Вход

Изображения в галерее

805_06.jpg
816_73.jpg
65.jpg

Главная

Память преподобного Никифора Афонского


(память 4/17 мая; † ок. 1340)
      Преподобный отец наш Никифор был, по свидетельствy Никодима Святогорца, родом латинянин, но принял впоследствии исповедание святой Православной Восточной Церкви и проводил подвижническую жизнь в пустыннейших местах Святой Афонской Горы. Он процветал в сороковых годах четырнадцатого столетия и вместе с богомудрым и преподобным Феолиптом (впоследствии святителем Филадельфийским) был наставником и руководителем Григория Фессалоникийского (Паламы)1 в изучении высочайшего учения подвижнического любомудрия, как тот сам об этом свидетельствует в своих писаниях.
     В свободном от попечений безмолвии, себе одному внимая, и в себе неизреченно соединившись с премирным, высочайшим предметом желаний — Богом, преподобный Никифор восприял блаженный дар имеющегося в сердце света благодати. Сам, богато вкусив этого божественного дара, блаженный отец, чтобы и нам дать руководство к получению того же сокровища, составил свиток, в котором, собрав из писаний и житий святых отцов места о трезвении, внимании и молитве, а в конце приложив и из своего опыта советы, всех приглашал путем умносердечной молитвы восходить к искреннейшему общению с Господом.
     Свиток этот, названный «Никифора уединетика многополезное слово о трезвении и хранении сердца», как правильное и доброе руководство к молитве помещен в 5-ом томе «Добротолюбия» в русском переводе.
     В своем истинно многополезном слове преподобный Никифор трезвение и хранение сердца называет способом, без труда и пота вводящим в пристань бесстрастия и избавляющим от падений из-за козней бесовских. Сам преподобный Никифор этот способ или путь к духовному совершенству называет вниманием и говорит: «Внимание некоторые из святых называли блюдением ума, иные — хранением сердца, иные — трезвением, иные — смысленным безмолвием, а иные — еще как иначе. Но все эти наименования одно и то же значат; как о хлебе говорят — краюха, ломоть, кусок, так и об этом разумей». Указывая, каким образом достигнуть этого внутреннего делания, преподобный Никифор говорит: «Собрав ум свой, понуди его войти в сердце и там остаться. Когда же ум твой утвердится в сердце, то ему там не следует оставаться праздным, а непрестанно творить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» — и никогда не умолкать. Ибо это, содержа ум немечтательным, делает его неуловимым и неприкосновенным для прилогов вражеских и каждодневно все более и более вводит в любовь и вожделение Бога. Придет же к тебе при многовожделенном и сладостном внимании и весь лик добродетелей: любовь, радость, мир и прочие, ради которых потом всякое твое прошение исполняемо будет о Христе Иисусе, Господе нашем, с Коим Отцу и Святому Духу слава, держава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

     Прим.
  • 1 Григорий Палама, выдающийся подвижник и просветитель XIV в., впоследствии архиепископ Фессалонитский. Память 14/27 ноября.^


  • Святая гора Афон

    Православный календарь

    Июль 2019
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31 1 2 3 4

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.