Вход

Изображения в галерее

819_79.jpg
812_68.jpg
818_81.jpg

Главная

Память праведного Михаила Воина*


     Святой Михаил жил в царствование Михаила III1. По своему происхождению он был болгарин и родился в городе Потуке2, принадлежавшем тогда царству греческому. Знатные родители Михаила принадлежали к числу первых христиан болгарских; таковым же христианином с детства был и Михаил, которого родители и знакомые называли: святое дитя, за его благочестие. С младенческих лет он отличался чистотой жизни, всегда имел в сердце своем страх Божий, пребывал в посте и молитве, подавал милостыню нищим и посещал больных, украшаясь кротостью и смирением и всякими добродетелями.
     По достижении двадцатипятилетнего возраста Михаил поступил в военную службу и начальствовал над значительным военным отрядом.
     В то время поднялись войной на царство греческое эфиопляне и агаряне, то есть, арабы магометанской веры3, и направились к столице греческого царства. На защиту отечества выступило большое греческое войско и встретилось с многочисленными войсками агарянскими. Видя, что эфиопяне и агаряне превосходят силой и готовы одолеть, греки бежали в горы и скрылись в безопасных местах.
     В греческом христианском войске находился и Михаил Воин со своим отрядом. Он не испугался неприятеля, не обратился в бегство, а непрестанно укреплял и ободрял своих людей. Увидев всеобщее бегство греков, он прослезился и, пав ниц на землю, молился Господу Богу о спасении христиан. По окончании молитвы он со своим отрядом неудержимо устремился на неприятелей и врезался в самую середину эфиоплян и агарян, жестоко поражая врагов без вреда для себя и для своего отряда. В то же время на помощь христианским воинам внезапно поднялась гроза: молнии и громы поражали и устрашали врагов, так что они все обратились в бегство. С помощью Божьей Михаил разогнал всех врагов, сам же и отряд его остались совершенно невредимыми.
     Возблагодарив Бога за дарованную победу, Михаил распустил свое войско и сам с немногими слугами отправился в обратный путь на свою родину. Во время этого путешествия совершилось следующее чудо.
     Михаил остановился в одном месте4 для отдыха: Там находилось большое озеро, из которого выходил чудовищный змей и поедал людей и скот.
     Один из слуг Михаила увидал с места остановки вблизи озера дым и, наскоро взяв припасы для пищи, пошел туда, где был дым. Там он увидел девушку, которая сидела в слезах и чего-то ожидала. Слуга стал расспрашивать ее и так заслушался ее повествованием о страшном змее, что на огне пригорела та пища, варить которую он пришел. Когда слуга вернулся к своему господину, то Михаил Воин спросил его, почему он замедлил и отчего пригорела пища. Тогда слуга подробно рассказал все, что видел и что слышал от девицы о змее.
     Святой Михаил, выслушав рассказ, решил пойти туда и стал звать своих слуг, но они, убоявшись, отказались идти со своим господином. Тогда Михаил, помолившись Господу Богу и осенив лицо свое крестным знамением, сел на коня и поехал к озеру, взяв только одного старейшего слугу.
     Прибыв на место, он стал расспрашивать девицу, зачем она прибыла на это место.
     Девица уговаривала сначала Михаила Воина удалиться, чтобы не быть съеденным чудовищным змеем, но, по настоянию святого, рассказала об установившемся в городе обычае по очереди отдавать детей на съедение змею.
     Изумленный рассказом девицы, Михаил приказал своему слуге отойти с конем и ожидать вдали, а сам пал на землю и стал молиться Господу Богу. Когда святой окончил молитву и встал, среди озера появился змей и, подняв высоко голову и ударяя хвостом по воде, стал приближаться к берегу, раскрыв три свои пасти. Святой взял щит и меч и отсек лукавому три головы, с которыми он показался. Змей же, свернув хвост, ударил святого в правую щеку и левую руку и причинил ему рану. Михаил упал без сознания, но скоро очнулся и встал.
     Слуга Михаила, видя такое чудо, поспешил в город и сообщил о происшедшем. Граждане вышли из города и торжественно встретили избавителя, а девицу вручили ее родителям.
     Итак, Богу угодно было прославить Михаила Воина таким же чудом, какое совершено было в древности святым Георгием Победоносцем.
     После этого, дав наставление гражданам твердо держаться христианской веры, Михаил Воин продолжал свой путь и возвратился в свой дом. По прошествии недолгого времени он с миром предал блаженную душу свою Господу.
     При гробе святого Михаила стали совершаться многие знамения и чудеса и исцеления от болезней приходивших с верой к его гробу.
     Спустя много лет, во времена второго Болгарского царства, болгарский царь Калоиоанн, воюя в пределах греческого царства, столица которого тогда занята была латинянами, занял город Потуку и решил перенести мощи святого Михаила Воина в свою болгарскую столицу, город Тернов. Болгарский патриарх Василий, услышав о приближении святых мощей, вышел со всем своим духовенством и гражданами на встречу святых мощей с крестным ходом, свечами и кадилами. Болгарский царь и патриарх взяли святые мощи на свои плечи и своими руками отнесли и поставили в соборном кафедральном патриаршем храме5.

     Прим.
* Житие изложено на основании во-первых, славянского синаксарного сказания, древние тексты которого были изданы преосвящ. архиеписк. Филаретом и академиком А. Н. Веселовским; тоже сказание с некоторыми отличиями вошло в печатный славянский Пролог во-вторых — Похвального слова Михаилу Воину, написанного Евфимием, патриархом Терновским (1375—1393) и изданного в числе творений Евфимия г. Калужняцким в Вене в 1901 году.
  • 1 Византийский император Михаил III умер в 867 году.^
  • 2 Полагают, что это нынешний Батак, в пределах города Пловдива или Филиппополя.^
  • 3 Вероятно, разумеется здесь война императора Михаила III с арабами в 865 г.^
  • 4 Место чуда со змеем в печатном Прологе названо Раифским, и преосвящ. Филарет полагает, что здесь разумеется известная Раифская пустыня в двух днях пути от Синая. Но в рукописных древних житиях говорится не о Раифском месте, а Стыранском, или Тиранском. Может быть, под «Тиранским местом » разумеется, по мнению акад. Веселовского, Тиранна, город и область близ Дураццо и Алессио на Балканском полуострове близ Адриатического моря.^
  • 5 В XIV веке при последнем терновском патриархе Евфимии, составившем святому Михаилу похвальное слово, мощи почивали в Тернове в патриаршем соборном храме. В начале XIX столетия они перенесены в Валахию.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Декабрь 2019
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.