Вход

Изображения в галерее

807_48.jpg
810_70.jpg
797_6.jpg

Главная

Страдание преподобномученика Иакова и двух его учеников, иеродиакона Иакова и монаха Дионисия


память 1/14 ноября; ум. в 1520
     Святой преподобномученик Иаков был родом из одного селения в епархии Касторийской. Родителей его звали Мартин и Параскева. Занимаясь в молодости разведением овец и разбогатев, он этим возбудил в брате своем зависть, как Авель в Каине. Несчастный брат оклеветал его перед турецким правительством в том, что будто бы нашел он сокровище. Чтобы избежать, с одной стороны, братней зависти, с другой — преследования турок, Иаков удалился в Константинополь и там, продавая своих овец, весьма разбогател. Однажды, находясь в гостях у турецкого эфенди, услышал он, не ожидая, что тот восхваляет чистоту христианской веры. Эфенди рассказал Иакову, как жена его, одержимая бесом, приведена была к тогдашнему Патриарху, святому Нифонту, который едва только начал читать над ней Священное Евангелие, тотчас к удивлению всех вдруг отверзся церковный кров, и свет небесный окружил Патриарха, бесноватую и всю церковь. Слыша это от агарянина, Иаков умилился и пришел к Патриарху просить его советов относительно жизненных вопросов. Беседы святителя до того растрогали его, что он сразу же триста тысяч пиастр раздал нищим, удалился на Святую Гору и, обойдя ее монастыри, вступил в братство обители Дохиарской. Потом перешел оттуда в запустевший Иверский скит честного Предтечи и возобновил его, подчинив себя одному старцу, по имени Игнатий. Там проводил он ангельскую жизнь в безмолвии, посте, всенощных бдениях и различных подвигах самоотвержения. При такой жизни, непрестанно терпя нападки диавола как различные мечты и видения, он, наконец, при помощи Божией, низложил того окончательно и приял залоги Божественного Духа, возвысившись до такой чистоты, что был удостоен откровений небесных: подобно апостолу Павлу, явлены были ему как райские обители, так и темницы адовы и по дару свыше он видел тайны, сердечные и сокровенные мысли и чувства всех и каждого из приходивших к нему.
     И дара чудес удостоил его Господь. Молитвой извел он в скиту Предтечи ключевую воду, которая с тех пор называется агиасмой святого Иакова. Двукратно по молитве его сосуд наполнялся елеем. А в Ватопеде он исцелил одержимого бесом послушника. Однажды во время бездождия, подобно Илии, низвел с неба дождь. Один раз в пути он вместе с сопровождающим его братом, был застигнут великим туманом и темнотой, так что существовала опасность упасть в стремнистые места. Но, когда святой Иаков помолился, туман разделился надвое, и путь им открылся. Однажды, тоже в пути, возжаждав и не найдя воды, он помолился, и ключ воды покатился перед ним.
     Так как он желал большего безмолвия, то оставил скит Иверский и удалился во внутреннюю часть пустыни Афона, где с шестью учениками своими подвизался уединенно, восходя в сердце своем к таинствам божественных созерцаний: всю неделю, кроме только субботы и воскресенья, он не разговаривал ни с кем. Если сказать кратко: для всей Святой Горы он был истинным путеводителем того времени по пути спасения.
     Наконец пришло ему желание посетить Этолию. Собрав учеников своих, он взошел на вершину Афонской Горы помолиться и в молитве провел там всю ночь. Вдруг видит перед собой старца, который объявляет, что Богу угодно, чтобы он шел в Этолию. Таким образом он с учениками своими удалился с Горы и пришел в город под названием Петра, которому предсказал, что через три дня он будет жертвой пожара. Потом посетил он Метеору и, поучив местных иноков, отправился в Невпакту, в монастырь честного Предтечи, лежащий возле деревни под названием Тревекиста. Там, находясь среди братии, он проводил время в обычных подвигах постничества. Между тем христиане окрестных селений, узнав о прибытии великого старца, начали приходить к нему во множестве. Преподобный всех принимал, утешал, назидал и творил множество чудес. Так, бесновавшуюся девицу освободил от демона; мальчика, который по действу диавольскому пожирал угли вместо обычной пищи, осенением честного креста освободил от насилия сатанинского; некоего волхва-христианина продал сатане в измождение за то, что он не хотел сознаться в своем волшебстве. Оставаясь там, много совершил он и других чудес.
     Такие чудеса и множество стекающегося со всех сторон народа имели следствием то, что местный архиерей Акакий, из зависти и других преступных побуждений, подстрекаемый завистниками славы святого, донес турецкому правительству, что странный старец, поселившийся в Тревекисте, неизвестно с какой целью, а, вероятно, с неприязненной, собирает вокруг себя множество народа, и не диво, если произведет мятеж. Мусульмане смутились: они донесли об этом бею трикальскому, который немедленно отрядил восемнадцать вооруженных кавасов, чтобы схватить обвиняемого. Все происходившее святой между тем предвидел по откровению свыше, предсказал о том ученикам своим, побуждая их к подвигу, и всю ночь проводил без сна. Это было на воскресенье. Преподобный велел как можно скорее совершить Божественную литургию. Однако еще до окончания ее агаряне окружили храм, как дикие звери. Видя их, ученики преподобного затрепетали.
     — Кого ищете? — спросил святой агарян.
     — Авву, — отвечали они.
     — Это я, — сказал он.
     Тогда посланные объявили ему повеление бея. Ласково просил преподобный агарян отдохнуть от пути и угостил их, растроганных приветливостью его.
     Потом вместе с ними в сопровождении двоих своих учеников явился к бею. Долго бей терзал преподобного: то лаской, то угрозой и пыткой выведывая, — справедлив ли на него донос. Не найдя никакой вины, вверг его в темницу на сорок дней, до тех пор, пока обо всем не донесет Порте и не узнает, какое будет повеление.
     Находясь в темнице, двое учеников святого — Феона, который прежде подвизался в обители Пантократорской, а потом стал учеником святого, и Маркиан — спросили его:
     — Что станет с монастырем и братией после твоей смерти? Когда освободимся мы из рук царских?
     Он отвечал им таинственно:
     — Мы опять будем вместе близ Солуни, в монастыре святой Анастасии, находящемся в Галатисте. Следовательно, мы будем неразлучны и в нынешнем веке и в будущем.
     Действительно, там, в Галатисте, близ Солуни, в монастыре святой Анастасии, находятся мощи этого преподобного и пострадавших с ним двоих учеников его. Мощи святого Феоны, бывшего игуменом этой обители и впоследствии архиепископом Солуни, там же и целы. Преподобный из темницы написал послание к братии, находящейся в Тревекисте, убеждая к достойному прохождению своего иноческого звания. Вместо себя назначил им игуменом Феону, строго советуя покоряться ему, как отцу. В заключение же просил, после смерти своей и сподвижников, совершить о них сорокоусты. Между тем от султана Селима пришло повеление доставить святого с учениками его, Иаковом и Дионисием, в Адрианополь, куда они и были отправлены в оковах. Там святые исповедники были представлены султану.
     Смотря грозно на святого, султан спросил:
     — Для чего ты привлек к себе множество христиан? Кто тебе позволил это? Разве ты властитель какой?
     Святой отвечал:
     — Ты властитель и царь в этом мире, а мне дана другая власть от Бога.
     Царь спросил:
     — Какая власть дана тебе от Бога?
     Святой сказал:
     — Учить закону Божию единоверных мне христиан, чтобы, исполняя заповеди Его, уклонялись от всякого зла.
     — Ты лжешь! — с гневом воскликнул султан. — Сознайся в своем преступлении, в котором обвиняет тебя мое правительство донесением.
     — Я сознался чистосердечно во всем, — сказал преподобный. — Если не веришь, то делай, что хочешь: я в руках твоих.
     Тогда султан повелел сечь его и учеников бичами. Ни слова не произнес и не простонал преподобный при тяжком мучении, как будто не он, а кто другой терпел бичевание. Вслед за тем ввергли их в темницу.
     На другой день была новая пытка. По повелению султана истязатели сжимали бинтами головы их, отчего святой не потерпел никакого зла, а у диакона Иакова выступил из орбиты глаз. На этого диакона более всего нападал султан, видя его благообразие и красоту лица, и всячески старался отвлечь его от Христа, но напрасно. После этого святых исповедников связали и отправили в Адрианополь для новых пыток. Через некоторое время прибыл туда Селим-паша. Докладывая о содержащихся в узах трех иноках, он говорил, что один из них пророчески предсказывает людям будущее. Царь, услышав это, обрадовался и немедленно приказал призвать преподобного. Когда явился узник, султан спросил его:
     — Сколько лет я буду еще жить?
     — Девять месяцев, — отвечал преподобный.
     — Не знаешь, что говоришь, — возразил султан. — Я должен еще быть в Родосе.
     — Ты умираешь и зачем же хочешь в Родос?
     Пророчество преподобного впоследствии сбылось. Хотя султан и не верил этому, однако тайный страх овладел им. По его повелению преподобного опять ввергли в темницу. Чтобы найти благословную причину убить невинных, султан послал одного из пашей своих спросить святого, какого он мнения о своем Христе и о Магомете. Когда паша предложил преподобному этот вопрос, тот отвечал с твердостью:
     — Христос наш есть совершенный Бог и совершенный человек.
     И потом объяснил ему таинство воплощения и все домостроительство спасения Божия и промышления о человеке.
     — А как думаешь ты о нашем пророке? — спросил паша преподобного.
     — Магомет ваш не пророк, а обманщик и льстец, враг Христа, Бога нашего и веры нашей. Никто из людей так не прогневил Бога, как Магомет. И кто надеется на него и считает его пророком, тот погибший.
     Паша передал все это султану. Султан взбесился. Тогда же послал он в темницу янычар, обещая им милость, если только любым образом убедят преподобных отречься от Христа. Однако все было тщетно. Султан повелел привести к нему святых. Когда они предстали, варвар приказал дробить плоть их мучительными орудиями и сокрушать челюсти их, принуждать их есть мясо, зная, что монахам не позволяет того закон. Во время этой пытки мученическая кровь текла ручьями и напитала землю. Однако преподобномученики не поколебались в духе терпения. По повелению царя их опять ввергли в темницу, где пробыли они три дня. Наконец султан, недовольный совершенными пытками, повелел истязателям вывести святых на новое мучение. Прежде всего он приказал вырезать из них ремни от сосков до плеч, вырвать внутренности святого старца и уксусом, смешанным с солью, поливать раны его; учеников же его долгое время сечь бичами. Измученных таким образом и еле дышащих, их снова ввергли в темницу. Но еще предстоял страдальцам последний подвиг. Видя, что они ни во что вменяют всякие муки, султан велел разрывать на части ноги их железными когтями, бока их опалять огнем и без милости обтирать раны их грубыми полотнами, намоченными водой с солью.
     Мучимые таким образом в течение семнадцати дней, страдальцы, наконец, осуждены были на повешение. Когда святой Иаков пришел на смертное место, имея к удивлению смотрящих, на ногах только кости, лишенные плоти, а двух учеников его исполнители приговора привели совершенно изнемогших, — тогда попросил он немного времени для молитвы. Получив позволение, святой диакона Иакова поставил по правую руку, а Дионисия по левую, и сказал им:
     — Чада мои! Время отойти нам к возлюбленному Христу, за Которого удостоились мы пострадать. Итак, помолимся Ему о всем мире, о Церкви и возблагодарим за то, что Господь, освободив нас от суетного мира, удостаивает наследия бесконечного Царствия Своего.
     Тогда все трое пали на землю и поклонились трижды Богу. Потом вынул преподобный три спрятанные частицы Животворящих Таин Христовых и, дав ученикам своим, приобщился и сам. Наконец, подняв руки и очи к небу, великим гласом возопил:
     — Господи! В руце Твои предаю дух мой! — и тихо скончался с улыбкой на устах.
     Видя это, воины изумились и возвестили об этом султану. Тот повелел повесить и мертвое тело; а по правую и по левую сторону святого повесили учеников его. Так скончались добропобедные мученики и приняли венец страдальческий. Это было 1 ноября 1520 года. Честные мощи их выкупили некоторые христиане, унесли в селение, именуемое Албани (близ Адрианополя), и положили в трех отдельных гробницах. Каждое воскресенье и праздник являлся свет небесный над гробами святых мучеников. И это замечали все там живущие.
     После страдальческой кончины святых один артинский священник, по имени Николай, имевший брата, жившего возле реки Дунай, пожелал видеть его, для чего и отправился сухим путем. После прибытия в Адрианополь заболел у него конь, так что он не мог ни продолжить путь вперед, ни возвратиться назад. В такой крайности он вспомнил святого Иакова и помолился ему так: «Святой преподобномученик Христов Иаков! Помоги мне, страннику и путешественнику в земле чужой». И животное тотчас исцелилось. С чувством признательности немедленно отправился он на место, где покоились мощи преподобномучеников, рассказал туземцам о случившемся с ним несчастье, от которого избавился предстательством святых, и убедительно просил, чтобы открыли их мощи. Просьба его была уважена.
     Когда открыли гроб преподобномученика Иакова, то дивное благоухание разлилось от святых его мощей. С позволения туземцев взял священник главу святого и некоторые останки, а прочее оставил на месте. Обогатившись таким бесценным сокровищем, он не пожелал утаить его, а захотел предоставить ученикам святого чудоточные останки. Впрочем, не знал, где находятся ученики его. Между тем случилось ему быть на метохе афонского Дионисиатского монастыря, который находился в Руфане. Там узнал он от дионисиатских иноков, что по соседству с ними отшельничествуют ученики святого, а именно, на Святой Горе в монастыре Симонопетрском.
     Это известие чрезвычайно обрадовало священника. Он рассказал тогда инокам о чудодейственных мощах святого и что он имеет их при себе. Услышав это, эконом метоха, по имени Неофит, больной одним глазом, попросил открыть святые мощи. И когда, призывая преподобномученика на помощь, приложился к ним, тотчас исцелился глаз его. В признательность за исцеление эконом сам сопутствовал священнику на Святую Гору, где и отыскал учеников святого. Трудно выразить радость учеников, увидевших страстотерпческие мощи своего отца и наставника: они целовали их, радовались и благодарили Господа. Потом послали со священником одного монаха, Феофила, в Адрианополь и перенесли прочие останки преподобного и учеников, пострадавших с ним.
     От божественных мощей святого совершилось и другое чудо. Священник, по имени Каллист имел поврежденные глаза и уста, так что глаза перекосились, а уста были искривлены. Когда он приложился к божественным мощам, то исцелился и, прославляя Бога, всюду проповедовал о своем исцелении.
     Через некоторое время ученики святого из-за бедности и нужды, а больше во исполнение пророчества святого удалились со святыми мощами из Симонопетрского монастыря в местечко Галатиста, возле Солуни. Там они поселились в уже запустевшем монастыре святой Анастасии Узорешительницы, возобновили его и подвизались о Господе. Между тем слава и чудеса от святых мощей привлекли туда в краткое время около сотни братьев, что происходило при игумене Феоне, который впоследствии был Фессалоникийским архиепископом (память 4/17 апреля).
     Один из братии, иеромонах, по имени Варлаам, вышел некогда из повиновения у игумена и тотчас взбесился так сильно, что демон мучил его до тридцати раз в сутки. Сжалившись над несчастным, игумен напоил его водой, в которую погрузил святые мощи преподобномученика, и брат исцелился. Точно так же получил здравие один бесновавшийся монастырский рабочий. Впрочем, чудодействовали не только честные мощи святого, но и некоторые части одежды его: полагаемые на женщин, трудно рожающих, они облегчали роды. Один фессалоникийский гражданин, по имени Филипп, бедствуя однажды в море, как только призвал имя святого в помощь, тотчас освободился от опасности. В благодарность за такое благодеяние он доставлял в монастырь до самого конца жизни своей масло для церковных лампад.
     Тот же Филипп дал турку 700 пиастр в долг. Когда через договоренное время потребовал вернуть, то мусульманин не только отрекся от долга, но и ожесточился против заимодавца. Филипп, не надеясь получить одолженное судом, обратился с молитвой к святому Иакову и, полагаясь на его помощь, пошел к должнику своему вторично. Мусульманин, дотоле неистовый, с любовью и лаской принял Филиппа, и тотчас же вернул ему долг.
     Такова жизнь, мученичества и чудеса святого преподобномученика Иакова! Его молитвами и пострадавших с ним да удостоимся и мы Царствия Небесного. Аминь.
Святая гора Афон

Православный календарь

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

События календаря

Нет событий

Обсуждение на форуме

Тема: ????? ???????? ??????
Написал: Georgesnats   22.11.2017
Тема: assist
Написал: TstarkPheMa   22.11.2017

Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.