Вход

Изображения в галерее

828_92.jpg
802_21.jpg
807_85.jpg

Главная

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ (СРЕТЕНСКИЙ)


     Священномученик Николай родился 15 апреля 1867 года в селе Толстиково Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника Алексея Ивановича Сретенского. Когда Николаю исполнилось десять лет, родители отдали его учиться в Бежецкое духовное училище, окончив которое он поступил в Тверскую Духовную семинарию. Пройдя курс семинарии, Николай Алексеевич полгода работал учителем в земской школе, затем был переведен на должность духовного надзирателя, в коей проработал несколько месяцев. В 1890 году, когда ему исполнилось двадцать три года, Николай Алексеевич был рукоположен в сан священника ко храму Бежецкого Благовещенского монастыря, в котором прослужил до своего ареста в 1937 году.1
     С 1906 года о. Николай состоял действительным членом Тверского Православного миссионерского общества. С 1910 года — член благотворительного общества во имя святой великомученицы Варвары для вспомоществования бедным воспитанницам Тверского епархиального женского училища. В 1915 году за двадцатилетнее преподавание Закона Божьего в различных школах о. Николай был награжден орденом Анны III степени.
     В семье о. Николая было двое детей — сын и дочь. Сын Владимир родился в 1895 году. Поступил в Екатеринославский горный институт, но окончить успел только два курса, так как началась Первая мировая война и он был направлен в Петергофскую школу прапорщиков, а затем на германский фронт. В связи с большевистской революцией и развалом фронта, летом 1918 года он вернулся к родителям в Бежецк, но вскоре уехал в Екатеринослав, откуда с отступавшей белой армией попал за границу. Некоторое время жил в Польше и работал механиком на заводе, а затем уехал во Францию и окончил в Париже физико-математический институт и горную академию.
     Прослужив несколько лет в Бежецком монастыре, о. Николай стал пользоваться большой любовью и уважением прихожан. Несмотря на беспощадные гонения двадцатых годов, в Бежецке при монастыре еще в середине тридцатых годов жили около пятидесяти монахинь. Из монастырских зданий они были изгнаны, жили по частным квартирам, но по-прежнему собирались в храме, отправляли монастырские службы и держались монашеского образа жизни. Когда власти в городе попытались закрыть все храмы, монахини воспротивились этому и начали собирать подписи верующих жителей города под прошением не закрывать храмы.
     Отец Николай был арестован сразу же после начала гонений лета — осени 1937 года — 5 августа, и в тот же день был допрошен. Следователь, в поисках обвинения, спрашивал о деталях биографии священника, о его родственниках, о находящемся за границей сыне. Допросы шли каждый день, беспрерывно. Затем был составлен протокол. Следователь спрашивал:
     — Расскажите, как вы лично реагировали на закрытие бежецкими властями Введенской церкви.
     — Я считал это мероприятие бежецких властей неверным. Хотя церковь и не обслуживалась мною, я все же осуждал священников Введенской церкви и церковный совет за то, что они допустили закрытие властями этой церкви. Я полагал, что они боятся репрессий со стороны советской власти.
     — Были ли случаи, когда верующие обращались к вам с жалобами и осуждениями отдельных мероприятий советской власти?
     — Нет, таких случаев не было, несмотря на то, что я пользуюсь у них большим доверием и авторитетом. Правда, был случай, когда пятьдесят моих монахинь обратились ко мне с жалобой, что органы власти обложили их большим налогом за кустарную выделку одеял без патента. Я оказал им содействие в обжаловании.
     10 августа был составлен очередной протокол допроса:
     — Следствию известно, что на созываемых епископом Григорием Козыревым2 антисоветских собраниях духовенства вы произносили антисоветские речи. Что вы можете показать по существу?
     — Я отрицаю, что на указанных выше собраниях духовенства я произносил якобы антисоветские речи.
     — Скажите, до приезда Козырева в Бежецк вы собирались на собраниях духовенства?
     — Нет, до приезда епископа Козырева в Бежецк собраний духовенства никогда не проводилось, они установились как правило лишь с приездом епископа.
     — Скажите, в читаемых вами в церкви проповедях вы упоминали о бесах, кого вы понимали под бесами?
     — Да, я действительно упоминал в своих проповедях о бесах, призывая верующих не верить бесам, не поддаваться их соблазнам. Под бесами я понимал тех бесов, о коих сказано в Евангелии.
     — Скажите, в какой плоскости у вас был разговор с Василием Ливановым об убийстве товарища Кирова?
     — Был ли у меня с Ливановым разговор на данную тему, сказать не могу, так как не помню.
     — Вы использовали своих монашек в собирании подписей за недопущение закрытия церкви?
     — Нет. Я знал, что государство все равно не пойдет навстречу нашему ходатайству о недопущении закрытия церкви.
     — Скажите, какого характера у вас был разговор с Иваном Докучаевым по заметке в газете «Знамя коммуны»?
     — Незадолго до ареста меня и Докучаева последний пришел ко мне. Я ему показал статью в газете «Знамя коммуны», где священники назывались врагами народа и говорилось об усилении антирелигиозной пропаганды. Мы с Докучаевым возмущались тем, что в печати нас называют врагами народа, и пришли к выводу, что антирелигиозная пропаганда местных властей, по-видимому, должна выразиться в арестах и высылках священников.
     14 августа был проведен очередной допрос. Следователь спрашивал:
     — Следствию известно, что вы занимались религиозной обработкой молодежи. Что вы можете рассказать по существу?
     — Что вовлечением молодежи в церковь я не занимался.
     — Признаете ли вы себя виновным в том, что, присутствуя на антисоветских собраниях духовенства, устраиваемых епископом Козыревым, вы произносили антисоветские речи и занимались антисоветской агитацией?
     — Присутствуя на всех собраниях духовенства города, созываемых епископом Козыревым, я антисоветских речей не произносил и антисоветской агитацией не занимался.
     19 августа состоялся последний допрос:
     — Следствию известно, что вы предупреждали всех участников контрреволюционных собраний духовенства о соблюдении ими конспирации в целях избежания подозрений НКВД. Вы подтверждаете это?
     — Нет, таких случаев не было.
     — Вы признаете себя виновным в том, что являлись участником контрреволюционной группировки духовенства, возглавляемой епископом Григорием Козыревым, и проводили антисоветскую агитацию?
     — Нет, не признаю.
     13 сентября Тройка НКВД приговорила о. Николая к расстрелу. Священник Николай Сретенский был расстрелян 17 сентября 1937 года.

     Прим.
  • 1 Использованы материалы: Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21267-С. Тверские епархиальные ведомости. 1908.^
  • 2 Григорий (Козырев Сергей Алексеевич; 1882—1937), епископ. Епископ Петропавловский, викарий Омской епархии (1923). В 1924—1927 гг. епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. С конца 1929 г. епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии. С июля 1937 г. епископ Барнаульский и Бийский. 17.07.1937 выехал в Барнаул, сразу по приезде арестован. Приговорен к расстрелу 22.08.1937. Расстрелян.^


  • Игумен Дамаскин (Орловский)

    Православный календарь

    Сентябрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 29 30 31 1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.