Вход

Изображения в галерее

828_43.jpg
823_22.jpg
810_38.jpg

Главная

Святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский*


Святитель Иннокентий Иркутский, храмовый образ с частицей мощей. Современная икона. Храм свт. Иннокентия,  г. Хабаровск.


     Святой Иннокентий, в миру Иоанн1, происходил из дворянского рода Кульчицких или Кольчецких2. В половине XVII века родители святого и некоторые родственники его переселились из Волыни в Малороссию, в Черниговскую губернию3, вследствие голода и тяжести польского владычества...4 О родителях святителя ничего не известно. Сохранилось только предание, что они были люди благочестивые и богобоязненные5. Святой Иоанн родился около 1680 года6. Когда он достиг отроческого возраста, то около 1695 года отдан был в училище при Киевском Богоявленском монастыре. Это училище вместе с монастырем основано было Киевским Братством в 1615 г. на пожертвованной Братству земле. Школа существует до сих пор в виде Киевской Духовной Академии. Здесь святой отрок обучался риторике, философии, богословию и языкам: латинскому, греческому и польскому. Училище при Киевском Богоявленском монастыре, переименованное в 1701 году в Академию, было тогда лучшим рассадником просвещения и благочестия в Юго-Западной Руси...7 Но святой этим не довольствовался... Уже давно мечтал он о том, чтобы посвятить себя всецело на служение Господу. Внешние тяжелые обстоятельства побудили его ускорить свое намерение. Смерть родителей, чума, появившаяся тогда в Киеве...8
     Окончив в 1706 году курс обучения в Киевской академии, он воспринял иночество и вступил с именем Иннокентия в число братии Киево-Печерской обители... В 1710 году он был вызван в Москву Стефаном Яворским для преподавания в Московской Славяно-греко-латинской Академии... Здесь святой Иннокентий преподавал словесность и поучал своих учеников искусству церковного витийства. В 1714 году святой был назначен префектом Академии. Его обязанностью было наблюдать за порядком внутренней и внешней жизни воспитанников, а кроме того он еще преподавал нравственное богословие и философию9. Такую должность он занимал до 1719 года. В этом году он был вызван в звании соборного иеромонаха в Александро-Невскую Лавру (в Санкт-Петербурге) и назначен на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле (ныне Таллине). Вскоре он был переведен обер-иеромонахом в город Або (в Финляндии). Занимая сию должность, святой был начальником флотских иеромонахов, служивших в Финляндском корпусе...
     Господь назначил Своему угоднику новое, высшее служение. Он судил ему быть просветителем отдаленнейшей окраины русского государства — Восточной Сибири. Сибирь, завоеванная в 80-х годах XVI века, хотя медленно, но непрерывно заселялась русскими переселенцами... Вместе с расселением русских по обширной Сибири распространялась и Христова вера... В 1620 году была открыта Сибирская епархия в городе Тобольске. Но одного епископа, разумеется, было недостаточно для огромной страны, и церковная жизнь Сибири за все XVII столетие представляла грустную картину... Сибирь нуждалась в апостолах веры Христовой.
     В половине XVII столетия русские переселенцы дошли до границ Китайской империи... В 1650 году казацкий атаман Иерофей Хабаров занял китайский город Албазин на левом берегу реки Амура. Укрепившись в Албазине и настроив городков, казаки держались здесь тридцать пять лет и отсюда владели всем течением Амура. Но в 1685 году китайцы осадили 450 казаков, засевших в Албазине... Истребив часть русских, остальных (около 300 человек) взяли в плен. Китайцы предложили пленникам на выбор: или вернуться в свои сибирские поселения, или поступить в подданство китайскому богдыхану. Из них перешло в китайское подданство только 45 человек с женщинами и детьми... А также насильно увлекли с собою священника Максима Леонтьева. Русские пленники были приняты богдыханом Канси очень ласково, поселены были в самой столице Китая, в Пекине... Спустя немного времени богдыхан отдал пленным христианам буддийское капище, которое они переделали в часовню... В 1696 году часовня превращена была в церковь во имя Святой Софии, Премудрости Божией... Престарелый отец Максим ревностно трудился на чужбине и продолжал свою пастырскую деятельность до самой кончины своей, последовавшей в 1711 или 1712 году. По мысли митрополита Тобольского Филофея10, неутомимого «апостола Сибири», в 1715 году, с согласия богдыхана, отправлена была первая русская миссия из десяти лиц под начальством архимандрита Илариона Лежайского. Богдыхан принял миссию ласково, дал ей содержание и дозволил богослужение.
     В 1718 году настоятель миссии архимандрит Иларион скончался... Тобольский митрополит Филофей, от которого была в зависимости и китайская миссия, писал Сибирскому губернатору князю Гагарину, чтобы он сообщил о том Стефану Яворскому: «Полезно было бы при назначении доброго и мудрого человека в Пекин почтить его чином архиерейским или архипастырским и клиру с ним послать человек 15». Святейший Синод, рассмотрев это дело, определил послать в Пекин, столицу Китая, епископа, чтобы он мог рукополагать священников и диаконов... Во время производства этого дела архимандрит Александро-Невской Лавры Феодосий был назначен епископом Новгородским, а святому Иннокентию было поручено временно исполнять должность наместника Лавры... 5 марта 1721 года святой Иннокентий был посвящен в епископа в Петербурге... 19 апреля 1721 года святитель вместе с двумя иеромонахами, двумя диаконами, 5 певчими и с несколькими служителями выехал из Петербурга... Около года употребил святитель, чтобы достигнуть города Иркутска, где он должен был ждать дальнейших распоряжений... Путешествие было весьма тягостно и трудно... Суровый климат, незнакомые места, отсутствие дорог, дикие звери, инородцы-кочевники — все это пришлось перенести святому Иннокентию и его спутникам. Им пришлось иметь с собою порох и ружья.
     Наконец в марте 1722 года святитель вместе со своей свитой прибыл в Иркутск. Иркутский воевода Полуектов немедленно послал грамоту нашего правительства в Ургу к Тушетхану — монгольскому владетелю, через которого обычно пересылались грамоты китайскому правительству со стороны России... Тушетхан сообщил нашему правительству, что при рекомендательной грамоте святителю нет письма от Сибирского губернатора к нему, Тушетхану, и вообще русская новая миссия не может быть принята ранее, чем кончатся переговоры о выдаче беглецов... Присланная вскоре Тобольским губернатором к Тушетхану грамота еще более затруднила и без того запутанные отношения... Иннокентий был назван в этой грамоте «великим господином». Китайское правительство отвечало, что богдыхан не может принять такой великой и важной особы...
     Между тем, положение святителя, который проживал тогда и Троицком Селенгинском монастыре, было крайне тягостно. Он неоднократно обращался в Синод за дальнейшими распоряжениями. «Где мне главу приклонити и прочее жития моего время окончити Святейший Правительствующий Синод заблагорассудит? Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад? И чем? Понеже без указа подвод не дадут. И куда? Понеже лисы язвины имеют на опочинок, я же по сие время не имам, где главы приклонити. Скитаюся бо со двора на двор и из дома в дом преходящи» — так описывал сам святитель свое положение. Святейший Синод, надеясь, что положение дел изменится к лучшему, прислал в 1723 году святителю указ, который повелевал ему пребывать в Селенгинске до тех пор, пока не изменятся обстоятельства. Положение святителя все более и более становилось бедственным и затруднительным. Жалованье стали задерживать и не выдавать... Не получая жалования, он сам и его свита питались доброхотными даяниями русских купцов; свита занималась рыбной ловлей, святитель сам чинил свое изношенное платье. Скудна и бедна была жизнь чинов китайской миссии, но богатый смирением и терпением, святитель подавал всем пример и утешал надеждой на будущее воздаяние. Единственной отрадой для блаженного Иннокентия было тогда совершать богослужение в Селенгинском соборе. Но нужда заставила его переехать па дачу Троицкого Селенгинского монастыря... В бывшем при той даче храме святитель изливал в молитвах пред Господом свою печаль; лишь одна молитва и поддерживала святого. Несмотря на тягостные условия жизни, святитель не любил оставаться в праздности. В свободное от молитв время он писал иконы... В то же время святитель проповедовал слово Божие жившим вокруг бурятам и монголам, и много содействовал утверждению среди них истинной веры Христовой... В Селенгинске и на даче монастыря святой прожил три года...
     В августе 1724 года возобновились переговоры с китайскими уполномоченными, которые прибыли в Селенгинск. Но они отказались хлопотать пред своим правительством о пропуске святого Иннокентия... Потребовали прежде всего отправки посла в Петербург; на это нужно было много времени. В то время (14 февраля 1725 года) из Синода пришел указ, которым блаженному святителю повелевалось выехать из Селенгинска в Иркутск и ждать здесь нового указа. Прибыв в Иркутск, святитель, с согласия Тобольского митрополита Антония, поселился в Вознесенском монастыре. Здесь святитель прожил почти год, не вступаясь в дела управления, только посвящая ставленников по поручению митрополита Сибирского.
     Новые невзгоды ожидали святого мужа на новом его местожительстве. Архимандритом Вознесенского монастыря был Антоний Платковский11, человек честолюбивый и очень хитрый. Стремление стать во главе Пекинской миссии побуждало его, не разбирая средств, домогаться своей цели. Платковский отличался необузданным нравом и жестокостью. Но, за дальностью от Петербурга и покровительством некоторых лиц, он, не обращая внимания на жалобы угнетенных, продолжал чинить несправедливости. Узнав о приезде святого Иннокентия в Иркутск, Тобольский митрополит Антоний и губернатор князь Долгоруков просили святителя разобрать их спор с Платковским, но святитель не взял на себя этого, так как считал себя не в праве разбирать проступки архимандрита, не состоящего в его ведении.
     В апреле 1726 года в Иркутск прибыл из Петербурга чрезвычайный посланник, граф Савва Владиславич Рагузинский... После свидания с двумя министрами богдыхана на пограничной речке Буре, посланник 31 августа 1726 года доносил в Петербург, что «китайские министры, которые на границе его принимали, епископа Иннокентия Кульчицкого туда с ним, графом, в Китай без указа ханского не пропустили, и не чает он, чтобы его китайцы приняли». В то же время Рагузинский сообщал, что, по словам китайских министров, богдыхан никогда но согласится принять в Китай такую превеликую особу, так как «великим господином называется их папа или хутухта». Такое донесение Рагузинского было принято в Петербурге к сведению. Принято было и представление графа, чтобы послать в Пекин архимандрита Антония, о котором тот отзывался с похвалою: живя в Иркутске, «учит несколько детей языку монгольскому, и бывал в Пекине...»12
     И вот, Святейший Синод повелевает святителю Иннокентию, впредь до получения нового указа, начальствовать в Иркутском Вознесенском монастыре. Неизвестность и неопределенность положения томили святителя. Чем более проходило времени, тем все более затруднений и лишений приходилось ему испытывать. Но он терпеливо переносил их, ибо знал, что без воли Божией ни один волос не может упасть с головы человека. Несчастия и лишения — это лучший путь, ведущий к вечному блаженству...
     Недолго, однако, святителю пришлось ждать нового назначения: 26 августа 1727 года он получил указ о бытии ему епископом в Иркутске. До сего времени церковь иркутская признава-лась только викариатством Тобольской митрополии. Теперь она была выделена в особую епископию. На новом поприще ждало святителя не отдохновение, не успокоение от прежних трудов, а еще более забот, еще более невзгод. Достаточно упомянуть, что назначение в Иркутск его предшественники принимали как наказание и очень тяготились этим... Не так думал святитель. Не отдыха он искал в земной жизни, а труда. 2 сентября 1727 года он обратился с первым словом к своей пастве как архипастырь и отец. Вот его послание:
     «Божиею милостию, Преосвященный Иннокентий, епископ Иркутский и Нерчинский. Во град Иркутск всем Церкви Святыя и Восточныя сыном послушным, духовным и мирским — благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа да будет со всеми вами! Понеже, благословением Божиим, Ея императорское Величество, имея сердце свое благодатное в руце Божией, по докладу Святейшаго Правительствующаго Синода, благоволила мя милостивым своим императорским указом определить в Иркутскую епархию настоящим епископом, и титуловати себе по той епархии, якоже и прежде бывало, того ради молю прежде всех творити моления за Ея императорское Величество о здравии, и всея Ея императорской фамилии, Святейшаго Правительствующаго Синода, такожде и о нашем смирении, титулуя нас Иркутским и Нерчинским. Прочее молим вас и архипастырски увещеваем, да такожде мудрствуйте единодушно, друг друга честию больша творяще, мир и любовь между собою имуще, якоже и апостол святый Павел поучает: елика пречестна, елика прелюбезна, елика прехвальна и прочая, сих поучайтеся, сим последуйте, сия держите, тако да и временная благая и вечная удостоитесь наследовати, всеусердно желаем и благословение посылаем. Аминь. Иннокентий епископ»13.
     Много огорчений доставил святому Иннокентию Антоний Платковский. Возгордившись своим назначением в Пекинскую миссию, он потребовал у святителя денег более 1000 рублей из сумм Вознесенского монастыря, не имея на то никакого права. Святитель отвечал, что выслать требуемой суммы он не может, так как таких денег в монастырской казне нет. В то же время открылось, что сам Платковский, в бытность свою в Иркутске архимандритом Вознесенского монастыря, растратил большие деньги. Надменный архимандрит грозил даже, что он будет жаловаться в Синод. Но дело кончилось тем, что он принужден был смириться и выплатить растраченные им деньги. Такие несправедливые притязания Платковского сильно утруждали святителя, который в то же время ревностно занимался делами по своей епархии...
     Духовенство в новой епархии было в самом жалком положении. Большинство из лиц духовных не получило почти никакого образования... Святитель Иннокентий не замедлил принять все доступные ему средства для искоренения таких нестроений. Он потребовал, чтобы все священники в воскресные дни читали книжки, разосланные Святейшим Синодом под названием «Заповеди с толкованием», также поучения святых отцов Церкви. В случае неисполнения своих обязанностей святитель грозил нерадивым пастырям судом Божиим, на котором они должны будут дать ответ не только за себя, но и за своих детей духовных. Вообще, понимая важное значение духовенства, святой Иннокентий старался возвысить его положение, что видно из одной речи его, обращенной к пастырям. В этой речи святитель старался объяснить важность и ответственность иерейского служения. Он говорил, что священники — строители тайн Божиих, свет для тьмы, соль земли, звезды неба, трубы, разоряющие стены греховного града, пастыри, которые обязаны отгонять волков от своего словесного стада. Священники, — говорил ревностный архипастырь, — должны усердно устроять дом Божий, украшать его всяким благолепием, особенно усердно проповедовать слово Божие, непрерывно поучая своих духовных чад.
     Но одними предписаниями нельзя было всего исправить. Нужно было добрым учением и воспитанием приготовить будущих пастырей Церкви. Посему святитель много заботился об училище. До него была одна монгольская школа, заведенная по время Платковского при Вознесенском монастыре. Но при Платковском школа эта была в самом плохом состоянии. В начале 1728 года святитель устроил при монгольской школе и русскую. С того времени школа получила название русско-монгольской. Из русского отделения этой школы должны были выходить будущие пастыри... Святитель увеличил жалование учителям; он также ревностно заботился и о доставлении необходимых книг. В 1729 году для монгольского отделения выписал несколько книг у лам, живших за озером Байкалом. Переписчики переписали эти книги, подлинники были возвращены их владельцам, а новые книги были переданы в школу для пользования ими. Для надзора над учениками святитель выбрал иеромонаха Лаврентия. Содержание школы стоило ему немалых забот... Главным образом святитель содержал эту школу на доходы Вознесенского монастыря и на свои собственные, хотя последние были очень незначительны. Дело в том, что при определении святого Иннокентия на Иркутскую кафедру не было почему-то сделано распоряжение о жаловании ему. Также и пределы его епархии не обозначены были точно. Тобольский митрополит Антоний удерживал за собою некоторые округи, которые должны были бы перейти к святому Иннокентию, так как ранее были в ведении Иркутского викарного епископа.
     Святитель ходатайствовал пред Синодом в 1728 году о своем жаловании и просил точнее обозначить границы новой епархии. Святейший Синод 29 августа постановил о выдаче жалования святителю и определил построить архиерейский дом для него; тогда же он нашел необходимым включить в состав новой епархии не только Селенгинский округ, но также еще округи Якутский и Илимский. Для окончательного решения это постановление Синода было послано в Сенат, но долго еще пришлось ждать сенатского распоряжения.
     В то время в Сибири был такой обычай: прихожане сами из своей среды выбирали лиц, которых считали достойными священства и посылали их для поставления к епископу. И святой Иннокентий уважал этот обычай, причем нисколько не поступался своим правом следить за тем, чтобы избранные пастыри были достойны своего звания... Если по справке в архиерейском приказе действительно выбранное лицо не имело никаких препятствий к принятию священного сана, то святитель полагал резолюцию: «для научения в школе». Избираемый посылался в монгольско-русскую школу и здесь учился не менее двух месяцев... При выпуске из школы вышеупомянутый иеромонах Лаврентий испытывал его. Если по испытании выбранный признавался достойным, то получал ставленную грамоту от святителя и, научившись отправлять церковное богослужение, уезжал на место своего служения...
     При обширности Сибири и при затруднительности проездов, святителю Иннокентию нередко приходилось рукополагать священников не только для своей Иркутской епархии, но и для сопредельной Тобольской. Многим ставленникам гораздо ближе было ехать для посвящения в Иркутск, чем в Тобольск. Но святитель Иннокентий делал это по просьбе и уговору с Тобольским митрополитом Антонием.
     Много заботился святой Иннокентий о благолепии службы Божией. До него часто в воскресные и праздничные дни не бывало богослужения, или бывало оно в неудобное время, так что жители Иркутска жаловались на это святителю... Святитель распорядился, чтобы священники в городе Иркутске не совершали Литургии слишком рано...
     Святитель обратил особенное внимание на большое число уклонявшихся от исповеди. В одном Иркутске в 1722 году число не бывших у исповеди доходило до 420 человек. Святитель не мог без внимания оставить этого. Виновным было сделано внушение, чтобы они строго исполняли постановления Церкви...
     Трудно было бороться святителю с некоторыми пороками, которыми страдало сибирское духовенство. Особенно сильно был развит среди него порок пьянства... Святой Иннокентий всякими мерами старался искоренить пьянство... Раз до святителя дошли слухи, что сторож одной церкви с церковным ключом был в питейном доме и там в нетрезвом виде вступил в драку с другими. Святитель потребовал к себе виновного, усовещивал его. Когда же тот сознался во всем, святитель повелел его держать взаперти в монастырской хлебопекарне с тем, чтобы он сеял муку, а затем отпустить, взяв с него расписку — впредь церковного ключа не носить с собой в корчемницу и жить трезво. Не только наказанием, но всего чаще увещанием и своим мудрым словом старался святитель исправлять подчиненных. С 1729 года военная церковь Якутского полка поступила в ведение Иркутского архипастыря. Святителю донесли, что полковой священник иеромонах Феофан Канарский ведет сильно нетрезвую жизнь и не исполняет своих обязанностей... Святитель обратился к нему с трогательным, чисто отеческим вразумлением:
     «Честный отец Феофан! Не заслужил ты такого нашего вразумления, а скорее достоин безчестия. Однако мы пишем к тебе. Как ты не стыдишься, что призван от Господа Бога о всем мире святую жертву приносить и пасти стадо словесных овец Его, о них же истязан будешь и дашь ответ в день страшнаго испытания, а сам ты того звания не содержишь, но безпрестанно пьешь и безгодно упиваешься допьяна, а дела своего не исправляешь, чинишь многие бездельные непотребства... Ныне тебе это пишем, увещевая тебя отечески, чтобы ты исправился. Если же ты не оставишь своих пороков, то знай, что с безчестием ты из полка переменен будешь, позван к нам на суд и приимешь достойное по делам твоим. Но прошу, исправься».
     Всеми силами старался святитель искоренить этот недуг духовных пастырей народа. Для сего-то он и требовал, чтобы прихожане были осмотрительны в своем избрании будущих священников, избирали достойных, а не таких, которые «надзирают корчемницы». «Сего ради, — говорит святитель в одном из своих поучений к пастырям, — достоит им познати свою честь и хранити ю, яко зеницу ока, да свет не обратится в тьму и слава в безчестие».
     Святитель заботливо следил, чтобы не было никаких распрей и раздоров среди духовенства. А при тогдашнем состоянии Сибирской церкви такие случаи действительно иногда происходили... Не менее святитель заботился и о простых мирянах. Побуждая священников поучать своих чад духовных, сам святитель часто и неоднократно обращался к своей пастве с словом поучения. В своих проповедях он грозно вооружался против пороков и кротко увещевал своих слушателей исполнять заповеди Божии, и призыв святителя не оставался без ответа. Его мудрое и отеческое слово глубоко западало в сердца слушателей. Множество народа стекалось, чтобы послушать его поучения...
     «Како слепцы... тако и мы, душевныма очима ослепленнии прелестию мира сего, не видим истиннаго пути, како прийти к истинному Солнцу Свету Христу, понеже бо мир сей прельщает, много нам живота обещает; обещает нам злато, но отымет от нас небесное благо... Обретаются черви в травах, иже в нощи видятся светлы, яко адаманты, аще же рукою прикоснешися, ничтоже ино, точию прах. Так и человек всяк: аще повысится за высоту рода, за красоту лица, за крепость силы, за множество богатства; но узрит себе прах, и землю, и червя, по словеси Давидову: “Аз есмъ червь, а не человек”. Еще же и древа существо пременяется тлением: гнилое дерево, а видится в темном месте светло быти; аще разсмотриши и узриши — точию тление и землю... Таковым образом и миряне, прилежащии земным вещем. Аще приложит человек мысль на пищи и питии — что ему воздаст чрево? Точию мотылие и прах! Аще же приложит человек тщание на купли и в торг мира сего — что себе приобрящет купец? Ничтоже, точию суету; а от сокровища и богатства своего ничтоже возмем, точию срачицу и саван...».
     «О премудрый Соломоне, ты глаголеши: несть ничто же вечно пребывающее, и человецы, живущие в мире сем суетном, льстятся нажитками сего света, говорят тако: ”Добро нам зде быти”. Не знают, что говорят. Кое добро есть в мире семь непостоянном? В мире бо сем вся изменна: ибо кто ныне живет, тот утре во гробе гниет; ныне здрав есть, яко Моисей, а поутру в великом недузе, яко Иов; ныне в чести и славе, а поутру в темнице и заключении; днесь о богатствах печется, яже не может сочести, яко же богач оный евангельский, а во утрий день единыя крупицы алчет, яко Лазарь, и не обретает; днесь на свободе, а утре в неволе; сегодня в радости, а утре в печали; днесь господствует и повелевает, утре издыхает и умирает»...
     «Понеже вы богатства свои держите на непотребныя вещи — на объядение, и пианство, и на нечистый блуд, — того ради богатства ваши до неба вас не допущают. А те же богатства ваши и от муки вас освобождают, аще начнете милостыню творити»... «Вам должно быти милосердым к прошению нищих, егда к вам вопиют: ”Христа ради милостыню нищим”. И вы будьте милостивы на прошение их. Не просят бо у вас коего великаго дара, но только просят единыя копейки, или малаго куска хлеба, Бога ради. Будьте милостивии. За ту бо милость сами от Бога помиловани будете... Аще убогим будем давати милостыню — отдаст вам Бог оную на том свете. И кто больше дает, тому и Бог больше отдает, а кто меньше дает, меньше тому подает»...
     «Молюся вам, любимицы мои, еже бы нам получити Царство Небесное. Чим же получити? Даяти ясти алчущим, даяти пити жаждущим, приимати странныя, одевати нагия, посещати немощныя, в темницу ходити, споследовати во еже погребати мертвыя. Сими добродетельми получим Царство Небесное»...
     «Любимцы! Не будьте неверны словом и житием — словом исповедуйте, яко воистину воскресе Господь, и житием будете верни в творении добрых дел, подаянием милостыни и хранением любви. И аще кто сотворит любовь, той нищия да одевает, а не суетне плоть свою украшает, якоже мы ныне творим: красимся ризами; что какова праздника ждем, Воскресения Господня, или иного коего праздника, то мы готовим себе кафтаны хорошие, рукавицы уборныя, шапки изрядныя, сапоги красные; а лучше бы нам готовиться к праздникам с добрыми делами»...
     «Послушайте возлюбленнии! Се Христос Господь и Мария Мати Его, свята сущи, изволиста со грешники вчинитися (потому что Пресвятая Дева исполнила закон, относящийся к грешным новорожденным младенцам, и принесла в жертву два птенца голубина). Также и нам, братие, учитися, еже очищати души наши святым покаянием и ходити на молитву в дом Божий, и приносити потребная. Приносите ов свещи, а ин просфоры, а кто сего не имеет, тот приходи в церковь на молитву с сокрушенною жертвою сердца, со слезами покаяния. Прежде всего бойся Бога, люби Его всею душею, и сердцем, и помышлением, а Пречистую Богоматерь и всех святых почитайте, а в церковь Божию безленостно приходите к вечерне, и заутрене, и обедне к началу, и слушайте божественнаго пения со вниманием в молчании. А из церкве до отпуста не выходите. Аще далече от церкве, или недосужно ти будет, то ты можешь дома правило свое исправить, пение и поклоны по силе, а не ленися, да не бесплоден будеши, аки древо сухое. И аще сотвориши правило без лености, то великую мзду от Бога получиши и грехов отпущение. Праздники празднуйте духовно, а не телесно, нищих милуйте, а в церкви свещи, и просфоры, и фимиам по силе давайте. Рабам же своим в праздники от работы покой дайте. Праздники празднуйте не объядением и пьянством, но молитвою и чистотою. Кротко живите и во Христе, любовь нелицемерну имейте ко всякому христианину... Почитайте священников, яко Божии слуги, и всем церковникам честь воздавайте, и неприятеля своя люби, и Бога за них моли, и люби всех православных христиан, яко сам себе, другу не завиди, никого не обиди, сребра в росты не давай, чти отца и матерь, больныя посещай, нужным помогай, в темницах и оковах потребная донеси, нищих по силе накорми, напои и одень, вся бо та в руце Божии влагаеши, вдовиц не презри, наипаче всего от блуда бегай и с женами живите по закону. В среду и пяток и воскресенье в чистоте будьте. Праздники Господские и Пречистыя Богородицы и всех святых почитай честно, а дети своя и челядь учи страху Божию, храни от пьянства. Татьбы и всякаго зла удаляйся, а в церкви Божии детем своим вели ходити ко службе во вся дни, а наипаче в праздники... Аще случится согрешити, по наущению диаволю, то вскоре исповеждь отцу духовному, да не вкоренится диавол в душе твоей, и смерть да не застанет тя без покаяния. А наипаче всего буди смирен, не высокоумен, не празднослови, скверных бесед бегай, друга не укори, не досади... В церкви Божией стой на молитве со страхом, ни говоря ни с кем, и не помышляй, что зло в сердце своем, но точию глаголи: “Господи, помилуй мя”»...
     «Да вспоминаем жития святых, яже чтем на всякий день, како они угодиша Богу! Смехом ли безобразным или празднословием угодили Богу? Никако, но добрыми делами. Тако и нас учат молчанию, и терпению, и остатися от злых дел. И святые отцы, мужие и жены, не с небес же снидоша, но такожде на земли родишася и имяху тело от земли, якоже и мы. Имеша и они искушение от демонов, но диавола побеждаху. Они бо не много ядяху, яко же мы. Вином не упивахуся, яко же мы творим окаяннии... Что же творили? Они бо работали Богу всем сердцем, терпели мучения, искушены за Христово имя»...
     «Якоже бо мати родная всегда милосердная есть к чадам своим естественным — питает я, греет и одевает, подъемлет, аще дети и досадят, она все прощает и вся немощи их любезно терпит, — тако и Дева Мария питает нас брашном милосердия Своего, поит млеком щедрот, греет ны ризою покрова Своего, одевает нагость нашу одеянием брачным, падающия в ров грехов, подьемля рукою пособия Своего, утверждает жезлом утверждения Своего. А егда мы по согрешении каемся, Она скоро прощает и Бога ко прощению молитвами Своими преклоняет. Терпит же вся немощи наша, яко знающая поползновение наше. Темже к Ней, яко милосердной Матери, с дерзновением и надеждою вси притекайте, и теплыми молитвами, со усердными слезами молящеся Ей»...14
     В Сибири было тогда весьма мало церквей. В новой епархии всего насчитывалось 33 церкви и 4 монастыря. Множество сел было удалено от церквей на огромное расстояние. Поэтому большая часть верующих не могли исполнять в точности всех церковных обрядов. Было много таких, которые долгое время не принимали крещения; браки заключались без благословения Церкви. Будучи сам строгим ревнителем благочестия, святитель ревностно и неутомимо заботился об умножении благочестия между пастырями и пасомыми, между мирянами и монашествующими. Не имея средств, он не имел возможности строить новые церкви, но разрешал строить часовни... В Иркутске он освятил две церкви в 1729 году...
     В то время в Сибири не раз происходили недороды хлеба. Святитель всегда сам молился пред Господом о изобилии плодов земных и того же требовал от пастырей. Во времена же грядущего бедствия он возносил сугубые моления об отвращении праведного суда Божия. «В граде Иркутске, — писал святитель в одном из своих писем в 1728 году, — умножились между людьми блудныя дела, за что грядет гнев Божий на сыны противления». И действительно, во всей Иркутской епархии в том году стояла засуха. Святитель повелел по всем церквам возносить моления Господу о ниспослании дождя. Молитвы святого архипастыря были услышаны: в конце июля прошел сильный дождь, и грозная опасность голода исчезла. На следующий год, наоборот, лето было необыкновенно дождливо, и святитель опять предписал молиться. В следующих, 1730 и 1731 годах, владыка опять делает то же распоряжение. «По желанно нашему, — говорит сей истинный пастырь Христовой Церкви, — к общему всех православных христиан благу повелевается соборне со всеми градскими священниками в соборе совершить ко всех благих Подателю Всещедрому Богу молебное по последованию требника о дожде пение, по Божественной Литургии, да и впредь по вся дни нынешние весенние, как в соборе, так и во всех градских церквах чередным священникам на всяк день»...
     Святитель в течение не долгого времени своего пребывания на Иркутской кафедре, которую он занимал 4 года и 3 месяца, положил твердое начало успехам веры Христовой в Иркутском крае. Он был истинным пастырем своего стада, ревностным учителем добра и правды, насадителем Христовой веры среди монголов и бурятов, искоренителем суеверий и ложных учений, распространителем просвещения в дикой Сибирской стране... Не роптал, не просил перемещения на другую кафедру.
     Святитель любил уединяться для молитвы в пещеру, которую ископал для себя первый основатель Вознесенской обители Герасим; любил возносить свои моления святой пастырь и над могилой Герасима. Каждую ночь святитель читал творения святых отцов или составлял поучения для своей паствы. Часто по ночам, выходя из своей келии, он направлялся к главному храму Вознесенской обители и молился на него со всех четырех сторон. Заповедуя инокам соблюдать монашеское правило, святитель сам строго выполнял его. Святой Иннокентий иногда удалялся в монастырское село Малую Бланку, отстоявшее верстах в 15-ти от Иркутска. Отдыхая от трудов управления, святитель и здесь не оставался праздным: он принимал участие в полевых работах. В своей домашней жизни святитель был прост. Одежда его состояла из власяницы, поверх которой он надевал сделанный из кожи лося подрясник и кожаный пояс.
     Насколько святитель был незлобив, лучше всего видно из следующего. Вышеупомянутый архимандрит Антоний Платковский, причинивший много зла блаженному, был поражен благочестием и добротою святого Иннокентия. Он был обвинен в растратах монастырских денег. Ему не на что было отправляться в Пекин. Но незлобивый святитель дал ему средства для этой поездки.
     Близким к святителю человеком был учитель монгольской школы Лапсан. Святитель неоднократно беседовал с ним. Сии беседы, а равно и подвиги Иннокентия, очевидцем коих был Лапсан, произвели на него сильное впечатление. По кончине святого епископа он перешел в христианство вместе со всем своим домом.
     Непрерывные труды надломили и без того слабое здоровье святителя. Уроженец Черниговской губернии, он с трудом мог привыкнуть к суровой природе Сибири. Огорчения, тяжкие обиды, дальние разъезды, строгая подвижническая жизнь — все это расстраивало его здоровье. Сначала у него открылись сильные головные боли, затем к этому присоединились другие болезни и немощи. В сентября и октябре месяцах 1731 года святитель уже лежал больным и не мог совершать богослужения. В последний раз он служил 3 октября в воскресение.
     Во время болезни святой Иннокентий благодарил всех служивших ему; в случае выздоровления обещал всех вознаградить из своих рук. Особенно он заботился о построении каменного храма в Вознесенской обители вместо прежнего деревянного, крайне обветшавшего. Святитель неоднократно выражал тогда сожаление, что ему замедлили выдачей жалованья, из которого первая тысяча рублей давно была уже обещана им на построение этого храма. В случае своей смерти он заповедал братии построить храм на монастырские средства, о сбережении и умножении которых он так много заботился. Между тем, болезнь все усиливалась. 24 ноября святитель всех удовлетворил жалованием, а остальные деньги велел сосчитать и положить в мешки за печатью; наместнику Паисию за его услуги подарил свою шубу. 25 ноября он просил братию и духовенство города помолиться о нем. Церковь Иркутская стала горячо молиться о выздоровлении своего архипастыря, но Господь судил иначе. Утром в субботу 27 ноября 1731 года святитель мирно отошел к Господу, имея всего около 50 лет от рода... Паства оплакала кончину своего отца и учителя. С подобающим торжеством честное тело его было погребено в Тихвинской церкви Вознесенского монастыря.
     Много чудес проистекло от святых мощей славного угодника Божия. Упомянем только о некоторых.

     В 1770 году проживавшая в Иркутске Пелагия Судейкина сильно заболела горячкой. Во время болезни ей было видение. Больной представилось, будто она стоит в Тихвинской церкви и святитель совершает утреню. Она просила благословения. Святитель вышел из алтаря, благословил, потом послал ей с светлым юношей частицу артоса. Она вкусила и почувствовала себя здоровой. Желая возблагодарить своего целителя, Пелагия спросила, какую читать ему молитву? Святитель вторично вышел к ней, развернул пред ней свиток, в котором было написано: «Милостивый мой наставниче, благоутробия сокровище, правоверия учителю, архиереев похвало, беспомощных заступниче, отче наш, иерарше, моли Бога о нас!» Пробудившись, Пелагия почувствовала себя совершенно здоровой и тотчас же встала15.

     Якутский купец Павел Лебедев переломил себе ногу. Его болезнь так усилилась, что он стал готовиться к смерти. В ночь на 3 января 1785 года, в комнату, где лежал больной, вошел святи-тель с жезлом в руке и сказал: «Проси помощи у Иннокентия, что в Иркутске». Лебедев проснулся, но потом опять погрузился в дремоту, не придавая особенного значения видению. Святитель опять явился и, укоряя болящего в неверии, ударил жезлом в пол. Лебедев, пробудившись, увидел на полу след удара... Перед утром святитель в третий раз явился болящему, и ужасная боль сменяется легким зудом. Утром Лебедев уже мог ходить без костыля и поспешно направился к гробу своего целителя16.

     Летом 1783 года в Вознесенском монастыре произошел пожар. Была уже объята пламенем и деревянная Тихвинская церковь, под которой покоились мощи святого Иннокентия. Народ с ужасом ожидал, что святые мощи погибнут в огне, и просил у епископа Михаила разрешения вынести их из пещеры. Епископ на эту просьбу ответил: «Если покойный Иннокентий угодил Богу, то ради его нетленных мощей Всемогущий спасет и церковь». И тотчас огонь начал ослабевать. Тихвинская церковь осталась целою, лишь с обгорелыми снаружи стенами...17

     В 1796 году из Екатеринбурга была приведена в Иркутск одна слабоумная женщина. Кто она была такая, как было ей имя — никто этого не знал. Она впала в тяжелую болезнь. Добрые люди приютили ее. Находясь в болезни, она просила денег у своих благодетелей. «На что тебе деньги?» — спросили ее. — «Мне надо идти за реку, поставить свечи там, где живут одетые в черное платье и погребен старец». Ей дали денег, она переправилась через Ангару, попросила указать ей дорогу в Вознесенскую обитель. В это время в монастыре совершалась Литургия. В течение всей службы больная усердно молилась пред иконою Богоматери и часто подходила к тому месту, где находилась гробница святителя. Через два дня слабоумная не только получила исцеление от своего недуга, но даже стала рассуждать совершенно здраво... Она рассказала, кто она и откуда, прибавила, что ей во сне явился святитель, велел исповедаться и приобщиться Святых Таин. Он сказал ей, что вскоре в такой-то день она умрет. Действительно, в назначенный святителем день она умерла18.

     Честное тело святителя, погребенное под алтарем Тихвинской церкви в Вознесенской обители, недолго оставалось под спудом. Около 1765 года, по случаю перестройки храма, гробницу с мощами святителя открыли. Гроб был совершенно цел, даже бархат, которым он был обит, не был поврежден сыростью. Святые мощи оказались совершенно нетленными и издавали благоухание19.

     В 1800 году сенаторы Ржевский и Левашев, бывшие с ревизией в Иркутской губернии, донесли императору Павлу I о нетленности мощей святого Иннокентия и о чудесах, проистекавших от мощей угодника Божия20. В том же году, согласно с желанием государя, Святейший Синод предписал двум епископам, Вениамину Иркутскому и Иустину, викарию Казанскому, произвести точное дознание по сему делу. Строгое исследование духовных и мирских лиц, производившееся в начале 1801 года, вполне подтвердило сообщение сенаторов. 5 марта епископы сделали донесение Святейшему Синоду, в котором высказывали и свое мнение: «Чтобы сего первого Иркутского епископа Иннокентия причесть к лику святителей, Церковью почитаемых и прославляемых; тело его нетленное, яко истинные мощи и достойные, чтобы для почитания народного были объявлены и открыты». Через два года Святейшей Синод потребовал от Иркутского епископа новые сведения, касающиеся признания святости угодника Божия. Епископ ответил, что в нетленном теле святителя за эти два года не произошло перемены, что усердие жителей увеличивается, что произошли новые исцеления и явления святителя, описание которых в числе 24 епископ послал в Святейший Синод. После сего синодальным определением святитель Иннокентий был причислен к лику святых, чтимых всею Русскою Церковию, и днем празднования его установлено 26 ноября. Определение было утверждено императором Александром I 28 октября 1804 года, а 1 декабря объявлено во всеобщее сведение.


Послесловие
     В 1805 г. мощи свт. Иннокентия были торжественно открыты и перенесены в главный храм Вознесенской обители. Впоследствии, по решению богоборческой советской власти, в 1921 г. мощи свт. Иннокентия отняли у Церкви и перевезли в Москву, в 1939 г. — в Ярославль, где они лежали в запасниках историко-архитектурного музея-заповедника. В 1990 г. святыня возвращена Церкви и в настоящее время пребывает в Знаменском храме города Иркутска.

Молитва святителю Иннокентию, чудотворцу Иркутскому
      К тебе, святче Божий, яко к скорому помощнику и молитвеннику о спасении моем, аз недостойный и грешный припадая молюся: не презри мене унылаго, немощнаго, во многая беззакония впадшаго, и по вся дни и часы согрешающаго, но вонми души моей, яко скорблю, и умоли Господа Бога всея твари Содетеля, Емуже ныне предстоиши в радости святых и с лики ангелов, помиловати мя и извести из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отъиду отсюду и ктому не уготов явлюся на суд Его. Ей, отче! не посрами мене, к тебе с верою притекающаго, аще бо и недостоин есмь твоего ходатайства и заступления, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна чрез обращение от злых дел к благому житию, да тако душею и телом здрав быв, славлю и пою дивнаго во святых Своих Бога нашего и твое теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва иная
      Святителю, отче Иннокентие! Призри на нас, раб Божиих (имена), и на приход (дом) сей; моли Христа Бога, да низпослет нам Духа Своего Святаго дар, во еже умудрити нас ходити пред Ним во всяком благочестии и чистоте. Мы присно заблуждаем от пути спасения: руководи нас, милостивый наш наставниче. Мы немощни есмы в вере: утверди нас, правоверия учителю. Мы зело убози сотворихомся добрых дел: обогати нас, благосердия сокровище. Мы присно наветуеми есмы от враг, видимых и невидимых, и озлобляеми: помози нам, безпомощных заступниче; да славословяще имя Божие во дни и в нощи, сподобимся быти наследницы и жизни вечныя, и прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва третья
      Святче Божий, пастырю добрый, делателю верный винограда Христова, святителю отче Иннокентие! Призри на град сей и на люди сия! Моли Христа Бога, да сохранит паству твою от волков, губящих ю; да ниспослет Духа Своего Святаго во еже умудрити нас ходити пред Ним во всяком благочестии и чистоте во вся дни живота нашего, да славословяще Имя Его Всесвятое во дни и в нощи, сподобимся быти наследницы жизни вечныя, и прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителю Иннокентию Иркутскому
Тропарь, глас 3:
      Светильниче Церкве пресветлый, озаривый лучами доброт твоих страну сию и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою, Бога прославивый, молим тя, святителю отче Иннокентие, ограждай молитвами твоими град сей от всех бед и печали.

Кондак, глас 4:
      Непорочности соименнаго пастыря, проповедника веры в языцех Монгольских, славу и украшение Иркутския паствы, любовию восхвалим, вси вернии: той бо есть хранитель Страны Сибирския и молитвенник о душах наших.

Величание
      Величаем тя, святителю отче Иннокентие и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

     Прим.
* Предлагаемое жизнеописание свт. Иннокентия представляет собой сокращенный текст жития подвижника из публикации: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. — Книга дополнительная 1-я. — (Репринтное воспроизведение издания: Москва, 1908). — Москва, 1993. Некоторые примечания публикации 1908 г. введены в основной текст, что в каждом случае оговорено в примечаниях к издаваемому ныне жизнеописанию. Приводимые в примечаниях уточнения и необходимые комментарии заимствованы из других публикаций, включая следующие: Житие и чудеса святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. С рукописи, сохраняемой в Вознесенском монастыре (место и год издания не указаны); в печатном каталоге дореволюционной библиотеки КДА (т. 4, вып. 10-11, Киев, 1912, № 24455) книга датирована 1817 г.; на экземпляре книги из дореволюционной библиотеки КДА (хранится в Национальной Библиотеке Украины им. В. Вернадского, фонд исторических коллекций) титул имеет старинную рукописную пометку: «около 1817 года»; 1817 г. датирует «Житие» и епископ Модест на с. 25 своей книги Модест, епископ. // Жизнь св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и чудотворца. Санкт-Петербург, 1879. Более полную библиографию о свт. Иннокентии см. в: Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи 992-1892. — Москва, 2002.
  • 1 «Какое при рождении было ему имя наречено, по преданиям... нас никто не известил... по причине сгорения монастырских дел от жестокого двукратного пожара, от которого многое погибло» (Житие и чудеса святителя Иннокентия...). «Что имя свят. Иннокентия в крещении было Иоанн, это доказывается собственноручными подписями его на одной, принадлежавшей ему книге, находящейся в библиотеке Иркутской Духовной Семинарии» (Модест, епископ. // Жизнь свт. Иннокентия ...).^
  • 2 «Св. Иннокентий называется в документах то Кульчицкий, то Кольчицкий» (Модест, епископ. // Жизнь свт. Иннокентия...).^
  • 3 «Святителя и чудотворца Иннокентия, по прозванию Кульчицкого, произрастила Малая Россия... Какого града — неизвестно» (Житие и чудеса святителя Иннокентия...). «Коллежский асессор Андрей Васильевич Кульчицкий, Преосвященному Черниговскому архиепископу Филарету заявил, что в домашних записях о их роде сохранился следующий документ: прадеду Андрея Васильевича, Самойлу Кот Кульчицкому, польскому шляхтичу, 1736 г. 11 июля, выдана была из градских книг Житомирского замка на Волыни копия из справочной копии из Гербариуса Киевской губернии дворянского герба, данного предкам и фамилии Кульчицких в давние времена... Андрей Васильевич Кульчицкий, признававший себя родственником св. Иннокентия, недавно скончался в с. Дягове Черниговской губернии... Да и по самому слогу оставшихся от св. Иннокентия документов, можно заключить о его происхождении из Черниговской губернии» (Модест, епископ. // Жизнь свт. Иннокентия...).^
  • 4 «Причиною переселения православных волынцев за Днепр... были: 1) страх, что после сражения под Берестечком народ останется в подданстве у поляков, и 2) страшный голод на Волыни» (Модест, епископ. // Жизнь св. Иннокентия...).^
  • 5 «О благочестии родителей свт. Иннокентия сохраняется предание между Кульчицкими, которые признают себя в родстве со святителем. Так, в настоящее время проживает в Полтаве Константин Григорьевич Кульчицкий, коллежский секретарь... О роде Кульчицких он пишет следующее: “Вступив в подданство России, этот род, будучи знаменит сам по себе, еще более был известен по своему благочестию и преданности Церкви греческой. А что это верно, в этом удостоверяет преемственное продолжение рода Кульчицких в духовном звании”. И действительно — и в настоящее время есть много Кульчицких в священническом сане» (Модест, епископ. // Жизнь свт. Иннокентия...).^
  • 6 «Святитель Иннокентий родился около 1680-1682 года. При решении вопроса о годе рождения свт. Иннокентия взято во внимание время кончины святителя (1731 года), время воспитания его в Киевской Академии... Наконец, древнейшие его изображения. Святитель мог поступить в училище — Академию не позже 12-13-ти лет от роду. Учился в ней средним числом 13-15 лет и, судя по богословским семестрам, кончил учение в Киевской Академии не позже половины 1706 года... Судя по изображению святительского лика на иконах, и принимая во внимание, что сибирский климат и скорби рано сократили его жизнь, приблизительно можно утверждать, что и день блаженной кончины ему было около 50-55 лет» (Модест, епископ. // Жизнь свт. Иннокентия...).^
  • 7 «Когда прииде он в возраст, то отдан был во граде Киеве в училище... Потом там же в Киевской Духовной Академии обучался словесным наукам: риторике, философии, богословию, и другим иностранным языкам» (Житие и чудеса святителя Иннокентия...). «Возраст Иоанна здесь разумеется тот, в котором можно было поступить в школу для обучения, т.е. не более 12-13 лет. Поэтому нужно думать, что в таком возрасте отрок Иоанн отдан был для обучения в Киевскую Коллегию. Это было около 1695 г.» (Модест, епископ. // Жизнь св. Иннокентия...).^
  • 8 «По преданию, родители свт. Иннокентия скончались еще до окончания им курса в Академии... В бытность его в Академии, находится следующая надпись святителя в одной из принадлежавших ему книг: “Жрется агнец Божий за мирский живот! Ох, помяни, Господи, Ивана, отца моего! Ох, ох, ох!”... Другим скорбным обстоятельством было то, что и 1708 году в июне в Киеве явилась чума» (Модест, епископ. // Жизнь свт. Иннокентия...).^
  • 9 «По окончании учебного курса пострижен был в иноческий чин в Киево-Печерской Лавре, но кем и в какое лето — также неизвестно. И прешедшу некоему времени по пострижении, званием Божиим и изволением местного начальства, В лето 1714-е призван был святый Иннокентий из Киево-Печерской Лавры в должность префекта и философии учителя Московской Славяно-греко-латинской Академии» (Житие и чудеса святителя Иннокентия...). «В иркутской семинарской библиотеке есть учебник, принадлежавший свт. Иннокентию, по философии и метафизике, Феофана Прокоповича, 1707 и 1708 г. ...И есть богословские трактаты: о добродетели и покаянии 1710 г.; и о вере, надежде и любви 1711 г. Оба... собственноручно писанные свт. Иннокентием в Москве. Спрашивается, почему он списывал философию и метафизику в 1707 и 1708 г. в Киеве, а философские трактаты 1710 и 1711 г. — в Москве? Не окончил ли он в Киеве только философии и первых двух лет богословского курса и по какому-либо случаю не прекратил ли учения?.. В это время Иннокентий мог принять монашество в Лавре и затем продолжать богословское учение в Киеве еще два года — в 1708 и 1709 г. А остальные два года по богословию мог доканчивать в Москве. После вызова в Москву в 1710 г. — будучи определен учителем словесности, — он мог вместе в продолжение двух лет дослушать уроки по богословию, как то делали другие воспитанники Киевской Академии, вызванные в Москву... Возьмем во внимание семестры для преподавания богословия в Академии в это время, судя по учебникам того времени... Первый четырехгодичный семестр богословия продолжался с 1693-1697 г. Второй — с 1697-1701 г. Третий... начался с 1702 г. и кончился 1706 г. Четвертый — с 1706-1711 г. Этот последний год богословского семестра в Киевской Академии совпадает с окончанием богословского семестра и в МДА... Следовало бы, поэтому, признать, и признаем, что свят. Иннокентий окончил курс наук Киевской Академии в 1706 г. Поступил затем в монашество. Посвящен в иеромонаха и в 1710 г. был вызван в Москву... Преподанная блаж. Иннокентием словесность, под заглавием “Flumen Eloquaentiae” (М. 1706 г.), находится в библиот. Ирк. Дух. Cеминарии с собственноручною подписью» (Модест, епископ. // Жизнь свт. Иннокентия...).^
  • 10 Филофей (Лещинский Рафал Богуславович, в схиме — Феодор; 1650, Украина — 31.05.1727, Тюмень) митрополит. Воспитание и образование получил в Киево-Могилянской ДА. По окончании вступил в брак и несколько лет служил приходским священником, но, овдовев, поступил в Киево-Печерскую Лавру, где постригся в монашество, впоследствии наместник Брянско-Свенского м-ря со званием — по одним сведениям архимандрита, а по другим строителя. С 4.01.1702 г. митр. Сибирский. С 1705 г. начал распространение православия в Сибири. С 1711 по 1715 гг., принял схиму, занимался миссионерской деятельностью среди племен епархии. В 1715 г. вновь управлял епархией. В 1717 г. вернулся в Тобольск. Управлял епархией вплоть до 1720 г. Скончался 31.05.1727 г. в тюменском Троицком м-ре, где и был похоронен напротив входа в собор, «дабы, как гласит завещание, мимоходящие попирали прах ногами». Позднее над его могилой было устроено мраморное надгробие и помещен его портрет. Память празднуется 31 мая/13 июня (поместно) и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых.^
  • 11 Антоний (Платковский Андрей Германович; 1682 (?) — 15.07.1746) — архимандрит. Сын казака, ставшего священником в Киеве. В 1701—1710 г. учился в киевских школах. Переехал в 1710 г. в Москву к родной тете Е. Борзаковской (монахине) в связи с болезнью в 1712 г. пострижен в монашество с им. Антоний. В 1719 г. архидиакон. Вскоре архимандрит Иркутского Вознесенского м-ря. В 1721 г. им была открыта при м-ре школа, в которой учил детей монгольскому языку. 1-м ознакомил Восточную Сибирь с методическим образованием юношества, изгнал питейные заведения с монастырских земель. В 1727 г. назначен начальником пекинской духовной миссии. Отправившись туда с своими учениками, Антоний вернулся вместе с ними из Селенгинска назад вследствие возникших раздоров. В 1729 г. состоялась 2-я поездка в Пекин и на этот раз он прожил там 5 лет. В Пекине продолжал дело обучения детей и хлопотал о печатании лексикона на русском, латинском, китайском и манчжурском языках; заботился о благоустройстве церкви на посольском дворе, расширил помещения для русских и устроил новый двор для новокрещенных. 6.11.1734 г. возвращен в Россию по доносам в разорении иркутских м-рей и растрате денег, отпущенных на постройку церкви в Пекине. Суд, окончился 9.01.1741 г. определением: «Антония следовало бы лишить архимандритского, иеромонашеского и монашеского сана, имение его конфисковать и сослать на неисходное жительство в монастырь, но, по милостивому манифесту 23-го октября 1740 г., вины его отпустить, за воровские же проступки архимандричества и иеромонашества лишить и быть ему простым монахом, с дозволением жить в Троице-Сергиевой лавре». В 1742 г. был назначен казначеем лавры и представлен Императрице, а в 1744 г. снова возведен в сан архимандрита Переславского Данилова м-ря, где и жил до самой кончины.^
  • 12 «5 апреля 1726 года прибыл в Иркутск чрезвычайный русский посланник Савва Владиславич, граф Рагузинский... С китайской границы, с реки Бури, 31 августа 1726 года, граф Рагузинский послал донесение императрице Екатерине I, что... Преосвященного Иннокентия... не чает он, чтобы... китайцы приняли... понеже у них великий господин называется их Хутухта, и ежели вместо епископа Иннокентия, за дальностию из С.-Петербурга, послать иную духовную особу трудно, то он представляет Вознесенского архимандрита Антония, который в Иркутске живет, учит де монгольскому языку и бывал в Пекине (Опис. Докум. Св. Синода, том I, стр. 94)» (Модест, епископ. // Жизнь св. Иннокентия...). «Святитель Иннокентий... 24 марта 1727 г. получил неожиданный указ: “Сего генваря 7 дня в указе Ее величества из Верховного тайного совета Св. Синоду написано: доносил Ее величеству отправленный к китайскому двору чрезвычайным посланником и полномочным министром Ее величества Иллирийский граф Савва Владиславич с границы китайской от речки Буры, от 31 августа (1726), что китайские министры, которые его на границе принимали, Вашего Преосвященства туды с ним, графом, в Китай без указа хинского не пропустили, и не чает де он, чтобы Ваше Преосвященство китайцы приняли... И представлял он, граф Владиславич, чтоб послать Вознесенского архимандрита Антония, который при Иркутском живет и учит несколько детей языку мунгальскому и бывал в Пекине ... (Иркут. епарх. Ведом. 1865 г. № 21 и 24)» (Филарет Гумилевский, архиепископ. // Жития святых...)^
  • 13 Упоминаемые свт. Иннокентием слова св. ап. Павла звучат в Священном Писании так: «Елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвална, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте. Имже и научитеся, и приясте, и слышасте, и видесте во мне, сия творите: и Бог мира будет с вами», т.е. «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте. — и Бог мира будет с вами» (Флп 4,8—9).^
  • 14 Относительно поучений свт. Иннокентия автор жизнеописания 1908 г. еще в начале своего повествования упоминает в примечании книгу: Модест, епископ. // О проповедничестве св. Иннокентия (место и год издания не указываются, но их отмечает сам владыка Модест в своей книге «Жизнь св. Иннокентия» на с. 46: Иркутск, 1868). Упомянутые свт. Иннокентием слова св. прор. Давида «аз есмь червь, а не человек» — Пс 21,7. Слова «добро нам зде быти» тоже заимствованы из Священного Писания — Мф 17,4. По мысли свт. Иннокентия, эти слова, которые произнес св. ап. Петр, созерцая Преображение Господне на горе Фавор и выражая ими полноту радости человека в присутствии Бога, многие люди неправомерно обращают к земным благам.^
  • 15 Почти дословный пересказ из: Филарет (Гумилевский), архиепископ. // Жития святых... В рукописи Вознесенского монастыря событие описано с некоторыми отличиями: «Регистратора Ивана Судейкина... В 1780 году жена его Пелагея Ивановна, быв больна две недели жестокою болезнию, по прошествии которых призывала на помощь угодника Божия Иннокентия. Таким образом проливая к нему усердные и теплые молитвы, во время сна представилось ей видение, что она стоит в церкви под алтарем, подобно той, где опочивают мощи святителя Иннокентия, и что сей угодник сам отправляет утреню, и что она просила его, дабы он благоволил изыти к ней из алтаря. Он прошения ее не презрел, и изшел Царскими вратами, осенив ее своим благословением, возвратился в алтарь, и выслал из оного ей с человеком, подобным ангелу, хлеб, и кусок, наподобие артоса, который и приказал съесть. Она кусок употребила и потом спросила, какую молитву в благодарность ему читать должна? По сем вопросе угодник Божий вышел к ней из алтаря вторично, и, держа в руке свиток, сказал: “Читай молитву, в сем свитке написанную”. Молитва же состояла из сих кратких слов: “Милостивый мой наставниче, благоутробия сокровище, правоверия учителю, архиереев похвала, беспомощных заступниче, отче наш иерарше Иннокентие, моли Бога о нас!” По получении сего свитка она, пробудившись, с постели встала и почувствовала облегчение» (Житие и чудеса святителя Иннокентия...).^
  • 16 Почти дословный пересказ из: Филарет (Гумилевский), архиепископ. // Жития святых... В рукописи Вознесенского монастыря событие описано с некоторыми отличиями: «Купца Павла Сергеева Лебедева-Ласточкина из Якутска... В 1787 году купец сей, по нечаянному несчастию, переломил себе ногу, последствием сего перелома находился уже в совершенно отчаянном положении, так, что час от часу ожидал себе смерти. Но 3-го генваря того же года, во время сна, ясно представилось ему сновидение, что спальни его двери растворились, и пошел к нему архиерей с жезлом, проговорив: “Проси, проси помощи у епископа Иннокентия, погребенного в Иркутском Вознесенском монастыре”. По изречении сего сделался невидим. Пробудившись, явление сие причтено им было за пустую мечту, и по сем размышлении вторично скоро заснул. Но сей архиерей вторично ему явился в святительской одежде, держа в руке своей жезл, которым ударив в пол, укорял и претил, для чего ему не верует? И объявив о себе, кто он таков, сделался невидим. Знак от удара долго виден был на полу. После того вскоре явился ему и в третий раз, и сим своим посещением облегчил ему болезнь, ломоту, и утолил в теле несносный жар. На переломе же ноги сделалась сильная свербота. А как скоро наступило утро, начал ходить без костыля по покоям и скоро отправился в Иркутск для отслужения над ним панихиды» (Житие и чудеса святителя Иннокентия...).^
  • 17 «1783 года, маия 11 дня, в самый полдень, обитель сия учинилась жертвою пламени. Все монастырские здания, — церкви, келии и самая ограда, — пылая разрушительным огнем, обращались в пепел. Токмо Тихвинская деревянная церковь, под алтарем коея погребено было тело святителя Иннокентия, сохранилась чудесным образом невредима, когда не было никаких средств, ни места человеческим пособиям спасти церковь сию от очевидной опасности. Ибо лежавший подле нее в великом множестве и горевший сосновый лес, порывами ветра обращал на нее сильный жар и касался стен ее пламенем, так, что в некоторых местах она уже и загоралась, и вообще вся тлела. В то время стекшийся народ в трепете ожидал, что церковь в тот же час объята будет огнем и сгорит до основания. Почему и просил у Преосвященного Михаила, прибывшего по сему случаю из Иркутска, позволения гробницу святителя из-под алтаря изнести в безопасное место. Но Преосвященный на убедительную и единогласную всех просьбу к гробнице касатися не позволил и произнес следующее достопамятное изречение: “Вы человечески думаете спасти тело от огня. Ежели покойный Иннокентий угодил Богу, то ради его нетленных мощей Всемогущий Бог спасет и церковь”. Сие изречение самым событием в то время исполнилось! А гробница с телом святителя осталась на своем месте неприкосновенною, и церковь от огня уцелела... со следами тления» (Житие и чудеса святителя Иннокентия...).^
  • 18 Почти дословный пересказ из: Филарет (Гумилевский), архиепископ. // Жития святых... В «Житиях» рассказ о событии 1796 г. завершен ссылкой: «Ркп. опис. чуд. св. Иннокентия. Ирк. еп. вед. 1863 г. № 7. 1864 г. № 48.»^
  • 19 «1766 года... по случаю производимых работ, под алтарем оныя церкви найден гроб святителя Иннокентия и чрез 35 лет после погребения совершенно невредимым, и как новым, как будто бы недавно был опущен в землю, что в особенности приметно было по бархату, которым сей был околочен и который в продолжение толиких лет в земле и сырости не изменил ни цвета, ни доброты. При сем тело святителя оказалось совершенно нетленным, целым, и неразрушимым, и издающим от себя благовонный запах, мощам свойственный» (Житие и чудеса святителя Иннокентия...). «В 1764 году, по случаю производившихся работ под алтарем Тихвинской церкви, гроб святителя видели совершенно целым. Даже бархат, которым он был обит, не был поврежден сыростию места. Когда открыли гроб, св. тело оказалось совершенно нетленным и издавало весьма приятный запах» (Филарет Гумилевский, архиепископ. // Житии святых...).^
  • 20 «При императоре Павле сенаторы Ржевский и Левашов, ревизовавшие Иркутскую губернию, донесли государю о нетленных мощах и чудесах святителя» (Филарет Гумилевский, архиепископ. // Жития святых.... «В 1800-м году осматривавшие Иркутскую губернию два сенатора донесли рапортом импер. Павлу о нетленном теле святителя с приложением краткой выписки тогдашнего Иркутского епископа о чудесах, происходящих от того нетленного тела» (Голубинский Е. // История канонизации святых в Русской Церкви, репринтное воспроизведение издания: Москва, 1903. — Москва, 1998).^


  • Киево-Печерский патерик

    Православный календарь

    Декабрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 29 30 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме

    Тема: perfect money payeer
    Написал: Johnnypam   15.12.2017

    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.