Вход

Изображения в галерее

817_00.jpg
825_76.jpg
818_15.jpg

Главная

Житие преподобного Афанасия I, Патриарха Константинопольского


память 28 октября/10 ноября, ум. после 1311 г.
     Пресветлое это светило вселенной и истинный раб Владыки Христа был родом из Адрианополя. Отца его звали Георгием, а мать — Евфросинией. Оба они были людьми благочестивыми, благородными и добродетельными. Афанасий во Святом Крещении был назван Алексием. С юного возраста он не участвовал в детских играх и не желал вещей суетных, а все его тщание было — о церковной службе и об изучении грамоты. Во избежание растления благих обычаев злыми беседами он не знакомился с бесчинными юношами. С другой стороны, замечая благоговейных и добродетельных, дорожил их знакомством и беседовал с ними для получения душевной пользы. По кончине своего отца, оставшись сиротой, он преуспевал более и более в добродетели, так что, постоянно внимая Божественному Писанию, в краткое время достиг такой силы разума и ведения, что все удивлялись ему как превосходившему в благоразумии самих старцев. Такая жизнь располагала юного Алексия к безмолвию и уединению. Поэтому он и решил отречься от мира и суеты его, и достигать вышней мудрости и небесного блаженства. Сильным побуждением к этому было для него слово Господа: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37). Кроме того, читая о чудной жизни дивного Алипия Столпника1 и видя, что он ради Бога оставил не только мир, но и мать свою, которая также была вдовой и видела в нем единственное утешение, Алексий решил подражать ему — уйти из дома, из отечества, от друзей и сродников, и от самой матери. Не говоря ничего, он удалился в Фессалоники, где находился его дядя — инок одного богатого монастыря. Придя туда, принял он в постриге имя Акакий, но здесь оставался недолго: видя, что братия не исполняет в точности обязанностей своего звания и увлекается суетой, он удалился на Святую Гору Афонскую.
     Жизнь афонских отшельников пленила юного Акакия: обходя обители, и в особенности пустынные жилища, он получил много пользы. Как трудолюбивая пчела, летая с цветка на цветок, собирает сладкий мед, так и святой, пользуясь примерами высокой жизни афонских отшельников, откладывал сладкие их беседы и назидания в сердце своем, с тем, чтобы по силам своим подражать им в подвижничестве. Так, прежде всего, усвоил он такую строгую нестяжательность, что даже не имел обычной обуви и довольствовался лишь грубой власяницей, а сверху — иноческим одеянием; пища его состояла из хлеба и воды; всегда и всюду ходил он пешком и даже впоследствии, занимая кафедру Константинопольской Церкви, сохранил это обыкновение; постелью для него служила земля, — так что во всех отношениях он казался не человеком, а совершенным Ангелом.
     Обойдя монастыри Святой Горы, он вступил в братство Есфигменской обители. О трудах и подвигах святого в этой обители подробно писать невозможно. Служа там два года трапезарем, он не имел ни отдельной келии, ни постели — не только летом, но и зимой, когда бывает там снег и холод. Сон его был самым кратким, потому что в молитве и бдении он проводил ночи, стихословя Псалтирь и вопия к Богу: Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим (Пс. 118:148). Пища его состояла из остатков братской трапезы, потому что он говорил как евангельская жена: И псы едят крохи, которые падают со стола господ их (Мф. 15:27); масла и вина в течение трех лет пока трудился в монастыре, или другого какого-либо телесного утешения не позволял себе. Между тем, готовя пищу и взирая на временный огонь, он представлял огонь геенский, неугасимый, и отсюда стяжал плач и слезы. Видя такие добродетели, все братство питало к нему любовь и великое уважение, что и побудило его скрыться из монастыря — из-за боязни, чтобы через славу временную не лишиться вечной.
     Со Святой Горы он удалился в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам и увидеть пустыню Иорданскую.
     Потом посетил гору Латрскую, где провел длительное время в отшельничестве вместе с другими святыми отцами, высокая жизнь которых принесла ему много пользы. С Латрской горы перешел на гору Авксентиеву, где славились тогда подвижничеством славный Илия, Нил Италийский и Афанасий Лепентрийский, знакомство с которыми было для него также очень назидательно. Наконец удалился он на гору Галасийскую, в монастырь блаженного Лазаря, где и пробыл восемь лет, исполняя разные монастырские послушания. Здесь он принял великий ангельский образ и был наречен Афанасием. Назидательная жизнь и безусловное послушание убедили настоятеля возвести святого Афанасия, вопреки его желанию, на степень священства, а вслед за тем на него же была возложена обязанность экклесиарха, которую исполнял он с великим прилежанием. Совершая таким образом каждый день восхождение в сердце своем к Богу, он удостоился Божественного откровения и видения Иисуса Христа, призывающего его пасти словесных овец.
     Святой Афанасий имел обыкновение по ночам ходить молиться до утрени на церковной паперти. Однажды ночью, когда он помолился перед распятием Христовым со слезами, вдруг слышит от лика Спасителя сладкий глас: «За то, что ты, Афанасий, любишь Меня, тебе надобно будет пасти народ Мой». Пораженный этим гласом, он, пав на землю от страха и неизреченной радости, заливался слезами и славословил Господа.
     Десять лет провел святой Афанасий на горе Галасийской, и как ни успокоительно было исполнение возложенных на него послушаний, но мысль о пустынном безмолвии не оставляла его. Поэтому он удалился на Святую Гору, где обрел по сердцу пустыню и остался там, терпя всяческие лишения, умерщвляя плоть и благоугождая Единому Богу. Но и здесь Афанасий оставался недолго. Возникшие на Святой Горе смуты заставили его удалиться снова на гору Ган. Там, найдя место для безмолвия по своему желанию, он поселился и проводил уединенную жизнь. Но добродетель нигде не утаится: в краткое время собрались к нему братья, принимая которых с радостью, он назидал, путеводил к небу и соделывал избранными сосудами даров Божественного Духа. В числе учеников его были чудный Феофан, знаменитый Феодорит и другие, славившиеся добродетелью. При такой ангелоподобной жизни святой Афанасий был славен не только в окрестностях Горы, но и всюду, так что к нему ежедневно приходило множество народа, чтобы услышать медоточные беседы и увидеть светлое лицо его. И беседы его были так действенны, что не только мужи, но и множество жен, внимая им, отрекались от мира, вследствие чего под управлением святого Афанасия скоро возник в пустыне женский монастырь.
     Но время сказать, по какому случаю возведен он был на степень патриаршего достоинства, притом в то время, когда Церковь после потрясений и смут, которые нанес ей Патриарх Иоанн Векк, не имела тишины и мира. Это было в царствование благочестивого Андроника Палеолога. Кафедра Константинопольской Церкви тогда оставалась праздной, а потому император, собрав архиереев и клир, сказал им: «Хотите ли избрать архипастырем Афанасия?» Единодушный ответ и желание утвердили предложение царя. Поэтому выбраны были некоторые архиереи и царские сановники, чтобы объявить святому Афанасию о воле царя, об избрании клира и всей Церкви и привезти его в столицу с подобающею честью и торжеством. Долго отрекался смиренный отшельник от предлагаемого ему достоинства; долго умолял избрать другого, а его оставить в пустыне, как свыкшегося с безмолвием и уединением; долго просили и убеждали его, со своей стороны, посланные не противиться воле и избранию царскому; и наконец, видя непреклонность его, строго сказали: «Если ты не послушаешь нас теперь, когда Церковь особо требует и зовет тебя на помощь, то дашь ответ Богу в час суда».
     Тогда святой, вспомнив слова Господа, обещавшего вверить ему Свою Церковь (это было на горе Галасийской), ужаснулся, как бы, по смирению отрекаясь от архиерейского достоинства, не принять от Бога осуждения за преслушание воли Его, — и наконец беспрекословно вверил себя Промыслу Божию.
     Торжественным было вступление святого Афанасия на кафедру Вселенской Церкви2. Царь, синклит и весь народ радовались и ликовали о своем Патриархе. Святой Афанасий, найдя Церковь сирой, много пострадавшею от еретиков, обратил на нее все свое внимание и приложил всевозможные усилия к уничтожению еретических плевел. Вместе с тем, ревнуя о благе своего стада, как новый Златоуст, он гневно обличал несправедливых и хищников, не стыдился ни вельмож, ни богатых, ни даже самого царя; более благоговейных исправлял увещеваниями, а непокорных и непослушных наказывал строгими епитимиями. Таким образом, всеми силами и средствами старался он хранить стадо Христово невредимым от чувственных и мысленных волков. Но при такой пастырской его попечительности не дремал и враг добра.
     Из числа сановников и клира нашлись враги святому. Не вынося упреков совести, потрясенной обличениями святого, они жаловались и роптали на Патриарха, и обвиняли его в чрезмерной жестокости и неукротимости характера, а потому просили рукоположить другого, более снисходительного к человеческим немощам. Как ни сильна была эта и подобная клевета на святого Афанасия, однако ж царь, зная чистоту добродетельной жизни его, оставил ее без внимания. Так шло время. С течением времени клевета на Патриарха и ненависть усиливались, так что многие и из архиереев примкнули к неприязненной и враждебной партии против невинного архипастыря. Чтобы усмирить мятежных и не нарушить мира церковного, император вынужден был объявить Патриарху, что, уступая необходимости и для пользы Церкви, он увольняет его. «Государь! — отвечал на это святой Афанасий. — Я не сам и не для того принял это высокое достоинство, чтобы раболепствовать перед людьми, молчать и оставлять без внимания погрешности их, а чтобы обличать их и исправлять; ибо страшному осуждению подлежит всякий из нас, не обличающий согрешающих. Если же за строгость моих обличений меня возненавидели и желают моего удаления с кафедры патриаршей, — не прекословлю твоей власти и воле Божией и удаляюсь, прося Бога, чтобы Он устроил все во благо, как Сам знает, предстательством Богородицы и святых Его».
     Таким образом, оставив кафедру первосвятительскую3, святой Афанасий удалился в свой монастырь на гору Ган, где провел десять лет, подвизаясь строже прежнего. Здесь за чистоту сердечную и за святую свою жизнь он приял от Бога дар предведения и пророчески предрекал будущее. Многое предсказывал он императору, и все это сбылось в свое время, как видно из его писем, которые здесь для краткости не помещаем. Желающий пусть прочтет их и увидит, какой благодати и каких откровений удостоен был Богом святой Афанасий. Место его на патриаршей кафедре заступил добродетельный и достойный удивления Иоанн. При безмерной своей кротости и простоте он не в силах был бороться с врагами Церкви Божией, и потому после десяти лет управления добровольно наконец сложил с себя достоинство патриаршее, чтобы не терпеть упреков совести за слабость правления. Таким образом, Церковь опять осталась сиротствующей.
     В то время в Константинополе жил добродетельный человек по имени Мина — знакомый святого Афанасия. Святой Афанасий писал к нему, пророчески предвещая, что в такой-то день в столице будет великое землетрясение. Так и случилось. Царь, пораженный таким предведением изгнанного им Патриарха, твердо решил, несмотря на врагов, снова возвести его на степень первосвятительства. Святой Афанасий, как и прежде, долго не хотел принимать предлагаемое достоинство; но его взяли насильно из монастыря и торжественно, с великой честью вручили ему вторично жезл пастырского служения4.
     Торжество добродетели его было еще выше после вторичного занятия патриаршей кафедры. Точно и строго исполняя свой долг по отношению к Церкви, он был самым теплым предстателем обидимых, защитником вдов и сирот, тщательным помощником всех в нуждах, а к убогим был настолько сострадателен, что неистощимой рукой рассыпал им милостыню и питал их на собственные средства. Не жалел он ничего для бедных, тем более что тогда свирепствовал сильный и ужасный голод, от которого многие даже умерли. Вопль и слезы нуждающихся доходили до Патриарха и сильно трогали сострадательное его сердце. Жалея несчастных, он проповедями побуждал богатых, да прострут они руки свои на помощь бедным, а чтобы подать им собственный пример, избрал верных и благочестивых мужей и поручил им во многих местах столицы варить пшеницу и овощи для раздачи бедным, давать им одежду и исполнять прочие нужды. Таким образом, многие были спасены от голодной смерти.
     Семь лет управлял Церковью святой Афанасий, сияя чистотой и святостью жизни и представляя собой пример всякой добродетели. Однако ж, несмотря на святость его жизни, враги все-таки нашли способ сделать зло и низложить невинного — оклеветали его в ереси. Изобретатель злобы, диавол, навел на него следующую напасть: злоумышлявшие против него скрыли икону Богородицы под подножие патриаршего ложа и потом, вынув ее при народе, объявили его иконоборцем. Впрочем, клевета при тщательном рассмотрении дела была открыта, а злодеи наказаны.
     Этот случай был веским поводом для святого Афанасия оставить патриаршество и уступить злобе врагов, но император не согласился на такое его желание. Патриарх, впрочем, со своей стороны, остался непреклонен и через несколько дней после этого тайно удалился в свой монастырь5. Освободившись от смут и иерархических трудов, он всецело посвятил себя Богу и исполнению иноческих правил, так что, просветлившись в молитве и созерцании, удостоился от Бога многих откровений, предвидел будущее, и что предсказывал, то и сбывалось по словам его.
     Господь дал ему и дар чудотворения. Один из учеников святого, по имени Иакинф, имел на шее неизлечимую болезнь — рак. Много раз просил он позволения у Патриарха обратиться к врачу, или в противном случае умолял его самого исходатайствовать у Бога исцеление. Святой Афанасий всякий раз убеждал его терпеть с благодарностью, подобно Иову и многим другим, терпевшим тяжкие болезни и благодарившим Господа. Бедный Иакинф томился, страдал и изнемогал в терпении. Наконец подумал он об упоминаемой в Святом Евангелии кровоточивой жене, — и он решил подражать ее примеру и вере. Итак, однажды подошел он к святому Афанасию сзади, упал ниц и, заливаясь слезами, край его одежды положил на больное место — и по вере своей в то же мгновение получил исцеление. Однажды этот же Иакинф по необходимости поднялся на кровлю келии, и, как-то упав действием врага, лежал будто мертвый. Святой Афанасий, узнав это, помолился над Иакинфом и тот встал совершенно здоровым.
     Две монахини женского монастыря весьма тяжко и долго болели, так что, наконец, не в силах были выносить свои страдания. На помощь врачей уже не было надежды. Поэтому послали они к святому и умоляли его исходатайствовать им у человеколюбивого Господа облегчение в болезни. «Я желал бы, — отвечал им святой, — чтобы вы еще потерпели временно, для принятия большей награды в вечности. Но так как вам недостает терпения, то помолитесь этой ночью Пресвятой Богородице — и завтра получите от Нее исцеление». Так отвечал смиренномудрый чудотворец во избежание тщеславия и людской похвалы. Слово святого Афанасия действительно оправдалось. К утру больные человеколюбием Божиим и благодатью Царицы Небесной выздоровели и пришли к святому для выражения благодарности.
     Когда святой Афанасий был вторично возведен на кафедру Вселенской Церкви и когда, как сказано выше, свирепствовал в Константинополе сильный голод, — святой одному из послушников своих, благоговейному и добродетельному Христодулу, повелел раздавать находившуюся в патриаршем доме пшеницу. Пшеница предназначалась женским монастырям, которые были беднее других, — по тридцать мер каждому монастырю. Христодул уверял Патриарха, что у них не найдется в житницах и пятидесяти мер пшеницы. «Не лги, маловерный, — сказал святой, — иди и исполняй приказание». Христодул поступил по слову Патриарха, — и когда раздавал пшеницу, то благословением Божиим запасы не только не уменьшались, но еще видимо увеличивались. Пораженный таким чудом, Христодул явился к Патриарху, пал к стопам его и просил прощения за свое маловерие. Это же самое повторилось и впоследствии, когда из патриаршего дома раздавалась пшеница бедным во время голода. Так Господь к славе Своего пресвятого имени ущедряет рабов Своих!
     Одного христианина несправедливо бросили в темницу и заключили в оковы. Узнав о такой несправедливости, святой сильно опечалился. Жалея несчастного, он сам является в темницу, освобождает от уз невинного и уводит в патриарший свой дом, не боясь гнева царя и неприязни неправедных судей. Сверх прочих добродетелей святой Афанасий имел дивное смирение: он никогда не носил драгоценную одежду, за что некоторые осуждали его, как презрителя столь высокого достоинства, требующего приличия и блеска. На это он обыкновенно говорил, что нет стыда и позора в ношении смиренной и худой одежды. Один только грех является бесчетием для человека: кто любит Бога, тот должен творить волю Его, не быть человекоугодником, а смиренным и умеренным в жизни. Так смиряясь сам, он словом и собственным примером поучал и других.
     В конце жизни своей он удостоился видеть снова Владыку Христа, как и прежде. Однажды во время молитвы, по обыкновению видит он Иисуса Христа, распятого на Кресте. «Для чего ты оставил без пастыря овец своих? — сказал ему Господь с укоризной. — Я вверил их тебе, а они оставлены, и волки расхищают их. Я Бог сый и однако ж с любовию восприял плоть и распялся для спасения мира; а ты не вынес клеветы и оставил Церковь Мою, как боязливый воин». Пораженный словами Господа, святой Афанасий в чрезвычайном страхе и трепете пал на землю и, заливаясь слезами, просил прощения в своем малодушии, его и получил от Господа. После этого видения он начал проводить жизнь еще строже, посвящая все время молитве и богомыслию.
     Наконец и для него наступило время отшествия ко Господу. Собрав учеников своих, он объявил им о приблизившемся конце временной его жизни и сказал им последнее слово наставления, заповедуя, кроме прочих добродетелей, особо стяжать смиренномудрие, любовь и милосердие, которыми прославляется Святая Троица и без которых никто не спасется. «Свято храните, — продолжал он, — Уставы Церкви и предания святых отцов. Очищайте сердце и мысль от нечистых помыслов и, спасая, спасайте свои души». Беседуя так со своими учениками, он тихо предал Господу дух свой 20 октября, имея от роду 100 лет.
     Богу нашему подобает всякая слава, честь и поклонение, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

     Прим.
  • 1 Преподобный Алипий Столпник. Память его 26 ноября/9 декабря.^
  • 2 14 октября 1289 года.^
  • 3 16 октября 1293 года.^
  • 4 23 апреля 1303 года. Во второе патриаршествование святой Афанасий рукоположил первосвятителя Московского святого митрополита Петра.^
  • 5 В 1311 году.^


  • Святая гора Афон

    Православный календарь

    Ноябрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    29 30 31 1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30 1 2

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.