил с его дочерью.
     Прот и все Святогорцы приняли предложение Иоанна с любовью и чувством благодарности. Из сохранившихся же актов и из владеемых обителью в различных местах метохов, можно видеть, как ущедрил ее признательный царь Иоанн.
     Но этим одним чудом не ограничивается благодать преподобного Симона и данные ему Богом силы. Для пользы читателей предлагаем и следующее, прекрасное и душеполезное повествование.
     В царствование того же Иоанна Углешского турки, владея Иконией — главным городом Анатолии, производили во владениях греческих царей великие опустошения. Когда же греки заключили с ними мир, то они вторглись в Сербию и, опустошая ее, пошли открытой войной на Иоанна. Иоанн напал на них и при содействии брата своего, короля, разбил и одержал над ними победу, что, впрочем, имело для него худые последствия, потому что эта победа успокоила его и он предался беспечной жизни. Заметив это, турки внезапно напали ночью и поразили войско его смертью и страхом, так что, устремившись в бегство, многие из рати его утонули в реке Тундже. В числе прочих был убит и царь Иоанн. Вследствие этого турки всей Сербии принесли грабеж, опустошение и смерть. Это зло разлилось тем более, что сын Иоанна, от страха или по тайным побуждениям к безмолвной жизни не принял на себя сан, а удалился в пристанище спасения — на Святую Афонскую Гору. Там, никем не знаемый, он посетил монастыри и скиты и пришел наконец в устроенный его отцом монастырь преподобного Симона. Когда, войдя в портик, царственный юноша просил позволения вступить в обитель, привратник, докладывая по обычаю Святогорскому о нем игумену, говорил:
     — Пришел юноша, прекрасный собой, воинственного вида, но сиромаха (бедный по одежде) и, по-видимому, истинный раб Христов; он желает беседовать с твоей святостью.
     Игумен принял его и, по его желанию и просьбе, позволил пожить некоторое время в обители. Таким образом, юноша остался среди братии. Благочиние монашеское, безусловное повиновение игумену, усердие к службам церковным, строгое молчание, порядок в церкви и прочее — все это восхищало пришельца, так что он не мог нарадоваться своему положению и о всем благодарил Бога. На вопрос игумена, нравится ли ему обитель и порядок в ней, юноша отвечал:
     — Очень нравится, отче!
     — Итак, хочешь ты остаться здесь, как и прочие, в чаянии Царствия Христова?
     — Да, если позволишь и если твоими святыми молитвами будешь поддерживать мою немощь.
     — Чем же ты можешь заниматься здесь?
     — Единственное мое занятие, — отвечал юноша, — ухаживание за садом.
     — Итак, благословен Бог, — сказал игумен, — ты остаешься до конца жизни твоей копать землю, садить, поливать и трудиться зимой и летом в саду для трапезы братней из любви к Богу!
     — Обещаю, — произнес царевич и вслед за тем принял в свое распоряжение сад.
     Там, в течение трехлетнего своего искуса, полагая, по словам Давида, восхождение в сердце своем, он преуспевал в подвигах послушнической жизни и трудился для братии, а по истечении этого времени принял на себя иноческий образ. Тихо и в безмолвии проводил жизнь юный, никому не знакомый инок. Но враг спасения наблюдал, видел и не стерпел того, в каком смирении, трудах и уничижении служил Богу царственный юноша, низлагавший его чрезвычайным своим терпением и самопроизвольной нищетой, и вооружился на него всей силой демонского своего неистовства. Сначала он стал тайно наводить на него скуку, потом раскаяние в избранном послушании, представляя, в каком низком занятии протечет вся его жизнь. Вслед за этим диавол возбудил в его сердце чувство недовольства и презрения к братии, потом нерадение к молитве и другим подвижническим трудам и прочее. Не довольствуясь нападением со стороны собственного его сердца, сатана начал против него и со стороны самих братьев. Нашлись легкомысленные из братии, которые упрекали садовника за то, что он взялся не за свое дело, как неспособный к садоводству, что он нерадиво возделывает гряды и, наконец, делается предметом соблазна и смут. Но напрасно враждовал сатана. Блаженный сокрушал его крепость своим смирением и терпением по отношению к братьям, прося у них во всем прощения и обещая быть исправным; а по отношению к самому себе, — делаясь более бдительным и строгим. Окончательно же низложил он врага оружием креста Христова и непрестанной молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Выйдя из всех подвигов по благодати Божией победителем, он наконец сделался избранным сосудом Святого Духа и удостоился Божественного откровения о своем отношении к Богу.
     Вскоре после того, как водворился мир в его душе, после многоразличных демонских искушений, он слегка заболел и, зная, что настает время отшествия его к Богу, через одного из братьев пригласил к себе игумена для открытия тайны. Удивленный игумен пришел. На вопрос, — что желает открыть он ему, — царевич отвечал:
     — Отче! Скоро Господь позовет меня в Царство славы Своей. Итак, мне хочется открыть тебе, что я сын царя Иоанна, строителя этой святой обители.
Услышав это, игумен ужаснулся:
     — Почему же, чадо мое, ты не объявил нам этого прежде? Зачем до сих пор скрывался? Почему тайны своей не открыл мне?
     — Если бы я открыл это, то лишился бы райского венца и милости Божией. В таком случае, зная, кто я, вы принимали бы меня за царевича, и эта честь очень легко могла бы лишить меня не только надежды Небесной, но и душевного спасения.
     Сказав это, он мирно вздохнул и в присутствии игумена предал дух свой Господу. Тайна не осталась тайной: игумен тотчас объявил всей братии, кем был смиренный их садовник. Тронутые смирением царственного подвижника, своего собрата, братья почтили почившего своего садовника духовным торжеством и всенощным славословием и, согласно его завещанию, похоронили его на братском кладбище, прославляя дивного Бога, укрепившего его совершить столь великий подвиг. Таков рассказ о сыне царя Иоанна!
     Расскажем еще о нескольких чудесах, совершенных преподобным Симоном, чтобы знать, какое дерзновение имеет он перед Богом.
     Один из братии священной обители преподобного, не имея страха Божия и оставаясь под влиянием сатанинского искушения, поносил подвижника Христова, не хотел признать его за святого и вместе со всеми праздновать годовую его память. Однажды, когда все отцы совершали бдение преподобному, этот несчастный брат, взволнованный чувствами сомнения и неверия в святость Симона, вышел из церкви и, удалившись в свою келию, лег спать. Тогда является ему во сне преподобный Симон, осияваемый молниевидным светом, в сопутствии двух первых своих учеников и говорит: «Неужели не нравится тебе, нечестивец, та слава, которой прославил меня Бог!» При этих словах по знаку его ученики положили неверного и хулителя лицом вниз, и преподобный дал ему несколько ударов по пятам палкой, так что несчастный от боли и безмерного страха проснулся, и увидел, что ноги его распухли. Объятый чрезвычайным ужасом, он немедленно пришел в церковь и, пав к ногам игумена, признался в своих грехах против преподобного, а потом, обращаясь к братии, сказал: «Простите меня, отцы! Теперь я убедился, что отец наш Симон дивно прославлен Богом; отныне и я верую и кланяюсь ему, как единому от древних святых, каковыми были Антоний, Евфимий, Савва и прочие». Потом, повысив голос, воскликнул перед иконой преподобного Симона: «Благодарю тебя, угодник Божий, что ты избавил меня от демонского искушения, насильства и погибели!» Тогда же, заливаясь слезами, он в церкви рассказал всему братству о явлении преподобного в небесной славе, и все прославили Бога, не хотящего смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему.
     Другой брат обители преподобного долго боролся с демоном блуда, но, не имея сил устоять, с благоговением пал перед священным его образом и со слезами просил избавить от этой брани. После чего, помазавшись елеем от лампады, теплившейся перед ликом преподобного, он совершенно освободился от скверн демонских и нечистых движений плоти.
     В другой раз, в годовую память святого, во время великой вечерни, вошел в церковь один брат по имени Савва, из обители святого Дионисия, что на Олимпе, чтобы приложиться к святому лику преподобного. Но заметив, что икона очень мала, оскорбился и сказал: «Я не хочу кланяться такому образу». Конечно, это было следствием его невежества, а не пренебрежения к преподобному, однако преподобный все-таки исправил его следующим образом.
     Когда этот инок удалился из церкви в келию, данную ему для отдыха, и заснул, то видится ему, что открылся верх келии, и страшный змей, дыша пламенем и испуская дым и смрад, разинул пасть, чтобы поглотить его. «Тебе не нравится малый образ святого, — по-человечески сказал явившийся змий, — и ты с негодованием вышел из церкви, не дождавшись конца службы: так знай — ты мой, я поглощу тебя», — и с ужасным шумом бросился на него. Несчастный Савва вне себя от страха и трепета завопил: «Преподобный Симон, помоги мне!» Проснувшись в это мгновение, он с ужасом пошел в церковь, где, пав на колени перед образом преподобного, с любовью лобызал его несколько раз, так что все бывшие тут удивились перемене этого брата, ибо лицо его было бледно, как у мертвеца. Тогда же рассказал он всем, что за свое невежество пострадал от сатаны. «Малый образ, брат мой, — заметил при этом один из старцев, — при теплоте веры и благоговении, при чистоте ума и непорочности тела ничем не отличается от большого. Поэтому будь внимателен, воздавай достойную честь святым и священным их ликам, — малые они или большие». Таким образом исправленный брат воздал славу Богу и благодарение преподобному.
     Другой брат, по имени Герасим, будучи на всенощном бдении в праздник преподобного Симона, с великим усердием и благоговением слушал чтение о его подвигах, искушениях, какие переносил он от диавола и о том, с каким терпением послушен он был божественному своему старцу, и крайне удивлялся, почему он до сих пор не слышал об этом. И что же? Во время литии, когда вышли священник с диаконом и прочие братья в притвор, неся по обыкновению обители и икону преподобного, брат тот не пошел, а остался в храме и размышлял о славе, какую имеют святые на небесах и на земле. Во время такого размышления Герасим увидел телесными очами светоносное облако, покрывшее алтарь и икону преподобного, стоявшую возле престола. Небесный свет и сияние облачное осеняли алтарь до конца литии. Когда же кончилась лития и начались стихиры, светлое облако само собой поднялось на высоту, и видение окончилось.
     Таковы подвиги и чудеса преподобного отца нашего Симона. Его же молитвами да не лишит Господь и нас Царствия Своего вовеки. Аминь.

     Прим.
  • 1 Отсюда видно, что преподобный был иереем.^


  • Святая гора Афон

    Православный календарь

    Июнь 2019
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 29 30 31 1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.