Вход

Изображения в галерее

697.jpg
836_47.jpg
799_4.jpg

Главная

Житие святого Ионы, архиепископа Новгородского


Шитая икона: Архиепископ Иона. 1470-е годы.

     Святой Иона, в миру Иоанн, родился в конце XIV столетия. Когда ему было три года, его мать по воле Божией, предала Господу свою душу, а через четыре года после этого семилетний отрок остался полным сиротою. Но Господь не оставил его без Своего попечения. Он вложил мысль одной добродетельной вдовице Наталии Медоварцевой взять к себе бедного сироту на воспитание. С материнским попечением она заботилась об отроке Иоанне, который от рождения был слаб здоровьем и требовал хорошего и бдительного ухода. Наталья Медоварцева кормила, одевала отрока. Не оставила она его и без пищи духовной: она отдала его на обучение одному дьяку, у которого училось много других детей. Слабый от рождения, робкий вследствие бедности, святой отрок с самого поступления в училище сильно отличался от своих товарищей. Он не принимал участия в шумных детских играх, любил тишину и уединение, со всем усердием и старанием стал учиться и своими быстрыми успехами и добрым нравом все сильнее снискивал себе любовь у своей приемной матери.
     Однажды товарищи святого Иоанна после вечерни стали играть на улице. Благочестивый отрок был тут же. Он не принимал участия в игре своих сверстников, а только наблюдал за ними. В это время на улице показался какой-то не известный до этих пор в Новгороде человек, который походил на юродивого. Это был святой Михаил Клопский1. Пришедший из далекой области, никому еще до этих пор не известный в Новгороде, никого из жителей не знавший, он в первый раз был в Новгороде, еще до поступления своего в Клопский монастырь. Завидев человека, идущего в странном одеянии, дети толпой кинулись к нему и стали рассматривать его. Наиболее резвые стали смеяться над святым мужем, а иные даже бросали ему под ноги камни и сор. Святой Иоанн стоял вдали на улице. День клонился к вечеру. Уже сумерки спустились на землю и все окружающее стало скрываться во мраке. Но светло и ясно провидел святой Михаил будущее блаженного отрока. Не обращая внимания на шум и шалости детей, он направляется к Иоанну, берет его за волосы и, приподняв его выше себя, говорит: «Иван, прилежно изучай книги: быть тебе архиепископом в Великом Новгороде!»
     После этого он обнял ребенка, поцеловал его и удалился. Так святой Михаил, не зная прежде имени ребенка, предрек то, что действительно исполнилось через 50 лет, спустя 4 года после блаженной кончины самого святого Михаила.
     Между тем отрок Иоанн, достигнув совершеннолетнего возраста, решился посвятить себя служению Господу. Еще с самого детства он строго соблюдал все заповеди Христовы и любил уединение. Теперь он вознамерился принять на себя иноческое пострижение. В 50 верстах от Новгорода среди больших лесов, вдали от человеческого жилища, находилась Отняя пустынь. Сюда-то и поступил святой Иоанн. Архимандрит этой обители Харитон с любовью принял прибывшего и постриг его в иноки, дав ему имя Ионы. Строгую и суровую жизнь, исполненную великих иноческих подвигов, стал вести святой Иона. Его подвиги изумляли братию, так что иноки после смерти Харитона избрали единодушно святого Иону игуменом своей обители. На новой должности блаженный показал себя мудрым правителем, настоящим пастырем, кротким руководителем и опытным наставником. Слава о его трудах и подвигах быстро распространялась; вскоре о нем стало известно и в Великом Новгороде. Многие жители Новгорода и других мест стали приходить к святому, назидались его мудрыми наставлениями, просили его молитв и благословения. Многие стали делать пожертвования в обитель, так что под мудрым управлением святого Ионы скудная и бедная доселе средствами Отняя обитель стала процветать, число иноков ее умножалось, и все они подражали по мере сил своих святому Ионе.
     В 1458 году скончался святитель Новгородский Евфимий. Оплакиваемый всем народом, этот пастырь, пользовавшийся любовью и уважением, был с честью похоронен2. Новгородские граждане единодушно желали видеть на архипастырском престоле святого Иону. Тягостно было ему оставлять тихую Отнюю пустынь, но он не решался противиться желанию народному. В 1458 г. он прибыл в Новгород, а в 1459 г. был возведен в сан архиепископа Новгородского всероссийским митрополитом святым Ионою3. Новый архиепископ был украшен всеми добродетелями, так что новгородцы увидели в нем вполне достойного преемника почившего святителя Евфимия. Святой муж отличался своей любовью к пастве, особенно же он защищал бедных и сирых, памятуя о своем сиротстве. На нем вполне исполнились слова Иова: «Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я был глазами слепому и ногами хромому» (Иов 29,13—15). Не было человека, который бы мог дурно отозваться о святителе; все любили и желали его видеть, все, кто слышал его, получали наслаждение. Занимая такой высокий престол, он был со всеми кроток и прост. Всем он старался оказать какое-либо добро, дать мудрый совет. Не только одни новгородцы уважали своего владыку, но даже и московские князья любили святого Иону, почитали его и нередко посылали ему послания и получали от него совет. Ибо часто святитель пророчески предсказывал будущее, и слово его всегда в точности исполнялось. А в то время московские князья Василий Темный и сын его Иоанн III4 особенно недоверчиво относились к новгородцам, которые не могли забыть о прежней своей независимости от Москвы и посему не раз навлекали на себя гнев царский. Святитель Иона, пользовавшийся таким уважением у великих князей московских, защищал своих сограждан и смягчал царский гнев. Сами новгородцы просили у него ходатайства перед князьями московскими; часто также он своим властным словом прекращал их постоянные неурядицы и взаимные раздоры.
     Святителю приходилось нередко вступать в дела гражданские. Вскоре после его вступления на престол начались нестроения и в Церкви. Из Рима прибыл в Литву ученик лжемитрополита Исидора и вступил в управление западнорусской церковью. В Москве был созван собор, где было постановлено — не признавать его митрополитом. Сам Новгородский пастырь не был в Москве на этом соборе. Но митрополит московский прислал ему соборное определение и увещевал его крепко стоять за православие, укреплять в истинной вере свою паству, а заблудших убеждать и обращать к истине.
     Часто святителю приходилось усовещивать своих сограждан. В 1460 году в Новгород прибыл великий князь Московский Василий с двумя своими сыновьями, Юрием и Андреем. На этот раз он прибыл в Новгород с миром, ибо желал поклониться новгородским чудотворцам и собрать подать с жителей. Несколько лет тому назад он же приходил под Новгород с сильным войском и наказал новгородцев за их приязнь к его врагам. Некоторые жители, помня это, составили дерзкий замысел умертвить князя. Когда святитель узнал о таком безумном намерении, он немедленно явился в собрание заговорщиков. «Безумцы, — сказал им святитель, — что вы замыслили? Если вы и убьете великого князя, то чего вы добьетесь? Только одно несчастие и бедствие навлечете на Новгород. Его старший сын Иоанн, сведав о вашем злодействе, немедленно явится с сильным войском и опустошит страну».
     Это увещание сильно подействовало на заговорщиков; они сами ясно поняли свое положение.
     Новгородцы с честью приняли великого князя. Святитель также оказывал ему свое уважение. Великий князь часто беседовал с блаженным архипастырем и исполнял все его советы. Он полюбил его, как своего отца, и слушал его во всем. Особенно он уважал святителя за его добродетельную жизнь. Во время пребывания в Новгороде великого князя произошло дивное исцеление княжеского постельничего у раки мощей святого Варлаама Хутынского5. Этот молодой человек из рода бояр рязанских внезапно сильно занемог. Силы его быстро истощались. Наконец, он, казалось, совсем умер. Когда его поднесли к раке мощей святого Варлаама, он вдруг ожил и стал совершенно здоровым. Это удивительное чудо произошло на глазах самого великого князя, его бояр и других лиц. Прибывшие в Новгород признали, что этот город пользуется особенным покровительством свыше. Святитель Иона тут же повелел записать это чудо на память потомкам и возложил это дело на прибывшего со Святой горы Пахомия Логофета. Спустя некоторое время князь отправился обратно в Москву. Прощаясь со святым пастырем, великий князь приглашал его на совещание в Москву.
     Вскоре святителю пришлось отправиться туда. Князь разгневался снова на жителей Новгорода. Некоторые вельможи старались усилить нерасположение князя к новгородцам. Святой Иона, желая утолить гнев его, несмотря на свои годы, отправился в Москву, пренебрегая всеми трудностями далекого пути. Приближаясь к этому городу, он вспомнил великого защитника русской земли — преподобного Сергия Радонежского6 и дал обет по возвращении построить храм во имя этого славного подвижника и дивного угодника Божия. За 5 верст от Москвы святителя встретили бояре и несколько игуменов. Когда же святитель прибыл в город, митрополит Московский принял его с любовью. На княжеском дворе уже давно ждали святого архиепископа. Здесь его встретили бояре. На лестнице в великокняжий терем его взяли под руки дети Василия Васильевича. Сам князь был весьма рад видеть пред собою мудрого владыку. Он принял дань и подарки, которые святитель привез с собой из своего города. Во все время пребывания святителя в Москве, великий князь оказывал ему полное уважение. Он часто призывал его к себе, беседовал с ним о разных делах гражданских и церковных. Однажды он призвал к себе святителя новгородского и митрополита Московского и высказал свое недовольство на новгородцев. Он жаловался на них святому Ионе за то, что они готовы стать на сторону врагов русской земли — литовцев, оказывают мало уважения ему — великому князю, и даже сказал, что намеревается идти с войском на мятежных новгородцев, чтобы раз навсегда положить предел их смутам и своевольствам. Святитель Иона, как истинный пастырь, стал горячо заступаться за своих духовных чад; говорил князю, что ему многое передают неправильно, стараясь возбудить его гнев. Он просил Василия не обращать внимания на речи завистливых клеветников, не увлекаться гневом, но помиловать новгородцев.
     «Великий государь, не позволяй гневу овладевать твоим сердцем, не внимай клеветникам и завистникам, не карай многих невинных из-за горсти виновных, но отечески вразуми жителей нашего города и окажи им свою любовь и милость. Если же ты, не внимая мольбам нашим, строго станешь взыскивать с жителей Новгорода, то опасайся, чтобы и между твоими чадами не возникло разделения. Нет, князь, не подвигнись по клевете на твою вотчину, но милостиво воззри на народ твой. Не возлагай на него новых даней и повинностей. Знай, что уже дни твои приближаются к концу. Сын твой Иоанн воссядет на престоле великокняжеском после тебя. Вместе со своей паствой я буду возносить о нем молитвы Господу, да избавит его всесильная десница Божия от насилия безбожных татар, да возвысит его над всеми врагами и укрепит его державу, если он будет соблюдать заповеди Господни и с кротостью будет управлять своей землей».
     Слова эти сильно обрадовали великого князя, заветной мечтой которого было освобождение от ига татарского. Зная, что предсказания святого архиепископа в точности сбываются, Василий обещал святителю Ионе отложить всякий гнев на новгородцев и даровать им мир. Он дал в этом слово архиепископу перед митрополитом. По окончании этой беседы новгородский архипастырь прослезился. Недоумевая об этом, великий князь и митрополит спросили святителя о причине его слез. «Кто может, — ответствовал им святой, — унизить и смирить такой сильный и многолюдный город, как наш? Только сами граждане своими усобицами. Лишь о том молю Господа, чтобы не было этого во дни мои».
     Так святой Иона ясно предвидел будущее падение Новгорода. Зная это, он испросил у Василия и его сына Иоанна право суда для любимой Отней обители. Князья охотно исполнили просьбу святителя. Они дали ему грамоту с великокняжеской своей печатью.
     Великий князь так твердо верил словам новгородского владыки, что тогда же написал духовную. Назначив в ней уделы своим сыновьям и супруге, великий князь определил в ней собирать дань для татар только до тех пор, пока они еще имеют власть над русской землей. «Но наступит время, — говорит здесь Василий, — когда власть их рухнет, и Господь избавит русских князей от их ига — тогда князья уже не должны более вносить великому князю дани для уплаты ордынскому хану».
     После этого святитель новгородский отправился к своей пастве. Князь и бояре с честью провожали уважаемого архипастыря. С не меньшей любовью встретили граждане новгородские своего владыку, который так горячо ходатайствовал за них перед великим князем. Прибыв в свою епархию, святитель немедленно исполнил данное им обещание — построил первый в Новгороде храм в честь преподобного отца нашего Сергия Радонежского. Он со всяким благолепием украсил новый храм, снабдил его богослужебными книгами и иконами и часто посещал его. Святой Иона много заботился о духовном просвещении своей паствы; сам отличаясь большой начитанностью и глубоким знанием Божественного Писания, он желал, чтобы и духовные его чада могли поучаться и иметь для назидательного чтения жизнеописания знаменитых подвижников Новгородской области. Для сего, по согласию с митрополитом всероссийским святым Ионою, новгородский архипастырь поручил прибывшему со Святой горы ученому иноку Пахомию Логофету пересмотреть и написать некоторые жития святых. Кроме того, до нас дошло несколько богослужебных книг, писанных по благословению архиепископа Ионы.
     Вскоре после возвращения из Москвы митрополит всероссийский Иона прислал послание блаженному святителю новгородскому. Чувствуя приближение своей кончины, митрополит Иона еще раз желал увидаться с новгородским владыкой и насладиться его духовной беседой. Вместе с тем митрополит просил святого Иону, чтобы он принял лично участие в избрании достойного ему преемника и предал его самого погребению. Прочитав это послание, святой Иона прослезился и воскликнул: «Великой благодати лишается ныне Москва, а вместе с нею и вся русская земля».
     Однако, удрученный годами и болезнью ног, сам святой Иона не мог отправиться в Москву. Он послал святителю московскому грамоту, в которой, утешая его, писал: «Не скорби, что нам нельзя повидаться теперь, ибо мы свидимся уже в той жизни, по отшествии из бренного тела. Радостно будет тогда наше свидание, ибо мы воспримем тогда мзду от Самого Пастыреначальника».
     Избрание преемника святой Иона предоставлял Господу и освященному собору: «Кого Дух Святой изберет и благословит, того и я буду готов принять!»
     Святой митрополит московский Иона преставился 31 марта 1461 года. Зная святость его жизни, святитель новгородский поручил вышеназванному Пахомию Логофету составить канон. Вскоре после этого святитель Московский был причислен к лику святых.
     В 1462 году, по смерти Василия, на престол великокняжеский вступил сын его Иоанн III. Святой Иона отправился по делам в Москву к новому князю. Он напомнил ему о том, что предрек еще его отцу, прибавив: «Не презрит Господь молитвы стольких угнетенных, он рассеет орду, но пусть государь пребывает в благочестии и твердо хранит заповеди Божии».
     В то же время святитель просил великого князя подтвердить прежнюю грамоту для Отней пустыни, чтобы эта обитель имела право суда. Иоанн, глубоко уважавший святителя, охотно исполнил его просьбу. Он подтвердил грамоту, данную его отцом, и приложил к ней печать со своим собственным изображением.
     В то время произошло печальное разделение Русской Церкви. Григорий, посвященный в епископы в Риме, объявил себя митрополитом Русским и, принятый благосклонно королем польским, стал управлять церковными делами в юго-западой России, подвластной тогда польскому королю. Об этом деле многие православные и сам великий князь писали святителю, прося его содействия и поддержки. Святой Иона, сам твердый в православии, всячески противодействовал такому разделению и много поучал свою паству, убеждая ее не оставлять старой веры православной и оставаться верной престолу Московского митрополита; как истинный пастырь, он смело и безбоязненно разрушил все происки врагов православия и охранял свое словесное стадо.
     Немало трудов понес святой Иона. Своим мудрым словом, своей любовью, он не раз погашал раздор между новгородцами и псковичами. Жители Пскова, тяготясь зависимостью от новгородского владыки, стали просить, чтобы великий князь назначил им в Псков особого епископа. Они даже захватили часть земель и угодий, которые принадлежали архиепископу Новгородскому. Но великий князь не исполнил их просьбы, повелев им во всем повиноваться блаженному святителю новгородскому и возвратить несправедливо ими захваченное. Псковичи так и сделали. Много содействовал этому своим примером и сам святой Иона. Он даже не потребовал от псковичей никакого вознаграждения за убытки, причиненные ими архиерейской кафедре. Видя его любовь и бескорыстие, большая часть псковичей стала еще больше уважать его и оказывать ему должную честь.
     Святой Иона много заботился о построении и украшении храмов Божиих. Кроме построения храма в честь преподобного Сергия Радонежского, святитель заботился о своей любимой Отней обители, где начались его иноческие труды и подвиги. Он построил здесь каменный храм во имя Трех Святителей и великолепно его украсил. Для этого он вызвал самых лучших иконописцев и щедро расточал свое имение, чтобы обильно снабдить новый храм священными предметами и книгами. К этой церкви он пристроил еще другую в честь Крестителя Господня Иоанна Предтечи, имя которого он носил еще в миру. В этом храме он собственными руками ископал себе могилу и завещал предать здесь погребению свое тело. В Отней обители святой архипастырь построил еще храм во имя святителя Николая. В самом Новгороде он возобновил и украсил Димитриевскую церковь на Торговой стороне, по преданию, первоначально построенную в память победы Димитрия Донского над Мамаем.
     За благочестивую жизнь мудрого святителя уважали не только великие князья московские, но даже тверские, смоленские, полоцкие и литовские. Новгородская область, управляемая святым Ионою, пользовалась во все время святительства этого блаженного миром и особым покровительством свыше. Граждане, внимая его поучениям, имели любовь друг к другу; даже самая земля отличалась тогда особенным плодородием. Все это было по молитвам святого. Только однажды новгородская и псковская земля подверглась страшному бедствию. С конца 1466 года открылось моровое поветрие, которое известно под именем «Симоновского мора». У больных опухали железы и на третий или четвертый день они умирали. В следующем 1467 г. болезнь вспыхнула с новой силой. Во всей новгородской земле умерло 220 652 человека. Великая скорбь и смятение охватили жителей. Но еще более болел душой за своих духовных чад сам архипастырь. Он утешал их и непрестанно молился Господу о прекращении этого страшного бедствия. И молитва его была услышана. В Неревском конце при Зверинском монастыре было устроено большое кладбище для погребения умерших. Однажды во время молитвы святитель услышал глас: «Ступай с крестами в сопровождении всего освященного собора в Неревский конец в Зверин монастырь в храм Покрова Пресвятая Богородицы на кладбище. Ступай туда, где явился образ святого праведного Симеона Богоприимца. Поставь там в честь его храм, и мор прекратится».
     Святитель возвестил об этом гражданам, и утром, 1 октября, в день памяти Покрова Пресвятая Богородицы, новгородцы были свидетелями нового дивного чуда. В этот день святитель со всем своим клиром и гражданами направился в указанное место и, преклонив колена перед иконою Симеона Богоприимца, со слезами молился Господу об утолении гнева небесного. В это время народ стал сносить бревна, и в один день была построена церковь. Святой Иона в тот же день освятил ее и совершил в ней Божественную литургию. С того дня моровое поветрие прекратилось. В следующем 1468 г. святитель Иона на месте этой деревянной церкви воздвиг каменный храм в честь праведного Симеона, который сохраняется и до сего дня, свидетельствуя о неизреченной милости Божией.
     В то время начал основываться Соловецкий монастырь. Святитель Иона оказывал великую помощь и содействие новой обители. Вместе с мирскими властями Новгорода он дал святому Зосиме грамоту, по которой отдавал во владение новой обители весь Соловецкий остров со всеми угодьями.
     Много добра оказывал всем новгородский святитель; немало трудов ему пришлось перенести. Чувствуя приближение своей кончины, он написал духовную, где завешал похоронить тело его в Отней обители. Причастившись Святых Таин, он мирно отошел ко Господу 5 ноября 1470 года. С подобающей честью новгородская паства предала погребению тело своего любимого пастыря, наставника и заступника. Честное тело его было положено в Отней обители в могиле, приготовленной им самим при церкви святого Иоанна Предтечи. До сорока дней братия не закрывали землей могилу. Господу было угодно прославить нетлением останки Своего славного угодника. Братия Отенской обители и другие лица сильно дивились, когда видели, что тело святителя не издавало ни малейшего запаха тления. Уже прошло сорок дней со дня кончины праведника, но никто не ощущал запаха гниения. Тогда братия, твердо веруя, что Господу будет угодно открыть мощи Своего угодника, не покрыли гробницы землей, а только сделали из дерева поверх могилы возвышение. Это чудо было тем более удивительно, что место, где стояла церковь, было низко и земля там была влажна и сыра.
     Действительно, надежды верующих не были напрасны. Прошло уже около ста лет, когда Господь благоизволил чудесно прославить Своего верного служителя и подвижника Это было самое тяжелое время для жителей Новгорода. При царе Иоанне Васильевиче Грозном и при архиепископе новгородском Леониде 13 сентября утром в Отенской обители вдруг загорелась хлебопекарня. Сильный ветер много способствовал пожару. Пламя, охватив все монастырские храмы, с неудержимой силой распространялось все далее и далее. Огонь даже охватил Предтеченскую церковь, где была гробница с мощами святого Ионы. Видя такую опасность, двое простых людей, чтивших память святого архиепископа, бросились в Предтеченскую церковь, разобрали деревянное покрытие над гробницей и вынесли ее на монастырскую площадь. Тяжелый дубовый гроб показался им необыкновенно легким. Между тем огонь охватил все здания, бывшие около монастырской площадки, так что грозил самим мощам. Но удивительное зрелище представилось тогда всем: огонь почти совсем окружил гробницу, но нимало ее не повредил. Некоторые пытались было унести гробницу, но не могли ее поднять. Тогда все поняли, что сам Господь невидимой Своей силой хранит мощи святого от огня.
     Милосердый Господь благоволил и по смерти святителя прославлять его: от гроба его истекает река чудотворений. Всякий, кто припадал к раке мощей его или с верою призывал в молитвах его святое имя, получал исцеление, каким бы ни был одержим недугом. Упомянем здесь о важнейших чудотворениях святого Ионы.
     Инок Отенской обители Сильвестр с послушником Климом был однажды послан в Москву для подтверждения прежних царских грамот, которые он вез с собой. От Вышнего Волочка посланные отправились далее на лодке. Вместе с ними ехал один богатый купец. Кормчий, побуждаемый диаволом, решил воспользоваться деньгами, которые имел при себе купец. В бурном месте реки он направил лодку на камень. Лодка опрокинулась, и все, бывшие в ней, упали в воду. Кормчий за свой злой умысел был наказан праведным судом Божиим: он потонул, все же прочие стали один за другим выплывать к берегу. Спасся и послушник Клим. Наконец все собрались на берегу, не видно было только одного инока Сильвестра. Он не умел плавать. Все уже были уверены, что он погиб, как вдруг увидели свою лодку, прибитую волнами к берегу и в ней старца Сильвестра. Это чудо поразило всех. Радовались иноки о своем спасении; одно печалило их: царские грамоты вместе с другими вещами пропали при крушении. Немало горевали они о том и взывали к святителю Ионе, прося его помочь им, и молитвы их были услышаны: при вечернем сумраке они заметили на поверхности реки какой-то плывший к берегу предмет. Осенив себя крестным знамением, Клим бросился в волны и, подплыв, к великой своей радости, увидел кожаную сумку, в которой они везли царские грамоты. Вода чудным образом не испортила грамот; даже подписи царские были в полной сохранности. Возблагодарив Господа и Его угодника святого Иону, они отправились в дальнейший путь и, прибыв в Москву, скоро с успехом исполнили возложенное на них дело.
     Однажды, в смутное время, по реке Волхову плыли казаки, которые опустошали деревни и грабили жителей, не щадя никого. Они приблизились к монастырскому селению и уже намеревались напасть на него. Атаман спросил: кому принадлежит это селение? Один крестьянин, по имени Георгий, ответствовал: «Это селение принадлежит Отенской обители, святому отцу и великому чудотворцу Ионе, архиепископу новгородскому».
     Услышав имя святителя, атаман строго наказал своим товарищам — никого и ничего не трогать в этом селении. Когда его спросили, почему он запрещает им это, он сказал: «Однажды на меня прогневался государь и велел казнить меня смертью, а я, окаянный, вспомнив о великом и милостивом чудотворца Ионе, со всем усердием, как только мог, вознес к нему свою недостойную молитву, чтобы он защитил меня от царского гнева. В это самое время и было получено от царя повеление об отмене моей казни. С той поры я постоянно благодарю своего скорого заступника святого Иону».
     Много и других чудес произошло от мощей святого Ионы. Будем и мы всегда призывать в молитвах этого славного святителя, славя Триединого Бога. Аминь.

Тропарь святителю Ионе, архиепископу Новгородскому
Тропарь, глас 5:
      Исправление веры, и образ кротости, и якоже сад посреде рая, преподобными делы твоими мир просвещаеши, и сего ради к честней раце твоей любовию прикасаемся, и верно вопием: предстани в помощь воспевающым память твою светоносную, отче Ионо, и моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 5:
      Свыше приял еси божественную благодать, ходатайствовати Богу и человеком, яко архиерей возношение вознося, и мир людем твоим снося, и обилие плодов, Ионо блаженне: ты бо еси великаго Новаграда похвала, и сущих о нем радость.

Величание
      Величаем тя, святителю отче Ионо, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     Прим.
  • 1 Преподобный Михаил Клопский, Новгородский чудотворец (ок. 1453-1456 г.). Его память 11/24 января.^
  • 2 Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, чудотворец (1458 г.). Память его 11/24 марта.^
  • 3 Святитель Иона, митрополит Московский и всея России, чудотворец (1461 г.). Память его 31 марта/13 апреля. Он занимал архипастырский престол в Москве от 1448 до 1461 г.^
  • 4 Василий Темный был великим князем от 1425 до 1462 г., а его сын Иоанн III от 1462 до 1505 года.^
  • 5 Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец (1192 г.). Память его 6/19 ноября.^
  • 6 Преподобный Сергий, игумен Радонежский (1392 г.) Память 25 сентября/8 октября и 5/18 июля (обретение мощей).^


  • Свт. Димитрий Ростовский

    Православный календарь

    Ноябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    30 31 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 1 2 3

    События календаря

    Нет событий

    Обсуждение на форуме


    Статистика:Каталоги:Рекомендуем:
    Яндекс.Метрика
    Яндекс цитирования HD TRACKER - фильмы DVD, кино, HDTV, Blu-Ray, HD DVD, скачать, torrent, торрент
    Все материалы публикуются исключительно с разрешения правообладателей. ©   | Поддержка сайта - Дизайн студия КДК-Лабс 2005-2011 гг.