Вход

Изображения в галерее

801_71.jpg
804_51.jpg
815_95.jpg

Главная

Житие святого отца нашего Амфилохия, епископа Иконийского


Минея на ноябрь 16-30. Оборотная сторона. Верхний ряд: 23. Св. Григорий Акрагантский, св. Амфилохий Иконийский; 24. Св. Александр Невский, мц. Екатерина, вмч. Меркурий, мч. Меркурий Смоленский; 25. Св. Климент папа Римский, св. Петр Александрийский. Нижний ряд: 26. Прп. Алимпий Столпник, вмч. Георгий; 27. Св. Иаков Перский (над ним — Богоматерь Знамение) прп. Палладий, князь Всеволод — Гавриил Псковский; 28. Прп. Стефан Новый; 29. Мчч. Парамон и Филумен; прп. Акакий Синайский; 30. Св. Андрей Первозванный.

     Святой Амфилохий, епископ Иконийский1, друг великих вселенских учителей святого Василия Великого и Григория Богослова, был родом из Каппадокии и родился в городе Кесарии. Отец его, называвшийся также Амфилохием, был родной брат блаженной Ноны2, матери святого Григория Богослова. Это был муж великого ума и глубоких познаний, с которыми соединял красноречие и при всем этом еще добросердечие и благочестие и служил помощью для всех родных и наставником в слове. Заботясь о своих детях, он дал им прекрасное образование и воспитал их в духе христианского благочестия.
     Младший сын его, придя в возраст, сначала выступил оратором и адвокатом. Но, еще с юных лет он возлюбил Бога паче всего и потому вскоре, по убеждению святого Григория Богослова, избегая мирских тревог и суеты, удалился в пустыню, где и стал проводить иноческую, строго подвижническую жизнь, усердно служа одному только Богу. Здесь занятиями его были молитвы, чтение Писания и пост. В таком строгом самоумерщвлении и подвигах поста святой Амфилохий прожил довольно долгое время, пока Господь не указал ему другое высшее, святительское служение, поставив его, как бы светильником на подсвечнике Церкви.
     Когда скончался епископ церкви Иконийской3, ангел Господень явился Амфилохию ночью и сказал, чтобы он шел в город и пас духовных овец; но Амфилохий не решился идти. В следующую ночь опять явился ему ангел и сказал: «Ступай в город, Амфилохий, и паси овец, которых вручает тебе Бог».
     Но Амфилохий и на этот раз не послушал ангела, думая, что явление его есть обольщение злого духа: «и сатана, подумал святой, иногда может преобразоваться в светлого ангела». В третью ночь ангел, явившись к нему, позвал его: «Амфилохий! Встань с постели!»
     Быстро встав, Амфилохий в страхе сказал: «Если ты — ангел Божий, станем оба на молитву».
     Преклонив главу, Амфилохий начал петь: «Господь Саваоф, исполни небо и землю славы Твоей»; но и явившийся пел с ним вместе. Затем ангел взял его за правую руку и повел в бывшую неподалеку церковь, двери которой сами собой растворились перед ними. Когда они вошли внутрь, Амфилохий увидел яркий свет и множество мужей в белых одеждах, которые взяли его, привели к алтарю и дали ему в руки святое Евангелие, говоря: «Господь с тобой!» Один же из них, по-видимому, старший громко провозгласил: «Помолимся все», и потом сказал: «Святая благодать поставляет брата нашего Амфилохия епископом города Иконии; помолимся за него, чтобы благодать Божия была на нем». После молитвы все, простившись с Амфилохием, стали невидимы, а сам он стоял, удивляясь чудесному видению и своему странному посвящению во епископы, и молился Богу, поручая себя Его святой воле. Как только начало рассветать, он вышел из церкви и отправился в свою пещеру. И вот на пути его встретили семь епископов, собравшихся из окрестных городов в Иконию для избрания и поставления епископа этому городу. Им было повеление от Бога отыскать черноризца Амфилохия. Выйдя из Иконии, они всюду искали его и, встретив, наконец, его, спросили:
     — Не ты ли Амфилохий? Говори нам правду, ибо всякая ложь — от лукавого.
     — Я — грешный Амфилохий, — смиренно ответил он им.
     Они с честью повели его в храм, чтобы хиротонисать, но он сказал им:
     — Если Бог благоволил, чтобы я, недостойный и грешный, был указан вам для избрания во епископы, то не должно уже мне скрывать и умалчивать далее о Его чудесных делах, напротив, — мы непременно должны объявить о них и за все воздать славу Богу.
     И святой Амфилохий рассказал им все с самого начала о том, как он ночью в видении был посвящен во епископы. Выслушав его, епископы изумились и возблагодарили Бога за чудесное посвящение Амфилохия и уже не осмелились вторично посвящать, его, но, поклонившись ему с почтительностью и с любовью облобызав его, посадили его прямо на архиерейском престоле (в царствование Валентиниана и Валента4).
     Довольно долгое время пас святой Амфилохий стадо Христово: он прожил до времен императора Феодосия Великого и его сыновей. Как учитель веры православной, он боролся против ереси Ария5, претерпел много притеснений и обид от еретиков, был сподвижником святых отцов, восстававших против богохульства Евномия, и на втором Вселенском Соборе много подвизался против духоборца Македония6 и сторонников того же Ария. За свою ревность о благочестии и добродетельную жизнь он был прославляем повсюду и пользовался любовью святых отцов, особенно — святых Василия Великого и Григория Богослова, которые считали его своим близким другом и были с ним в переписке7.
     В царствование Феодосия Великого8 святой Амфилохий явился однажды к императору и умолял его уничтожить во всех городах молитвенные собрания ариан. Но император не хотел исполнить его просьбы, чтобы не явиться притеснителем в глазах народа. Тогда Амфилохий, молча, ушел из дворца, но через несколько дней опять пришел туда и, благодаря своей мудрости, сделал нечто, достойное воспоминания. Он поклонился царю, сидевшему на престоле, отдав ему должную честь, и почтительно приветствовал его, а на сына его Аркадия, недавно возведенного на царство и сидевшего около отца, не обратил никакого внимания и не оказал ему подобающей чести. Феодосий, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему отдать должный привет Аркадию.
     «Довольно и того, что отдана честь царю», — заметил Амфилохий.
     Тогда император — отец сильно разгневался и, не желая позволить непочтения к своему сыну, велел с позором выгнать святого Амфилохия из дворца.
     Святой Амфилохий сказал ему. «Видишь, царь, как не переносишь ты непочтения к своему сыну и как гневаешься на меня? Так и Бог — Отец не терпит непочтения к Его Сыну, отвращается и не любит хулящих Его и гневается на тех, кто входит с хулителями в общение».
     Император понял тогда, почему Амфилохий не воздал чести его сыну, — потому, что хотел показать, что Богу Сыну подобает равная честь с Отцом, — подивился мудрости святого и, встав с престола, поклонился ему и просил у него прощения. Тотчас же Феодосий разослал по всей империи указы об удалении ариан из всех городов, и в случае нужды — силой и угрозами. Так св. Амфилохий очистил церковь Христову от еретиков.
     Около того же времени проникла в Ликаонскую область ересь Мессалиан9. Святой Амфилохий ревностно защитил церковь свою и от этой заразы. Он обличал еретиков и лично, и силой своего богомудрого слова, и после того присутствовал на соборе Сидском в Памфилии10, где ересь эта была осуждена. В это время святой Амфилохий столько уже преуспел духом, что мог испрашивать своими молитвами исцеление больным.
     Достигнув глубокой старости, святой Амфилохий с миром почил о Господе11.

Тропарь святителям Амфилохию и Григорию
Тропарь, глас 4:
      Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Кондак, глас 2:
      Божественный гром, труба Духа, веры садоделателю и сечиво ересей, иерарше Амфилохие, Троицы угодниче великий, со ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

Величание
      Величаем вас, святителие велиции Амфилохие и Григорие, и чтим святую память вашу вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

     Прим.
  • 1 Икония — город на восточной плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра; был некогда главным городом Ликаонской области; в средние века был главным городом Сельджукских султанов (1096—1308 гг.). Ныне — турецкий город Кония. Христианство здесь было насаждено первоначально Апостолами Павлом в Варнавой (Деян 14,1—23).^
  • 2 Память праведной Нонны совершается 5/18 августа.^
  • 3 Это было в 372 г.^
  • 4 Император Валентиниан (на западе) царствовал с 374 по 375 г. Валент (на востоке) — с 364—378 г. Поставление св. Амфилохия во епископы последовало в 373-м году.^
  • 5 Арий, осужденный I Вселенским Собором, учил, что Сын Божий есть не Бог, а только высшая тварь, через которую Бог сотворил весь мир.^
  • 6 II Вселенский Собор (I Константинопольский) был в 381 г. Македоний, осужденный этим собором, учил, что Дух Святой есть тварь, не имеющая участия в Божестве и славе Отца и Сына.^
  • 7 Св. Амфилохий неоднократно путешествовал в Кесарию к св. Василию Великому. В одно из таких путешествий он упросил Василия Великого написать о Св. Духе для обличения духоборцев. Кроме личного совещания по различным церковным вопросам, Амфилохий не раз просил Василия Великого и на бумаге разрешить сомнения его о благочинии церковном. По просьбе Амфилохия, великий отец написал, между прочим, известное «каноническое послание». В 375 г. св. Василий Великий, приглашая еще к себе Амфилохия, поручал ему, по причине болезни, Кесарийскую церковь; но Амфилохий, сам будучи болен и в то же время не зная о болезни Василия, приглашал его в Иконию на собор. Однако болезнь Василия не прекращалась и вместо себя он послал на собор (376 г.; на соборе этом духоборцы были осуждены) книгу о Св. Духе. После того св. Амфилохий для успешной борьбы с евномианами — крайними арианами просил св. Василия разрешить несколько вопросов евномианской диалектики, и св. Василий, невзирая на тяжкую болезнь, написал ему свои ответы. В таком же близком дружественном общении был св. Амфилохий с родственником своим св. Григорием Богословом, по убеждению которого первоначально удалился в пустыню и который посылал ему туда письма, а также запасы хлеба.^
  • 8 Феодосий Великий царствовал с 379 по 395 г.^
  • 9 Мессалиане, иначе евхиты, отрицали Троичность Лиц в Боге, таинства, посты, внешние подвиги и все церковные установления. Для борьбы с демоном, во власти которого, по их мнению, находится каждый человек, достаточно только усиленной молитвы, после которой в молящемся поселяется Всесвятой Дух. Они предавались созерцаниям, мистическим пляскам и уверяли, что телесными очами видят божество. Ересь мессалиан возникла в IV в., была осуждена в 431 г. на 3-м вселенском Ефесском соборе, но окончательно исчезла уже в VII веке.^
  • 10 Памфилия — южная область Малой Азии. Собор происходил в Сиде, значительном городе Памфилии.^
  • 11 Св. Амфилохий Иконийский (ум. ок. 395 г.) Св. Амфилохий оставил после себя весьма много разнообразных богословских сочинений; он писал книги, стихи, письма, слова. Самыми значительными из них были творения апологетические, т. е. написанные в защиту православного учения и в обличении еретиков. Такова его книга о Св. Духе и книга против евхитов, до нас не дошедшие, книга «О рождении Господа по плоти», которую читали на Вселенских Соборах и которая сохранилась лишь в отрывках, и книга на прор. Исаию, до нас также не дошедшая. До нас дошло обширное письмо св. Амфилохия к Селевку, племяннику св. Олимпиады и внуку военачальника Траяна, в 333 стихах, педагогического характера. Известны также послание св. Амфилохия к Селевку, внуку военачальника Траяна о Св. Троице, воплощении Сына Божия и некоторые другие письма и послания, преимущественно о Св. Троице и в частности о Св. Духе. Кроме того, св. Амфилохий оставил по себе много слов и поучений — преимущественно догматического характера.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Декабрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    26 27 28 29 30 1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31 1 2 3 4 5 6

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.