Вход

Изображения в галерее

837_78.jpg
827_18.jpg
816_25.jpg

Главная

Страдание преподобномученика Макария Нового


память 6/19 октября; ум. в 1590
      Святой преподобномученик Макарий родился в семье бедных родителей — поселян, живших в селении Кион, в Вифинской области. Отца его звали Петр, а мать — Анфуса. Во Святом Крещении мальчик назван был Мануилом. Когда он достиг отроческих лет, тогда родители отдали его одному ремесленнику-портному, отличавшемуся примерной благочестивой жизнью. Мануил научился не только мастерству, но и христианскому благочестию, прожив у своего хозяина-ремесленника до восемнадцатилетнего возраста. В это время отец его ради временного благосостояния и источников существования самовольно отрекся от христианской и принял магометанскую веру и для снискания себе большей чести оставил свое родное селение Кион и поселился в многолюдном мусульманском городке Бруссе.
     Однажды Мануил по поручению своего хозяина пришел в Бруссу для покупки вещей, относящихся к его ремеслу. В это время он случайно встретился на рынке со своим отцом, который, схватив его, насильно повлек в судилище, где заявил, что в то время, когда он принимал магометанскую веру, то и этот сын его обещал будто бы последовать его примеру, поэтому теперь он и просит судью присоединить сына его к магометанской вере. Мануил, слыша столь дерзостную клевету своего отца, утверждал, что он не только не давал своему отцу такого обещания, но и в мыслях никогда не имел намерения отречься от истинной христианской веры и принять ложную магометанскую. Но сколько несчастный юноша ни силился доказать свою правоту и нежелание принять мусульманскую веру, усердные слуги Магомета избили его и насильно совершили над ним обрезание.
     Через несколько дней после обрезания Мануил скрылся из Бруссы и удалился на Святую Афонскую Гору. Там, обойдя все монастыри и скиты, он возлюбил скит святой Анны и здесь, подчинившись одному добродетельному и искусному в иноческих подвигах старцу, начал проводить жизнь в посте, бдении и молитве, ревнуя во всем своему наставнику.
     Прожив некоторое время под руководством старца, Мануил стал просить пострижения в ангельский образ, на что старец охотно согласился и постриг его с именем Макарий. После принятия ангельского образа Макарий усугубил и иноческие свои подвиги. Но сколько он ни удручал себя подвигами, душа его не была спокойна: она страдала и приходила в содрогание из-за совершенного над ним турками гнусного обряда. Вследствие этой душевной скорби он проливал горькие слезы и невольное свое падение считал происшедшим как бы от собственного произволения. Поэтому при крайнем своем послушании старцу он прилагал труды к трудам и сокрушенным сердцем в смиренной молитве просил милосердного Бога простить невольное его падение.
     Таким образом Макарий прожил в скиту двенадцать лет. Но сердце его все-таки не было спокойно, ибо в его тайниках гнездилось смущение, вследствие которого не царили в нем вожделенный мир и радость, которые посылаются от Бога истинным подвижникам. Смущение, как густая туча, тяжелым слоем лежало на его сердце, через что не мог проникнуть радостный луч примирения его с Небесным Творцом. Как видно, Промысл Божий благоволил мир совести и радость даровать блаженному через мученический венец, почему и вложил ему мысль отдать себя на мучение и мученической кончиной примирить себя с Ним.
     Поэтому он стал просить у своего старца благословения отпустить его в Бруссу, где невольно было принято обрезание, и там всенародно исповедать себя христианином, а Иисуса Христа — истинным Богом и потом мученической кончиной смыть мрачное пятно с души своей. Но старец и слышать не хотел о его намерении, говоря о том, что он может и здесь, в уединении, не совершая мученический подвиг, измыть все свои нечистоты покаянием, которое имеет силу Божественного Крещения.
     — Нет, честный отче, — смиренно отвечал Макарий старцу, — все то, что ты говоришь, истинно, и я верю, что покаянием заглаживаются грехи. Но мой грех несравненно больше всех тех грехов, для которых положено долготерпеливым Богом покаяние. Мой грех такой, который возможно загладить только мучением. Притом меня устрашают слова, сказанные Спасителем в Божественном Его Евангелии: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:33). Итак, с каким стыдом я, несчастный, предстану на всемирном суде Христовом, имея на себе печать (обрезание) отречения от веры в Него? О отче! Трепещет во мне сердце при мысли, с каким бесчестием я буду отринут от лица Божия! Да, наконец, могу ли я, окаянный, быть уверенным, что я с этой скверной печатью сопричтен буду к избранникам Божиим?! Нет, отче, уверяю тебя, что я не буду спокоен всю мою жизнь, если не совершу свое намерение. Итак, умоляю тебя, окажи твою любовь: благослови меня на мученический подвиг и пролей твою теплую молитву ко Господу, чтобы Он укрепил меня в различных мучениях и сподобил бы мужественно завершить муки в прославление христианской веры, в посрамление же лживого пророка Магомета с его последователями.
     Старец, видя непреклонность святого и то, что в душе его возжегся божественный пламень, посоветовался с другими опытными отцами, которые после общего совета решили отпустить Макария на мученический подвиг. А потому, сотворив о нем усердную молитву и напутствовав благословениями, отпустили его в путь.
     Когда святой Макарий пришел в Бруссу, встретились там с ним турки, когда-то его знавшие. Они, несмотря на то, что он был одет в иноческую одежду, все-таки его узнали и, глядя на него, начали переговариваться между собой:
     — Кажется, этот монах — тот самый человек, который несколько лет тому назад отрекся от христианской веры и принял нашу, а теперь, как видно, обратился в первую свою веру и стал монахом.
     Подозрение их вполне оправдалось, когда они, подойдя, спросили об этом его самого.
     — Да, — отвечал святой, — вы не ошиблись в вашем предположении: я тот самый, который двенадцать лет тому назад вероломным и насильственным образом был приобщен к вашей магометанской вере. Но так как я понял, что вера ваша ложная и скверная, то оставил ее и принял снова прежнюю истинную. Верую всем сердцем в Спасителя моего Иисуса Христа, вашего же пророка Магомета, обольстителя и обманщика, проклинаю, как виновника погибели многих народов, которые по слепоте своей уверовали в него и вместо света ринулись во тьму. Поэтому советую и вам выйти из непроницаемой тьмы вашей ложной веры в Магомета и уверовать в истинный свет — Иисуса Христа, чтобы избегнуть вечных мук и наследовать вечную жизнь.
     Нечестивцы, слыша хулу своей веры, схватили святого Макария и, нанося ему побои, повлекли в судилище, где, представив его судье, начали с шумом и криком обвинять его в том, что он несколько лет тому назад добровольно принял мусульманскую веру, найдя ее лучше христианской, а теперь опять уверовал в Распятого, а великого пророка нашего Магомета клянет и всячески поносит. Судья, выслушав обвинителей, ласково сказал святому:
     — Друг мой! Ведь ты познал, что наша вера есть самая лучшая и принял ее добровольно, а теперь вдруг отрекся от нее и сделался монахом? Что заставило тебя оставить нашу веру? Если тебя к этому привела бедность, то уверяю, что мы обогатим и предоставим тебе великие почести, только ты опять уверуй в великого пророка Магомета; в противном случае предам тебя тяжким мукам и на части раздроблю плоть твою.
     Святой Макарий безбоязненно отвечал судье:
Веры вашей я всегда гнушался, и теперь гнушаюсь и проклинаю; добровольно ее я никогда не принимал, а то, что вы насильственным образом обрезали меня, знают все турки, причастные к этому делу. Если заставить их, чтобы они сказали истину, то уверяю тебя, что они засвидетельствовали бы перед всем миром, что меня насильно обрезали и что я не отрекался от веры в Искупителя моего Господа Иисуса Христа и никогда не отрекусь от Источника жизни, через Которого все живет и движется.
     Судья видел, что для обвинения святого Макария нет ясных доказательств, притом и сам внешний вид его показывал, что он говорит истинно; поэтому, посоветовавшись с муллой, хотел отпустить его. Но турки, приведшие его, никоим образом не соглашались выпустить его из своих рук, а потому с бесчинными криками и угрозами приступили к судье и сказали:
     — Куда же девалось правосудие? И какой же ты после этого судья и последователь великого пророка Магомета? Ты должен распространять магометанскую веру и строго преследовать тех, которые, приняв ее, опять обращаются к бывшей своей вере; а ты этим всем пренебрегаешь и отпускаешь этого отступника без всякого наказания. Итак, за твое нерадение и бездеятельность мы вынуждены будем донести на тебя царю.
     Судья, побоявшись доноса, сробел и, сменив милосердие на свирепость, приказал святого мученика повесить на виселице под мышки так, чтобы одни только кончики пальцев его ног могли касаться земли, а потом однажды в день снимать его с виселицы и бить палками. И таким образом страдалец Христов провел в муках сорок дней. После этого позван он был к судье, который, обратившись к мученику, сказал:
     — Одумался ли ты после столь жестокого наказания или продолжаешь стоять в своем упорстве? Советую тебе послушаться меня и уверовать в великого пророка Магомета, за что получишь от нас великие почести, иначе я вынужден буду предать тебя тягчайшим мукам.
     — Одного только и прошу у тебя, нечестивый судья, — отвечал святой мученик, — собери все свои мучительские орудия, какие только тебе внушит наветник злобы, диавол, и прикажи меня мучить, но и тогда знай, что помысл мой будет тверд и непоколебим в моем веровании в Иисуса Христа. Между тем увидишь, какое мужество и терпение подает Он рабам Своим, которые за исповедание имени Его перед вами, обольщенными, вступили в борьбу с отцом вашим диаволом!
     Мучитель после этих слов пришел в ярость и приказал святого мученика, связав у него ноги, опустить вниз головой в сухой и мрачный колодец, один раз в день вытаскивать, и после достаточного числа ударов опять опускать туда. В таком мучении доблестный воин Христов пробыл девяносто дней.
     Господь, видя терпение святого мученика Макария, восхотел утешить его в страданиях Своей благодатью. Так, одной ночью внезапно возник в колодце необычайный свет, а затем разлилось райское благоухание и ангельское невидимое пение. В это самое время в устье колодца находился его отец-отверженец, который наклонился посмотреть на столь необычное чудо, виденное и слышанное им в колодце; но в то самое мгновение, когда он наклонился, у несчастного выпали глаза из своих орбит, и он за свое вероломство получил достойное наказание, оставшись слепым на всю жизнь.
     Видя это чудо, один турок, томившийся за какую-то вину в колодце вместе со святым мучеником Макарием, уверовал во Христа и впоследствии за свое исповедание был замучен в местечке Кютагиях или Котияхи.
     Мучитель судья, узнав о чуде, случившемся в колодце, велел привести к себе святого. Когда приведен был узник Христов к жестокому мучителю, тогда он спросил его:
     — Правду ли говорят, что в нынешнюю ночь в колодец сходил свет, слышалось в нем пение и исходило оттуда благоухание?
     — Да, правда, — отвечал святой мученик. — Кто верует во Христа, тот не только может увидеть то, что случилось в колодце, но и другое, гораздо большее.
     И он начал было приводить примеры из Святого Писания, которому научился на Святой Горе, что с большим вниманием слушали находившиеся в судилище магометане. Коварный мучитель, заметив внимание всех к повествованию святого, убоялся, чтобы и они не уверовали во Христа, а потому приказал немедленно обезглавить мученика, что и было исполнено палачами. Святого вывели из Бруссы в овраг, предварительно побили его камнями, а затем отсекли голову. Таким образом мученик Христов Макарий через усечение мечом получил победный венец из десницы Христа Бога, Ему же слава со Отцом и Святым Духом вовеки. Аминь.
     Мощи святого преподобномученика Макария оставались в овраге непогребенными несколько дней. Все это время по ночам сходил на святые мощи Божественный свет, который удостоились видеть многие благочестивые христиане, жившие в Бруссе. Некоторые из них, движимые ревностью, пренебрегнув страхом и опасностью, однажды ночью взяли мощи изо рва для тайного погребения, но потом разделили: честную главу мученика послали на Святую Афонскую Гору, в скит святой Анны, где он готовился к страдальческому подвигу; часть святых мощей взяла его родная мать и унесла на свою родину, где положили их в церкви Святой Троицы; остальную часть святых мощей оставили брусские христиане как святыню, для охраны себя ходатайственными его молитвами перед престолом Божиим от нападений врагов Креста Христова. Эта часть мощей честно и с благоговением была положена в церкви в особом ковчеге.
     Святой преподобномученик Макарий пострадал 6 октября 1590 года.

Святая гора Афон

Православный календарь

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

События календаря

Нет событий

Обсуждение на форуме


Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.