Вход

Изображения в галерее

829_98.jpg
835_84.jpg
780_1.jpg

Главная

Житие преподобного отца нашего Григория Декаполита


Минея на ноябрь 16-30. Икона-таблетка двусторонняя. Начало XVII в. Паволока, левкас, темпера. 18,8х14,4х0,2 см. Лицевая сторона. Верхний ряд: 16. Ап. Матфей, Сщмч. Ипатий еп. Персидский; 17. Св. Григорий Неокесарийский; Прп. Никон Радонежский, 18. Мчч. Платон и Роман; 19. Авдий пророк. Нижний ряд: 20. Прп. Григорий Декаполит; св. Прокл архиеп. Константинопольский; 21. Введение во Храм; 22. Св. ап. Филимон, «от семидесяти»; св. Михаил Тверской. 26. Св. вмч. Георгий, освящение Георгиевской церкви в Киеве.

     Преподобный Григорий родился в городе Иринополе в Десятиградии1 от христианских родителей Сергия и Марфы, благочестивой и богобоязненной женщины. Восьми лет он отдан был для обучения грамоте и еще в юности хорошо изучил слово Божие и отличался усердием к храму Божию. Стремясь к небесному, он возненавидел все земное: не вкушал приятных для вкуса снедей, употребляя лишь простую и грубую пишу, отказывался носить богатые и мягкие одежды, сам пропитывал себя рукоделием, отдавая остаток бедным. Часто он удалялся в безмолвие и там наедине молился Богу, чтобы Он удостоил его быть верным рабом Его.
     Когда Григорий достиг совершеннолетия, родители намеревались женить его, но он тайно убежал и удалился в один пустынный монастырь, где принял иночество и ревностно подвизался в посте и воздержании, в молитвах и непрестанных ночных бдениях, возлагая на себя всякие тяготы самой строгой иноческой жизни. Между тем, вскоре отец Григория умер; благочестивая же мать, после долгих поисков найдя его, не только не укоряла, но и одобрила его намерение посвятить себя иноческим подвигам; она просила его только перейти в другой монастырь, где находился и брат его. Повинуясь воле матери, преподобный переселился туда; но когда он узнал, что настоятель монастыря того — иконоборец, то, как горячий ревнитель православия, обличил его перед всей братией. Тогда настоятель в ярости жестоко побил его, после чего Григорий ушел в другой монастырь, где настоятелем был родственник его матери Симеон. С радостью встретив Григория, Симеон как муж опытный в подвижнической жизни, наставил юношу на всякую добродетель.
     Прожив здесь около четырнадцати лет, преподобный Григорий заслужил общее уважение, и все стали почитать его за добродетельного и святого человека. Преуспевая в глубоком смирении и желая сделаться совершенным иноком, он испросил у настоятеля позволение поселиться в уединенной келие, дабы не иметь никакого житейского попечения, проводить время в безмолвии. Настоятель, провидя благое произволение его, отвел ему для подвигов одну пещеру в глубокой отвесной расселине. И начал святой еще с большей ревностью подвизаться в той пещере. Но, не смущаемый молвой людской, он потерпел здесь великое беспокойство от демонов, которые всячески озлобляли и искушали его, стараясь прогнать его из их жилища. То угрожали они ему, крича: «Уходи из нашего жилища, иначе много пострадаешь от нас»; то устремлялись на него, принимая вид страшных скорпионов. Но он оставался неуязвимым и неустрашимым.
     Когда стоял он на молитве, бесы уязвляли его руки и ноги; но он пренебрегал наносимыми ему язвами, считая их ни во что. И бесы со срамом удалились. Спустя немного дней они явились к нему в виде воинов, угрожая его убить; но он сотворил крестное знамение, и они исчезли. После того являлись они святому, блистая светом и говоря, что они — сорок мучеников2 и пришли дать ему благодать и силу против демонов; но он, провидев их козни, запретил им, и они снова исчезли. Также бессильны были и другие искушения, ибо благодать Божия содействовала ему и истребляла в нем все приражения плоти. Вскоре после того Господь сподобил Своего верного угодника дивного посещения: Григорий пришел в состояние как бы некоего восхищения, во время которого явился ему с неба блистающий свет с неизреченным благоуханием, наполнившим пещеру и остававшимся в ней в продолжение многих дней. Об этом чуде святой счел долгом сообщить своему настоятелю, дабы спросить его как человека опытного в духовной жизни, от Бога ли это видение, или не действие ли оно диавола, посланное для того, чтобы соблазнить и прельстить его. Внимательно выслушав рассказ Григория, настоятель успокоил его и сказал ему, чтобы он не имел никакого сомнения, ни страха, но что это — свет божественный, который своим благовонием прогнал смертоносное зловоние духа лукавого. «Трудись в подвиге, сколько можешь, — заключил старец, — уповая, что ты имеешь Бога себе помощником». И действительно, святой Григорий от благодатного видения того исцелился и освободился от удручавшей его болезни телесной и от болезни душевной — плотского соблазна, которым хотели прельстить его демоны, и от всех их злокозненных искушений. С того времени блаженный еще более усилил свои подвиги и молитвы, непрестанно взывая к Господу из глубины души. Преодолев, таким образом, диавольские козни, преподобный Григорий за свою святую и непорочную жизнь сподобился от Бога благодатного дара чудотворений. И так как не подобало этому Божественному светильнику Церкви оставаться под спудом, то Господь воззвал к нему с неба, как некогда к патриарху Аврааму (Быт 12,1): «Григорий! Если желаешь достигнуть совершенства, уйди от земли твоей и от родства твоего и странствуй во благо свое».
     Повинуясь этому Божественному гласу, Григорий, оставив пещеру, направился в Ефес, чтобы найти корабль для отплытия в Константинополь: церковь Константинопольскую в то время обуревала иконоборческая ересь, и, ревнуя о славе Божией и чистоте православия, святой намеревался выступить на защиту его и изобличить лжемудрования еретиков. Но Промысл Божий судил иначе: святому Григорию надлежало, согласно Божественному призыву, всю остальную жизнь свою провести в странствованиях, «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр 13,14), подобно Господу нашему Иисусу Христу, бывшему странником на земле и не имевшему где приклонить голову (Мф 8,20; Лк 9,58).
     Отправившись из Ефеса в Константинополь, преподобный по дороге остановился сначала в Проконисе3, где один бедный человек, несмотря на строгие указы царей — иконоборцев4, запрещавшие принимать к себе иноков, радушно принял его в своем доме ради Господа, за что Господь и обогатил его в продолжение немногих дней. Отсюда святой направился далее в Византию, но, встретив препятствие к тому, познал из этого, что нет воли Божией на путешествие его туда, и отправился в Энос5. Здесь он получил жестокие побои от одного всадника, возбужденного к тому диаволом; но праведный, претерпевая удары, молился Богу, чтобы Он простил его обидчика, и последний, видя кротость его, раскаялся, просил прощения и получил от преподобного наставление впредь никого не обижать. Отправившись отсюда на корабле, преподобный прибыл в Христополь6, откуда переправился в Солунь.
     Пробыв в Солуни немного дней, святой Григорий отправился сухим путем в Коринф. Отплыв отсюда в Рим, он по дороге остановился на некоторое время в Регии7. Здесь некоторые люди, видя, что преподобный ничего не имеет, дали ему некое количество золота. Святой же, хотя и не знал жертвователей, но, по Божественной благодати, прозрел, что данное ему золото приобретено неправдой; поэтому, желая научить, чтобы воздержались от неправды, изобличил виноватого и возвратил неправедно приобретенные деньги. Оставив Регий, святой отправился далее в Рим. На пути один из плывших упал с судна в море, подле берега, где им следовало выйти на сушу, чтобы идти в Рим. И вот совершилось чудо, ясно засвидетельствовавшее, что на преподобном почивает благодать Божия; ибо он одной молитвой вынес его на землю и спас от неминуемой гибели.
     Прибыв в Рим, преподобный Григорий три месяца пробыл в безмолвии в одной уединенной келие, так что никто и не знал о нем. Но один бесноватый сделал известным его пребывание в городе: ибо святой исцелил его, изгнав из него духа нечистого, и все стали почитать его за святого. Тогда Григорий удалился оттуда и, прибыв в Сицилию, заключился в одной башне и пребывал в ней в молчании. Здесь напали на него демоны, истребили рогожу, на которой он спал, и всячески искушали его и причиняли ему различные злокозненные действия; но он молитвою прогнал их. Здесь же он спас от вечной гибели одну женщину — грешницу, бесчисленными хитростями склонявшую мужчин, особенно корабельщиков, прибывавших из чужих мест, к нечистоте блуда. Угрожая ей вечными мучениями, святой своими убеждениями довел ее до того, что она отреклась от мира, приняла иночество, и место плотской скверны обратилось в монастырь. После того пришла к преподобному Григорию в башню одна беснуемая женщина, и он молитвой своей прогнал из нее демона. Много и других еще чудес сотворил он на этом месте. Когда все узнали об этом и стали почитать его, то святой удалился и оттуда.
     Однажды, путешествуя, он встретил войско сарацин8. Один из них поил при колодце коня, и когда святой подошел, тот направил копье, чтобы убить его. Но вдруг рука его остановилась в воздухе, так что он не мог опустить ее. Тогда он пошел за преподобным, умоляя его об исцелении. Святой, прикоснувшись к его руке своей, исцелил его. Далее на пути встретил святого один жестоко мучимый бесноватый. Умилосердившись над ним, святой сотворил молитву к Богу, и демон оставил страждущего.
     Наконец, Григорий снова прибыл в Солунь и поселился там в монастыре святого Мины. При этом он пребывал в такой нищете, что не имел никакой пищи, нечем было покрыться, а носил только одну одежду, которая служила ему и днем и ночью. Когда он чувствовал непреодолимый голод, то выходил из церкви, и если видел где-либо трапезующих, то входил к ним и вкушал с ними немного пищи. Но потом он почувствовал, что не должно ему питаться от чужого труда, и решился пребывать в храме без пищи, до тех пор, пока Господь не пошлет ему помощь свыше. И Господь, пропитавший некогда пророка Илию через врана (3 Цар 7,6) и многих других добродетельных рабов Своих чудесным образом, не оставил без помощи верного раба Своего; по внушению свыше одна боголюбивая вдова каждодневно доставляла ему пищу.
     Вскоре преподобный Григорий прославился по всей окрестной местности своими чудотворениями. Так, однажды пришла к нему одна бесноватая женщина и просила у святого помощи на возобновление ее небольшого домика, так как он обветшал. В ответ на ее просьбу святой сказал: «Иди, начинай дело, и Бог, отец сирот, пошлет тебе помощь».
     Женщина с верой пошла и начала копать землю, чтобы положить зданию основание. И вот с того места полилась в безмерном множестве смола. Женщина продала ее и на вырученные деньги не только выстроила домик, но еще и питалась от продажи этой смолы, и удовлетворяла другие свои нужды.
     Одному иноку, подвизавшемуся близ монастыря святого Мины, на столпе, преподобный Григорий, предузнав о том Духом Святым, предсказал о близкой кончине, как и некоторым другим лицам. Неустанно работая над собой, свято соблюдая чистоту душевную и совершенствуясь в добродетелях христианских, преподобный Григорий имел великое дерзновение ко Господу и уготовал себя в жилище Святому Духу; с божественным рачением шел он тесным путем смиренномудрого подвига, непрестанным бодрствованием далеко прогоняя всякое небрежение и вражеские приражения, так что враг и во сне не мог действовать на его воображение и помыслы; согласно имени своему, он был воистину бодрствующим9 в отношении всех дел и помышлений и очистил душу и тело от всех страстей. Рукоположенный в сан иерея, он совершал божественные службы с сердцем сокрушенным и духом смиренным; превозношение и тщеславие он исторгнул совершенно. Более же всего хранил чистоту православия и в словах и в делах; поражая еретиков, сколько мог, он словами и писаниями учил поклоняться святым иконам и почитать их по преданию Церкви; многие города очистил он от скверны иконоборства и убеждал даже и самую кровь пролить за святые иконы, если бы то потребовалось, и сам готов был принять за них смерть и был мучеником по доброму произволению. Превыше всех добродетелей он имел постоянную святую молитву, всегда устремляя ум к Богу; песнословя и прославляя Его со святыми ангелами, он еще здесь получил залоги неизглаголанной радости вечного блаженства. Однажды ночью ему явился в видении Ангел Господень, вручивший ему пламенный меч для поражения всей силы бесовской и для отсечения от Церкви еретических мудрствований, а от сердца — греховных страстей. Иногда преподобный, занятый богомыслием, слышал ангельское пение: так был угоден он Богу и ангелам, что, еще находясь в смертном теле, удостаивался уже бессмертных, божественных наслаждений, сподоблялся слушать ангельское пение, которого «не слышало ухо» (1 Кор 2,9), и несказанно услаждаться им.
     Проведя в Солуни несколько лет, преподобный Григорий с одним из учеников своих пошел в Болгарию, тогда еще языческую, но, не дойдя до нее, возвратился. Когда ученик спросил его, отчего он так скоро переменил свое намерение, преподобный отвечал: «Мне хотелось побывать там, но вижу, что там солнце не светит».
     Этими словами он пророчески предвозвестил о тех беспорядках, которые вскоре после того там возникли, и во время которых кровь лилась рекой и вся страна была выжжена. Вслед за тем преподобный Григорий ходил из Солуни в Византию и оттуда на гору Олимп10, с которой снова возвратился в Солунь.
     Так подвизаясь и на земле помышляя о небесном, преподобный Григорий приблизился ко времени отшествия своего из этой жизни. Тяжко заболев от падучей болезни, он лежал неподвижно на одре и горячо молился Богу, чтобы Он освободил его от этой болезни и заменил ее другой — водяной. Бог услышал его молитву: освободив его от первой болезни, дал ему ту, о которой он просил. И так раздулось тело его, что казалось как бы мехом, наполненным воздухом. Оставив Солунь, преподобный с великим трудом прибыл в Константинополь, дабы противодействовать здесь ереси иконоборства11, и уже более не возвращался обратно. С собой он привел также двух учеников и сподвижников своих, Иосифа и Иоанна12. Первого из них он вскоре послал по просьбе православных иноков в Рим к папе Льву III13, чтобы просить у него помощи по случаю открывшегося гонения на святые иконы; но на пути туда был захвачен подкупленными императором иконоборцем Львом Армянином, морскими разбойниками и заточен на острове Кипр.
     Иосифу не суждено было более увидеть в живых своего великого учителя. Преподобный Григорий вскоре после этого предал чистую душу свою Господу. За двенадцать дней до кончины, он предузнал день своего отшествия и велел отвести себя в странноприимный дом, где 20 ноября тихо скончался14. Когда пришли погребать честное тело его, приблизился к нему с верой один больной, имевший тяжкую болезнь, так что не мог стоять прямо, но лицо его постоянно обращено было к земле. И вот представилось ему, что кто-то положил на него руку сзади, и он обратился с вопросом к стоявшему около него, не он ли коснулся его. Тот отвечал отрицательно, и больной узнал из этого, что это была сила Божия, осенявшая святого, который и даровал ему исцеление, — и он стал стоять прямо, совершенно исцелел от своей болезни. Другой мучим был духом нечистым, но как только приблизился ко гробу преподобного, демон оставил его.
     Один инок весьма мучим был плотской страстью и близок к падению, но, придя ко гробу святого, со слезами просил помощи, — и плотская брань прекратилась, и он прославил святого и возблагодарил Бога.
     Так, после многотрудного странствования земного преподобный Григорий достиг вечного покоя на небесах между святыми ангелами, видения и слышания которых он удостоился еще во время земной жизни своей, и теперь вместе с ними прославляет трисвятыми песнопениями Единого в Троице Бога во веки.

Тропарь преподобному Григорию Декаполиту
Тропарь, глас 3:
      Образ был еси воздержания, Божественным Духом вся просветив, правоверия течение совершил еси, учением мир просветил еси и зловерных обличил еси смыслы, отче преподобне Григорие, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак, глас 3:
      Светлое тя солнце Церковь познавает, добродетелей красотами и исцелений лучами всех просвещая, Христов угодниче. Темже празднуем честную память твою и почитаем подвиги твоя, всеблаженне отче, премудре Григорие.

Величание
      Ублажаем тя, преподобне отче Григорие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

     Прим.
  • 1 Десятиградие — по-гречески Декаполь — союз 10 городов в Исаврии, небольшой области в горах Малой Азии, на юге ее; Иринополь — один из этих городов. По имени, того союза городов преподобный Григорий и получил наименование Декаполита.^
  • 2 Здесь разумеются 40 мучеников Севастийских, память которых празднуется Церковью 9/22 марта.^
  • 3 Проконис — ныне Мармара, остров в западной часта Мраморного моря.^
  • 4 Лев III Исаврянин (716—741 гг.), в особенности сын его Константин Копроним (741—775 гг.) и сын и преемник последнего Лев IV Хазар (775—780 гг.).^
  • 5 Энос — приморский город-гавань на юге нынешней Румелии, на запад от Константинополя.^
  • 6 Христополь — иначе Емволы, город в Македонии на реке Стримоне, протекающей в 50 верстах от Солуни на северо-востоке.^
  • 7 Регий — город в юго-западной части Италии, на берегу Сицилийского пролива.^
  • 8 Сарацины — наименование арабов, кочующего разбойнического племени Аравии; впоследствии это наименование распространилось на всех магометан вообще.^
  • 9 Григорий с греческого значит бодрствующий.^
  • 10 Здесь разумеется гора Олимп Вифино-Мизийский, на севере Малой Азии, на границах Вифинии и Мизии, где процветало тогда монашество.^
  • 11 Это было в царствование императора Льва Армянина (813— 820 гг.). Этот император, будучи не в состоянии склонить патриарха Константинопольского Никифора к ереси иконоборческой, послал его в марте 816 года в заточение, равно и других епископов, игуменов и монахов, с дерзновением защищавших почитание св. икон, заточил в темницы в Константинополе или отправил в ссылку.^
  • 12 Преподобный Иосиф, известный в истории Церкви под именем Песнописца, (ум. в 883 г.); память его совершается Церковью 4/17 апреля. Преподобный Иоанн, ученик Григория Декаполита (ум. между 820— 850 гг.); память его совершается 18 апреля/1 мая.^
  • 13 Папа Лев III с 795 по 816 г.^
  • 14 Кончина преп. Григория Декаполита последовала в 816 г. — Преп. Иосиф не застал в живых своего учителя. Возвратившись через шесть лет из заточения в Константинополь, он имел лишь утешение осязать руками нетленное тело преп. Григория и поселился с учеником его Иоанном при гробе его. По кончине же Иоанна Иосиф, оставив это место, поселился при храме св. Иоанна Златоустого и положил в нем прославленные нетлением и чудесами мощи преп. Декаполита и ученика его Иоанна; спустя некоторое время недалеко от этого храма он основал обитель иноков во имя св. Николая Касульского и в нее перенес мощи преподобных. Иосиф же Песнописец написал и службу в честь преп. Григория. Мощи преп. Григория нетленные и целые находятся в настоящее время в Румынии в монастыре Быстрина Рымнинской епархии.^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Декабрь 2019
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.